2. Принятие конституции на референдуме – общегосударственном голосовании избирателей (в 1958 г. во Франции, в 1999 г. в Швейцарии).
Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс
Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
- Объем: 150 стр.
- Жанр:к онституционное право, у чебники и пособия для вузов, ю риспруденция
- Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменамРедактировать
© Обложка. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016
Конституционное право зарубежных стран
Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.
Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.
В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ч. 2 ст. 1 Конституции Греции), народное представительство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.), равноправие (ст. 1 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г.), неотчуждаемые права (ст. 1 Основного закона для ФРГ) и т.п.
Эти принципы не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 67 Конституции Республики Болгарии 1991 г.), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.), неответственность главы государства (ст. 4 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г.) и т. п.
В странах, где в конституциях провозглашены социалистические идеи в качестве основы общественного развития, наряду с общепризнанными демократическими принципами (равноправие, народное представительство и др.) подчас конституционно провозглашаются такие новые общие принципы, которыми по существу отрицаются предыдущие: руководящая роль марксистско-ленинской партии, распределение по труду и т. п. (ст. 5 Конституции Кубы, часть вторая ст. 22 Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невозможно ни юридическими, ни политическими средствами.
Например, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного представительства и вообще несовместим ни с каким принципом демократии.
Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.
Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право).
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст. 16 Конституции Франции они выражены в следующей форме: «Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено [гипотеза]. Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами. [диспозиция и санкция]».
Подобное выражение всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в конституционном праве встречается редко. В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения. Так, положение ст. 34 Конституции Франции «Законы принимаются Парламентом» приобретает характер целостного нормативного предписания только в совокупности со ст. 39, устанавливающей право законодательной инициативы, ст. 40–47, определяющими процедуру прохождения законопроекта, и ст. 10, предусматривающей право вето Президента Республики. Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права.
Следует иметь в виду, что некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще. Таково, например, положение ст. 27 Конституции Японии «Все имеют право на труд», ибо ни в Конституции, ни в других законах не определены ни условия осуществления этого права (отсутствует, как видим, и гипотеза), ни санкции за его нарушение. Подчас нормы конституционного права определяют обязанность государства добиваться определенных целей (нормы-цели), однако санкции здесь едва ли мыслимы.
Так, ст. 47 Конституции Индии 1949 года провозглашает: «Государство считает одной из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа, а также улучшить состояние народного здравия. »; ст. 37 этой Конституции прямо установила, что подобные конституционные положения «не должны осуществляться в судебном порядке».
Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом. Так, в ст. 6 Конституции Италии записано: «Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства».
Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.
Мы отметили, что в конституциях и других актах конституционного права порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Это особенно относится к социалистическим и иным идеологизированным конституциям. «Корейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страны», – говорится, например, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972. Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нормы-символы.
Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям.
По функциональной направленности различаются нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).
По способу воздействия на субъекты права можно разграничить нормы управомочивающие («В заседаниях Правительства также может участвовать Государственный контролер» – предложение второе части первой ст. 95 Конституции Литовской Республики 1992 г.), обязывающие («Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников» – ст. 69 Основного закона для ФРГ), запрещающие («Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом» – ст. 23 Конституции Франции). Как уже отмечалось, норма может носить характер одновременно управомочивающий и обязывающий («Премьер-министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем» – часть первая §4 гл. 7 Формы правления Швеции 1974 г.).
По характеру регулируемых общественных отношений можно выделить нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции). Многие специалисты по судебному процессуальному праву полагают, что о конституционно-правовых процессуальных нормах можно говорить применительно лишь к тем, которые регулируют производство в конституционных или приравненных к ним судах.
Производство в других государственных органах регулируется, по их мнению, процедурными нормами. Однако в нашем учебнике разделяется позиция тех авторов, которые не проводят различия между процессуальными и процедурными нормами, полагая, что любая юридическая процедура есть юридический процесс.
По действию во времени нормы конституционного права делятся на постоянные, временные и исключительные. Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.
