Дефинитивная норма права это – нормы рф, нормы примеры

Проанализировав приведенные ниже признаки, можно будет сформулировать понятие. Мы же забежим чуть вперед.

Глава 2. Виды норм права

Нормы права разнообразны. Классификаций очень много и их классифицируют по разным основаниям.

Разделение норм права в зависимости от регулирования общественных отношений. Выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные – нормы права являются правилами поведения. Они регулирую отношения между субъектами права, устанавливают обязанности и права каждого, а также имеют способы защитить их. Типичными они называются по тому, что они, сама норма права, как было видно из определения, является правилом поведения (не являющиеся нормами поведения это нетипичные нормы права).

1. Типичные нормы права подразделяются: регулятивные и правоохранительные.

1.1. Регулятивные нормы права – правило поведения, которое устанавливает юридические права и обязанности организаций, простых граждан, органов государства. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.

а) Обязывающие нормы права – это обязанность субъекта права совершать определенные действия, “должен”, “обязан” вот глаголы которые употребляют в изложении. Пример: ч.1 ст.614 ГК РФ указанно: ” Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом “. Может и не иметь этих глаголов, пример: ч.1 ст.96 Конституции РФ ” Государственная Дума избирается сроком на четыре года”.

б) Запрещающие нормы права – это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы “запрещается”, “не допускается” и т.д. Пример: ст.17 СК РФ ” Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка”.

в) Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. ” Имеет право”, “может”, “вправе”, эти глаголы употребляют в изложении. Пример: ч.2 ст.405 ГК РФ “Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков”.

1.2. Правоохранительные нормы права расчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства. Пример: ст.329 УК РФ “Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года”.

Подведем итог, регулятивные нормы это положительные правила поведения, а правоохранительные, это действие за нарушение этих правил. Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.

2. Нетипичные (специализированные) нормы права, это такие нормы права которые не являются правилами поведения в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действия типичных норм. Именно сочетание типичных и нетипичных норм создает эффективность в современном правовом регулировании. Из специализированных норм права обычно выделяют: общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.

2.1. Декларативные (целеустановительные) нормы права – провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правового строя, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями, в разных сферах деятельности.

2.2. Общезакрепительные нормы права – закрепляют определенные состояния общественных отношений, основы социального, экономического, политического строя.

2.3. Дефинитивные нормы права закрепляют законодательно определенные юридические понятия. Пример: ч.1 ст.14 УК РФ ” Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания”.

К специализированным правовым нормам часто относят также коллизионные и оперативные нормы.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной нормы из нескольких правовых норм.

Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу нормативного акта, отменяют действие нормативного акта, продлевает действие нормативного акта на новый срок. Пример: ст.1 Федерального закона РФ “Ввести в действие часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации … с 1 марта 1996 года”.

Читайте также:
Раздел дома родителей

Коллизионные и оперативные являются в сеже правилом поведения, хотя и специфическим, говорят это нормы о нормах.

Классифицирую нормы права в зависимости регулируемых общественных отношений или проще сказать от принадлежности к той или иной отрасли права: нормы гражданского, уголовного и др. отраслей права.

По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие и специальные нормы права. Специальные нормы отменяют в части своего

действия общую норму – это правило. Пример ч.1 ст.158 УК РФ “Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, – наказывается…” – является общей нормой, а специальной нормой, содержащиеся в чч.2, 3ст.158 УК РФ.

Иногда в качестве самостоятельной нормы указывают исключительную (чрезвычайную) норму. Их способ выражения это ” в исключительных случаях”, ” в виде исключения” и т.п. Исключительные нормы права ориентированны на момент создания исключительности, чрезвычайности ситуации, в которой оказывается субъект права.

Также классифицируют по характеру обязательности. Эти правила поведения могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные.

1 Императивные (категорические) нормы права, они выступают в качестве запрета, как обязывания и дозволения, они не могут быть изменены.

2 Диспозитивные нормы права, они выражаются следующим образом: должно быть то, “если иное не установлено законом или договором “.

3 Рекомендательные нормы права, это правила, исполнение которых желательно для государства, но не обязательно.

