39. Уставный капитал кредитной организации Уставный капитал кредитной организации состоит из вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных
Ликвидация кредитной организации
Ликвидация кредитной организации бывает двух видов —добровольная и принудительная.Первая проводится по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Вторая проводится решением суда по инициативе Банка России.
Учредители кредитной организации, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
Кредитные организации, у которых есть основания для ликвидации, но которые не ликвидируются, способны причинить ущерб своим партнерам, а чаще всего даже не им, а клиентам.
Чаще всего речь идет о принудительной ликвидации кредитных организаций. Она предусмотрена ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Банк России обязан в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Но если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности, которые обнаружил Банк России, или их выявила временная администрация, направленная в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, то ситуация меняется. В этом случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Он рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи указанного заявления.
Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в этом случае не проводится.
Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и в уполномоченный регистрирующий орган. Последний вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
ГАРАНТ:
О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации для их согласования с Банком России см. Положение Банка России от 15 июня 2017 г. N 588-П
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Особенности ликвидации банков
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых размещение Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” указанного в настоящей части уведомления не осуществляется.
(часть пятая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.
Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.
Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании осуществляется путем внесения изменений в ее устав и внесения сведений о данной микрофинансовой компании в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном статьями 5 и 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”, при отсутствии у нее основания для отказа во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, установленного частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”.
(часть девятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)
Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании допускается только после исполнения ею всех обязательств перед вкладчиками и снятия ее с учета в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации.
(часть десятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не позднее дня, следующего за днем получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, она направляет в Банк России в установленном им порядке ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций, имевшейся у указанной кредитной организации. При аннулировании данной лицензии положения частей тринадцатой и пятнадцатой настоящей статьи не применяются.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)
Процедура получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании прекращается в случае отзыва Банком России у указанной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)
В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.
Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.
(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Порядок принудительной ликвидации
Если речь идет о принудительной ликвидации банка, то чаще всего она осуществляется в следующих случаях:
- финансово-кредитная организация осуществляет деятельность в нарушение выданных лицензирующих документов;
- при получении лицензирующих документов финансово-кредитной организацией в лице ее руководства поданы искаженные данные;
- у компании имеются определенные в соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ признаки неплатежеспособности и финансовой несостоятельности;
- после получения лицензии банк не начал свою деятельность в течение двенадцати месяцев;
- вынесенные судебные решения не исполняются банком в полном объеме либо полностью игнорируются;
- ходатайство об отзыве лицензирующих документов подала установленная временная администрация финансово-кредитной организации.
Общий порядок действий в случае принудительной ликвидации выглядит следующим образом:
- Центральный Банк Российской Федерации отзывает лицензию или иные лицензирующие документы у финансово-кредитной организации;
- данное решение публикуется в «Вестнике Банка России», как одном из специально аккредитованных средств массовой информации (дальнейшая публикация сведений о процедуре ликвидации осуществляется в иных СМИ). Это решение может быть обжаловано учредителями и участниками банка в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия решения (для исчисления сроков используются принципы, присущие аналогичным действиям в гражданском процессуальном праве);
- следующим шагом становится создание специальной ликвидационной комиссии, которая будет осуществлять весь процесс от проведения проверки до снятия компании с учета в качестве юридического лица в налоговых органах Российской Федерации;
- проводится многоуровневая и подробная проверка банка, как финансово-кредитной организации, не только в части соответствия его деятельности тем видам, которые указаны в лицензирующих документах, но и в части добросовестного исполнения взятых на себя обязательств перед клиентами;
- составляется промежуточный ликвидационный баланс, направляемый на проверку в налоговые органы, а после расчета со всеми кредиторами и контрагентами – итоговый ликвидационный баланс;
- осуществляются действия по закрытию всех финансовых и банковских счетов ликвидируемой финансово-кредитной организации;
- в специально аккредитованных средствах массовой информации (в первую очередь, это Вестник государственной регистрации) публикуются данные о ликвидации банка, как юридического лица. В случае если проходит процедура банкротства, публикация также осуществляется в газете «Коммерсантъ»;
- все необходимые изменения вносятся в используемые реестры, в том числе в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отзыв лицензии или иных лицензирующих документов как основание для принудительного прекращения функционирования финансово-кредитной организации – крайняя мера, применяемая Центральным Банком Российской Федерации в случаях, когда иными способами невозможно исправить допущенные нарушения в осуществлении финансовой деятельности такой организации, в том числе, если речь идет о признании такой организации банкротом.
