Возникновение реорганизация и ликвидация юридического лица

Возникновение, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Понятие юридического лица.

Лекция № 5. Юридические лица и публично-правовые образования

В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении ее внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. За­крепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

Признакимущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества государственных или муниципальных образований. При этом юридическое лицо должно иметь не просто обособленное имущество, а обладать им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения либо оперативного управления. При­знание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капита­ла (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государствен­ных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица – следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК РФ). Прежде всего, следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридичес­кого лица или собственник его имущества не отвечают по обязательст­вам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отве­чает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. также ч. 2 п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 82, п. 1 ст. 95, п. 2 ст. 105, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 121 ГК РФ и др.).

Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Далее, юридические лица отвечают всем принадле­жащим им имуществом, т.е. как основными, так и оборотными сред­ствами. Исключение составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Возможностьсамостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных зако­ном случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвида­ции. Правоспособность юридического лица может быть общей (как у граждан) и специальной (ст. 49 ГК РФ).

Коммерческие организации, за исключением унитарных пред­приятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не со­держится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учреди­тельных документах, и нести связанные с этой деятельностью обя­занности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособнос­тью наделены также некоторые коммерческие организации: госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предус­мотрена специальная правоспособность (банки, страховые органи­зации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной пра­воспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособ­ность путем соответствующего указания в учредительных докумен­тах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотрен­ных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участни­ков, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участ­никам (ст. 72 ГК РФ). Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или opган местного самоуправления.

Место нахождения юридического лица определяется местом eго государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следует исходить из того, что “местом нахождения юридического лиц является место нахождения его органов”.

Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юридическими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выполняет производственные или иные основные функции юридически лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).

Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями – гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.

Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридичес­кое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистра­ции по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В нормативно-явочном по­рядке создаются: хозяйственные общества и товарищества, общест­венные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), ре­лигиозные объединения, средства массовой информации и др.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме “дачи согласия” на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций – союзы и ассоциации.

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) – ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизу­емого юридического лица продолжается другими лицами. Реоргани­зация осуществляется по решению: учредителей (участников), орга­на юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами, компетентного государственного органа (например, фе­дерального антимонопольного комитета) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации:слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно),присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому),разделение(юридическое лицо делится на два и более юридических лиц),выде­ление (из состава юридического лица выделяются одно или несколь­ко юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого про­изошло выделение, продолжает существовать),преобразование (из­менение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присо­единении юридического лица к другому юридическому лицу к пос­леднему переходят права и обязанности присоединенного юриди­ческого лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическо­му лицу переходят права и обязанности реорганизованного юриди­ческого лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в со­ответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В этих случаях правопреемство осущест­вляется в соответствии с разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (в слу­чае присоединения – с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Ликвидация представляет собой прекращение юридической лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по реше­нию учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобыих право на такое обращение было предусмотрено законом.

Закон предусматриваетдобровольныйипринудительныйпорядокликвидации юридических лиц.

В первом случаеликвидация начинается с того, что учредители (участники) юриди­ческого лица или орган, принявший соответствующее решение, не­замедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистра­цию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юри­дического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридичес­кого лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осу­ществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования креди­торов считаются погашенными. Погашенными считаются также тре­бования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество юридического лица передается его учредителям (участни­кам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учреди­тельными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Во втором случае ликвидация производится в соответствии с ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” 1998 года.

Ликвидация завершается записью об этом в едином государствен­ном реестре юридических лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 8. Возникновение и прекращение юридических лиц. Виды прекращения (ликвидация и реорганизация)

1. Возникновение юридических лиц –это создание юридического лица и его государственная регистрация.Эта процедурасостоит из двух стадий:

– непосредственного создания юридического лица (в узком смысле слова);

– его государственной регистрации, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Существует три основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Требуется лишь инициатива учредителей, их «явка». Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме.

