В своих попытках оказать хоть какое-то влияние на выбор россиян при покупке велосипеда власти думают ввести утилизационный сбор в размере 10 процентов на технику иностранного производства. Увы, даже это вряд ли хоть как-то повлияет на выбор россиян.
Налог на велосипеды: Как платить и кто обогатится на этом сборе
С началом каждого года в нашу жизнь приходят не только новогодние праздники, но и изменения правил вместе с новыми законами. Так налог на велосипеды, долгое время считавшийся шуткой, вступил в законные права.
Строго говоря, налог представляет собой разовый платеж утилизационного сбора — 10% от стоимости велосипеда. Подорожание, конечно же планируется, но оно должно коснуться только импортных средств передвижения — отечественным производителям сумму сбора будут компенсировать из госбюджета. Однако эксперты сходятся во мнении, что российские производители вряд ли откажутся от дополнительной прибыли.
Что означает маркировка велосипедов в России
Первоначально планируется провести эксперимент, который будет осуществляться в Московской области с января по май 2022 года. Официальное его предназначение — это отслеживание товаров без лицензии.
Целью маркировки является повышение эффективности контроля незаконного оборота велосипедов и защита граждан от подделок. Первоначально маркировка рам будет добровольным решением, но в 2022 году планируется распространение процедуры по всей стране.
Принимать участие в мероприятии будут велосипеды, произведенные за границей. Маркировать планируется транспорт с двумя и тремя колесами, а также оснащенные двигателями.
Заключается процедура в нанесении на раму идентификационного номера в цифровом формате, что позволит отслеживать транспортное средство, а также узнать информацию о его хозяине.
Важно! Чтобы проверить отметку, уполномоченное лицо должно будет просканировать ее специальным прибором.
Рассмотрение налога на велосипед
Печальная новость
2022 год для российских велосипедистов начался с печальной новости: интернет заполнили сообщения о вводе с января так называемого «налога на велосипеды». Сообщения распространили социальные сети и малоизвестные СМИ, при этом федеральные источники эту информацию не заметили. Специально или случайно?
Клуб ВелоПитер решил разобраться в ситуации и поделиться со своими читателями результатами расследования.
Откуда растут ноги
Всё началось весной 2018 года, когда США ввели заградительные пошлины на ввозимый в страну алюминий. По оценкам министерства промышленности России, убытки российских предприятий от этих мер составили $1 млрд (РБК). Следующим ударом стало включение в санкционный список отечественного производителя алюминия — компании «Русал» (РБК).
Это вызвало естественную реакцию со стороны российских политиков и промышленников — подготовить шаги, способные компенсировать потери алюминиевой отрасли. В июне 2018 году на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака обсуждались варианты поддержки алюминиевой промышленности. Среди мер стимулирования спроса значилось и «введение утилизационного сбора на велосипеды и велосипедные рамы» (Известия). Именно это некоторые СМИ окрестили попыткой ввести налог на велосипеды, причём иногда даже с указанием даты — с 1 января 2022 года.
Утилизационный сбор
Суть идеи состоит во введении разового платежа в пользу государства. Он взимается «в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств», как это сказано в законе «Об отходах производства и потребления» (Консультант, 89-ФЗ), который сейчас распространяется на автомобили — импортные и отечественные. В первом случае платёж осуществляет владелец транспортного средства, а во втором — производитель, получающий впоследствии компенсацию от государства. Это происходит для обхода требований ВТО, запрещающих протекционистские меры. Таким образом, отечественное транспортное средство получает ценовое конкурентное преимущество.
Известия опросили ряд экспертов на тему утилизационного сбора на велосипеды. Павел Шмидов (Национальная ассоциация развития веломотоиндустрии) оценил вероятный размер в 10% от конечной стоимости велосипеда. В случае компенсации сбора отечественному производителю цены на российскую продукцию (на долю которой приходится 30% с учётом комплектующих) цены не повысятся. Таким образом, ввод сбора простимулирует российское производство. Георгий Остапкович (Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ) также считает, что появление нового производства, связанного с алюминиевыми конструкциями, даст положительный эффект для отрасли. Однако покупатели с высоким доходом по-прежнему будут выбирать импортные товары, а вот покупатели с низким доходом сделают выбор в пользу более дешевого товара. С ним согласен Игорь Николаев (Институт стратегического анализа ФБК).
