Комплексное экологическое разрешение с 2022 года

После исчерпания повестки «углеродного следа», Россия столкнется с ситуацией, когда регуляторы Евросоюза будут начислять плату за след каждого маркерного вещества в продукции (Целлюлозно-бумажная промышленность — АОХ, ХПК, серосодержащие выбросы; Металлургическая промышленность — оксиды серы, оксиды азота; Химическая промышленность — хлор, хлориды, сульфаты, сероводород).

Объекты I категории – Комплексное экологическое разрешение

С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.

Согласно этим положениям природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

Иными словами, КЭР – это новый в экологии документ, который заменит собой ранее разделенную многочисленную природоохранную документацию (знакомые природопользователям проекты ПДВ, НДС, ПНООЛР, программа ПЭК и т.д.).

Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Объекты I категории – это объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). К данной категории относятся промышленные объекты таких отраслей, как металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность, производство минеральной продукции, захоронение отходов производства и потребления и др. Полный перечень критериев отнесения объектов к I категории определен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ также вправе получить комплексное экологическое разрешение.

КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий НВОС, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор.

Подать заявку на получение КЭР необходимо не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего НВОС, или за 4 месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Согласованное КЭР содержит:

  • технологические нормативы;
  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • требования к обращению с отходами производства и потребления;
  • согласованную программу производственного экологического контроля;
  • срок действия комплексного экологического разрешения.
Читайте также:
Перепланировка однокомнатной квартиры в монолитном доме

КЭР выдается сроком на 7 лет, также предусмотрена процедура продления КЭР на тот же срок.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ материалы обоснования КЭР являются объектом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального уровня.

В случае, если у Вашей организации имеется положительное заключение ГЭЭ, проведенной в отношении объектов капитального строительства, определяемых как объекты I категории, информация об этом заключении указывается в заявке на получение КЭР, и последующее прохождение ГЭЭ на материалы обоснования КЭР не требуется.

Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, которые включены в утвержденный Минприроды России перечень 300 объектов, обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. включительно. Перечень таких объектов утвержден Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в российской федерации составляет не менее чем 60 процентов».

Если Ваш объект не попал в указанный перечень, но относится к области применения НДТ, срок обязательного получения КЭР продлевается до 01.01.2025 г.

При этом разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Вашего объекта, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

Помимо комплексного экологического разрешения природопользователям, осуществляющих деятельность на объектах I категории необходима следующая природоохранная документация:

Комплексное экологическое разрешение с 2022 года

Ст. 31.1 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 453-ФЗ) не применяется к заявкам на получение КЭР, поданным до 01.01.2020.

Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

О сроках, в которые необходимо получить комплексное экологическое разрешение, и о действии ранее полученных разрешений, лимитов, нормативов, см. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

2. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

3. Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

Читайте также:
Комиссии по легализации бизнеса

информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

расчеты технологических нормативов;

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

проект программы производственного экологического контроля;

В заявку не включается информация о заключении экспертизы на объекты, указанные в ч. 10 ст. 11 ФЗ от 21.07.2014 N 219-ФЗ, если получение такого заключения до 01.01.2019 не требовалось.

информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

4. К заявке на получение комплексного экологического разрешения при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), прилагаются:

программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

5. Подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Сроком подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения является дата ее поступления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

6. Заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона в срок, не превышающий четырех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу комплексного экологического разрешения, размещает заявку на получение комплексного экологического разрешения на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, обеспечивающей возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц.

8. Представление и рассмотрение в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, ее размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Читайте также:
Как получить свидетельство о рождении в МФЦ

9. Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти после рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если по заявке, поданной до 01.01.2020, отказано в выдаче КЭР по ст. 31.1 в ред., действовавшей до внесения изменений ФЗ от 27.12.2019 N 453-ФЗ, то заявитель вправе подать ее повторно в порядке, предусмотренном ст. 31.1 без учета указанных изменений.

9.1. Основанием для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения является:

1) отсутствие в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения информации и документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, несоответствие этих информации и документов установленным требованиям;

2) несоблюдение предусмотренного пунктом 9.4 настоящей статьи срока устранения замечаний к заявке на получение комплексного экологического разрешения.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

9.2. Заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит направлению уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу комплексного экологического разрешения, в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, для рассмотрения на предмет соответствия установленным требованиям в порядке, предусмотренном пунктом 19 настоящей статьи.

