Может ли быть директором ООО иностранный гражданин

Генеральный директор иностранец. Оформляем правильно

Ольга Агальцова, генеральный директор ООО «Мир Консалтинга»

Опубликовано в “Финансовой газете” от 17.05.2012

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. (п. 1 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. (далее – Закон № 115-ФЗ)).

Иностранный гражданин, привлекаемый на должность руководителя организации, является иностранным работником. Организация, как работодатель, имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии полученного в установленном порядке разрешенияна привлечение и использование иностранных работников. Это обусловлено тем, что по общему правилу работодателем в соответствии с Законом № 115-ФЗ является юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Иностранный гражданин в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан только в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Кроме того, работодатель ( заказчик работ (услуг)) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников только в случаях, установленных п. 4.5. ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу выдает ФМС России или ее территориальный орган. Порядок получения данных разрешений, сроки, перечень необходимых документов установлен в совместном Приказе ФМС России № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Министерства транспорта РФ № 1, Государственного комитета по рыболовству № 2 от 11 января 2008 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2008 г. № 11480).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу выдаются на определенный срок.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель – российское юридическое лицо (заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица) представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

  • Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников по установленной форме.
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
  • Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.
  • Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Для работодателей – иностранных организаций (в том числе, филиалов и представительств) установлен отдельный перечень документов.

Документы предоставляются в виде нотариально заверенных копий.

Для получения разрешений на работу иностранному гражданину, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатель (заказчик работ (услуг) и (или) уполномоченное им лицо) представляет в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

  • Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина.
  • Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.
  • Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.
  • Копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
  • Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника.
  • Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, установлены самостоятельные требования для получения разрешения на работу и отдельный перечень документов, предъявляемых при получении разрешения на работу.

Предоставляемые для получения разрешения на работу иностранному гражданину, копии официальных документов, оформленных на территории иностранных государств, должны быть легализованы в установленном порядке. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Копии документов должны быть предоставлены с оригиналами. Предоставляемые без оригинала копии документов, должны быть нотариально заверены. При этом, срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения.

Следует учесть, что в соответствии со ст.8.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Подача заявки на получение квоты для иностранного работника, оформляемого на должность генеральный директор, не требуется. Минздравсоцразвития России ежегодно утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых квоты не распространяются. Так, Приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 22н утвержден перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых квоты на 2011 г. не распространяются. Согласно данному Приказу на должность «генеральный директор акционерного общества», «генеральный директор объединения», «генеральный директор предприятия» квота не требуется.

После оформления разрешительных документов для привлечения и использования иностранного работника работодатель должен оформить с ним трудовые отношения.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами, лицами без гражданства, организациями, созданными или учрежденными иностранными гражданами.

Следовательно, иностранный гражданин – генеральный директор должен предъявить при приеме на работу документы по перечню, установленному ст. 65 ТК РФ, для доссийских граждан:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Трудовой договор с иностранным работником генеральным директором заключается с учетом особенностей, установленных главой 43 ТК РФ «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального органа». Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) (ст. 275 ТК РФ).

Трудовой договор с генеральным директором заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр подписывается работником и работодателем. Вопрос о подписании договора со стороны работодателя решается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Например, в ООО со стороны работодателя договор подписывется:

– председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества,

– или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества,

– либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества

– или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.).

Один экземпляр трудового договора остается у работника, другой – хранится в организации.

Трудовой договор с генеральным директором – иностранным работником будет срочным. Как указано выше, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Поскольку данное разрешение выдается на определенный срок (п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ), работодатель не должен использовать труд иностранного работника по окончании срока действия разрешения на работу. Срочность трудового договора с генеральным директором в ряде случаев будет дополнительно обусловлена и его назначением как руководителя организации на определенный срок.

Оформляем на работу руководителя – иностранца

В век развития международных отношений уже не редкость, когда у руля российской компании стоит иностранный гражданин. Что нужно знать, принимая на работу директора – иностранца, и какие сложности могут возникнуть при оформлении трудовых отношений?

