Как учитывать бортовое устройство системы «Платон»

  1. Личные данные владельца ТС.
  2. Электронная почта.
  3. Характеристики автомобиля.
  4. Номер лицевого счета.

Что такое система «Платон» и как она действует?

С 15-го ноября 2015-го года в России стартовала система «Платон». Она предполагает взимание платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения. Платить обязаны только те грузовые транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн.

Основная причина внедрения системы — необходимость возместить ущерб, который «большегрузы» наносят дорожному полотну: средства от сборов должны идти на ремонт и строительство автомобильных дорог и развитие инфраструктуры. Однако подспудно «Платон» выполняет и другую «миссию» — выводит из «тени» перевозчиков, работающих по «серым» схемам. Таковых на рынке, кстати, по самым приблизительным подсчетам, больше половины.

Почему «Платон»?

Ежедневно по российским трассам федерального значения проезжает множество грузовых автомобилей. Естественно, что большая масса фур негативно воздействует на дорожное покрытие, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. С целью компенсации этого износа было принято решение брать плату с большегрузных авто за каждый пройденный ими километр по дорогам России. Поскольку смысл этого платежа – в превышении установленного предела массы транспортного средства, то есть плата производится за дополнительную нагрузку на покрытие дороги, было выбрано наименование «Платон» (аббревиатура «ПЛАта за ТОНны»).

Вопрос: Как организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывает плату по системе «Платон»?
Организация имеет на балансе грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой 18 тонн, используемый для перевозки грузов. В систему «Платон» перечислена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами (ТС), имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в сумме 30 000 руб. По итогам рейсов, совершенных грузовым автомобилем, начислена и списана с расчетной записи плата в следующем размере: в первом квартале — 5 100 руб., во втором — 4 900 руб., в третьем — 5 300 руб., в четвертом — 5 600 руб.
Посмотреть ответ

Собранные посредством «Платона» финансы поступают в Дорожный фонд, откуда будут расходоваться на различные проекты, связанные с прокладкой и модернизацией дорог, проводимые в регионах РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Система официально была запущена 15 ноября 2015 года, а о грядущем нововведении потенциальные плательщики были информированы с начала года.

Вопрос: Почему не совпадают даты вынесения постановления за нарушения порядка внесения платы в СВП «ПЛАТОН» с датой правонарушения, зафиксированного с помощью средств фотовидеофиксации?
Посмотреть ответ

Учет бортового устройства оператора системы «Платон»

С 15.11.2015 действует система взимания платы за движение ТС с разрешенной максимальной массой более 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (данная система получила название «Платон»). (Путем внесения платы владелец автомобиля компенсирует вред, причиненный указанным дорогам.) Представленное требование установлено ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесение платы может осуществляться с помощью бортового устройства – технического устройства, позволяющего при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения автомобиля по соответствующим дорогам[1]. Если у владельца ТС такого устройства нет, его можно получить у оператора системы взимания платы (лица, обеспечивающего функционирование системы «Платон»). В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с ее последующей модернизацией. Информация об этом размещена в Интернете на сайте системы взимания платы «Платон» (http://platon.ru). Таким образом, на сегодняшний день оператором системы взимания платы является ООО «РТИТС».

В силу требований п. 4 Правил взимания платы для обеспечения функционирования системы взимания платы оператор должен опубликовать в средствах массовой информации порядки, регулирующие вопросы взаимодействия владельца транспортного средства и оператора, в том числе порядок пользования владельцем ТС предоставленным ему бортовым устройством. ООО «РТИТС» соответствующие порядки, в том числе Порядок пользования[2], опубликовало в «Российской газете», № 258, 16.11.2015.

Оператор предоставляет бортовое устройство бесплатно на основании договора безвозмездного пользования (его форма приведена в приложении 1 к Порядку пользования). Бортовое устройство выдается владельцу ТС, зарегистрированному в реестре транспортных средств системы взимания платы, и закрепляется только за определенным (одним) ТС, зарегистрированным в реестре за данным владельцем (п. 1.1 Порядка пользования).

