1 Общая характеристика налоговой системы во Франции 2 Косвенное налогообложение во Франции 3 Налогообложение прямых налогов 4 Местные налоги во Франции
Налоговое регулирование в зарубежных странах
Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.1
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
В России налоговая система до начала 90-х годов была ориентирована на перераспределение средств государственных предприятий, которые обеспечивали подавляющую часть доходов бюджета за счет отчислений от прибыли в бюджет, платы за фонды, налога с оборота и изъятия свободного остатка прибыли. Налоги с физических лиц составляли незначительную долю и находились в пределах от 6 до 8 % общей суммы доходов бюджета. Переход к рыночным принципам функционирования экономики потребовал коренной перестройки системы налогообложения в России. Это касается как налогов с компаний, так и налогов с физических лиц.
Система налогообложения должна выполнять многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд, с другой стороны.
Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая безусловно российскую специфику.
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой основным источником доходов государства являются налоги. Так, в Японии доля налогов с физических и юридических лиц составляет примерно 80–85% всех доходов государственного бюджета. Кроме того, государственный бюджет пополняется за счет увеличения государственного долга, продажи концессий, гербовых сборов и прочих доходов. Однако налоги безусловно являются важнейшей образующей государственного бюджета.
В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на корпорации в 44–50% и не перебираются в “налоговые гавани”, где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается.
На самом деле и в странах с “нормальными” (непониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по “эффективной” (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в “налоговых гаванях”. Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.
Снижение высоких “нормальных” налоговых ставок до пониженных “эффективных” в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами “налоговых гаваней”, особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.
Но даже и для “базовых” компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своей регистрации, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в “налоговой гавани”. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7–8 лет равносильна полному освобождению от налога.
Компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться особыми существенными льготами, предусмотренными международными соглашениями об устранении двойного налогообложения; страны – “налоговые гавани” таких соглашений, как правило, не имеют.
Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, Германия, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные против перемещения капиталов из этих стран в “налоговые убежища”. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.
При всем этом давление ведущих стран мира на “налоговые гавани” никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей развитых стран к “налоговым убежищам”, при всей остроте официальной критики, остается в рамках “резервируемой благосклонности”. Большинство из “налоговых гаваней” при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только “базируются” в “налоговых гаванях”, а реально они вкладываются и функционируют в тех же развитых странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к “налоговым гаваням” могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, “налоговые убежища” играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот ссылками как раз на наличие этих “налоговых убежищ” за рубежом.
Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.
Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе их деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по “счетам издержек”, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить так называемые налоги, уплачиваемые предприятием “от имени других лиц”, и налоги, подлежащие делению между предприятием и “другими лицами”. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношений данного предприятия со своими контрагентами.
Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах через цены полностью перекладываются на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически балансируется соответствующим увеличением выручки.
Среди налогов, уплачиваемых предприятием “от имени других лиц”, можно выделить налоги на заработную плату.
Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого зачастую принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов и остатка прибыли, который может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем, если говорить об акционерах, то прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.
В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других доходов, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время:
пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемые путем начислений на их заработную плату;
Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия, поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних пунктах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.
С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки: разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечная величина налогов с оборота, таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определена лишь с учетом возможности переложения этих налогов на потребителей (путем изменения цен); размер налога на корпорации зависит от целого ряда факторов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении данного налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет.
Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию налоговых платежей вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д.
Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную величину, другие налоги являются переменной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.
При планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие разрабатывает, как правило, несколько вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно в области налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов.
С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас в зарубежных странах налоги можно классифицировать следующим образом:
Налоги и налогообложение
Налоговое право зиждется на основных принципах — как закрепленных в важнейших источниках права (конституциях, конституционных, органических, некоторых специальных налоговых законах, судебных прецедентах и др.), так и существующих в виде норм традиционного характера участвующих в формировании правосознания населения.
Важнейшие принципы налогового права можно подразделить следующим образом:
- юридические, которые составляют основу процессуальной части налогового права;
- социально-экономические, определяющие характер материальных норм;
- технические, которые устанавливают основы технического исполнения налоговых операций.
1. Юридические принципы. Одним из постулатов налогового права является требование обязательного законодательного оформления всех учреждаемых налогов. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом — этот юридический принцип налогового права закрепляется в тексте большинства конституций зарубежных стран.
Согласно п. 1 ст. 133 Конституции Испании «изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством закона».
Как гласит ст. 30 Конституции Японии, «население подлежит обложению налогами в соответствии с законом».
В соответствии с п. 1 ст. 78 Конституции Греции «ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего крут лиц. подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется обложение».
Статьей 1 Основного закона Израиля «О государственной экономике» (1975) предусмотрено, что «налоги, обязательные займы и другие обязательные платежи устанавливаются, а их размеры изменяются только на основании закона».
Декретом № 380 о Совете министров Саудовской Аравии (1958 г.) установлено, что установление налогов и других финансовых обязанностей возможно исключительно на основе закона.
Следует отметить, что в последнее время участилась практика передачи парламентом части своих налоговых прерогатив центральным органам исполнительной власти.
Другие юридические принципы налогового права производны от принципа законодательного оформления налоговых решений. Среди них в первую очередь следует выделить требование регулярности пересмотра налоговых законов. Этот принцип позволяет налоговому законодательству лучше реагировать на изменения налоговой политики. Так, по французскому праву учрежденный однажды налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. Аналогичная норма содержится и в законах ряда других стран (Конституции Люксембурга, Дании и др.). В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства по истечении срока полномочий парламента.
Общепризнанным является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом.
2. Социально-экономические принципы. Среди них центральное место занимает принцип справедливого налогообложения. Он закрепляется законодательством многих зарубежных стран и даже выносится в название самих налоговых законов. В частности, в 1982 г. в США был принят Закон о справедливом налогообложении и фискальной ответственности.
Многие послевоенные конституции Запада, развивая принцип справедливости, делают акцент на прогрессивном характере обложения.
В частности, ст. 53 Конституции Италии предусмотрено, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами, а налоговая система основывается на прогрессивном обложении.
Конституцией земли Гессен (Германия) в ст. 47 установлено, что имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом согласно социальным требованиям и особым учетом семейных нужд. В связи с налогообложением особое внимание должно быть обращено на трудовой характер дохода и имущества.