Назначаем генерального директора
Иностранный гражданин свободен в выборе рода деятельности, профессии, распоряжения своим имуществом для предпринимательских и иных экономических целях с условиями ограничения, закрепленными в российском законодательстве (п. 1 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. (далее – Закон № 115-ФЗ)).
Однако, существуют ограничения в приёме иностранцев на работу.
Первое ограничение: это запрет на осуществление отдельных видов деятельности, которые перечислены в ст. 14, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.06.2015) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” далее по тексту – Закон №115-ФЗ).
Второе ограничение: Разрешительный порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ (ст.13 Закона №115-ФЗ). Есть исключения, о которых мы поговорим позднее.
Для генерального директора с точки зрения гражданского законодательства не имеет большого значения, уроженцем какого государства он является. Порядок назначения на должность руководителя организации закреплен в законодательстве, которое предусматривает как общую компетенцию компании, так и компетенцию его органов управления (ст. ст. 52, 91, 103 ГК РФ). Руководитель компании назначается на должность участниками/акционерами хозяйственного общества путём проведения общего собрания, результаты которого закрепляются письменно в протоколе, либо решении. Обязательно установите срок полномочий директора. Затем необходимо издать приказ о вступлении в должность нового директора.
Как и с обычным работником, с директором-иностранцем заключается трудовой договор. Однако, перечень документов для оформления трудовых отношений с иностранным директором чуть шире, чем с российским.

Оформляем разрешительные документы
Следует обратить внимание, что перед заключением трудового договора акционер или участник компании, то есть тот кто будет подписывать трудовой договор, обязан запросить информацию о наличии дисквалификации физлица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п.2 статьи 32.11 КоАП РФ). Такую информацию участник или акционер может запросить в МВД России (Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 483). Информация, из реестра открытая. Все заинтересованные вправе получить за определенную плату выписки, содержащие сведения о дисквалифицированных лицах. Порядок получения информации из реестра, можно узнать из Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 805). С дисквалифицированным лицом общество не вправе заключать трудовой договор и назначать его на руководящую должность.

Иностранный шеф является так же иностранным работником, и компании необходимо иметь специальное разрешение для трудоустройства такой категории работников..
Иностранец, в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Такой порядок не распространяется на мигрантов в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Российская компания может привлечь зарубежного руководителя без получения специального разрешения на привлечение и использование иностранных работников исключительно в случаях, установленных п. 4.5. ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
Подробнее мы рассмотрим в таблице виды трудовых мигрантов и необходимость получения разрешительных документов.

Вид мигранта

Подтверждающий документ

Разрешение на привлечение иностранного работника

Читайте также:  Может ли единственный учредитель выйти из ООО

Разрешение на работу

Квота

Временно пребывающие – визовые

Миграционная карта, виза

Нужна (ст. 18.1, Закона № 115-ФЗ)

На должность Генерального директора АО, предприятия, квота не нужна, в случае, если он ВКС (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1653н “Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год”)

Временно пребывающие – безвизовые

Не нужно (п.4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ)

Патент, кроме граждан Беларуссии, Армении, Казахстана.

Временно проживающие в России

п.4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ)

Постоянно проживающие в России

Вид на жительство

п.4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ)

Разрешение на привлечение иностранных работников, а также разрешение на работу можно получить в ФМС России через ее территориальные органы. Процедура получения указанных разрешений, сроки и список необходимых документов определены в п. п. 20, 20.1, 23, 23.1, 34 – 34.3 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589 (далее по тексту – Административный регламент)
Подать документы для получения специального разрешения на привлечение иностранных работников можно двумя способами:

  • подать документы непосредственно в УФМС на бумажном носителе. Сделать это может компания через представителя на основании доверенности, оформленной по правилам ст. 185 ГК РФ.
  • представить документов (в том числе заявление о выдаче разрешения) в электронной форме через сеть Интернет и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее по тексту – Единый портал) – www.gosuslugi.ru.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель – российское юрлицо или уполномоченные ими лица, представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

Наименование документа

Вид

1

Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников

2

Выписку из ЕГРЮ/ЕГРИП

3

Учредительные документы юридического лица/для ИП, документ удостоверяющий личность

4

Для иностранной компании – документ, подтверждающий государственную регистрацию в РФ юридического лица (дочерней организации иностранной коммерческой организации), либо аккредитацию на территории РФ филиала или представительства такой организации

5

Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере

6

Проект трудового договора (с указанием должности, оклада, социальных гарантий)

Следует учитывать, что предоставляемые копии должны быть заверены подписью и печатью (при ее наличии), а также прошиты и пронумерованы, если состоят из нескольких листов (п. 52 Административного регламента).