Таким образом, владельцы ТС могут не затрачиваться на приобретение бортовых устройств, обратившись за их получением к оператору системы взимания платы «Платон». В качестве документа, подтверждающего факт получения бортового устройства, выступает акт передачи, который составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку пользования. (Формой договора безвозмездного пользования предусмотрено, что ссудополучатель обязан принять бортовое устройство по акту передачи не позднее трех рабочих дней с даты подписания сторонами договора.)

Поскольку бортовое устройство предоставляется владельцу ТС в безвозмездное пользование (то есть предполагается возврат оборудования) и его использование никак не способствует притоку денежных средств в организацию, то есть получению экономических выгод, его получение не приводит к возникновению в бухгалтерском учете актива (в том числе в виде имущественного права пользования)[3].

В то же время с целью организации контроля за наличием и движением бортового устройства его следует учесть на забалансовом счете. Для этих целей можно использовать забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства», предусмотренный Планом счетов[4] (предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией), или ввести дополнительный счет, например забалансовый счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование». Бортовое устройство отражается на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре безвозмездного пользования. Форма договора безвозмездного пользования, представленная в приложении 1 к Порядку пользования, содержит такое условие.

3.3. В целях определения размера убытков стоимость Бортового Устройства (за единицу) согласована Сторонами в размере 6 822 (шесть тысяч восемьсот двадцать два) руб. 98 коп.

Следовательно, в бухгалтерском учете владельца ТС на дату получения бортового устройства должна появиться такая запись.

Система “Платон”: как вести бухгалтерский и налоговый учет

15 ноября 2015 года начала свою работу система “Платон”, с помощью которой государство взимает плату с грузовиков разрешенной массой более 12 тонн за то, что они причиняют вред автомобильным дорогам общего пользования. Про справедливость такого “налога” и про адекватность стоимости проезда не успел порассуждать разве что ленивый. Однако до сих пор мало кто знает, что делать после того, как заплатил “за проезд”. Например, как отражать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Об этом в своей статье расскажет финансовый консультант компании “Фингуру” Елена Крохмаль.

– Маршрутная карта. Оформление разовой Маршрутной карты осуществляется в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей.

– Бортовое устройство. Использование бортового устройства для расчета платы в осуществляется в автоматическом режиме -внутри находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, а также навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS.

Если с маршрутной картой все относительно просто, то с бортовым устройством придется повозиться, перед тем, как первый раз использовать – для начала его необходимо оприходовать, отразив его на забалансовом счете и назначив материально-ответственное лицо.

После того, как вы осуществили проезд и внесли плату, расходы необходимо зафиксировать в своей бухгалтерии. Получить достоверные данные о расходах за заданный период можно с помощью распечатки Отчета-детализации из личного кабинета оператора. Этот документ будет подтверждением факта маршрута конкретного грузовика.

Причем, эта детализация в обязательном порядке нужна налогоплательщикам которые применяют Общую систему налогообложения, т.к. данные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Для налогоплательщиков на УСН (доходы минус расходы) данная распечатка также необходима. Хотя они и не могут учитывать в расходах данные затраты, но детализация позволит подтвердить правомерность списания денежных средств с расчетного счета на оплату услуг “Платона”.

Бухгалтерский учет расходов системы Платон ведется с использованием отдельного субсчета, например “Расчеты по плате за проезд грузовика по федеральным трассам”, открытого к счету:

После списания оператором системы “Платон” платы с лицевого счета организации нужно отразить расход по дебету счета:

Налоговый учет расходов за проезд в составе расходов отличается для налогоплательщиков использующих Общую систему налогообложения (ОСНО), от налогоплательщиков использующих УСН (доходы минус расходы).

Порядок учета в расходах

Учитываются в расходах

подп.49 п.1.ст.264 НК РФ

УСН (доходы минус расходы)

Не учитываются в расходах

Письмо Минфина РФ от 06.10.2015 №03—11-11/57133

Подтвердить расходы при Общей системе налогообложения необходимо распечаткой из личного кабинета системы.

В отчете-детализации оператора “Платона” будут видны данные о маршруте конкретного грузовика с привязкой ко времени начала и окончания движения и сведения о сумме дорожного сбора, списанной с лицевого счета организации. На основании этих данных уплаченную сумму можно включить в состав прочих расходов.