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных нормативных актов.

По сфере действия, различают нормы права внутреннего и внешнего действия.

1 Внутренние нормы права действуют данного органа, ведомства, предприятия.

2 Нормы внешнего действия распространяются на всю территорию государства или на определенную ее часть.

Выделяют нормы права по кругу лиц: на всех лиц или на определенную группу лиц (пенсионеры, депутаты врачи и т.д.), находящихся в пределах данного государства.

По времени действия, существуют нормы права постоянного и временного действия (ограниченные сроком действия).

В зависимости от способа выражения и закрепления: нормы, выработанные юридической наукой, нормы, закрепленные в религиозных догмах, нормы, издаваемые государственными органами и др.

Классифицируют в зависимости от механизма правореализации, они бывают непрерывного, постоянного, дискретного действия.

По степени активизации социально-полезной деятельности, поощрительные правовые нормы.

В зависимости от специфики объекта регулируемых общественных отношений, выделяют социально – технические нормы.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Примеры использования дефинитивных норм

Многие нормативные акты определяют значение применяемых терминов (через дефинитивные нормы) в отдельной статье документа, которая, как правило, располагается в его начале. Примеры таких нормативных актов:

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), часть 1, статья 11 “Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе”:

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

.

“Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ), статья 6 “Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе”:

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” , статья 3 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе”:

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

.

Основные виды правовых норм

В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Читайте также:
Срок уплаты ЕСХН: что будет, если не сдать

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (Ст. ст. 17; 29; 31; 33 … КЗоТа РФ).

Например : п.3 ст.261 ГК РФ: «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что «согласие родителей на усыновление должно быть выражено в письменной форме».

Например : п.1 ст. 227 ГК РФ: «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержится, например, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещающей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает «истребовать от добросовестного предъявителя» деньги, а также ценные бумаги ….

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

Читайте также:
Чем грозит деятельность без соответствующего оформления?

А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания». В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Например : ст. 306 ГК РФ: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер.

Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура. Сборник статей. Вопросы общей теории советского права, 1960 г.

Читайте также:
Оформляем окна с балконной дверью на кухне

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР).

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия. Примером может служить норма ст. 14 УК РФ, в которой дается определение понятия преступления.

Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Например: ч.2 п.2 ст. 7 ГК РФ определяет, что «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что «все лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления».

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

Например: ст.3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что «С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.».

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относится, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 2 ст. 88 КЗоТ).

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме:

«Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.

Так, если норма, требующая для усыновления согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной. Рассмотрим другой пример. В параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки.

А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например: п.1. ст. 17 Конституции РФ «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. ». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например: п.1. ст. 98 Конституции РФ определяется, что «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. ».

Читайте также:
Неосторожная форма вины и ее виды

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил. Если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляет общее правило, не допускающее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней является норма ст. 55 КЗоТ, допускающая сверхурочные работы «в исключительных случаях». К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителей.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников.

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают: общие устанавливаются на неопределенный срок действия; временные устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение).

Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон”.

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.

Читайте также:
АО "Национальный НПФ"

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).

Примеры дефинитивной нормы права

Дефинитивные нормы права содержат определения правовых категорий и понятий.

  1. Уголовное законодательство дает разъяснения, что такое преступление, пострадавший, виновный, алиби и другим понятиям, для которых недопустимо двоякое толкование.
  2. Общегражданское право дает определение имущественным отношениям, определяет права и свободы граждан общества.

Здесь действует дефинитивная норма права, которое дает разъяснение понятия «общегражданское право».

Общезакрепительные, декларативные, дефинитивные нормы права.

Общие (общезакрепительные) – это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Например: в ст. 309 ГК РФ зафиксированы следующие моменты – “”Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями””.

Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий. Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.

Декларативные нормы (нормы принципы) – это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п.2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Диспозитивные, императивные нормы права.

По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: ч.2. ст. 273 ГК РФ “”Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования””.

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п.1. ст. 22 ГК РФ “”Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом””.

Нормы права в зависимости от способа выражения и закрепления.

