Административная ответственность медицинских учреждений и работников

На каких основаниях можно привлечь к ответственности по закону медицинский персонал в больнице?

Работники медицинских учреждений несут личную ответственность за здоровье и жизнь своих пациентов в рамках своей деятельности.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Сферы ответственности медперсонала при причинении вреда пациенту определяются в зависимости от тяжести вреда, конкретных обстоятельств и мотивов ответственного лица.

Основания для привлечения к ответственности

Наиболее часто поводами для привлечения медработников к ответственности являются:

  • незаконный отказ от оказания медпомощи;
  • оказание некачественной медпомощи;
  • причинение вреда жизни и здоровью больного в ходе лечения или обследования;
  • разглашение конфиденциальных сведений о пациенте третьим лицам;
  • непредоставление пациенту сведений о состоянии его здоровья и назначенном лечении;
  • требование взятки с пациента;
  • нарушение правил ведения медицинской документации.

Отказ от медпомощи включает в себя отказ в госпитализации больного при наличии показаний, отказ в амбулаторном приеме при наличии талона, а также бездействие при ухудшении состояния пациента в стационаре.

Под оказанием некачественной помощи подразумеваются не только действия медработника, нанесшие вред, но и безвредные для пациента действия, проводимые с нарушением должностной инструкции и нормативных правил.

Правовое регулирование и виды ответственности

В зависимости от вида проступка определены следующие виды ответственности медработников:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная.

Гражданско-правовая ответственность (регулируется Гражданским кодексом) часто наступает одновременно с уголовной или административной и предполагает возмещение вреда пациентам, пострадавшим от действий или бездействия медработников.

Дисциплинарная ответственность

Существует три типа взыскания при дисциплинарном проступке врача (например, прогуле):

Применение дисциплинарной ответственности происходит в следующем порядке:

  1. Медработник пишет объяснительную на имя главного врача.
  2. Выпускается приказ о взыскании.
  3. Медработник подписывается в ознакомлении с приказом.

Взыскание можно обжаловать в комиссии по трудовым спорам. Снятие замечания или выговора происходит не позднее, чем через год после наложения.

Административная ответственность

Медработники подвергаются административному наказанию за следующие виды правонарушений:

  • незаконная практика народной медицины (ст. 6.2 КоАП);
  • нарушение санитарных правил и норм в медучреждении (ст. 6.3 КоАП);
  • нарушение правил учета наркотических и психотропных препаратов (ст. 6.8 КоАП);
  • несоблюдение правил обращения с донорской кровью или плазмой (ст. 6.31 КоАП);
  • нарушение сроков проведения абортов (ст. 6.32 КоАП).

Привлечение медработников к административной ответственности происходит на основании заявления в прокуратуру или местный орган санитарного надзора от пострадавших или иных заинтересованных лиц. По факту поданного заявления проводится проверка, после чего составляется протокол об административном правонарушении.

Уголовная ответственность

Медработники несут уголовную ответственность по следующим статьям:

  • ст. 109 УК – причинение смерти пациенту по неосторожности;
  • ст. 118 УК – причинения тяжкого вреда здоровью пациента;
  • п. 4 ст. 122 УК – заражение пациента ВИЧ-инфекцией;
  • ст. 123 УК – проведение незаконного аборта;
  • ст. 124 УК – отказ в оказании помощи больному, если это повлекло средний, тяжкий вред здоровью или смерть;
  • ст. 233 УК – незаконная выдача рецептов на психотропные препараты;
  • ст. 235 УК – незаконное занятие частной медициной;
  • ст. 290 УК – взяточничество.

Для наступления уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности необходимо доказать, что смерть наступила не в результате действий, совершенных в целях спасения пациента от гибели по другой причине.

Если на суде будет доказано наличие преступного умысла, факт отсутствия должной квалификации или халатное отношение к обязанностям, то, помимо основного наказания, медработнику запрещается работать в сфере здравоохранения до 3 лет после погашения судимости (отбытия срока, уплаты штрафа или окончания принудительных работ).