Кроме того, необходимо приложить к распечатанному отчету путевой лист, для подтверждения деловой направленности поездки.

Внимание. Отсутствие первичных учетных документов не только служит основанием для отказа в признании осуществленных расходов в целях исчисления налога на прибыль, но и образует самостоятельный вид налогового правонарушения.

Организацию может оштрафовать ИФНС, если в ходе налоговой проверки обнаружит отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета. Минимальный штраф – 10 000 руб. Штраф в этом размере может быть наложен при отсутствии первичных документов, подтверждающих расходы, хотя в расходах данные затраты отражены в учете (п. 1 ст. 120 НК РФ).

Плата признается в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) после списания ее оператором системы Платон с лицевого счета (Письмо Минфина от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).

В ближайшем будущем Минфин все же планирует дополнить перечень расходов платой за проезд большегрузов, однако по срокам внесения изменений пока никаких комментариев не поступало. Известно только, что учесть в расходах можно будет только сумму, внесенную не ранее 1 января 2016 года.

В 2015 году упрощенцы с объектом “доходы за вычетом расходов” не могли включать плату за проезд грузовиков в налоговые расходы (Письмо Минфина от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).

Обратите внимание, что безвозмездная передача организации оператором бортового устройства при расчете налога на прибыль не учитывается. Ведь рыночная стоимость аренды такого устройства равна нулю, т.к. использовать его можно исключительно в системе “Платон”.

Для целей налогообложения прибыли при получении бортового устройства ни доходов, ни расходов не возникает.

Оператор системы Платон не выставляет счета-фактуры на плату, поскольку это обязательный платеж, не облагаемый НДС (Письмо Минфина от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).

Возникли вопросы по статье? Нужна помощь в формировании/проверке годовой отчетности? “Фингуру”поможет с бухгалтерией!

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса

О том, как создать хороший бухгалтерский Макдоналдс, когда выгодно отказаться от аутсорсинга и может ли один бухгалтер обслуживать 30 компаний – в нашей беседе.

Как создать востребованный клиентский сервис на фрилансе, монетизировать его и при этом предоставить фрилансерам полную загрузку и возможность хорошо заработать?– «Взять самое лучшее от мировых успешных проектов и предложить изящное решение наболевшей проблемы» – отвечает на поставленный вопрос российская компания «Фингуру». – Мы помогаем предпринимателям справляться с задачами бухгалтерии «здесь и сейчас», а бухгалтерам – иметь стабильный доход в удобном формате и удобное время».

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в транспортной отрасли после внедрения системы «Платон»

Деянышева, Е. С. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в транспортной отрасли после внедрения системы «Платон» / Е. С. Деянышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48029/ (дата обращения: 13.02.2022).

Росавтодор начал приемку системы взимания платы за ущерб полотну федеральных автодорог с транспортных средств массой выше 12 тонн, получившей название «Платон».

С 15 ноября 2015 года ни один грузовик не сможет передвигаться по федеральным дорогам, предварительно не заплатив. Утвержденный тариф составляет 3,73 рубля за километр. Сейчас действует пониженный тариф равный 1,53 руб. за 1 км. Штраф за неоплаченный проезд равен пяти тысячам рублем, при повторном нарушении — десять тысяч. Планировалось увеличить штраф до полумиллиона рублей. На создание и реализацию «Платона» государство не потратило денежных средств, так как вся система полностью и её составляющие были построены частным лицом, с которым заключено дополнительное соглашение на 13 лет. Частично государство компенсирует частнику затраты на реализацию и содержание системы, но «Платон» окупает себя сам. Также был создан центр контроля нарушений для отслеживания неоплаченного проезд. 100 автомобилей оборудовали фото- и видеофиксацией. Поставлены рамки — конструкции с навесным оборудованием над дорожным полотном. Маршрут движения грузового автомобиля определяют бортовые устройства контроля, установленные в транспортном средстве. Через ГЛОНАСС они определяют маршрут движения и устанавливают количество пройденных километров, после чего информация передается в Тверь. Обработав полученные данные, система списывает с лицевого счета перевозчика необходимую сумму. При отсутствии или неисправности бортового устройства возможное оформление маршрутной карты, которую можно бесплатно получить в личном кабинете, мобильном устройстве или центре поддержки системы «Платон».

