Избирательные системы субъектов Российской Федерации

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Избирательная система в РФ

Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти. Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).

В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.

Конституционное право.doc

Актуальность темы организация и проведение выборов в субъектах Р.Ф. состоит в том, что в свете предстоящих выборов, участнику активного права то есть избирателю необходимо знать, как происходит этот сложный и многоступенчатый процесс, как и для чего проводятся выборы, как он может реализовывать свое право избирать или быть избранным.

Эти и другие вопросы каждый раз по – особому встают и с неизбежностью будут вставать перед каждым новым поколением людей. Каждый год количество избирателей возрастает и 13 марта 2011 года жителям Югры предстоит выбрать 370 депутатов окружного и муниципального уровней и глав трех сельских поселений.

Но прежде чем, состоятся выборы, будет проходить информирование избирателей и предвыборная агитация. Эти и другие важные аспекты будут раскрываться в данной курсовой работе.

Таким образом, неоднозначность восприятия выборов в субъектах РФ – представления о них, их роль и предназначение – обусловлена прежде всего самим временем, в рамках которого возникает и развивается избирательный процесс, а следовательно, уровнем развития общества его заинтересованности, естественного сознания и мышления.

Цель исследования – изучить процесс организации и проведения выборов в субъектах РФ.

Задача исследования – рассмотреть понятие и виды избирательных систем, правовое закрепление избирательных систем в субъектах РФ., стадии избирательного процесса в субъектах РФ., избирательные споры при проведении выборов в субъектах РФ.

Объект исследования – организация и проведение выборов в субъектах РФ.

Предмет исследования – Правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ.

Теоретическая основа исследования – при написании работы применялись научные труды: Бузина А.Ю., Гетьмана Л.С., Ерыгиной В.И., Кондрашева А.А., Нырковой Т.Ю., Охотникова Р.А.,Соловьевой С.Г.

Методологическая основа: при написании работы применялись исторические, всеобщие, общенаучные, частно – научные методы. Данные методы распространяются на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Одна из причин эффективности данных методов заключается в том, что с их помощью определяется теория и практика раскрываемого вопроса об организации и проведении выборов в субъектах РФ.

1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ РФ.

1.1 Понятие и виды избирательных систем в субъектах РФ.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования.

Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе осуществления выборов между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и связанных с порядком избрания представительных органов власти.[1]

Читайте также:
Материальная помощь на лечение сотрудника

Избирательная система в узком смысле – это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.

Анализ действующего регионального избирательного законодательства и практики его применения указывает на необходимость совершенствования избирательных систем. При выборе той или иной модели избирательной системы следует руководствоваться в первую очередь теми задачами, которые необходимо решить на общегосударственном уровне и как следствие – на уровне субъектов государства.

Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти ст. 77 п.1, предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению.

Субъекты Российской Федерации при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система – представляет собой один из основных способов проведения парламентских выборов. При этой системе кандидат вступает в личном качестве, для того чтобы, быть избранным, он должен получить в избирательном округе, где баллотируется, необходимое большинство голосов.

Мажоритарная система относительного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.

В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос). Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием, как правило, используется при выборах единоличных органов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов.

Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.[2]

Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.[3]

Прошло более пяти лет с момента вступления в силу закона об обязательном избрании по партийным спискам не менее половины депутатов одной из палат законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Реформирование избирательного законодательства продолжается, и дискуссии по поводу выбора оптимальной избирательной системы не утихают.

На пример своеобразная, наиболее демократичная, модель выборов депутатов региональных парламентов применяется в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре и Ямало-Ненецком автономном округе. В данных субъектах каждый избиратель имеет право получить три избирательных бюллетеня для голосования – по единому избирательному округу за партийные списки; по одномандатному избирательному округу; по единому трехмандатному округу (т.е. в границах всего автономного округа), который образован специально в целях обеспечения представительства коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе публичной власти. [4]

Читайте также:
Должностная инструкция секретаря

Вывод: Таким образом, в параграфе под названием понятие и виды избирательных систем в субъектах РФ, был подробно раскрыт термин избирательная система в широком и узком его значении. Изучили виды избирательных систем. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами, от результатов голосования избирательные системы подразделяются на: 1) мажоритарную систему; 2) пропорциональную систему; 3) смешанную систему. Рассмотрели их особенности.

1.2 Правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ.

В данном параграфе будет рассмотрено правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ.

