Раздел «Основные задачи» — это перечень крупных задач, решаемых подразделением и определяющих характер и направления деятельности подразделения.
Положения о структурных подразделениях (коллегиальных или совещательных органах)
Положение о структурном подразделении(коллегиальном или совещательном органе) – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений и иных органов.
Положения о структурных подразделениях и иных органах можно классифицировать следующим образом:
· положения о структурных подразделениях;
· положения о коллегиальных и совещательных органах: руководящих (совет директоров, правление) и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.);
· положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений, и на их основе разрабатываются индивидуальные положения.
Положение о подразделении имеет следующие разделы:
1 Общие положения.
2 Основные задачи (Цели и задачи).
5 Руководство и структура подразделения.
7 Финансирование, материально-техническое обеспечение (если необходимо).
8 Взаимоотношения с другими подразделениями.
В разделе «Общие положения» указываются полное точное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности (перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов), кем возглавляется и кому подчиняется (орган управления или должностное лицо, в распоряжении которого находится структурное подразделение), степень его самостоятельности, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» («Цели и задачи») в обобщенном виде формулируется главная цель деятельности структурного подразделения и его основные задачи (направления деятельности).
При формулировании целей необходимо чтобы цели были одного масштаба, необходимо избегать второстепенных и побочных целей, несвязанных или, еще хуже, противоположных, возможно указание декларативных (пока недостижимых) целей.
Задачи должны соответствовать целям. Каждой цели может соответствовать несколько непосредственных задач. Каждая задача может вести к достижению нескольких целей. Но не должно быть задачи, которая бы не вела хотя бы к одной из ранее поставленных целей, как и цели, для которой не нашлось хотя бы одной конкретной задачи.
В отличие от целей задачи должны быть достижимыми и измеряемыми. Выполнение поставленных задач должно быть измеряемо в штуках или рублях, тоннах или километрах в зависимости от специфики организации.
Раздел «Функции» – основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности структурного подразделения: подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.
В разделе «Права» перечисляются права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных на него задач. При изложении прав подчеркивается их соответствие действующему законодательству, нормативно-правовым документам Правительства, вышестоящих органов управления и документам, регламентирующим деятельность данной организации в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.
Раздел «Руководство и структура подразделения» описывает организацию работы структурного подразделения и обязанности руководителя:
· наименование должности руководителя подразделения, требования к уровню образования и стажу практической работы (квалификационные требования);
· замещение руководителя структурного подразделения в период его отсутствия;
· состав структурного подразделения;
· организационная структура подразделения (в виде схемы);
· организация деятельности подразделения и его работников руководителем (персональные права и обязанности руководителя). Как правило, указывают:
– функцию координации деятельности структурного подразделения, планирование его работы;
– контроль за работой сотрудников,
– совершенствование организационной структуры;
– участие в разработке нормативно-методического обеспечения;
– право устанавливать круг ответственности своих заместителей;
– право утверждать определенные документы;
– право издавать распоряжения по определенному кругу вопросов;
– право назначать и освобождать от занимаемых должностей работников подразделения (или представлять документы для этих процедур);
– применять меры поощрения и взыскания и т.д.;
В разделе «Ответственность» перечисляются основные позиции, по которым руководитель несет персональную ответственность за выполнение задач структурного подразделения, за состояние документации, ее соответствие требованиям правовых и нормативных документов, достоверность информации, ее утечку, организацию работы подразделения, работу с кадрами, а также за невыполнение задач, возложенных на руководителя данным Положением, а также устанавливаются виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих функций.
В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями»определяются взаимосвязи с другими подразделениями, возникающие в результате производственной, хозяйственной, управленческой деятельности, фиксируются информационные и документационные потоки подразделения – наименования документов создаваемых им, периодичность и сроки их представления, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями.
Положения о подразделениях разрабатывают по указанию руководителя организации и инициативе руководителей структурных подразделений.
Принципы управления при составлении Положений о структурных подразделениях:
1. Принцип декомпозиции. Полномочия организации, декомпозируются по подразделениям, полномочия подразделения – по группам, затем по сотрудникам. Распределение полномочий начинается с распределения функций (обязанностей), затем прав и ответственности.
2. Принцип разделения труда (специализации). Все виды работ, которые необходимо выполнять, группируются в относительно однородные группы таким образом, чтобы их эффективно могли выполнять сотрудники определенной квалификации.
3. Принцип баланса полномочий. В положениях необходимо обеспечивать баланс обязанностей, прав и ответственности, в том числе для сотрудников и подразделений, не подчиненных друг другу: если один имеет право требовать материалы, транспорт, информацию и т.п., то в обязанности другого должен входит пункт «по требованию такого-то предоставлять материалы…».