3. Технические принципы. Они производны от соответствующих норм бюджетного права. Важнейшими из них являются принцип запрета специализации (индивидуализации) налога. в соответствии с которым налоговые доходы не должны предназначаться для конкретных государственных расходов, и принцип единого налогового фонда как разновидность общего правила казначейства — принцип единства кассы: все расходы государства, из какого бы источника они не исходили, составляют единый фонд (Конституция Ирландии, ст. II).
налоговое право зарубежных стран.docx
Министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
кафедра АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Домашнее задание по курсу:
Налоговое право зарубежных стран
студентки 3 курса
заочной формы обучения
1.Принципы налогового права зарубежных стран…………………… …..….3
2. Раскройте сущность гармонизации налогового законодательства……12
1.Принципы налогового права зарубежных стран
Налоговое право зиждется на основных принципах, как закрепленных в важнейших источниках права (конституциях, конституционных, органических, некоторых специальных налоговых законах, судебных прецедентах и др.), так и существующих в виде норм традиционного характера, участвующих в формировании правосознания населения. Принципы права как основные начала нормативного регулирования являются своего рода камертоном всего последующего нормотворчества. Они гарантируют непрерывность, последовательность законодательного процесса, обеспечивают взаимосвязь налогового права и налогового законодательства, адаптируют налоговое нормотворчество к особенностям традиционного правосознания населения.
Важнейшие принципы налогового права можно подразделить на юридические, социально-экономические и технические. Первые составляют основу процессуальной части налогового права, вторые определяют характер материальных норм, третьи устанавливают основы технического исполнения налоговых операций.
Одним из постулатов налогового права является требование обязательного законодательного оформления всех учреждаемых налогов. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом – этот юридический принцип налогового права закрепляется в тексте большинства конституций зарубежных стран: “Изначальное право устанавливать налоги ^принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством закона” (Конституция Испании 1 , СТ.133, п.1); “Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом” (Конституция Японии, ст.ЗО); “Ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные ‘пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется обложение” (Конституция Греции 1 , СТ.78, п.1);”Налоги, обязательные займы и другие обязательные платежи устанавливаются; а их размеры изменяются только на основании закона” (В Израиле.) ”Установление налогов и других финансовых обязанностей возможно исключительно на основе закона” (В Саудовской Аравии).
Кроме того, облекая решения по вопросам налогообложения в форму закона, государственная ‘власть пресекла попытки обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности, поскольку режим законности предполагает безусловное исполнение законов. Для граждан, настаивающих на нецелесообразности тех или иных налоговых норм, остается единственная возможность для конструктивных политических действий – добиваться внесения через парламент изменений, дополнений в текст налогового закона, либо требовать его отмены. При этом до тех пор, пока норма не будет изменена или отменена, налогоплательщик обязан неукоснительно ее выполнять.
В последнее время участилась практика передачи парламентом части своих налоговых прерогатив центральным органам исполнительной власти. Практика делегированного законодательства в сфере налогообложения фактически означает урезание финансовых полномочий парламента, однако де-юре она не противоречит требованию обязательного оформления налоговой нормы принятием соответствующего закона, поскольку сама передача правительству тех или иных налоговых полномочий проводится через закон. В нем четко определяется объем делегируемых полномочий и срок, на который они передаются. При этом обычно отставка правительства означает прекращение действия закона, которым прежнему кабинету передавались налоговые полномочия. В некоторых странах законодательство запрещает делегирование исполнительной власти некоторых фискальных полномочий законодательного собрания: Цели налога, фискальный коэффициент, освобождение от налога или снижение налога. не могут быть предметом законодательной делегации”(конституция Греции 1 , ст.78, п.4).
Другие юридические принципы налогового права производны от принципа законодательного оформления налоговых решении. Среди них выделим требование регулярности пересмотра налоговых законов.
Этот принцип позволяет налоговому законодательству лучше реагировать на изменения налоговой политики. Так, по французскому праву учрежденный однажды налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. Аналогичная норма содержится и в законах ряда других стран (конституции Люксембурга, Дании и др.). В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства по истечении срока полномочий парламента.
Общепризнанным является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. Он может закрепляться в самом общем виде через установление формального равенства граждан перед законом вообще: “Все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических убеждений” (В ФРГ.) “Старые” конституции предусматривают единообразное взимание налогов на всей территории государства:”. все пошлины, подати и акцизные сборы должны быть единообразны на всей территории Соединенных Штатов” – или закрепляют отказ от предоставления привилегии по налоговым вопросам: “Никакие привилегии не могут предоставляться в области налогов” (В Нидерландах). Предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплателыциков и даже персональные льготы формально не являются отступлением от принципа равного участия в осуществлении налоговых повинностей, поскольку они обязательно должны быть оформлены соответствующим законом: “Никто не может быть освобожден от уплаты ‘налога или обложен дополнительными сборами, кроме как по закону” (В Египте).
Среди социально-экономических принципов налогового права центральное место занимает принцип справедливого налогообложения. Он закрепляется законодательством многих зарубежных стран и даже выносится в название самих налоговых законов: в 1982 г. в США был принят Закон о справедливом налогообложении и фискальной ответственности. В одних случаях этот принцип закрепляется в самом общем виде: “Тарифы на всей территории Швейцарии будут установлены на одинаковых и справедливых основаниях”. Другие законодательные акты дают более развернутую характеристику справедливому характеру налогообложения: “Государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от ” обложения минимум для существования и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы” (В Лихтенштейне).
Основание налогообложения является одной из важнейших, узловых проблем обеспечения справедливого характера налогового законодательства. Еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. был провозглашен принцип, в соответствии с которым платежные возможности, а не выгоды, полученные от государства, признавались основанием налогообложения (ст. 13): налоги “должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям”. Многие послевоенные конституции Запада, развивая принцип справедливости, ставят акцент на прогрессивном характере обложения’. “Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами. Налоговая система основывается на прогрессивном обложении”. 1
“Имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом согласно социальным требованиям и особым учетом семейных нужд. В связи с налогообложением особое внимание должно быть обращено на трудовой характер дохода и имущества” (В ФРГ).
Технические принципы налогового права производны от соответствующих норм бюджетного права. Напомним, что важнейшими из них являются принцип запрета специализации (индивидуализации) налога, в соответствии с которым налоговые доходы не должны предназначаться для конкретных государственных расходов, и принцип единого налогового фонда как разновидность общего правила казначейства -принцип единства кассы: “Все расходы государства, из какого бы источника они не исходили, составляют. единый фонд” (В Ирландии). Закон – основной источник налогового права.