Система «Платон» продолжает свое активное действие. В октябре 2016 года Министерство Транспорта РФ заявило о решении внедрить «Платон» не только на федеральные трассы, но и на региональные. Это связано с экономическими показателями, выявленными в процессе анализа эффективности применяемой системы за период с конца 15 года по октябрь 2016г.

Согласно статистическим данным, за это время было собрано около 15,8 млрд. руб., 10,8 млрд. руб. из которых уже направлено на ремонт самых «убитых» трасс. Соответственно, государство столкнулось с нехваткой денежных средств на запланированный ремонт трасс, нуждающихся в нем.

Есть несколько вариантов решения возникшей проблемы, чтобы система «Платон» могла оправдать свои ожидания:

‒ увеличение тарифа за проезд до 3,5 руб. за 1 км. Именно такой тариф планировался изначально. Реализация данного варианта приведет к социальному недовольству, как это было в 2015 году при внедрении системы. Государству и транспортной отрасли придется повторно столкнуться с забастовкой дальнобойщиков, что негативно скажется на развитии транспортной отрасли в стране. Помимо этого, увеличение тарифа может привести к росту цен на товары и услуги и недобросовестной конкуренции между организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционную деятельность;

‒ введение сбора денежных средств с большегрузов не только на федеральных трассах, но и на региональных, тем самым обеспечив замену дорожного полотна региональных дорог;

‒ введение сбора денежных средств не только с транспортных средств массой свыше 12 тонн, но и с транспортных средств с массой свыше 3.5 тонн. Данный вариант уже был обговорен Министерством Транспорта, в данный момент на подготовке обоснование данного решения. Конечно, при реализации данной схемы, бюджет за счет сборов значительно увеличится, но без протестов не обойтись. В настоящий момент проводятся экономические расчеты целесообразности введения сбора для среднетоннажников. Реализация зависит от полученных результатов.

Особое внимание стоит обратить на организацию учета расходов после внедрения системы «Платон».

Оператором системы «Платон», как упоминалось выше, является коммерческая организация. Поэтому многие бухгалтеры столкнулись с проблемой, каким образом осуществить учет взимания платы системой.

Бортовые устройства, находящиеся в транспортном средстве, подлежат учету. Бортовое устройство выдает компании оператором безвозмездно. В бухгалтерском учете данное устройство необходимо учесть на отдельном забалансовом счете, например 015 «Бортовое устройство для системы Платон», либо же на счете 001 «Арендованные основные средства». На данный момент отдельный забалансовый счет для имущества такого вида пока не предусмотрен. Принять данное устройство на учет можно двумя способами:

‒ по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования, заключенного между перевозчиком и оператором системы;

‒ в случае отсутствия стоимости в договоре — по условной оценке (например, 1 руб.).

В налоговом учете бортовые устройства не учитываются, так как рыночная стоимость аренды данного устройства равно нулю, устройство необходимо только для системы «Платон». Вследствие чего, доход в организации не возникает.

В свою очередь, маршрутные карты никак не учитываются ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Данные карты предназначены лишь для фиксации пути следования транспортного средства и расчета платы за проезд.

Каким же образом происходит списание необходимой суммы с счета перевозчика и как возможно учесть понесенные расходы?

Плата за проезд взимается авансом, до начала поездки. На лицевом счете должна быть сумма, которой хватит на запланированную поездку. Перевести денежные средства на лицевой счет можно стандартным способом, либо воспользоваться возможностями системы «Платон» — оплата банковской картой через личный кабинет, оплата через специально разработанное мобильное приложение, либо в терминалах самообслуживания. Оператор будет автоматически списывать сумму с аванса в то время, как грузовик будет передвигаться по федеральной трассе.

