Источник происхождения денежных средств у юридического лица

Глава 6. Документы, представляемые для подтверждения источников происхождения собственных средств (имущества) физического лица, их достаточности и для оценки удовлетворительности финансового положения физического лица

Глава 6. Документы, представляемые для подтверждения источников происхождения собственных средств (имущества) физического лица, их достаточности и для оценки удовлетворительности финансового положения физического лица

6.1. Проверка достаточности собственных средств (имущества) физического лица, включая полученные им доходы, и оценка удовлетворительности финансового положения физического лица осуществляются на основании представляемых физическим лицом Сведений и документов, подтверждающих источники происхождения указанных средств (имущества).

6.2. Для подтверждения информации, указанной физическим лицом в Сведениях, в зависимости от заявленных видов доходов (имущества) представляются следующие документы:

справка о доходах физического лица по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, выданная налоговым агентом;

копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц с прилагаемыми к ней подтверждающими документами (далее – налоговая декларация), представленной в установленном порядке в налоговый орган, в случаях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и содержащая отметку налогового органа о ее регистрации с указанием даты представления. Налоговая декларация может быть представлена без отметки налогового органа о ее регистрации в случае представления в составе документов для оценки финансового положения: при направлении налоговой декларации по почте – копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения; при передаче налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи – копии квитанции о приеме налоговой декларации, копии протокола входного контроля налоговой декларации и копии подтверждения отправки (подтверждение специализированного оператора связи) на бумажных носителях. В случаях когда период, за который представляются Сведения о доходах, включает налоговый период, за который физическое лицо в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах представляло налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган, копия этой налоговой декларации должна быть представлена в составе документов для оценки финансового положения (независимо от представления других документов, подтверждающих доходы, полученные физическим лицом). В случае если у физического лица отсутствовала предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанность представления налоговой декларации в налоговый орган, сведения об этом, составленные физическим лицом самостоятельно, представляются в составе документов для оценки финансового положения;

справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом не ранее чем за 90 дней до даты представления документов (даты оплаты акций (долей) кредитной организации – при проверке правомерности оплаты акций (долей);

копии договоров дарения, купли-продажи, найма, на выполнение работ или оказание услуг, других договоров (если источником собственных средств (имущества) физического лица являются доходы (имущество), полученные (полученное) по данным договорам), документов о праве собственности на имущество, документов о произведенных физическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации (личным законом иностранного физического лица) выплатах, подтверждающих указанные физическим лицом в Сведениях доходы (имущество);

копии иных документов, подтверждающих источники происхождения собственных средств (доходов, имущества) физического лица;

копии документов, подтверждающих расходы физического лица, в том числе на приобретение акций (долей) кредитных организаций, которые в соответствии с настоящим Положением уменьшают его доходы;

сведения о полученных физическим лицом за последний завершенный год и в текущем году кредитах (займах), содержащие данные о кредиторах (займодавцах), суммах кредитов (займов), датах получения и сроках кредитов (займов), целях получения и направлениях фактического использования, а также сведения о погашении (возврате) кредитов (займов) с указанием даты и суммы, составленные физическим лицом;

документы, подтверждающие факт совершения сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в том числе оплату (включая дату оплаты) по такой сделке (сделкам), – в случае получения последующего согласия Банка России.

Информация об изменениях:

Пункт 6.3 изменен с 15 августа 2017 г. – Указание Банка России от 27 июня 2017 г. N 4435-У

6.3. Иностранное физическое лицо, которое является учредителем создаваемой путем учреждения кредитной организации или единолично либо в составе группы лиц ходатайствует о получении предварительного согласия или последующего согласия Банка России, в дополнение к документам, указанным в пункте 6.2 настоящего Положения, представляет подтверждение платежеспособности этого лица иностранным банком, имеющим кредитный рейтинг по международной рейтинговой шкале, присвоенный хотя бы одним из иностранных кредитных рейтинговых агентств “Эс энд Пи Глобал Рейтингс” (“S&P Global Ratings”) или “Фитч Рейтингс” (“Fitch Ratings”) на уровне не ниже “ВВ+” либо “Мудис Инвесторс Сервис” (“Moody’s Investors Service”) на уровне не ниже “Ва2” или кредитной организацией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющей кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, не ниже уровня, установленного решением Совета директоров Банка России, присвоенный хотя бы одним из кредитных рейтинговых агентств, определенных таким решением Совета директоров Банка России из числа внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ “О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4348).

6.4. В случае если источником собственных средств (имущества) физического лица являются доходы (имущество), полученные им по договору дарения, то таким физическим лицом наряду с его Сведениями должны представляться Сведения, составленные дарителем в порядке, установленном настоящим Положением.