Срок рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения не может превышать 30 календарных дней.

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

9.3. При рассмотрении заявки на получение комплексного экологического разрешения федеральный орган исполнительной власти в сфере промышленной политики осуществляет оценку соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям.

(п. 9.3 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

9.4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу комплексного экологического разрешения, при наличии замечаний к заявке на получение комплексного экологического разрешения, в том числе со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 9.2 и 9.3 настоящей статьи, направляет такие замечания заявителю для их устранения в течение 45 календарных дней со дня получения таких замечаний.

(п. 9.4 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

10. Комплексное экологическое разрешение содержит:

нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

нормативы допустимых физических воздействий;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

требования к обращению с отходами производства и потребления;

согласованную программу производственного экологического контроля;

срок действия комплексного экологического разрешения.

11. Комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Читайте также:
Как могут наказать за покушение на взятку

Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.

13. Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при совокупности условий:

соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;

своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;

выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).

14. Комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Пересмотр комплексного экологического разрешения осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для выдачи комплексного экологического разрешения.

15. Пересмотр комплексного экологического разрешения и внесение в него изменений осуществляются по инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя, получивших комплексное экологическое разрешение.

16. Изменения, вносимые в комплексное экологическое разрешение и не затрагивающие указанных в пунктах 10 и 11 настоящей статьи условий комплексного экологического разрешения, не требуют пересмотра комплексного экологического разрешения.

17. В случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, комплексное экологическое разрешение подлежит переоформлению одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

18. Комплексное экологическое разрешение подлежит отзыву в случае нарушения в течение шести месяцев и более установленных комплексным экологическим разрешением обязательных требований при осуществлении деятельности без его пересмотра в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей статьи, а также в случае снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

19. Порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядок выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:
Как заполнить нулевую декларацию

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять условия, предусмотренные комплексным экологическим разрешением, и несут ответственность за их несоблюдение или осуществление деятельности без комплексного экологического разрешения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

С 1 января 2019 г. юрлица и ИП, которые занимаются хозяйственной и (или) иной деятельностью на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Если объекты включены в специальный перечень, то обратиться за разрешением нужно с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

До 1 января 2025 г. разрешения нужно получить в отношении объектов в области применения наилучших доступных технологий, которые не входят в перечень.

Выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс/сброс загрязняющих веществ, лимиты на выбросы/сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в отношении объектов, которые относятся к областям наилучших доступных технологий, действуют до получения комплексного экологического разрешения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

График представления консультаций по вопросам выдачи КЭР

3-й четверг месяца

г. Москва, Варшавское шоссе, 39А

Буровенцева Юлия Сергеевна

Отдел государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности

ДолжностьФ.И.О.Телефон для справок
Начальник отделаАбрамова Вера Михайловна8-495-025-23-01 (доб. 235)

Важное из письма Росприроднадзора:

  • Согласно “пункту 5 статьи 31.1” ФЗ № 7 подача заявки на получение КЭР осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
    КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемый в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
  • Заявка на получение КЭР должна содержать информацию, указанную в “пунктах 3” и “4 статьи 31.1” Закона №7, в том числе информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы для объектов, указанных в пункте 7.5 статьи 11 ФЗ “Об экологической экспертизе” № 174 от 23 ноября 2022.
  • До постановки объекта негативного воздействия на государственный учёт код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в заявке на получение КЭР не указывается.
  • Также подпунктом б) пункта 3 статьи 2 ФЗ № 496 от 25 декабря 2018 “О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “Об экологической экспертизе” от 25 декабря 2018 и ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” определено, что с 01 января 2019 и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
  • Частями 6 и 7 статьи 11 ФЗ № 219 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
  • Возможность переоформления и получения разрешений на выбросы для объектов I категории установлена на переходный период до получения КЭР с условием необходимости обеспечения требований в области охраны окружающей среды на указанный период, нормативы допустимых выбросов для объектов I категории определяются в отношении всех выбрасываемых веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, то есть включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 № 1316-р.
  • Согласно “пункту 5 статьи 16.3” ФЗ № 7 в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 — за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. При расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 100 будет применяться в случае превышения установленных объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Читайте также:
Плотность застройки как считается пример

Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.