В первую очередь следует отметить, что правовое закрепление избирательной системы имеет отражение непосредственно в основном законе Российской Федерации – Конституции.

В статье 32 говориться « Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме…»[5]

Также правовое закрепление избирательной системы имеет место в Федеральном Законе « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В структуру данного Федерального Закона входят 11 глав и 84 статьи.

Статья 1 гласит, что «Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.[6]

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В Федеральном законе № 67 подробно раскрыты гарантии избирательных прав граждан РФ. В статье 2 можно найти основные термины и понятия касающиеся избирательного процесса.

Вывод: Таким образом, в параграфе под названием правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ мы выяснили, что правовое закрепление избирательной системы имеет место быть в Конституции РФ., Ф.З. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.».

2. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУБЪЕКТАХ РФ.

2.1 Избирательные комиссии субъектов РФ.

Избирательная комиссия субъектов РФ – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, определенные законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов на территории соответствующего субъекта Федерации.

Она представляет собой государственный орган субъектов РФ, основными задачами которого являются организация подготовки и проведение выборов, референдумов в Р.Ф. в соответствии с компетенцией, установленной законами РФ и законами субъектов Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъектов РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Число членов избирательной комиссии субъектов РФ с правом решающего голоса устанавливается субъектом РФ самостоятельно, но не может быть менее 10 и более 14.

Формирование комиссии осуществляется законодательным представительным органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений представительных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии.[7]

Статус ИКС РФ аналогичен статусу Центральной избирательной комиссии России как государственного органа, действующего на постоянной основе. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо федерального закона являются конституции (уставы), законы субъектов РФ. Особенность статуса ИКС РФ состоит в том, что они являются не только комиссиями, организующими выборы органов государственной власти субъектов РФ, но и комиссиями, которые в соответствии с федеральными законами о выборах принимают участие в подготовке и проведении федеральных выборов.

Срок полномочий ИКС РФ составляет четыре года. Данный срок позволяет надлежащим образом организовывать подготовку и проведение как федеральных, так и региональных выборов, обеспечивает стабильность избирательной системы РФ. ИКС РФ формируется следующим образом: половина членов назначается законодательным органом, другая половина – высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Члены ИКС РФ с правом решающего голоса назначаются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти субъекта РФ, иных общественных объединений.

Читайте также:
Календарь стрижек на май 2022 года

ИКС РФ формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, в случаях, установленных законами, могут принимать участие в организации выборов местного самоуправления.

Цитировать

Антипов, Е.И. Избирательные системы субъектов РФ, применяемые на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ / Е.И. Антипов, А.Г. Киракосян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 18. — URL: https://novainfo.ru/article/1880 (дата обращения: 13.02.2022).

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Виды избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..

    (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

  • абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
  • относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
  • квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Конституционное право России

Могут ли региональные избирательные системы быть оригинальными? Или они должны быть построены по общему образцу? Еще недавно федеральное законодательство не содержало никаких ограничений в использовании любых избирательных систем при проведении региональных и муниципальных выборов. Избирательные системы субъектов Федерации могли быть оригинальными. Другое дело, что не все стремились к этому.

В течение длительного периода явное предпочтение отдавалось мажоритарной системе. Она охватывала все региональные и муниципальные выборы. Ее очевидное преимущество объяснялось комплексом причин. Среди них: давние традиции применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса, обусловленная непосредственным участием кандидатов.

Персонифицированные выборы, как свойство мажоритарной системы, для россиян значат много больше, чем закамуфлированный фамилиями трех первых партийных функционеров список кандидатов при пропорциональных выборах. Депутат, избранный в одномандатном избирательном округе, не скован узкопартийными интересами, нежели его коллеги из партийных фракций. Все это обеспечивало за мажоритарным выборами первенство в неформальном соперничестве избирательных систем.

Вместе с тем практика использования мажоритарной системы не была однородной. Выборы проводились по системе абсолютного и относительного большинства в одномандатных и многомандатных избирательных округах. Так, в 1996 г. из 29 проведенных выборов в законодательные органы субъектов Федерации избрание по многомандатным округам имело место лишь в пяти регионах. Из 70 избранных региональных глав исполнительной власти в период 1995-1997 гг. 12 избирались по системе относительного большинства. 30,79% депутатов представительных органов местного самоуправления в течение 1995—1998 гг. проходили по многомандатным избирательным округам.