Для получения разрешений на работу визовому иностранцу, работодатель, либо уполномоченное им лицо, представляет в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

Наименование документа

Вид

1

Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина

2

Цветную фотографию мигранта размером 30х40 мм

3

Документ, удостоверяющий личность

4

Документ об образовании, квалификации, либо справка о полученной профессии в иностранном государстве

5

Медицинские справки, которые подтверждают отсутствие у мигранта заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Полный перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 (ред. от 04.09.2012) “О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации”

6

Квитанция об уплате государственной пошлины

Для безвизовых мигрантов установлены самостоятельные требования для получения разрешения на работу и специальный перечень документов, предъявляемых для этих целей в органы ФМС.
Копии документов, полученных на территории иностранного государства, должны быть легализованы в соответствии с действующим законодательством. Документы, составленные на иностранном языке, надо перевести и заверить нотариусом. Все документы, предоставляемые в копии, необходимо также заверить нотариально.
Обращаем внимание, за привлечение иностранного гражданина к работе, без соответствующего разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также мигранта, не имеющего патента или разрешения на работу, предусмотрена административная ответственность (ст. 18.15 КоАП РФ).

Заключаем трудовой договор
Трудовой кодекс РФ распространяет свое действия на трудовые отношения с иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также компаниями, созданными или учрежденными иностранными гражданами.
Значит, при приёме на работу мигранта на должность генерального директора необходимо запросить такие же документы, как и у россиянина.
Перечень документов (ст. 65 ТК РФ):

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • СНИЛС;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний, если работа, требует специальные знаний или специальной подготовки.

Трудовое соглашение с заграничным директором, также заключается с учетом требований главы 43 ТК РФ. Эта глава предусматривает особенности труда руководителей. Учредительными документами компании или локальными актами могут быть предусмотрены дополнительные процедуры приема руководителя, например, конкурсный отбор. Трудовой договор обязательно должен заключаться в письменной форме, в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются каждой из сторон. Один из экземпляров трудового договора вручается новоиспеченному шефу, а второй остается в компании.
Контракт со стороны работодателя могут подписать один из учредителей (участников), акционеров, уполномоченных на общем собрании заключать трудовой договор с руководителем.

Руководитель организации — иностранный гражданин: инструкция по назначению

Автор: Бойко Артем Викторович, юрист МКА «Юридическая фирма «ЮСТ», к.ю.н.

Нередко учредитель вновь создаваемой российской компании – например, иностранное юридическое лицо – желает, чтобы генеральным директором стал иностранный гражданин. Согласно действующему законодательству назначение руководителя организации происходит одновременно с ее учреждением и отражается в решении общего собрания участников (акционеров), либо единственного участника общества (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Данное действие работодателя является юридическим фактом, служащим основанием для возникновения трудовых отношений и заключения трудового договора (ст. 16 и 275 ТК РФ).

Трудовое законодательство, а также законодательство о хозяйственных обществах не предусматривает каких-либо ограничений в отношении назначения иностранца генеральным директором создаваемой фирмы. Однако миграционное законодательство вносит в данную процедуру определенную специфику.

Шаг 1. Определить статус иностранного гражданина

Российская Федерация оставляет за собой право устанавливать ограничения для участия иностранного гражданина в трудовых отношениях, в частности, закон предусматривает порядок получения различного вида разрешений. Так, по общему правилу работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, если имеет разрешение на работу. Условия допуска к труду варьируются в зависимости от того, к какой категории иностранных граждан относится конкретный работник. Согласно ст. 2 и 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) их четыре:

  • постоянно проживающие иностранные граждане;
  • временно проживающие иностранные граждане;
  • временно пребывающие иностранные граждане;
  • высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС).

