Международная конвенция о правах инвалидов

По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.

Конвенция о правах инвалидов

Рекомендации секции «Социализация инвалидов: ориентиры, технологии, методики, успешные кейсы» V Региональной конференции «Равенство возможностей. Социализация инвалидов в Мурманской области: научно-практические аспекты» от 27.11.2019

Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области в 2018 году

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 28.11.2018 № 186-РГ «Об утверждении плана основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2018 году»

Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области (тезисы)
Скачать

Резолюция III Региональной конференции “Равенство возможностей. Опыт и проблемы обеспечения прав инвалидов на территории муниципальных образований Мурманской области”
Скачать

Итоги исполнения резолюции II Региональной конференции Равенство возможностей органами местного самоуправления
Скачать

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 27.11.2017 № 210-РГ «Об утверждении План основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2017 году»
Скачать

Информация о мерах, принимаемых на территории Мурманской области для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов
Скачать

Решение рабочей встречи от 06.04.2017 по вопросам защиты прав граждан, имеющих инвалидность
Скачать

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 15.03.2017 № 45-РГ «Об утверждении календарного плана основных мероприятий, посвященных формированию толерантного отношения населения
к проблемам инвалидов, на 2017 год»
Скачать

Распоряжение Правительства Мурманской области от 03.03.2017 № 63-РП «О подготовке доклада о мерах, принимаемых на территории Мурманской области для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов»
Скачать

Соглашение о взаимодействии между Министерством социального развития Мурманской области, Уполномоченными по правам человека в Мурманской области и Уполномоченным по правам ребенка в Мурманской области по вопросам социальной защиты инвалидов.
Скачать

Совместное письмо Министерства социального развития Мурманской области, Уполномоченного по правам человека в Мурманской области, Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области об организации публичных встреч с жителями муниципальных образований по вопросам государственной поддержки инвалидов, детей-инвалидов

Резолюция II Региональной конференции «Равенство возможностей»
Скачать

Приветственное слово Председателя Всероссийского общества инвалидов Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.Б. Терентьева участникам II Региональной конференции «Равенство возможностей»

Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области (тезисы)

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 29.11.2016 № 162-РГ «Об утверждении План основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2016 году»

Мониторинг социально-правового положения инвалидов в 2016 году

План основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2015 году

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2015 № 672 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг»

Перечень значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Мурманской области (проект)

Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Сборник нормативных правовых актов и справочных документов к методическому пособию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Информация о мониторинге нормативных правовых и законодательных актов на предмет их соответствия федеральному законодательству по вопросам социальной защиты инвалидов (Федеральному закону от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»)

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 №599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»

Примерный перечень показателей доступности для инвалидов, объектов и услуг (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2015 №13-6/10/П-3717)

Приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 10.06.2015 № 271 «Об утверждении календарного плана мероприятий Министерства труда и социального развития Мурманской области по реализации положений Конвенции о правах инвалидов на территории Мурманской области на 2015 год»

Приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 10.06.2015 № 270 «О создании рабочей группы»

Реестр лиц в муниципальных образованиях Мурманской области, ответственных за координацию деятельности с уполномоченным органом (Министерством труда и социального развития Мурманской области) по реализации положений Конвенции о правах инвалидов

Организационно-методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по организации разработки планов мероприятий («дорожных карт») субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности

Читайте также:
Как установить отцовство, если отец в другой стране?

План мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2014 году

Проект доклада «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации»

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Информация о реализации положений Конвенции о правах инвалидов в части обеспечения доступности транспортных услуг и объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов в Мурманской области

Информация о реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области на 01.03.2014

План мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2013 году

Рекомендации Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.11.2012 на тему «О реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в части социальной интеграции людей с особенностями психического развития»

Реестр ответственных лиц в муниципальных образованиях Мурманской области, за реализацию положений конвенции ООН о правах инвалидов

Доклад заместителя министра труда и социального развития Мурманской области Е.И. Третьяковой на коллегии Министерства труда и социального развития Мурманской области 5 декабря 2012 года по вопросу “О ходе подготовки к реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области”

Интервью директора департамента по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева “Российской газете”

Итоги мониторинга в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам

О реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в Мурманской области (по состоянию на 1 сентября 2012 года)

Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ О ратификации Конвенции о правах инвалидов

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Государства – участники настоящей Конвенции,

a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,

b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,

c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,

d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,

e) признавая, что инвалидность – это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,

f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,

g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,

h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,

i) признавая далее многообразие инвалидов,

j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,

k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,

l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,

m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,

n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,

Читайте также:
Как подать машину в розыск без документов

o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,

p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,

q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,

r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами – участниками Конвенции о правах ребенка,

s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,

t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,

u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,

w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,

x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,

y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях – как в развитых, так и в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106

Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.

Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

Конвенция о правах инвалидов

menu

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Определения В этой статье даются определения некоторым основным терминам, используемым в Конвенции, в том числе таким как «общение»; «язык»; «дискриминация по признаку инвалидности»; «разумные приспособления» и «универсальный дизайн».

Общие принципы Принципами Конвенции являются уважение присущего человеку достоинства, недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение в общество, уважение особенностей, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение права детей-инвалидов.

Общие обязательства Участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Равенство и недискриминация Все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.

Женщины-инвалиды Женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, и государства-участники принимают все надлежащие меры, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды имеют те же права человека, что и другие дети. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. Дети-инвалиды имеют право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды.

Просветительно-воспитательная работа Страны должны повышать уровень осознания прав, возможностей и вклада инвалидов. Страны должны бороться со стереотипами и предрассудками, связанными с инвалидами, благодаря проведению кампаний, образованию, СМИ и просветительновоспитательным программам.

Читайте также:
Штраф за отсутствие жилета в машине

Доступность Инвалиды имеют право всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, включая доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым для населения,

Право на жизнь Инвалиды имеют право на жизнь. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.

Равенство перед законом Kаждый инвалид имеет право на равную правовую защиту. Инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

Статья 13. Доступ к правосудию Инвалиды имеют право наравне с другими на эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы.

Свобода и личная неприкосновенность Инвалиды наравне с другими пользуются правом на свободу и личную неприкосновенность. Наличие инвалидности ни в коем случае не становится основанием для лишения свободы.

Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Инвалиды наравне с другими не подвергаются пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства Инвалиды имеют право на защиту как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.

Защита личной целостности Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.

Свобода передвижения и гражданство Инвалиды имеют право на гражданство. Дети-инвалиды имеют право на имя и также, право знать своих родителей и право на их заботу.

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество Инвалиды имеют право жить самостоятельно в обществе. Государства–участники обеспечивают, чтобы инвалиды имели возможность выбирать где и с кем проживать, имели доступ к иным вспомогательным услугам необходимую для поддержки жизни.

Индивидуальная мобильность Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене. Инвалиды имеют право на доступ к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников.

Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации Инвалиды имеют право выражать свое мнение, в том числе обладают свободой распространять и получать информацию и идеи через все формы общения, включая доступные форматы и технологии, жестовые языки, азбуку Брайля, усиливающие и альтернативные способы общения, СМИ и все другие доступные средства общения.

Неприкосновенность частной жизни Инвалиды имеют право на частную жизнь. Информация об инвалидах, в том числе личная информация и информация о состоянии их здоровья, должна быть защищена.

Уважение дома и семьи Инвалиды имеют право на вступление в брак и создание семьи. Страны должны предоставлять эффективную и соответствующую поддержку инвалидам в воспитании детей, а также предоставлять альтернативный уход детям-инвалидам, когда их непосредственная семья не может обеспечивать за ними уход.

Образование Инвалиды имеют право на образование без дискриминации. Страны должны обеспечивать, чтобы инвалиды могли иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Страны должны также предоставлять разумное приспособление и индивидуальную поддержку для максимального научного и социального развития.