Читайте также:
Роскомнадзор жалоба на коллекторов

Пропорциональная система выборов в регионах и муниципальных образованиях применялась крайне редко. Примером может служить Свердловская область, где с 1996 г. Областная дума Законодательного собрания избирается по общеобластному округу на основе пропорциональной системы. Положительной стороной этой системы выборов в Свердловской области обычно называют структурированность Областной думы, меньшую зависимость партий и представляющих их депутатов в Думе от внешних источников воздействия.

К недостаткам относят: плохую связь депутатов с избирателями; неравномерно представленные в палате территории области; присутствие в списках депутатов людей малоизвестных, ставших кандидатами по воле случая; создание множества карликовых политических объединений; выполнение региональными партиями роли «личной гвардии» конкретного лидера (губернатора, мэра или кого-то еще). Свердловский пример выявил еще одну негативную черту пропорциональных выборов в региональных условиях.

В течение более чем полугода работа Областной думы блокировалась группой депутатов, принадлежащих к одной фракции. При мажоритарной системе выборов подобная ситуация невозможна.

Ощутимый перевес негативных сторон над положительными чертами указывает на уязвимость пропорциональной системы выборов. Возможно поэтому она не получила широкого распространения в регионах при проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления. По пропорциональной системе избираются только 93 депутата представительных органов местного самоуправления 16 муниципальных образований Красноярского края (данные 1995—1998 гг.). По сведениям Центризбиркома РФ 2002 г., пропорциональные выборы в органы местного самоуправления по-прежнему остаются популярными только в этом сибирском регионе.

Ничтожно малым оставалось использование смешанной избирательной системы. В частности, она применялась в Калининградской области на выборах депутатов законодательного органа власти: 27 депутатов были избраны на основе мажоритарной системы, а 5 депутатов — по пропорциональной.

По сведениям Центризбиркома РФ, полученным в результате специального социологического исследования, степень поддержки различных типов выборов распределилась следующим образом. В пользу мажоритарной системы высказалось 60,2% респондентов, в пользу смешанной системы — 13,1%, в пользу пропорциональной системы — 8,6%. В публицистике, научной литературе содержатся прогнозы относительно избирательных систем. Так, по мнению С.Д. Князева, в современных условиях заслуживает поддержки постепенное реформирование смешанной избирательной системы, наделенной на полный отказ в перспективе от ее пропорциональных составляющих.

Федеральный законодатель выразил свое отношение к этой проблеме в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. В первую очередь это касается выборов высших должностных лиц субъектов Федерации. Согласно п. 1 ст. 71 Закона избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эта норма автоматически переводит все без исключения выборы руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации в разряд мажоритарной системы выборов абсолютного большинства.

Второе положение связано с п. 16 ст. 35 Федерального закона. Согласно ему не менее половины депутатских мандатов в законодательном органе региона либо водной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (блоками), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из этих списков. Это, в свою очередь, означает повсеместное внедрение смешанной (мажоритарно- пропорциональной) избирательной системы.

В сущности, два названных положения отменяют самостоятельность региональных избирательных систем. Прежде федеральный законодатель пытался оказывать влияние на состояние всех видов избирательных систем. Так, в 1997 г. впервые в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав число депутатских мандатов в многомандатном избирательном округе было ограничено пятью. Это стало стандартом для регионов, выборы в которых проводились с использованием мажоритарной системы в многомандатных округах. Запрет на одновременное вхождение кандидата в различные списки кандидатов унифицировал пропорциональную систему выборов. Однако все это было дозированное, осторожное воздействие на региональные выборы.

Читайте также:
Полиция бездействует по факту избиения, что делать?

Современная унификация федеральным законодателем избирательных систем регионов не в полной мере соответствует конституционной модели распределения полномочий Российской Федерации и ее субъектов. В исключительном ведении Российской Федерации находятся регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина (п. «в» ст. 71 Конституции РФ). Это конституционное требование применительно к избирательному праву граждан реализовано в нормах Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

В остальном субъекты Федерации, согласно ст. 73 Конституции РФ, обладают всей полнотой государственной власти, в том числе в решении вопросов, касающихся избирательной системы. До Федерального закона от 12 июня 2002 г. такая позиция была если не общепринятой, то весьма распространенной. Указывалось, что субъект Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую на выборах, а также устанавливает конкретные параметры избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями региона при соблюдении стандартов избирательных прав граждан, зафиксированных в Конституции РФ и федеральных законах.

