Кто подлежит обязательному социальному страхованию

Страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;

индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

К страхователям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приравниваются:

адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств,

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой),

члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.

Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные Федеральным законом N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Фонд социального страхования РФ 3 и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

При наступлении страхового случая потерпевший вправе обратиться за возмещением причиненного вреда к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Также потерпевший при определенных условиях может предъявить требование о прямом возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность (прямое возмещение убытков) (ст. 1, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного при использовании транспортного средства, может осуществляться страховщиком путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или (например, в случае полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего) в форме страховой выплаты в пределах определенной договором суммы (п. п. 15.1, 16.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

При этом предельный размер страховой суммы зависит от вида причиненного вреда и составляет: 500 000 руб. – за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего; 400 000 руб. – за причинение вреда имуществу потерпевшего (ст. 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного при использовании транспортного средства, может осуществляться страховщиком путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или (например, в случае полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего) в форме страховой выплаты в пределах определенной договором суммы (п. п. 15.1, 16.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Система социального страхования. Кто есть кто?

В этом материале мы поговорим о тех, кто подлежит обязательному социальному страхованию на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также узнаем, кто такие страхователи и страховщики, какие функции они выполняют.

Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством» от 26.12.2006 № 255 – ФЗ это граждане России и иностранцы, постоянно или временно проживающие в нашей стране, а также лица, без определенного гражданства:

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Ст. 2 Закон о социальном страховании 255-ФЗ в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

  • 1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
  • 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
  • 3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
  • 4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
  • 5) священнослужители;
  • 6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Что такое страховой случай?

Право застрахованного на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая (п. 1 ст. 7 Закона №125-ФЗ). Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Итак, несчастным случаем на производстве является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом №125-ФЗ случаях. Такое увечье работник может получить:

  • на территории страхователя (организации);
  • за пределами территории либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода данного работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Отметим, что согласно п. 1 ст. 7 Закона №125-ФЗ право на получение страховых выплатв ситуации смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

Типы финансовой поддержки данным лицам

На государственном уровне разработана практичная схема финансовой поддержки застрахованных в обязательном порядке лиц и членов их семей. Получить денежную поддержку они могут в одном из предложенных форматов: в виде страховой одноразовой выплаты, в форме единовременного пособия по факту утраты трудоспособности на время восстановления здоровья. Также выплаты производятся в формате регулярных пособий при наступлении инвалидности и полной утрате здоровья.

В некоторых случаях фондом выплачиваются пособия, направленные на покрытие дополнительных издержек, связанных с прохождением лечения или пребыванием в заведениях санитарно-курортного типа. Это может быть оплата расходов, связанных с необходимой медицинской, социальной или профессиональной реабилитацией после лечения или вследствие наступления иных страховых случаев.

Не выплачиваются средства социального обязательного страхования лицам, которые работают неофициально по отдельным категориям выплат — в связи с травмами во время производственных процессов, по болезням. Сюда же относятся те работники, которые ведут незарегистрированную частную деятельность.

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Дуденкова М.Б., аспирантка кафедры трудового права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Среди основных задач трудового законодательства, закрепленных в ст. 1 ТК РФ, указано правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Право на обязательное социальное страхование относится к основным правам работника (ст. ст. 21, 219 ТК РФ). Одновременно ТК устанавливает корреспондирующую обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование (ст. 22 ТК РФ).

Одним из специальных федеральных законов, посвященных этим вопросам, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . В соответствии со ст. 7 этого Закона право на получение страхового обеспечения возникает со дня наступления страхового случая. Страховой случай представляет собой подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (ст. 3).

СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. С. 3803.

Таким образом, Закон закрепляет три квалифицирующих признака страхового случая:

  • факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке;
  • принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных лиц;
  • наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.

При отсутствии хотя бы одного из них теряется право на обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание определено в Законе как острое или хроническое заболевание застрахованного лица, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 1 августа 2007 г. N 514 .

Российская газета. N 258. 17.11.2007.

Наступление стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается бюро медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акта о профессиональном заболевании . Результаты освидетельствования оформляются протоколом и актом, которые подписываются руководителем бюро и заверяется печатью. Инвалиду выдается справка об инвалидности с указанием причины инвалидности.

БНА. N 2. 13.01.2003.
СЗ РФ. 25.12.200. N 52 (часть II). С. 5149.

