Метод административного права

Система административного права представляет собой совокупность взаимосвязанных административно-правовых норм и институтов, основанную на единстве предмета, метода и принципов данной отрасли права.

Предмет и метод административного права

Административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)

“В связи”, т.е. имеются в виду отношения, в которых непременно участвует тот или иной исполнительный орган, т.е. соответствующей субъект исполнительной власти.

И “по поводу” реализации механизма исполнительной власти – одно лишь наличие органа исполнительной власти не во всех случаях может служить достаточным основанием для того, чтобы данное общественное отношение безоговорочно отнести к управленческим, причём включать его в предмет административного права. Дело в том, что такие органы нередко совершают действия, которые в соответствии с российским законодательством регламентируются не административным, а иными видами права.

Напр., они могут заключать имущественные сделки, регламентированные гражданским правом. Ряд действий, совершаемых ими в бюджетно-налоговой сфере, подпадает под регулирующее влияние норм конституционного и финансового права. Это объясняется тем, что в подобных случаях исполнительный орган не выполняет функции исполнительно-распорядительного характера.

Административное право регулирует особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием исполнительной власти на всех национально – государственных и территориальных уровнях РФ. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно – управленческой деятельностью, а потому обобщённо называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдёт об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

Следовательно, не все общественные отношения по своей природе, являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, это отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры. ).

Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации(организации собственных дел).

Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Читайте также

§ 2. Методы уголовного права Предмет уголовного права определяет содержательную специфику его метода. Понятием “метод” охватываются методология и методика познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма,

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Читайте также:
Список отделений ПФР в Карачаево-Черкесской Республике

Источники административного права.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которые содержатся в различных юридических актах (источниках административного права).

Для административного права характерно многообразие его источников, в качестве которых выступают не только чисто административно-правовые акты, но и нормативные акты других отраслей права.

Все источники административного права можно подразделить на нормативные акты законодательных органов, нормативные акты органов исполнительной власти, акты органов бывшего СССР и международные акты.

1. Нормативные акты законодательных органов:

– Федеральные конституционные законы, федеральные законы;

– Постановления Государственной Думы;

– Постановления Совета Федерации;

– Законы субъектов РФ;

– Постановления представительных органов и субъектов РФ

2. Нормативные акты органов исполнительной власти:

– нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

– Постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ;

– нормативные приказы, инструкции, положения, постановления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

– правовые акты органов местного управления при реализации ими государственных полномочий;

– нормативные акты руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений.

3. Нормативные акты бывшего СССР.

Нормативные акты бывшего СССР действуют на территории России в том случае, если еще не приняты акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

К ним относятся законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и других центральных органов СССР.

4. Международные акты.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, т. е. являются одним из источников административного права.

Многообразие источников административного права указывает на актуальность проблемы их систематизации.

Оглавление

  • 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права
  • 2. Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности, его особенности
  • 3. Понятие, предмет и метод административного права (отношения административно-правового регулирования)
  • 4. Источники административного права
  • 5. Соотношение административного права с другими отраслями права
  • 6. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Юридические факты в административном праве
  • 8. Функции административного права
  • 9. Административно-правововой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 10. Понятие и виды административно-правовых отношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Понятие, предмет и метод административного права (отношения административно-правового регулирования)

Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти.

Читайте также:
Оформление вида на жительство в Турции

Под предметом административного права понимаются те общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления. Предметом административного права являются три группы отношений:

1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление);

2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления (сфера государственной деятельности);

3) общегосударственные контрольно-организационные отношения.

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере исполнительной власти, — это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.

К административно-правовым методам регулирования относятся:

1) метод власти-подчинения — отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому. Императивное регулирование — регулирование сверху донизу — осуществляется на властно-императивных началах; юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительности только сверху, от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;

2) метод рекомендаций. Рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления. В условиях перехода к многообразию форм собственности и расширения прав предприятий и учреждений сфера применения рекомендаций значительно расширяется;

3) метод согласования. Им регулируются отношения между участниками, не состоящими между собой в подчинении (например, органы областной администрации и местного самоуправления по вопросам работы предприятий и учреждений, транспорта);

4) метод равенства. Субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме, например, административного договора. При диспозитивном регулировании правовое регулирование определяется также снизу. На его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений; их правоохранные действия здесь тоже являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации.

Предмет административного права:

  • управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
  • внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Читайте также:
Пенсионный фонд в Лысьве

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и гражданами.