Принудительный характер налогового изъятия, как уже отмечалось ранее, требует в правовом государстве обязательного закрепления налоговых норм в форме закона. Законодательные акты, содержащие налоговые нормы, могут быть сгруппированы в три основные блока:
1) финансовые законы, содержащие налоговые нормы;
2) специальные налоговые законы;
3) законы неналогового характера, содержащие отдельные нормы, относящиеся к налоговому праву.
В первую группу следует прежде всего отнести законы, утверждающие бюджет и отчет о его исполнении, многочисленные корректирующие финансовые законы. Бюджет и другие важнейшие финансовые законы, принимаемые в его развитие, являются отправной точкой текущего налогового законодательства. 1
Центральное место бюджета в налоговом нормативном массиве закрепляется в некоторых странах на конституционном уровне: “Налоги не могут быть взимаемы, пока Фолькетинг не примет бюджетного закона или закона о временных кредитах” (В Дании). Подобное положение существует в налоговом праве многих зарубежных стран. Налог должен периодически подтверждаться законом о центральном бюджете на предмет его соответствия основным направлениям фискальной политики на предстоящий финансовый год. Такое многократное подтверждение налога (сначала законом, впервые вводящим налог, а затем всякий новый год – законом о бюджете) дает основание некоторым исследователям утверждать, что налоговая норма фактически носит ограниченный во времени характер.
Определяющая роль, которую играют налоги в мобилизации государственных доходов, объясняет важность налоговой составляющей государственного бюджета. Фиксируя объем налоговых изъятий ‘на предстоящий год, парламент устанавливает размеры финансовых ресурсов для покрытия утвержденных государственных расходов. Отметим, что бюджетное регулирование налоговых вопросов в плане юридической -техники имеет определенны особенности по сравнению с порядком утверждения государственных расходов. В отношении государственных расходов бюджет в первую очередь определяет их количественные показатели, в то время как налог задается “качественными параметрами через определение его важнейших элементов (субъект, объект обложения, ставка и др.).
В бюджете не устанавливается сумма денежных поступлений в результате взимания утвержденного налога. Подсчет ожидаемых налоговых поступлений носит исключительно вспомогательный, технический характер и проводится в интересах сбалансированности государственного бюджета. Налог взыскивается до тех пор, пока все субъекты обложения не рассчитаются полностью по своим налоговым обязательствам за каждый установленный законом объект обложения. 1
Даже если налоговые поступления превысили размер государственных расходов (гипотетическая ситуация в условиях постоянного роста расходной части бюджета), взимание налогов не будет прекращено. И если в отношении расходов органам управления предоставляются значительные дискреционные полномочия (например, они могут сократить размер или вовсе отказаться от осуществления утвержденного расхода), то применительно к налогам никакой дискреционной властью государственная администрация не обладает: взыскание налога обязательно для нее на условиях, установленных законом. Особенностью бюджетных законов как источников налогового права является регулирование всей финансовой системы в целом. Именно поэтому они содержат только самые общие нормы, регулирующие налоговый механизм страны и Дискреционная власть осуществляется по собственному усмотрению, устанавливающие важнейшие агрегатные (укрупненные) показатели по налоговой системе, нуждающиеся в дальнейшем развитии и уточнении. Эту задачу выполняют специальные налоговые законы, составляющие наиболее представительную часть нормативных источников налогового права.
Подвижность, мобильность текущего налогового законодательства требуют его систематизации. В ряде стран проблема разрешилась принятием специальных налоговых кодексов. Одни регулируют отдельные группы налогов (кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, кодекс платежей на товарооборот, кодекс гербовых сборов и т.д.), другие – всю налоговую систему. В последнем случае принимаются общие налоговые кодексы, содержащие как материальные, так и процессуальные налоговые нормы. Отдельные кодексы представляют собой солидные фолианты (так, например, Кодекс внутренних доходов США насчитывает свыше 3500 страниц). Очевидно, что в этом случае усваиваемость населением налоговых норм находится в обратно пропорциональной зависимости от объема кодифицированного акта. Поэтому
Элементы контроля
Активность на семинарах
Элемент контроля осуществляется в формате офлайн (в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и принятия соответствующих мер, формат может быть изменен в онлайн)
Элемент контроля осуществляется в формате офлайн (в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и принятия соответствующих мер, формат может быть изменен в онлайн)
Мир науки
Западная юридическая наука имеет значительные наработки в сфере налогового права. При этом особое внимание традиционно уделялось изучению налога как правовой категории, выделяя в качестве его признаков
обязательность налоговых платежей и принудительный характер исполнения налоговых обязательств. В свою очередь принудительный характер изъятия средств при уплате налогов предусматривает законодательное установление самого налогового обязательства. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как по закону – это основной принцип налогового права зарубежных стран и закрепляется в Конституциях.
Законодательные акты, содержащие налоговые нормы представлены:
а) финансовыми законами (в первую очередь законами, утверждает бюджет);
б) специальными налоговыми законами, в том числе налогового кодекса;
в) законами неналогового характера, содержащие отдельные нормы, регулирующие налоговую систему (Н-д, конституция).
Законы, содержащие налоговые нормы принимаются, как правило, парламентом. Законодательство некоторых стран содержит прямой запрет выносить вопросы, связанные с налогообложением на референдум (н-р, ст .. 75 Конституции Италии). Принятие налогового акта в форме решения парламентской комиссии допускается в Швеции.
Принципы налогообложения зарубежных стран
1) Принцип законодательного оформления налога содержится требование регулярности пересмотра налоговых законов. Этот принцип позволяет налоговому законодательству лучше реагировать на изменения налоговой политики. Так, во Франции налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения просмотра налогового законодательства по окончании срока полномочий парламента.
2) Общепризнанным является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. Н-д, в конституции Нидерландов, Египта.
3) Принимая налоговые законы, парламент должен принимать во внимание принцип справедливого обложения налогами, который также закреплен на конституционном уровне. В ряде конституций при закреплены принципов налогового права акцент ставится на прогрессивном характере обложения. (Налоги должны быть реальные, независимые от социального статуса субъекта). Н-д, конституция Италии определяет, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами, налоговая система строится на прогрессивном обложении (социальная справедливость).
4) Одним из важных правил, определяет действие налоговой нормы во времени является запрет обратной силы закона, н-р, в Конституции Греции записано: “никакой налог не может устанавливаться законом, имеет обратную юридическую силу, распространяется более предыдущего фискального года” .