Здоровье Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Страны должны принимать все соответствующие меры, включая меры, учитывающие гендерную специфику, для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к такому же набору, качеству и уровню услуг в сфере охраны здоровья, которые имеются и у всех других лиц и которые расположены близко к месту проживания инвалидов.

Абилитация и реабилитация Страны должны принимать эффективные и соответствующие меры для того, чтобы инвалиды могли развивать, достигать и поддерживать максимальный уровень абилитации, независимости и участия, благодаря предоставлению услуг и программ по абилитации и реабилитации.

Труд и занятость Инвалиды имеют право на труд, включая право на работу в таких условиях, которые являются открытыми, инклюзивными и доступными. Страны должны принимать необходимые шаги для содействия возможностям занятости и продвижения по службе для инвалидов.

Достаточный жизненный уровень и социальная защита Инвалиды имеют право на достаточный жизненный уровень, включая питание, водоснабжение, одежду и жилище, а также на эффективную социальную защиту, в том числе сокращение бедности и программы государственного жилья.

Участие в политической и общественной жизни Инвалиды имеют право на участие, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни.

Участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятий спортом Инвалиды имеют право принимать участие в культурной жизни на равной основе с другими людьми, включая доступ к культурным материалам, представлениям и услугам, а также на участие в проведении досуга и отдыха и занятия спортом.

Читайте также:
Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости

Статистика и сбор данных Государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации об инвалидов с активным вовлечением инвалидов для устранения барьеров, с которыми они сталкиваются при осуществлении своих прав.

В статьях 32-50 разъясняется, каким образом страны, присоединившиеся к Конвенции, должны в полном объеме ее реализовывать. Там же разъясняется и ответственность стран в отношении докладов Комитету ООН о правах инвалидов о том, как они соблюдают данную Конвенцию.

Конвенция о правах инвалидов

Рекомендации секции «Социализация инвалидов: ориентиры, технологии, методики, успешные кейсы» V Региональной конференции «Равенство возможностей. Социализация инвалидов в Мурманской области: научно-практические аспекты» от 27.11.2019

Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области в 2018 году

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 28.11.2018 № 186-РГ «Об утверждении плана основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2018 году»

Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области (тезисы)
Скачать

Резолюция III Региональной конференции “Равенство возможностей. Опыт и проблемы обеспечения прав инвалидов на территории муниципальных образований Мурманской области”
Скачать

Итоги исполнения резолюции II Региональной конференции Равенство возможностей органами местного самоуправления
Скачать

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 27.11.2017 № 210-РГ «Об утверждении План основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2017 году»
Скачать

Информация о мерах, принимаемых на территории Мурманской области для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов
Скачать

Решение рабочей встречи от 06.04.2017 по вопросам защиты прав граждан, имеющих инвалидность
Скачать

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 15.03.2017 № 45-РГ «Об утверждении календарного плана основных мероприятий, посвященных формированию толерантного отношения населения
к проблемам инвалидов, на 2017 год»
Скачать

Распоряжение Правительства Мурманской области от 03.03.2017 № 63-РП «О подготовке доклада о мерах, принимаемых на территории Мурманской области для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов»
Скачать

Соглашение о взаимодействии между Министерством социального развития Мурманской области, Уполномоченными по правам человека в Мурманской области и Уполномоченным по правам ребенка в Мурманской области по вопросам социальной защиты инвалидов.
Скачать

Совместное письмо Министерства социального развития Мурманской области, Уполномоченного по правам человека в Мурманской области, Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области об организации публичных встреч с жителями муниципальных образований по вопросам государственной поддержки инвалидов, детей-инвалидов

Резолюция II Региональной конференции «Равенство возможностей»
Скачать

Приветственное слово Председателя Всероссийского общества инвалидов Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.Б. Терентьева участникам II Региональной конференции «Равенство возможностей»

Ежегодный публичный доклад о ходе реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области (тезисы)