В зависимости от способа выражения и закрепления, т. е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации.

Понятие, признаки нормативно-правовых актов и требования, предъявляемые к ним.

Читайте также:
Порядок оплаты труда при ненормированном рабочем дне

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 5851 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Читайте также:
Срок уплаты ЕСХН: что будет, если не сдать

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

  • абсолютно-определенные
  • относительно-определенные

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

5 признаков нормы права

Однако перечисленные черты присущи и другим социальным нормам: корпоративным, морали, религии, обычаям, ритуалам и традициям.

Чтобы глубже понять сущность юридического термина, нужно проанализировать отличительные признаки нормы права.

Признак 1. Общий характер

Положение адресовано не конкретному субъекту, а абстрактному (это какому?) кругу лиц.

Например, в ст. 18 Гражданского кодекса РФ указано, что граждане (это кто?) могут иметь имущество на праве собственности. Но сами люди (их Ф.И.О.), на которых распространяется дозволение, не перечислены.

А вот в приговоре по уголовному спору судья пишет: «Назначить Злому Б.У. наказание в виде 6 лет лишения свободы». Поскольку субъект в тексте определён, предписание нельзя считать правовой нормой.

Молоток

Признак 2. Общеобязательность

Норма права, в отличие от нормы морали (это как?) или обычая, обязательна к соблюдению.

Она обеспечена механизмом государственного принуждения. В случае отклонения от установленных предписаний, для субъекта (это кого?) могут наступить неблагоприятные последствия.

Признак 3. Формальная определённость

Внешне норма права в системе права (что это?) всегда выражается в официальном источнике.

Например, нормативный правовой акт (кодекс, закон, указ президента, постановление правительства) или прецедент (это как?). Для сравнения, нормы религии закреплены в Священных Писаниях, а морали – передаются из уст в уста.

Кодекс

Внутренняя определённость – это чёткое обозначение правомочий, обязанностей, ответственности. Понять точный смысл предписания позволяет толкование норм права.

Оно бывает двух типов:

  1. легальное;
  2. неофициальное.
Читайте также:
АО "Национальный НПФ"

Первое производится уполномоченными властными субъектами и порождает юридические последствия. Например, Верховный Суд обобщает судебную практику и даёт другим судам разъяснения.

Суд

Неофициальным толкованием занимаются учёные-правоведы, юристы (это кто?) и простые граждане. Они стремятся понять смысл предписаний, чтобы правильно применить их на практике и избежать правонарушений.

Признак 4. Системность

Означает как наличие структуры у самой нормы права, так и её взаимосвязь с другими нормами.

В зависимости от предмета регулирования общественных отношений предписания объединяются в отрасли, подотрасли, институты и субинституты.

Признак 5. Выражение воли государства

Правовые нормы или исходят непосредственно от государства (в лице правотворческих органов), или санкционируются им.

Последний случай обычно относится к правовым обычаям. То есть, к типичным жизненным обстоятельствам и тактикам поведения сторон.

Например, в ст. 132 Кодекса торгового мореплавания РФ указано, что сумму оплаты за простой судна можно определить из обычаев. А в судебной практике по бракоразводным спорам ребёнка, как правило, оставляют матери. Но это не правовая норма, поскольку обычай не санкционирован государством.

Категории

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Дефинитивная норма права это – нормы рф, нормы примеры

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

2. Формальная определенность – выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность – она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам – физическим и юридическим лицам.

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

Читайте также:
Выплата дивидендов имуществом

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций – на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, – на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания – лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия – на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ – в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы – на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования – на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества – на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Даже не знаю — стоит ли шутить о том, как у нас стоит вопрос с нормами права и их соблюдением вообще. Особенно хочу отметить «Охранительные» нормы, которые крутятся то за гражданина, то против. Вроде и хочется чувствовать себя защищенным, а вроде и знаешь, что при малейшем нарушении (которое даже может таковым не являться) тебя могут скрутить и без дальнейших разъяснений посадить в машину и увезти. Сложный вопрос

Ссылка на основную публикацию