4. Принцип исключения работ. Ни один руководитель не должен выполнять те виды работ, которые могут выполнить его подчиненные. Этот принцип «постоянного делегирования» особенно важен для распределения полномочий внутри структурных подразделений, для определения задач начальника и подчиненных, т.е. при составлении должностных инструкций.
5. Принцип единоначалия. Каждый сотрудник, отдел, подразделение, организация получает задания только от одного руководителя, которому этот сотрудник и т.п. подчинен по административным вопросам. Однако в функциональных областях каждый сотрудник обязан выполнять требования соответствующих специалистов, т.е. гл. бухгалтера, гл. механика и т.п. (сочетание линейного и функционального руководства).
6. Принцип эмоциональной нейтральности. Система управления строится на основе требований к должностным обязанностям, а не к лицам, занимающим конкретные должности. Это позволяет обеспечить устойчивую работу системы управления путем замещения конкретных лиц, которые могут заболеть, уйти в отпуск и т.п.
Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами документа являются наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата.
Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками (например, начальники структурных подразделений, заместители первого руководителя и др.), визирует положение юридическая служба (юрисконсульт), утверждает руководитель. Положение обретает юридическую силу с момента утверждения.
Изменения в положения о структурных подразделениях вносятся распорядительными документами руководства по мере необходимости.
Раздел I. Положение о структурном подразделении
Положение о структурном подразделении – документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения. Положение определяет статус данного подразделения, отражает его место в системе управления, показывает внутреннюю его организацию.
На основе положения составляется штатное расписание данного подразделения и организуется его повседневная деятельность.
Положения должны быть конкретными и составляться по единой методике и структуре:
1. Общие положения.
6. Взаимоотношения с другими подразделениями.
В разделе “Общие положения” указывается точное наименование подразделения, его место в организационной структуре органа исполнительной власти, степень самостоятельности, в чьем непосредственном подчинении находится данное подразделение, кто непосредственно руководит подразделением. Кроме того, необходимо дать перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми данное подразделение руководствуется в своей деятельности.
Раздел “Задачи” содержит формулировку основных задач подразделения, обеспечивающих эффективный вклад этой деятельности в выполнение задач, стоящих перед данным органом исполнительной власти в целом. Особое внимание при этом необходимо обращать на взаимную согласованность формулировок задач взаимосвязанных подразделений.
В разделе “Структура” следует показать перечень внутренних звеньев, входящих в него (сектора, бюро, группы и т.п.), а также порядок распределения обязанностей между работниками подразделения.
Раздел “Функции” содержит всестороннюю характеристику деятельности данного подразделения. Функции должны быть четко сформулированы на основе глубокого изучения организационной деятельности в целом и необходимости распределения между внутренними звеньями подразделения всего объема работ, возложенных на данное подразделение. Кроме того, указывается степень самостоятельности подразделения в решении тех или иных вопросов.
Раздел “Права” содержат перечень прав, реализуемых руководителем, другими работниками подразделения, необходимых для реализации возложенных на подразделение функций, в соответствии с установившимися разделением и кооперацией труда. Следует выделить специальные права подразделения, если оно наделено ими в отличие от других аналогичных подразделений. Важно при изложении прав подразделения отразить их соответствие действующему законодательству, а также документам, регламентирующим деятельности внутри учреждения.
Раздел “Взаимоотношения с другими подразделениями” определяет взаимосвязи подразделений в ходе осуществления функций учреждения в целом, взаимные обязательства подразделений, отражается характеристика входящей и исходящей документации (отчетной, плановой, аналитической и др.). При разработке данного раздела указывается наименование документации, периодичность представления, наименование подразделения, которое представляет данную информацию, а также наименование подразделения, получающего ее. Очень важно, чтобы данный раздел согласовывался с аналогичными разделами других подразделений, указанных в нем.
В разделе “Ответственность”, с учетом особенностей работы, подразделения отражается характеристика основных позиций, по которым руководитель подразделения несет личную ответственность за выполнение возложенных на подразделение задач, предусматриваемых данным положением, за достоверность информации и документации, подготавливаемой подразделением, за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т.п., за рациональную организацию труда исполнителей, за состояние трудовой дисциплины и работу с кадрами.
Рекомендации по разработке положений о структурных подразделениях, определению содержания работ по должностям сотрудников. | Раздел II. >> Общие требования при определении содержания работ по должностям сотрудников органов исполнительной власти Мурманской области |
Содержание Постановление Губернатора Мурманской области от 23 апреля 2002 г. N 94-ПГ “О структуре органов исполнительной власти. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Этапы разработки Положения о кадровой службе
1. В первую очередь необходимо изучить типовые и примерные положения, а также ранее действовавшие организационно-правовые документы.