К первой категории относятся те, кто получил вид на жительство. В отношении них действуют весьма либеральные условия, связанные с трудоустройством. Так, работодатель может привлекать их к труду без наличия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. А они, в свою очередь, трудятся без обязанности получить разрешение на работу (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Во вторую категорию включены иностранцы, получившие разрешение на временное проживание. Их правовое положение весьма туманно. Закон не содержит прямых указаний на то, требуется ли работодателю для их привлечения и использования соответствующее разрешение, как и нет предписаний самому иностранцу этой категории получать разрешение на работу. Законом лишь установлен запрет таким гражданам трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Если исходить из логики данной нормы и общего правила, закрепленного в п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, то обеим сторонам трудовых отношений следует получать соответствующие разрешения в территориальных органах ФМС.

Однако в научных кругах высказывается и противоположная точка зрения1. Ее авторы ссылаются на п. 4 ст. 13 и п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан, акцентируя внимание на законодательной дефиниции понятия «иностранный работник». Под последним понимается в том числе иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. То есть указывают на различие между «временно проживающими» и «временно пребывающими» в России иностранцами.

Поскольку первые не включены в понятие «иностранные работники», то работодатель, нанимая их, по сути, не использует труд именно «иностранного работника» и тем самым не нарушает требования законодательства. Из этого следует вывод: категория временно проживающих иностранных граждан выпала из сферы правового регулирования и здесь имеется правовой пробел.

Таким образом, особый порядок трудоустройства предусмотрен именно в отношении временно пребывающих иностранных граждан. К последним относятся иностранные граждане, прибывающие в РФ в порядке:

  • требующем получения визы;
  • не требующем получения визы.

В силу положений Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ дополнительной категорией стали ВКС, которые могут относиться не только к временно пребывающим, но также к временно и постоянно проживающим иностранным гражданам в зависимости от времени их нахождения на территории Российской Федерации.

Шаг 2. Получить разрешения

Если иностранец прибыл в РФ в порядке, требующем получения визы. В данном случае компании необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работнику – получить разрешение на работу. Оба вида документов выдаются территориальными органами ФМС России (п. 4 Административного регламента2).

Поскольку заявление для их получения подается работодателем или уполномоченным им лицом (п. 6 Правил), то, значит, для совершения этого действия компания должна сначала зарегистрироваться в установленном законом порядке, а ее генеральный директор – приступить к руководству текущей деятельностью с момента государственной регистрации юридического лица.

Срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы или отказа в этом достаточно длителен (до 30 дней с даты подачи документов согласно п. 8 Правил и п. 58 Административного регламента). Он может быть продлен еще на 15 дней до получения экспертного заключения.

Кроме того, следует прибавить время на пересылку по почте решения по поданному заявлению (п. 11 и 12 Правил). В силу п. 20 Правил разрешение на работу оформляется по ходатайству работодателя (п. 45 Административного регламента), то есть опять уже зарегистрированного юридического лица3.

Таким образом, для легализации допуска генерального директора – иностранного гражданина из «визовой страны» к трудовой деятельности может уйти до двух месяцев. Положительным моментом является то, что документы на оформление разрешения на работу и привлечение и использование иностранных работников можно подать одновременно. В таком случае срок получения необходимых документов не удваивается.

Вместе с тем компания в этот период не вправе заключать с иностранцем трудовой договор. Здесь может быть составлен только его проект, который среди прочих документов направляется работодателем или уполномоченным им лицом в территориальный орган ФМС для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 6 Правил).

Незаконным будет и фактическое допущение гендиректора к работе, как это понимает ст. 16 ТК РФ. В такой ситуации на практике будущим руководителем организации выбирается один из следующих альтернативных вариантов действий:

  • передача своих полномочий другому лицу по доверенности;
  • оформление своего отпуска;
  • объявление простоя.

Если иностранец прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы. Список стран, для граждан которых упразднен визовый режим, утвержден письмом МИД РФ от 27.09.2006 № 32253/19. Если руководителем организации планируется назначить гражданина одной из них, то разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю получать не требуется. В то же время обязанность оформить разрешение на работу иностранному работнику сохраняется (ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан). Срок выдачи разрешения или отказа в выдаче разрешения на работу для данной группы иностранных граждан значительно короче – 10 дней с момента подачи заявления (п. 47 Правил).