Законодательство определенных государств содержит некоторые особенности в правовом регулировании налогообложения по отношению к фактору времени. Так, в американском праве в связи с реализацией долгосрочных инвестиционных проектов часто применяется правило перехода, по которому в случае изменения в налоговом законодательстве после начала такой программы объекты, подпадающие под обложение новым ставкам, выводятся из-под действия только принятой налоговой нормы. По отношению к ним продолжаются применяться предыдущие ставки. Законодательство Финляндии. Греции и других стран допускает в порядке исключению взимания налогов на импорт и потребление по новым ставкам с момента внесения проекта налогового закона в парламент.
Большое значение имеют особенности действия налоговой нормы в пространстве. Высокие налоговые ставки заставляют предпринимателей переводить капиталы в страны с более выгодными условиями налогообложения, называются налоговыми убежищами.
5) Важным техническим принципом налогового права является запрет специализации (индивидуализации) налоговых поступлений. Его суть сводится к тому, что налоговые доходы не предназначены для покрытия конкретных государственных расходов. Однако в последнее время зарубежное законодательство прибегает к практике установления целевых налогов, с помощью которых аккумулируются средства для финансирования ранее определенных программ (н-р, поступления от налога на бензин идут на строительство шоссейных дорог). Как правило, средства от целевых налогов поступают на специальные счета казначейства, в различные специализированные фонды, дополнительные бюджеты.
Особенности налогового права зарубежных стран.
1. Разграничение понятий «налог» и «сбор». Налоговое право зарубежных стран проводит четкое разграничение между налогом и сбором. Сбор – обязательный платеж за совершение государственным органом определенных действий. В отличие от него налог взимается без встречного удовлетворения и не рассматривается как награда за предоставленные услуги.
В большинстве случаев понятие “сбор” и “пошлина” используются как синонимы. Однако в некоторых странах закон различает эти категории.
Юридические признаки налога позволяют отличать его от обязательных парафискалитетних платежей, появившихся в финансовом законодательстве в начале 1930 годов. Во парафискалитетом понимают сбор, который устанавливается по экономическим или социальных интересов в пользу юридических лиц частного или публичного права, которые не являются органами центральной государственной власти и местной администрации. Н-д, сборы на содержание торгово – промышленных палат.
2. Ответственность. Осуществление налоговым законодательством своей правоохранительной функции находит отражение в институте ответственности за совершенные налоговые правонарушения – отсрочку налоговых платежей, включение в налоговую декларацию фиктивных ведомостей и т.д. Специфика налоговых деликтов в том, что под их определение попадают умышленные и неумышленные нарушения финансового законодательства. Поскольку достаточно трудно установить, является преднамеренным то или иное правонарушение в налоговой системе, то выходят из презумпции налогоплательщика. Случайная ошибка, допущенная при заполнении налоговой декларации будет признана преступлением. Однако санкция в этом случае менее жесткая, чем при умышленном правонарушении. Значительная часть всех налоговых деликтов приходится на правонарушения, связанные с сокрытием объекта налогообложения.
Эффективная борьба с сокрытием объекта налогообложения предусматривает совершенствование законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. Совершенствования налогового контроля способствует профилактике правонарушений и укрепляет финансовую дисциплину. В практике многих зарубежных стран усилилась роль предварительного контроля.
3. Санкции. Наряду с этими мерами борьбы с налоговыми правонарушениями используются различные санкции. Анализируя законодательство зарубежных стран по вопросам налоговых санкции можно выделить два основных подхода:
1. “Американский” – характеризуется жестокостью наказаний, н-р, попытка уклониться от уплаты налога наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Налоговые санкции в законодательстве США моделируются так, что они носят имущественный характер (т.е. преобладают штрафы).
2. Для Европейского законодательства характерно более мягкое обхождение с нарушителями налоговых норм. В последнее время в Европе наблюдается выведение из сферы уголовного права целого ряда налоговых правонарушений. Часто санкции заменяются различными доплатами к налогам, которые устанавливаются не судами, а административными органами.
Интересной особенностью правового регулирования налогообложения в зарубежных странах является использование в этих целях не только норм финансового, но и других отраслей права. Это в первую очередь касается гарантий выполнения фискальных обязательств в гражданском обороте. В связи с этим в определенных государствах налоговые органы наделяются полномочиями по удовлетворению прав на недвижимость, регистрации транспортных средств и т.д.
Государственным предприятиям запрещено заключать соглашения с предпринимателями не оплативших налог. При оформлении банкротств судебный исполнитель следит за тем, чтобы требования по налоговым платежам были удовлетворены в первую очередь.
Конституционные основы налогового права зарубежных стран
Усова, Е. В. Конституционные основы налогового права зарубежных стран / Е. В. Усова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 896-899. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17956/ (дата обращения: 12.02.2022).
В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация положений Основного закона страны дает возможность создать законодательство, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов в налоговой сфере.
Ключевые слова: налоговое право, Конституция, Основной закон страны, взимание налогов, государственный суверенитет.
И зарубежная, и отечественная юридическая доктрины рассматривают Конституцию государства как высшую форму установления и придания юридической силы правовым положениям. Конституционные положения составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений [1]. По мнению известного немецкого правоведа Р. Меллингхоффа взимание налогов является исключительным правом государства, затрагивающим интересы всех граждан. Защитить налогоплательщика от чрезмерного и несправедливого налогообложения может только конституционное право [2].
На конституционном уровне во многих странах закрепляется положение о налогах и иных обязательных платежах как источниках государственного бюджета. Так, например, статья 56 Конституции Республики Беларусь закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь участвовать в покрытии государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Установленные законом налоги, другие обязательные платежи в соответствии со статьей 133 Основного закона страны формируют доходы бюджета [3].
Хочется обратить внимание на формулировки отдельных конституционных положений. Заслуживает внимания трактовка конституционно-правовой обязанности уплачивать налоги не только меры должного поведения каждого, но и как долга. Такой подход содержится, например, в статье 35 Конституции Республики Казахстан, статье 127 Конституции Литовской Республики, статье 37 Конституции Княжества Монако.