Важно учесть, что причиненный вред считается тяжким, если пациент:

  • лишился одной из частей тела;
  • потерял зрение, речь или слух;
  • получил стойкую нетрудоспособность более, чем на 1/3;
  • получил обезображивание лица;
  • получил необратимые нарушения жизненно важных органов;
  • полностью утратил трудоспособность.

Привлечение медработника к уголовной ответственности происходит путем подачи заявления в полицию, после чего проводится доследственная проверка, и возбуждается уголовное дело. В ходе следствия допрашиваются обвиняемый, свидетели и пострадавшие, также могут изыматься части оборудования и приостанавливаться деятельность медучреждения. Вид уголовного наказания определяет суд.

Гражданско-правовая ответственность

Возмещение причиненного вреда (включая моральный вред) регулируется главой 59 Гражданского кодекса. Данный вид ответственности без уголовного или административного наказания наступает в случае:

  • легкого вреда здоровью, причиненного по неосторожности;
  • некачественного исполнения медицинской процедуры;
  • причинения вреда в условиях крайней необходимости.

Возмещение вреда происходит на основании решения суда или в порядке досудебного соглашения сторон.

Материальная ответственность

Медработник несет материальную ответственность за вверенные ему ценности, включая:

  • медицинское оборудование;
  • оргтехнику;
  • препараты и медикаменты.

Возмещение вреда происходит в пределах месячного оклада медработника, а при наличии соглашения о полной ответственности или при порче вверенного под подпись оборудования и ценностей, а также в случае умышленного причинения вреда медработник несет ответственность всем своим имуществом.

Важно учесть, что материальная ответственность не наступает, если врач повредил оборудование или ценности в экстренной ситуации при помощи пациенту (ст. 239 ТК РФ).

Ответственность медицинских сотрудников включает в себя общую ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом для сторон договора, а также специальную ответственность, возникающую при причинении вреда пациенту – в таком случае обязательно проводится следствие, и решение принимает суд.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Ответственность медицинских работников

За что медицинского работника можно наказать

Привлечь к ответу медицинского работника можно за нарушение различных правовых норм. В первую очередь ответственность медработников в сфере охраны здоровья устанавливает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нормативный акт содержит 14 глав и свыше ста статей и определяет, за что и какую ответственность несет медработник. Отвечать придется за неправомерные действия или невыполнение должностных обязанностей, в результате чего произошел:

  • несчастный случай;
  • врачебная ошибка;
  • умышленный случай причинения вреда здоровью пациента.

В любом случае этот вид ответственности связан с непосредственным выполнением работником своих должностных обязанностей.

Виды юридической ответственности медработников

Административное право

Чтобы понять, за какие именно проступки возникает ответственность медработников учреждений, достаточно заглянуть в статьи 6.1 – 6.8, 6.16, 6.28 – 6.30 КоАП РФ, в которых перечислены виды административных правонарушений работниками здравоохранения:

  • неинформирование о возможных разносчиках заболеваний, таких как венерические болезни, ВИЧ и другие;
  • нелегальное занятие народными способами врачевания;
  • незаконный оборот, хранение и перевозка наркотических средств и растений, их содержащих;
  • несоблюдение норм обращения медизделий и т. д.

Профессиональная ответственность медработников возникает за оказание услуг, не отвечающих требованиям законодательства (ст. 14.4 КоАП). Установленные КоАП наказания по степени тяжести распределяются следующим образом:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф.
  3. Изъятие (с возмещением стоимости) или конфискация (без возмещения стоимости) предмета нарушения.
  4. Лишение права на занятие мед. деятельностью или права занимать определенные должности.
  5. Арест.
  6. Дисквалификация.

Предупреждение — это наиболее легкая степень ответственности, штрафы медработников — наиболее часто встречающийся административный вид наказания. Размер штрафа определяется в судебном порядке, но не может быть ниже 500 руб. Арест и дисквалификация — крайние меры воздействия.