Особенно полезно изучить типовые образцы тем специалистам, которые работают во вновь созданных фирмах, в которых нет ранее действовавших документов и опираться в работе не на что.
2. Следует также изучить организационную и распорядительную документацию компании: учредительные документы, штатное расписание и др. Цель данного этапа заключается в определении места кадровой службы в компании, зон ответственности и полномочий.
3. Составление проекта Положения, определение его структуры и содержания разделов (см. Таблицу 2).
4. Обсуждение с руководством компании проекта Положения.
Цель данного этапа заключается в выяснении мнения руководства по поводу разрабатываемого документа, его назначения и принципиальных положений. Важнейшее условие развития кадровой службы компании – позиция высшего руководства, так как невозможно рассчитывать на успех, если высшее руководство не относит проблему управления людьми к числу ключевых приоритетов работы компании. К обсуждению нужно привлечь и руководителей ведущих структурных подразделений.
Часто в компаниях возникает ситуация непонимания менеджерами среднего звена круга задач и функций кадровой службы, так как они видят в ней лишь подразделение, основная задача которого – ведение кадрового делопроизводства. Поэтому их участие в обсуждении содержания Положения о кадровой службе поможет изменить сложившиеся стереотипы и представления.
5. Согласование и подписание документа.
Положение должно содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает руководитель компании. Сотрудники кадровой службы должны быть ознакомлены с Положением под расписку.
Положение является фундаментом, на котором строит свою работу кадровая служба. Оно закрепляет ее статус, полномочия и уровень ответственности и является базовым документом, на основании которого разрабатываются должностные инструкции сотрудников кадровой службы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Структурные единицы объединений, филиалы, структурные подразделения предприятий действуют на основании положений.
1.2. Положения представляют собой нормативные документы, определяющие юридический статус структурных единиц, филиалов, структурных подразделений, их место в системе объединения, предприятия, внутреннюю организацию, закрепление за ними функций объединения, предприятия.
1.3. Положения разрабатывают о:
структурных единицах объединений;
структурных подразделениях самостоятельных заводов, самостоятельных НИИ, КБ;
структурных подразделениях структурных единиц объединений;
структурных подразделениях филиалов.
К числу структурных подразделений, для которых разрабатывают положения, относятся:
производства (в том числе опытные), функционирующие в качестве структурных подразделений;
цехи основного и вспомогательного производства;
отделения в НИИ, КБ, являющиеся, единой планируемой и отчетной единицей;
отделы (в том числе тематические в НИИ, КБ);
отделы и лаборатории в составе отделений;
бюро в составе производств и цехов.
1.4. Положения не разрабатывают о:
заводах, НИИ, КБ, имеющих права юридического лица;
1. Заводы, НИИ, КБ, имеющие права юридического лица, действуют на основании “Закона о государственном предприятии (объединении)” и Устава.
2. Секторы, несамостоятельные лаборатории, бюро и участки действуют на основании положений о структурных подразделениях, в состав которых они входят.
1.5. Положения также не разрабатывают об отделениях, в которых планируемой и отчетной единицей является не само отделение в целом, а входящие в его состав отделы и лаборатории.
В таких отделениях начальник выступает в роли руководителя научного направления, а работы по этому направлению выполняют отделы (лаборатории) со своим планированием и отчетностью.
В этом случае разрабатывают должностное положение о начальнике отделения, как руководителе тематического направления, а также положения об отделах (лабораториях), входящих в отделение.
1.6. Положения следует разрабатывать в соответствии с:
действующими организационно-распорядительными, нормативными и методическими документами по направлениям деятельности структурной единицы объединения (филиала, структурного подразделения).
При изменении этих документов необходимо вносить соответствующие корректировки или полностью перерабатывать положения.
Примечание. Организационно-распорядительные, нормативные и методические документы, относящиеся к деятельности структурной единицы, филиала, структурного подразделения, выпущенные после утверждения положения об этой структурной единице (филиале, структурном подразделении), действуют наряду с этим положением.
1.7. Содержание положения, количество и наименование разделов зависит от характера объекта (структурная единица, филиал, структурное подразделение), для которого разрабатывают положение, а также от условий, в которых функционирует структурная единица, филиал, структурное подразделение.
В настоящем РД изложение содержания положений производится по следующим группам:
положения о структурных единицах объединений и филиалах;
положение об отделении в НИИ, КБ;
положения о производствах (в том числе опытных), о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках;
положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений; о самостоятельных лабораториях и самостоятельных бюро; о бюро в составе производств и цехов.
Общим для положений каждой группы является количество и наименования разделов в них.
1.8. К каждому положению прилагают “Схему подчиненности структурных звеньев” структурной единицы, филиала, структурного подразделения.