Здесь же возникает проблема, с которой сталкиваются бухгалтеры перевозчиков. Оператор системы «Платон» не выставляет организации счета на оплату с расчетом платы за проезд транспортного средства. Бухгалтерии необходимо самостоятельно формировать детализацию в личном кабинете или центре поддержки системы, в которой присутствует исчерпывающая информация для определения суммы расходов по поездке. Но достаточного ли данного документа для признания расходов?

Обратимся к комментарию советника государственной гражданской службы РФ 3 класса Бахваловой А. С.:

«Поскольку оператор системы «Платон» не предоставляет документов, подтверждающих произведенную оплату, то для обоснования таких расходов, на мой взгляд, будет достаточно представить распечатанную на бумажном носителе и заверенную бухгалтером организации детализацию из лицевого счета системы. Также необходим должным образом оформленный путевой лист. Полагаю, что нет необходимости делать такую детализацию ежедневно».

При учете расходов за проезд транспортного средства наиболее оптимальным решением является открытие отдельного субсчета, например, «Расчеты по плате за проезд грузовиков по федеральным трассам» к счетам:

‒ сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — нельзя отнести плату за возмещение вреда дорогам к налоговым платежам;

‒ сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — данная плата является обязательной.

Также стоит обратить внимание на то, что расход возникает не в момент пополнения лицевого счета, а в момент движения транспортного средства по федеральной трассе и списании платы.

Выбор расходного счета для учета платы, зависит напрямую от вида деятельности компании. Для транспортных компаний это будет счет 20 «Основное производство». Если это торговая фирма, доставляющая товар самостоятельно, это может быть счет 44 «Расходы на продажу».

После внедрения системы «Платон» остро встал вопрос об уплате транспортного налога. Ведь помимо платы за проезд, владельцы большегрузов уплачивают также и транспортный налог.

В связи с этим, была утверждена формула, по которой рассчитывается сумма транспортного налога за транспортное средство, по которому также вносится оплату в систему «Платон»:

Сумма транспортного налога за грузовик к уплате за год = Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год — Плата «Платону», уплаченная за этот грузовик за год, не более начисленных сумм

В случае, когда результат по данной формуле является отрицательным, сумма транспортного налога принимается равной нулю.

Здесь же необходимо учитывать важное условие, что плата по системе «Платон» уменьшает транспортный налог только по конкретному транспортному средству. Другие транспортные средства, будучи во владении данного налогоплательщика, не учитываются.

В настоящее время система «Платон» работает в тестовом режиме, но учитывая уже полученные результаты, экономически целесообразным будет внедрение системы на постоянной и обязательной основе.

  1. Официальный сайт системы «Платон» http://platon.ru/ru/
  2. Статья на тему «Как учесть плату «Платону» (особенности учета платы за движение грузовиков по федеральным трассам. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 N 504)», автор статьи Елина Л. А. Ссылка на статью отрасли-права.рф/article/15422

Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, транспортный налог, внедрение системы, оператор системы, Бортовое устройство, лицевой счет, система, средство, дорожное полотно, личной кабинет.

Как организована новая система оплаты дорог

С 16.11.2015 для любого большегруза в нашей стране должен быть оплачен по километражу его путь следования по федеральным дорогам РФ. Отправной точкой для запуска этого процесса стал закон «О внесении изменений в законодательство РФ» от 06.04.2011 № 68-ФЗ. Данным документом были изменены соответствующие статьи и нормы:

  • закона «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
  • Бюджетного кодекса РФ (утвержденного законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ);
  • КоАП РФ (принятого Госдумой 20.12.2001).

Финальной точкой послужило постановление Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам» от 14.06.2013 № 504. К моменту выхода постановления уже оформился механизм работы новой системы сбора платежей:

  • система взимания Платон привязана непосредственно к перемещающемуся большегрузу: с помощью специальных процедур и средств учета и контроля весь путь грузовика отражается в Платоне, и та его часть, что проходит по федеральным трассам, подлежит оплате. При этом не имеет значения ни принадлежность большегруза, ни даже страна его регистрации (иностранцы платят наравне с россиянами);
  • сбором платежей в Платоне занимается оператор системы. Он же перечисляет аккумулированные суммы в бюджет, а также получает за свою деятельность вознаграждение;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЯ! Платонсистема взимания платы в бюджет – контролируется частным оператором ООО «РТ-Инвест Транспортные средства». Данный факт привел в свое время даже к подаче отдельного судебного иска против системы.

