Нужды социального предпринимательства получили приоритет

Пока услуги ЦИСС доступны всем, кто реализует общественно полезные бизнес-идеи. Когда реестр субъектов СП начнет функционировать, центр сможет работать только с предпринимателями, которые в него попали.

«Социально ответственный бизнес всегда был, есть и будет»

Наталья Борисовна, в начале марта в Кургане прошел первый в этом году форум «Сообщество». Его темой стало инвестирование в социальную сферу. Инвестиции в экономику – это понятно, а что кроется за инвестициями в социальную сферу?

– Социальное предпринимательство представляет сегодня одно из популярных видов предпринимательской деятельности, результаты которой имеют не только социальный эффект, но и экономический. Еще много нужно сделать с точки зрения общественного признания, самой роли и необходимости этого сектора в глазах власти и граждан. Граждане очень ждут развития этого сегмента экономики.

Если говорить о форуме «Сообщество» в Кургане, то там активно обсуждалась тема социальных инвестиций и путей их активизации. Социально ориентированные НКО – это та зона внимания, которой занимается Общественная палата России. Новые темы, которые мы широко раскрыли в Кургане, были связаны с инструментами развития социального предпринимательства, которые появились в нашей стране с внесением изменений в закон о поддержке малого и среднего бизнеса. Мы много обсуждали его на базе Общественной палаты с самими социальными предпринимателями. Выясняли, что такое социальное предпринимательство, определили критерии отнесения к категории социального предприятия, разработали инструменты развития и поддержки.

В рамках форума «Сообщество» были рассмотрены лучшие практики регионов Уральского федерального округа, а также других субъектов. Например, Башкирия вносит заметный вклад в развитие социального предпринимательства, здесь работает один из самых эффективных центров инноваций социальной сферы. Мы, также, изучали опыт моногородов и малых городов. В работе сессии принял участие руководитель Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области, деятельность которого была признана одной из эффективных. Сегодня в Кемеровской области реализуются программы поддержки социального предпринимательства как через Центр инноваций социальной сферы, так и через развитие инструмента корпоративной социальной ответственности – программы Фонда Моногорода.рф. Я уверена, что и сами социальные предприниматели получили много свежей информации.

Исходя из опыта регионов по развитию социального предпринимательства и некоммерческого сектора, инвестиции в социальную сферу можно рассматривать с двух позиций – с точки зрении социальной ответственности государства, когда открываются новые социальные объекты, формируются сообщества, развиваются новые услуги, и эти меры создают перспективы развития общества, то есть происходит инвестирование в развитие территории для его жителей. И вторая позиция, когда инвестированием в социальную сферу занимается бизнес. Мы считаем, когда социальный предприниматель создает детский центр с инклюзивным образованием или центр по уходу за пожилыми людьми, то это тоже инвестиции в социальную сферу, поскольку создается инфраструктура и внедряются современные технологии.

Нужно отметить, что и во втором случае может быть участие государства и крупного бизнеса – в некоторых случаях это может быть очень эффективно. Мы затрагивали эту тему с коллегами из ВЭБ.РФ, обсуждая финансовые инструменты в социальной сфере через взаимодействие бизнеса, власти, институтов развития и социально ориентированных некоммерческих организаций. Такой подход создает предпосылки для развития новых технологий оказаний услуг в социальном секторе, формирует новое качество жизни каждого человека, а развитие человеческого капитала закладывает долгосрочную основу экономического развития.

На ваш взгляд, выгодно ли сегодня бизнесу инвестировать в социальную сферу, или это «крик души» отдельных предпринимателей?

– Считается, что основным в социальных инвестициях должен быть социальный эффект, а потом уже прибыль. Но и в социальном предпринимательстве не всегда наблюдается низкая рентабельность. Этот вид бизнеса может приносить прибыль. Но, чтобы заняться социальным предпринимательством, поддерживать людей с инвалидностью, развивать проекты в сфере экологии, культуры, важно гореть этим и внедрять что-то новое. Нужно отметить, что авторы проектов социального предпринимательства, как правило, хорошо знают социальную проблему и берутся за ее решение по личным мотивам, поэтому это скорее гражданская ответственность и желание изменить мир вокруг, сделать его лучше и более качественным.

