Источники международного права окружающей среды

В международной природоохранной деятельности участвуют и международные финансовые институты, в частности Международный банк реконструкции и развития – МБРР (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD), Международный валютный фонд – МВФ (International Monetary Fund – IMF) и другие.

Международное экологическое право

В последней четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Такая потребность вызвана:

глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя);

трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;

международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);

невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны.

Основные направления международного сотрудничества:

– сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;
– оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой обусловлены антропогенными причинами;
– сохранение важнейших природных объектов, обеспечение сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного функционирования биосферы;
– создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий.

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:

– парламентское сотрудничество – координация законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем;
– взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) в реализации международных экологических программ;
– сотрудничество «конвенционного типа», предусматривающее единый подход различных государств к решению экологических проблем;
– международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов;
– научно-техническое сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий;
– проведение международных экологических форумов под эгидой ООН и ее структур;
– заключение договоров и других видов международных соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран.

Таким образом, важнейшим направлением международного сотрудничества является международная правовая охрана окружающей среды, а основным инструментом – международное экологическое право, т.е. система правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, политику мирового сообщества в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества.

2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права

Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.

На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:

  • обозначение объектов правового регулирования экологических отношений;
  • выделение принципов экологического законодательства;
  • ориентирование экологических правоотношений на предотвращение причинения вреда окружающей среде;
  • создание единого понятийного аппарата экологического права;
  • разработка круга субъектов экологических правоотношений;
  • уточнение и закрепление процедурных механизмов экологического права.
Читайте также:
При Уходе В Декрет Выплачивается Неотгуленный Отпуск При

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.

Выделяют следующие виды источников экологического права:

Основой экологического базиса являются конституционные акты

Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ

Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1

Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;

общепризнанные принципы и нормы международного права

Законы: федеральные и субъектов РФ

Специальный (полностью экологизированный)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);

законы субъектов РФ;

другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)

Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)

и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.

Понятие, источники и принципы международного права окружающей среды

Закономерным результатом необходимости осуществления экологической деятельности в общепланетарном масштабе стало формирование самостоятельной отрасли права – международное экологическое право.

Международное право окружающей среды – это совокупность международно-правовых норм, регулирую­щих отношения между его субъектами по обеспечению рациональ­ного использования природных ресурсов Земли и охране глобаль­ной окружающей среды от вредных воздействий в интересах на­стоящего и будущих поколений людей. Предметом международно­го права окружающей среды являются международные экологи­ческие отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия челове­чества с природой.

Международное экологическое право имеет два аспекта . Прежде всего, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов, регулирует все формы международного сотрудничества различных государств и в то же время оно является продолжением (внутреннего) национального экологического права в нашей стране.

Международному экологическому праву присущи три основ­ных направления :

а) координация деятельности в этой сфере и расширение обмена опытом;

б) разработка и осуществление научно обоснованных систем мер по охране элементов природной среды в ограниченных зонах или ге­ографических районах;

в) разработка и осуществление общечеловеческих природоохранительных мероприятий (принципы стратегии поведения человече­ства по отношению к природе, система наблюдения за изменениями в окружающей природной среде).

В контексте развития и реализации международного права ок­ружающей среды деятельность мирового сообщества в области ре­гулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физи­ческих и биологических воздействий осуществляется посредством :

• мониторинга природной среды и обмена экологически значи­мой информацией;

• контроля за состоянием природы;

• применения мер международной ответственности за наруше­ние норм и принципов международного права.

Международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века (в свою очередь природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности). Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на дву­сторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объек­тов (одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г.). Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швей­цария).

Читайте также:
Рассмотрение налога на велосипед

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине ХХ века. Основные из этих факторов – ис­пользование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использо­вание во все возрастающих масштабах природных богатств и за­грязнение окружающей среды планеты, развитие программ ис­пользования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и не­правительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и фи­зические лица, оказывающие воздействие на состояние окружаю­щей среды в международных пространствах.

Наиболее важное значение имеют ООН и МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии – координатор экологического развития в области мирного использования ядерной энергии, повышения безопасности АЭС, обращения с радиоактивными отходами и т.д.) их специализированные учреждения, располагающие целостной системой органов, руководящих международной природоохранительной деятельностью. На своих конференциях они принимают рекомендации по переходу к устойчивому развитию

Объект международно-правового регулирования охраны окру­жающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство, а также отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, жи­вотный и растительный мир, недра, уникальные природные ком­плексы.