  • организовано несколько способов контроля движения большегрузов. Если «неоплаченный» грузовик зафиксирован контрольными средствами на федеральной дороге — информация об этом направляется в ГИБДД, которая и налагает штраф в соответствии со ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Как разобраться, следует ли платить в Платон за ваш большегруз, см. статью «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

Когда и как уменьшить транспортный налог с большегруза на суммы, оплаченные в Платоне, см. «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Нормативно-правовое регулирование

С 15 ноября 2015 г. движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам указанными транспортными средствами (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 257-ФЗ), п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”) , .

Данная плата (в отношении российских перевозчиков) уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).

Размер платы, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).

В целях реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 “О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн” (далее – Постановление Правительства РФ N 504) установлен размер платы, равный 3,73 руб. на один километр пути, который подлежит ежегодной индексации (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ N 504). При этом до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно – 0,82 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191 “О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн”).

[B=63] Таким образом, размер платы до 29 февраля 2016 г. составляет 1,5293 руб/км, а в период с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. – 3,06 руб/км (Разъяснение Росавтодора “По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы “Платон”).

Постановлением Правительства РФ N 504 также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее – Правила).

Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы, объектом которой является бортовое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (п. п. 2, 3 Правил).

Данное бортовое устройство предоставляется оператором владельцу транспортного средства, предварительно зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, на безвозмездной основе (если владелец не использует стороннее бортовое устройство, соответствующее требованиям Минтранса России) и закрепляется за транспортным средством (п. п. 2, 5, пп. “б” п. 6 Правил). В рассматриваемой ситуации организация использует бортовое устройство, полученное от оператора.

Внесение платы оператору осуществляется до начала движения в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Постановлением Правительства РФ (п. 7 Правил).

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (абз. 2 п. 7 Правил).

Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные владельцем транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов (пп. “а” п. 6 Правил); ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности маршрут, пройденный транспортным средством с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств (абз. 1, 2, 5 пп. “в” п. 6 Правил).

Законы о системе оплаты “Платон”

Отправной точкой для запуска всей системы взимания платы стал закон «О внесении изменений в законодательство РФ» от 06.04.2011 № 68-ФЗ. Этот документ изменил статьи и нормы:

    . (утв. ФЗ от 31.07.1998 № 145-ФЗ). (принят Госдумой 20.12.2001).

К моменту выхода Постановления № 504 уже сформировались основные параметры новой системы:

  • система взимания “Платон” привязана непосредственно к перемещающемуся автомобилю: с помощью специальных процедур и средств учета, контроля весь путь большегруза фиксируется в “Платоне”. И та его часть, что проходит по федеральным трассам, подлежит оплате. При этом не имеет значения ни принадлежность авто, ни даже страна его регистрации (иностранцы платят наравне с россиянами);
  • сбором платежей в “Платон” занимается специально назначенный оператор. Он же перечисляет собранные средства в бюджет, а также получает за свою деятельность вознаграждение;

Систему взимания платы “Платон” в бюджет контролирует частный оператор – ООО «РТ – Инвест Транспортные средства».

  • организовано несколько способов контроля за движением большегрузов. Если неоплаченный грузовик с подходящим тоннажем зафиксирован контрольными средствами на федеральной дороге, информация об этом направляется в ГИБДД, которая налагает штраф в соответствии со ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Регистрация в системе Платон

Официальный сайт системы взимания платы для большегрузов – platon.ru.

Регистрация в системе Платон возможна тремя способами:

  • На сайте системы.
  • В ближайшем центре обслуживания.
  • В ближайшем терминале самообслуживания (при оформлении маршрутной карты).

Несмотря на то, что Платон начал работать с 15 ноября 2015 года, пройти регистрацию и получить бортовое устройство можно было и заранее.

Напомню, что использовать систему можно двумя способами:

  • Получить бортовое устройство (многоразовое).
  • Получить маршрутную карту (одноразовую).