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.
Читайте также:
Награждение орденом почета, выплаты и льготы

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления – с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

Читайте также:
Комплексное экологическое разрешение с 2022 года

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

  • издание подзаконных НПА;
  • исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов (в т.ч. осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия);
  • наложение административных наказаний на лиц за совершение административных правонарушений.

Методы административного права

Метод правового регулирования административного права заключается во властных предписаниях. Это императивный метод, который предписывает неукоснительное соблюдение требований, содержащихся в административных нормах права. Для него характерно состояние подчиненности с одной стороны (граждан) воле другой стороны (должностных лиц), включая их юридическое неравенство, обязательность исполнения и отсутствие возможности выбирать.

Что касается административно-правового регулирования властных отношений (подчинение, господство), то с его помощью в область администрирования включаются демократические начала, выражаемые контролем деятельности органов публичной администрации, а также правом граждан обжаловать неправомерную работу должностного лица, наличием демократических процедур в ходе формирования публичной администрации.

Преобладание императивного административного метода при наличии расширяющейся демократии, может быть дополнено гражданско-правовыми методами.

Тем не менее, принципы подчинения и господства способны характеризовать отношения между государственными органами и должностными лицами, а также между гражданами и нижестоящими органами.

Вместе с этим КоАП РФ включает обязанность граждан регулировать взаимоотношения в общественных местах. Они должны делать это самостоятельно, соблюдая и уважая права и свободы друг друга.

Определение метода административно-правового регулирования

В правовой доктрине России существуют два основных подхода к определению метода административно-правового регулирования:

  1. в каждой отрасли права есть индивидуальные методы влияния норм на общественные отношения;
  2. все отрасли права используют три варианта воздействия норм определенной отрасли на общественные отношение, включенные в ее предмет: предписание, запрет, дозволение.

Варианты воздействия норм права на общественные отношения:

  • предписание — это возложение юридической обязанности на совершение конкретных действий в предусмотренных правовой нормой условиях;
  • запрет — юридическая обязанность воздержаться от определенных действий; невыполнение обязанностей и нарушение запретов предусматривает негативную реакцию государственных органов, которая отражена в юридической ответственности;
  • дозволение — это разрешение совершать предусмотренные правовыми нормами действия, или воздержаться от их совершения.

Предписание, запрет и дозволение в совокупности сводятся к основным методам административно-правового регулирования — императивного и диспозитивного.

Читайте также:
Как учитывать бортовое устройство системы «Платон»

Метод административного права. Его сущность. Виды способов административно-правового регулирования.

Метод административного права – это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Основными (общими для всех отраслей права) способами правового регулирования являются предписания, запреты, дозволения.

Предписание – возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.

Запрет – возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.

Дозволение – предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.

Особенностями метода административного права является то, что эти три юридические возможности воздействия на отношения реализуются в условиях неравенства сторон, отношений власти и подчинения. При этом между одноуровневыми субъектами исполнительной власти возможны и отношения равенства.

Неравенство сторон предполагает односторонность волеизъявлений субъекта власти и доминирование в механизме регулирования таких правовых средств, как предписание.

Причем дозволение в административном праве чаще всего имеет характер разрешения на совершение определенных действий (жесткий вариант дозволения).

Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие виды методов:

· метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

· метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;

· метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

· метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

· метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

· метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

По характеру организующего воздействия выделяют: методы психологического воздействия; методы идеологического воздействия (призывы, агитация и т. д.); методы экономического воздействия (материальное поощрение и т. д.); методы административного воздействия (властного принуждения – приказ.)

По средствам воздействия выделяют следующие виды:

Методы административного регулирования — это такие методы, которые направлены на позитивное регулирование общественных отношений посредством предоставления индивидуальным субъектам и организациям определенных субъективных прав (правового статуса) или оказания им содействия в приобретении этих прав (правового статуса), согласования законных интересов этих лиц, возложения на этих лиц определенных субъективных обязанностей или оказания им содействия в исполнении этих обязанностей либо применения к ним мер публичного поощрения (стимулирования).

Читайте также:
Входит ли отпуск и декрет в стаж для пенсии?

Методы административного регулирования характеризуются следующими основными особенностями:

· заключаются в оказании регулирующего, организующего воздействия на поведение субъектов отношений, возникающих в административно-публичной сфере;

· реализуются посредством применения административными органами регулятивных, а не охранительных способов воздействия на поведение субъектов соответствующих отношений;

· их применение позволяет реализовать на практике действие материальных регулятивных норм административного и других отраслей права.