Вы, наверняка, спросите, почему на велосипедную индустрию вообще обратили внимание, ведь её вклад в алюминиевую отрасль трудно назвать значимым? Помимо этого есть и другие открытые вопросы, например, судьба велосипедных рам, сделанных не из алюминия — падут ли они жертвой алюминиевой войны, или будут выведены из-под удара? Впрочем, это уже нюансы.
Что дальше?
Чем же закончилась эпопея с предложением по введению утилизационного сбора? Оказывается, ничем.
Во-первых, на совещании по вопросам поддержки алюминиевой отрасли идею введения утильсбора вице-премьер не поддержал, поручив её дополнительно проработать (РБК).
Во-вторых, сам вице-премьер оценил идею скорее как мёртвую, чем как живую: «Если вдруг окажется, что высококачественные, удовлетворяющие самым высоким запросам российских потребителей, отечественные велосипеды есть в достаточном количестве, вполне возможно рассмотреть и это предложение. Но скорее всего это не так». Также Козак отметил, что рвение, с которым это предложение подхватили СМИ, вызывает у него только иронию (РБК). Что объясняет муссирование данной темы исключительно в жёлтой прессе и соцсетях, где предпочтение отдаётся жареным фактам, а не проверенной информации.
В-третьих, в декабре 2018 года МинФин США согласился снять санкции с «Русала» после выполнения условий по реструктуризации компании (Forbes), а значит самоликвидировался повод для дополнительного стимулирования внутреннего спроса на алюминий в России.
И главное: в базах законодательных актов Консультант и Гарант никаких норм про ввод налога или утилизационного сбора на велосипеды в России за последнее время не появилось. Пожалуй, это всё, что нам нужно знать про налог на велосипеды на текущий момент.
Маркировка велосипедов
В заключение — пара слов про ООО «Центр развития перспективных технологий». По сообщениям ресурсов, распространявших новость о новом налоге, этой организации выпала честь по маркировке велосипедов с целью изъятия пресловутого налога. Информация подавалась так, будто платить за приобретённые велосипеды покупатели станут практически напрямую в карман миллиардера, которому данная компания принадлежит.
Действительно, за ходом эксперимента по маркировке будет следить дочерняя структура Центра развития перспективных технологий — «Оператор ЦРПТ». Среди владельцев ЦРПТ присутствуют структуры двух российских миллиардеров и госкорпорация «Ростех», а среди уполномоченных органов со стороны государства — Минпромторг, Минкомсвязи, ФСБ, ФНС и ФТС (РБК).
А вот связи ЦРПТ с утилизационным сбором или налогом на велосипеды нам обнаружить не удалось; зато компания является ключевым участником крупного эксперимента по маркировки товаров в России, выступая оператором цифровой маркировки и прослеживания товаров.
Какие еще предложения поступали от законодателей?
Некоторые инициативы, в связи с постановкой вопроса о налогообложении велотранспорта, имели обременительный характер для граждан.
Например, ряд депутатов предлагали обязать население выучить правила дорожного движения и регистрировать велосипеды в уполномоченных структурах.
При этом учет экологичного транспорта стал бы аналогичным тому, что применяется для автомобилей.
В настоящее время велосипедисты передвигаются по своему усмотрению и наказать их за это нельзя.
В ПДД имеется всего десяток норм, которые относятся к рассматриваемой группе участников движения.
Поэтому регулирование вопроса прямо связано с дополнением правил в части, обязывающей владельца вело-единицы придерживаться участка дороги, предназначенного для его транспорта, а не для движения пешеходов.
Что касается дополнительных взиманий, то предлагались варианты с дополнительным налогом, который пошел бы на развитие инфраструктуры, предназначенной для велосипедистов.
Основной причиной сбора средств является факт использования гражданами велодорожек и отсутствие платы за них, что не позволяет вовремя поддерживать должное состояние покрытия и нанесение разметки.
При наличии дополнительных доходов в бюджете обозначенные действия производились бы быстрее.
Кроме того, подобный механизм благоустройства городской инфраструктуры успешно используется в зарубежных странах.
В частности, крупнейшие мегаполисы предоставляют жителям комфортные условия для передвижения по городу, вне ТС, оборудованных двигателями внутреннего сгорания.