Примечание. Структурные звенья – это самостоятельные и несамостоятельные подразделения, должностные лица и исполнители (отдельные работники) предприятия, структурное звено низшего уровня управления – исполнитель (работник).
Оренбургский государственный университет
1.1 Настоящий Порядок определяет общие требования к разработке положений о структурных подразделениях, основные требования к их содержанию, согласованию подразделениями университета, порядку принятия и утверждения, а также внесение в них дополнений и изменений.
1.2 Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом университета, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре университета.
1.3 Структурное подразделение — официально выделенный элемент организационной структуры университета, выполняющий установленные ему функции и отвечающий за выполнение возложенных на него задач.
2 Виды структурных подразделений
2.1 К структурным подразделениям университета относятся:
2.1.1 Факультет (институт) — учебно-научное и административное подразделение университета, осуществляющее образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, культурно-просветительскую и иную деятельность в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также руководство деятельностью кафедр, которые он объединяет.
2.1.2 Кафедра — функциональное подразделение факультета, обеспечивающее выполнение его основных задач в учебно-воспитательном процессе, научной деятельности, подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава и специалистов организаций, учреждений.
2.1.3 Управление — укрупненное структурное подразделение аппарата управления университета, включающее в себя несколько взаимосвязанных функциональных направлений деятельности. Управление состоит из более мелких функциональных подразделений (отделы, группы и т. п.).
2.1.4 Отдел — функциональное структурное подразделение, отвечающее за конкретное направление деятельности университета или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности университета.
2.1.5 Службы — группы объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющие родственные цели, задачи и функции, руководство которыми осуществляется централизованно одним должностным лицом.
2.1.6 Бюро — структурная единица, созданная для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений университета.
2.1.7 Лаборатория — структурная единица со специально оборудованными помещениями, приспособленными для различных специальных исследований (химических, физических, технических и механических).
2.1.8 Секторы (участки) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения для решения определенного круга вопросов.
2.1.9 Группы — структурные единицы, объединяющие специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта.
3 Требования к оформлению и содержанию положения о структурном подразделении
3.1 Положение оформляется на бланке университета, утвержденном ректором. Употребление бланков произвольной формы не допускается.
3.2 Текст положения печатается на одной стороне односортной бумаги формата А4 (210 х 297 мм).
Левое, верхнее и нижнее поле составляет 2 см, а правое поле не менее 1,5 см.
3.3 При оформлении положения применяется текстовый редактор с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером № 14 через 1 интервал.
3.4 Текст, в том числе наименование разделов положения, печатается строчными буквами.
3.5 Страницы положения должны быть пронумерованы. Номер проставляется внизу страницы справа арабскими цифрами без слова “страница” (стр.) и знаков препинания.
3.6 Положение должно иметь заголовок. Заголовок положения начинается с предлога “О” или “Об”, например: “О кафедре университета”, “Об управлении делами”. Точка в конце заголовка не ставится.
Текст от заголовка отделяется 2 интервалами.
3.7 Основной текст положения подразделяется на разделы, которые нумеруются арабскими цифрами без точки.
3.8 Наименование раздела печатается полужирным шрифтом с абзацного отступа. Наименование раздела, состоящее из двух и более строк, печатается через 1 интервал. Точка в конце наименования раздела не ставится.
3.9 Текст печатается на расстоянии 2 интервалов от наименования раздела в установленных границах полей. Первая строка абзаца начинается с красной строки, на расстоянии 1 см от левой границы текстового поля.
3.10 Раздел подразделяется на пункты. Нумерация пунктов должна быть единой (сквозной) для всего раздела. После номера точка не ставится.
3.11 Положение о структурном подразделении включает в себя следующие разделы:
- 1 Общие положения.
- 2 Основные задачи.
- 3 Функции.
- 4 Структура.
- 5 Руководство.
- 6 Права и обязанности.
- 7 Имущество и средства.
- 8 Взаимоотношения и связи.
- 9 Контроль за деятельностью.
- 10 Прекращение деятельности.
- 11 Порядок принятия, утверждения и изменения настоящего Положения.
3.12 Содержание раздела “Общие положения”.
3.12.1 Место структурного подразделения в структуре университета и порядок его создания.
В данном пункте описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив), то в положении указывается, на каких правах оно создано (на правах отдела, управления).
Структурное подразделение университета создается приказом ректора университета на основании решения ученого совета университета. Реквизиты документов, на основании которых создано структурное подразделение, указываются при констатации факта создания.
3.12.2 Цель создания структурного подразделения.
В данном пункте отражается объективная потребность в создании структурного подразделения. Цель должна определять полезный результат, на достижение которого направлено действие структурного подразделения.