В системе объектов регулирования охраны и использова­ния таких объектов можно выделить несколько категорий :

а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарк­тика, морское дно за пределами континентального шельфа, косми­ческое пространство);

б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);

в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми» и озеро Байкал – признанны в соответст­вии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия .

На современном этапе источники международного права окру­жающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твер­дое», т.е. обязательное право );

• содержащие необязательные правила, но оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авто­ритетом («мягкое», т.е. рекомендательное право ).

В соответствии с приведенной классификацией к категории ис­точников обязательного международного права окружающей среды относятся:

– Конвенция о между­народной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.),

– Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.),

– Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.),

– Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.),

– Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.),

Читайте также:
Органы судебной власти

– Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.),

– Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.),

– Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Примерами другого вида источников международного экологи­ческого права, т.е. носящие рекомендательный характер, могут служить:

– Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей че­ловека среде (1972 г.),

– Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.) и др.

Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества , но они обладают огромным авторитетом и этим побуж­дают государства и международные организации к активной дея­тельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Принципы, применяемые к международно – правовой охране окружающей среды и природопользова­нию, подразделяются на:

– общепризнанные принципы современно­го международного права;

– специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосу­дарственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. К ним относятся:

• уважения государственного суверенитета,

• суверенного равенства всех государств,

• невмешательства во внутренние дела другого государства,

• добросовестного выполнения международных обязательств,

• мирного разрешения споров и некоторые др.

В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные (специаль­ные принципы) данной отрасли. К ним относятся:

• право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,

• приоритет экологических прав и интересов человека в про­цессе непрерывного социально-экономического развития,

• неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,

• устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие,

• равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологи­ческое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других госу­дарств),

Международное право. Особенная часть

К основным международно-правовым источникам МПОС относятся:

  • обычаи;
  • международные соглашения;
  • резолюции и решения международных организаций и международных конференций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Важное значение играют нормы так называемого мягкого права, которые могут превратиться в договорные или обычные международно-правовые нормы (например, нормы содержащиеся в Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г., во Всемирной стратегии охраны природы 1980 г., в Декларации принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992 г., в «Повестке дня на XXI век» и др.).

Стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития является «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции в Рио 1992 г. Она содержит нормы «мягкого» права и определяет действия государств, международных организаций, населения, их вклад в решение этих проблем. Повестка содержит четыре раздела. Первый посвящен социально-экономическим аспектам (в том числе вопросам окружающей среды и развития в процессе принятия решений); второй — сохранению и рациональному использованию ресурсов в целях развития (включая защиту атмосферы, борьбу с обезлесением, опустыниванием, засухой и др.); третий – укреплению роли основных групп населения (женщин, молодежи, различных категорий трудящихся); четвертый – различным средствам осуществления (в том числе финансовым ресурсам и механизмам, организационно-правовым средствам решения проблем охраны окружающей среды).

Читайте также:
Биометрия на шенгенскую визу - что это, сдача, стоимость

На этапе становления данной отрасли широко применялись обычные нормы (например, один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства).

В настоящее время право окружающей среды является преимущественно договорным. Процессы договорного сотрудничества осуществляются по двум направлениям:

  • во-первых, принимаются договорные нормы, имеющие решающее значение в межгосударственном общении в сфере охраны окружающей среды и рационального ее использования;
  • во-вторых, заключаются международные соглашения по объектам и компонентам окружающей среды, в глобальном регулировании которых заинтересовано все человечество.

В МПОС по сфере действия можно выделить:

  • универсальные договоры (Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.. Конвенция о мигрирующих видах диких животных г., Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики г., Конвенция о защите озонового слоя Земли 1985 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г., Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. и др.);
  • региональные (локальные) договоры. В их числе: конвенции и соглашения о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., о защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., о сохранении белых медведей 1973 г., по сохранению европейской живой природы и естественных сред обитания 1979 г., о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г. и др.

В зависимости от предмета (объекта) регулирования выделяются договоры: по охране океана, водной среды, воздушной среды, околоземного и космического пространства, животного и растительного мира, по экологическим аспектам военной деятельности и т.д.

Среди решений международных организаций ряд важных резолюций природоохранного значения были приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Особое место среди них занимает Всемирная хартия природы (резолюция 37/7 от 28 октября 1982 г.), которая представляет собой свод принципов для руководства в ходе осуществления любой деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду. Положения Хартии впоследствии были закреплены в некоторых международных соглашениях и законодательстве ряда государств.

Национальное законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды в настоящее время становится своеобразным продолжением международного сотрудничества в данной сфере, при этом связь международного и внутригосударственного права не является односторонней.