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 29.11.2016 № 162-РГ «Об утверждении План основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2016 году»

Мониторинг социально-правового положения инвалидов в 2016 году

План основных мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2015 году

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2015 № 672 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг»

Перечень значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Мурманской области (проект)

Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Сборник нормативных правовых актов и справочных документов к методическому пособию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Информация о мониторинге нормативных правовых и законодательных актов на предмет их соответствия федеральному законодательству по вопросам социальной защиты инвалидов (Федеральному закону от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»)

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 №599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»

Примерный перечень показателей доступности для инвалидов, объектов и услуг (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2015 №13-6/10/П-3717)

Приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 10.06.2015 № 271 «Об утверждении календарного плана мероприятий Министерства труда и социального развития Мурманской области по реализации положений Конвенции о правах инвалидов на территории Мурманской области на 2015 год»

Читайте также:
Юрисконсульт Консультация

Приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 10.06.2015 № 270 «О создании рабочей группы»

Реестр лиц в муниципальных образованиях Мурманской области, ответственных за координацию деятельности с уполномоченным органом (Министерством труда и социального развития Мурманской области) по реализации положений Конвенции о правах инвалидов

Организационно-методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по организации разработки планов мероприятий («дорожных карт») субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности

План мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2014 году

Проект доклада «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации»

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Информация о реализации положений Конвенции о правах инвалидов в части обеспечения доступности транспортных услуг и объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов в Мурманской области

Информация о реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области на 01.03.2014

План мероприятий, посвященных проведению Международного дня инвалидов в 2013 году

Рекомендации Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.11.2012 на тему «О реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в части социальной интеграции людей с особенностями психического развития»

Реестр ответственных лиц в муниципальных образованиях Мурманской области, за реализацию положений конвенции ООН о правах инвалидов

Доклад заместителя министра труда и социального развития Мурманской области Е.И. Третьяковой на коллегии Министерства труда и социального развития Мурманской области 5 декабря 2012 года по вопросу “О ходе подготовки к реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Мурманской области”

Интервью директора департамента по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева “Российской газете”

Итоги мониторинга в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам

О реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в Мурманской области (по состоянию на 1 сентября 2012 года)

Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ О ратификации Конвенции о правах инвалидов

Когда была принята Конвенция о правах инвалидов

Чтобы ответить на вопрос, в каком году была принята Конвенция о правах инвалидов, обозначим несколько дат.

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН, которая утвердила Конвенцию, принята в 2006 году, 13 декабря. Однако в силу документ вступил только в 2008 году, после того как двадцать стран его подписали и приняли к исполнению. В 2019 году участниками конвенции стали все государства Евросоюза и еще 177 стран.

При ООН создан специальный орган – Комитет, состоящий из 18 человек, которым ежегодно рассматриваются доклады разных стран о состоянии дел по защите гарантий инвалидов.

Конвенция о правах инвалидов ратифицирована

25 апреля Госдума ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.

Конвенция, подписанная от имени Российской Федерации министром иностранных дел 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке, направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, а также на создание эффективных механизмов защиты прав инвалидов.

В соответствии с Конвенцией государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам отнесены обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа инвалидов к информации.

Государствам вменяется в обязанность содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также признанию их вклада на рабочем месте и на рынке труда, воспитывать на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей начиная с раннего возраста, уважительное отношение к правам инвалидов.

В отдельной статье определены меры, необходимые для создания безбарьерной среды.

В Конвенции особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке.

При разработке и применении законодательства, в процессе принятия решений, касающихся инвалидов, государства-участники должны консультироваться с инвалидами и активно привлекать их к обсуждению через представляющие их организации

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, представившая документ на пленарном заседании, сообщила, что в России более 13 млн. инвалидов, из них более 500 тысяч — дети.

«С учетом членов семей количество граждан в России, которых коснется Конвенция — более 30 млн. человек», — сказала Т.Голикова.