В случае если физическим лицом доходы (имущество) получены по договору дарения и (или) от выполнения работ (оказания услуг) по иным договорам гражданско-правового характера, заключенным с другими экономическими субъектами (третьими лицами), то представляемые в соответствии с настоящим Положением подтверждающие документы должны:

подтверждать факт полной уплаты физическим лицом налогов, подлежащих уплате с указанных в настоящем пункте доходов, которые отражаются им в главе 2 раздела III Сведений, срок уплаты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (личным законом иностранного физического лица) наступил (истек);

содержать информацию об источниках происхождения денежных средств (имущества) у дарителя и у указанных третьих лиц, а также при невозможности установления источников происхождения денежных средств на основании этой информации – их контрагентов по экономической деятельности (сделкам). Такая информация предоставляется в объеме, достаточном для идентификации физических и (или) юридических лиц, которым денежные средства (имущество) принадлежали до начала движения денежных средств (имущества), полученных по указанным договорам, а также достаточном для установления источников происхождения у таких физических и (или) юридических лиц денежных средств (имущества), полученных на законных основаниях.

В случае если доходы (имущество), полученные физическим лицом по договору дарения, заключенному с лицом, не являющимся членом его семьи, превышают двадцать миллионов рублей, то в дополнение к указанным в настоящем пункте документам представляются документы, подтверждающие факт полной уплаты дарителем налогов с его доходов, являющихся источником происхождения средств (имущества), переданных физическому лицу по договору дарения, в том числе налога, срок уплаты которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (личным законом иностранного физического лица) не наступил (не истек) и обязанность по уплате которого исполнена дарителем досрочно (физическим лицом – резидентом Российской Федерации в соответствии с правом, предоставленным налогоплательщику статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации), либо письменное согласие дарителя на информирование Банком России налогового органа о факте получения дарителем соответствующей суммы дохода.

Если доходы (имущество) получены физическим лицом по договору дарения, заключенному с членом его семьи, то документы, предусмотренные в абзаце пятом настоящего пункта, представляются, в случае если указанные доходы (имущество) превышают пятьдесят миллионов рублей.

6.5. Документы для оценки финансового положения, представляемые иностранным физическим лицом, должны быть составлены на государственном (официальном) языке страны места его нахождения (регистрации), либо на языке, установленном личным законом иностранного физического лица, либо на языке, принятом в деловом обороте, легализованы в порядке, установленном федеральными законами (если иное не предусмотрено международными договорами), с приложением заверенного в установленном порядке перевода указанных документов на русский язык.

Кредитная организация вправе самостоятельно определить в своих внутренних документах требования о необходимости легализации и необходимости нотариального заверения перевода документов, представляемых иностранным физическим лицом, в случаях когда она осуществляет оценку его финансового положения.

6.6. В случае если источником происхождения собственных средств (имущества) физического лица для приобретения акций (долей) кредитной организации и (или) для совершения сделки (сделок), направленной (направленных) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, являются полученные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке доходы от осуществления предпринимательской деятельности, представляются следующие документы:

копия документа, подтверждающая государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

копия налоговой декларации, представленной индивидуальным предпринимателем в налоговый орган в отношении доходов, которые указываются в Сведениях о доходах, содержащей отметку налогового органа о ее регистрации с указанием даты представления. Налоговая декларация может быть представлена без отметки налогового органа о ее регистрации в случае представления в составе документов для оценки финансового положения: при направлении налоговой декларации по почте – копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения; при передаче налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи – копии квитанции о приеме налоговой декларации, копии протокола входного контроля налоговой декларации и копии подтверждения отправки (подтверждение специализированного оператора связи) на бумажных носителях;

справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом не ранее чем за 90 дней до даты представления документов (даты оплаты акций (долей) кредитной организации – при проверке правомерности оплаты акций (долей);

копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (при ее наличии);

копии иных документов, подтверждающих источники происхождения собственных средств (доходов, имущества) индивидуального предпринимателя, указанных в Сведениях;

сведения о расходах индивидуального предпринимателя, указанных в абзаце двенадцатом пункта 5.8 настоящего Положения, подтвержденные документами;

сведения и документы, указанные в абзацах четвертом, шестом-девятом пункта 6.2 настоящего Положения.

Достаточность собственных средств (имущества) индивидуального предпринимателя определяется на основании представляемых им Сведений и указанных в настоящем пункте документов в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.

6.7. Вместе с документами, указанными в пунктах 6.2 и 6.6 настоящего Положения, физическим лицом – резидентом Российской Федерации (в том числе супругом или дарителем – в случае представления документов, подтверждающих происхождение доходов у этих лиц) представляется согласие налогоплательщика (плательщика сбора) налоговому органу на разглашение Банку России сведений, составляющих налоговую тайну.

6.8. Период времени, за который представляются Сведения о доходах физического лица и документы, подтверждающие источники происхождения собственных средств (доходов, имущества) физического лица, определяются им самостоятельно.

В случае представления документов для получения последующего согласия Банка России Сведения о доходах физического лица должны указываться за период, предшествующий дате оплаты по сделке (сделкам), направленной (направленным) на приобретение акций (долей) и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

В целях подтверждения правомерности оплаты акций (долей) кредитной организации Сведения о доходах физического лица должны указываться за период, предшествующий дате оплаты акций (долей) кредитной организации.

6.9. Объем и перечень доходов (имущества) физического лица определяются им самостоятельно. Физическое лицо может не включать в Сведения данные обо всех имеющихся доходах (имуществе). В этом случае физическое лицо самостоятельно определяет перечень доходов (имущества), данные о которых заявляются, с учетом соблюдения требования к достаточности собственных средств (имущества), установленного настоящим Положением.