К числу методов административного регулирования можно отнести:

· предоставление индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса);

· возложение на индивидуальных субъектов и организации субъективных юридических обязанностей;

· оказание содействия индивидуальным субъектам и организациям в реализации предоставленных им субъективных юридических прав и в исполнении возложенных на них субъективных юридических обязанностей;

· официальное подтверждение (удостоверение) принадлежащих индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса), иных фактов, имеющих для них юридическое значение;

· поощрение (стимулирование) индивидуальных субъектов и организаций, активно участвующих в решении задач социально-экономического развития государства.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

© cyberpedia.su 2017-2022 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Метод административного права

Если предмет любой отрасли права отвечает на вопрос «что (т. е. какие общественные отношения) она регулирует?», то метод отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регули­рование?».

Правовое регулирование в любой отрасли пра­ва происходит в результате сочетания таких пра­вовых средств, как запрет, предписание, дозво­ление. Запрет – это запрещение совершения оп­ределенных действий под страхом наказания. Предписание – это установление определенного порядка действий. Дозволение — это предоставле­ние участнику правовых отношений возможности по своему усмотрению совершать или не совер­шать определенные действия.

Рассматривая методы административного пра­ва, надо учитывать, что управление, как правило, предполагает неравенство субъектов, подчинение одного другому. Поэтому основным методом ад­министративного права является императив­ный метод, т. е. метод власти – подчинения, прямого распорядительства.

Кроме указанного метода административное право регулирует общественные отношения и дру­гими методами, а именно:

методом рекомендации (в этом случае управля­ющее воздействие со стороны субъекта управления достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не обязательный, а реко­мендательный характер). Например, орган испол­нительной власти субъекта РФ принимает реше­ние, направленное на улучшение той или иной деятельности администраций районов, находящих­ся на его территории (исполнительных органов местного самоуправления). Однако это решение носит для администраций районов не обязатель­ный, а лишь рекомендательный характер;

Читайте также:
Справка для жены военнослужащего о среднем заработке

методом согласования (в этом случае регулиру­ются отношения между субъектами управления, не находящимися между собой в подчинении). Например, происходит согласование действий ор­ганов Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ по вопросам борьбы с организованной преступностью;

диспозитивным методом (в этом случае не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о своих взаимоотношениях при решении какой-либо общей управленческой про­блемы). Например, заключается административ­но-правовой договор между администрациями двух или нескольких субъектов РФ по вопросу, имеющему значение для всех договаривающихся

Для определения характерных черт метода ад­министративного права интересно его сопоставить с гражданским правом, которое закрепляет юри­дическое равенство субъектов гражданских право­отношений. Юридическим фактом, порождающим, прекращающим и изменяющим гражданские пра­воотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. Административно-правовые же отношения чаще всего возникают в связи с од­носторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений. К действиям, совершаемым по воле одной стороны и влекущим юридические послед­ствия, относятся, например, приказ, предписание надзорного органа, жалоба, заявление граждани­на, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении административного взыскания и др.

Субъекты гражданского права во многих слу­чаях сами выбирают, с кем и когда им вступать в отношения, заключая договоры, определяют вза­имные права и обязанности. В административно-правовой сфере, как правило, нормами закрепле­но, когда и между какими субъектами должны возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отноше­ния граждан, связанные с регистрацией по месту пребывания, получением лицензии на право осу­ществления каких-либо работ, и другие отноше­ния возникают при заранее оговоренных обстоя­тельствах с определенными органами исполни­тельной власти. При этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. Например, административно-правовыми нормами определено, что гражданин, прибывший в мест­ность, не являющуюся его местом жительства, на срок более 10 суток, обязан зарегистрироваться по месту пребывания в соответствующем органе внут­ренних дел в течение первых трех дней.

То же самое касается отношений организаций с исполнительными органами. Так, в точно уста­новленные нормами сроки по определенной фор­ме в адрес конкретных исполнительных органов организации направляют финансовые отчеты, ста­тистические данные, иные документы и материа­лы. Нормативно также закреплены условия и по­рядок регистрации организаций, в ряде случаев – лицензирования, аттестации, аккредитации, сер­тификации их продукции и др.