Конституции ряда стран содержат отдельные разделы (главы), регулирующие вопросы налогообложения. Глава шестая Конституции Греции 1975 года называется «Налогообложение и управление финансами». Она содержит ряд положений, имеющих принципиальное значение для регулирования налоговых отношений. Статья 78 Основного закона Греческой республики:
– закрепляет и расшифровывает понятие законно установленного налога как платежа, взимаемого на основании закона, определяющего субъектов налогообложения, доходы, вид собственности, расходы и финансовые операции, к которым относится данный фискальный платеж;
– запрещает Парламенту страны передавать законодательные полномочия по определению объектов налогообложения, налогового коэффициента, налоговых льгот другим органам;
– устанавливает правила действия налоговых законов во времени (законы, вводящие налоги, не могут иметь обратную силу; налоговые законы подлежат обязательному опубликованию).
Хочется обратить внимание на положения Конституции Испании 1978 года. Статья 31 Основного закона страны закрепляет обязанность каждого участвовать в покрытии общегосударственных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством налоговой системы, построенной на принципах справедливости, равенства и прогрессивности налогообложения. Конституционно закреплен запрет на использование в правовом регулировании экономических отношений такого механизма воздействия, как конфискация. Введение общественных налогов особого характера или налогов, переходящих по наследству, возможно только на основании специально принятых законов.
Базовые принципы налогообложения содержатся и в Конституции Итальянской Республики 1947 года. Она предусматривает обязанность каждого принимать участие в покрытии государственных расходов соразмерно своей налоговой платежеспособности. Прогрессивность признается базовым принципом налоговой системы страны. Согласно статье 75 Конституции Италии законы о налогах не могут выноситься на референдум. Так же как и Российской Федерации, Правительство должно ежегодно представлять в Парламент закон об исполнении бюджетов. Конституционно определено, что данным нормативным правовым актом не могут вводиться новые налоги.
Отдельная глава, регулирующая государственные финансы, имеется и в Конституции Республики Кипр. В отличие от Конституций многих странах, она предусматривает зачисление доходов Республики на единый государственный счет — «Счет постоянной кассы в Республики», доходов Общин на единый счет — «Счет постоянной кассы Общинного собрания». Основанием для списания денежных средств с государственного счета признается исключительно платежный ордер, подписанный министром финансов. Основной закон Кипра не только закрепляет принцип законно установленного налога, но и уделяет большое внимание взиманию местных налогов и сборов. На конституционном уровне определено, что уплата муниципальных налогов, налогов на недвижимое имущество, иных сборов может возлагаться только на то лицо, которое принадлежит к соответствующей Общине. Исключение составляют рыночные сборы; сборы со зрелищ; сборы за услуги, выходящие за рамки обычно оказываемых муниципалитетом услуг.
Пристального внимания исследователей заслуживает Конституция Княжества Лихтенштейн, глава третьей которой определяет обязанности государства. На государство возлагается задача постоянно повышать финансовое положение путем открытия новых источников доходов. Государство обязано обеспечить справедливое налогообложение, освобождая от уплаты фискальных платежей лиц, получающих минимальные доходы, необходимые для существования, и устанавливая прогрессивные ставки в отношении крупных имуществ и доходов.
В соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германии 1949 года законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом. Особенностью Конституции ФРГ, на наш взгляд, является четкое признание приоритета федерального права над правом земель, что весьма важно для обеспечения единства федеративного государства. Земли обязаны исполнять федеральные законы, как «свои собственные». Полномочия земель устанавливаются путем использования остаточного метода. Глава X посвящена правовому регулированию финансов. Субъекты немецкой федерации имеют право самостоятельно вводить местные налоги и сборы. Федеральные законы о налогах, которые зачисляются полностью или частично в бюджеты различных уровней, требуют одобрения Бундесрата.
Заслуживает внимания Конституция Бельгии 1994 года. В 1993 году Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Часть V Конституции Бельгии посвящена финансам. Статья 170 определяет правовую форму налогов в пользу государства, сообщества, региона. Налог в пользу государства устанавливается законом, налог в пользу сообщества или региона — декретом. Конституционными нормами четко закреплено, что установление налогов относится к исключительной компетенции представительных органов власти (решение совета провинции, совета коммуны).
Статья 171 Конституции Бельгии предусматривает ежегодный пересмотр налогов в пользу государства, сообщества и региона. Законы, регламентирующие взимание налогов, действуют только в течение года.
Согласно статье 172 не допускается введение никаких привилегий в сфере налогообложения. К привилегиям не относятся льготы. Налоговые исключения или послабления, так же как и в Российской Федерации, могут устанавливаться только по решению представительных органов власти (форма — закон).
В соответствии со статьей 173 Конституции Бельгии государство, сообщества, регионы, федерации коммун или коммуны могут требовать от граждан только уплаты налогов.
Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 года включает шесть частей. Статья 5 закрепляет такие принципы действия правового государства, как: верховенство права, являющегося основой и пределом осуществления государственной власти; деятельность государства в публичных интересах; добросовестность субъектов права; соблюдения норм международного права.
Вопросы налогообложения регулируются нормами, содержащимися в различных главах. Так, например, в разделе 5 «Публичные работы и транспорт» предусмотрено право Союза вводить сборы с тяжелого транспорта, рассчитываемого в зависимости от мощности или объема потребления. При этом на конституционном уровне обосновывается причина взимания данного платежа (тяжелый транспорт причиняет обществу большие расходы), а также четко определяется цели его использования (финансирование расходов по обслуживанию дорог). Статья 86 Конституции Швейцарии закрепляет право Союза взимать налог на потребление горючего и надбавку к нему. При этом подробно устанавливаются основные направления расходования собираемых сумм.
Отдельная глава Основного закона Швейцарской Конфедерации посвящена регулированию финансового устройства. На конституционном уровне:
– закрепляются принципы налогообложения;
– определяются ставки ряда налогов, в частности, прямых налогов с чистого дохода физических и юридических лиц, капитала и резервов юридических лиц; ставки налога на добавленную стоимость (специально оговорено, что сумма налога 5 процентов направляются на покрытие расходов, нацеленных на облегчение налогового бремени налогоплательщиков, имеющих низкие доходы);
– устанавливается перечень объектов обложения акцизами (табак и табачные изделия; спиртные напитки; пиво; автомобили; нефть и т. д.); а также долю кантонов от налогообложения спиртных напитков.
Как показывает проведенный анализ, доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В конституциях одних стран содержатся общие положения налогообложения, в конституциях других стран акцент делается на вопросы налогового федерализма, в конституциях третьих стран имеются правовые предписания, определяющие отдельные элементы состава наиболее распространенных фискальных платежей, что обусловлено сложившимися правовыми традициями, особенностями национальных правовых систем.
Практически все конституции зарубежных стран закрепляют важнейший принцип налогообложения — принцип установления налогов и сборов исключительно законом. Юридическая обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы отнесена к числу важнейших конституционно-правовых обязанностей.