Такая тенденция актуальна и для России, поскольку власти давно хотят пересадить граждан с автомобилей в общественный транспорт. В конечном итоге велосипедные дорожки могут стать хорошей альтернативой.
Так или иначе, указанные выше предложения не рассматриваются в качестве проектов.
Однако их обсуждение продолжается, что, рано или поздно, может привести к формированию официальных поправок в действующее законодательство.
Кто же автор такого необычного налога
Оказывается инициатива ввести налог на велосипеды, была внесена на рассмотрение вице-премьером Дмитрием Козаком еще летом 2018 года. В секретариате чиновника рассматривался вопрос о мерах поддержки производителей алюминия. В рамках плана развития алюминиевой промышленности на 2018-2023 годы решили разработать налог. Введение дополнительного сбора было одобрено членами федерального правительства в октябре 2019 года.
Разработкой законопроекта занимались специалисты Министерства Промышленности и торговли РФ, а также их коллеги из Минприроды. Разовый сбор в пользу государственной казны теперь будет взиматься при покупке каждой вело-единицы. Подобный утилизационный сбор изначально проводился при продаже автомобилей, а вот с 1 января 2022 года его размер значительно увеличился. Теперь же, без подтверждения уплаты сбора машину попросту не поставят на учет.
Россиян хотят заставить платить за велосипед — законопроект уже на рассмотрении
Само понятие «налог» здесь совсем не уместно. Разговор идет не о регулярном платеже, который должны будут вносить владельцы велосипедов в России. Власти имели ввиду разовый сбор, который может быть доступен уже в 2019 году. Чиновники предлагают установить утилизационный сбор на велосипеды, который немного напоминает сбор при продаже машин в Российской Федерации.
Введение нового сбора на велосипеды в РФ — это одна из мер, которую обсуждали еще летом 2018 году во время конференции в правительстве о судьбе алюминиевой промышленности.
Сообщается, что вице-премьер Дмитрий Козак поручил представителям Минпромторга доработать утилизационный сбор на велосипеды и велосипедные рамы соответственно. Подобный сбор будет дополнительно взиматься, при этом увеличивая стоимость на 10%.
Многие граждане совершенно ожидаемо задаются вопросом о том, как это может поддержать алюминиевую отрасль промышленности. Дело в том, что отечественные производители велосипедов и велосипедных рам будут платить утилизационный сбор и получить компенсацию от государства. Именно таким образом происходит утилизационный сбор в транспортной промышленности, например, также делает АвтоВАЗ, который выплачивает его наравне с импортерами, но государство позже возвращает денежные средства в виде особых субсидий.
Подобные сложные схемы применяются властями для того, чтобы формально не нарушать требования ВТО, в которой состоит Российская Федерация. Данная компания запрещает протекционистские меры и заявляет, что бизнес из стран ВТО вполне может конкурировать в любой стране вместе с производителями.
Власти РФ заметно снизили высокие пошлины на импортные транспортные средств, но взамен предоставила утилизационный сбор для них. Формально этот сбор оплачивают импортеры и местные производители, но на самом деле отечественный автопром от сбора освобожден, поскольку страна субсидирует местные организации ровно на сумму сбора.
Примерно таким образом это должно работать и с велосипедами. В том случае, если законопроект о таком сборе все же будет действовать, то отечественные модели заметно подешевеют на фоне импортных. В теории, это должно повлиять на спрос велосипедов и увеличить производство алюминиевых рам на территории РФ.
Теоретически — это все выглядит действительно очень хорошо, особенно если учитывать тот факт, что это не утилизационный сбор и не заградительная пошлина. Это очередной способ, который позволяет честным образом добыть лишнюю копейку.
Утилизационный сбор не может быть привязан к цене процентно из-за того, что нет никакой разницы, стоил велосипед 100 долларов, либо 10 тысяч. Данную технологию со сборами применяют в некоторых странах, где они являются фиксированными — в среднем от 5 до 20 долларов за проданный велосипед.
Данный налог очень сложно назвать заградительной пошлиной. Даже обычный пользователь, который хотя бы частично ознакомился с велосипедным рынком, может понять, что ни один велосипедист не сможет отказаться от приобретения Specialized, либо Trek в пользу Stels из-за поднятой на 10% стоимости. Более-менее сносный горный велосипед обойдется любому желающему в тысячи долларов, либо евро, что эквивалентно более 70 тысяч рублей.