6.10. Если оплата акций (долей) кредитной организации предполагается имуществом в неденежной форме, то в составе документов для получения предварительного согласия или последующего согласия Банка России наряду с документами, предусмотренными настоящей главой, представляется документ, подтверждающий право собственности физического лица на имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 15 апреля 2016 г. N 3999-У глава 6 дополнена пунктом 6.11

6.11. Если физическим лицом в результате осуществления мены или конвертации требований кредиторов по субординированным инструментам получено более 10 процентов обыкновенных акций (долей) кредитной организации в случаях, предусмотренных частью шестой статьи 25.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, то такое физическое лицо не позднее 90 календарных дней с даты государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, связанных с увеличением ее уставного капитала, представляет в кредитную организацию для оценки его финансового положения Сведения с приложением документов, подтверждающих источники происхождения собственных средств (доходов) физического лица, а также справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданную налоговым органом не ранее чем за 90 дней до даты представления указанных Сведений и документов.

Читайте также:  Проверка наименования юридического лица

В Сведениях, представляемых таким физическим лицом, отражаются Сведения о доходах и информация по главе 3 раздела III Сведений. При этом раздел II, глава 2 раздела III, раздел IV Сведений не заполняются.

Период времени, за который представляются Сведения о доходах и документы, подтверждающие источники происхождения собственных средств (доходов) указанного физического лица, определяется им самостоятельно с учетом того, что данный период должен предшествовать дате фактического получения денежных средств кредитной организацией – заемщиком по субординированному инструменту от физического лица – кредитора или дате совершения сделки по приобретению прав требования по субординированному инструменту новым кредитором – физическим лицом, получившим указанное право от первоначального кредитора или третьего лица при уступке (переуступке). Информация об обязательствах такого физического лица указывается на дату, предшествующую дате представления Сведений.

Документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, представляются кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России) не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления в кредитную организацию.

Финансовое положение физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта, признается удовлетворительным, если размер заявленных им в Сведениях и подтвержденных документами доходов равен сумме его требований по субординированным инструментам, в результате мены или конвертации которых получены акции (доли) кредитной организации, или превышает указанную сумму, а также при отсутствии у такого физического лица задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Если финансовое положение физического лица не соответствует требованиям, установленным абзацем пятым настоящего пункта, территориальное учреждение Банка России (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России) использует эту информацию в целях осуществления текущего надзора за деятельностью кредитной организации.

Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

  • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Также банк проверяет следующие признаки:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
  • поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  • денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

К рискам будут относиться также операции:

  • регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  • снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

Источник происхождения денежных средств у юридического лица

Во второй половине текущего года банки начнут требовать от всех категорий своих клиентов предъявления документов, которые подтверждают «источники доходов» денежных средств и имущества.

Такое право появилось у финансовых учреждений еще летом 2015 года, однако Центробанком было разрешено им дождаться срока истечения амнистии капитала. Исключением стал Сбербанк, т.к. им уже запрашивается документальное подтверждение от своих вкладчиков по время снятия или перевода свыше полутора миллионов рублей, хотя данный банк безоговорочно принимает любые суммы.

До завершения введенной президентом России Владимиром Путиным процедура амнистии капитала — возвращения в нашу страну доходов, полученных сомнительным или преступным путем, – Центробанк и Росфинмониторинг не будут требовать от кредитных организаций проверки источников происхождения денег или имущества у своих клиентов. Соответствующее заявление сделал на днях замглавы департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский в рамках конференции “Банковская система России 2016: практические вопросы надзора и регулирования”.

До того периода, пока процедура амнистии капитала не завершена, вряд ли финансовый мониторинг, финансовая разведка либо Банк России будут настаивать на реализации права банков при определенных обстоятельствах получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств и иного имущества”, – приводит слова Ясинского ТАСС.

Он отметил, что уже совсем скоро банкиров обяжут запрашивать такие документы.

Мы планируем подойти к этой работе во втором полугодии 2016 года”, – отметил специалист.

Вообще срок амнистии вывезенных за границу доходов подходил к концу в конце 2015 года, но российский президент Владимир Путин в минувшем декабре подписал поправки в закон “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках. “, благодаря которому срок прощения капитала был продлен до 30 июня 2016 года.

Банкам в России предоставили право запрашивать у клиентов документы, подтверждающие законность получения денег или имущества, в июне 2015 года, благодаря поправкам в “антиотмывочном” законе № 115. В прошлом декабре финансовый регулятор издал положение № 499-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов. “, уточняющее данные нормы, но никаких конкретных критериев, которыми должны руководствоваться банки при проверке источников денег, в документации не содержится.

“Фонтанка” со ссылкой на источники в Центральном банке пишет, что право кредитных организаций применимо к любой категории клиентов, будь то физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели и т. д., причем банки будут самостоятельно определять случаи, когда будет нужно запрашивать у клиентов данные об источнике денег.

Никаких обязательных к исполнению законодательных критериев (например, сумма операции) не предусмотрено”, – добавили в ЦБ.

