Непринятые к зачету ФСС пособия взносами не облагаются

Сумму пособия нельзя вернуть в принудительном порядке в случае, если незачет — это следствие нарушения законов бухгалтером учете. Взыскание средств – это право, а не обязанность работодателя. То есть он может и не взыскивать пособие, даже если на это есть основания (основание – статья 240 ТК РФ).

Учет пособий, не принятых ФСС в 2022 году

Как поступить, если ФСС не принял к зачету социальные пособия? В нашем материале Вы прочитаете о том, по каким причинам ФСС не принимает социальные расходы компаний к зачету, есть ли возможность и смысл оспаривать данное решение ФСС в суде, каким образом отразить не принятые к зачету суммы социальных пособий в учете.

Средства, затраченные работодателями на оплату больничных листов, пособий в связи с беременностью работниц, на детей и иных мер социальной поддержки своих сотрудников, компенсируются ФСС двумя способами: -выплаты засчитываются в счет взносов на временную нетрудоспособность и материнство; – возмещаются на расчетный счет страхователя.

Чтобы принять социальные расходы работодателя к зачету и возместить их ФСС проводит проверку. К основным причинам отказа ФСС принять к зачету выплаченные социальные пособия относятся следующие:

1) расходы произведены на основе документов, которые были выданы с нарушением законов или оформлены не правильно;
2) работодатель осуществил расходы, нарушив российское законодательство о социальном страховании; 3) выплаты не были подтверждены необходимыми документами. У ФСС возникает подозрение, что организация искусственно формирует основания для возмещения или зачета средств бюджета. ФСС может решить, что пособие было выплачено по поддельному листку временной нетрудоспособности. У работодателя в таких случаях есть два варианта поведения: 1. Попытаться в судебном порядке оспорить решение ФСС; 2. Согласиться с принятым государственной структурой решением.

Отражение в учете

Отказ ФСС от возмещения выплаченных пособий оформляется в виде Решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма которого была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Руководствуясь этим документом, страхователь производит сторнирование на день принятия фондом решения записи о начислении средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расходы на которую ФСС не принял к зачету. Эти суммы нельзя списать на затраты подобно, например, заработной плате. Их требуется относить на уменьшение собственных средств компании.

В случае непринятия ФСС к зачету не облагаемых налогом пособий, средства на их выплату необходимо включить в облагаемую НДФЛ базу. Если не получилось добиться возмещения социальных выплат, бухгалтерии необходимо внести изменения в учет и отчетность.

Последовательность действий при отражении в учете не принятых ФСС к зачету социальных пособий следующая:

1. Сторнировать суммы не принятых к зачету пособий в бухгалтерском учете.
2. Удержать не зачтенные выплаты с работника или списать их на расходы.
3. Рассчитать с не принятых к зачету социальных выплат страховые взносы.
4. Произвести доплату взносов в ФНС. На непринятую к зачету выплату пособия по больничному листу НДФЛ начислять и удерживать не нужно, т.к. с этого пособия НДФЛ уже был начислен. По другим видам социальных пособий ситуация более сложная. Как и страховые взносы, выплаченные и не зачтенные ФСС пособия перестают быть страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, и, следовательно, прекращают быть суммами, с которых не взимается подоходный налог.
У работника, который не возвратил пособие, не зачтенное ФСС, оно становится доходом, с которого должен взиматься налог. В законе обязанности брать налог с не зачтенных ФСС пособий нет. Однако, если работодатель не удержит НДФЛ, но начислит страховые взносы, у налоговых органов могут возникнуть вопросы, поскольку появится числовая разница между базой для страховых взносов и базой для подоходного налога.
Если работник возвратил ранее выплаченное ему пособие, с которого был взят подоходный налог, то у него образуется переплата, о которой работодатель обязан сообщить работнику. После этого переплата или должна быть зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ или возвращена работнику на его банковский счет на основе заявления. Следует перечислить взносы и НДФЛ в бюджет. Кроме этого необходимо исчислить пени по взносам и подоходному налогу и тоже уплатить их в государственный бюджет.