Уголовное право

Уголовно-правовая ответственность медработников наступает, если причинен вред здоровью пациента. Основные преступления медработников — это:

  • несоблюдение стандартов, правил и нарушение порядков оказания медицинской помощи, приведших к ущербу для здоровья пациента;
  • неоказание своевременной помощи больному;
  • участие в нелегальном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
  • ведение противозаконной медицинской деятельности и т. д.

Ответственность медработников за причинение вреда здоровью граждан предусматривается статьями 109, 111, 112, 115, 118, 120-125, 153, 228 УК РФ и влечет различные способы наказания: от штрафа (от 5000 руб.) до лишения свободы.

Трудовое право

Трудовое право предусматривает два вида ответственности: дисциплинарная и материальная. Дисциплинарная наступает за нарушение трудовой дисциплины. Наказать дисциплинарно могут за:

  • ненадлежащее ведение медицинской карты;
  • опоздание;
  • прогул;
  • неисполнение распоряжений главного врача и т. д.

Трудовым кодексом РФ предусматриваются следующие виды ответственности медработников:

Полная материальная ответственность наступает в случае умышленного причинения вреда оборудованию, имуществу работодателя или пациентов под воздействием алкоголя, наркотиков, иных веществ или в результате преступления, установленного судом. Величина определяется размером причиненного ущерба, но не может быть больше среднемесячного заработка.

Законодательство в сфере охраны труда

Работа в медицине связана с разными вредными и опасными производственными факторами, в зоне особого внимания медицинского специалиста находится соблюдение правил охраны труда. За нарушение последует наказание: дисциплинарное, административное (величина штрафа варьируется от 2000 до 40 000 руб., возможна дисквалификация) и даже уголовное (лишение свободы и запрет заниматься профессиональной деятельностью). Все зависит от степени вреда, нанесенного правонарушением. Уголовная ответственность медработников возникает и при причинении вреда здоровью граждан, если этот вред был вызван пренебрежительным отношением к нормам охраны труда при проведении медпроцедур.

Как минимизировать ответственность

Залог спокойной и безаварийной работы — следование правилам и утвержденным процедурам, регламентирующим профессиональную медицинскую деятельность. Юридическая защита деятельности медработников находится на строгом контроле государства и целиком зависит от правильного оформления медицинской документации и предоставленных пояснений. Чем точнее и подробнее будет заполнена история болезни, наиболее полно будет произведено информирование пациента и его родственников о возможных рисках назначаемого лечения и последствиях отказа от него, тем проще будет доказать невиновность врача на судебном процессе.

Медицинское право

Стильные решения для дома в магазине электрооборудования Merten

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф . Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка , передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов , невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения , равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта , если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Читайте также:  Какая ответственность за езду без страховки

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

9.4. Административная ответственность медицинских работников

Мерами административной ответственности являются админи­стратив-ные наказания. Меры административной ответственности (административные наказания) являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему ад­министративное правонарушение.

Меры административной ответственности имеют ряд отличи­тельных признаков:

– перечень мер административной ответственности установ­лен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и является исчерпывающим;

– назначенные и исполненные меры административной от­ветственности (административное наказание) влекут для право­нарушителя истечение срока погашения административной от­ветственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения поста­новления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

– меры административной ответственности (административ­ные наказания) не применяются в момент совершения администра­тивного правонарушения. Они применяются всегда после соверше­ния административного правонарушения;

– меры административной ответственности (административ­ные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсиро­вать такой вред;

– меры административной ответственности (административ­ные наказания) назначаются уполномоченным органом (должност­ным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказатель­ства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных на­казаний. Они могут быть классифицированы по различным осно­ваниям.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

– административное приостановление деятельности;

В отношении медицинских работников (организаций) применяются, как правило, предупреждение и административный штраф.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административ­ного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой де­нежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должно­стным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Административный штраф призван оказать воздействие на ма­териальные интересы правонарушителя. Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми­нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. В здравоохранении чаще других имеют место административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в частности:

Медицинским работникам важно обратить внимание на приведенные ниже статьи КоАП.

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации.

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения.

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством).