Система конституционного права зарубежных стран
Система конституционного права – это внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся принципы конституционного права, его институты и нормы.
А. Принципы конституционного права – это закрепленные в источниках данной отрасли руководящие идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться конституционно-правовое регулирование и практика реализации положений конституционного права. Различают общие и специальные принципы конституционного права.
Общие принципы имеют основополагающее значение для всех или многих институтов и норм конституционного права (в демократических государствах это, например, народный суверенитет, представительное правление, разделение властей, естественный характер прав и свобод человека, принцип судебной защиты прав и свобод; в социалистических – руководящая роль марксистско-ленинской партии, полновластие представительных органов и т.п.).
Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных конституционно-правовых институтов и норм (например, несовместимость депутатского мандата с некоторыми видами деятельности, неприкосновенность судей и т.п.).
Б. Конституционно-правовые институты – это обособленный комплекс норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Они неодинаковы по объему и значимости. Самыми крупными институтами являются основы общественного строя, правового статуса личности и устройства государства. Каждый из них включает ряд более частных институтов (например, основы устройства государства охватывают институты государственного механизма и территориального устройства), которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких институтов (например, государственный механизм – из таких институтов, как парламент, правительство, суды и т.п.).
В. Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы конституционного права регулируют правовой статус личности, форму государства и способы реализации законодательной, исполнительной, судебной властей, а также основы местного самоуправления.
В конституциях и других актах конституционного права, особенно в идеологизированных, порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. «Корейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страны», – говорится, например, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972 г. Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нормы-символы.
Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
По функциональной направленности: нормы регулятивныеи охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит ст. 9 Конституции Японии).
По способу воздействия на субъекты права: нормы управомочивающие«Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране» (ст. 58 Конституции Китайской Народной Республики 1982 г.), обязывающие(«Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников» – ст. 69 Основного закона Германии), запрещающие(«Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом» – ст. 23 Конституции Франции).
По характеру регулируемых общественных отношений: нормы материальные(«Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные(«Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции).
По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные (чрезвычайные). Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.
Источники конституционного права
Источники конституционного права Источники конституционного права это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы конституционного права. К источникам относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты:? наивысший по силе действия
1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют
Источники конституционного права зарубежных стран
Источники конституционного права в зарубежных странах — нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Главным юридическим источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основной закон государства (исключение составляют некоторые мусульманские страны, где основным источником считается Коран). На локальном уровне — в субъектах федерации, редко — в автономных образованиях могут быть свои конституции (штатов в США, Занзибара в Танзании, Автономной Республики Крым в Украине).
К другим источникам конституционного права зарубежных стран относятся:
- законы — конституционные (вносят изменения в конституцию, дополняют ее или изначально бывают частью неконсолидированной конституции), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом, например закон о гражданстве), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок, обычно на 30-60 дней, хотя и с правом парламента продлить этот срок). По источникам происхождения различаются парламентские, референдарные (принятые на референдуме) законы, законы надпарламентских и подпарламентских органов (в единичных странах есть особые структуры, стоящие выше парламента, который является их составной частью, в других странах законы по некоторым вопросам могут издавать постоянные комитеты или «решающие комиссии» парламента, о них речь пойдет ниже). Есть и другие классификации. В Австрии различаются конституционные и основные законы, в Израиле — основные и обыкновенные, в Бразилии особо выделяются дополняющие (конституцию) законы; во Франции и в Китае возможны экспериментальные законы и т. д.;
- внутригосударственные публично-правовые договоры (например, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию; договор Франции с ее бывшей колонией Новой Каледонией 1998 г., согласно которому последней передаются некоторые полномочия органов государства (заключен на 20 лет); договор 1998 г. между германскими землями Саксонией и Бранденбургом об изменении границ);
- регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты и подписи главы государства (Германия), либо в форме закона при однопалатном (Китай), а иногда как закон и при двухпалатном парламенте (Канада, Польша, Япония);
- акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, реже — акты министров). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются главой государства или правительством на основе рассматриваемого ниже делегирования им полномочий парламентом (как, например, в Польше) либо на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти (Италия));
- акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
- судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
- конституционные обычаи — сложившиеся в процессе единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции. Ссылка на обычное право при наследовании трона содержалась, например, в Конституции Лесото 1953 г. В Конституции Афганистана 2004 г. говорится о необходимости учитывать обычаи при решении судом дел;
- религиозные источники. В некоторых мусульманских странах (Саудовская Аравия, Оман, Иран и др.) это Коран и в меньшей степени Сунна — другая священная книга (жизнеописание пророка, составленное на основе воспоминаний его ближайших сподвижников);
- правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах, например в Великобритании, Норвегии, Дании; в некоторых мусульманских странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по толкованию Корана и Сунны).