Читайте также:  Предлагают стать генеральным директором ООО

Если иностранец – ВКС.Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан ВКС – это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если суммарный размер его заработной платы (вознаграждения) у российского работодателя за период, не превышающий одного года, равен двум и более миллионам рублей.

Для таких работников закон предусматривает льготные условия вступления в трудовые отношения. Так, работодателю не требуется получать разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Компания ходатайствует лишь о выдаче разрешения на работу для своего будущего генерального директора. Срок рассмотрения ходатайства также является сокращенным – не более 14 дней (п. 19 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Следует отметить, что среди прочих документов к заявлению работодателя в обязательном порядке прикладывается трудовой договор с ВКС. При этом вступление его в силу обусловлено получением ВКС разрешения на работу (п. 6 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Каких-либо аналогичных положений в п. 3 ст. 13.1, касающемся иностранцев, въезжающих без получения визы, не предусмотрено. В подп. 4 п. 3 ст. 13.1 содержится норма, в силу которой при наличии заключенного трудового договора с организацией он должен быть приложен к заявлению о выдаче разрешения на работу. При этом отсутствие отлагательного условия вступления его в силу и признание возможности действия трудового договора без наличия разрешения на работу, на наш взгляд, нелогично, ведь получение последнего предполагает легализацию последующих, а не уже существующих по факту трудовых отношений.

Такие различия в рамках положений одного нормативного правового акта можно объяснить лишь следующим: положения ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан приняты совсем недавно, после детальной переработки, а формулировка его ст. 13.1 осталась без изменений. Внесение законодателем схожего уточнения в подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан видится вполне уместным.

Шаг 3. Допустить к фактической работе

Дополнительно отметим, что до получения указанных разрешений любая деятельность генерального директора будет считаться незаконной. на практике встречаются случаи, когда учредители назначают лиц из числа временно пребывающих иностранных граждан на должность генерального директора учреждаемого общества, пренебрегая требованиями закона о правовом положении иностранных граждан. Но если при назначении на должность генерального директора гражданина «безвизовых стран», а также временно пребывающего высококвалифицированного специалиста риск быть подвергнутым проверке и оштрафованным органами ФМС РФ не велик, то при назначении гендиректором иностранца из «визового государства» угроза административного наказания вполне реальна.

По мере получения разрешительных документов генеральный директор в зависимости от ранее предпринятых мер:

  • отзывает доверенность на осуществление его полномочий в период их оформления (если в самой доверенности не указан момент прекращения ее действия);
  • выходит из отпуска;
  • выносит приказ о прекращении простоя.

Памятка для работодателя

Итак, учреждая новое юридическое лицо, необходимо:

  • определить, к какой категории иностранных граждан, предусмотренной российским законодательством, будущий генеральный директор организации относится;
  • помнить об установленных квотах на по–лучение приглашения иностранных работников из «визовых стран», а также о квотах выдачи разрешений на работу иностранным работникам как для «визовых», так и «безвизовых» государств (подп. 28 и 46 Правил)4;
  • предусмотреть альтернативные варианты на случай отказа в выдаче необходимых разрешений на основании неудовлетворительного заключения органов государственной службы занятости населения РФ о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 29.1 Административного регламента).

Таким образом, в связи с большим количеством законодательных ограничений решение назначить на должность руководителя нового юридического лица иностранного гражданина не всегда является оправданным.

Указанных трудностей можно с легкостью избежать, доверив управление вновь создаваемой фирмы гражданину Российской Федерации.

Если порядок допуска иностранцев к трудовым отношениям не соблюден. Привлечение к трудовой деятельности генерального директора — иностранца при отсутствии у него разрешения на работу или у компании разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников влечет за собой меры административной ответственности. Согласно п. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ руководителю организации-правонарушителя угрожает штраф за каждый выявленный противоправный факт в размере от 25 000 до 50 000 руб., а компанию — в размере от 250 000 до 800 000 руб. либо приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.

СПРАВКА

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его положения детализируются:

  • Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 (в тексте статьи — Правила) и
  • Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным совместным приказом ФМС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Министерства транспорта РФ и Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 № 1/4/1/2.