Остановимся более подробно на круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В него включаются:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с работодателем (страхователем);
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, в котором содержится условие об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое или юридическое лицо (организация), вступившая в трудовые отношения с работником. Для осуществления деятельности юридические лица должны открыть счет в банке, а следовательно, зарегистрироваться в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ (ФСС) в качестве плательщиков взносов (страхователей) в соответствии с установленным им классом профессионального риска. По Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 класс профессионального риска определяется на основании интегрального показателя, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на страховое обеспечение .

СЗ РФ. 12.12.2005. N 50. С. 5300.

Класс профессионального риска определяется по основному виду экономической деятельности. Для коммерческих организаций таким видом деятельности является тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Для некоммерческих организаций им является тот вид деятельности, в котором было занято наибольшее количество работников.

В зависимости от класса профессионального риска исполнительный орган ФСС устанавливает для работодателей (страхователей) тариф страхового взноса.

Фактическое отношение расходов по страховому обеспечению работников, пострадавших при исполнении трудовых обязанностей в истекшем году, к начисленным страховым взносам может превышать величину интегрального показателя по основному виду экономической деятельности из-за высокого уровня производственного травматизма или быть ниже этого показателя, т.к. страхователь принял меры по улучшению охраны труда. Индивидуализация страховых взносов с учетом уровня производственного травматизма осуществляется исполнительным органом ФСС путем установления скидок и надбавок к страховому тарифу.

На практике страхователи стремятся заявлять в качестве основного тот вид экономической деятельности, по которому установлен более низкий страховой тариф.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 31 января 2006 г. N 55 страхователи (юридические лица) обязаны ежегодно подтверждать вид экономической деятельности путем подачи в исполнительный орган ФСС заявления вместе со справкой и пояснительной запиской к бухгалтерскому балансу за предыдущий финансовый год . Но проверить достоверность представленных сведений исполнительный орган ФСС во многих случаях не имеет реальной возможности, т.к. это требует проверки хозяйственной деятельности страхователя за истекший период в полном объеме. Учитывая, что подтверждение основного вида экономической деятельности должно происходить практически одновременно в отношении четырех миллионов зарегистрированных страхователей, приходится сделать вывод о том, что норма о подтверждении основного вида экономической деятельности носит формальный характер.

БНА. N 10. 06.03.2006.

Для индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности считается тот, который указан в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Но в отличие от юридических лиц они не обязаны ежегодно подтверждать основной вид экономической деятельности.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (т.е. “самозанятые”), платят взносы за своих работников. Но они не имеют права платить взносы за себя, хотя это не значит, что с ними не может произойти несчастный случай при осуществлении зарегистрированной профессиональной деятельности и они не нуждаются в защите от профессионального риска. Возможным вариантом решения данной проблемы является предоставление им права вносить взносы за себя в добровольном порядке по аналогии с уплатой взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов.

Что касается физических лиц, принимающих работников по трудовому договору на работу для личного обслуживания (например, горничных, поваров, садовников, водителей, гувернанток и др.), а также для оказания помощи по ведению личного подсобного хозяйства, то они также не могут зарегистрироваться в исполнительном органе ФСС в качестве страхователей. Это происходит потому, что нормативными правовыми актами для них не определен вид экономической деятельности для установления тарифа страхового взноса. В результате работники, выполняющие работу по трудовому договору в домашнем хозяйстве физических лиц, “выпадают” из круга застрахованных лиц и не приобретают права на страховое обеспечение при наступлении несчастного случая на работе.

Для устранения этого пробела в правовом регулировании необходимо привести Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, гарантирующим право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний всем категориям работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании трудового договора. В этих целях в нормативном порядке необходимо определить процедуру постановки на учет в качестве страхователей физических лиц и размер взносов, который они обязаны уплачивать (это может быть тариф для самого низкого класса профессионального риска).

В отношении страхования лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых страхователем к труду, российское законодательство соответствует рекомендации Международной организации труда от 8 июля 1964 г. N 121 “О пособиях в случаях производственного травматизма”. Статья 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. устанавливает, что осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания наказания, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Если осужденный исполнял трудовые обязанности в исправительном учреждении, страхователем является данное исправительное учреждение. При осуждении без лишения свободы страхователем является организация, с которой осужденный состоял в трудовых отношениях .

Письмо Фонда социального страхования РФ и Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 16 июля 2002 г. N 02-08/07-1809П, N 18/19/6-89.

По правилам привлечения к труду осужденных, закрепленным в ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Читайте также:  Можно получить страховку после выплаты кредита

Не имеет четкого правового решения и вопрос о распространении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на членов сельскохозяйственных кооперативов. Ответ на него зависит от оценки сферы действия трудового права. В литературе высказана позиция, что нормы трудового права регулируют трудовые отношения во всех организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности . Однако данную точку зрения разделяют далеко не все специалисты в области трудового права. В частности, О.В. Смирнов считает, что члены кооперативов являются собственниками орудий и средств производства, поэтому их не следует относить к субъектам несамостоятельного труда, трудовые отношения которых образуют предмет трудового права .

Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. М.: Проспект, 2005. С. 104.
Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2003. С. 22.

А.М. Лушников и М.В. Лушникова полагают, что отношения между членом кооператива и кооперативом представляют собой неразрывное единство имущественных и трудовых элементов как особой формы коллективного предпринимательства и регламентируются гражданским законодательством .

Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. М.: Проспект, 2003. С. 112 – 113.

И.К. Дмитриева отмечает, что по законодательству о производственных и сельскохозяйственных кооперативах их члены не имеют статуса работников, хотя такое ограничение сферы действия трудового права нельзя признать оправданным .

Куренной А.М. Трудовое право России: Учебник М.: Юрист, 2004. С. 101.

Неопределенность правового статуса работающих членов кооперативов вызывает непоследовательность тех указаний, которые даются ФСС РФ своим исполнительным органам. Так, в письме ФСС РФ от 13.04.2000 N 02-18/07-2515 говорилось, что данный вид обязательного социального страхования охватывает только наемных работников, но не распространяется на работающих членов производственных кооперативов. Позднее позиция ФСС изменилась. В письме ФСС от 29.09.2004 N 02-18/06-6549 разъяснялось, что члены сельскохозяйственных кооперативов подлежат обязательному социальному страхованию в случае, если они являются работниками данных кооперативов, т.е. между указанными лицами и кооперативами заключены трудовые договоры в соответствии с ТК РФ, а кооперативы зарегистрированы в соответствующих исполнительных органах ФСС в качестве страхователей. Однако такой подход не вполне согласуется с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” (ред. от 03.12.2008) , который допускает труд в кооперативах по трудовому договору только для лиц, не являющихся членами кооператива. Вместе с тем согласно п. 5 ст. 40 кооператив вносит в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования отчисления от доходов. Однако, поскольку в специальном Законе, посвященном обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, работающие члены кооперативов не указаны в числе лиц, подлежащих данному виду социального страхования, сельхозкооперативы не платят взносов на их страхование от профессионального риска.

Экономика и жизнь. N 44. 2004.
СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. С. 4870.

Чтобы не допускать ограничения права членов сельскохозяйственных кооперативов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ и включить их в круг названных лиц путем прямого указания.

Организации, принимающие лиц по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг, стремятся сэкономить собственные средства на данном виде обязательного социального страхования и не включают соответствующего условия в содержание гражданско-правовых договоров. Представляется, что на них следует возложить такую обязанность в императивном порядке.

Письмо Фонда социального страхования РФ и Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 16 июля 2002 г. N 02-08/07-1809П, N 18/19/6-89.

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

  • а) физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • 6) физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • в) физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Действие Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

  • а) физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • 6) физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • в) физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

ст 2 . Закон 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2020

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

Что такое обязательное социальное страхование? Обязательное социальное страхование на производстве

Обязательное социальное страхование – это контролируемая, фиксированная и гарантийная система, которая полностью контролируется действующим государством. Она была разработана для социальной поддержки престарелых людей и нетрудоспособных граждан.

Такая система слаженно работает на протяжении многих лет благодаря профессиональным коллективам и квалифицированным специалистам, которые досконально владеют законодательной базой.

В случае обращения граждан за помощью персонал любой контролирующей государственной организации предоставит её.

Кроме этого, их работа заключается в консультировании, оформлении необходимых документов, начислении или выплате материальной помощи.

Такая система слаженно работает на протяжении многих лет благодаря профессиональным коллективам и квалифицированным специалистам, которые досконально владеют законодательной базой.

Субъекты отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности

Субъектами, т.е. участниками общественных отношений по страхованию на случай временной нетрудоспособности, являются застрахованные лица, страхователи, страховщик.

Застрахованные лица. Круг застрахованных лиц включает следующие категории:

  • • лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в соответствии с законом;
  • • лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и уплачивающие за себя страховые взносы.

К первой категории — лиц, подлежащих обязательному страхованию, — относятся граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов [1] ).

В данную категорию застрахованных входят:

  • — лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества [2] ;
  • — государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
  • — лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
  • — члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
  • — священнослужители;
  • — лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Судебная практика

Специфика государственной службы РФ, в том числе правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определены Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [3] . Пункт 104 этого Положения предусматривает предоставление сотрудникам отпуска по болезни с сохранением денежного довольствия. В связи с этим исключение их из системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, которым в соответствии с п. 104 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ гарантируется предоставление оплачиваемого отпуска на время болезни [4] .