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом.

Статья 13.17. Нарушение правил распространения обязательных сообщений.

Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации.

Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

Статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Статья 14.7. Обман потребителей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.

Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов.

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая.

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.

Статья 19.1. Самоуправство.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Статья 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности.

Отдельные статьи КоАП заслуживают детального рассмотрения с примерами из конкретной судебной практики.

В ст. 6.3 КоАП определено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проверкой, в районной больнице установлено, что медицинской сестрой Д. допущены нарушения санитарных правил СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно при постановке АКДС-вакцины, была нарушена техника введения: в соответствии с инструкцией по применению препарата АКДС-вакцина вводится в передне – наружную поверхность бедра, однако инъекция была введена в верхний наружный квадрант ягодицы, что является нарушением п.3.6 МУ 3.3.1889-04 «Порядок проведения профилактических прививок», п.3.37 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации»; при проведении прививок стерильный материал (ватные шарики) берётся нестерильным пинцетом (пинцет хранится в 3% перекиси водорода, не стерилизуется), что является нарушением п. 3.37 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации»; нарушение дезинфекционного режима в прививочном кабинете – нет учета поступления дезинфицирующих средств, нет расчета потребности дезинфицирующих средств для обеспечения отходов класса Б, нарушение дезинфекционного режима подтверждается результатами лабораторных исследований – обнаружен St. Aureus, на полке холодильника, что является нарушением требований ст. 11, п.1 ст. 29, ст. 35 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающие административную ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, медицинская сестра детской консультации ЦРБ Д., как должностное лицо, совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ.

Читайте также:  Как привлечь алиментщика к уголовной ответственности

Судья признал медицинскую сестру Д. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подверг её административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В силу ч. 1 ст. 6.8 КоАП Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, –

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение (ч. 2 ст. 6.8).

Заместителем начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении должностного лица – Г., работающей медицинской сестрой, диетической в центральной городской больнице, был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ, в виду нарушения требований ст. 17 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 9.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», выявленных при рассмотрении материалов (журнала контроля за качеством готовой пищи – бракеражного журнала пищеблока) полученных в ходе административного расследования, проведённого на основании определения о возбуждении дела в связи с жалобой на некачественную пищу (печень) во время обеда в эндокринологическом отделении, полученным из пищеблока центральной городской больнице, где готовится пища для всех стационарных больных.

Суд признал Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и назначил ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Согласно ч. 1 ст. 19.20 Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начальником отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Управления Росздравнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В ходе проведения проверки установлено осуществление безлицензионной медицинской деятельности в разделе доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии; амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии. В штатном расписании присутствуют ставки медицинской сестры, врача-педиатра, отработанное время учитывается в табеле учета рабочего времени. Разработаны должностные инструкции на медицинскую сестру и врача.

Медицинские сестры и врачи-педиатры социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних фактически исполняют свои должностные обязанности, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, должностными инструкциями указанных специалистов, а также амбулаторными журналами учета приема детей в филиалах.

Суд признал социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного предупреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Во время выездной плановой проверки психиатрической больницы выявлено осуществление деятельности в отсутствие у врача-психиатра Д. первичной специализации по психиатрии ( интернатуры или ординатуры по психиатрии ), отсутствие у медицинской сестры Ш. сертификата по специальности сестринское дело, отсутствие у заместителя главного врача по медицинской части К. сертификата и первичной специализации по специальности организация здравоохранения и общественного здоровья, не переоформление свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления здания на изменившееся название учреждения, отсутствие регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику.

Суд признал психиатрическую больницу виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 (сто тысяч) рублей.

Следует обратить внимание на то, что в примерах из судебной практики признания виновными по ст.ст. 6.3 и 6.6. КоАП медицинские сестры упоминаются в качестве должностных лиц.

В ст. 2.4 КоАП закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. Согласно данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к ст. 2.4 КоАП изложено определение должностного лица, которое в своей основе совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ. Вместе с тем КоАП более широко определяет круг должностных лиц, ими, в частности, могут признаваться даже лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, которые несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не установлено иное.