3.12.3 Основополагающие документы, которыми руководствуется структурное подразделение в своей деятельности.
В данном пункте перечисляются общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для управления бухгалтерского учета и отчетности — Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, центра информационных технологий — Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”), специальные локальные нормативные акты (например, для управления кадров — положение о персональных данных работников и обучающихся), общие локальные нормативные акты (например, Устав университета, Правила внутреннего распорядка университета).
3.12.4 Местонахождение структурного подразделения.
3.12.5 В разделе “Общие положения” может приводиться перечень основных терминов и их определений.
3.13 Содержание раздела “Основные задачи”.
В данном разделе перечисляются вопросы, требующие решения на основании определенных знаний и опыта.
3.14 Содержание раздела “Функции”.
Функции (основные направления деятельности) должны быть сгруппированы в соответствии с основными задачами. Направления деятельности должны быть определены конкретно и охватывать всю работу, выполняемую структурным подразделением. Направления деятельности должны быть ранжированы по степени значимости и не должны пересекаться между собой.
3.15 Содержание раздела “Структура”.
Если это укрупненное структурное подразделение, то в данном разделе перечисляются подразделения, входящие в его состав.
Также в разделе указывается порядок утверждения структуры и составления штатного расписания, порядок назначения на должность работников структурного подразделения и освобождения их от должности, квалификационные требования.
3.16 Содержание раздела “Руководство”.
В данном разделе указывается, кому из руководства университета подчиняется структурное подразделение. Подчиненность определяется по схеме структуры университета.
Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел — в управление), то указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение.
Также в данном разделе указывается должностное лицо, которое осуществляет непосредственное руководство деятельностью структурного подразделения, порядок назначения его на должность и освобождения его от должности.
3.17 Содержание раздела “Права и обязанности”.
Под правами в данном случае понимаются делегированные руководством университета решения, которые может принимать структурное подразделение (в лице своего руководителя) в отношении других структурных подразделений и организаций в рамках своей деятельности.
Под обязанностями понимается совокупность действий структурного подразделения, направленных на достижение целей системы управления и обязательных для выполнения.
В данном разделе перечисляются права и обязанности структурного подразделения, обеспечивающие ему наиболее эффективное выполнение работы.
3.18 Содержание раздела “Имущество и средства”.
В данном разделе указывается, на каком праве находится имущество в структурном подразделении и за счет каких средств осуществляется финансирование деятельности структурного подразделения.
3.19 Содержание раздела “Взаимоотношения и связи”.
Данный раздел описывает вопросы, по которым структурное подразделение взаимодействует с другими структурными подразделениями университета и сторонними организациями.
3.20 Содержание раздела “Контроль за деятельностью”.
В данном разделе можно указать, в каком порядке отчитывается структурное подразделение, например, представляет письменный отчет руководству университета, руководитель структурного подразделения отчитывается перед коллегиальным органом и т. п.
3.21 Содержание раздела “Прекращение деятельности”.
В данном разделе указывается, кто принимает решение о реорганизации или ликвидации структурного подразделения и на основании какого документа.
3.22 Содержание раздела “Порядок принятия, утверждения и изменения настоящего Положения”.
В данном разделе указывается, какой орган рассматривает положение и принимает соответствующее решение, кто утверждает положение и порядок внесения изменений и дополнений в положение.
4 Порядок разработки, согласования, принятия, утверждения и регистрации положения о структурном подразделении
4.1 Положение о структурном подразделении разрабатывается руководителем структурного подразделения.
4.2 Положение о структурном подразделении до его представления ученому совету университета или ректору на утверждение должно быть отредактировано и согласовано с соответствующими структурными подразделениями.
Согласование проекта положения о структурном подразделении проводит исполнитель или руководитель структурного подразделения, разрабатывающего проект.
4.3 Гриф согласования печатается на расстоянии 3 интервалов от основного текста положения и состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ, личной подписи, расшифровки подписи.
Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия располагаются у правой границы текстового поля.
Длина максимальной строки наименования должности не должна превышать 8 см.
При согласовании положения несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемым должностям.
Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте положения, отсутствует, то положение должно подписываться лицом, исполняющим его обязанности или его заместителем.
Не допускается подписание документов с предлогом “за” или проставлением косой черты перед наименованием должности.
4.4 Положения об образовательных и научно-исследовательских подразделениях, о кафедрах и других структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, создаваемых на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, о кафедрах, осуществляющих образовательную деятельность, создаваемых в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность и (или) научно-техническую деятельность, а также о филиалах и представительствах утверждаются решением ученого совета университета.
Гриф утверждения располагается в правой верхней части положения и состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек), полного наименования органа управления с указанием даты заседания и номера документа, а также фамилии, имени и отчества председателя органа управления и его должности.