Таким образом, вопросы, связанные с содержанием активного и пассивного избирательного права, должны находиться в ведении федерального центра, а вопросы организации выборов — оставаться прерогативой субъектов Федерации. Между тем получается, что регионы лишились и того, и другого. За ними пока сохраняется свобода усмотрения в организации избирательной системы на муниципальных выборах, но в основном возможности регионов минимизированы почти до нулевой отметки. Унификация региональных избирательных систем в сочетании с рекомендациями федеральных органов о совмещении выборов губернаторов с президентской избирательной кампанией, первый опыт расформирования избирательной комиссии Красноярского края вряд ли случайны.

Региональный уровень избирательной комиссии

Региональные выборы представляют собой выборы в представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, некоторые другие государственные органы, выборные должности в субъектах РФ, которые предусмотрены их уставами и законодательными актами, проводимые в соответствии с законами субъекта РФ и на основе федерального законодательства. Нормативные правовые акты утверждаются главой исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с указом Президента России о мерах, обеспечивающих конституционные права населения на участие в выборах.

Реформы избирательной системы начала XXI века привели к политическим новациям: переход к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу, повышение заградительного барьера, переход к смешанной избирательной системе на региональном уровне, отмена нижнего порога явки на выборы, голосования «против всех».

Значение изменений избирательной системы на региональном уровне:

  • поглощение ряда региональных партий общероссийскими;
  • преобладание картельных партий;
  • кризис оппозиционных партий;
  • преобладание в отношении правящих элит прагматического позиционирования;
  • усиление монологичности политической коммуникации между обществом и властью.

Были установлены макрополитические критерии развития всей избирательной системы: степень автономии средств массовой информации, консолидации элит, социально-экономическая динамика развития общества.

С введением смешанной избирательной системы к федеральным элитам перешла инициирующая роль в формировании политических партий, что способствовало формированию качественно другой расстановки политических сил в регионах. Наблюдался рост влияния лояльных политических партий, которые сплотились вокруг крупного бизнеса и главы региона. Автономные партии меняют свой статус от системной оппозиции к чисто формальной, их радикальная часть теряет возможность участия в выборах.

Статья 5. 48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов

Статья 5. 48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов (введена

Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов Нарушение прав зарегистрированных

Тема № 1.2: Избирательные системы

В юридической литературе понятие «избирательная система» раскрывается в широком и узком смыслах.

В широком смысле избирательная система представляет собой совокупность всех общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления в процессе реализации гражданами избирательных прав, и включает в себя:

Читайте также:
Как проверить VIN код автомобиля

принципы и условия участия граждан в выборах;

порядок назначения выборов;

процедуры подготовки к выборам и их проведения;

субъектов избирательного процесса;

правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Мажоритарная избирательная система и ее разновидности

В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для признания кандидата избранным ему требуется набрать большее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. В Российской Федерации такая система применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Преимуществом этой разновидности мажоритарной избирательной системы является возможность определить результаты выборов по итогам одного тура голосования. Недостатком же – возможность ситуации, при которой победитель получит лишь незначительную долю голосов избирателей в свою поддержку – практически чем больше кандидатов баллотируются на один депутатский мандат, тем меньше голосов требуется для избрания. В результате депутатский мандат может достаться кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как по результатам выборов против него могут проголосовать больше, чем за него. При проведении выборов с использованием мажоритарной избирательной системы относительного большинства может сложиться ситуация, когда два и более кандидата получат большее по сравнению с другими, но равное между собой количество голосов избирателей. Как решать вопрос с определением победителя в этом случае? Один из способов – проведение жеребьевки между такими кандидатами. По результатам такой жеребьевки и определяется кандидат, который получит депутатский мандат[1].

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. В настоящее время такая система используется при проведении выборов Президента Российской Федерации и глав субъектов Российской Федерации.

Читайте также:
Что показывает коэффициент текущей ликвидности?

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время в Российской Федерации она не применяется.

Следует отметить, что формирование законодательных (представительных) органов власти с применением любой из разновидностей мажоритарной избирательной системы, не всегда позволяет четко отразить политические интересы и предпочтения граждан.

Пропорциональная избирательная система и ее разновидности

Пропорциональная избирательная система может применяться только при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Правом выдвижения кандидатов по этой избирательной системе обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие так называемый «заградительный барьер», то есть набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое, согласно пунктам 17 и 18 статьи 35 Федерального закона о выборах, не может превышать 5 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании[2]. Затем депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов. В результате каждая партия, допущенная к распределению депутатских мандатов, получает в законодательном (представительном) органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Каким же образом депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов?

