Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Из прокуратуры пришло представление о том, что один из государственных гражданских служащих является учредителем ООО. В процессе проверки он вышел из состава учредителей.

Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем? Предусмотрена ли за это ответственность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Государственный гражданский служащий вправе учредить общество с ограниченной ответственностью и оставаться его участником в период пребывания на государственной гражданской службе. Какой-либо ответственности за это не предусмотрено.

Принадлежащая государственному гражданскому служащему доля в уставном капитале ООО должна быть передана им в доверительное управление. Несоблюдение этого требования может явиться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены в ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее — Закон N 79-ФЗ). Ни указанными, ни иными нормами гражданскому служащему (далее также — служащий) не запрещено учреждать хозяйственные общества либо участвовать в них*(1). Более того, как видно из ч. 2 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее — Закон N 273-ФЗ), служащему могут принадлежать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ. Само по себе это обстоятельство не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения служащего к ответственности. Однако, если владение такими долями приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать их в доверительное управление.

Напомним, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей или осуществление полномочий (п. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ). Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) им и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Поскольку, с одной стороны, основной целью деятельности ООО как коммерческой организации является получение прибыли (п.п. 1, 2 ст. 50, п.п. 1, 3 ст. 66 ГК РФ) и участник ООО вправе участвовать в распределении прибыли общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ), что приносит участнику доход, а, с другой стороны, в связи с поступлением на государственную службу гражданину становится доступной информация, не являющаяся общедоступной, а также появляется возможность принимать участие в осуществлении государственного управления, то, как мы полагаем, целесообразно исходить из того, что участие гражданского служащего в ООО принципиально может привести к конфликту интересов, а значит, требует передачи принадлежащих служащему долей в доверительное управление.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (ч. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). Таким образом, несоблюдение служащим требования о передаче принадлежащей ему доли в уставном капитале ООО в доверительное управление может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с гражданской службы (смотрите, например, раздел 1 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014, апелляционные определения СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.08.2012 по делу N 33-3502/2012 и от 14.08.2012 по делу N 33-3540/2012). Однако оценить обоснованность применения того или иного дисциплинарного взыскания применительно к рассматриваемой ситуации в рамках этой консультации мы не можем.

*(1) Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако создание (учреждение) юридического лица и дальнейшее участие в нем не является предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 ГК РФ). После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не участник юридического лица, а само это юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность (ст.ст. 1, 48, 49 ГК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос

Имеет ли право муниципальный служащий быть учредителем хозяйствующего субъекта?

Ответ

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Необходимо отметить, что словосочетание «лично или через доверенных лиц» относится в данном случае исключительно к запрету на занятие предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации позволяет лицам, замещающим муниципальные должности, а также муниципальным служащим входить в состав органов управления иных хозяйствующих субъектов при условии, что это им поручено соответствующими муниципальными правовыми актами и в порядке, установленном такими правовыми актами (пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. По мнению Комитета, данное определение правомерно применять для Федерального закона №25-ФЗ.
В случае, если муниципальный служащий до принятия изменений в Федеральный закон №25-ФЗ входил в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации, то в настоящее время оставаться в этом качестве он может только в случае, если это ему поручено соответствующим муниципальным правовым актом.
В указанных выше федеральных законах не содержится запрета на то, чтобы муниципальный служащий выступал в качестве учредителя хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, Комитет полагает, что недопустима ситуация, когда муниципальные служащие являются единственными учредителями тех или иных хозяйствующих субъектов, поскольку для обеспечения их деятельности они будут вынуждены осуществлять управление данными хозяйствующими субъектами, что не соответствует требованиям пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона №25-ФЗ. Например, согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.
Учитывая вышеизложенное, муниципальные служащие могут быть учредителями хозяйствующих субъектов (если учредителей два и более), но при условии, что они не принимают какого-либо участия в управлении указанными субъектами.