Это же касается списка документов, которые являются достаточным основанием для подтверждения законности денег или имущества: их перечень определят банки “в соответствии с собственными правилами внутреннего “противолегализационного” контроля”. В список бумаг с большой долей вероятности попадут договоры купли-продажи квартиры, транспорта, справки из налоговой службы, бумаги из бухгалтерии на работе и тому подобные. Журналисты “Фонтанки” пишут о случаях, когда банки просили у клиентов-юрлиц все без исключения документы, “раскрывающие экономический смысл операций” за весь 2015 год, поэтому перечень документов, в сущности, безграничен.

Читайте также:  Сведения о банковских счетах юридического лица

В тексте ФЗ-115 есть список “операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю” (статья 6). Так, контролю подлежат операции на сумму более 600 тысяч рублей или эквивалентно сумме в инвалюте. Их можно разделить на операции с наличными — снятие-зачисление на счет юрлица, обмен валюты, покупка ценных бумаг физлицом, внесение денег в уставный капитал фирмы. Кроме того, в перечень попали операции, в которых одной из сторон является гражданин или житель стран, в которых не противодействуют легализации доходов (Иран и Корея), “операции по открытию вкладов на третьих лиц, переводы за границу на имя анонимного владельца, отдельные операции с движимым имуществом (драгметаллы, камни), с недвижимостью на сумму более 3 млн”, и некоторые другие.

По информации журналистов, в случае открытия вклада размером 10 млн рублей в Сбербанке пока не требуется ничего, кроме паспорта, однако огромные трудности ждут клиента, если он захочет эти деньги снять или перевести в другой банк.

При переводе или снятии денежных средств суммой более 1,5 млн необходимо будет подтвердить источник дохода. Только по паспорту можно снять до 1,5 млн в любом офисе банка, а сумму, превышающую 1,5 млн, или всю сумму — только в том отделении, где открывался вклад и со всеми документами, подтверждающими доход”, — цитирует издание сотрудницу Сбербанка.

Напомним, что Сбербанк начал пользоваться таким правом практически сразу после его получения, и первые жалобы на этот счет появились в августе 2015 года.

Каково было мое удивление, на сегодняшнее заявление, что в выдаче моих денег [по ранее открытому вкладу] мне отказано. якобы по какому то федеральному закону я должен подтвердить происхождение денег. Причем, на мой вопрос, что если я эти деньги накопил, они сказали что я должен им предоставить справку 2-НДФЛ с места работы. А они будут решать, смог ли я накопить эти деньги или нет и выдавать ли мне их или нет”, — писал один из клиентов Сбербанка в отзывах на сайте “Банки.ру”.

Представители Альфа-банка рассказали журналистам, что сейчас ни при открытии вклада, ни при его снятии финансовая организация не будет интересоваться происхождением денег.

В ВТБ24 тоже не запрашивает у клиентов каких-либо документов на этот счет. По словам представителя банка по СЗФО Ивана Макарова, речь идет о клиентах, желающих открыть вклад на любую сумму – хоть на 100 тысяч рублей, хоть на 10 млн.

Единственное ограничение, которое существует и опять-таки касается операций на любую сумму, распространяется лишь на клиентов, по счетам которых проходили сомнительные, с точки зрения банка, операции. В этом случае, если клиент не может предоставить банку документы, раскрывающие экономический смысл указанных операций, банк вправе отказать в проведении любой операции, в том числе открытия банковского депозита”, — пояснил Макаров.

В одном из банков, входящих в топ-10, рассказали, что готовы воспользоваться соответствующим правом сразу, как того потребует Центробанк. Но пока в кредитной организации не имеют четкого представления обо всей процедуре. Вероятно, ближе к лету 2016 года регулятор выпустит уточняющий документ на этот счет.

Банки придумали новую причину для блокировки счетов

Банки стали усиленно проверять вклады россиян и движение денежных средств по вкладам, пишет газета «Известия» со ссылкой на нескольких клиентов разных банков.

Те рассказали изданию, что

кредитные организации стали требовать от них информацию о происхождении денег для открытия вклада, а также информацию о том, на что были потрачены денежные средства, снятые со счета. Некоторые банки запрашивают также выписки со счета от предыдущей кредитной организации, если деньги переводятся из банка в другой банк, а также письменное пояснение по дальнейшему использованию средств, если они были сняты со счета.

В Сбербанке уточнили, что при выявлении необычных операций банк обращается к клиенту за пояснениями об источнике происхождения средств в соответствии с законодательством. «Документами, подтверждающими источник происхождения средств, могут являться, например, договоры об оказании услуг, дарения, иные документы в зависимости от конкретной ситуации», — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе Сбербанка.

Подобные требования прописаны в «антиотмывочном» законе №115. По закону банк должен проверять все операции от 600 тыс. рублей, а перечень документов, который требуется для разблокировки счета, может быть индивидуальным для каждого случая.

К сожалению, блокировки счетов в рамках «антиотмывочного» закона действительно имеют место, констатирует аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. Чаще всего блокируются деньги предпринимателей, но под угрозой находятся также физические лица, осуществившие продажу недвижимости или автомобиля, что и связывают с злоупотреблениями. Банкам были предоставлены довольно широкие полномочия по предотвращению сомнительных операций, и при этом за неверные решения банки серьезной ответственности не несут, констатирует аналитик.