УТВЕРЖДЕНО Решением ученого совета от ____________________, протокол № ____ Председатель ученого совета ректор _____________ И.О. Фамилия |
4.5 Положения о структурных подразделениях, утверждение которых не отнесено к компетенции ученого совета университета, утверждаются приказом ректора университета.
Гриф утверждения располагается в правой верхней части положения и состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек) и реквизитов приказа об утверждении положения о структурном подразделении.
УТВЕРЖДЕНО приказом ректора от ___________________ № ____ |
4.6 Положение о структурном подразделении, утверждение которого отнесено к компетенции ученого совета университета, вступает в силу с момента его утверждения решением ученого совета университета.
Положение о структурном подразделении, утверждение которого отнесено к компетенции ректора университета, вступает в силу с момента издания приказа об утверждении указанного положения.
4.7 Утвержденные положения о структурных подразделениях подлежат обязательной регистрации с присвоением им в отделе документационного обеспечения и контроля исполнения документов порядкового номера.
4.8 Изменения, дополнения, внесенные в положение о структурном подразделении, подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 4.7 настоящего Порядка.
4.9 Подлинник положения о структурном подразделении (изменения, дополнения к положению) хранится в отделе документационного обеспечения и контроля исполнения документов.
В структурном подразделении для текущей работы хранится копия положения о структурном подразделении. Руководитель структурного подразделения обязан передать копию положения о структурном подразделении в юридический отдел.
Последнее обновление: 24.04.2017
Ответственный за информацию: Сергеева Ольга Геннадьевна, отдел документационного обеспечения и контроля исполнения документов, начальник отдела (тел.37-52-59)
Характеристика отдела
Раздел “Основное назначение” описывает:
- Место подразделения в системе предприятия.
- Подчиненность.
- Целевое назначение.
- Правила формирования и ликвидации отдела.
В блоке “Нормативное основание деятельности” приводится перечень документов, в соответствии с которыми разрабатывается Положение, и будет функционировать подразделение. В следующем разделе указывается информация с учетом специфики отдела. В нем, в частности, описывается:
- Структура подразделения, порядок, в соответствии с которым она формируется и утверждается.
- Правила назначения на должность начальника, освобождения и замещения. При необходимости описываются квалификационные требования (стаж, категория, образование).
- Задачи руководителя отдела.
- Наличие и количество заместителей, порядок, в соответствии с которым между ними распределяются должностные обязанности.
- Правила утверждения Положений, регламентирующих деятельность структурных единиц подразделения, служебных инструкций для сотрудников.
- Порядок, в соответствии с которым формируется штат отдела.
Положение об отделе — ответственность
Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.
Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положение о подразделении может утверждаться распорядительным документом(постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.
Положения о структурных подразделениях (коллегиальных или совещательных органах)
Положение о структурном подразделении(коллегиальном или совещательном органе) – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений и иных органов.
Положения о структурных подразделениях и иных органах можно классифицировать следующим образом:
· положения о структурных подразделениях;
· положения о коллегиальных и совещательных органах: руководящих (совет директоров, правление) и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.);
· положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений, и на их основе разрабатываются индивидуальные положения.
Положение о подразделении имеет следующие разделы:
1 Общие положения.
2 Основные задачи (Цели и задачи).
5 Руководство и структура подразделения.
7 Финансирование, материально-техническое обеспечение (если необходимо).
8 Взаимоотношения с другими подразделениями.
В разделе «Общие положения» указываются полное точное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности (перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов), кем возглавляется и кому подчиняется (орган управления или должностное лицо, в распоряжении которого находится структурное подразделение), степень его самостоятельности, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» («Цели и задачи») в обобщенном виде формулируется главная цель деятельности структурного подразделения и его основные задачи (направления деятельности).
При формулировании целей необходимо чтобы цели были одного масштаба, необходимо избегать второстепенных и побочных целей, несвязанных или, еще хуже, противоположных, возможно указание декларативных (пока недостижимых) целей.
Задачи должны соответствовать целям. Каждой цели может соответствовать несколько непосредственных задач. Каждая задача может вести к достижению нескольких целей. Но не должно быть задачи, которая бы не вела хотя бы к одной из ранее поставленных целей, как и цели, для которой не нашлось хотя бы одной конкретной задачи.
В отличие от целей задачи должны быть достижимыми и измеряемыми. Выполнение поставленных задач должно быть измеряемо в штуках или рублях, тоннах или километрах в зависимости от специфики организации.
Раздел «Функции» – основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности структурного подразделения: подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.
В разделе «Права» перечисляются права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных на него задач. При изложении прав подчеркивается их соответствие действующему законодательству, нормативно-правовым документам Правительства, вышестоящих органов управления и документам, регламентирующим деятельность данной организации в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.