Ратификация Конвенции, по словам министра, потребует безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов, выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории. Потребуется также внести ряд изменений в действующее законодательство, в частности, в закон о социальной защите инвалидов, в Жилищный кодекс.

Читайте также:
Минимализм в интерьере

Т.Голикова сообщила, что общий объем государственной программы «Доступная среда» составляет порядка 46 млрд. рублей. Большой объем средств планируется направить на инклюзивное образование. Кроме того, готовится государственная программа занятости населения, куда «будут инкорпорированы» вопросы занятости инвалидов.

Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев

Ломакин-Румянцев
Александр Вадимович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») поинтересовался, собирается ли Россия подписать факультативный протокол к Конвенции, в соответствии с которым инвалид в случае нарушения его прав сможет обратиться в специальный международный комитет по правам инвалидов, а комитет получит право проводить проверки в связи с нарушением прав инвалидов в России. По словам Т.Голиковой, только 40% стран — участниц Конвенции подписали такой протокол. Россия сможет «приступить к факультативному протоколу», после того как в российское законодательство будут внесены изменения, необходимость которых вытекает из положений Конвенции.

Смолин
Олег Николаевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область) (КПРФ), понимая, что «чудес не будет», в то же время отметил, что Конвенция должна стать рычагом для изменения российского законодательства в лучшую сторону, и предложил создать совет по делам инвалидов при Председателе Госдумы.

Депутат предложил не увязывать назначение той или иной группы инвалидности с тем, преодолел человек ограничения здоровья или нет, а также высказался за квотирование рабочих мест для инвалидов. «По данным Счетной палаты, в 1990 году работали 22% инвалидов, сейчас 8%, то есть в три раза меньше», — сообщил О.Смолин. Депутат предложил отменить фактически действующий запрет на работу для инвалидов первой группы, поскольку многие из них могут работать, и предусмотреть госзаказ на продукцию, выпускаемую инвалидами.

Кроме того, О.Смолин призвал не увеличивать налоговую нагрузку на инвалидов. «Тариф по уплате страховых взносов для организаций инвалидов вырос с 14 до 20 процентов, а в следующем году его предполагается увеличить до 27 процентов. От этого никто не выиграет: предприятия разоряться и бюджет ничего не получит», — сказал он.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.

Права инвалидов

Государства, где ратифицирована мировая договорённость, юридически обязаны соблюдать прописанные в Конвенции об инвалидах стандарты

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Читайте также:
Закон об инвалидности
Статистика инвалидов в России

Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов

Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.

С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», установивший правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности.

Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ и принятыми подзаконными актами создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке, а также установлены правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

Читайте также:
Работа Рвп в Москве свежие вакансии

В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ в 2015-2016 годах принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.

На всех уровнях организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Данная работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

Теперь сотрудники учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечивать инвалидам помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.

С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор – в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор – в образовательных организациях, Роструд – в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор – в сфере связи и информации.

На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора.

Реализация данных мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.

Федеральный реестр инвалидов

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», также установлена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов. Оператором федерального реестра определен Пенсионный фонд России.

Для формирования федерального реестра разработана информационная система, которая предусматривает для каждого инвалида доступ к личному кабинету. В нем будет отражаться информация о денежных выплатах, мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.

Личный кабинет обеспечит получение государственных услуг инвалидами в электронной форме, направление отзыва об их качестве и, при необходимости, подачу жалобы. На первом этапе можно будет обратиться за пятью услугами:

  • обеспечение техническими средствами реабилитации;
  • предоставление путевок на санаторно-курортное лечение;
  • назначение страховых пенсий по инвалидности и установление ежемесячной денежной выплаты;
  • обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве;
  • содействие в поиске подходящей работы.

Система обеспечит создание единого информационного ресурса, который позволяет как самим инвалидам, так и различным заинтересованным органам власти и организациям пользоваться достоверными и актуальными сведениями.

Например, данные федеральные реестра позволят выявить категории инвалидов, для которых характерны проблемы при трудоустройстве, еще до обращения гражданина в органы службы занятости.