С российскими брендами велосипедов не все так прозрачно, как этого бы хотелось. До сих пор непонятно, будут ли освобождены от пошлины все байки или только те, которые полностью разрабатываются в РФ.
Есть определенная уверенность в том, что отечественные бренды велосипедов не будут держать цены на том же уровне, который имеется сейчас, особенно учитывая факт повышения стоимости байков иностранного производства на 10%. Российские бренды могут поднять стоимость на собственную продукцию, чтобы сохранить нынешние пропорции. В 2019 году велосипеды отечественного производства обходятся значительно дешевле иностранных аналогов без заградительных пошлин.
С другой стороны вряд ли стоит надеяться на то, что такая мера сможет простимулировать разработку новых отечественных байков. Рынок на территории России отличается своей сезонностью и переполняется предложением. Если участвовать в этом бизнесе, то таргетировать его необходимо на весь мир, как это делают иностранные велобренды. Нельзя торговать только на территории РФ или Британии, компании должны продавать свой товар во все остальные страны мира.
Что изменится после введения налога
Стоимость великов российского производства останется прежней, а вот иностранного — однозначно увеличится. В поддержку введения нового налога выступает и глава развития веломотоиндустрии РФ.
При одобрении законопроекта российские производители великов получат компенсацию на манер автомобилестроителей.
На данный момент велопродукция в России представлена в основном иностранными моделями, основная часть которой китайская. Согласно статистике, ее доля равна 70 процентам всей аналогичной продукции.
Утилизационный сбор — это новый «налог» на велосипеды?
Вопрос об утилизацонном сборе на велосипеды и велосипедные рамы последний раз поднимал депутат Дмитрий Козак летом 2018 года. Инициатива была внесена как мера поддержки российских производителей. Сбор напрямую связан с реализацией плана по развитию алюминиевой промышленности на 2018 −2022 годы.
Утилизационный сбор планируют, но не вводят. Фото: pravda.tv
Предполагалось, что каждый, кто продаёт велосипеды на территории России, заплатит 10%. Иностранные компании заплатят из собственных средств, а российские — субсидируются государством. Так, по мнению правительства, российский производитель потеснит иностранного, ведь покупатель голосует рублём. Иногда разница в 200 рублей бывает решающей, а тут речь идёт о нескольких тысячах.
После анонса законопроекта и стали говорить о введении налога, хотя по сути мы бы увидели повышение цен только на иностранные велосипеды. Если бы эту новость не разнесли по блогам, то многие потребители не заметили бы введение утилизационного сбора. Часто ли люди покупают велосипеды? Пришёл раз в 10 лет в спорттовары, ужаснулся ценам и купил то, что смог (например, «Урал»).
Про сбор на велосипеды поговорили, поговорили и забыли. На данный момент информации о том, что законопроект утверждён, нет. Официальной информации о дальнейших планах тоже нет. Возможно, причина в том, что рамы не всегда делают из алюминия, и возникает вопрос — за что брать деньги с тех, кто продаёт велосипеды из стальных сплавов и других материалов.
Что будет дальше — неизвестно. Можем предположить, что если удочка закинута, то правительство начнёт тянуть за неё и в итоге введёт сбор, но не в ближайшее время.
Утилизационный сбор на велосипеды — предложение правительства
Такое предложение появилось в конце июля 2018 года, и оно гораздо более реально, чем предложенный депутатом Милоновым налог на владение велосипедом.
Минпромторгу России было поручено подумать над введением утилизационного сбора на велосипеды по аналогии с таким же сбором, что существует сегодня для автомобилей.
Напомним, что на все новые автомобили, которые продаются в России в последние годы, уплачивается утилизационный сбор. Формальная цель этого сбора — оплата будущих расходов государства, связанных с утилизацией вышедшего из строя автомобиля. Будет ли автомобиль разбит в ДТП через полгода или исчерпает свой ресурс через пятнадцать или двадцать лет, его нельзя просто бросить на свалке. Требуется утилизация и переработка металла, резины и т.д.
Этот сбор оплачивается покупателем импортного автомобиля или производителем отечественного. Местные производители получают от государства компенсацию за уплаченный сбор, и фактически произведенные в России автомобили утилизационным сбором не облагаются. Такая схема появилась после вступления России в ВТО, когда государству пришлось отказаться от высоких пошлин. Прямые пошлины заменили сбором на утилизацию.