При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они всегда могут обратиться в суд. Конечно, оп­ределенные административно-правовые отношения также обеспечены судебной защитой. Например, установлен порядок судебного обжалования дей­ствий и решений органов и должностных лиц, на­рушающих права и свободы граждан, или непра­вомерных действий и решений в отношении об­щественных объединений. Но это все, скорее, исключения из правил, чем общие правила. В ос­новном споры между участниками администра­тивно-правовых отношений разрешаются в адми­нистративном порядке, т. е. разрешаются тем субъектом управления, который является либо вы­шестоящей стороной в данном административном правоотношении (в данном споре), либо иным ор­ганом исполнительной власти, не заинтересован­ным в определенном решении по этому спору. Если одни участники административно-правовых отношений (субъекты исполнительной власти) на­делены правом принимать управленческие реше­ния, другие участники таких отношений зачастую могут только обжаловать эти решения.

Читайте также:
Заявление на отпуск с выплатой материальной помощи

Субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять во внесудеб­ном порядке разнообразные меры воздействия к другим субъектам административных правоотно­шений. В частности, они могут потребовать объяс­нений, дать указания, отказать в удовлетворении жалобы, не выдать лицензию, запретить эксплуа­тацию транспортных средств, применить средства административного, дисциплинарного принужде­ния и др.

Таким образом, административное право за­крепляет юридическое неравенство субъектов ад­министративных правоотношений, возможность тех из них, кто наделен юридически властными полномочиями, во внесудебном порядке воздей­ствовать на другие органы, организации, граждан.

Однако, говоря о методе административного права, нельзя не указать, что административно-правовое регулирование обеспечивает внедрение в исполнительную и распорядительную деятельность демократических начал. Закрепляя демократиче­ские начала формирования исполнительной влас­ти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации государственного управления, права граждан, процедуры разрешения споров в административно-правовых отношениях и многое другое, административное право обеспечивает со­блюдение принципов гласности, законности и справедливости.

Метод административного права

Метод крайне важен для каждой отрасли права. Именно метод права обеспечивает функциональность законодательства в той или иной отрасли. Российский правовед С.С. Алексеев писал:

Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования[1].

Современная правовая наука под методом административного права понимает совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права [9].

метод административного права

В современном административном праве четко выделены два ключевых метода:

  1. Диспозитивный метод административного права
  2. Императивный метод административного права

Рассмотрим каждый из методов отдельно.

Диспозитивный метод административного права напрямую не регулирует общественные отношения, а предоставляет субъектам возможность самим действовать, но в четко ограниченных рамках, которые устанавливаются нормами права.

Императивный метод административного права носит характер властного принуждения. Он при помощи предписаний устанавливает определенные правила поведения в различных областях государственного управления, причем, выход за установленные рамки участниками отношений не допускается. Такой метод базируется изначально на неравенстве сторон [8].

Отметим, что в последние годы метод административного права прогрессивно эволюционирует и расширяет свои возможности и стратегии.

Читайте также:
Трудовые отношения: понятие, признаки и особенности

С учетом особенностей предмета административного права чаще всего используют метод предписания. Обязательной стороной регулируемых общественных отношений является орган исполнительной власти, его должностное лицо. От них исходит предписание, адресатом выступает иная сторона данного предписания. Все методы рассчитаны на регулирование общественных отношений, в рамках которых отсутствует равенство участников. Орган исполнительной власти в административном правоотношении является обязательным субъектом, наделенным юридически властными полномочиями в отношении обязанного объекта.

Предмет административного права

Необходимо подчеркнуть, как крайне точную и актуальную точку зрения основателя классической юридической догматики О. Майера. По его мнению, административное право создает правовой порядок в отношениях между государством и гражданами, находящимися ниже по отношению к нему и сталкивающимися с ним в процессе его административной деятельности. Соответственно между гражданами и государством, по определению ученого, складываются отношения власти – подчинения [4].

Административное право, как и любая отрасль права, обладает характерным предметом и методом, выделяющими отрасль на фоне других.

Предмет административного права

Определение предмета административного права

“Предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями”.

“Предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий”

“Ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений”.

В целом предмет административного права может быть подразделен на два самостоятельных сегмента:

  1. Управленческие отношения, возникающие между властными субъектами государственного управления и подвластными им субъектами.
  2. Управленческие отношение внутри системы государственного управления[5].

Если основой предмета административного права считать общественные отношения, то этих общественных отношениях соответственно:

Ссылка на основную публикацию