Поскольку на практике всем владельцам большегрузов рано или поздно придется выезжать на федеральные трассы, я рекомендую им заранее заключить договор и получить многоразовое бортовое устройство. Его эксплуатация обещает быть более удобной, т.к. не придется сообщать оператору о своих перемещениях заранее.

Вернемся к возможным способам оплаты:

1. Терминал самообслуживания в рамках данной статьи рассматривать не будем, т.к. он не позволяет получить бортовое устройство.

2. Сайт системы Платон. Регистрация на сайте состоит из нескольких шагов, на которых водитель должен ввести данные о себе и о своем транспортном средстве.

Для заполнения формы физическому лицу потребуются:

  • Адрес электронной почты.
  • Номер мобильного телефона.
  • ИНН.
  • Банковские реквизиты.
  • Отсканированное свидетельство о регистрации транспортного средства.

После введения всех перечисленных данных и приложения копии документов Вам предложат подождать до 5 дней, пока введенные данные пройдут проверку. И только после этого Вы сможете пойти в офис системы и получить бортовое устройство.

Так что в качестве быстрого способа регистрации сайт системы Платон не подойдет.

Примечание. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей список необходимых документов гораздо шире. Уточнить его Вы можете на сайте системы взимания платы.

3. Центр обслуживания. Данный способ, на мой взгляд, выглядит оптимальным. Водитель может отправиться в офис компании, где будут оформлены документы и выдано бортовое устройство.

Для поиска ближайшего центра обслуживания можно воспользоваться следующей картой:

Карта центров обслуживания Платон

Введите в верхней части название Вашего населенного пункта, либо найдите ближайший центр обслуживания перемещаясь по карте и увеличивая нужные ее части.

Для регистрации в офисе Вам потребуются паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства.

«Платон» и легковые автомобили

В правительстве РФ активно обсуждается возможность введения в систему «Платон» всех автомобилей, массой менее 12 тонн и даже легковых машин. Такие доводы появились после того, как на официальном сайте оператора был опубликован полный перечень машин, облагаемых обязательными платежами. Несмотря на это, сами представители оператора никак не комментируют сложившуюся ситуацию.

Даже если правительство РФ примет такое решение, это произойдет не сразу, так как введение подобных новшеств требует внушительной переработки законодательных документов. Так, согласно Конституции РФ, частная жизнь является неприкосновенной, и использовать приборы слежения невозможно без получения соответствующих разрешений.

Система «Платон» разработана, чтобы облегчить нагрузку на государственный бюджет, вызванную постоянной необходимостью в ремонте федеральных трасс. Неудовлетворительное состояние дорог, виновниками которого в большей степени являются грузовые автомобили, является первопричиной повышенной аварийности на российских дорогах. За 3 года функционирования системы было восстановлено порядка 50% дорог федерального значения, что доказывает эффективность данной программы.

Отметим, что такой факт хозяйственной жизни, как признание расхода в виде платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, подлежит оформлению соответствующими первичными документами (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ)). Таким документом могут быть отчет оператора или выписка по лицевому счету владельца транспортного средства, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (если оператор не предоставляет отчет).

Нарушение правил и предусмотренные штрафы

Неисполнение обязательств по внесению обязательных платежей является нарушением № 257-ФЗ и наказывается наложением административных штрафов. Также к нарушениям относится неправильная эксплуатация расчетного оборудования, а именно:

  1. Отключение бортового компьютера.
  2. Монтаж техники, не имеющей лицензии.
  3. Отказ от установки приборов.
  4. Отклонение от проложенного маршрута без внесения соответствующих изменений в аппаратуре.
  5. Работа с неисправной или неправильно функционирующей техникой.
  6. Перемещение без оформления маршрутной карты.

За любое из перечисленных нарушений назначается штраф размером 5000 рублей. Взыскание выписывается владельцу большегруза, при условии, что он является гражданином России.

Справка: если машина зарегистрирована на иностранного гражданина, то обязанность выплатить штраф возлагается на водителя такого авто.

При повторном выявлении нарушения придется оплатить взыскание, величина которого составляет уже 10000 рублей.

Читайте также:
Как рассчитать норму времени
Ссылка на основную публикацию