Сегодня этот сбор хотят распространить на велосипеды и велосипедные рамы, причем по схожей схеме. Предполагается, что отечественным производителям велосипедов утилизационный сбор компенсируют, а покупателям импортной техники придется его оплачивать.
Называется и приблизительная сумма сбора — около 10%. Именно на столько могут подорожать новые импортные велосипеды на территории России, если сбор будет введен.
Если утилизационный сбор на велосипеды в России появится, случится это приблизительно к 2022 году. Пока Минпромторгу поставлена задача проработать основы такого сбора к 1 октября 2018 года, а затем еще в течение года — до 1 октября 2019 года — будет создаваться проект закона о введении утилизационного сбора на велосипеды в нашей стране.
Появится в конце концов такой сбор или нет, пока сказать невозможно. Пока же российским велосипедистам можно не переживать — дальше разговоров ни одна из идей не продвинулась.
Последние новости, которые приходят летом 2018 года, дают понять, что государство не устает искать резервы для пополнения казны за счет простых граждан. Помимо таких широких и глобальных тем, как повышение пенсионного возраста и рост НДС с будущего года, появляются и менее заметные сюжеты. Например, размышления по поводу того, как обложить дополнительными налогами и сборами велосипедистов, которых стало достаточно много. Появится ли налог на велосипед в России или другие сборы для велосипедистов — подробнее о предложениях законодателей в отношении владельцев велосипедов.
Налог на владение велосипедом в России — инициатива депутата Милонова
Депутата Госдумы Виталия Милонова можно не воспринимать всерьез, но этот человек владеет правом законодательной инициативы, и некоторые законы с его подачи вполне себе принимаются и действуют.
В конце мая 2018 года Виталий Милонов выступил с новой идеей — обложить налогом российских велосипедистов, а заодно заставить их выучить правила дорожного движения и ставить свои транспортные средства на учет.
Многие предложения депутата действительно не лишены смысла. Российским велосипедистам не мешало бы досконально выучить хотя бы тот раздел ПДД, где речь идет об управлении велосипедом. Это всего-навсего десять пунктов правил, среди которых большинство велосипедистов найдет много удивительного для себя. Например, запрет пересекать проезжую часть по пешеходному переходу или ехать по тротуару при наличии других возможностей для передвижения по дороге.
Идею налога на велосипеды депутат объясняет тем, что велосипедисты просят создавать для них инфраструктуру, но не желают за нее платить.
По мысли представителя Государственной Думы РФ, велодорожки должны хотя бы частично оплачиваться самими велосипедистами.
С одной стороны, депутат рассуждает логично. С другой стороны, создание качественной велосипедной инфраструктуры в конце концов выгодно и самому государству. Во-первых, многие автомобилисты с удовольствием пересядут на велосипеды для поездок на небольшие расстояния в пределах города, если это действительно будет удобно и безопасно. Пример передовых в этом отношении городов России показывает, что сезонность велосипедного движения — миф. Если велодорожки поддерживать в нормальном состоянии, люди с удовольствием ездят по ним по маршруту дом-работа и в зимнее время. Это позволило бы частично разгрузить дороги от автомобилей.
Во-вторых, чем больше людей пользуется велосипедным транспортом, тем, в конце концов, здоровее будет нация в целом. Малоподвижный образ жизни — не самое полезное времяпрепровождение. А поездки на личном автомобиле или на маршрутке нельзя назвать особенной активностью для организма.
В конце концов, государство, если оно примет закон о введении налога на велосипеды в России и обязательной регистрации этого вида транспорта, просто будет выглядеть глупо. Даже если представить, что все велосипедисты отправятся ставить на учет свой транспорт, просто-напросто возникнет коллапс системы. В стране десятки миллионов велосипедов, зарегистрировать их одним махом попросту не получится. Невозможно будет и контролировать каждого велосипедиста на дороге — сил ГИБДД едва хватает на то, чтобы работать с механическими транспортными средствами. Закон изначально окажется неработающим.
Эти соображения — самые очевидные, исходя из которых налог на велосипеды в России едва ли когда-нибудь появится в той форме, в которой это предложено депутатом Милоновым. Впрочем, у государства есть и другие идеи.