ВНИМАНИЕ — НА СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ

Николаева Любовь Викторовна, юрисконсульт ЗАО «Северо-Западный юридический центр»

Для осуществления полномочий генерального директора иностранным гражданином недостаточно только принятия решения о назначении на должность участниками (акционерами) общества и государственной регистрации сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ. В такой ситуации должны быть соблюдены все требования миграционного законодательства, иначе иностранный гражданин не вправе будет осуществлять полномочия генерального директора, а общество будет привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Позиция суда*.Податель жалобы выразил мнение, что действующее законодательство не ставит полномочия генерального директора по руководству текущей деятельностью общества в зависимость от выполнения требований миграционного законодательства РФ. Оценив данный довод, суд указал, что право иностранного гражданина выполнять функции генерального директора общества не должно осуществляться с нарушением требований миграционного законодательства, которые носят властно-распорядительный характер и обязательны для применения.
Поскольку фактическое выполнение функций генерального директора иностранным гражданином ставится в зависимость от выполнения условий миграционного законодательства, в ситуации, когда миграционные документы еще не оформлены, а генеральный директор не полномочен выполнять свои функции, именно участники (акционеры) общества или иные полномочные его органы должны принимать решения: об отстранении генерального директора, о назначении исполняющего обязанности генерального директора на время оформления миграционных документов и др.

Позиция суда**.Генеральный директор – иностранец не вправе сам себя отстранить от выполнения полномочий до оформления документов. Такие действия могут выполнять иные полномочные органы общества.
Все указанные действия, направленные на соблюдение норм миграционного законодательства, будут свидетельствовать об отсутствии вины общества, если все же возникнет вопрос о его привлечении к ответственности за нарушение миграционного законодательства (см.: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009).

* Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2011 по делу № А21-9646/2010.

** Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009.

1 См.: Наумова Р. Л. Труд иностранцев у российского работодателя. М.: Дашков и К, 2009; Пригарина М. В. Правила найма иностранной рабочей силы // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2007. № 18.

2 Здесь и далее — Административный регламент; см. Справку.

3 Срок выдачи разрешения на работу иностранного гражданина аналогичен сроку, предусмотренному для получения разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (п. 29, 30 Правил).

4 Квоты не применяются лишь к лицам, подпадающим под категорию «высококвалифицированных специалистов» (п. 2 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Разрешение на работу директору – иностранцу

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу

Вопрос

Иностранный гражданин является единственным учредителем ООО и одновременно руководителем своей организации. Трудовой договор не заключен. Нужно ли в таком случае иностранцу оформлять разрешение на работу?

Ответ подготовил Е.А.Кушвид, ЗАО Агентство правовой информации “Воробьевы горы” – Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс

Ответ

Иностранный гражданин, который является одновременно руководителем и единственным учредителем организации, должен иметь разрешение на работу независимо от наличия трудового договора (за исключением иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ).

Обоснование

В соответствии со ст. 275 ТК РФ с руководителем организации должен быть заключен трудовой договор. Однако ч. 2 ст. 273 ТК РФ установлено, что положения гл. 43 ТК РФ не распространяются на случаи, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

Исходя из этих норм, Роструд в своем Письме от 28.12.2006 N 2262-6-1 разъяснил, что с руководителем организации, который является единственным учредителем (участником), трудовой договор не заключается.

Тем не менее, по нашему мнению, деятельность генерального директора – единственного учредителя организации является трудовой независимо от наличия трудового договора.

В соответствии со ст. 39 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об ООО” назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения, возникающие в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора. Следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Кроме того, руководители – единственные учредители (участники) компаний не упоминаются в ст. 11 ТК РФ в списке лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство.

Правомерность этой позиции поддерживается и судами (Определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6362/09, Постановление ФАС Центрального округа от 08.08.2005 по делу N А-09-17861/04-9 и др.).

Пункт 4 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” регламентирует, что иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу. Правда, этот порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в России. При отсутствии у привлекаемого иностранного работника разрешения на работу организация может быть привлечена к административной ответственности на основании ст. 18.15 КоАП.

Стоит отметить, что существует и иная точка зрения. В Постановлении от 25.08.2010 N Ф03-5775/2010 по делу N А24-457/2010 ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что организация, в которой руководитель – иностранный гражданин, являющийся единственным учредителем, выполняет свои функции без разрешения на работу, не подлежит административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ. Однако данное судебное решение является единичным.