Согласно законодательству о выборах Российской Федерации используются два метода распределения депутатских мандатов между списками кандидатов – метод Хэра (метод избирательной квоты[3]) и метод Империале (метод делителей), названные по имени их создателей.

Квота Хэра определяется посредством деления общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, на число распределяемых в законодательном (представительном) органе власти депутатских мандатов. Затем количество голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на полученную квоту. Результатом указанного деления является количество депутатских мандатов, которое должно быть передано соответствующему списку кандидатов. Оставшиеся при этом нераспределенными депутатские мандаты передаются по одному спискам кандидатов, имеющим наибольшие дробные части числа, полученного в результате деления[4].

Суть метода делителей Империале сводится к последовательному делению количества голосов избирателей, полученных каждым из допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе власти списков кандидатов, на делители, начиная от 2 и до количества распределяемых депутатских мандатов. Частные от указанного деления выстраиваются в ряд от большего к меньшему. Количество частных с номерами от 1 до количества распределяемых депутатских мандатов, имеющие отношение к тому или иному списку кандидатов и определяют количество депутатских мандатов, которое будет передано соответствующему списку кандидатов. По такому принципу распределяются между допущенными к распределению депутатских мандатов списками кандидатов мандаты депутатов Государственного Совета Республики Коми [5].

Затем полученные списками кандидатов депутатские мандаты необходимо распределить между кандидатами, включенными в них. В зависимости от предусмотренного варианта распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов выделяются такие разновидности пропорциональной избирательной системы, как открытая и закрытая.

В Российской Федерации в подавляющем большинстве случаев используются закрытые списки кандидатов, не позволяющие избирателю высказать предпочтение относительно того, какого конкретно кандидата он хотел бы видеть в законодательном (представительном) органе – при голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом.

Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В этом случае депутатский мандат будет передан именно тому кандидату, который получит большинство голосов избирателей.

Более точно учесть мнение избирателей при использовании закрытых списков кандидатов, позволяет разбивка единого списка на общую (общефедеральную, общерегиональную, общемуниципальную) группу и региональные (территориальные) группы. В этом случае, депутатские мандаты, оставшиеся после передачи полученных списком кандидатов депутатских мандатов кандидатам, включенным в общую часть списка, передаются по одному кандидатам, включенным в региональные группы, в зависимости от процента голосов избирателей, полученных списком кандидатов на определенной территории.

Читайте также:
Форма МП-СП за 2022 год

В целом, пропорциональная избирательная система также как и мажоритарная не лишена определенных недостатков, к числу каковых можно, в частности, отнести следующие: избиратели, голосуя на выборах по пропорциональной избирательной системе, зачастую отдают свои голоса за узнаваемых лидеров соответствующих партий, а получают в качестве своих представителей в парламенте лиц, которых совершенно не знают; депутаты, избранные по пропорциональной избирательной системе, в большей степени несут ответственность перед своей партией, чем перед избирателями.

Смешанные избирательные системы

Смешанная избирательная система представляет собой мажоритарно-пропорциональную систему, когда одна часть депутатов (как правило половина) избирается в законодательный (представительный) орган власти по мажоритарной избирательной системе, а другая – по пропорциональной. Она призвана сгладить недостатки применения мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Выделяют две основные разновидности смешанной избирательной системы – параллельную и связанную.

Разница между ними в том, что при применении параллельной избирательной системы голоса, поданные за кандидата – одномандатника, не учитываются при распределении мест по партийным спискам, а при применении связанной – учитываются.

В Российской Федерации, в том числе при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, применяются смешанные параллельные избирательные системы.

Одна из разновидностей смешанных связанных систем применяется в ФРГ, где избирателю на выборах предоставляется два голоса – один за кандидата – одномандатника, а другой – за партийный список. По результатам ее применения партия в масштабе всей страны получает места пропорционально числу голосов, поданных за ее партийный список. Избиратели, голосуя за кандидата-одномандатника (за него подается так называемый первый голос), только определяют персональный состав половины нижней палаты парламента и не могут изменить расклад мест между партиями, который определяется согласно голосам, поданным за партийный список (вторые голоса). Существенным недостатком этой системы является то, что она допускает увеличение численности парламента за счет дополнительных мандатов[6].