Общепризнанные принципы и нормы, а также международные договоры РФ в сфере охраны окружающей среды являются составной частью правовой системы России, а взаимодействие международного и национального права складывается по нескольким направлениям.

Читайте также:
Скидка к страховому тарифу

Во-первых, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г.) содержит положения, согласно которым международные договоры непосредственно регулируют внутренние отношения. Согласно п. 4 ст. 2 данного закона «отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Данная формулировка призвана облегчить понимание и применение данного закона. Но на самом деле договорные нормы регулируют внутренние отношения не непосредственно, а будучи законодательно включенными в правовую систему страны, действуют как часть этой системы. Это подтверждается и положением п. 1 ст. 82 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о непосредственном применении международных договоров: «Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации».

Во-вторых, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере, которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Согласно ст. 81 Федерального закона «Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды».

В-третьих, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Например, Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в области использования и охраны атмосферного воздуха (ст. 33), а также их особую роль применительно к обеспечению проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 20).

В-четвертых, на федеральном уровне в России принимаются специальные акты о порядке реализации договоров. Например, постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин на неформальных тематических дебатах по климату в рамках Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 31 июля — 1 августа 2007 г.) заявил: «Россия намерена выполнять. обязательства в течение действия Киотского протокола до 2012 г. Для этого у нас имеются все необходимые инструменты, включая соответствующую нормативно-правовую базу» (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата», постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», приказ Минэкономразвития РФ от 14 октября 2008 г. № 331 «Об утверждении формы паспорта проекта, осуществляемого в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», приказ Минэкономразвития РФ от 14 марта 2008 г. № 70 «Об утверждении перечня независимых экспертных организаций», приказ Минэкономразвития РФ от 15 августа 2008 г. № 248 «Об утверждении типовых целевых показателей эффективности проектов и их предельных значений», приказ Минэкономразвития РФ от 20 декабря 2007 г. № 444 «Об утверждении методических указаний по рассмотрению проектной документации» и другие документы).

Читайте также:
Система отрасли трудового права

В-пятых, международно-правовые нормы обязывают Россию восполнять пробелы в правовом регулировании отношений по использованию и охране окружающей среды на национальном уровне и обеспечивают возможность защиты государством своей окружающей среды на международном уровне.

Особенности принципов международного права окружающей среды

Существует два ключевых специальных принципа права данного вида. Речь идет о принципе неотъемлемого суверенитета страны над своими природными ресурсами и о принципе того, что не будет причинен ущерб окружающей среде вне границ юрисдикции страны.

Стокгольмская декларация, которая была принята на Конференции ООН относительно проблем окружающей человека среды в 1972 г., объединила данные принципы. Так, для государств свойственно иметь суверенное право на то, чтобы разрабатывать свои собственные ресурсы на основании своей собственной политики в сфере окружающей среды и нести ответственность за то, чтобы деятельность, относящаяся к их правомочиям или регулированию, не причиняла ущерб окружающей среде иных стран или районов вне границ действия национальной подсудности.

Декларация, которая была принята на Конференции ООН по окружающей среде, как и Стокгольмская декларация от 1972 г. сформулировали оба принципа. Согласно им для государства свойственно иметь ряд суверенных прав на разработку своих собственных ресурсов, но важно, чтобы не было ущерба для окружающей среды вне их границ.

Кроме данных ключевых принципов международное право окружающей среды разработало и ряд иных специальных принципов. Среди них выделяют:

  • принцип обязательного обмена странами данными в ситуациях предполагаемого осуществления определенных опытов или работы, которая возможно является опасной для окружающей среды;
  • принцип взаимных консультаций относительно деятельности, которая осуществляется государствами и является экологически опасной;
  • принцип анализа последствий планируемой деятельности трансграничного экологического характера;
  • принцип развития экологически безопасного характера и др.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).
Читайте также:
Образец приказа о создании комиссии 2022 года

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839—1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948—1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972—1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Читайте также:
Учитель занижает ребенку оценки — что делать

Понятие, история развития, принципы и источники международного права охраны окружающей среды.

Международное право окружающей среды – совокупность норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Субъектами международного права окружающей среды являются прежде всего государства, а также международные организации. Перед субъектами международного права окружающей среды стоят две главные задачи: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, которое будет соответствовать интересам человечества.

К основным специальным принципам международного права окружающей среды относятся два принципа: принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства.

В Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), эти принципы были объединены — государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно собственной политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

В Декларации, принятой на Конференции ООН но окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), как и в Стокгольмской декларации 1972 г., оба принципа сформулированы следующим образом: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ».