Виды административной ответственности медицинских работников

Сфера здравоохранения тщательно охраняется государством, поэтому все сферы, связанные с лечением, продажей, перевозкой, лицензией и прочими вопросами, контролируются государством. В случае несоблюдения предписанных правил налагается административное взыскание. О том, какие меры применяются к лицам, нарушающим законодательство в области здравоохранения, расскажем далее.

Законодательство о здравоохранении и медицине и административные правонарушения

Законодательством охраняется сфера здравоохранения и медицины, поэтому за нарушения норм в проведении деятельности, продаже и перевозке лекарственных изделий, предоставления дополнительных не лицензионных услуг, включение в оборот фальсифицированных контрафактных изделий, нарушение требований по охране труда и санитарному контролю физическое, должностное или юридическое лицо наказывается штрафной санкцией или тюремным заключением на срок, прописанный в каждом конкретном случае.

Что является административным правонарушением

Административным нарушением права считается действие против правил, виновное деяние или его отсутствие со стороны лица, за которое по законодательству устанавливается административная ответственность медицинских работников, в зависимости от тяжести совершенного действия. Деятельность юридического лица называются противоправными, в случаях, рассмотренных нормами второго раздела КоАП РФ или региональными нормативами.

За что предусматривается ответственность

Ответственность предусматривается за несоблюдение установленного государственного порядка в сфере медицины и здравоохранения. Это прописано в нормах. Чаще всего, наказание последует за перечисленные ниже правонарушения. Ответственность последует только после того, как будет доказано противоправность действий виновного лица и возможность человека не нарушать правила, предписанные законодательством и кодексом. Подробная информация на тему виды ответственности медработников дана в КоАП РФ.

Должностное лицо, а именно, человек, который постоянно или временно выполняет функции представителя власти, привлекается к ответственности по статье 2.4 КоАП РФ, в случае, если человек выполнил ненадлежащим образом или не выполнил свои служебные обязанности.

Нарушение порядка оказания медицинской помощи

По Федеральному закону 323 части первой статьи 37 об охране здоровья россиян, с января 2013 года медицинскую помощь организуют и предоставляют по существующему порядку, который обязателен для исполнения у всех российских медицинских учреждений. Также по специальным стандартам за исключением помощи, которая оказывается по апробации.

По статье 37 пункту второму ФЗ 323 порядок и стандарт того, как должна оказываться медицинская помощь, составляет и утверждает уполномоченный орган.

В связи с этим, предусматриваются наказания за правонарушения в области оказания медицинской помощи населению по ФЗ No 1093620-6 и КоАП РФ статье 6.34. Закон был утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По нему лица, которые не соблюдают требования, получают предупреждение или на них накладывается материальная штрафная санкция в количестве от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц, а для самого учреждения — сумма от 100 000 до 300 000 рублей.

При этом если действие приведет к тому, что произойдет возникновение пострадавших, должностные лица должны будут уплатить административный штраф в количестве от 20 000 до 30 000 рублей, а руководство учреждения — сумму от 200 000 до 400 000 рублей. Во втором случае возможна приостановление работы на период до трёх месяцев.

Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы

В проекте ФЗ РФ No 1093620-6 прописана административная ответственность за нарушения работником или медицинской клиникой существующих порядков, по которым проводится медицинская экспертиза, за исключением того исследования, которое проводится, чтобы оказать помощь, просмотр или освидетельствование. Также в качестве исключения является диспансеризация.

По КоАП РФ статье 6.35 за нарушения при медицинской экспертизы полагается введение штрафа в размере от двух до трёх тысяч рублей на сотрудника клиники и 30-50 тысяч рублей на саму клинику.

Стоит отметить, что экспертиза по статье 58 ФЗ 323 — исследование, которое нацелено на то, чтобы понять, какое состояние здоровья у гражданина, чтобы определить его трудоспособность или возможность осуществлять что-либо еще, а также, чтобы установить причину между факторами и россиянином с его здоровьем.