В странах классического мусульманского права в какой-то мере источником права может быть также фетва — разъяснение или решение, данное знатоком мусульманского права — факихом. Если такой знаток — руководитель государства (например, в Иране), фетва приобретает непререкаемый характер;
- международные правовые акты. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций (утверждение, восприятие государствами) в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).
Во многих развивающихся странах принципиальные вопросы (например, реорганизация федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии) в прошлом регулировались актами (декретами, прокламациями и др.) военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота. Такие акты принимаются при военных переворотах и теперь. Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Замбия и др.).
Предмет, система и источники конституционного права зарубежных стран
Начнем с того, что предметом конституционного права обычно считаются социально-политические действия, процессы и явления всего социума, страны, какого-то конкретного коллектива или отдельной личности.
Абсолютно все сферы жизни общества имеет какую-то определенную основу, которой может быть:
- хозяйственно-имущественные отношения;
- социальная;
- политическая основа и т.д.
Конституционно-правовая система состоит из правовых институтов. Совокупность взаимосвязанных правовых норм, которые контролируют и регулируют различные отношения в обществе, а также отношения в рамках этой отрасли права, обычно считают институтом конституционного права. Бывает такое, что в системе основных институтов зарубежных стран появляются еще и иные институты (например, институт государственной ответственности).
Стоит отметить, что источниками конституционного права той или иной страны считаются правовые акты, которые содержат в себе различные нормы и правила, направленные на контролирование и регулирование правовых отношений, складывающихся в обществе. А самый важный источник права – это, конечно же, Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее страны.
Основные источники конституционного права в зарубежных странах:
законы: конституционные, органические (регулирующие тот или иной институт), обычные (регулирующие определенные вопросы), чрезвычайные (возникающие на короткое время в каких-то опасных политических, социальных или экономических ситуациях); различные договоры, которые подписываются государством;
различные правовые акты, формирующиеся главой конкретного государства, а также исполнительная власть;
различные правовые акты, составленные органами конституционного контроля, направленные на регулирование отношений в обществе;
различные регламенты парламентов и палат, в состав которых они входят, регулирующие создание и функционирование парламентов;
всевозможные религиозные источники;
судебные прецеденты-решения высших судов, появляющиеся в различных официальных изданиях: информационных бюллетенях, на официальных сайтах в сети Интернет (такие решения могут быть основным источником права, когда другие суды (районные, городские, суды субъектов, губерний) принимают аналогичные решения по аналогичным делам);
конституционный обычай – это норма, возникшая в результате многолетней практики, чаще всего выраженная устно, поэтому не пользующаяся защитой со стороны судов при каких-то определенных нарушениях;
правовая доктрина – это различные решения, которые охватывают все имеющиеся конституционные вопросы, сформированные исключительно на трудах известных юристов, специалистов в области конституционного права, а не только на правовых актах;
международные правовые акты.
Многие регионы на местном уровне имеют свои определенные источники конституционного права (земельные законы в Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее , Занзибарская Конституция в Танзании), городские хартии (например, хартии, регулирующие местное самоуправление).