Во вторую категорию входят:

  • — адвокаты;
  • — индивидуальные предприниматели;
  • — члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • — физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой);
  • — члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

Важно запомнить!

Лица из второй категории, поскольку они заняты самостоятельным трудом, в отношениях по социальному страхованию выступают одновременно и страхователями (в отношении самих себя как застрахованных лиц). Застрахованные из этой категории приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного законом.

Права застрахованных на случай болезни связаны прежде всего с правом на страховое обеспечение при наступлении страхового случая. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Лица, заключившие трудовой договор, становятся застрахованными с момента заключения трудового договора и остаются ими до момента его прекращения. Однако право на получение страхового обеспечения имеют также лица, у которых временная нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам, а также бывшие военнослужащие, заболевшие в течение месячного срока после увольнения с военной службы по призыву.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

Обеспечение федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов РФ на случай временной нетрудоспособности может осуществляться и в формах иных выплат, устанавливаемых нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, и финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Наряду с основным правом на получение страхового обеспечения застрахованные лица имеют право:

  • 1) беспрепятственно получать от страхователя справку о сумме заработка, информацию о начислении страховых взносов;
  • 2) получать от страхователя консультации по применению законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности;
  • 3) получать от страховщика бесплатную помощь [5] , необходимую для получения страхового обеспечения в виде консультаций, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах;
  • 4) обращаться к страховщику с запросом о проведении проверки правильности выплаты страхователем страхового обеспечения;
  • 5) защищать лично или через представителя свои права, в том числе в судебном порядке.

Застрахованные лица обязаны:

  • 1) представлять страхователю, а в случаях, указанных в законодательстве, страховщику достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение и (или) страховщиком оказывается бесплатная помощь застрахованному лицу;
  • 2) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения;
  • 3) соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях;
  • 4) выполнять иные требования, установленные законодательством.

В случае невыполнения застрахованными лицами установленных для них обязанностей, страховщик вправе взыскать с них причиненный ущерб в соответствии с законодательством РФ.

Страхователи. Это лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

К ним относятся:

  • • организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;
  • • индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Страхователями с особым статусом являются лица, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам. Это обусловлено тем, что данную категорию страхователей формируют те, кто самостоятельно обеспечивают себя доходной занятостью.

Обязанности страхователя по данному виду страхования связаны прежде всего со своевременной постановкой на учет [6] и уплатой в срок и в надлежащем размере страховых взносов. Правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов страхователями (определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов [7] , сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов), а также отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон о страховых взносах) [8] .

Помимо этого, на страхователя возложена обязанность производить выплату страхового обеспечения при наступлении страховых случаев, в том числе и за счет собственных средств.

Так, при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается:

  • — застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС;
  • – застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию — за счет средств бюджета ФСС с первого дня временной нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности любым категориям застрахованных в остальных случаях выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета ФСС с первого дня временной нетрудоспособности.

Страхователь, таким образом, выступает своеобразным агентом страховщика, осуществляя за него выплаты страхового обеспечения в адрес застрахованных, но в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Это положение основано на принципе экономии числа расчетно-финансовых операций: работодатель начисляет и выплачивает пособия застрахованным через свою бухгалтерию, а затем уменьшает подлежащую перечислению в ФСС сумму взносов на сумму выплаченных пособий (за исключением трехдневного размера пособий по болезни и травме, выплачиваемого работодателем за счет собственных средств).

Страхователи также обязаны.

  • 1) выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению после прекращения работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска но беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы не начислялись;
  • 2) вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам и расходам на выплату страхового обеспечения;
  • 3) предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов и расходами на выплату страхового обеспечения;
  • 4) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства.

Страхователи имеют право:

  • 1) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;
  • 2) осуществлять проверку сведений о другом страхователе, выдавшем застрахованному лицу справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, путем направления запроса в территориальный орган страховщика.
Читайте также:  Обязательное страхование жизни

Страховщик. По данному виду страхования страховщиком является Фонд социального страхования РФ. ФСС и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Правовой статус и порядок организации деятельности ФСС определяются специальными нормативными актами [9] . Его права и обязанности как страховщика определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Как страховщик по социальному страхованию на случай болезни ФСС участвует в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; осуществляет регистрацию страхователей и обеспечивает сбор средств на страхование на случай болезни; осуществляет контроль за расходованием средств страхователями; рассматривает споры между застрахованными и страхователями по поводу предоставления страхового обеспечения. В ряде случаев на страховщика возлагаются и функции по выплате страхового обеспечения.