банк имеет право проверять клиентов, если у него появились сомнения в легальности их операций, причем как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам.

Банк при этом проявляет бдительность не только в рамках «антиотмывочного» закона, но и в целях безопасности самого клиента, если есть подозрение, что его счетом могут воспользоваться мошенники.

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (115-ФЗ) был принят в 2001 году, однако активно заработал, начиная с 2012 года, напоминает юрист практики имущественных и обязательственных отношений юридической службы «Амулекс» Марина Филиппова.

Закон дает право банкам не только блокировать «подозрительные» операции по счетам и вкладам, но и «принимать обоснованные и доступные меры по определению источников происхождения денежных средств (иного имущества)». Блокировка счетов – это не российское изобретение, а международная практика, набирающая обороты, напоминает юрист.

В соответствии с требованиями Росфинмониторинга, банк обязан проверять операции на сумму более 600 тыс. рублей, но по собственным соображениям может заинтересоваться и более мелкими операциями.

Банки отказывают клиентам в проведении операций, руководствуясь 115 ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Изначально цель закона состояла в блокировке счетов компаний, чьи операции были связаны с финансированием терроризма. Однако впоследствии, когда регулятор стал жестко наказывать за несоблюдение норм закона, банки, испугавшись возможных санкций со стороны ЦБ, стали на всякий случай блокировать любые операции, которые им показались «нестандартными».

Когда банк приостанавливает совершение операции как подозрительное, то он может задать клиенту ряд вопросов и запросить дополнительный перечень документов, которые он должен предоставить в определенный срок. Если же клиент не может или не хочет отвечать на запросы банка, то кредитная организация может сообщить в ЦБ о включении клиента в черный список.

«Отмыться» потом можно, однако это потребует от клиента немного больше телодвижений, чем ответы на прямые вопросы банка.

Несогласный клиент может обратиться в межведомственную комиссию ЦБ РФ, куда приносит те же документы, которые должен предоставить банку. Межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление и принять по нему решение в срок не более 20 рабочих дней с даты обращения клиента. При этом она запрашивает у банка мотивированное обоснование отказа в совершении операции.

Далее комиссия принимает решение: реабилитировать ли клиента, либо согласиться с позицией банка. В первом случае банк снимает «санкции» с клиента в течение суток с момента решения комиссии и уже не может ему отказать в проведении заявленной операции. Во втором случае — информация остается в черном списке.

Банк России обновляет список неблагонадежных клиентов и регулярно рассылает его в банки. И это довольно опасно и чревато последствиями для клиента. Например, в апреле этого года произошла утечка и данные о 120 тысяч клиентов банков из этого черного списка были опубликованы в сети.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты тогда отмечали, что у фигурантов этого списка могут возникнуть проблемы даже при устройстве на работу.

Между тем уже даже Минфин заметил, что банки стали слишком часто блокировать клиентов. В апреле ведомство предложило поправки в закон о противодействии отмыванию доходов, призванные решить проблему попадания в черные списки добросовестных клиентов банков.

«Законопроект предусматривает совершенствование механизмов принятия решений об отказе от заключения договоров банковского счета (вклада), о расторжении договоров банковского счета (вклада) и об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами и иным имуществом», — говорилось в пояснительной записке к документу.

В министерстве предлагают блокировать счета клиентов только при одновременном наличии двух оснований: во-первых, подозрения в незаконности операций клиента должны возникнуть несколько раз в течение года, во-вторых, у банка должны иметься не только подозрения, но и некие конкретные данные о том, что транзакции клиента носят незаконный характер.

Проверка комплаенс: чем источник вашего богатства отличается от источника происхождения средств?

Действительно почему? Ведь казалось бы, что богатство и средства — это одно и то же. Но это далеко не так. Особенно, если говорить об их источниках.

Некоторые сотрудники по противодействию отмыванию денег, не говоря уже об их ​​клиентах, часто смешивают понятия источника происхождения богатства и источника средств. Два типичных вопроса, которые задают состоятельным людям или их представителям при создании зарубежной компании или открытии иностранного банковского счета:

  1. Что являлось источником вашего богатства?
  2. Назовите, пожалуйста, источники происхождения ваших средств.

Нужно понимать, что хотя один из них (источник богатства) часто ведет к другому (источнику средств), эти два понятия отнюдь не одно и то же. И вот почему.

Вопрос об источнике богатства относится к происхождению всего совокупного капитала или доступных активов, накопленных клиентом. Типичными ответами на первый вопрос могут быть: наследование, занятость, инвестиционная собственность на бизнес или комбинация некоторых из них. Информация, которую клиент должен предоставить, должна указывать на объем богатства и давать четкое представление о том, каким образом, как и от кого или какого процесса оно было получено.

В современных реалиях уже недостаточно просто сказать: «богатство было получено за счет инвестиций». Необходимо предоставить разумное объяснение того, какими типами инвестиций оно было получено, в течение, какого периода времени и насколько успешно инвестировал клиент. Специалист по борьбе с отмыванием денег (далее — специалист БОД) должен видеть полную и ясную картину того, как этот конкретный человек стал богатым, а не получать фрагментированные изображения: у меня был бизнес, у меня была работа с высокой зарплатой и т.п.