На территории России проводятся экспертизы, для того чтобы:

  1. Определить временную нетрудоспособность;
  2. Сделать государственную проверку;
  3. Сделать военное освидетельствование;
  4. Сделать независимое психиатрическое заключение;
  5. Определить квалификационную пригодность и то, как болезнь связана с основной работой;
  6. Определить качество предъявляемой помощи.

Порядок того, как должна быть проведена конкретная разновидность исследования, должен быть составлен с содействием органа государственной исполнительной ветви власти.

Медицинским освидетельствованием по статье 65 ФЗ 323 является список методов осмотра с исследованиями, которые нацелены на то, чтобы подтвердить состояние человека, влекущее к наступлению юридических последствий. К освидетельствованию относятся:

  • Исследования на наркотическое, алкогольное или токсическое опьянение;
  • Исследование на нарушение психики
  • Исследование наличия противопоказаний, по которым нельзя управлять транспортом и иметь оружие.

Ответственность у медицинских работников наступает, если человек нарушил законный порядок освидетельствования и отказался его проходить перед рейсом или после него по статье 11.32 КоАП РФ.

Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств

Ограничения, которые налагаются на работников сферы здравоохранения при работе даны в разделе 74 статьи 323 ФЗ.

По части 3 норматива за несоблюдение ограничений люди несут юридическую ответственность медработников по законодательству РФ. Заметим, что в КоАП РФ нет правовых статей, которые бы рассматривали наказания за эти правонарушения. Этот пробел устраняет кодекс нормой 6.36. По нему таким представителям здравоохранения выносится предупреждение, штрафная санкция в количестве от 5-7 тысяч для лиц и от 20-30, для всего руководства клиники и охраны.

Помимо того, если не соблюдать эти законодательные ограничения об обращении лекарств для применения в медицинских профессиональных учреждениях, организации, которые их выпускают, платят штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Представленные ограничения подробно даны в статье 67.1 ФЗ от 2010 года 61.

Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Охрана труда и здоровья работающих лиц, сохранение безопасности работы на предприятии — основная задача руководителя любого учреждения. Несоблюдение законодательства в этих сферах приводит к получению предупреждения, административного штрафного взыскания, закрытия клиники или наступления уголовной ответственности к руководству. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления, наличия пострадавших и прочих факторов.

Читайте также:  Полис страхования ответственности перевозчика

Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

Назначаются и выписываются препараты во время медицинской помощи в порядке, который определен в Приказе от 2012 года 1175н.

По нему, а точнее по статьям 30 и 34, выписываются лекарства для первой помощи амбулаторно. Этот порядок распространяется на граждан, исходя из того, какое заболевание у больного. Выписывает препараты доктор в единоличном порядке или с комиссией, если заболевание не типично, имеет свои особенности, и если есть осложнения сопутствующих заболеваний.

При этом действует пункт 6.1 того же закона. По нему медики не могут давать рецепты:

  1. На препараты, если нет показаний для их приема;
  2. На лекарства, которых нет в России;
  3. На лекарства, которые по инструкции, должны находиться только в клиниках;
  4. На наркотики и психотропные препараты, которые по второму перечню наркотических средств, подлежат контролю и зарегистрированы законодательством только для лечения наркомании.

По КоАП РФ статье 6.37 за нарушение установленного порядка назначения препаратов, на врача наступает санкция в размере от 5 до 20 тысяч рублей, если нет уголовного состава преступления. В случае нарушения уголовного законодательства, лицо преследуется по закону и может быть заключено в тюрьму.

Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения

По новому нормативу 6.36 КоАП РФ сказано, что за то, что человек нарушит правила клинической практики, которая утверждена уполномоченным на это органом, во время того, как будет проводиться клиническое обследование лекарств для употребления внутрь пациентами, он будет нести административную ответственность. На него будет наложен штраф в объеме от 5 до 10 тысяч рублей. Если данное правило нарушит учреждение, оно будет выплачивать от 20 до 30 тысяч рублей на основании закона.