Приказом ФМС от 25.12.2006 N 370 в ред. от 19.02.2014 утверждены формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства. Зарегистрировано в Минюсте 15.01.2007 N 8736.

Посмотреть их можно во вложениях.

Работодатели, в свою очередь, должны уведомить миграционную службу о заключении и расторжении трудового договора или договора ГПХ с любым иностранцем.

ФМС утвердила форму и порядок уведомления – приказ от 08.12.2014 N 640 о внесении изменений в приказ ФМС от 28.06. 2010 N 147.

Читайте также:  Перерегистрация ООО смена учредителя: пошаговая инструкция

Введен новый механизм привлечения к трудовой деятельности иностранцев, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

В частности, работодателей и заказчиков работ (услуг) обязали уведомлять подразделения ФМС России о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с любым иностранным гражданином.

В связи с этим установлены новые форма и порядок подачи указанного уведомления.

Прежние формы утрачивают силу.

Кроме того, отменяется ряд других форм вместе с порядком представления. Это уведомления о предоставлении иностранному высококвалифицированному специалисту (иностранцу, прибывшему в Россию в безвизовом порядке) отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более месяца в течение года, а также расторжении трудового или гражданско-правового договора с зарубежным специалистом.

Подать уведомление можно, в том числе, в электронном виде через портал госуслуг. Приказ и формы уведомлений можно скачать во вложениях на странице.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2015 г. Регистрационный № 35511.

Процедуру получения разрешения на работу для иностранца можно посмотреть здесь.

Про миграционный учет в РФ иностранцев смотрите здесь и во вкладках к указанной странице.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Нужен ли патент на работу Генеральному директору — единоличному учредителю ООО, если он работает без ТД

Добрый день!
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/

Действующее законодательство обязывает с генеральным директором компании, являющимся единственным учредителем или одним из учредителей заключить трудовой договор.
Если физическое лицо, являясь единственным учредителем общества или одним из его учредителей, приказом назначен руководителем этого общества и выполняет свои обязанности по руководству организации, то есть выполняет определенную работу, то данное физическое лицо вправе получать вознаграждение за свою работу. А такое вознаграждение он может получать только на основании трудового договора. Поэтому в директором надо заключить трудовой договор.
Это соответствует нормам ТК РФ, Закона об ООО и других нормативных актов.
1. Среди лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство и которые перечислены в ч. 8 ст. 11 ТК РФ, руководитель общества, являющийся его единственным участником (учредителем), не назван.
2. Трудовой кодекс РФ не содержит норм, запрещающих применение его общих положений (в отличие от специальных – гл. 43) к отношениям между обществом и его руководителем – единственным участником (учредителем) этого общества.
3. В силу абз. 2 ч. 2 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают между работником и работодателемна основании трудового договора.
Заключения договора с самим собой в данной ситуации не происходит, так как договор заключается между физическим и юридическим лицами- разными субъектами правоотношений. Работодателем по такому трудовому договору является организация, вступившая в трудовые отношения с работником – руководителем этой организации. Следовательно, руководитель – участник (учредитель) общества может подписать трудовой договор со стороны работодателя как его законный представитель и со стороны работника как лицо, которое выполняет трудовые обязанности по должности руководителя общества (ст. ст. 20, 56, 57 ТК РФ).

4. Руководитель общества, являющийся одновременно его участником (учредителем), в качестве работника этой организации подлежит обязательному социальному страхованию и в связи с этим имеет право на получение пособий по обязательному социальному страхованию и иных трудовых гарантий и льгот. Это следует из ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, п. 1 ч. 1 и ч. 5 ст. 2, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, писем ФСС РФ от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П и Минтруда России от 05.05.2014 N 17-3/ООГ-330, а также подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.11.2010 по делу N А45-6721/2010, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2010 N Ф03-6886/2010 по делу N А73-2821/2010).

Таким образом исходя из приведенных выше норм законодательства и разъяснений контролирующих органов деятельность генерального директора – единственного учредителя организации является трудовой независимо от наличия трудового договора.

Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” регламентирует, что иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на постоянно или временно проживающих в РФ и некоторых других категорий иностранных граждан, в том числе имеющих статус беженца, получивших временное убежище.
Следовательно, если гражданин Украины является постоянно или временно проживающим в РФ, то ему не нужен патент.
В противном случае при отсутствии у привлекаемого иностранного работника разрешения на работу организация может быть привлечена к административной ответственности на основании ст. 18.15 КоАП РФ.

Директор-иностранец – получение трудового патента (разрешения на работу) в Санкт-Петербурге

Любое зарегистрированное в России юридическое лицо имеет право принять на должность директора (руководителя) гражданина иностранного государства.

Наиболее часто подобная ситуация встречается при создании юридического лица с иностранными учредителями, в качестве которых могут выступать как иностранные граждане, так и организации. Однако и в случае регистрации ООО (АО, компании другой формы) со 100-процентным российским капиталом закон не запрещает назначить руководителя-иностранца.

Вместе с тем, по российскому законодательству директор компании (даже если он является одним из ее учредителей) – такой же наемный работник, как и сотрудники, занимающие другие должности. Поэтому, прежде чем принять на работу во вновь созданное юридическое лицо директора-иностранца, необходимо решить, насколько это правомерно, и требуется ли данному гражданину патент или разрешение на работу в России?

Простой анализ миграционного законодательства дает следующий ответ: иностранец может быть назначен на должность руководителя юридического лица сразу с момента создания последнего только в трех случаях:
а) будущий руководитель компании является гражданином страны, являющейся членом ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана), трудовым мигрантам которых для работы в РФ разрешение на работу не требуется;
б) будущий руководитель имеет разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство в РФ;
в) будущий руководитель является гражданином безвизовой страны, и ранее уже получил трудовой патент для работы в России в должности директора или генерального директора.

Во всех остальных случаях назначение иностранного гражданина на должность директора российской фирмы без разрешения на работу расценивается как нарушение закона и влечет за собой серьезные штрафы, определяемые статьей 18.15 Кодекса об административных правонарушениях:

“Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как же поступить, если необходимо создать российскую компанию с директором-иностранцем, не имеющим разрешения на работу, патента, РВП, вида на жительство и не состоящим в гражданстве страны-члена ЕАЭС? В такой ситуации мы рекомендуем следующие варианты:

1. Директор – гражданин безвизовой страны.
Это достаточно простой случай – необходимо вначале получить трудовой патент (как это сделать, читайте здесь), затем регистрировать компанию, сразу указав в регистрационных документах в качестве руководителя юридического лица данного иностранного гражданина.

2. Директор – гражданин визовой страны.
Гражданам стран, въезд из которых в Россию требует получения визы, вместо патентов оформляются разрешения на работу. К сожалению, закон не предусматривает возможности получения разрешения (в отличие от патента) без указания конкретного работодателя. Поэтому здесь единственно возможный вариант – регистрация юридического лица с “временным” руководителем – гражданином России. Далее, после создания компании (т.е. после возникновения юридического лица – работодателя), можно приступать к выполнению мероприятий, необходимых для оформления разрешения на работу “постоянному” директору-иностранцу.

Разрешение на работу представляет собой именную пластиковую карту. Порядок получения разрешений на работу для директоров-иностранцев ничем не отличается от порядка, установленного для иностранных граждан, желающих работать в РФ по другим специальностям. Подробно о данном порядке Вы можете узнать на этой странице.

Юридическое лицо, в котором сменился директор в связи с назначением на должность иностранного гражданина, также должно зарегистрировать этот факт в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц).

Все услуги по регистрации “под ключ” в Санкт-Петербурге российских предприятий с иностранным капиталом, в том числе решение вопросов, связанных с получением разрешения на работу иностранному директору, Вы можете заказать у нашей компании.

Отношения между клиентом и нашей компанией регулируются договором об оказании юридических услуг. С особенностями заключения договоров и документального оформления заказов можно ознакомиться здесь.
Порядок оплаты услуг – предварительная оплата 100%.
Оплатить услуги возможно наличными и по безналичному расчету, а также различными способами (в том числе банковскими картами) через платежный интерфейс на нашем сайте. Подробнее об оплате читайте здесь.

Вы можете сэкономить свое время, заказав данную услугу дистанционно. Подробная информация – в этом разделе.

Ссылка на основную публикацию