Алгоритм действий при признаках банкротства
В случае если у финансово-кредитной организации имеются признаки банкротства, сначала вводятся меры финансового оздоровления, а если они не смогли оказать необходимого воздействия, происходит обращение в суд.
В арбитражный суд обращается представитель управляющей компании, назначенной для проведения всех оздоровительных мероприятий в отношении такой финансово-кредитной организации.
Как только арбитражный суд вынес решение о необходимости проведения процедуры признания кредитной организации финансово несостоятельной, происходят следующие действия:
- в течение трех дней с момента вынесения решения (в данном случае дата вынесения решения засчитывается в этот срок) администрация банка полностью лишается всех присущих ей ранее управленческих функций. Это налагает на нее обязанность передать председателю ликвидационной комиссии все документы, имеющиеся в распоряжении банка ценности, а также все существующие печати;
- в отношении банка прекращает действовать понятие «банковской тайны», и со всех сведений снимается защита конфиденциальности;
- в случае наличия различных арестов и иных видов ограничений в использовании имущества их действие полностью прекращается. Вступает в силу так называемый мораторий на действия, ограничивающие оборот имущества в рамках конкурсной массы имущества;
- аналогичным образом обстоят дела и с удовлетворением требований кредиторов – на них также налагается мораторий в соответствии с положениями статьи 189.38 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Удовлетворение таких требований будет происходить только в порядке специально созданного реестра требований кредиторов в процессе ликвидации организации.
Реорганизация как вариант добровольно-принудительной ликвидации
В качестве одного из вариантов добровольно-принудительной ликвидации может быть рассмотрена реорганизация финансово-кредитной организации. Чаще всего данный способ используется в тех случаях, когда необходимо избежать банкротства и полного отчуждения имеющихся видов имущества, в том числе принадлежащих учредителям компании.
В этом случае сама финансово-кредитная организация прекращает свое существование, но все ее обязательства передаются ее преемникам. При этом передаче подлежат не только обязательства по получению средств, но и по их возвращению существующим кредиторам. Такие обязательства передаются финансово-кредитной организации, которая не лишена лицензии, в то время как прежняя компания лицензии лишается в полном объеме и прекращает свое существование.
Решение о таком виде ликвидации может быть принято как учредителями организации, так и Центральным Банком Российской Федерации.
Массовая ликвидация банков в России: в чем причина и чем это грозит
Сегодня банковский сектор продолжают покидать многие, даже крупные игроки. Кто-то уходит сам, но в большинстве случаев банки лишаются лицензий. В этой же ситуации государственные банки показывают рекордные прибыли. Давайте разберемся, почему государство забирает лицензии и чем это грозит всему финтех-рынку.
Алексей Толстик, основатель платежного сервиса Mandarin, поделился своим видением относительно того, почему данная тенденция присутствует на рынке и как текущая ситуация в перспективе может сказаться на работе различных финтех-компаний.
Кто остался без лицензии
По подсчетам экспертов, с начала 2019 года в России с рынка ушло около 100 банков. Из них примерно у половины была отозвана лицензия. Массовая ликвидация банков продолжается и на протяжении последних месяцев. С начала этого года по конец апреля лицензий лишились 15 банков, из них восемь — в апреле, то есть практически столько же, сколько за целый прошлый год.
С чем связана такая тенденция?
Почему отзывают лицензии
Любые изменения в мировой и российской экономике отражаются на банковском секторе. Риски связаны с такими факторами, как снижение темпов роста экономики, уменьшение экономической активности граждан, и многими другими. Сложности в банковском секторе появились, в частности, во время общемирового экономического кризиса 2022 года, связанного с пандемией COVID-19. Положение усугубилось тем, что кризис возник в то время, когда экономика России и других стран уже испытывала некоторые трудности. Пандемия коронавируса привела к сокращению доходов клиентов, из-за чего ресурсная база многих банков тоже сократилась, а ликвидность снизилась. Также у клиентов возникли сложности с соблюдением кредитных обязательств, что стало причиной ужесточения банками условий выдачи кредитов. Это негативно сказалось на деятельности примерно 26% банков.