Помимо этого, предусмотрена санкция за нарушения норм при лабораторном исследовании исполнительной властью на изучения лекарств. Применяются такие же штрафы к должностным и юридическим лицам.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований

По нормативу 6.40 подпункту 1 осуществлять деятельность с нарушением требований, которые предусмотрены лицензией, сможет привести к предупреждению либо наложению штрафной санкции в количестве от 20 до 30 тысяч рублей. На руководителя отдела до 200 тысяч рублей. Кроме того, если работа проводилась в области медицины и фармацевтической сферы с грубым лицензионным нарушением, то лицо при исполнении служебных обязанностей должно будет выплатить штраф до 35 тысяч рублей, а учреждение — 300 тысяч рублей. Оно может быть закрыто на период до 3 месяцев.

Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

Но обновленному закону 14.4.2 КоАП РФ по подпункту 1 нарушение в сфере торговли лекарствами и медикаментами приводит к взысканию для лиц в объеме до 30 тысяч рублей, а для организаций — до 150 тысяч рублей. Также организация может быть закрыта на 3 месяца.

Кто будет привлекать к ответственности

К ответственности будут привлекать вышестоящие органы здравоохранения, такие как Федеральная служба по надзору и санитарно-эпидемиологическая служба, Росздравнадзор с его местными органами, правоохранительные отделения и суд.

Административная ответственность медработников

Работники могут быть привлечены не только к дисциплинарной, но и административной ответственности врача, в случае несоблюдения предписанных должностных инструкций организацией и имеющихся законодательных норм. Из мер административной ответственности для таких сотрудников, предусмотрено наказание в виде предупреждения, штрафной санкции, изъятие с конфискацией оборудования, которым было совершено нарушение условий нормы, ареста, выдворения за отечественную границу и дисквалификации.

Административная ответственность медицинских учреждений

Медицинские учреждения, как и работники, несут ответственность за нарушения законов о медицине и здравоохранении. На юридических лиц госучреждений накладывается денежный штраф, а также санкция в форме тюремного заключения на срок, указанный в законодательстве, в связи от тяжести нарушения права и разновидности деятельности. Ответственность на частные и общегосударственные клиники наступает в том случае, когда были нарушены правила лицензирования, выпуске, использовании и продажи контрафактных медикаментов и оборудование, применения клиники и использование отдельными лицами частной народной медицины без прав на выполнение подобных действий.

Наказание санитарно-эпидемиологической службы

Санитарно-эпидемиологическая служба — центральный контролирующий исполнительный орган, созданный при минздраве, для поддержания порядка в медицине, улучшения эффективности работы центральных, региональных и местных государственных и частных клиник. Его работа заключается в контроле всех отделений и федеральных субъектов, информировании населения о заболеваниях и другом.

Медицинские учреждения получают административные наказания от санитарно-эпидемиологической службы в виде штрафной санкции, предупреждения, выговора, лишения лицензии, приостановления деятельности на определенный срок, лишения заведующего клиникой и его заместителя полномочий и другое. Тяжесть наказания за правонарушения зависит от степени тяжести самого нарушения права. В каждом отдельном случае действуют статьи из КоАП РФ.

В целом, медицина и фармацевтика — две сферы, к которым привлечено особое внимание со стороны государства. Несоблюдение общегосударственных норм в этих областях приводит к взысканию в виде штрафа, закрытия медучреждения или наступления уголовной ответственности.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Административная ответственность медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Михайловна Касаткина

Данная статья посвящена проблемам административной ответственности медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Михайловна Касаткина

The administrative responsibility of medical institutions and officials for violation of citizens right to health

This article deals with the problems of administrative responsibility medical institutions and officials for violation of citizens right to health protection in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Административная ответственность медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья»

УДК 342 ББК 67.05

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Екатерина Михайловна КАСАТКИНА, старший преподаватель Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина E-mail: Ekasatkina2015@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам административной ответственности медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации.

Ключевые слова: правонарушение, административная ответственность, здравоохранение, ответственность медицинских организаций.