Какие штрафы установлены за отсутствие КЭР

Деятельность объектов 1 категории опасности без получения на это комплексного разрешения считается незаконной. Поэтому подпадает под статью 8.47 Административного кодекса РФ. Что грозит для должностных лиц наложением штрафа до 10 000 рублей, а юридическим — до 100 000 рублей.

Но более серьезными затратами грозит приостановление деятельности производственной площадки. Также возможен серьезный ущерб имиджу предприятия, связанный с попаданием информации о нарушениях в средства массовой информации.

Форма заявки на получение КЭР

Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510 утверждается форма КЭР и форма заявки на получение КЭР. Теперь разберем состав формы и заявки на получение КЭР.

В содержание заявки на получение КЭР входят следующие данные в форме таблицы:

    • Общие сведения;
    • Расчеты технологических нормативов, а также…
    • НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
    • НДВ допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов;
    • Обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
    • Проект программы производственного экологического контроля;
    • Информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР или проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

    Форма КЭР, согласно приказу №510, включает в себя:

    • Технологические нормативы
    • Технологические нормативы;
    • НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), разрешенных к выбросу в атмосферный воздух;
    • НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
    • Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
    • Программа производственного экологического контроля;
    • Программа повышения экологической эффективности;
    • Временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ;
    • Временно разрешенные сбросы загрязняющих веществ;

    Кто может разработать комплексное экологическое разрешение

    И почему лучше поручить это профессионалам?

    Заявку на получение комплексного экологического разрешения может разработать как штатный эколог предприятия, так и экологическая компания. Использование привлеченных специалистов позволяет:

    Сократить сроки рассмотрения КЭР

    На практике основные претензии специалистов Росприроднадзора связаны с недостаточным обоснованием указанных нормативов. Эта работа требует опыта, использования специального программного обеспечения и методик. Штатный эколого не всегда владеет этим арсеналом на необходимом уровне. Это приводит к отказу в рассмотрении заявки, а значит и к затратам, связанным с задержкой пуска объекта.

    Разгрузить своих специалистов

    При вводе новой производственной площадки нагрузка на штатных экологов резко возрастает. Это снижает качество их работы по текущим проектам. При подготовке документации наибольшее время — 2-3 месяца, уходит на сбор информации об объекте, нормативам выбросов и отходов, подготовку расчетного обоснования в случае, если речь идет о вновь запускаемом производстве. Использование специалистов ЭкоПромЦентра для подготовки заявки на КЭР позволит снять часть или всю нагрузку по этой работе.

    Выполнить работу от начала до конца

    Специалисты экологической компании подготовят расчетные данные по нормативам выбросов, сбросов и отходов. Часто на этапе подготовки документации возникают рекомендации, позволяющие повысить экологическую эффективность предприятия.

    Эксперты подготовят программу ПЭК, которая является обязательным элементом заявки на КЭР. Далее рекомендуем заключить договор на регулярное экологическое сопровождение. Это позволит избежать всех рисков. К ним относятся: штрафы, приостановка деятельности организации из-за несвоевременной сдачи обязательной отчетности.

    Узнать цены на подготовку и разработку КЭР в Санкт-Петербурге и в любом регионе России можно в компании ЭкоПромЦентр. Срок подготовки документации обычно занимает 2-3 месяца с момента начала работы. Мы также заключаем с предприятиями договоры на экологическую поддержку.

    Закажите КЭР любым удобным способом. По телефону — +7 (812) 425-61-45 или в один клик!

    Что такое КЭР?

    КЭР — это комплексное экологическое разрешения, в состав которого входит:

    – данные об авариях и инцидентах за последние 7 лет;

    – информацию о реализации программы повышения экологической эффективности (если есть);

    – расчеты технологических нормативов;

    – при наличии в выбросах и сбросах веществ I, II класса опасности (радиоактивных, высокотоксичных, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами) расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов (НДВ и НДС);

    – обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);

    – проект программы производственного контроля (ПЭК);

    – сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (если она обязательна).

    Ст. 11 п.6 ФЗ “Об охране окружающей среды” гласис «Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно . В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.».