В рамках контроля за сбором и расходованием средств социального страхования страховщик имеет право:

  • 1) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в ФСС суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
  • 2) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
  • 3) осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности;
  • 4) предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Страховщик имеет право запрашивать документы (сведения), необходимые для оказания бесплатной помощи застрахованному лицу, назначения и выплаты пособий, подтверждающие наличие оснований для предоставления страхового обеспечения, у страхователя или застрахованного лица, если необходимые документы (сведения) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных названным органам организаций или если необходимые документы (сведения) включены в перечень, определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Страховщик наделен также правом представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями.

Страховщик обязан:

  • 1) осуществлять управление средствами обязательного социального страхования;
  • 2) составлять проект бюджета ФСС и обеспечивать его исполнение в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • 3) вести учет средств обязательного социального страхования;
  • 4) выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов;
  • 5) не разглашать без согласия застрахованного лица сведения о результатах его медицинских обследований (диагнозе), получаемых им доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Страховщик выполняет функции по выплате страхового обеспечения застрахованным из числа лиц, добровольно вступивших в отношения по социальному страхованию, — во всех случаях, иным категориям застрахованных лиц — в случаях прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, либо отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, а также при отсутствии возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу.

Страховщик несет обязанность по оказанию застрахованным бесплатной юридической помощи необходимой для получения страхового обеспечения. Бесплатная помощь оказывается в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представления интересов застрахованного лица в судах.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в целях получения застрахованными лицами пособий по временной нетрудоспособности в тех случаях, когда страховое обеспечение выплачивает ФСС.

В рамках пилотного проекта, реализуемого в 20 субъектах РФ [10] [11] , территориальные органы ФСС производят выплату страхового обеспечения любым застрахованным лицам самостоятельно.

  • 1) представлять страхователю, а в случаях, указанных в законодательстве, страховщику достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение и (или) страховщиком оказывается бесплатная помощь застрахованному лицу;
  • 2) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения;
  • 3) соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях;
  • 4) выполнять иные требования, установленные законодательством.

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;

физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

47. Возмещение ущерба пострадавшим. Размер ежемесячной страховой выплаты.
Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованному в течение всего периода утраты профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лицам, имеющим право на их получение:

· несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;

· учащимся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

· женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60лет,- пожизненно, если на момент смерти застрахованного они находились на его иждивении;

· инвалидам, находившимся на иждивении умершего на момент его смерти в результате несчастного случая на производстве – на срок инвалидности.

· одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими возраста 14 лет, либо изменения состояния его здоровья.

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного до наступления страхового, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

При расчете утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда (дохода) как по месту его основной работы, так и по совместительству. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск, сумма выходного пособия при увольнении, отпуск.

Размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.

За предоставление недостоверной информации о размере средней заработной платы руководители и главные бухгалтера организаций – причинителей вреда несут юридическую ответственность.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Согласно статьи 7 Федерального закона от 28.11.2009 г. 292-ФЗ в 2010 году размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не может превышать 49520 рублей.

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней ( в случае смерти застрахованного – не позднее 2 дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню. Ежемесячные страховые выплаты производятся на основании приказа регионального отделения непосредственно пострадавшему либо лицам, имеющим право на страховое обеспечение в случае смерти застрахованного.

Основанием для назначения ежемесячных страховых выплат от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний являются следующие документы:

· заявление застрахованного в региональное отделение;

· акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании; заключение учреждения медико-социальной экспертизы об установлении – степени утраты профессиональной трудоспособности, либо, в случае смерти застрахованного

· копия свидетельства о смерти и заключение учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве;

· заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;

· справка о среднемесячной заработной плате застрахованного;

· заявление о выборе периода среднемесячного заработка для расчета ежемесячной страховой выплаты;

· справка о периоде выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

· копия трудовой книжки (заверенная) или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;

· гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов; заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного (ПРП).

· справка о степени тяжести (315y);

· справка о заключительном диагнозе (316у);

· справка жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе умершего застрахованного;

· справка о нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;

· документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении умершего застрахованного или установленные права на получение от него содержания;

· справка учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в учебном учреждении по очной форме обучения;

документ, подтверждающий, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего, занятый уходом детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает.