Читайте также:  Правоспособность и дееспособность юридического лица

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

2. Прекращение юридических лиц.Основания прекращения юридических лиц:

– добровольное,то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных случаях с разрешения компетентного государственного орга­на);

а)по решению учредителей (участников) юридического лица;

б) по решению компетентного государственного органа;

в) по решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

реорганизация– относительное прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

– ликвидация– абсолютное (полное) прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Отличительной особенностью ликвидации является создание специального образования – ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), которое действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которому переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

4. Виды ликвидации юридического лица:

– с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

– с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

– с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц:

слияние- возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

– присоединение- вливание одного юридического лица в другое;

разделение- возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

выделение- выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого,

преобразование- изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица

6. Гарантии прав кредиторов припрекращении юридического лица. Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Такими гарантиями являются:

– обязательное письменное уведомление кредиторов субъектом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, или ликвидационной комиссией, о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения;

– право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

– солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Расчеты с кредиторами юридического лица при его ликвидации – производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очере­ди привилегированных кредиторов,требования которых удовлет­воряются преимущественно перед другими кредиторами. Имеет­ся также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинают­ся лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточно­го ликвидационного баланса. При этом требования каждой по­следующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого иму­щества требования последующих очередей могут остаться неудов­летворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распреде­ляется пропорционально суммам их требований.

В первую очередьвключены требования граждан к ликвиди­руемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненно­го жизни или здоровью, а во вторую очередь— требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередьудовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередьудовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т. п.). Все остальные требования относятсяк пятой очереди.

Если при принятии решения о ликвидации юридического лица или утвержде­нии промежуточного баланса обнаружится недостаточность стоимости его иму­щества для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация должна про­водиться в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь подлежат удовлетворению любые требова­ния граждан, являющихся их кредиторами (в том числе и требования их вкладчи­ков) (ст. 64 ГК).

После завер­шения всех расчетов с кредиторами ликвидком составляет окон­чательный ликвидационный баланс,который утверждается лица­ми или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юри­дического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законода­тельством и их учредительными документами. Ликвидация счита­ется завершенной, а юридическое лицо — прекратившим сущес­твование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Тема 9. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) как субъекты гражданских правоотношений

1. Статус публично-правовых образований в гражданском обороте. Государство как субъект гражданских правоотношений имеет те же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами (ст. 1 ГК), несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

Государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права.

Характеризуя правосубъектность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Однако считать эту группу субъектов гражданского права юридическими лицами нельзя. Особенности их участия в гражданском обороте:

• они не используют свои публично-властные полномочия,

• к отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юри­дическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов,

• от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица;

• указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-право­вых отношениях, как изъятие в доход Российской Федерации всего по­лученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;

• по своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъято­го из оборота;

• указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязатель­ствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом,

• по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;

• они несут ответственность за незаконные действия их органов и долж­ностных лиц.

2. Казна. В имуществе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выделяют казну,то есть имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями и учреждениями.

3. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях осуществляется через их органы власти (ст. 125 ГК). При этом не требуется специального уполномочия. Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований.

4. Сфера участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется их специальной гражданской правоспособностью. Допускающей возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

5. Ответственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам.Закон устанавливает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение содержится в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это право не распространяется на случаи, когда Российской Федерации приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Аналогично на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении этих учреждений денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица представляет собой особую процедуру, в ходе которой происходит прекращение и (или) создание юридического лица (лиц), сопровождающаяся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства к другому одному или нескольким юридическим лицам (правопреемнику).

Правопреемство при реорганизации является универсальным, так как вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации.

Согласно гражданскому законодательству реорганизацию юридического лица осуществляется в следующих формах:

  • слияние,
  • присоединение,
  • разделение,
  • выделение,
  • преобразование.

Слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

Присоединение — прекращение одного или нескольких хозяйственных обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Разделение — прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Выделение — создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Преобразование — изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:

  • уведомление регистрирующего органа о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;
  • публикация реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
  • письменное уведомление всех известных кредиторов.

Кредиторы вправе требовать от реорганизуемого юридического лица досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Юридическое лицо по общему правилу считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. В случае реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Передаточный акт

Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа — передаточного акта (ст. 59 ГК).