Простой пример – проект фонда «Старость в радость» по присмотру и уходу за пожилыми людьми. Это социальные инвестиции в создание комфортных условий для жизни пенсионеров, особенно тех, у кого нет родственников либо средств на достойное существование. Фонд это направление поднял, государство его поддержало, и теперь это часть нацпроекта.

Или проект Лиги здоровья наций, который тоже поддержан властью. Это и правильное питание, и ведение здорового образа жизни, что является частью государственной политики.

Можно говорить и о небольших проектах по технической реабилитации, новых форм ухода, все это очень интересно. Если взять те направления, которым уделяется большое внимание, я бы выделила сферу дополнительного образования. Здесь можно создать доходный и интересный бизнес и параллельно решать социальные задачи. Другое направление – новые формы социального обслуживания. Третье – особые подходы к сфере здравоохранения. Есть проекты, правда, их чуть меньше, в сфере культуры, экологии, спорта. Существуют примеры, когда интересные инициативы реализуют сами граждане. Например, активные семьи, которые хотят помогать другим.

В целом, если говорить о реальной социально ориентированной трансформации, нужно пройти еще долгий путь. Например, принять закон «О социальном заказе». С его помощью уже негосударственные организации смогут на конкурсной основе оказывать услуги в области социального обслуживания населения. Через инструменты образовательных и других сертификатов НКО и социальные предприниматели могут составить существенную конкуренцию государственному сектору – делать быстрее, качественнее, современнее, дешевле. И госпредприятия за ними «подтянутся». Мы неоднократно обсуждаем этот законопроект в Общественной палате и поддерживаем его. Надеюсь, правительство не будет затягивать с его принятием.

Читайте также:
Как производится раздел совместного имущества супругов?

Зарубежных аналогов нет

Очевидно, что тем, кто захочет заниматься и уже занимается социальным предпринимательством, нужны будут деньги. Где их взять?

– В этом мы надеемся на помощь ВЭБ.РФ, на создание банками новых финансовых продуктов. Ведь поддержка, в том числе, финансовая, должна быть. Мы обсуждаем целое направление работы социальных предпринимателей с банковским сектором. Социальный эффект еще надо научиться оценивать, измерять доходы и устойчивость такого бизнеса. И все это нельзя скопировать с зарубежных аналогов – их нет.

Бизнес ждет поддержки и особого отношения с точки зрения удобства предоставления помещений. Нужна возможность использования открытых коворкингов, когда предоставляется аренда одного-трех рабочих мест, а также финансовая помощь. Нужны доступные банковские кредиты, краудфайндинговые инициативы и механизмы. Конечно, ждут и налоговых льгот.

Необходимо отметить, что Министерство экономического развития Российской Федерации активно поддерживает развитие и популяризацию социального предпринимательства в России. В этой связи, еще начиная с 2012 года, в субъектах РФ создаются региональные инфраструктуры поддержки таких предпринимателей, путем создания центров инноваций социальной сферы. Данные центры оказывают правовую, консультационную, информационную, образовательную и организационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства.

В настоящее время 38 Центров инноваций социальной сферы действуют в 38 субъектах Российской Федерации, при этом 7 из них были созданы именно в 2019 году. В 2019 году было профинансировано 32 центра на общую сумму 206,5 млн рублей. За 2019 год 5 тысяч 540 субъектов социального предпринимательства получили государственную поддержку, было проведено 16,2 тысячи мероприятий и консультаций для субъектов МСП, создано 622 новых рабочих места, а также 863 социальных проекта было реализовано при поддержке Центров инноваций социальной сферы.

В советское время было много предприятий инвалидов на базе ВОИ и других организаций. Являются ли они социальным бизнесом, и как можно помочь в трудоустройстве инвалидов?