Читайте также:
Идеальное напольное покрытие для спальной комнаты

Фото: из открытых источников сети интернет

Оказание юридической помощи любой направленности. Консультации платные, по телефону и в личные сообщения ПЛАТНЫЕ от 2000 рублей. Буду рада оказать Вам поддержку! WhatsАpp – 8 (918)018-073-43. E-mail: madam_76@mail.ru

Причины неприятия пособий к зачету

Существуют различные виды зачетов: по больничным листам, декретные и детские пособия. Для чего вообще нужен их зачет? Средства изначально выплачиваются работодателем. Однако расходы последнего компенсируются ФСС. Принятие пособий выполняется по итогам их проверки. В пункте 1 статьи 4.2 и пункте 4 статьи 4.7 ФЗ №255 «Об обязательном соцстраховании» от 29 декабря 2006 года указано, что ФСС может не принимать пособия к вычету в этих случаях:

  • Средства выплачены на основании неправильно оформленных документов.
  • Были нарушены законы о соцстраховании.
  • Документация вообще отсутствует.

Вопрос: Организация выплатила работнице пособие по беременности и родам, сумму которого ФСС РФ не принял к зачету. Организация уведомлена, что сумма пособия по беременности и родам, не зачтенная ФСС РФ, подлежит обложению страховыми взносами. Правомерно ли это?
Посмотреть ответ

К СВЕДЕНИЮ! ФСС может обнаружить признаки того, что фирма искусственно создала условия для выплаты пособий. К примеру, это могут быть подделанные листы нетрудоспособности.

Варианты действий

Если ФСС не приняла пособия к вычету, существует два варианта действий:

  1. Оспаривание решения.
  2. Внесение изменений в учет.

Варианты действий зависят от нюансов конкретной ситуации.

Вопрос: ФСС РФ отказал в зачете части пособия по беременности и родам по причине искусственного завышения оклада работнице перед декретным отпуском. Организация не согласилась и направила документы в суд. Каков порядок обложения НДФЛ в период судебного разбирательства? Должен ли страхователь после принятия решения ФСС РФ об отказе исчислить с отказной суммы пособия НДФЛ и представить налоговую отчетность?
Посмотреть ответ

Непринятые к зачету ФСС пособия взносами не облагаются

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

с возмещением расходов на оплату жилого помещения, питания и продуктов, топлива, или их оплатой, или их бесплатным предоставлением, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг или их оплатой;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;

Читайте также:
Военный билет при получении общегражданского паспорта

с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 23.11.2022 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса, российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, а также компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2022 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”, в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

Читайте также:
ВНЖ в России для украинцев в 2022 году

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) применялся по 31 декабря 2022 года. – Федеральный закон от 26.03.2022 N 68-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2019 N 108-ФЗ, от 27.12.2019 N 460-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

Читайте также:
Проверка, сопровождение и регистрация ДДУ в Москве

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 23.11.2022 N 374-ФЗ)

Пп. 17 п. 1 ст. 422 распространяется на выплаты в пользу работников, произведенные начиная с расчетного периода 2022 года (ФЗ от 29.11.2022 N 382-ФЗ).

17) суммы выплат работникам в размере, не превышающем 12 792 рублей на одного работника, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2022 года, а также с проведением в 2022 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Доходы, указанные в настоящем подпункте, исключаются из базы для исчисления страховых взносов однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.

(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.11.2022 N 382-ФЗ)

2. При оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, на получение виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или в административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

При выплате плательщиками полевого довольствия в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам, работающим в полевых условиях, указанные суммы за каждый день нахождения в полевых условиях не облагаются страховыми взносами в размере, не превышающем размера полевого довольствия, предусмотренного пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В базу для исчисления страховых взносов помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:

1) в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

2) в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 – 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 – 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Читайте также:
Судебные органы Великобритании

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подпункт 3 п. 3 ст. 422 применяется в отношении выплат, полученных в 2017, 2018 и 2019 гг. (ФЗ от 30.11.2016 N 401-ФЗ (в редакции от 27.11.2018)).

3) суммы выплат (вознаграждений), указанные в пункте 70 статьи 217 настоящего Кодекса.

О неначислении страховых взносов на непринятые к возмещению ФСС расходов по пособиям

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые Фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения.

Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд) приняты решения, которыми хозяйственное общество (далее – страхователь) привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд включил в базу, облагаемую страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и в базу, облагаемую страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, денежные средства в сумме выплаченных обществом своим сотрудникам – внешним совместителям – пособий по беременности и родам и по временной нетрудоспособности, не принятых к зачету по результатам выездной проверки.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявления общества о признании недействительным указанного решения фонда отказано.

Суды сочли, что указанные суммы пособий, не принятые к зачету, уже не могут признаваться страховым обеспечением, не подлежащим обложению страховыми взносами в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ) и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее – Закон N 125-ФЗ).

В связи с этим, по мнению судов, фонд пришел к правомерному выводу, что данные средства подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и в базу, облагаемую страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные акты и удовлетворила требования страхователя по следующим основаниям.

Положениями ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению соответствующими страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество выплатило своим сотрудникам – внешним совместителям пособия по беременности и родам и по временной нетрудоспособности. Названные расходы общества не были приняты фондом к зачету, поскольку указанные сотрудники работали в обществе менее двух лет до наступления страхового случая и у общества отсутствуют справки с основного места работы этих лиц о том, что им не выплачивалось такое пособие по основному месту работы.

Однако отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.

Читайте также:
Публичный договор в гражданском праве

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.

Таким образом, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.

Учет пособий, не принятых к зачету ФСС: работник не вернул пособие

Пособие с работника нельзя взыскивать, если незачет соцвыплаты возник из-за неверного толкования бухгалтером законодательства при расчете суммы пособия (ч. 4 ст. 15 закона 255-ФЗ). Кроме того, руководитель вправе принять решение не взыскивать пособие независимо от причины незачета (ст. 240 ТК РФ).

Если работник не возвращает соцвыплату, то сделайте следующие проводки:

Дебет

Кредит

Содержание операции

Сторно начисления незачтенной соцвыплаты

Не зачтенная фондом выплата отнесена на счет прочих расходов

69 по субсчетам расчетов с фондами либо с ФНС в части начисления страхвзносов

Начислены на не зачтенное ФСС пособие страховые взносы

Удержан НДФЛ с соцвыплаты (кроме пособия по временной нетрудоспособности)

69 с/счет «Пени, штрафы по соцвзносам»

Начислены пени по опоздавшим в бюджет соцвзносам

68 с/счет «Пени, штрафы по НДФЛ»

Начислены пени по недоимке по НДФЛ

69/68 по субсчетам расчетов с фондами либо с ФНС в части начисления страхвзносов/НДФЛ, 69 с/счет «Пени, штрафы по соцвзносам», 68 с/счет «Пени, штрафы по НДФЛ»

Перечислены страховые взносы, НДФЛ, пени по страхвзносам и НДФЛ в бюджет

НДФЛ удерживайте с работника в том случае, если он не вернул суммы неверно выплаченных пособий, налог не был удержан ранее и вы решили, что безопаснее его удержать. Если работник уже уволился — сообщите в ФНС о невозможности удержать подоходный налог.

В налоговом учете не принятые ФСС к зачету пособия в расчете налога на прибыль не участвуют, поэтому возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство.

О фиксации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом читайте здесь.

Упрощенцы также не учитывают в расходах не зачтенные соцстрахом пособия.

О начислении НДФЛ с суммы пособий, не принятых ФСС к зачету

Следует ли начислить НДФЛ с суммы пособий не принятых ФСС к зачету?

Нужно ли предоставлять корректирующие формы отчётности 2-НДФЛ, 6-НДФЛ за те года, когда была произведена непринятая к зачету выплата, либо возможно отразить доход в текущем периоде и в текущей отчетности?

Ответ специалиста

ФСС отказал в зачете: возникает ли НДФЛ

Последствия отказа в зачете не облагаемого НДФЛ пособия

Морозов Дмитрий Александрович, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса.

Если ФСС не оспаривал сам факт наступления страхового случая, а отказ в зачете вызван иными причинами, то выплаченная за счет организации (ИП) сумма все равно является государственным пособием . Поэтому она не облагается НДФЛ и организация (ИП) – налоговый агент не отражает ее в расчете 6-НДФЛ и справках 2-НДФЛ.