При реорганизации юридических лиц в формах слияния или присоединения передаточный акт не требуется. Такое регулирование обусловлено универсальным правопреемством при реорганизации в этих формах

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации в форме выделения или разделения, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц.

Непредставление передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Читайте также:  Проверка массовости юридического адреса

Содержание передаточного акта определяется на основании:

  • бухгалтерской отчетности, определяющей состав имущества и обязательств;
  • актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств;
  • первичных учетных документов по материальным ценностям;
  • расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов, а также о расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами (Приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н).

Виды реорганизации юридического лица

По общему правилу реорганизация юридического лица является добровольной и осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принудительная реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Последствием такого признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения о реорганизации.

Согласно ст. 60.2 ГК РФ по требованию участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по этому вопросу, суд может признать реорганизацию несостоявшейся.

Следовательно, данное правило относится только к корпорациям — хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, общественным организациям, ассоциациям и союзам и др. (ст. 65.1 ГК РФ).

Суд вправе признать реорганизацию корпорации несостоявшейся, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации юридического лица, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения юридического лица, который не сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть произведена как в добровольном, так и принудительном порядке.

Ликвидация в добровольном порядке производится по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Основаниями для добровольной ликвидации могут быть истечение срока, на который создано юридическое лицо и достижение целей, ради которых оно было создано.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Перечень оснований для принудительной ликвидации приведен в п. 3 ст. 61 ГК, однако не является исчерпывающим.

Иные основания для могут устанавливаться нормами ГК РФ и специальных законов.

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, создают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Если решение о ликвидации юридического лица принимается судом, то суд также решает вопрос о назначении лица, на которое могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Органы юридического лица (общее собрание, совет директоров, директор и т.п.) после назначения ликвидационной комиссии не вправе осуществлять управленческие функции, в том числе и функции по распоряжению имуществом юридического лица.

Основной задачей ликвидационной комиссии является удовлетворение требований кредиторов юридического лица в очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 64 ГК РФ).

Процедура ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 63 ГК РФ):

1) размещение в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Срок по заявлению указанных требований не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению известных кредиторов, письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица. Также комиссии предоставлено полномочие на получение дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, в том числе в судебном порядке;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица либо его органом, принявшим решение о ликвидации. Содержанием ликвидационного баланса являются сведения об активах и пассивах ликвидируемого юридического лица (абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК);

3) продажа имущества ликвидируемого юридического лица при недостаточности для удовлетворения требований кредиторов имеющихся в активе денежных средств. По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже с публичных торгов;

4) расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК, и в соответствии с утвержденным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

При этом никакие другие способы отчуждения имущества (например, прекращение обязательств предоставлением взамен исполнения отступного, новация обязательств, вклады в совместную деятельность и т.п.) в соответствии с действующим законодательством недопустимы.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Окраина

Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица

Деятельность юридического лица невозможна без его создания. Именно создание юридического лица означает наступление определенных юридических последствий для данных субъектов гражданских правоотношений. Наступление последствий вызывается также реорганизация юридического лица.

Создание юридического лица

Юридические лица создаются по воле их учредителей (одного или нескольких), однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Способы создания юридических лиц:

  • Явочно-нормативный способ – учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации юридического лица при отсутствии каких-либо нарушений.
  • Разрешительный способ – учредители должны получить предварительное разрешение от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с моменты государственной регистрации. С этой же даты возникает правоспособность и дееспособность юридического лица.