На первом этапе работы реестра, с 1 января 2017 года, в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, ПФР, ФСС России, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2016 году объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд рублей. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 году.

Уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, по оценкам Минтруда России, в 2016 году будет не ниже уровня 2015 года, равного 86,6 %.

Ведется работа по повышению качества предоставляемых инвалидам услуг и технических средств реабилитации.

В 2016 году Минтруд России завершил работу по определению на 2017-2018 годы единственного поставщика услуг по сурдопереводу. Им, в соответствии с распоряжением Правительства России от 09 ноября 2016 г. № 2369-р. признана Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» с ежегодным объемом услуг в пределах 358,7 тыс. часов. Данная мера позволит повысить не только качество оказываемых услуг по сурдопереводу, но и привлекательность профессии «сурдопереводчик».

Также с целью повышения качества предоставляемых инвалидам средств реабилитации Минтруд России ведет работу по утверждению типовой документации на закупку технических средств реабилитации, которая включает непосредственно типовой контракт (содержащий в том числе условия о гарантийном сроке, сервисном обслуживании, доставке и др.), а также унифицированные технические задания по отдельным видам средств реабилитации серийного производства, разработанные с учетом ГОСТов, а также иных документов в сфере стандартизации.

Читайте также:
Обязанности нотариуса при оформлении наследства

Типовым контрактом предусмотрено условие о необходимости установления поставщиком (организацией-изготовителем средств реабилитации) гарантийного срока с учетом установленных Минтрудом России сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены, что позволит получателям в указанный период обращаться к поставщику с претензией (при выявлении каких-либо недостатков или поломки). Это будет способствовать повышению уровня ответственности поставщика перед получателями (инвалидами), а также заинтересованности поставщика в предоставлении качественных изделий с целью исключения случаев обращений к нему инвалидов при частых поломках.

Существенным плюсом типовой документации является урегулирование вопроса приемки поставленного товара, а также доставки средств реабилитации.

Кроме того, Минтрудом России ведется работа по установлению дополнительных требований к поставщикам изделий, которые позволят исключить возможность заключения контрактов с поставщиками, не имеющими опыта поставок аналогичных товаров надлежащего качества.

Концепция развития ранней помощи

Распоряжением Правительства России от 31 августа 2016 года №1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2022 года.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты), с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.

В документе ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение). Реализация концепции предусматривает три этапа.

На первом этапе в 2016-2017 годах будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих межведомственное взаимодействие, стандарты оказания услуг ранней помощи, разработана типовая региональная программа создания (развития) и реализации программы ранней помощи.

На втором этапе реализации концепции в 2018 году в двух пилотных регионах, отобранных в рамках Государственной программе «Доступная среда», будет проведена апробация стандартов оказания услуг в сфере ранней помощи и типовых решений. В «пилотах» будут отработаны системные подходы к формированию ранней помощи и по итогам подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в федеральное и региональное законодательство.

На заключительном этапе в 2019-2022 годах из федерального бюджета будет оказываться поддержка регионам в формировании программ ранней помощи при создании системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2022 годы

С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая по решению Правительства России в 2015 году продлена на период до 2022 года.

В рамках госпрограммы сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.

При этом госпрограмма не ставит целью приспособление всех существующих объектов в стране и направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре, с 2016 года в перечень приоритетных сфер добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.

При активном участии самих инвалидов были выработаны механизмы отбора наиболее часто посещаемых инвалидами объектов и апробированы подходы к формированию условий доступности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху.

Так, в госпрограмме предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов – поликлиник, больниц, музеев, театров, спортивных сооружений, многофункциональных центров и др.

С этой целью реализуются мероприятия, направленные на повышение как доступности объектов (установка пандусов, поручней, расширение дверных проемов; оборудование санитарно-гигиенических помещений; создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов; закупка автомобильного и городского наземного электрического транспорта доступного для перевозки инвалидов и других МГН), так и доступности услуг (приобретение информационно-навигационных систем для слепых и слабовидящих людей; установка светодиодного табло для слабослышащих; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, закупка книг со шрифтом Брайля, тифлофлешплееры и др.).