Помимо этих основных принципов в международном праве окружающей среды разрабатываются и другие специальные принципы, к которым относятся:

— принцип обязательного обмена государствами информацией в случае предполагаемого проведения какого-либо эксперимента или деятельности, потенциально опасной для окружающей среды;

— принцип взаимных консультаций по поводу осуществляемой государствами экологически опасной деятельности;

— принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности;

— принцип экологически безопасного развития (обязанность государств сохранять те экосистемы, которые необходимы для нормального функционирования биосферы) и ряд других.

История: Охрана окружающей среды — одна из тех глобальных про­блем человечества, которые не могут быть решены обособлен­ными усилиями государств и неизбежно требуют международ­ного сотрудничества, совместных согласованных действий го­сударств и международных организаций на локальном, регио­нальном и мировом уровнях. Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с научно-технической революцией, бурным раз­витием новых технологий, появлением и распространением но­вых видов вооружений, способных повлечь масштабные вред­ные последствия или даже уничтожить все живое на Земле. Развитие человеческой цивилизации нередко сопровождается бесконтрольным вмешательством в природные процессы, нару­шением экосистем. Возникла опасность экологической катаст­рофы. Все это послужило толчком к быстрому развитию правово­го регулирования охраны природной среды. На рубеже XIX—XX вв. появились первые договоры по охране природы. На рубеже XX—XXI вв. существует весьма обшир­ный массив норм международного права по защите природной среды.

Государства несут международную ответственность за эко­логический ущерб. Воплощением такой ответственности стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спо­рам об ущербе в результате загрязнения.

К основным источникам международного права окружающей среды относятся многосторонние международные договоры, и в частности Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1976 г.), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (1973 г.), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и ряд других.

Читайте также:
Понятие компенсаций в сфере труда

Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).

Большое значение в области охраны окружающей среды имеют так называемые рамочные соглашения. Они имеют глобальный характер и фиксируют общие обязательства, в рамках которых могут действовать договаривающиеся государства. Вместе с тем они не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенных действий. К рамочным глобальным конвенциям относятся Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.), и некоторые другие.

Важную роль в деле охраны окружающей среды играют соглашения, заключенные на региональном уровне. Так, в Европе наиболее значительным международным соглашением в этой области стала Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.).

Читайте также

§ 3. Источники международного инвестиционного права Возрастание взаимосвязи и взаимовлияния международного и внутригосударственного права проявляется прежде всего в невиданном до сих пор увеличении числа международных договоров и национально – правовых актов,

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Источники международного права охраны окружающей среды.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений.

Все источники международного экологического права по юридической силе подразделяются на две группы.

В первую очередь, это источники, содержащие нормы и правила, признанные государствами в качестве обязательных норм: международные договоры, резолюции ряда международных организаций, обязательные для их участников, международный обычай и общие принципы.

Современная система международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны ещё до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях. Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде).

Подписанная в Женеве Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия, в качестве способов нанесения вреда или причинения ущерба другому государству

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).

Читайте также:
Исковое заявление в арбитражный суд - бланк 2022

Через двадцать лет, в 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20. На конференции вырабатывалась концепция того, как можно сократить бедность, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить надлежащие меры по охране окружающей среды. Итоговый документ конференции – «Будущее, которого мы хотим»

Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Кроме того, это источники, которые содержат рекомендации по охране окружающей среды (так называемы нормы международного “мягкого” права). Такие рекомендации выполняются государствами добровольно в силу их высокой “нравственной ценности” и авторитета. В их числе следует отметить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и рекомендации международных конференций. В числе таких резолюций следует назвать:

резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1962 г. “Экономическое развитие и охрана природы”, в которой была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, причем под охраной окружающей среды понимался комплекс мероприятий, а не охрана конкретных природных ресурсов;

резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений”, принятую в сентябре 1980 г. В ней ООН призвала все народы и государства принять меры по сокращению гонки вооружений и разработать систему мероприятий по охране окружающей среды;

Всемирную хартию природы. Основное внимание хартии уделяется вопросам экологического образования.

В последние годы увеличивается число региональных международных договоров по охране окружающей среды. Из региональных международных договоров следует выделить: договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов 1968 г.; Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенцию по охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах 1973 г. и т.д.

Международный договор как источник международного права окружающей среды имеет и другие особенности. Развитие международно-правовой охраны окружающей среды характеризуется возрастанием роли не просто международного договора, но, прежде всего, договора, специально ориентированного на область охраны природы. Отметим также другую важную черту международного природоохранительного договора — гибкость и способность видоизменяться в зависимости от меняющихся социальных потребностей

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Ссылка на основную публикацию