Annotation. This article deals with the problems of administrative responsibility medical institutions and officials for violation of citizens right to health protection in the Russian Federation.

Keywords: offence, administrative responsibility, health, responsibility of medical organizations.

Каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной помощи медицинских работников. Государство несет ответственность за каждого человека нашей страны.

Уровень развития общества зависит от эффективности работы системы здравоохранения. Врач сопровождает человека от начала до конца жизни, и между ними возникают специфические отношения, регулируемые правом.

Ответственность за совершение правонарушений является одной из важных проблем, которые рассматривает теория права. Основным принципом охраны здоровья, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», является ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья1.

На самом деле медицинские работники в полной мере не осознают, какую ответствен-

ность перед законом они несут за правонарушения в сфере здравоохранения. Большое количество исковых заявлений о ненадлежащем оказании назначаемой медицинской помощи еще раз указывает на проблемы, связанные с юридической ответственностью медиков за правонарушения. Это потребовало уделить больше внимания законодательной базе данной отрасли. Как следствие, в РФ был принят Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ2.

В юридической практике под ответственностью понимают применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

Профессор Ю.Д. Сергеев указывает, что «совершение преступления медицинским работником в ходе своей профессиональной деятельности является квалифицирующим обстоятельством и, как следствие, предусматривает повышенную ответственность»3.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

В медицинском праве выделяют следующие виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную. Каждый из этих видов имеет свой вид правонарушения, особый порядок реализации и специфические меры принуждения. Уголовная ответственность является следствием совершения преступления, а, следовательно, и характеризуется наиболее строгим видом юридической ответственности.

Под уголовной ответственностью следует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются уголовным законом в качестве реакции государства на совершение лицом преступления.

Отметим, что в уголовной практике по так называемым «врачебным делам» почти не известны случаи умышленного причинения вреда. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей УК РФ, т.е. если такие действия сформулированы как состав преступления в УК РФ, ст. 26 которого содержит указание на состав преступления, совершенного по неосторожности, — это деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступлением же, совершенным по небрежности, признается деяние, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Обратим внимание на то, что причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести вследствие ненадлежащего исполнения медицинским работником своих служебных обязанностей по неосторожности уголовной ответственности не влечет.

Также по законодательству администрация учреждения может наложить на своих работников дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу, смещения на низшую должность сроком до трех месяцев или увольнения (что наиболее часто встречается на практике).

При применении дисциплинарного взыскания администрация должна учитывать тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее социальное поведение работника и его отношение к своим обязанностям. Иногда к медицинским работникам, нарушившим свой профессиональный долг, применяются меры общественного воздействия в соответствии с уставами общественных организаций4.

Необходимо отметить, что должностные лица медицинских учреждений за совершение административных проступков несут ответственность согласно административному законодательству в форме предупреждения, штрафа, исправительных работ, назначаемых судом, и др.5.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо принять такой законопроект, который учитывал бы не только современные проблемы здравоохранения и уровень развития медицинской науки, но также позволял бы реализовать важнейшие принципы построения вертикали оказания медицинской помощи.

1 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (в ред. от 28.12.2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6951.

2 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 (ред. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 2018. № 35.

3 Медицинское право России: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: Нац. Ин-т медицинского права, 2015.

4 Леонтьев О.В. Юридические основы медицинской деятельности. Практикум по правоведению. М., 2015. С. 17.

5 Богданова A.A. Проблемы ответственности медицинских работников // Ленингр. юрид. журнал. 2017. С. 2—3.

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 (в ред. от 28.12.2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6951.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 (ред. от 27.12.2018 г.) // С3 РФ. 2018. № 35.

3. Медицинское право России: Матер. Все-рос. науч.-практ. конф. М.: Нац. Ин-т медицинского права, 2015. 489 с.

4. Богданова A.A. Проблемы ответственности медицинских работников // Ленингр. юрид. журнал. 2017. С. 2—3.

5. Леонтьев О.В. Юридические основы медицинской деятельности. Практикум по правоведению. М., 2015.

Ссылка на основную публикацию