Наука и практика убедительно доказали цикличность развития экономики. Периодически жизнь любого государства потрясают экономические кризисы большей или меньшей интенсивности. Именно в такие тяжелые времена существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация конституционных положений позволяет повысить степень их влияния на правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Создание налогового законодательства, обеспечивающего разумный баланс интересов в налоговой сфере, становится важнейшей задачей законодателя [4].
Зарубежный опыт правового обеспечения налоговых отношений убедительно доказывает необходимость учета экономической составляющей при разработке и реализации государственной налоговой политики. Неправильное понимание экономических закономерностей и потребностей, игнорирование стимулирующего воздействия налогового законодательства препятствует экономическому и социальному росту общества, обеспечению достойного уровня жизни граждан [5].
1. Мирошник С. В., Немыкина О. Е. Конституционно-правовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.
2. Меллингхофф Р. Конституционные аспекты налогового права Германии// Налоговед. 2006. № 8.
3. Тексты Конституций ряда зарубежных стран приводятся по «Конституции государств Европы: в 3 т./ Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л. А. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001.
4. См.: Мирошник С. В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их разрешения// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1; Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
5. См.: Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5; Мирошник С. В. К вопросу о субъектах финансового права// Бизнес в законе. 2012. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): налог, конституционный уровень, Конституция Бельгии, Основной закон страны, взимание налогов, Конституция Республики, польза государства, сбор, государственная власть, Российская Федерация.
Финансовое право
Западная юридическая наука располагает значительными наработками в области налогового права. При этом особое внимание традиционно уделялось изучению налога как правовой категории, выделяя в качестве его отличительных признаков обязательность налоговых платежей и принудительный характер исполнения налоговых обязательств. Внеэкономическое принуждение позволяет налоговой системе осуществлять крупномасштабную мобилизацию финансовых ресурсов. В свою очередь принудительный характер изъятия средств в уплату налогов предполагает непременное законодательное установление самого налогового обязательства. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом — этот основополагающий принцип налогового права закрепляется в конституциях почти всех зарубежных стран. «Изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством закона» (ст. 133 Конституции Испании); «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом» (ст. 30 Конституции Японии); «Ни один налог не может быть введен и не может взыматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется обложение» (ст. 78 п. 1 Конституции Греции). Законодательные акты, содержащие налоговые нормы, представлены: а) финансовыми законами (в первую очередь законами, утверждающими бюджет, и многочисленными корректирующими финансовыми законами); б) специальными налоговыми законами, в том числе налоговыми кодексами; в) законами неналогового характера, которые содержат отдельные нормы, регулирующие налоговую систему (например, конституционными законами, определяющими порядок распре-90 деления налоговых поступлений между центральным и местным бюджетами). Законы, содержащие налоговые нормы, принимаются, как правило, парламентом. Законодательство некоторых стран содержит прямой запрет выносить вопросы, связанные с налогообложением, на референдум (например, ст. 75 Конституции Италии). Принятие налогового акта в форме решения парламентской комиссии допускается в Швеции, по уполномочию налогового закона и по предложению правительства на совместном заседании налоговой и финансовой комиссий может быть принято решение об изменении налоговых ставок или сроков взимания налога (за исключением ставок подоходного, поимущественного налога, а также налога на наследство и дарение). Решение принимается от имени Риксдага и облекается в форму закона. Израильский Закон о государственной экономике 1975 г. предусматривает (ст. 1): «Когда размеры налогов. не установлены законом, они могут определяться решением Кнессета или уполномоченного на то парламентского комитета». Израильская модель «Комитетского нормотворчества» предоставляет финансовому комитету парламента больший объем дискреционных полномочийі по сравнению со шведским вариантом уже хотя бы потому, что не предусматривается процедура парламентского одобрения принятого комитетом решения. Принцип законодательного оформления налога дополняется требованием регулярности пересмотра налоговых законов.
Этот принцип позволяет налоговому законодательству лучше реагировать на изменения налоговой политики. Так, по французскому праву учрежденный однажды налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства по истечении срока полномочий парламента. Общепризнанным является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. «Никакие привилегии не могут предоставляться в области налогов» — устанавливает 1 Полномочия, которые осуществляются по собственному усмотрению. 91 Конституция Нидерландов (ст. 189). Предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков и персональные льготы должны обязательно оформляться законом: «Никто не может быть освобожден от уплаты налога или обложен дополнительными сборами, кроме как по закону» (Конституция Египта ст. 119). Принимая налоговые законы, парламент должен принимать во внимание принцип справедливого обложения налогами, также закрепленный во многих странах на конституционном уровне. «Государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум для существования и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы» (ст. 24 Конституции Лихтенштейна). В ряде конституций при закреплении принципов налогового права акцент ставится на прогрессивном характере обложения. «Все обязаны участвовать в государственных расхода* в соответствии со своими доходами. Налоговая система основывается на прогрессивном обложении» (ст. 53 Конституции Италии). Принципы правового регулирования призваны гарантировать стабильность и последовательность налоговой политики правительства, оформляемой через принятие соответствующих нормативных актов. В то же время одного лишь закрепления перечисленных принципов в тексте конституции недостаточно для того, чтобы гарантировать невозможность расхождения содержания отдельных налоговых документов с основополагающими началами правового регулирования налоговой системы. В некоторых случаях правительству, воспользовавшись политическим моментом или экономической конъюнктурой, удается провести через парламент законопроект, не только не соответствующий принципам налогового права, но и открыто им противоречащий. Как правило, подобные законы и подзаконные акты не отличаются долговечностью и после изменения породивших их обстоятельств отменяются. Одним из важнейших правил, определяющих действие налоговой нормы во времени, является запрещение обратной силы закона. «Никакой налог. не может устанавливаться законом, имеющим обратную юридическую силу, распростра- 92 няющуюся сверх предшествующего фискального года» (ст. 78 Конституции Греции). Законодательства ряда стран содержат некоторые особенности в правовом регулировании налогообложения в отношении фактора времени. Так, в американском праве в связи с реализацией долгосрочных инвестиционных проектов часто используется правило перехода, по которому в случае