С 2011 года к реализации госпрограммы подключились субъекты Российской Федерации. Если в 2011-2012 годах участниками программы были только три пилотных региона – Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 году – 12 регионов, в 2014 году – 75 регионов, в 2015 году – 71 регион, в 2016 году – 81 регион.

По результатам проделанной работы к концу 2016 года количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

Читайте также:
Вопрос юристу: можно ли отказать клиенту в обслуживании?

Также важным направлением реализации госпрограммы является формирование безбарьерной школы.

За пять лет реализации госпрограммы количество школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза – с 2 тыс. (2,5%) в 2011 году до 9,6 тыс. (21,4%) к концу 2016 года.

При этом создается не только физическая доступность школ, но и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

С 2016 года к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения дошкольного, дополнительного, высшего образования.

Благодаря поддержке, которую оказывает госпрограмма спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их количество возросло в стране с 15 в 2011 году до 57 учреждений в 2016 году (в 53 субъектах РФ).

Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на шести общероссийских телеканалах. За 2011-2016 годы увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет почти 30% от эфирного времени каналов.

В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.

В рамках подпрограммы в течение 2016 года Минтрудом России ведется разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

На 2017-2018 годы запланирована апробация данных документов. По результатам проведенного Минтрудом России конкурсного отбора определены два пилотных региона – Свердловская область и Пермский край, с которыми и будет продолжена работа в данном направлении.

Реформирование системы медико-социальной экспертизы

В 2015 г. осуществлен переход на новые классификации и критерии при установлении инвалидности людям. Они предусматривают оценку степени выраженности нарушенных функций организма в процентах, от 10 до 100 процентов, с шагом в 10 процентов, что позволяет на основе нормативно закрепленных параметрах более объективно подходить к установлению инвалидности.

В течение 2016 г. Минтрудом России также, как и в 2015 году, проводился мониторинг принятых решений об отказах в установлении инвалидности. Мониторинг проводился главными бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации в отношении всех принятых решений первичными бюро медико-социальной экспертизы по детям-инвалидам под контролем со стороны Федерального бюро МСЭ и Минтруда России во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, пациентскими и родительскими организациями.

С учетом итогов мониторинга, Минтрудом России издан приказ о внесении изменений, в части уточнения оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеванием фенилкетонурия.

С 2010 года идет работа по реформированию системы медико-социальной экспертизы, направленная на повышение прозрачности и объективности решений по группе инвалидности.

В целях повышения качества услуги по проведению медико-социальной экспертизы Минтрудом России совместно с общественными организациями инвалидов разработан проект плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2022 года.

В проекте «дорожной карты» выделены два основных направления.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического обеспечения медико-социальной экспертизы, подготовку новых методик обоснования экспертного решения с учетом современных методов диагностики и лечения.

Второе направление включает общеорганизационные мероприятия, в том числе кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений медико-социальной экспертизы; формирование открытости деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; повышение ответственности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы за соблюдение этики и служебного поведения.

Примечания

  1. Списки стран, подписавших и ратифицировавших Конвенцию и Протокол (англ.)
  • Дискриминация
  • Международные конвенции
  • Договоры и конвенции ООН
  • Инвалидность
  • Международные правозащитные документы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “Конвенция о правах инвалидов” в других словарях:

Конвенция о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция о правах ребёнка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей в государствах участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно правовым документом обязательного характера, посвящённым… … Википедия

Европейская конвенция о правах человека — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из самых значительных достижений Совета Европы. Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу в 1953 году. Конвенция устанавливает неотъемлемые права … Википедия

Читайте также:
Составляем иск о признании договора незаключенным

Американская конвенция о правах человека — или Пакт Сан Хосе региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны члены ОАГ; на сентябрь 2012 года в конвенции… … Википедия