Раздел «Руководство и структура подразделения» описывает организацию работы структурного подразделения и обязанности руководителя:
· наименование должности руководителя подразделения, требования к уровню образования и стажу практической работы (квалификационные требования);
· замещение руководителя структурного подразделения в период его отсутствия;
· состав структурного подразделения;
· организационная структура подразделения (в виде схемы);
· организация деятельности подразделения и его работников руководителем (персональные права и обязанности руководителя). Как правило, указывают:
– функцию координации деятельности структурного подразделения, планирование его работы;
– контроль за работой сотрудников,
– совершенствование организационной структуры;
– участие в разработке нормативно-методического обеспечения;
– право устанавливать круг ответственности своих заместителей;
– право утверждать определенные документы;
– право издавать распоряжения по определенному кругу вопросов;
– право назначать и освобождать от занимаемых должностей работников подразделения (или представлять документы для этих процедур);
– применять меры поощрения и взыскания и т.д.;
В разделе «Ответственность» перечисляются основные позиции, по которым руководитель несет персональную ответственность за выполнение задач структурного подразделения, за состояние документации, ее соответствие требованиям правовых и нормативных документов, достоверность информации, ее утечку, организацию работы подразделения, работу с кадрами, а также за невыполнение задач, возложенных на руководителя данным Положением, а также устанавливаются виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих функций.
В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями»определяются взаимосвязи с другими подразделениями, возникающие в результате производственной, хозяйственной, управленческой деятельности, фиксируются информационные и документационные потоки подразделения – наименования документов создаваемых им, периодичность и сроки их представления, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями.
Положения о подразделениях разрабатывают по указанию руководителя организации и инициативе руководителей структурных подразделений.
Принципы управления при составлении Положений о структурных подразделениях:
1. Принцип декомпозиции. Полномочия организации, декомпозируются по подразделениям, полномочия подразделения – по группам, затем по сотрудникам. Распределение полномочий начинается с распределения функций (обязанностей), затем прав и ответственности.
2. Принцип разделения труда (специализации). Все виды работ, которые необходимо выполнять, группируются в относительно однородные группы таким образом, чтобы их эффективно могли выполнять сотрудники определенной квалификации.
3. Принцип баланса полномочий. В положениях необходимо обеспечивать баланс обязанностей, прав и ответственности, в том числе для сотрудников и подразделений, не подчиненных друг другу: если один имеет право требовать материалы, транспорт, информацию и т.п., то в обязанности другого должен входит пункт «по требованию такого-то предоставлять материалы…».
4. Принцип исключения работ. Ни один руководитель не должен выполнять те виды работ, которые могут выполнить его подчиненные. Этот принцип «постоянного делегирования» особенно важен для распределения полномочий внутри структурных подразделений, для определения задач начальника и подчиненных, т.е. при составлении должностных инструкций.
5. Принцип единоначалия. Каждый сотрудник, отдел, подразделение, организация получает задания только от одного руководителя, которому этот сотрудник и т.п. подчинен по административным вопросам. Однако в функциональных областях каждый сотрудник обязан выполнять требования соответствующих специалистов, т.е. гл. бухгалтера, гл. механика и т.п. (сочетание линейного и функционального руководства).
6. Принцип эмоциональной нейтральности. Система управления строится на основе требований к должностным обязанностям, а не к лицам, занимающим конкретные должности. Это позволяет обеспечить устойчивую работу системы управления путем замещения конкретных лиц, которые могут заболеть, уйти в отпуск и т.п.
Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами документа являются наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата.
Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками (например, начальники структурных подразделений, заместители первого руководителя и др.), визирует положение юридическая служба (юрисконсульт), утверждает руководитель. Положение обретает юридическую силу с момента утверждения.
Изменения в положения о структурных подразделениях вносятся распорядительными документами руководства по мере необходимости.
Виды структурных подразделений
Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:
1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);
2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.
На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;
3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;
4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;
5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.
Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;
6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).
Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда.
Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц.
Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.
Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:
а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;
б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);
в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.
Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.
Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».
Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад».
Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).
В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании — например, «финансово-экономический отдел», «отдел маркетинга и сбыта», и т.д.
В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно с учетом вышеизложенных правил. Ранее государственные предприятия руководствовались официально утверждаемыми штатными нормативами численности структурных подразделений, Единой номенклатурой должностей служащих (постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443) и Номенклатурой должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций (постановление Госкомтруда СССР, Госкомстата СССР и Минфина СССР от 03.06.1988).