Однако основной фактор — это, конечно, политика регулятора. В самые неблагополучные годы для российской экономики — 1990-е — количество кредитных учреждений, например, росло.
Не секрет, что в течение последнего десятилетия Центробанк сокращает размер и численность игроков российского финансового рынка: количество банков с 2005 года уменьшилось на 72% — с 1 300 до приблизительно 350. Концентрация отрасли растет кратно.
На каком основании банки лишают лицензии? Формально поводов очень много, и лишить лицензии можно абсолютно любой банк, даже системообразующий. Вопрос в том, что предпочитает делать регулятор — контролировать и регулировать или вместо этого забрать лицензию.
Мировая практика показывает, что сила финансового рынка — в его равномерной распределенности, а не в концентрации. У регуляторов сегодня есть все необходимые инструменты для контроля отрасли и обеспечения прозрачности всех процессов. Современные информационные технологии позволяют контролировать игроков досконально, штрафовать в случае нарушений, как это делают за рубежом. Но можно и сразу отзывать лицензию — конечно, это выбор, который принимается регулятором.
Сами отказались
Случается и так, что банки расстаются с лицензиями не только по инициативе Центрального банка, но и по собственному желанию. Так, добровольно от лицензии с начала года по апрель отказались уже четыре банка. Чаще всего ликвидация по решению самой организации связана с отсутствием стабильной базы клиентов, частыми проверками, ужесточением регулирования отрасли, увеличением количества надзорных требований, высокой волатильностью средств клиентов и усилением конкуренции.
Однако это может и отражать нежелание собственников терять активы в случае принудительного отзыва лицензии. Ведь наиболее часто выбираемая Центробанком процедура в случае отзыва — это ликвидация, которая проходит очень проблемно и для собственников, и для клиентов банка.
Западная практика при этом другая. В США из более чем 4 500 банков в прошлом году было отозвано лицензии всего у четырех. Одна лицензия — принудительно, остальные — добровольно, но все четыре банка продолжают работать, так как переданы в управление другим финансовым организациям.
К чему это может привести?
Центробанк работает на опережение: из 30 прогнозируемых в этом году случаев лишения лицензии к апрелю ее потеряли уже 15 банков. По мнению экспертов, эта тенденция будет не только сохраняться, но и ускоряться. Плюс к этому многие средние и малые игроки уходят из финансового сектора добровольно или объединяются, приобретаются другими банками. Пока это движение в одну сторону: в последний раз ЦБ выдавал лицензию новому банку несколько лет назад.
В результате сейчас ситуация в отрасли нестабильная — наблюдается уменьшение рентабельности и настороженное отношение акционеров, предпринимателей к банковскому бизнесу. Новые лицензии не выдаются, желающих заниматься этим бизнесом практически нет. Постоянные отзывы лицензий влекут за собой недоверие граждан к банковской системе в целом. Люди все меньше заинтересованы в том, чтобы хранить свои средства в частных банках.
При этом крупнейшие финансовые системы в мире основаны именно на диверсификации, наличии большого количества небольших банков и финансовых компаний. Столь массовые отзывы лицензий ведут к перераспределению пассивов в пользу крупных финансовых организаций, что отрицательно сказывается на перспективах не только компаний, но и в целом российской финансовой отрасли. По данным одного из самых авторитетных рейтингов поставщиков финансовых технологий IDC Fintech Rating, из 100 крупнейших поставщиков в мире для финансовых компаний есть только один российский поставщик. Даже рядовой потребитель видит это каждый день — оплачивая покупки на импортных терминалах в магазинах, снимая деньги с иностранных банкоматов и т. д. Есть и еще один тревожный и, безусловно, ключевой момент. На сегодняшний день в числе десяти крупнейших банков России уже шесть с государственным участием. В ситуации с практически еженедельными отзывами лицензий именно эти банки являются основными бенефициарами.
Какие для обычных клиентов последствия такой концентрации отрасли? Сейчас они еще проявились не в полной мере, но уже вызывают тревогу. Сегодня ставки на кредиты в России редко опускаются ниже 14% при ключевой ставке ЦБ в районе 5%. Таким образом, банки на слабоконкурентном рынке имеют огромные прибыли. Этот фактор, конечно же, мешает развитию экономики в России, малый и средний бизнес сегодня, в посткризисное время, чувствует себя более зажатым, находится в состоянии стагнации из-за отсутствия легкого доступа к капиталу.