изменения в налоговом законодательстве после начала исполнения такой программы объекты, попадающие под обложение новыми ставками, выводятся из-под действия вновь принятой налоговой нормы. По отношению к ним продолжают применяться прежние ставки. Законодательство Финляндии, Греции и некоторых других стран допускает, в порядке исключения, взимание налогов на импорт и потребление по новым ставкам с момента внесения проекта налогового закона в парламент. Если же законодательное предложение не будет принято, налогоплательщик получает право требовать возврата излишне уплаченной суммы. Большое практическое значение имеют особенности действия налоговой нормы в пространстве. Высокие налоговые ставки заставляют предпринимателей переводить капиталы в страны с более выгодными условиями налогообложения, именуемые налоговыми убежищами. Юридической предпосылкой укрывательства от национального налогового закона служит территориальная ограниченность налогового суверенитета государства. Государство с высокими налоговыми ставками, откуда происходит отток капитала, пытается воспрепятствовать этому процессу не только экономически (например, через повышение процентной ставки, способствующей возвращению капитала в форме банковских вкладов), но и правовыми средствами, одним из которых является распространение своей налоговой юрисдикции за территориальные границы государства. Если природа льготного режима налоговых убежищ кроется в существовании значительных различий внутреннего законодательства нескольких стран, то появление налоговых оазисов связано с созданием на территории одного государства районов, в пределах которых действуют специальные налоговые нормы (свободные порты, особые экономические зоны и т.д.), 93 V Важным «техническим» принципом налогового права является запрет специализации (индивидуализации) налоговых поступлений, производный от принципа единства государственного бюджета. Его суть состоит в том, что налоговые доходы не предназначены для покрытия конкретных государственных расходов. Однако в последнее время зарубежное законодательство все чаще прибегает к практике учреждения «целевых» («специализированных») налогов, с помощью которых аккумулируются средства для финансирования заранее определенных программ (поступления от налога на бензин идут на строительство и эксплуатацию шоссейных дорог, за счет доходов от налога на продажу спиртных напитков существуют различные фонды медицинского обслуживания и социального страхования и т.д.). Как правило, средства от «целевых налогов» поступают на специальные счета казначейства, в различные специализированные фонды, дополнительные бюджеты. «Целевые налоги» позволяют учесть психологический фактор, значение которого финансовое право не должно недооценивать. Было замечено, что граждане спокойнее переносят повышение налоговых ставок, когда им известно о целевом расходовании налогов. Кроме того, если налогоплательщик знает, что уплачиваемые налоги используются на конкретные цели в его интересах, становится легче бороться с уклонением от уплаты налогов. Налоговое право зарубежных стран проводит четкое различие между налогом и сбором (пошлиной), чего, к сожалению, нельзя сказать о российском законодательстве. Сбор является обязательным платежом за совершение государственным органом определенных действий. В отличие от этого налог взимается без встречного удовлетворения и не рассматривается как вознаграждение за оказанные услуги. В большинстве случаев понятия «сбор» и «пошлина» используются как синонимы. Однако в некоторых странах закон различает эти категории. Так, по французскому праву пошлина взыскивается без установления соотношения со стоимостью оказанных услуг. При установлении же сбора фиксируется пропорция между его размером и стоимостью услуг, предоставленных плательщику государственным органом. 94 Юридические признаки налога позволяют отличать его” от обязательных парафискалитетных платежей, появившихся в финансовом законодательстве Запада в начале 1930-х гг. Под парафискалитетом понимают сбор, устанавливаемый из экономических или социальных интересов в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и местной администрацией (сборы на содержание торгово-промышленных палат, за право пользования радио- и телеприемником, взносы в Фонд жертв автомобильных катастроф и т.д.). Парафискалитет устанавливается для финансирования определенных мероприятий, тогда как налоговые поступления могут покрывать любой утвержденный государственный расход. Для учреждения па-рафискалитетного платежа достаточно принять подзаконный акт (во Франции — декрет Государственного совета). Осуществление налоговым законодательством своей правоохранительной функции находит отражение в институте ответственности за совершенные налоговые правонарушения (деликты) — просрочку налоговых платежей, незаконное требование возвращения уплаченных налогов, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.д. Специфика налоговых деликтов состоит в том, что под их определения попадают как намеренные, так и ненамеренные нарушения финансового законодательства.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения дисциплины студент должен знать теоретические основы законодательства зарубежных стран о налогах и сборах, правоприменительную практику, обеспечивающую реализацию норм финансового и налогового права при осуществлении профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины студент должен знать процедурные аспекты установления, введения и взимания налогов и иных обязательных платежей в зарубежных странах, осуществления налогового администрирования и порядок осуществления налогового контроля; правила привлечения налогоплательщиков и иных налогообязанных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства зарубежных государств, порядок оспаривания актов налоговых органов, действий бездействий должностных лиц.
В результате освоения дисциплины студент умеет применять нормативные правовые акты зарубежных государств, регулирующие отношения в налоговой сфере при осуществлении профессиональной деятельности наряду с иными отраслями права
В результате освоения дисциплины студент должен владеть навыками проведения сравнительно-правового исследования, историко-юридического исследования в налоговой сфере
Система источников налогового права США
- формат pdf
- размер 251,15 КБ
- добавлен 23 февраля 2015 г.
СПБГУ, юридический факультет, магистерская программа “Налоговое право” 5-й курс, 2015, 13 слайдов. Дисциплина “Налоговое право зарубежных стран” Группы налогов США Виды источников налогового права США История законодательного процесса Нормативные акты Нормативный договор Судебное правотворчество Список использованной литературы
Тема 8. Налоговое право зарубежных стран
4. Воробей Г.А. Фискальное право Республики Беларусь // Налоги. 2011. N 42. С. 17 – 21.
- Гафуров А.Д., Махмадулло А. Формирование и развитие налоговой системы Республики Таджикистан // Финансовое право. 2011. N 2. С. 36 – 40.
- Елинский А.В. Из истории налогообложения зарубежных стран: от Древних времен до XVIII века // Финансовое право. 2006, N 5.
7. Кузнеченкова В.Е. Международные налоговые соглашения как источник налогового права // Финансовое право. 2011. N 10. С. 29 – 31.
- Кучеров И.И. Налоговые привилегии и иммунитеты как институты международного налогового права // Финансовое право. – 2007. – № 4.
9. Лебедев В.А. Финансовое право. Учебник. М., 2010.
- Мамаев И.В. Сравнительно-правовой анализ косвенного налогообложения по законодательству зарубежных стран // Финансовое право. 2005, N 11.
- Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран // Финансовое право. 2005, N 5; Налоги (газета). 2006, N 4.
- Сирож Е.А. Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах запада // Финансовое право. – 2007. – № 8.