47. Возмещение ущерба пострадавшим. Размер ежемесячной страховой выплаты.
Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованному в течение всего периода утраты профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лицам, имеющим право на их получение:

Подлежит ли он обязательному социальному страхованию?

5.Семенов 3 года работал по трудовому договору в ОАО «Шахтострой». В период работы Семенов получил заболевание и в дальнейшем был признан инвалидом 3 группы с причиной инвалидности «профессиональное заболевание».

Семенов обратился в юридическую консультацию, на какие виды социального обеспечения он имеет право. Подлежит ли он обязательному социальному страхованию? Если да, то на какой вид страхового обеспечения он может рассчитывать в случае болезни и инвалидности?

Ответы юристов ( 1 )

  • 9,7 рейтинг
  • 7434 отзыва эксперт

ТК РФ Статья 184. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании

При повреждении здоровья… работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику… возмещаются его утраченный заработок (доход)…
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

Т.е. данная гарантия и ее предоставление регулируется соответствующим федеральным законом, и это федеральное законодательство в сфере социального страхования работников.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ:

1. Обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) в виде страховых выплат:
единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» разъяснено следующее:

За весь период временной нетрудоспособности застрахованного начиная с первого дня до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности за счёт средств обязательного социального страхования выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100 процентов его среднего заработка без каких-либо ограничений
http://www.consultant.ru/docum.

Т.е. возмещение вреда причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей осуществляется путём назначения и выплаты ему пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100 процентов среднего заработка, также назначением ему ФСС единовременной и ежемесячной страховых выплат.

Но при этом следует знать, что единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются только если по заключению МСЭК работник в результате профессионального заболевания либо полностью либо частично утратил профессиональную трудоспособность, т.е. при наличии такого основания подтвержденного соответствующей справкой МСЭК.

Данный порядок в свою очередь регулируется постановлением

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 октября 2000 года N 789

«Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ:

Статья 11. Размер единовременной страховой выплаты

1. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 94 018,0 рубля.

Статья 12. Размер ежемесячной страховой выплаты

1. Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Разъяснения органов ФСС:

О порядке назначения этих выплат по официальной ссылке:

Назначение единовременных и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

Ответы юристов ( 1 )

Кто подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

А. Работники, выполняющие работу по заключенному со страхователем контракту;

Б. Лица осужденные к лишению свободы и привлекаемые страхователем к труду;

В. Работники, работающие по гражданско-правовому договору;

Г. Физические лица, работающие по трудовому договору, осужденные к лишению свободы и привлекаемые страхователем к труду, а также работающие по гражданско-правовому договору в случае уплаты страховщиков по ним страховых взносов.

Кто осуществляет возмещение морального вреда пострадавшему на производстве в результате произошедшего несчастного случая?

А. Фонд социального страхования РФ;

Б. Профсоюзная организация, членом которой является пострадавший;

В. Причинитель вреда (работодатель);

Г. Выплата производится из средств федерального бюджета.

10. Какое учреждение устанавливает окончательный диагноз работнику—хроническое профессиональное заболевание?

А. Учреждение здравоохранения, в которое был доставлен работник;

Б. Центр профессиональной патологии;

В. Управление Роспотребнадзора;

Г. Специализированное лечебно-профилактическое учреждение.

Билет №7.

1. Какие вопросы регулирования трудовых отношений не содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка в организации?

А. Порядок приема и увольнения работников;

Б. Основные права и обязанности, ответственность сторон трудового договора;

В. Режим работы и время отдыха;

Г. Персональные размеры оплаты труда работников.

К какой ответственности не могут привлечены лица, виновные в нарушении трудового законодательства?

А. К дисциплинарной ответственности;

Б. К экономической ответственности;

В. К административной ответственности;

Г. К уголовной ответственности.

В каких организациях рекомендуется создание кабинетов по охране труда или уголков охраны труда?

А. Во всех организациях с численностью 500 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда, в организациях с численностью менее 500 работников—уголка охраны труда;

Читайте также:  Рассчитать страховку ОСАГО

Б. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 300 и более работников рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 300 человек—уголка охраны труда;

В. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников—уголка охраны труда.

В какой срок работодатель должен начать аттестацию вновь организованных рабочих мест?

А. Не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию;

Б. Не позднее чем через 45 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию;

В. Не позднее чем через 30 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию;

Г. Не позднее чем через 28 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест?

А. Федеральная служба по труду и занятости;

Б. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

В. Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека.

Какой показатель из перечисленных не относится к показателям, характеризующим микроклимат в производственных помещениях?