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — запрещающая пытки при любых обстоятельствах, запрещающая выдачу лиц в страны, где для них существует серьёзная угроза пыток, и устанавливающая обязанность уголовного преследования за пытки конвенция ООН, принятая в 1984 году и вступившая в силу в … Википедия

Конвенция ООН о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция ООН о правах ребёнка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция оон о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Конвенция о статусе беженцев — Страны мира: подписавшие только Конвенцию 1951 года … Википедия

Заключение

Начиная с Декларации прав человека, изданной 10 декабря 1948 года, различные документы, в которых говорится о правах лиц с инвалидностью, выходили раз в десятилетие. Потом из-за увеличения интереса к этой тематике, они выходили чаще, раз в пятилетие.

Последний документ, вышедший перед Конвенцией, был подписан ещё в 1975, так что к 2006 году он уже потерял актуальность.

Конвенция же отвечает требованиям обеспечения прав и свобод людей с инвалидностью, даже спустя почти 15 лет после издания. Однако, даже спустя такое количество времени далеко не все её положения реализованы в странах, ратифицировавших документ.

Государства продолжают интеграцию инвалидов в общество, но работы ещё немало.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально — в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.

Опорные принципы конвенции ООН

Сама декларация содержит 8 основных, опорных принципов, которые подробнее раскрываются в 37 из 50 статей документа. Их можно выделить в своеобразную аннотацию, по которой легко понять, что от стран, принявших Конвенцию, требуется:

  1. Уважать достоинство, свободу выбора и независимость лиц с ограниченными возможностями.
  2. Не допускать дискриминации.
  3. Обеспечить интеграцию в общественные сферы жизни — социальную и культурную.
  4. Уважать различия и принимать лиц с физическими недостатками как части общества, демонстрирующие многообразие людей.
  5. Обеспечить равенство возможностей.
  6. Обеспечить доступность – здесь говорится о средствах коммуникации, общественном транспорте, индивидуальной мобильности, городских зонах отдыха и т. д.
  7. Обеспечить равенство свобод женщин и мужчин.
  8. Уважать право детей с физическими особенностями на собственное развитие и индивидуальность.

Конвенция лишь обозначает те права и возможности, а также сферы социальной жизни, которые требуется адаптировать под людей с физическими ограничениями.

Схему и темпы обеспечения правами и свободами каждое государство разрабатывает самостоятельно, поэтому степень интеграции инвалидов в социум в странах, принявших Декларацию, пока различается.

Согласно содержанию Конвенции, её цель заключается в:

  • Поощрении обеспечения инвалидов полными и равными правами с другими лицами.
  • Обеспечении всех равными возможностями.

Также в статье 1, где говорится о цели Декларации, упоминается, что инвалидами признаются лица с такими нарушениями:

  • Физические.
  • Интеллектуальные.
  • Психические.
  • Сенсорные.

Конвенция ООН «О правах инвалидов»

Эти нарушения создают барьеры, не позволяющие гражданам быть участниками социума в полной мере. Выполнение положений Конвенции позволит странам снизить количество этих барьеров, уменьшая различия между участниками общественной жизни.

Ратификация конвенции

Важно обратить внимание на то, что вместе с самим текстом Конвенции был издан и Факультативный протокол. И зная это, страны можно поделить на 4 группы:

  1. Подписали только Декларацию, не ратифицировав её, то есть не дав юридической силы на территории страны.
  2. Подписали и Конвенцию, и Протокол, но без ратификации.
  3. Подписали и ратифицировали только Декларацию.
  4. Подпись и ратификация Конвенции о правах инвалидов произошла вместе с Протоколом.

Россия относится к третьей группе. Это значит, что текст Декларации с 3 мая 2012 года распространяется на физических и юридических лиц в РФ. И, согласно Конституции, это соглашение стоит выше принятых в России законов и даже само́й Конституции.

Ссылка на основную публикацию