13. Финансовое право. Учебник / Под ред. Грачевой Е.Ю. М., 2010
- Ходов Л.Г. Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы // Жилищное право. 2009, N 2.
- Цикунов Е.А. Способы противодействия злоупотреблению правом в сфере налогообложения в зарубежных странах и в России // Финансовое право. 2005, N 5; Налоги (газета). 2006, N 1.
Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:
Изучите рекомендованную литературу.
В ходе самостоятельной работы по подготовке к первому вопросу семинара уясните роль налога в перераспределительном механизме зарубежных стран, определить функции налогообложения, выделить основные направления налоговой политики зарубежных стран.
В рамках второго вопроса необходимо изучить понятие, особенности предмета и систему налогового права зарубежных стран.
Обсуждение третьего вопроса имеет своей целью показать, что налоги являются неотьемлемой частью любого государства. Причем в правовом государстве не допустим налоговый произвол. Налоговый произвол и правовое государство – два взаимоисключающих понятия.
При подготовке к четвертому вопросу проведите сравнительный анализ видов налоговых правонарушений и санкций за из совершение, существующих в Российской Федерации и за рубежом.
При изучении данной темы сравните налоговые системы России и европейских государств. Найдите общие черты и различия.
Методические рекомендации по выполнению письменной контрольной работы в аудитории
В соответствии с учебным планом курсанты международно-правового факультета и факультета подготовки оперативных сотрудников выполняют контрольную работу по дисциплине «Налоговое право». Написание работы преследует цель проверки теоретических знаний и умений слушателей систематизировано излагать материал, развивать навыки самостоятельного анализа нормативной базы и учебной литературы, применять их в дальнейшем на практике при выполнении функций обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Для написания контрольной работы предлагается 5 вариантов вопросов. Выбор варианта осуществляется по усмотрению преподавателя. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими и аргументированными, содержать ссылки на нормы налогового права.
- Что является объектом налогообложения?
- В чем состоит общее правило определения цены товаров?
- Раскройте порядок постановки на учет недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
- Где и в какие сроки осуществляется постановка на учет нотариусов и адвокатов?
- Какие документы составляются в ходе и по окончании налоговой проверки?
- Какие органы относятся к субъектам, осуществляющим налоговый контроль?
- В каких формах проводится налоговый контроль?
- Укажите и раскройте элементы налогообложения.
- В целях налогообложения учитывается рыночная цена спроса или предложения?
- Каковы сроки составления акта проведения налоговой проверки?
- Кто может быть привлечен в качестве свидетеля?
- На каких условиях привлекаются специалисты для проведения налоговой проверки?
- Могут ли признаваться физическое лицо и организация взаимозависимыми?
- Назовите основания, при которых возникает, изменяется и прекращается обязанность по уплате налога и сбора.
- Назовите органы, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
- С какого момента обязанность по уплате налога считается исполненной?
- Раскройте установленный порядок исчисления налога.
- Назовите максимальную продолжительность проведения выездной налоговой проверки.
- Назовите основания и раскройте порядок проведения выемки документов.
- Перечислите обязанности переводчика при проведении налоговой проверки.
- Назовите предусмотренные законодательством способы представления налоговой декларации в налоговый орган?
- Что является основанием досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите?
- Когда и в каком порядке привлекаются понятые для участия в налоговой проверке?
- Каков порядок проведения выемки документов и предметов?
- Допускаются ли должностные лица налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки?
Примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации
экзамена (зачета):
1. Понятие налогового права: предмет, методы, принципы.
2. Источники налогового права, их виды.
3. Место налогового права в системе права, его особенности и отграничения от смежных отраслей права.
4. Налоговая политика и налоговое право.
5. Наука налогового права, ее задачи, предмет, методы.
6. Нормы налогового права: понятие, особенности, виды, структура.
7. Способы реализации норм налогового права.
8. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, виды.
9. Структура налогового правоотношения.
10. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов.
11. Права и обязанности налоговых органов в области налогообложения.
12. Правовой статус налоговых агентов.
13. Взаимозависимые лица.
14. Налоговая система РФ.
15. Понятие налога и сбора. Виды налогов.
16. Налог на добавленную стоимость.
18. Налог на доходы физического лица
19. Налог на прибыль организаций.
20. Налог на добычу полезных ископаемых.
21. Водный налог.
23. Налог на имущество организаций.
24. Транспортный налог.
25. Налог на игорный бизнес.
26. Земельный налог.
27. Налог на имущество физических лиц
28. Элементы налогообложения.
29. Объект налогообложения.
30. Налоговая база.
31. Налоговые ставки.
32. Порядок и сроки уплаты налогов и сборов.
33. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
34. Исполнение обязанности по уплате налога и сбора.
35. Изменение срока уплаты налога и сбора, пени.
36. Инвестиционный налоговый кредит.
37. Отсрочка и рассрочка уплаты налогов и сборов.
38. Единый налог на вмененный доход: общая характеристика.
39. Упрощённая система налогообложения.
40. Единый сельскохозяйственный налог.
41. Понятие и значение налогового контроля, его формы.
42. Методы осуществления налогового контроля.
43. Камеральная налоговая проверка.
44. Выездная налоговая проверка.
45. Оформление результатов выездной налоговой проверки. Акт налоговой проверки.
46. Выемка документов и предметов. Экспертиза.
47. Требование об уплате налога.
48. Порядок взыскания налога и сбора с физических и юридических лиц.
49. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств или иного имущества юридического лица.
50. Взыскание налога, сбора, пени за счет имущества юридического лица.
51. Учет налогоплательщиков.
52. Налоговая тайна.
53. Понятие налогового правонарушения.
54. Основные признаки налоговых правонарушений.
55. Субъекты и субъективная сторона налоговых правонарушений.
56. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
57. Виды налоговых правонарушений.
58. Процедура привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Налоговое право зарубежных стран — учебная дисциплина образовательной программы «Финансовое, налоговое и таможенное право». Изучение данной дисциплины нацелено на знакомство студентов с основами налоговых систем, налогового контроля, особенностей правового режима отдельных налогов, ответственности за нарушение налогового законодательства зарубежных стран. В ходе изучения дисциплины будут освещены основные особенности налоговой политики и законодательства Европейского союза, Кипра, Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии, Великобритании и США. Изучение данной дисциплины также направлено на формирование у студентов компетенции по применению международных договоров об избежании двойного налогообложения с учетом специфики налогового законодательства зарубежных стран.