– В качестве одного из главных критериев социального бизнеса выступает как раз трудоустройство людей с инвалидностью. Это одна из ключевых задач, которая решается в рамках развития социального предпринимательства. Что касается специализированных предприятий обществ инвалидов, их надо поддерживать. И в плане сбыта, и в плане налоговых льгот. Но нужно отделять те предприятия, которые производят неперспективную и ненужную продукцию. В рамках нацпроекта «Повышение производительности труда» можно предусмотреть инструменты бережливого, эффективного производства, чтобы помочь таким предприятиям выйти на новый уровень. Им требуется модернизация. Там мало современных технологий и оборудования.

Например, в рамках нацпроекта «Образование» проходит конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Он – как Worldskills, только для определенной категории граждан. Это один из проектов платформы «Россия – страна возможностей», как и конкурс «Лучший социальный проект года». Один помогает готовить людей с инвалидностью к современным профессиям, второй – развиваться социальным предпринимателям. Здесь много переплетений. Можно, развивая один конкурс, трудоустраивать активных и профессиональных людей из другого. Многие лидеры внимательно смотрят на конкурсантов «Абилимпикса», берут их на работу в дальнейшем. Приятно видеть, как формируется активная социальная среда, а внимание к социальным инвестициям повышается.

Почти год действует закон о социальном предпринимательстве. Чего, на ваш взгляд, удалось достичь, и что предстоит сделать?

– В новом законе было закреплено понятие «социальное предпринимательство», а также дано определение социальному предприятию. Долго думали, включать ли сюда социально ориентированные некоммерческие организации. Было принято решение, что нет. Бизнес есть бизнес. Но критерии не закрыты, и региональные органы власти могут добавлять свои меры поддержки. На каждой территории важно создать свой реестр социальных предпринимателей, центры инноваций социальной сферы (закон это предусматривает). Там, где есть такие центры, социальное предпринимательство активнее реализуется. Мы говорили об этом, например, с губернатором Курганской области. В регионе есть много востребованных направлений социального бизнеса. Только 26 проектов в прошлом году было подано на конкурс от Курганской области. И таких примеров много.

Я думаю, сами региональные органы исполнительной власти тоже заинтересованы в развитии социального бизнеса.

В начале марта закончилась первая волна включения социальных предпринимателей в реестр социальных предприятий – это был льготный период. Сейчас продолжается прием документов на общих основаниях. Сформированный реестр социальных предприятий позволит оценить объем рынка социального предпринимательства, конкретизировать сферы их деятельности, определить необходимые меры поддержки. Это шаг, который необходимо было сделать для дальнейшего развития социального предпринимательства в России.

Нам еще предстоит провести работу по выстраиванию межведомственного взаимодействия, разработки дополнительных мер поддержки и создания Центров инноваций социальной сферы в регионах, где их нет на сегодняшний день.

Государство и бизнес идут навстречу

Основным инвестором, мы понимаем, сегодня является государство. А как обстоят дела с бизнесом? Насколько активно бизнес участвует в развитии соцсферы?

Читайте также:
Как подать заявление в ЗАГС через МФЦ

– Социально ответственный бизнес всегда был, есть и будет. Каждое крупное предприятие проявляет заботу о пожилых людях, детях сотрудников, ветеранах компании. Важно это увязать со стратегией развития конкретного города и региона. Нужно вовлекать бизнес в общественный диалог, чтобы он помогал городу создавать хорошие школы, развивать формы досуга.

Как это делать эффективно – вопрос. Надо выстраивать диалог между бизнесом, властью и общественностью. Главное, чтобы государство не отступало. Нужно использовать больше инструментов государственно-частного партнерства. Чтобы власть не боялась передавать часть социальной сферы в частные руки. У нас до сих пор основная доля принадлежит государству. В ряде стран государство владеет около 40 процентами социальной сферы. В России нужно поднять долю частного сектора в социальной сфере хотя бы до 50%. Нужно смело отдавать, создавать конкуренцию государственным институтам, и это пойдет на пользу нашей стране.

Почему государство боится отдавать часть полномочий по «социалке» в частные руки?