Другое дело, если выплаченную сумму или ее часть ФСС по каким-либо причинам не признал пособием, в том числе и пособием по беременности и родам. Тогда, полагаю, налоговый агент обязан исчислить с нее НДФЛ, удержать его из других выплачиваемых физлицу доходов и перечислить в бюджет.

При отсутствии других выплат, из которых можно удержать налог, налоговый агент должен по окончании года представить налоговому органу сообщение о невозможности удержания (справка 2-НДФЛ с признаком “2”) .

Читайте также:
Образец договора подряда между физическими лицами

С этой позицией можно только согласиться. В главах 23 и 34 НК одинаково сформулировано, какие пособия освобождены от обложения НДФЛ и взносами. Это “государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством” . Такая же формулировка была и в Законе о страховых взносах до передачи их в ведение налоговых органов . Опираясь на нее, ВС и ВАС установили, что отказ в зачете не лишает выплаченную сумму статуса пособия, если ФСС не ставил под сомнение факт наступления страхового случая (и поэтому она не должна облагаться взносами) . Значит, и под НДФЛ она не подпадает.

Официальных писем ФНС и Минфина, которые подтверждали бы эту позицию по НДФЛ, пока нет. В Письмах по страховым взносам эти ведомства, несмотря на решения судов, отказываются признавать незачтенные суммы пособиями . Поэтому рекомендуем сделать письменный запрос по НДФЛ в свою инспекцию и получить от нее официальный ответ.

Применительно к рассматриваемым нами пособиям сам факт наступления страхового случая ФСС оспаривает редко. Причина отказа зачастую в неправильно оформленных, выданных с нарушением правил, недостающих документах. Получается, такие отказы в зачете не превращают выплаченное пособие в налогооблагаемый доход физлица. И не нужно ни исчислять НДФЛ, ни исправлять отчетность по нему.

Кроме того, в некоторых случаях ФСС не принимает к зачету сумму из-за того, что не считает ее собственно пособием. И если вы решили не оспаривать это решение Фонда, то “отказная” сумма подпадает под НДФЛ. Далее назовем три самых распространенных таких случая.

Определение ВС от 04.08.2017 N 308-КГ17-680.

пп. 3 – 6 ст. 226 НК РФ.

п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 422 НК РФ.

ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Определение ВС от 04.08.2017 N 308-КГ17-680; п. 34 Обзора судебной практики ВС N 5 (2017), утв. Президиумом ВС 27.12.2017.

Письма ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@; Минфина от 01.09.2017 N 03-15-07/56382, от 19.10.2017 N 03-15-06/68336.

Статья: Когда придется заплатить НДФЛ с необлагаемого пособия (Мартынюк Н.А.) (“Главная книга”, 2018, N 18)

Минфин и ФНС настаивают, что в случае незачета пособия вы должны доначислить страховые взносы и сдать уточненный РСВ за период выплаты пособия . А между РСВ и расчетом 6-НДФЛ установлено контрольное соотношение: сумма начисленного дохода за минусом дивидендов в 6-НДФЛ (строка 020 – строка 025) больше или равна базе для исчисления взносов в РСВ (строка 050 подраздела 1.1). Оно может оказаться нарушенным, если вместе с уточненным РСВ не сдать уточненный расчет 6-НДФЛ, и тогда инспекция сообщит вам о несоответствии и запросит пояснения.

Какими должны быть корректировки в НДФЛ-отчетности при этом подходе, зависит от ситуации.

Статья: Из-за отказа ФСС возник НДФЛ: как это отразить (Мартынюк Н.А.) (“Главная книга”, 2018, N 18)

Подборка документов:

Статья: Из-за отказа ФСС возник НДФЛ: как это отразить (Мартынюк Н.А.) (“Главная книга”, 2018, N 18)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январь 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Данная консультация прошла контроль качества:

Рецензент – Бушмелева Галина Владимировна, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и АХД» ИжГТУ им. М.Т. Калашникова

Уточненный расчет по страховым взносам

Итак, если территориальный орган ФСС подтвердит заявленные плательщиком расходы на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период, то никаких действий плательщику страховых взносов предпринимать не надо.