А. Температура воздуха;

Б. Абсолютная влажность воздуха;

В. Скорость движения воздуха;

Г. Интенсивность теплового облучения.

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

Б. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 300 и более работников рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 300 человек—уголка охраны труда;

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования

Комментарий к статье 6

1. В общей теории права под субъектами права понимаются лица, обладающие правосубъектностью, которые могут быть носителями прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. Многими авторами разграничиваются понятия “субъект права” и “субъект правоотношения”. Последнее является более узким понятием. Как подчеркивал Ю.К. Толстой, “нельзя быть субъектом конкретного правоотношения, не будучи правоспособным субъектом вообще” .
——————————–
Общая теория государства и права. Т. 2: Общая теория права / Отв. ред. В.С. Петров, Л.С. Явич. Л., 1987. С. 330.

В п. 1 комментируемой статьи дается определение субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию. Исходя из специфики данного вида социально-обеспечительных правоотношений можно говорить и об особенностях их субъектного состава. Так, в специальной литературе справедливо обращается внимание на наличие у застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования специальной правосубъектности – возможности для граждан, занимающихся трудовой и иной оплачиваемой деятельностью, в период которой они подлежат обязательному социальному страхованию, иметь права на различные виды социального обеспечения .
——————————–
См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2005. С. 154; Сулейманова Ф.О. Проблемы общей части права социального обеспечения: Монография. М.: Проспект, 2017. С. 216.

Вызывает недоумение с точки зрения формальной логики определение понятия субъектов обязательного социального страхования через другое понятие участников данных отношений, которое также нуждается в пояснении. Обратившись к специальным источникам, можно констатировать, что они не тождественны. Участники отношений – это потенциальные субъекты правоотношений, которые имеют юридические права и обязанности. Субъекты – это субъекты конкретного правоотношения, в котором они реализуют свои права и обязанности, будучи одновременно и участниками данного правового отношения. Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения .
——————————–
См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М.: Новый юрист, 1999.