Читайте также:  Как закрыть ООО с долгами по налогам

новая редакция введена Федеральным законом № 64-ФЗ от 3.04.2017

«3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;»;

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Может ли в России госслужащий быть официальным учредителем ООО? В средствах массовой информации четкий ответ на этот вопрос отыскать довольно затруднительно. Здесь в основном утверждается, что подобного рода действия чиновникам запрещены. Между тем все не так однозначно. Давайте разберемся в нюансах отечественного законодательства.

Общие сведения

Любое общество с ограниченной ответственностью – это всегда коммерческая структура. Подобное определение мы без труда находим в 66-й статье Гражданского кодекса. Проще говоря, его деятельность нацелена прежде всего на извлечение дохода.

На основании вышесказанного СМИ делают однозначный вывод: пребывающий на службе не имеет права становиться учредителем, по крайней мере, в тот период, пока исполняет должностные обязанности. Указывается, что при выявлении подобного факта чиновника привлекут к ответственности или, в лучшем случае, только уволят.

Когда же гражданин только планирует начать карьеру на государственной гражданской службе, он должен обеспечить заблаговременную передачу своей доли любому другому физическому или юридическому лицу в доверительное управление. Порядок осуществления данной процедуры расписан в 53-й главе ГК.

Что в этих утверждениях является правдой? Разберемся далее.

Разрешается ли госслужащим учреждать ООО

Как муниципальным, так государственным служащим, никто не запрещает становиться учредителями ООО, ибо законодательство не предусматривает за данное деяние какой-либо ответственности. Как видим, в этом средства массовой информации ошибаются.

Правы СМИ в том, что причитающая государственному служащему доля в бизнесе должна передаваться в обязательном порядке в доверительное управление. Тем, кто решится проигнорировать указанное требование законодательства, грозит, в худшем случае, лишь дисциплинарная ответственность.

Законодательство

Обо всех существующих на сегодняшний момент запретах сообщается в 79-м Федеральном законе, введенном в действие еще в июле 2007 года. Этот нормативный акт регламентирует деятельность гражданской службы в России. Конкретно о нашем вопросе говорится в 16-17 статьях названного документа.

Тем не менее ни в упомянутом законе, ни в каких-либо иных актах нет запретов на учреждение субъектов хозяйственной деятельности или участие в их работе. При этом даже поверхностное прочтение 17-й статьи 79-го ФЗ (2 часть) и ст. 11 273-го ФЗ («О коррупции») позволяет убедиться, что чиновник вправе владеть долями в капиталах тех или иных коммерческих организаций.

Проще говоря, сам по себе факт наличия в собственности части ООО не рассматривается как законное основание для принятия мер дисциплинарного характера в отношении чиновника.

Тем не менее это далеко не все – учредитель субъекта экономической деятельности рискует в период пребывания на государственной (муниципальной) службе столкнуться с невозможностью выполнять возложенные на него обязанности требующимся образом из-за имеющихся конфликтов интересов. Именно по этой причине он и должен побеспокоиться о передаче собственности в доверительное управление.

О том, что такое конфликт интересов, мы узнаем из того же 79-го закона. Здесь, в частности, сообщается – речь идет о ситуациях, когда личная вовлеченность служащего в деятельность коммерческого предприятия может оказать влияние на:

  • осуществление им полномочий;
  • беспристрастность;
  • объективность решений.

Под личной заинтересованностью законодательство понимает возможность:

  • извлекать определенные доходы в виде ценного имущества, прав на него, услуг или наличных денег;
  • получения преимуществ для себя, близких родственников, организаций с коими имеются материальные связи.

Об этом говорится в 79-м законе, а точнее, в его 19-й статье (3-я часть).

К близким родственникам принадлежат:

Как уже ранее отмечалось, главным смыслом создания ООО является извлечение прибыли. Соответственно, любой учредитель общества имеет право принять участие в ее распределении. Это, в свою очередь, приносит ему доход. Важный момент – его размер не имеет никакого значения.