Как итог, суммарная прибыль всех крупных и средних российских компаний в 2022 году составила 12,43 млрд рублей. Из них 783 млн рублей, или 6%, приходится на один банк — СберБанк. Получается, не банки работают на экономику, а наоборот. И изменить ситуацию может только сильный конкурентный финансовый рынок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt
ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt
Судебная практика и законодательство — ФЗ о банках и банковской деятельности. Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)
Согласно ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I “О банках и банковской деятельности” (в редакции, действующей на момент отзыва у ЗАО КБ “УРАЛЛИГА” лицензии на осуществление банковских операций) после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 этого Федерального закона, а в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.
2. В случае, если арбитражным судом установлено отсутствие признаков несостоятельности (банкротства) или установлен факт фиктивного банкротства, кредитная организация подлежит принудительной ликвидации в соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.
4.1. Финансовая отчетность, составленная кредитными организациями за период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря отчетного года, подтверждается аудиторской организацией в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15) и статьей 42 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”.
При добровольной ликвидации кредитной организации и принудительной ликвидации, осуществляемой в порядке статьи 23.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, расчеты с кредиторами осуществляются после согласования с территориальным учреждением Банка России промежуточного ликвидационного баланса.
– совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”.
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 28.05.2002 N 1154-У)
5. В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии или назначения конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитная организация и ее филиалы под надзором территориальных учреждений Банка России (уполномоченных представителей Банка России в случае их назначения) вправе выполнять следующие операции:
3.3. При осуществлении ликвидационных процедур ликвидатором, назначенным арбитражным судом, в том числе в порядке, предусмотренном статьей 23.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 12, ст. 596; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2001, N 26, ст. 2586; 2002, N 12, ст. 1093), представляются решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, а также определение арбитражного суда о завершении ликвидации кредитной организации.
– совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности.”.
1.3. Пункт 10 изложить в следующей редакции:
“10. Территориальное учреждение Банка России в течение 30 дней с даты публикации в “Вестнике Банка России” сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии обязано обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, когда к моменту отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Одновременно в арбитражный суд представляется кандидатура ликвидатора, соответствующая требованиям, предъявляемым Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом.”.
Письменные и устные справки о совершаемых операциях по счетам выдаются только в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” и другими законодательными актами.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 11.12.1997 N 62-У)
1. В соответствии со статьей 71 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и статьей 24 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” устанавливается следующий порядок учета при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” с учетом изменений и дополнений, внесенных Указаниями Банка России от 12.05.98 N 226-У, от 24.07.98 N 299-У, от 28.12.98 N 461-У, от 05.03.99 N 507-У, от 13.07.99 N 605-У, от 02.08.99 N 619-У, от 24.05.2000 N 794-У (“Вестник Банка России” от 20.05.98 N 33, от 06.08.98 N 53-54, от 31.12.98 N 89, от 11.03.99 N 15, от 22.07.99 N 42-43, от 11.08.99 N 50) (далее – Инструкция).
1. В соответствии с действующим Законом Российской Федерации “О банках и банковской деятельности” (ст. 43) и в целях унификации форм отчетов, публикуемых коммерческими банками, Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие формы отчетности по коммерческим банкам, предназначенные для публикации:
Возможные причины ликвидации банка
Для процедуры сворачивания деятельности банка как юрлица может быть несколько оснований. Различают два главных порядка остановки деятельности финансового учреждения:
- добровольный: решение о прекращении деятельности организации принимает совет (или учредитель), затем составляется заявление в соответствии с установленной формой, которое после этого подается в орган регистрации;
- принудительный: в этом случае заявителем является одна из сторонних организаций — Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, прокуратура, ФАС или представители службы судебных приставов.
Причины добровольной ликвидации банковского учреждения:
- окончание срока действия юридического лица;
- реализована ключевая цель, ради которой создавалась организация;
- между основателями возникли неразрешимые разногласия;
- учреждение работает недостаточно эффективно;
- регистрация юрлица была признала судебной инстанцией недействительной.
Принудительное прекращение функционирования финансовой организации наступает в следующих случаях:
- неоднократное или грубое нарушение банком норм законодательства;
- инициирование деятельности, которая противоречит уставным целям;
- отсутствие разрешения на проводимую деятельность;
- невозможность выполнить кредитные обязательства в течение 14 суток после наступления соответствующей даты;
- недостаточная величина капитала (менее 2%).