Таким образом, более полно понятие субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию раскрывается в п. 2 комментируемой статьи, где под ними понимаются страхователи, страховщики и застрахованные лица, иные органы, организации и физические лица (гражданине, лица без гражданства, иностранные граждане), определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования.
Отраслевое законодательство определяет следующие виды обязательного социального страхования и участников соответствующих отношений:
– медицинское страхование;
– пенсионное страхование;
– страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К примеру, в ст. 9 ФЗ “Об обязательном медицинском страховании” определены как субъекты обязательного медицинского страхования, так и его участники. Субъектами обязательного медицинского страхования названы застрахованные лица, страхователи, ФФОМС. Участниками – ТФОМС, страховые медицинские организации, медицинские организации.
2. В п. 2 комментируемой статьи подробно изложено, что собой представляет каждый из вышеперечисленных субъектов обязательного социального страхования. Законодатель раскрывает приведенные в п. 2 комментируемой статьи понятия путем перечисления составляющих их элементов.
К числу страхователей отнесены следующие субъекты, обязанные в соответствии с законодательством РФ уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях – выплачивать отдельные виды страхового обеспечения:
– организации любой организационно-правовой формы, включая органы исполнительной власти и органы местного самоуправления;
– граждане.
Первоначальная редакция п. 2 была изменена в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование” по причине передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В результате порядок исполнения страхователями обязанности по уплате страховых взносов стал регулироваться законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением страховых отчислений от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимых в соответствии с ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Администрирование данных платежей отнесено к компетенции территориальных подразделений ФСС, а не налоговых органов.
Кроме того, продолжает действовать законодательство об отдельных видах обязательного социального страхования, в котором содержание понятия страхователей представлено иначе, чем в налоговом законодательстве.
В ст. 419 НК используется иная терминология и страхователи именуются “плательщиками страховых взносов”, к ним отнесены:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Статьей 3 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” к страхователям отнесены:
– юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ);
– физическое лицо, нанимающее граждан (работников) на работу по трудовому договору, гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, договору авторского заказа, при условии уплаты заказчиком страховщику страховых взносов, а также привлекающее к труду лиц, осужденных к лишению свободы.
В соответствии со ст. 2.1 ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” страхователями по соответствующему виду обязательного социального страхования являются лица, производящие выплаты застрахованным лицам, в том числе:
– организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;
– индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
– физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
К страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страхователями для неработающих граждан на основании ФЗ “Об обязательном медицинском страховании” названы:
– органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
– иные организации, определенные Правительством.
Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Из вышесказанного следует, что наполнение перечня категорий лиц, относящихся к страхователям по различным видам обязательного социального страхования, отличается в зависимости от специфики соответствующих правоотношений, поэтому в комментируемой статье представлена наиболее общая формулировка понятия “страхователи” с отсылкой к налоговому законодательству и специальному законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования.
Аналогичный вывод справедлив и для формулировок определений понятий “страховщики” и “застрахованные лица”.
Страховщиками признаются коммерческие или некоммерческие организации, функцией которых является обеспечение прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Обеспечение прав застрахованных лиц выражается в предоставлении им страхового обеспечения.
Так, по ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” страховщик назначает следующие виды страхового обеспечения:
– пособие по временной нетрудоспособности;
– страховые выплаты;
– оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Под страховым обеспечением по обязательному медицинскому страхованию понимается предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и ее оплата медицинской организации за счет средств страховщика.
Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является ФФОМС в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
ФСС и его территориальные органы являются страховщиками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Застрахованными лицами являются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве условия признания вышеназванных лиц застрахованными является осуществление ими трудовой деятельности по трудовым договорам.
В отдельную группу выделены лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
К лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, относятся:
– индивидуальные предприниматели;
– адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой;
– арбитражные управляющие;
– оценщики;
– патентные поверенные;
– физические лица, применяющие специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”;
– физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК;
– иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Например, ФЗ “Об обязательном медицинском страховании” к иным категориям граждан, относящихся к застрахованным лицам, причисляет:
– членов крестьянских (фермерских) хозяйств;
– членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
– неработающих граждан;
– граждан, признанных безработными;
– одного из родителей или опекуна, занятых уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
– трудоспособных граждан, занятых уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
– иных граждан, не работающих по трудовому договору.
Конкретные категории застрахованных лиц указаны в законодательстве о налогах и сборах РФ и законах об определенных видах обязательного социального страхования.
Субъекты обязательного социального страхования связаны между собой конкретными правоотношениями, опосредованными фактом застрахованности лиц от наступления страховых случаев, уплатой страховых взносов и предоставлением необходимого по ситуации страхового обеспечения.
3. В п. 3 комментируемой статьи установлен запрет на посредническую деятельность в системе обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность – это деятельность, основанная на гражданско-правовом договоре поручения либо агентирования (ст. 971, 1005 ГК), в силу которого одна сторона (посредник, агент) обязуется совершить юридические и иные действия от своего имени, но за счет другой стороны (доверителя, принципала) либо от имени и за счет принципала.
Очевидно, что запрет на подобную деятельность связан с исключением таких случаев, когда в правоотношениях с третьим лицом права и обязанности доверителя или принципала возникают у посредника (агента). Такой подход призван снизить риски неблагоприятных последствий для субъектов обязательного социального страхования вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств посредником или агентом какой-либо их сторон.
Дополнительно обращаем внимание на следующее: в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона РФ “Об организации страхового дела” условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Частью 5 ст. 16 ФЗ “Об обязательном медицинском страховании” установлено, что для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, участие организаций, выполняющих функции страховых медицинских организаций по договорам поручения или иным сделкам посреднического характера, в отношениях по обязательному медицинскому страхованию не соответствует указанным нормам.
Вместе с тем из подп. 20 п. 1 ст. 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, предусматривающего возложение ответственности на негосударственный пенсионный фонд за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств фонда по обязательному пенсионному страхованию агентами, следует наличие легальной возможности привлечения негосударственными пенсионными фондами агентов для осуществления ряда функций по обязательному пенсионному страхованию. При этом в спорах с застрахованными лицами ответственным субъектом всегда будет выступать орган страховщика, а не его агент, что подтверждается судебной практикой.
Пример: негосударственный фонд был привлечен к административной ответственности за бездействие в вынесении решения о выплате средств пенсионных накоплений по заявлению наследника умершего застрахованного лица. При рассмотрении дела суд установил, что агентом негосударственного пенсионного фонда было принято это заявление и выдана расписка, на что не имелось соответствующих полномочий (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2018 г. N 09АП-58779/2018 по делу N А40-147402/18).

Вызывает недоумение с точки зрения формальной логики определение понятия субъектов обязательного социального страхования через другое понятие участников данных отношений, которое также нуждается в пояснении. Обратившись к специальным источникам, можно констатировать, что они не тождественны. Участники отношений – это потенциальные субъекты правоотношений, которые имеют юридические права и обязанности. Субъекты – это субъекты конкретного правоотношения, в котором они реализуют свои права и обязанности, будучи одновременно и участниками данного правового отношения. Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения .
——————————–
См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М.: Новый юрист, 1999.

Ссылка на основную публикацию