В настоящее время для определения наименования структурного подразделения целесообразно воспользоваться уже упоминавшимся Квалификационным справочником должностей руководителей, служащих и других специалистов, содержащим наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, др.). Кроме того, при решении этого вопроса также следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
Как составить положение об обособленном подразделении ООО
Положение об обособленном подразделении составлять необязательно, если только это не филиал или представительство. Для них оно необходимо. При открытии иного обособленного подразделения вы можете составить его в простой письменной форме. Утвердить такое положение может директор общества или иной орган управления ООО.
Рекомендуем включить в положение об ином обособленном подразделении сведения о том, как оно будет осуществлять деятельность, в том числе для каких целей оно открывается и какие виды деятельности будет осуществлять. Также укажите, кто управляет этим обособленным подразделением, каким имуществом оно будет наделено, вправе ли будет открывать счета, как и перед кем будет отчитываться.
- Что понимается под обособленным подразделением ООО
По общему правилу под обособленным подразделением ООО понимается помещение или другой объект, где создано хотя бы одно рабочее место на срок больше месяца и адрес которого отличается от адреса общества в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.07.2019 N 03-03-06/1/56159).
К обособленным подразделениям также относятся филиалы и представительства. Но данные обособленные подразделения могут открываться только в населенном пункте, отличном от места нахождения самого общества, и порядок их открытия отличается от порядка открытия простых обособленных подразделений (ст. 5 Закона об ООО).
- Нужно ли оформить положение об обособленном подразделении ООО
Положение об обособленном подразделении ООО оформлять необязательно, так как признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации. Исключение — филиалы и представительства, для этих обособленных подразделений положение необходимо (п. 2 ст. 11 НК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО).
Но если вы хотите урегулировать деятельность простого обособленного подразделения, то вы вправе подготовить и утвердить положение о нем.
- Какую информацию можно включить в положение об обособленном подразделении ООО
Общество вправе включить в положение любую необходимую информацию об обособленном подразделении. Рекомендуем включить в него сведения об обществе, открывающем обособленное подразделение (фирменное наименование, ОГРН, ИНН и адрес), а также правила, устанавливающие то, как оно будет осуществлять свою деятельность, в частности:
1) зачем создается — цели и виды деятельности обособленного подразделения.
Общество осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, поэтому цели и виды деятельности у них одинаковые. При желании вы можете ограничить направления деятельности обособленного подразделения, указав на это в положении;
2) каким имуществом будет наделено обособленное подразделение.
Обособленное подразделение получает свое имущество непосредственно от ООО и может им распоряжаться только в рамках тех полномочий, которыми вы его наделите. В данном разделе укажите, какое имущество передается и как оно будет учитываться.
Кроме того, укажите, вправе ли оно открывать счета в банке и самостоятельно осуществлять выплаты. Но учтите, что от этого будет зависеть необходимость его регистрации в ПФР и ФСС РФ;
3) кто управляет обособленным подразделением.
Управляет обособленным подразделением лицо, с которым заключается трудовой договор, при этом местом работы в трудовом договоре будет указано данное обособленное подразделение (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Полномочия руководителя обособленного подразделения устанавливаются доверенностью, выданной директором ООО от имени общества. Это правило для обособленных подразделений, не являющихся филиалами и представительствами, не установлено Законом об ООО, но на практике руководитель наделяется полномочиями именно на основании доверенности;
4) как и перед кем отчитывается обособленное подразделение.
Обособленное подразделение является частью самого общества, поэтому о своей текущей деятельности отчитывается оно непосредственно перед ним, то есть перед директором (п. 4 ст. 32 Закона об ООО)
- Как утвердить положение об обособленном подразделении ООО
Закон об ООО не устанавливает, какой орган должен утверждать положения о простом обособленном подразделении ООО, не являющемся филиалом или представительством. Это может быть предусмотрено уставом. Например, вопрос утверждения положений о простом обособленном подразделении может находиться в компетенции собрания участников или совета директоров (п. 2 ст. 12, пп. 6 п. 2.1 ст. 32, пп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Если он не содержит такой информации, то утвердить положение может директор ООО, поскольку это вопрос текущей деятельности общества, который не влечет для него каких-либо серьезных изменений. Для этого просто оформите приказ об утверждении положения об обособленном подразделении.
Но если в обществе есть конфликтные участники, тогда рекомендуем в целях избежания споров утвердить его на общем собрании участников или на заседании совета директоров, если он образован в ООО.
Материал статьи взят из открытых источников
Положение о структурных подразделениях (департаментах, отделах, дирекциях) организации является локальным нормативным актом, который не обязателен с точки зрения трудового законодательства. Положения о структурных подразделениях помогают решать многие вопросы, связанные с организационным строительством, так как они закрепляют распределение ролей и функций между подразделениями внутри организации. В статье предложена пошаговая технология разработки положения о структурном подразделении, которая может быть использована в работе кадровика любого предприятия.