[1] Такой порядок предусмотрен частью 2 статьи 80 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми»

[2] Следует иметь в виду, что устанавливаемый соответствующим законом «заградительный барьер» должен соответствовать так называемому «естественному заградительному барьеру», величина которого определяется в результате деления 100 процентов на количество депутатских мандатов, распределяемых с использованием пропорциональной избирательной системы. Так, если число таких мандатов составляет 15, «естественный заградительный барьер» составит 100/15 = 6,66(6) %, т.е. возможно ситуация при которой допущенный к распределению депутатских мандатов список кандидатов, получивший по результатам выборов, к примеру 5,5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не получит ни одного депутатского мандата. В этом случае, согласно пункту 4 1 статьи 70 Федерального закона о выборах, такому списку кандидатов один депутатский мандат должен быть передан в любом случае

[3] При этом под квотой понимается число голосов избирателей, которое необходимо для избрания одного депутата

[4] Более подробно см.: ч.ч. 1-3 ст. 89 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

[5] Более подробно см.: ч. 1 ст. 83 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми»

[6] Причина образования этих дополнительных мандатов в следующем. Если кандидаты от партии не побеждают ни в одном одномандатном округе, но партийный список преодолевает заградительный барьер, списку передается количество мандатов, соответствующее квоте распределения.

Конспект урока “26.3. Избирательная система РФ”

Вы уже основательно разобрались с тем, как в принципе, проходят выборы. А как это происходит в нашей стране?

Читайте также:
Об оплате сверхурочных в праздничные дни

Для начала вспомним, какие органы власти являются выборными. В политологии есть такое понятие – «императивные выборы». Императив – это безусловное требование. В грамматике – повелительное наклонение. То есть те или иные органы (или должностные лица) могут только избираться. Не назначаться, не получать должность по наследству, не захватывать её с оружием в руках или ещё как-нибудь на неё попадать.

К кому относится это требование? К Президенту России и депутатам законодательных органов. Всех: как на общефедеральном уровне, так и в субъектах федерации и в муниципальных образованиях. На то они и представительные органы.

Но нужно помнить, что парламент России двухпалатный. Напрямую избиратели голосуют лишь за депутатов Государственной Думы. А вот сенаторы – так часто называют членов верхней палаты Федерального собрания – населением не избираются. Точнее избираются, но косвенно. Вспомним, что один из членов Совета Федерации от того или иного субъекта России представляет исполнительную власть, а второй – законодательную, то есть его избирают депутаты законодательного органа.

Главы субъектов федерации и администрации на местах тоже могут избираться гражданами, но обязательным требованием это не является. Они также могут выбираться (или назначаться) представительными органами. То же самое относится и к мировым судьям. Сейчас, как правило, они назначаются. Но всё чаще звучат предложения перейти к прямым выборам мировых судей. Предполагается, что это укрепило бы их независимость.

Назовём документы, к которым вы можете обратиться, если захотите более подробно и детально изучить всё, что связано с организацией и проведением выборов.

Сейчас мы выделим только самые основные моменты. Их, правда, тоже немало.

В России – всеобщее избирательное право. Достигли совершеннолетия (18 лет) – можете участвовать в выборах. Если являетесь дееспособными. Напомним, что признать совершеннолетнего человека недееспособным может только суд. Временно лишаются избирательного права те, кто находится в местах лишения свободы. Разумеется, по приговору суда: за совершение преступления. Это обычные для современных государств ограничения.

Для пассивного избирательного права существуют дополнительные цензы. Вспомните значение терминов «пассивное» и «активное избирательное право», «избирательный ценз».

Президентом России не может стать человек младше 35 лет, а членом Совета Федерации – младше 30. Кандидату в депутаты Государственной думы на момент выборов должен исполниться 21 год. Такой же возрастной порог (но не более) может быть установлен для депутатов законодательных органов субъектов федерации.

Возрастные цензы для пассивного избирательного права

А вот на местных выборах в представительные органы можно выдвигать и более молодых кандидатов. Дополнительных возрастных ограничений там вводиться не должно.

К кандидату в депутаты (или на занятие выборной должности) могут предъявляться повышенные требования с точки зрения уважения к закону. Право быть избранным может быть ограничено на определённый период после снятия или погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. И после совершения некоторых административных правонарушений (пропаганда или демонстрация нацистской символики или распространение экстремистских материалов.)