Если фонд откажет в принятии соответствующих расходов, то плательщик узнает об этом при получении соответствующего решения фонда. Встает вопрос: надо ли что-либо менять в уже сданном расчете по страховым взносам?

Согласно разъяснениям налоговиков при получении указанного решения плательщику страховых взносов необходимо уточнить данные о суммах расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, на сумму неподтвержденных расходов (Письмо от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).

Читайте также:
Расчет отпускных при сдельной оплате труда

С таким подходом трудно не согласиться, тем более что в Порядке заполнения расчета по страховым взносам сказано: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Если расходы не приняты ФСС, то это означает, что сумма страховых взносов занижена, соответственно, плательщик обязан представить уточненный расчет.

Порядок представления уточненного расчета следующий:

  • в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 “Персонифицированные сведения о застрахованных лицах”), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений);
  • в уточненный расчет подлежит включению разд. 3 “Персонифицированные сведения о застрахованных лицах” в отношении тех физических лиц, в отношении которых производятся изменения (дополнения);
  • при перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

И, конечно, уточненный расчет представляется за тот период, в котором непринятые расходы были первоначально отражены.

Если в уточненном расчете меняется только сумма расходов на выплату страхового обеспечения, то из него надо исключить не принятые ФСС расходы на выплату пособий:

  • корректировки вносятся в Приложение 3 к разд. 1 расчета;
  • соответствующие изменения вносятся в Приложение 2 к разд. 1 расчета (строки 070 – 090);
  • необходимо также уточнить данные в разд. 1 расчета (строки 110 – 123).

К сведению. Поскольку в расчете по страховым взносам плательщики делали много ошибок в части расходов на обязательное социальное страхование, ФСС РФ разработал контрольные соотношения расчета по страховым взносам в части расходов на обязательное социальное страхование (Письмо от 15.06.2017 N 02-09-11/04-03-13313). Этим документом целесообразно руководствоваться при его составлении.

Мы рассмотрели только вопросы внесения изменений в расчет по страховым взносам в случае непринятия (неполного принятия) расходов на выплату пособий на обязательное социальное страхование. О том, надо ли непринятые к расходам суммы выплаченных пособий облагать страховыми взносами, читайте далее.

Фискальная точка зрения

Свой взгляд на рассматриваемую проблему Минфин России изложил в письме от 01.09.2017 № 03-15-07/56382. По мнению финансового ведомства, суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами. Аргументируется такая позиция следующим образом.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). При этом база по страховым взносам определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма облагаемых выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 422 НК РФ. В него включены пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). То есть в общем случае больничные не облагаются страховыми взносами.

В части 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указано, когда территориальный орган ФСС России может вынести решение о непринятии расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Это произойдет, если организация выплатила работникам пособие:

Читайте также:
Чего ожидать на суде после 4 лет розыска?

— с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— при отсутствии документов;

— на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Если продолжить логическую цепочку рассуждений финансистов, то получается, что не принятое к зачету пособие перестает быть страховым обеспечением по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, на такие выплаты положения подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не распространяются. А значит, данные суммы включаются в базу по страховым взносам, так как выплаты произведены при наличии трудовых отношений между организацией и работниками.

Вышеназванное письмо финансового ведомства специалисты ФНС России направили нижестоящим налоговым органам для использования в работе (письмо от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093).

В марте этого года налоговая служба выпустила письмо, в котором указала, что в случае непринятия территориальным органом ФСС России к зачету расходов на выплату страхового обеспечении, компания должна представить в налоговые органы уточненный расчет по страховым взносам (письмо от 05.03.2018 № ГД-4-11/4193@). Напомним, что форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок).

Налоговики отметили, что согласно Порядку при расчете сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством организации в соответствующих строках и графах приложения № 2 к разделу 1 расчета отражают суммы выплат и иных вознаграждений, которые признаются объектом обложения страховыми взносами. По мнению специалистов ФНС России, в случае получения организацией решения территориального органа ФСС России о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, компания должна уточнить данные о суммах выплаченных пособий на сумму неподтвержденных расходов. Одновременно суммы начисленных работнику выплат, которые не являются пособиями по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.