Гражданину, поступившему на госслужбу, открывается конфиденциальная информация. Человек же получает гипотетическую возможность влиять на решения, принимаемые тем органом, где он трудоустроен.

Все это дает основание полагать, что участие чиновника в работе ООО потенциально приводит к образованию конфликта интересов. Избежать последнего позволяет своевременная передача активов в доверительное управление.

Как следует из 79-го закона (16-я статья, 1-я часть), при игнорировании запрета и неисполнении обязанностей, предусмотренных в 273-м законе, гражданин не может пребывать на госслужбе. Здесь работодатель (или его законный представитель) обязаны принять все необходимые меры для предотвращения конфликта интересов либо его урегулирования. Меры для этого предусмотрены разные, но наиболее действенная из них – отстранение от должности.

Может ли в РФ госслужащий быть учредителем других организаций

В 16-й статье 79-го ФЗ сообщается, что государственный служащий не вправе занимать должности в неправительственных иностранных организациях. То есть он не может состоять в их:

  • органах управления;
  • наблюдательных (попечительских) советах;
  • других руководящих структурах.

Исключением являются случаи, предусмотренные в отечественном законодательстве.

В то же время государственному служащему не возбраняется становиться соучредителем или участвовать в управлении различных кооперативов:

  • гаражный;
  • строительный;
  • жилищный;
  • садоводческий;
  • потребительский;
  • дачный и пр.

Аналогично разрешено чиновникам работать в:

  • официально действующих профсоюзах;
  • товариществах собственников жилья.

Вопрос юристам ( госслужба и ООО)

Надо как-то двигаться дальше и ищу варианты зарабатывания денег.
Вариант -1 планирую поступать на государственную службу ( есть местечко как раз по специальности).
Но являюсь учредителем ну и Зам.Ген.директора (до кучи) общества с ограниченной ответственностью. Мне бы не хотелось продавать свою долю другому лицу. Могу ли я оставаясь учредителем ООО поступить на госслужбу?
Из 273-ФЗ вычитал: Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Но что это такое “доверительное управление” так и не понял.
Дело в том что нашему ООО задолжала одна фирма крупную сумму ,которую не выплатила по исполненному контракту. И часть этой суммы все-таки моя. Сейчас идет судебное разбирательство и мы его выиграли но эти черти подают апелляцию (хотя знают заведомо что продуют). короче еще полгода не меньше.
И я боюсь что уйдя из состава учредителей (возможно, не факт но лучше перестраховаться) я не увижу заработанных мной денег.
И вариант -2 открыть ИП – но насколько я понял оставаясь учредителем ООО и открыв ИП в данном случае ООО автоматически не может являться субъектом малого предпринимательства (что в нашем случае не есть гуд)

Переоформите свою долю на лицо, которому полностью доверяете.
С должностью Зам.ГД придется расстаться в любом случае.
Это если по-правильному.

Читайте также:  Порядок продажи доли в ООО третьему лицу

С другой стороны, кто проверит наличие записанных на Вас долей? В теории возможно, на практике – малореализуемо. Если только кто-то специально не “сольет” информацию.
Но я бы советовал идти по правильному (первому) пути.
Ну а что суд присудит, то и получите независимо от занимаемой должности. Вот в отсутствие тонкостей взаимоотношения Вас как участника ООО и должника иной позиции не имею.

согласно 79-ФЗ ген. директором вам быть нельзя, учредителем можно, если это не приводит и не может привести к конфликту интересов (ст.17, п.1,2). что делать в последнем случае – вы сами написали

С другой стороны, кто проверит наличие записанных на Вас долей? В теории возможно, на практике – малореализуемо. Если только кто-то специально не “сольет” информацию.

idv1
забываете про декларацию о доходах госслужащего, в которой он все сам обязан указать.

idv1
согласно 79-ФЗ ген. директором вам быть нельзя, учредителем можно, если это не приводит и не может привести к конфликту интересов (ст.17, п.1,2). что делать в последнем случае – вы сами написали

А что такое “доверительное управление”? как я понял : не выходя из состава учредителей я “доверяю” кому-то вести за меня дела и соблюдая закон в данном случае у налоговой ко мне никаких вопросов. (только фигня какая-то выходит в данном случае. )

ОСУ является высшим органом управления коммерческой организации, т.е. прямой запрет согласно первого же подпункта статьи 17 упомянутого закона. В случае с ООО участник всегда будет входить в орган управления этого ООО.