    Что такое ESG-КЭР

    ЕДИНЫЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ,
    определяющий объем допустимого негативного воздействия на окружающую среду к единице выпускаемой предприятием продукции

    • Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность
    на объектах I категории, обязаны получить комплексное
    экологическое разрешение.
    • Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность
    на объектах II категории и относящихся к области применения
    наилучших доступных технологий, вправе получить
    комплексное экологическое разрешение.

    Объекты I категории НВОС,
    включенные в Перечень 300

    Объекты, не включенные в
    Перечень 300

    подача заявки до
    31.12.2022

    получение до
    01.01.2025

    п.п. 6, 7 Ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    КЭР подлежит согласованию в ОИВ:
    • территориальный орган Росприроднадзора
    • Минприроды России
    • Минпромторг России
    • территориальный орган Роспотребнадзора
    • территориальный орган Росрыболовства
    • территориальный орган Росводресурсов
    • органы исполнительной власти субъекта(-ов) РФ

    Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных
    экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва»

    Новый год — новые документы: КЭР и декларация о воздействии на окружающую среду

    В статье рассмотрим Приказы Минприроды России от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» (далее — Приказ № 510) и 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее — Приказ № 509).

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

    КЭР выдается на основании заявки , подаваемой в центральный аппарат Росприроднадзора.

    Заявка состоит из таблиц, в которых указываются сведения на планируемый период действия КЭР (сведения об авариях, инцидентах — за прошедшие 7 лет).

    Нормативы допустимых выбросов, сбросов рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах и сбросах; нормативы допустимых сбросов для объектов централизованной системы водоотведения поселений или городских округов — для всех веществ.

    На первый взгляд кажется странным, что расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов для всех нормируемых веществ проводятся только в рамках подачи декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов I категории, сбрасывающих, например, только ливневые (нормируемые по взвешенным веществам и нефтепродуктам) и хозяйственно-бытовые стоки, нормативы устанавливаться не будут, т.к. такие сточные воды не содержат радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), а объекты II категории при подаче декларации нормативы по таким сточным водам разрабатывают.

    Однако все можно объяснить.

    Справка

    Идея технологического нормирования пришла к нам из Евросоюза, где руководствовались следующей логикой.
    Есть особо грязные масштабные производства, которые нельзя закрыть по социальным причинам, но эти производства в принципе достичь санитарно-гигиенических нормативов не могут, поскольку не существует таких технологий или внедрение этих технологий столь дорого, что делает невозможным существование данного производства.
    В Европе положено соблюдать законодательство, и в случае объективной невозможности исполнения определенных законодательных норм необходимо принять такие меры, которые приведут законодательство к реальности, т.е. лицо должно иметь возможность соблюдения законодательства.
    В отношении данных грязных производств было решено выявить наилучшие из доступных (т.е. реальных к внедрению) технологий, определить удельные показатели их воздействия на окружающую среду и, исходя из этих показателей, определять допустимость воздействия для конкретного предприятия, попадающего в эту категорию.
    Вот чем объясняется кажущаяся несправедливость, что II категория нормирует все вещества, а I категория нормирует примерно 5 из 40 возможных по воздуху и не нормирует (если это не водоканал) ливневые и хозяйственно-бытовые стоки. Нормирует. Но через технологическое нормирование. Поскольку пока нормативные правовые акты по технологическому нормированию не приняты, не будем спешить завидовать I категории.

    А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ»
    А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2019.

    Комплексное экологическое разрешение содержит:

    • технологические нормативы;
    • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
    • нормативы допустимых физических воздействий;
    • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
    • требования к обращению с отходами производства и потребления;
    • согласованную программу производственного экологического контроля;
    • срок действия комплексного экологического разрешения.

    Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» разрешение выдается на 7 лет.

    КЭР, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

    Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

    Госпошлина за выдачу КЭР составляет 9 500 руб. Уплатить ее необходимо до подачи документов (пп. 6 п. 1 ст. 333.18, пп. 118.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны обратиться с заявкой и получить комплексное экологическое разрешение (далее – разрешение) в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Срок рассмотрения и согласования КЭР

    Срок рассмотрения и согласования КЭР – 30 дней. Ваша заявка рассматривается в уполномоченном ПРФ федеральном органе (Росприроднадзоре). Решение о присвоении объекту КЭР публикуется на официальном портале (www.rpn.gov.ru).

    Подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее, чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Ссылка на основную публикацию