В случае принудительной ликвидации суд должен получить достаточно доказательств, свидетельствующих о противоречии деятельности банка нормам законодательства.
Особенности ликвидации банка
Сейчас ликвидация банков является способом расчета с долгами. Прекратить работу кредитной организации – банка, можно только при учете всех необходимых условий. Ликвидировать банк можно добровольно или в принудительном порядке. В первом случае, причинами ликвидации могут служить:
- Достижение цели, для которой ранее создавалась эта организация.
- Наличие разногласий у учредителей.
- Отсутствие ожидаемого результата при активной деятельности банка.
Решение добровольно ликвидировать коммерческий банк принимается лично учредителями, в течение пяти дней им необходимо оповестить отделение центрального банка в населенном пункте, где их организация проходила регистрацию.
Ликвидация банка может проводиться в течение нескольких лет, она необходима, если действующее руководство компании не смогло обеспечить нормальное функционирование учреждения или подыскать инвесторов. Ликвидируется любой банк, не приносящий прибыли, лицензию у него отзывают.
Способы ликвидации кредитных организаций
Кредитная организация может быть ликвидирована разными путями. Как правило, выделяют 3 основные разновидности ликвидации кредитных организаций:
- добровольная ликвидация кредитной организации – имеет место быть в том случае, если учредителями (участниками) кредитной организации, которая соответствует всем требованиям для наличия права на совершение банковских операций, принято соответствующее решение, о чём в форме ходатайства информируется Центральный банк РФ, впоследствии аннулирующий лицензию кредитной организации;
- принудительная ликвидация кредитной организации – имеет место быть в том случае, если Центральный банк РФ отозвал у кредитной организации, у которой отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства), лицензию (при наличии на то у него соответствующих оснований), а арбитражный суд принял решение о введении в отношении кредитной организации процедуры принудительной ликвидации;
- банкротство кредитной организации – имеет место быть в случае невозможности кредитной организации исполнить свои обязанности по уплате обязательных платежей (прежде всего, перед кредиторами), на основе чего арбитражный суд принял решение о признании кредитной организации банкротом, что позволяет в сжатый срок и в максимально возможном размере удовлетворить все имеющиеся к ней требования.
Реорганизация и ликвидация кредитных организаций
Прекращение деятельности кредитной организации возможно несколькими способами: путем реорганизации, путем ликвидации.
Нормативно-правовыми актами, регулирующие реорганизацию кредитных организаций, являются Закон о Банке России, Закон о банках, Инструкция ЦБР от 14.01.2004 г. № 190-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензии на осуществление банковских операций», Положение ЦБР от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»[10].
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Каждая из указанных форм имеет свои особенности, но общим для всех форм реорганизации является следующее.
1. При всех формах реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций.
2. Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
3. Кредитные организации принимают решение о реорганизации кредитной организации и в течение 1 месяца со дня принятия такого решения представляют в территориальное учреждение Банка России документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России.
4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования).
5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.
6. Информация о реорганизации и прекращении деятельности кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».
7. Реорганизация считается состоявшейся после внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
В соответствии со ст.75 Закона о Банке России последний имеет право потребовать проведения реорганизации кредитного учреждения. Порядок осуществления реорганизации по требованию Банка России регламентирован гл. IV ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. В частности, Банк России вправе направить указанное требование о реорганизации, если кредитная организация:
1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации;
2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%;
3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.
При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством подобной о реорганизации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении.
Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка.
Ликвидация кредитной организации означает ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация кредитной организации может быть добровольной (по инициативе ее учредителей) и принудительной[11] (по инициативе Банка России).
В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.
Если после принятия такого решения учредителями кредитной организации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей или решения назначенной ими ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в принудительном порядке.
Особенности принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлены ст. 23.1 Закона о банках и заключаются в следующем.
1. Основанием для принудительной ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.
В течение 15 дней со дня получения органами Банка России достоверной информации о наличии оснований для отзыва лицензии у кредитной организации, предусмотренных ст.20 Закона о банках, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Соответствующее решение Банка России вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России, публикуется в недельный срок со дня принятия данного решения в «Вестнике Банка России» и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня его публикации.
2. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России выполняет следующие действия:
– не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
– в течение 15 дней со дня отзыва указанной лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва данной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
3. Арбитражный суд:
– рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи;
– принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Указанное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения не приостанавливает его исполнение;
– направляет указанное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
4. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации:
– обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов;
– после окончания вышеуказанного срока составляет промежуточный ликвидационный баланс (содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов, результаты их рассмотрения), который рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и подлежит согласованию с Банком России. Со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», осуществляется удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;
– осуществляет реализацию имущества кредитной организации в установленном порядке в случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов;
– обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в случае, если в ходе проведения процедуры ликвидации кредитной организации выявится, что стоимость имущества данной кредитной организации недостаточна для удовлетворения требований кредиторов;
– составляет отчет о результатах ликвидации кредитной организации, который вместе с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается арбитражным судом в установленном порядке;
– обязан представить определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ
2. ФЗ РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. От 29.07.2004 № 97-ФЗ; с изм. От 23.12.2004 № 173-ФЗ) // Собрание законодательства, 15.07.2002, № 28, ст. 2790; 02.08.2004, № 31, ст. 3233; 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст.5277
3. ФЗ РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2004 № 192-ФЗ) // Российская газета, № 27, 10.02.1996; № 290, 30.12.2004
4. ФЗ РФ от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 20.08.2004) // Российская газета, № 41-42, 04.03.1999; № 183, 26.08.2004
5. Указание ЦБ РФ от 01.12.2003 № 1346-У «О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка» // Вестник Банка России, № 71, 29.12.2003
6. Положение ЦБ РФ от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» // Вестник Банка России, № 39, 16.07.2003
7. Положение ЦБ РФ от 08.09.1997 № 516 «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» (в ред. от 01.12.2003 № 1347-У) // Вестник Банка России, № 59, 16.09.1997; № 67, 09.12.2003
8. Положение ЦБ РФ от 21.09.2001 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» (в ред. от 16.12.2003) // Вестник Банка России, № 60, 27.09.2001; № 7, 04.02.2004
9. Положение ЦБ РФ от 02.04.1996 № 264 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» (в ред. от 19.08.2003) // Вестник Банка России, № 16, 17.03.1999; № 48, 27.08.2003
10. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России, № 15, 20.02.2004
11. Инструкция ЦБ РФ от 28.04.2004 N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» // Вестник Банка России, № 33, 09.06.2004
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, 1996, № 9
13. Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2000, № 11, ст. 1183
14. Письмо ЦБР от 29.05.2000 № 113-Т «О представлении заключения федерального антимонопольного органа при получении предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации» // Вестник Банка России, № 30, 07.06.2000
15. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2003. – 480 с.
16. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000
17. Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998 №2
18. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001 № 8.
19. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004
20. Тотьев К. Принудительная реорганизация и ликвидация // Закон. 2001, № 8
21. Шамраев А.В. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1
22. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 629 с.
[1] См.: Н.Г. Семилютина. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг. // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004. – с.38
[2] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации. // Законодательство 1998 №2
[3] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998, №2
[4] Эриашвили Н.Д. Банковское право – М., 2003. – с. 50-51
[5] Вестник ВАС РФ, 1996, № 9
[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М., 2003. – с.99 – 101; Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000. – с. 19, 21.
[7] И. Ершова. Создание коммерческой организации. // Закон. 2001 № 8. – с.62
[8] См.: А.В. Шамраев. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1. – с. 51 – 53
[9] Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2000, № 11, ст. 1183; письмо ЦБР от 29.05.2000 № 113-Т «О представлении заключения федерального антимонопольного органа при получении предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации» // Вестник Банка России, № 30, 07.06.2000
[10] Вестник Банка России, 2003, № 39
[11] См.: К. Тотьев. Принудительная реорганизация и ликвидация. // Закон, 2001, № 8. – с. 75
Прекращение деятельности банковского учреждения может сопровождаться ситуацией, когда не хватает средств для удовлетворения всех кредиторов. Тогда имущество подлежит выставлению на торги с целью компенсации задолженности. После этого формируется отчетная документация и ликвидационный баланс, утверждаемый сторонами-учредителями. Затем происходит закрытие корреспондентского счета банка, а факт ликвидации заносится в «Вестник БР».