Необходимо также установление контроля за регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы и иные данные государственного реестра.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация – одна из форм прекращения юридического лица (присоединение)

Реорганизация – одна из форм возникновения юридического лица (выделение)

Реорганизация – одна из форм прекращения и возникновения юридического лица (слияние, разделение, преобразование)

Формы реорганизации

  • Слияние нескольких юридических лиц
  • Присоединение юридического лица к другому
  • Разделение юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц
  • Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц
  • Преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую

Виды реорганизации

  • Добровольная – осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица с согласия государственных органов
  • Принудительная – осуществляется по решению суда, например, при монополии

Реорганизация оформляется с помощью передаточного акта. Он должен содержать положения о всех вопросах правопреемства.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица – способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального правопреемства в его правах и обязанностях (возможно лишь частичное правопреемство – отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам)

Виды ликвидации юридического лица

Существует 2 процедуры ликвидации:

  • Добровольная – осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица.
  • Принудительная – происходит в соответствии с судебным решением.

Добровольная ликвидация юридического лица

  1. Учредители или орган должны сообщить о своем решении о ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Учредители или орган для ликвидации юридического лица назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
  2. Главной задачей ликвидационной комиссии является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Для этого она публикует извещение о ликвидации юридического лица, а также порядок и сроки предъявления требований его кредиторами, а также письменно уведомляет всех кредиторов об ликвидации. Далее после окончания срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс (в нем отражаются сведения о составе имущества юридического лица, перечне заявленных требований кредиторов и результатов их рассмотрения)
  3. Если у юридического лица недостаточно промежуточного баланса для удовлетворения требований кредиторов, то с публичных торгов продается имущество юр. лица. При недостатке этого имущества в некоторых случаях иск об удовлетворении оставшихся требований может быть предъявлен к лицам, несущим субсидиарную ответственность по долгам юридического лица. Если обнаружится недостаточность средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна производиться в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
  4. Производится расчет с кредиторами юридического лица в порядке очередности
  5. Начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица.
  6. Ликвидация считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Особый случай (банкротство)

Банкротство (несостоятельность) – наступает в случаях невозможности полного удовлетворения юридическим лицом требований своих кредиторов по денежным обязательствам. Они могут рассчитывать лишь на частичное удовлетворение своих требований.

Основной особенностью ликвидации при банкротстве является обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества ликвидируемого юридического лица между кредиторами.

Лицо может быть признано банкротом только в судебном порядке – по решению арбитражного суда.

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация осуществляется в соответствии с судебным решением. Основаниями могут являться, например, осуществление деятельности, запрещенной законом или без лицензии

Правовое регулирование экономических отношений

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Создание юридических лиц

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, учредители юридического лица должны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмотрение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Следующий этап — выработка учредительных документов. Вы уже знаете, что в зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор — это документ, подписываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направления деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товариществах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отвечать требованиям, предусмотренным гражданским законодательством. Учредительный договор заключается в письменной форме правоспособными, а для физических лиц — и дееспособными лицами, действующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надлежащим образом.

Устав — документ, который наряду с учредительным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ.

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов коммерческих организаций законом предусмотрено обязательное отражение в уставе определенных сведений. Так, в уставе общества с ограниченной ответственностью должны указываться размеры долей каждого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью — размеры дополнительной ответственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов членов и порядке их внесения, а также условия и порядок личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов является предоставление информации контрагентам коммерческой организации об объеме ее правоспособности, о целях деятельности и порядке принятия решений. Именно поэтому сведения, содержащиеся в учредительных документах, не могут составлять коммерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица — формирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании унитарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Читайте также:  Сроки рассмотрения обращений физических и юридических лиц

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколько целей. Важнейшими среди них являются закрепление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы юридического лица;
  4. документ об уплате государственной пошлины;
  5. если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным, и у него возникают гражданские право и дееспособность.

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение — единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация — такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.

Процедура ликвидации включает в себя нескольких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные документы. Аналогичные извещения направляются в налоговые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).

На следующем этапе органом, принявшим решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия (ликвидатор). Состав членов комиссии направляется в регистрирующий орган для согласования. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии, в обязанности которой входит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публикация должна содержать информацию об органе, принявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого лица (не менее двух месяцев с момента публикации).

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для снятия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь либо путем реорганизации другого юридического лица.

В основе создания юридического лица лежит решение учредителя (учредителей) о его создании (ст. 50.1 ГК РФ). В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом общего собрания учредителей.