А что такое “доверительное управление”?

idv1
На платной основе? В законе запрет распространяется только на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией на платной основе. Иначе тогда какой смысл в п.2 ст.17?

планирую поступать на государственную службу ( есть местечко как раз по специальности).Но являюсь учредителем ну и Зам.Ген.директора (до кучи) общества с ограниченной ответственностью. Мне бы не хотелось продавать свою долю другому лицу. Могу ли я оставаясь учредителем ООО поступить на госслужбу?

Gurian II
Проблемы епические чувствую я
Как член комиссии по урегулированию конфликта интересов, спрашиваю: Зачем Вам ЭТО?!

Элементарно- основная работа фирмы это работа с гос.заказчиком и бюджетом соответственно.
На следующий год работы не будет бюджет попилили, новые ПП приняли . да здравствует Крым и ТД.(если и будет работа то настолько мало, что и заниматься этим не хочется) а семейство кормить нужно.
С нашим государством чтобы содержать ООО с подобным родом деятельности и платить все налоги нужно набрать за год не меньше 5 мил. руб. заказа и получать зарплату в 35 тыс рэ.
В этом году еле-еле наскребли в следующем ХЗ .
Есть мысль вообще продать ООО с 5ти летним “стажем работы” и забыть как страшный сон (надоело . еНтому дай. тому откати . а сам без штанов оставайся! Я так не умею ,а главное не хочу)

Элементарно- основная работа фирмы это работа с гос.заказчиком и бюджетом соответственно.
На следующий год работы не будет бюджет попилили, новые ПП приняли . да здравствует Крым и ТД.(если и будет работа то настолько мало, что и заниматься этим не хочется) а семейство кормить нужно.
С нашим государством чтобы содержать ООО с подобным родом деятельности и платить все налоги нужно набрать за год не меньше 5 мил. руб. заказа и получать зарплату в 35 тыс рэ.
В этом году еле-еле наскребли в следующем ХЗ .
Есть мысль вообще продать ООО с 5ти летним “стажем работы” и забыть как страшный сон (надоело . еНтому дай. тому откати . а сам без штанов оставайся! Я так не умею ,а главное не хочу)

Не думаю, что это выход.
Будете получать столько же, а геморрою – в разы больше.
На откаты надежды нету – если только не хочите сесть.
У нас бывшие бизнесмены долго не выдерживают – уж поверьте.
Даже наш брат-юрист побывав в адвокатах или фрилансером, вернувшись на госслужбу тоскует.
Эт я не то чтобы отговариваю – так предупреждаю.

Насчёт Вашей темы:

Теоретически –
на работу зам директором:
– нужно согласие работодателя;
– составление рабочего графика (чтобы госслужба не совпадала с подработкой)
– решение комиссии об отсутствии конфликта интересов (которую вы должны САМИ известить)
– указание в декларации дохода (если она будет – у меня нет )

по учредительству:
– указание в декларации (если есть)
– решение комиссии об отсутствии конфликта интересов либо передача своей части ООО в оперативное управление (обычно органу по управлению гос.имуществом)

– Долбание вас каждый год по вопросу доходов, отлучек и постоянное подозрение в коррупции.
– вы первый подозреваемый у прокуратуры при проверках
– порядка передачи в доверительное управление на федеральном уровне не разработано, на региональном – кто куда
– принуждение к продажи своей доли
– зависть и сплетни в коллективе
– практически ежегодный вызов и глумление на комиссии