Ценз оседлости существует лишь для кандидатов в Президенты России. Они должны постоянно проживать на территории страны в течение 10 лет накануне выборов. И для «сенаторов» – членов Совета Федерации: 5 лет на территории соответствующего региона. Если ценз оседлости устанавливается законами субъекта федерации, то он не может превышать 1 года.

Цензы оседлости для пассивного избирательного права

Избирательное право является равным и свободным. Последнее означает, что гражданин вправе не только самостоятельно, без всякого давления извне решать, за кого он будет голосовать. Но и то, будет он принимать участие в выборах. Выборы проходят путём тайного голосования.

Вы уже говорили о том, что существует две основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная. Участвуя в выборах в Российской Федерации, вы сможете на практике познакомиться с каждой из них.

Президента граждане страны выбирают по мажоритарной системе. Победителем среди нескольких кандидатов признаётся тот, кого поддержало более 50 % избирателей. Достаточно хотя бы одного голоса больше половины.

Читайте также:
Кадастровая карта Пскова

Раньше существовал «минимальный порог явки». Так, если бы в выборах Президента страны участвовало менее половины избирателей, они считались бы несостоявшимися. Но в 2006 году был принят Федеральный закон, который отменял минимальный порог явки избирателей на выборах всех уровней.

Какие доводы «за» и «против» этого решения вы могли бы привести?

Выборы Президента России обязательно должны быть альтернативными. Если никто из кандидатов не наберёт абсолютного большинства, то состоится повторное голосование. Во второй тур выйдут два кандидата, получившие наибольшую поддержку избирателей. Победитель определится по принципу относительного большинства. Есть, правда, одно исключение – если во втором туре останется лишь один кандидат. Это возможно, если все остальные заявят о своём отказе продолжать предвыборную борьбу. В этом случае единственному претенденту нужно будет получить абсолютное большинство.

Выборы депутатов Государственной думы проходят по смешанной системе. Решение о возвращении к ней было принято в 2014 году. Выборы 2007 и 2011 годах проходили только по пропорциональной системе.

Теперь половина депутатов – 225 из 450 – избираются по партийным спискам. Закон требует, чтобы эти списки формировались съездом партии при тайном голосовании. Дополнительных, более конкретных требований к тому, как это должно происходить не предъявляется. Партии сами определяют процедуру выдвижения кандидатов в депутаты.

Время от времени звучит предложение проводить так называемые «праймериз» – предварительные или внутрипартийные выборы. Чтобы право решать, кто именно войдёт в партийные списки имели не только делегаты съезда и даже не только члены данной партии.

Впервые в России праймериз был проведён в 2000 году. Это произошло в Санкт-Петербурге накануне губернаторских выборов. Тогда партии «Яблоко» и «Союз правых сил» предложили горожанам отдать свой голос за потенциальных кандидатов от демократического блока.

В 2016 году 4 партии проводили праймериз для отбора кандидатов в партийные списки. Самым массовым было предварительное голосование, организованное «Единой Россией». Но сейчас (на начало 2017 года) результаты таких выборов не являются обязательными.

Партийный списки состоят их двух частей: федеральная и региональные группы. Кандидаты из первой части списка в первую очередь становятся депутатами (если партия в принципе смогла завоевать право быть представленной в Государственной думе).

Избирательный барьер при выборах по партийным спискам составляет 5 %. В 2016 году его смогли преодолеть 4 партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». За остальные 10 партий, участвовавших в выборах, в совокупности проголосовало около 11 % избирателей. Но мест в Государственной думе они получить не могли. Эти депутатские мандаты были разделены между партиями-победительницами пропорционально набранным ими голосам.

Ещё 225 депутатов были избраны по одномандатным округам. Выборы депутатов-одномандатников проходят в один тур. Для победы кандидату необходимо получить относительное большинство при любой явке избирателей.

Следующие очередные выборы Президента России должны состояться в 2018 году. А в нижнюю палату парламента – в 2022. Если по каким-то причинам они не будут проведены досрочно.

Подведём итог.

Особенности избирательной системы региона, в котором вы живёте, изучите самостоятельно. И дайте краткую характеристику этапам избирательной кампании.

Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов, определения результатов голосования. Источником правовых норм являются Конституция России, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы, а также федеральные законы, указы Президента РФ, нормативные акты Центральной избирательной комиссии, конституции субъектов РФ.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Ссылка на основную публикацию