В соответствии со ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть указаны сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, иные сведения, предусмотренные законом. В решении об учреждении корпоративного юридического лица дополнительно указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Существует три основных порядка создания юридических лиц. В случае распорядительного порядка юридическое лицо создается по решению компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. В таком порядке, в частности, создаются государственные учреждения и предприятия. Так, для образования федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), необходимо распоряжение Правительства РФ.

При разрешительном порядке для создания юридического лица необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Такой порядок действует при создании коммерческих банков (требуется согласие Центрального банка РФ), при создании предприятий — возможных монополистов (требуется согласие Федеральной антимонопольной службы).

В большинстве случаев юридические лица создаются в нормативно-явочном порядке. По общему правилу для создания юридического лица достаточно представления в регистрирующий орган пакета документов, установленных законом (заявление, протокол общего собрания или решение учредителя, устав и (или) учредительный договор, документы об оплате госпошлины). В течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления регистрирующий орган должен принять решение о регистрации. Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях: если заявление подано в ненадлежащий орган или если представленные документы противоречат законодательству либо являются неполными.

Функции по регистрации коммерческих организаций возложены на Федеральную налоговую службу и ее территориальные подразделения, некоммерческих организаций — на Министерство юстиции, коммерческих банков — на Центральный банк России. Порядок регистрации юридических лиц регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации» [1] . Государственной регистрации подлежат также реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы юридического лица.

Сведения, входящие в ЕГРЮЛ, являются открытыми и могут предоставляться по запросам судов, правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, отдельных граждан и юридических лиц. Существует возможность открытого доступа к отдельным сведениям из ЕГРЮЛ на портале www.egrul.nalog.ru.

Законом закреплена презумпция публичной достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Одновременно с принятием решения о создании юридического лица учредитель (учредители) должны утвердить его учредительный документ.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ для всех юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, предусмотрен в качестве учредительного документа устав, который утверждается их учредителями (участниками). Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора, который заключается их учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ устав должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах юридических лиц, обладающих исключительной или специальной правоспособностью, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

С 29 декабря 2015 г. для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица, не противоречащие уставу (учредительному договору).

Реорганизация юридического лица означает прекращение его деятельности с переходом прав и обязанностей к другому (другим) юридическому лицу (юридическим лицам). Процедура реорганизации юридических лиц в общем виде регламентируется ст. 57—60 ГК РФ.

Реорганизация может осуществляться по решению учредителей (участников) либо компетентных органов юридического лица (в добровольном порядке), либо по решению суда (в принудительном порядке). В некоторых случаях реорганизация допускается с согласия компетентных государственных органов (в разрешительном порядке).

Существует пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Слияние — форма реорганизации, при которой два или более юридических лица реорганизуются в одно, ранее не существовавшее.

Присоединение — форма реорганизации, при которой два или более юридических лица реорганизуются в одно, ранее существовавшее. При присоединении фактически происходит поглощение одним юридическим лицом других.

Разделение — форма реорганизации, обратная слиянию, при которой юридическое лицо реорганизуется в несколько, ранее не существовавших.

Выделение — форма реорганизации, обратная присоединению, при которой из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо как субъект права сохраняется.

Преобразование — форма реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Права и обязанности передаются от реорганизуемого юридического лица к реорганизованному юридическому лицу на основании передаточного акта (ст. 59 ГК РФ).

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются специальным законодательством, регулирующим деятельность таких организаций.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Порядок и основания ликвидации юридических лиц регламентируются ст. 61-65 ГК РФ.

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном порядке (по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, для которой оно создавалось, либо по иным основаниям.

Ликвидация может осуществляться в принудительном порядке (по решению суда) в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности в случаях осуществления деятельности запрещенной законом либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано в принудительном порядке в случае признания его по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом).

Ликвидация юридического лица в порядке банкротства имеет специфические особенности и регулируется кроме ст. 65 ГК РФ специальным законодательством [2] .

Ссылка на основную публикацию