вот кстати, пример

Карьера рязанской чиновницы может рухнуть из-за квартиры на Татарской улице (03.12.2014)

Рязанская прокуратура распространила пресс-релиз, в котором приводится факт реагирования оного ведомства на нарушения требований антикоррупционного закона ‘О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам’.
Сотрудники надзорного органа выявили несостыковку в финансовой отчётности одного из сотрудников рязанской городской администрации. Начальник сектора в одном из отделов администрации сообщила о покупке в 2013 году квартиры за 3 с лишним миллиона рублей. Между тем, по данным прокуратуры, в год покупки она заработала 1300000 рублей (в среднем более 100 тысяч рублей в месяц).
На интерес прокуратуры она ответила, что деньги она взяла из сбережений прошлых лет и наследства, полученного ей в 2005 году. Однако же документально подтвердить факт наследства 9-летней давности госслужащая не смогла.
Тогда прокуратура направила в адрес и.о. главы администрации Рязани представление об устранении нарушений законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности. Согласно закону, должностные лица за это правонарушение должны быть уволены с государственной или муниципальной службы. Пока реакции и.о. главы в отношении Светланы Рожковой (по сообщению Рязанского Городского Сайта) не последовало.

Может ли гос.служащий быть учредителем или директором АНО?

Может ли гос.служащий (человек работает в региональном министерстве) быть учредителем или директором АНО (Автономная некоммерческая организация)? или какой либо другой орг-правовой формы некоммерческих организаций?

Ответы юристов ( 3 )

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему запрещается

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией

Вывод: госслужащий субъекта РФ может участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если ему поручено участвовать в управлении этой организацией нормативным правовым актом субъекта РФ.

Так же может участвовать в управлении:

    — жилищного кооператива;
    — жилищно-строительного кооператива;
    — гаражного кооператива;
    — садоводческого кооператива;
    — огороднического кооператива;
    — дачного потребительского кооператива;
    — товарищества собственников недвижимости;
    — профсоюза.

Это я всё читал. Но в моем случае речь про АНО – Автономную некоммерческую организацию, которая не ставит своей целью извлечение прибыли.

Читайте также:  Как уменьшить чистые активы ООО

Согласно п.16 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему запрещается

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации

Вывод: отсутствует запрет на вхождение госслужащему в состав органа управления автономной некоммерческой организации.

В соответствии Федерального закона от 12.12.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная некоммерческая организация (АНО) является юридическим лицом совершающее хозяйственную деятельность и тем самым является хозяйствующим субъектом.

Таким образом согласно п.16 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему запрещается участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (АНО).

Так всё-таки, может или нет?

В соответствии Федерального закона от 12.12.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО. Правление АНО избирается общим собранием учредителей на определенный срок. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием.

1. Госслужащему запрещено быть учредителем АНО.Учредитель участвует в управлении АНО.

2.Директор в АНО отсутствует. Осуществляет руководство АНО председатель выбранный из числа учредителей.

служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 17 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). ООО является коммерческой организацией (ст. 66 ГК) вне зависимости от факта получения прибыли. Если он стал учредителем на момент нахождения на службе, то в случае любой проверки сведений он может не только быть уволен, но и подвергнуться другим видам ответственности. Если он собирается стать служащим, он должен передать в доверительное управление любому субъекту в обычном порядке, предусмотренном ГК (глава 53). Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через своих доверенных лиц. Более того, он обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций, в том числе в ООО. Аналогичное правило содержится и в Законе РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» относительно муниципальных служащих. Исходя из смысла данной статьи видно, что законодатель все же допускает участие в ООО государственных служащих, при условии передачи ими своей доли в уставном капитале общества в доверительное управление.

Елена, причем здесь ООО? Я спрашиваю про АНО – Автономную некоммерческую организацию, которая не ставит своей целью извлечение прибыли.