Итак, конституционное право зарубежных стран имеет свои особенности, преимущества и недостатки, но оно в любом случае помогает регулировать общественные отношения в той или иной стране.
3. Источники конституционного права зарубежных стран
Источники конституционного правачрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.
Основным источником конституционного праваявляются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.
Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
К числу важнейших источников конституционного права зарубежных странотносятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.
Не менее важное значение в качестве источников конституционного праваимеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.
Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.
Источниками конституционного праваявляются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.
Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.
Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).
Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.
Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.
В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законовявляются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.
В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.
Источники конституционного права в зарубежных странах
Рассмотрим источники конституционного права в зарубежных странах, состав которых имеет различное наполнение.
Источники конституционного права – это внешняя форма для выражения общих правил поведения субъектов, которая регулирует отношения конституционного характера.
К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:
– другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов исполнительной власти);
– судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве);
– публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные);
В каждом государстве имеется собственная национальная система источников права. По этой причине некорректно говорить об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целостном образовании.
В федеративных государствах источники права характеризуются огромным разнообразием, так как на уровне субъектов имеются свои акты конституционного права (например, все штаты США имеет собственную конституцию). Местные (региональные) законы создаются и представительными органами отдельных автономных образований, которые существуют в пределах унитарной государственности. Подобный подход характерен для Италии, Испании и Португалии.
Высшей юридической силой в большинстве зарубежных стран обладает конституция как основной источник права, который имеет универсальный характер, так как устанавливает важнейшие институты национального права. Все иные действующие источники права должны соответствовать конституции. Она занимает ведущее и основополагающее место в правовой системе страны, а также оказывает предопределяющее воздействие на все остальные правовые источники.
Другим важным источником права является закон как нормативный акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти. Он отражает волю народа, обладает наибольшей (после конституции) юридической силой и регламентирует значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.
Выделяют следующие виды законов:
– конституционные законы (вносят изменения и дополнения в конституцию; либо законы, принятие которых предусмотрено конституцией);
– органические законы (они принимаются в усложненном режиме посредством бланкетных норм, которые содержатся в конституции);
– обычные (ординарные) законы: регулируют менее важные общественные отношения (в сравнении с конституционными или органическими законами) и образуют предмет конституционного права;
– чрезвычайные законы: позволяют приостанавливать действие отдельных положений конституции (принимаются только на определенный срок в установленном порядке).
Нормы конституционного права содержатся и в отдельных постановлениях и регламентах парламента. Регламенты устанавливают внутреннюю структуру и механизм деятельности представительного органа власти.
Источником конституционного права в зарубежных странах являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления правительства и т.п.). Между ними имеется определенная субординация: нормативные акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Многие ученые к подзаконным актам причисляют и акты органов местного самоуправления: уставы городов, районов, поселений, уездов, а также регламенты местных представительных органов.
Нормы конституционного права присутствуют и в отдельных нормативных договорах как международных, так и внутригосударственных.
Внутригосударственные договора применяются в зарубежных странах для регламентирования конституционных либо политически значимых отношений.
Ряд международных договоров (например, о защите прав человека) могут регулировать по сути конституционные отношения. В большинстве зарубежных стран после ратификации их парламентом они вступают в действие и обладают приоритетом в сравнении с внутренним законодательством.
В странах англосаксонской правовой системы большое распространение приобрел судебный прецедент. Он представляет собой образцовое правило поведения, которое вырабатывается высшими судебными органами, официально публикуется и является обязательным при рассмотрении схожих дел как для участников конкретного дела, так и для нижестоящих инстанций.
К характерным чертам судебного прецедента следует отнести:
– формируется лишь высшими судебными институтами при соблюдении закона;
– непосредственно увязан с судебной практикой и создается в процессе судопроизводства;
– при его разработке огромна роль свободного усмотрения;
– должен быть официально опубликован;
– является обязательным для участников рассматриваемого спора и для остальных судебных органов.
В государствах с континентальной правовой системой (Франция, Германия, Италия и остальные) его роль менее заметна.