Определение источника богатства должно быть аналогично собеседованию, в котором специалисту БОД любопытно и он просит дать более понятные детали. Он любопытен и поэтому задает вопросы «как», «когда», «где», «сколько» и «что дальше». Конечно, это сопряжено с некоторыми трудностями, поскольку не все клиенты хотят подробно рассказать о своем прошлом или просто не имеют на это времени. Может также быть, что клиент не понимает важность раскрытия всей подобной информации.

В этом случае, роль сотрудника БОД, сталкивающегося с подобными клиентами, заключается в том, чтобы объяснить жизненно важную роль этой информации для здоровых будущих отношений между ним и банком или регистрирующим органом.

Задача сотрудника по борьбе с отмыванием денег или посредника, связанного с клиентом, состоит в том, чтобы убедить занятого бизнесмена или предпринимателя в том, что данные вопросы помогают создать своего рода краткую биографию, касающуюся предпринимательской активности и опыта клиента. Как для банка, так и для регистрирующего органа это очень важно. Конечно, это требует времени и некоторых усилий, но это нужно сделать один раз. И это то, что дает дополнительную уверенность команде БОД в будущем, если будут принято положительное решение относительно этого клиента.

Кроме того, здесь нет необходимости уходить в крайности, т.е. предоставлять все тонкости бизнеса или торговых процессов. Необходимо просто и кратко объяснить каким образом было заработаны ваше состояние.

Второй же вопрос, об источнике происхождения средств, относится к происхождению конкретных денежных сумм или других активов, которые являются предметом деловых отношений между регистрирующей фирмой и клиентом, либо операций, которые данная компания или банк должны совершать от имени и по поручению клиента.

Например, если клиент создает новую компанию, то ответственная фирма должна понимать, откуда поступит уставный капитал. Если же речь идет об открытии счета в зарубежном банке, то какие средства будут поступать в течение отчетного периода времени, и на что они будут расходоваться клиентом.

Времена, когда это была частная информация, давно канули в лету. В десятых года 21-го века необходимо быть максимально прозрачным и законным для служб комплаенс банков, регистрирующих и фискальных органов. Это намного эффективнее, чем исключать возможности по работе в тех или иных странах через зарубежные финансовые и юридические инструменты.

Читайте также:  В каком случае брак порождает юридические: последствия

Варианты ответа на второй вопрос могут быть разными. Например, средства на оплату уставного капитала или обеспечивающий депозит, могут поступить непосредственно от акционера или владельца счета, который имеет счета в стране, где у него велась основная деятельность до этого времени.

Или, средства могут быть переведены из другой компании в качестве займа или предварительной оплаты за будущие товары или услуги. Опять же, здесь следует понимать, что будет проведено расследование, а вам могут задать старые вопросы: «как», «когда», «где» и «сколько» будет получено вами средств.

Естественно, простого сбора информации об источниках происхождения богатства и средств будет недостаточно. В своих объяснениях клиент может быть предельно ясен, и все может выглядеть очень реалистично, но специалист БОД должен всегда сомневаться, пока у него не будет достаточных доказательств того, что ему была представлена действительно правдивая информация.

Поэтому следующим этапом работы с новыми клиентами будет являться проверка полученной информации. В настоящее время, профессионалы БОД имеют широкий спектр инструментов для того, чтобы получить доказательства полученной информации.

Например, поиск в открытых источниках (Google, Википедия) информации о коммерческих регистрах, кредитных реестрах и поисковых платформ KYC — знай своего клиента. Могут быть запрошены выписки по счетам клиента, открытым в других банках, налоговые декларации или информация об инвестиционном портфеле.

Конечно, глубина проверки будет зависеть от типа бизнеса, уровня риска для проверяющей стороны, а также от самой личности клиента.

Например, если клиент является лицом, оказывающим заметное политическое влияние в той или иной стране или даже на международном уровне (персоны PEP), то процесс проверки может быть очень глубоким. Каждый клиент должен рассматриваться в определённом контексте. Роль БОД-специалиста будет заключаться в анализе всего спектра полученной информации, которая будет применена к ситуации, связанной с регистрацией компании или открытием иностранного банковского счета.

И последнее, но не менее важное: правильное ведение и хранение записей является необходимым. Поэтому все подписи клиента будут получены, когда он декларирует свои источники происхождения богатства и средств. Предоставленные документы будут надлежащим образом заверены, вся собранная информация документирована и тщательно записана. Поэтому не имеет смысла давать какие-либо ложные или слабо доказуемые сведения об источниках происхождения как своего состояния, так и конкретных средств.

И нет ничего страшного в том, что в нашем современном мире все новые деловые отношения с клиентом будут начинаться с дружеского, но твердого вопроса: “мы не хотим показаться любопытными, но каковы источники происхождения вашего состояния?”. Данный вопрос позволит избежать многих потенциальных угроз в будущем, как для ваших потенциальных партнеров, так и для вас лично.