Согласно п. 1.2 раздела I Порядка при обнаружении организацией в сданном в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Арбитры не спешат соглашаться с проверяющими

Однако не нужно забывать, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами *(7) .

При этом далеко не все выплаты в рамках трудовых отношений автоматически становятся составной частью оплаты труда работников.

Судьи в большинстве случаев придерживаются такой же позиции и в спорах зачастую занимают сторону работодателя.

В одном из определений Верховного Суда РФ *(8) указано, что суммы компенсаций, не принятые ФСС России к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. Соответственно, на них не начисляют страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.

В рамках данного спора были рассмотрены компенсация одному из родителей выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и стоимости проезда работников и членов их семей к месту отпуска и обратно.

Суды трех инстанций указали, и Верховный Суд РФ их поддержал в том, что данные суммы носят социальный характер и по определению не являются элементом оплаты труда. Следовательно, их не облагают страховыми взносами независимо от того, приняты они ФСС России к зачету или нет.

Обосновывая свое решение, суды отметили, что выплаты:

— носят характер государственной поддержки;

Читайте также:
Наезд на сплошную линию разметки одним колесом: штраф

— не являются стимулирующими выплатами, вознаграждением, элементами оплаты труда;

— направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход;

— компенсационный характер связан с добровольным принятием обществом бремени государственной функции по обеспечению соответствующих преимуществ для лиц, работающих и проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, в целях выполнения общенациональной задачи по освоению и удержанию Россией северных земель;

— имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Есть и другие судебные акты, отражающие данную точку зрения *(9) .

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 февраля 2015 г. N Ф01-6354/14 по делу N А43-3734/2014

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф09-6879/15 по делу N А76-435/2015

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2015 г. N Ф04-16309/15 по делу N А70-2782/2014

При этом нужно отметить, что Верховный Суд РФ еще в 2014 году придерживался противоположной позиции и поддерживал ФСС России. В своем определении *(10) суд пришел к выводу, что суммы произведенных работнику выплат, которые по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не приняты Фондом к зачету, подлежат обложению страховыми взносами. Потому что при вынесении решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения необоснованно выплаченные суммы утрачивают статус выплат по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию.

Теперь же, когда позиция высшего суда изменилась, у компаний гораздо больше шансов на положительный исход спора с ФСС России. Возможно даже, что сформировавшаяся практика изменит позицию контролирующих органов.

Однако пока компаниям можно посоветовать более тщательно подходить к оформлению документов, подтверждающих компенсационный характер выплат, чтобы у ФСС России не было оснований для отказа.

Если отказ все-таки получен, следует готовиться к судебному спору и опираться на вышеприведенную положительную практику.

*(1) п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

*(3) письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19

*(4) п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ)

*(5) ч. 4 ст. 2 , ст. 13 Закона N 255-ФЗ

*(8) определение ВС РФ от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441 по делу N А27-19374/2014

*(10) определение ВС РФ от 29.08.2014 N 301-ЭС14-253 по делу N А31-8599/2013

Что касается вопроса об обложении страховыми взносами сумм не принятых к зачету расходов, он сегодня является спорным. Плательщик должен принять самостоятельное решение, следовать ему разъяснениям контролирующих органов, которые настаивают на обложении указанных выплат, или руководствоваться судебными решениями, признающими спорные суммы страховым обеспечением, которые не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

Позиция контролеров: нужно начислять

Недавно Минтруд России выпустил письмо, в котором указал, что суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным отделением ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды на общих основаниях *(2) . Такой же точки зрения придерживается Минздравсоцразвития России *(3) .

ФСС России может отказать в зачете расходов на выплату пособий в следующих случаях:

— если они произведены с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов;

— при отсутствии необходимых документов;

— на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов *(4) .

При всех названных обстоятельствах выплаты, по мнению Минтруда России, не являются пособиями, поскольку не отвечают требованиям, установленным законодательством *(5) . А следовательно, облагаются страховыми взносами на общих основаниях.

Отметим, что страховые взносы, не уплаченные компанией в связи с заявлением по ним зачета пособий и компенсаций, в случае отказа ФСС России признаются недоимкой *(6) .

Ссылка на основную публикацию