К судебно-правовым актам в зарубежных странах относят и нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных и верховных судов, конституционных советов), которые дают официальное толкование конституции и признают оспариваемые нормативные акты конституционными либо неконституционными.
В англосаксонских правовых системах и государствах большое распространение приобрел правовой обычай.
Под правовым обычаем понимается сложившиеся на практике правила поведения субъектов права, которые в официальных изданиях не оформлены в качестве таковых, однако в течение долгого времени применяемые повсеместно, признаваемые и по этой причине молчаливо одобряемые (санкционируемые) государством.
Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, а также является обязательным для соблюдения и направлен на урегулирование конституционных отношений. В странах с континентальной системой права значение и роль правового обычая в целом незначительна.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка
Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных нормативно-правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений.
Конституционное право зарубежных стран как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Содержанием науки являются конституционные доктрины, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства.
Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высшей школе.
Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право конкретной страны – французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др. Нет и особой науки с таким названием. При употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине.
В настоящее время в мире существует более 200 государств, и каждое государство имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. Выделяют:
– по социально-экономическому развитию: высокоразвитые страны Запада (в т. ч. Япония); государства среднеразвитого капитализма (Израиль, Турция, Мальта и др.); бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния и др.); развивающиеся страны, которые были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Пакистан, Индия, Египет и др.); государства, являющиеся социалистическими (Китайская Народная Республика, Куба, Вьетнам и др.);
– по форме правления: республики и монархии;
– по формам государственного устройства: унитарные и федеративные;
– по партийным системам: с многопартийной системой; с двухпартийной системой; с однопартийной системой;
– и другие классификации.
Объект конституционного права зарубежных стран – наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни личности (например, установление законом прожиточного минимума), коллектива (роль общественных объединений в стране), государства (его место в обществе), самого общества (рыночная или огосударствленная экономика).
Важной частью конституционного права являются конституционные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации и гарантии. Особое место занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. В различных странах действующее конституционное право может иметь свои особенности в объекте регулирования.
Конституционное право зарубежных стран регулирует четыре главные сферы общественной жизни: экономику (основы отношений собственности), социальные отношения (социальная роль государства), политику (роль и порядок образования политических партий, порядок выборов, организация государства), идеологию (идеологический плюрализм). Они составляют предмет конституционного права зарубежных стран.
Таким образом, конституционное право как отрасль права той или иной страны – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых взаимосвязей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающих законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, давления на нее, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.
2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления (виды органов государственной власти их правовой статус), основы взаимоотношений человека с государством (права и свободы человека и гражданина, гражданство).
В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организацию государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной.
Источники конституционного права – это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.
Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция – основной источник права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.
К другим источникам относятся:
– законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;
– регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;
– акты главы государства и исполнительной власти;
– акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;
– судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
– конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);
– религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);
– правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
Конституционное право зарубежных стран принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства.
Систему конституционного права составляют институты права. Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической
Система конституционного права в зарубежных государствах
2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления (виды органов государственной власти их правовой статус), основы взаимоотношений человека с государством (права и свободы человека и гражданина, гражданство).
В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организацию государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной.
Источники конституционного права – это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.
Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция – основной источник права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.
К другим источникам относятся:
– законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;
– регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;
– акты главы государства и исполнительной власти;
– акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;
– судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
– конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);
– религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);
– правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
Конституционное право зарубежных стран принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства.
Систему конституционного права составляют институты права. Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и др.
Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт ответственности правительства).
У конституционного права зарубежных стран есть ряд общественных отношений, которые оно рассматривает и изучает: основы жизнедеятельности человека (установленный законом прожиточный минимум, минимальная заработная плата и др.), коллектив (участие различных общественных учреждений в жизни граждан страны и функционирование страны), государство (значение органов государства для общества), социум (экономика, рынок, политика, иные взаимоотношения между людьми).