Соответственно, обеспеченным людям нужно четко осознавать важность ответов на выше поставленные вопросы. Необходимо не просто готовиться к ответам и правильно их формулировать, но и быть готовым документированно подтвердить их правдивость. Поэтому очень важно хранить такие финансовые документы, как:

  • налоговые декларации (желательно за все периоды),
  • подробные выписки с банковских счетов,
  • договора купли-продажи недвижимости, имущества, ценных бумаг,
  • сертификаты на владение недвижимостью и прочими активами,
  • любая информация, подтверждающая источники происхождения ваших средств и вашего богатства.

Доброжелательность и готовность представить все подтверждающие документы позволит вам всегда быть на высоте, вне подозрений специалистов БОД и достигать своих целей по защите, сохранению и приумножению капитала.

Группа компаний Offshore Pro Group с 2005 года занимается оптимизацией и масштабированием международного бизнеса. Мы в курсе всех последних изменений в области корпоративного и банковского права большинства стран мира.

Напишите нам короткий запрос на консультацию и отправьте на наш email: info@offshore-pro.info, или свяжитесь с нашими специалистами любым удобным вам способом, указанным на этой странице.

Мы поможем подготовить ваши ответы службе комплаенс или регистрирующему органу, проверим подтверждающие документы и оценим перспективы открытия бизнеса и иностранного счета в той или иной стране мира.

За чистую монету: как банки будут проверять происхождение денег клиентов

С июня 2016 года банки будут запрашивать у клиентов документы, подтверждающие источник происхождения денег. При подозрениях в “отмывательстве” кредитные организации смогут отказать в обслуживании и даже заблокировать счет. Эксперты считают, что новшество скорее создаст помехи добропорядочным клиентам, и дают советы, как доказать банку законность своих доходов.

Подозрительный клиент

Правом требовать отчет о законности получения денег банки наделили еще летом 2015 года с поправками в “антиотмывочный” закон № 115. Следом, в декабре, Центробанк издал положение № 499-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов. “, конкретизирующее эти нормы. Они могут применяться к любой категории клиентов (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели), напоминает “Фонтанка.ru”. Такая практика уже используется Сбербанком при снятии или переводе более 1,5 млн рублей. Регулятор пока не принуждает остальные банки к аналогичным действиям, однако вопрос может актуализироваться во второй половине текущего года.

“Пока процедура амнистии капитала не завершена, вряд ли финансовый мониторинг, финансовая разведка либо Банк России будут настаивать на реализации права банков при определенных обстоятельствах получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств”, – цитирует ТАСС замглавы департамента финмониторинга и валютного контроля ЦБ Ильи Ясинского, выступавшего 25 марта на конференции “Банковская система России 2016”. По его словам, Центробанк планирует активизировать эту работу уже с июня 2016 года – даты окончания начатой президентом кампании по амнистии возвращенного в РФ капитала, выведенного ранее за пределы страны.

Причем банки, желающие сохранить лицензии, должны руководствоваться новым алгоритмом работы. У 34 кредитных организаций из 93, лишившихся лицензии в 2015 году, право на работу было отозвано из-за ненадлежащего контроля за отмыванием доходов, приводит статистику ЦБ портал Banki.ru. Отзыв лицензии – наиболее радикальный метод работы с провинившимися банками, среди щадящих мер – введение ограничений на проведение операций и лимитов по суммам для банка или же исключение из системы страхования вкладов. ЦБ информирует банки о клиентах, которые уличены в сомнительных операциях, отмечает Ясинский. И банки вправе уже даже при наличии подозрений “в отмывательстве” отказать клиентам в открытии счета, проведении операций, а также расторгнуть договор на обслуживание.

Зеленый свет самоуправству

Однако никакие конкретные критерии (например, сумма операции), которыми банкам следует руководствоваться при проверке источника клиентских денег, ни в законе, ни в положении ЦБ не прописаны. То есть они могут сами определять перечень случаев запроса отчетности. В статье 6 ФЗ-115, впрочем, указан список “операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю”. В их числе операции на сумму более 600 000 рублей, которые поделены на три группы. Это, в частности, операции с наличными – снятие-зачисление на счет юрлица, обмен валюты, покупка физлицом ценных бумаг, пополнение уставного капитала фирмы. Операции, одной из сторон которых выступает гражданин или житель стран, где не противодействуют легализации дохода (Иран и Корея), а также операции по открытию вкладов на третьих лиц, переводы за границу анонимному владельцу, операции с драгметаллами и недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей.

Аналогичная неопределенность и по списку документов, которые станут достаточным основанием для подтверждения законности дохода, – их список банки также будут определять согласно правилам внутреннего “противолегализационного” контроля. В перечень таких бумаг, вероятно, попадут договоры купли-продажи квартиры, автомобиля, справки из ФНС, бухгалтерские документы с места работы. “Информационное письмо от ЦБ прояснило бы ситуацию, – отмечает юрист юридической компании “Хренов и партнеры” Александр Костин. – Однако его разработка осложняется тем, что методы отмывания денег постоянно совершенствуются, и установление закрытого перечня документов неизбежно приведет к тому, что в ряде случаев он не позволит пресечь операцию, направленную на легализацию средств”.