Госслужащий – участник ООО.

Уважаемые юристы!
Просьба поделиться своими мнениями.
Грозит ли увольнение госслужащему за участие в ООО (имеет долю в ООО)?

лаконично и в точку 🙂

Ирина, почему так считаете? ст. 17 Закона “О государственной гражданской службе” говорит о том, что только при конфликте интересов, госслужащий владеющий долей, акциями, ценными бумагами, обязан передать эту собственность в доверительное управление.
Наш госслужащий в ООО не руководитель, он только один из учредителей (участников).

Цена: 500 руб.

Действительно в ст.11 Закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» указано, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через своих доверенных лиц. Более того, он обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций, в том числе в ООО. Аналогичное правило содержится и в ст.11 Закона РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» относительно муниципальных служащих. Исходя из смысла данной статьи видно, что законодатель все же допускает участие в ООО государственных служащих, при условии передачи ими своей доли в уставном капитале общества в доверительное управление.
Так что Ирина верно все говорит. Нет доверительного, уволят однозначно.

Апелляционное Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15 января 2013 г. N 33-125/2013
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=524944

Гражданина действительно уволили, но за подлог: скрыл участие в 6-ти ООО (в одном из них был ГД), предоставив сведения только об одном – седьмом.

Участие в одном ООО не препятствовало работе в качестве госслужащего по категории “руководитель”.

Ларис привет! Однозначно уволят. И дело совершенно не в том, что скрыл, а в том, что состоял. И это определение, как раз и говорит, что не восстановили и прогул вынужденный не удовлетворили в виду того, что состоял, а не то что скрыл. Нет и не может быть ни каких правовых последствий что он скрыл, а вот то, что состоял, есть правовые последствия, что и подтверждено этим определением. Дело в том, что все определяет доверительное управление, как долей так и акциями. Нет доверительного управления-милости просим с государевой службы, иди занимайся бизнесом. Есть доверительное, ни кто не попросит, а этот госслужащий так и останется учредителем, участником, акционером.

сам факт представления ПОДЛОЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта

Человек указал, что является участником ООО, и на работу его приняли, где он проработал 3 года, пока не выяснилось, что были сокрыты сведения еще о 6-ти ООО.

Именно факт сокрытия сведений послужил основанием увольнения.

где он проработал 3 года, пока не выяснилось.

Борис, даже не 3, а 4 года проработал с марта 2008 по март 2012.

Цена: 1 000 руб.

Лариса, Вы неправильно ставите акценты: достаточно самого факта сокрытия(без дальнейшего выяснения передавал в ДУ, не передавал). Это как с пресекательным сроком: истек-все, аут, остальное не волнует и не разбирается.

Лариса, Вы неправильно ставите акценты

Олег, Вы со своими возражениями становитесь непоследовательным. Лишь бы мне ВОЗРАЖАТЬ.

Именно ФАКТ СОКРЫТИЯ сведений послужил основанием увольнения.

Это КТО написал?!

“сам факт представления ПОДЛОЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ является основанием. “

Это КТО цитировал?!

Именно факт сокрытия сведений послужил основанием увольнения.

Лариса, привет, так ведь суду и ТК надо соблюдать – основания для расторжения трудовых отношений :)))

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
По смыслу п. 16 ч. 1 ст. 44 Закона представление гражданским служащим заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта является основанием для расторжения с ним служебного контракта и увольнения его с гражданской службы при условии, если факт представления таких сведений действительно имел место и если он установлен с соблюдением правил проверки документов, установленных законом.
Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что сам факт представления подложных документов и заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении.

Лариса! Об одном ООО он указал, но мог его передать в ДУ. Данный факт в решении суда не исследовался, потому о нем мы судить не можем. Я в курсе, что Вы у нас ГБ и знаете то, о чем не написано. Уволили за сокрытие факта участия и этого достаточно.

Ссылка на основную публикацию