Очередные “ценные указания” Центробанка дали дополнительные полномочия банкам, которые уже начали (например “Ситибанк”) их использовать так, как им заблагорассудится, подчеркивает директор по инвестициям компании AGT Invest Дмитрий Нужденов. “Считаю, что прокуратуре, антимонопольной службе, “Народному фронту” и прочим государственным и общественным организациям нужно срочно дать правовую оценку действиям ЦБ и отменить поступившие банкам указания, – убежден эксперт. – Для контроля доходов уже существует Налоговая инспекция с соответствующим набором полномочий. Я не думаю, что у нас в России террористов и “отмывающих деньги” такое количество, что необходимо трясти все население России”. “Отчего подобные инициативы рождаются в недрах ЦБ? – рассуждает Нужденов. – Не потому ли, что чиновников Центробанка 35 200 человек – больше всех в мире? (В Китае, кстати, чуть больше 2000 человек). Может, им просто надо чем-то заниматься, чтобы оправдывать свое существование и зарплаты?”.

Потерять клиента – непозволительная роскошь

“Излишнее самоуправство” вряд ли случится, придерживается противоположной позиции юрист компании “Деловой фарватер” Павел Ивченков: разве что в банках с госучастием могут появиться строгие критерии. Но и эти банки являются в первую очередь коммерческими организациями, и главная их цель – получение доходов, а не контроль за происхождением денег у клиентов, подчеркивает эксперт. “Ссылка на внутренние правила конкретного банка позволяет разработать довольно широкий перечень приемлемых для подтверждения документов, которые позволят законопослушным гражданам быстро разрешить сложности при операциях, – убежден Ивченков. – Компаниям достаточно будет предъявить платежные поручения, приходные ордера на внесение вкладов учредителями. А вот физлица могут и не иметь никаких документов: нередко солидные суммы занимают или дарят безо всяких бумаг – при близких отношениях”. Однако потерять клиента – непозволительная роскошь для банков, поэтому они, скорее всего, будут формально исполнять требования ЦБ и Финмониторинга – приложат справку о доходах или копию расписки в получении займа от другого физлица.

По ст. 858 ГК РФ существует только два основания для блокирования банковского счета, добавляет Ивченков: наложение ареста (по судебному решению или по постановлению следователя либо судебного пристава) или приостановление операций, на что должны быть законные основания. В частности, подозрения, что операция связана с отмыванием средств, – тогда банк может приостановить операции не более чем на пять рабочих дней. Если же счет заблокирован по постановлению Росфинмониторинга, то срок блокировки может быть до 30 суток, но по его истечении средства должны быть выданы владельцу счета. Поэтому надо получить объяснения от банка и, возможно, представить какие-то документы по его запросу – и проблема будет решена. “Однако нужно учитывать, что положение о блокировании счета и/или приостановлении финоперации de facto включено в правила проведения операций по счетам большинства банков (апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.11.2015 по делу N 33-15903/2015), напоминает юрист “Хренов и партнеры” Александр Костин. Возникновения подобных ситуаций можно избежать, если заранее предупредить банк о готовящейся сделке или серии сделок.

Удар по скорости и стоимости обслуживания

Новые методы скорее создадут помехи добропорядочным участникам оборота, нежели затруднят деятельность по отмыванию денег, убежден партнер коллегии адвокатов “Делькредере” Максим Степанчук. “Что будет, если клиент откажется предоставлять документы банку? В силу ст. 845 ГК РФ банк обязан выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче средств. В силу ст. 859 ГК РФ клиент может расторгнуть договор банковского счета в любое время, банк при этом должен выдать деньги клиенту в течение 7 дней”, – поясняет адвокат. Таким образом, банк обязан выдать деньги и без предоставления клиентом каких-либо подтверждающих документов. Отказ может быть оспорен в суде с применением соответствующих финансовых санкций к банку, незаконно удерживающему средства.

“Для всех клиентов банков это новшество, в первую очередь, качественно скажется на скорости и стоимости обслуживания, считает Татьяна Гурьева, старший консультант департамента международного налогового планирования юрфирмы “Клифф”. – Нам уже известен случай, когда в начале этого года ЦБ потребовал раскрыть источник происхождения средств, внесенных учредителем российского банка в качестве докапитализации собственных средств кредитной организации”. При этом подтверждение законности происхождения средств – уже давно обязательное условие открытия зарубежного счета в кредитных учреждениях США и большинства европейских стран. Россия является членом ФАТФ, и рано или поздно вопрос проверки источника дохода должен был быть вменен российским банкам, хотя на данный момент это, безусловно, может быть воспринято как революционное нововведение.

“Источник дохода, вероятно, будет проверяться только при работе с крупными суммами, поступающими в банк наличными или из-за рубежа, – полагает Гурьева. – При поступлении запроса от банка мы настоятельно рекомендуем его не игнорировать и не пытаться голословно убедить его в том, что средства были накоплены в течение всей жизни бенефициара. В качестве обоснования происхождения средств банк может принять в том числе следующие документы: справка НДФЛ-2, налоговая декларация по форме НДФЛ-3, решение о выплате дивидендов, договор купли-продажи недвижимости, ценных бумаг. Также подтверждением законности денежных средств могут служить договор займа и договор дарения”.

Ссылка на основную публикацию