– Сектор социального предпринимательства должен быть диверсифицирован, включая закупки со стороны населения. Товары еще должны быть востребованы на экспорт. Нужно вводить сертификаты на получение тех или иных гарантированных социальных услуг. Например, государство гарантирует человеку качественное средство реабилитации, но пациент хочет что-то другое, лучше. Тогда часть денег на оборудование можно будет выделить с помощью сертификата. То же самое касается сферы услуг. И такие проекты уже есть. Сейчас создаются технопарки, можно создавать социальные парки. А регион может инвестировать в их создание и получать дополнительное преимущество от них. Граждане же будут знать, где найти социально ориентированные организации, и покупать их продукцию либо пользоваться услугами.

В каких направлениях социальной сферы, возможно, не хватает инвестиций?

– Нельзя обеспечивать государственное финансирование образования, медицины, спорта и думать, что там не нужны частные инвестиции. Необходимы новые методы работы, инициативы, которые подстраиваются под решение конкретных задач. Государственная система более консервативна в этом плане. Безусловно, если мы будем внедрять какие-то технические решения вокруг человека и его интересов, это будет здорово. Здесь важно, чтобы реализация государственных задач не противопоставляла себя частным. Это должно развиваться бок обок. Например, частное образование не нужно воспринимать хуже, чем государственное. Это просто одна из «опций». И при внедрении системы государственных сертификатов гражданин может выбирать, где их применить.

Нужно найти верный механизм. Либо это коворкинги с низкой стоимостью подключения для социального бизнеса, либо что-то другое. Государство должно создавать условия для выравнивания государственного и частного социального сектора.

Социальное предпринимательство порой связывают с благотворительностью. На самом деле это одно и то же, или есть отличия?

– В ходе благотворительности ты отдаешь что-то людям и получаешь благодарность, возможно, в виде социального эффекта. А социальное предпринимательство – это инвестиции, которые в дальнейшем отражаются в экономической стабильности и социальном эффекте. Безусловно, нельзя говорить, что социальные предприниматели – благотворители. Это особая категория предпринимательского сообщества, которая в первую очередь достигает социального эффекта, но это происходит через выстраивание эффективной бизнес-модели, основанной на экономической стабильности организации. По сути, социальные предприниматели не являются благотворителями. Социальные предприниматели – это новаторы, которые находят решение по минимизации воздействия или решению социальной проблемы с использованием финансовой модели, которая позволяет осуществлять деятельность на постоянной или регулярной основе и при этом не зависеть от меценатов и благотворителей.

Перспективы социального бизнеса

Могут ли волонтеры помочь в развитии социального предпринимательства?

– Считаю, что в социальный бизнес можно прийти разными путями. Да, например, от волонтерства. Сначала ты помогаешь решить социальную проблему своими руками, организуешь других неравнодушных людей. Потом создается социальный бизнес. Я видела много проектов, когда предприниматели создавали свои волонтерские организации и обучали добровольцев. Это тоже неплохо. Люди ищут, как применить себя, но не все знают, как это сделать.

Также вполне логично прийти к социальному предпринимательству из бюджетной сферы. Когда ты гуру в образовании, медицине и так далее, но видишь, что еще можно сделать, создаешь социальный бизнес в той области, в которой разбираешься и хочешь что-то улучшить.

Можно ли выделить какие-то сферы в России, где есть наибольший запрос на инвестиции в социальном предпринимательстве?

– Наиболее востребованные – здравоохранение и дополнительное образование. Активно развивается соцобслуживание, но здесь еще требуется внимание. В области производства социально значимых товаров пока есть только отдельные яркие проекты. Можно взять каждое министерство и посмотреть, какое количество частного бизнеса там развивается, а также посмотреть на региональный срез и увидеть востребованность. Можно понять, государство заполняет эту нишу самостоятельно, либо создает условия для социального бизнеса. Безусловно, сегодня есть сферы, где наиболее востребованы решения социальных предпринимателей – это, как было обозначено, сфера дополнительного обучения с применением технологий инклюзивного образования, это сфера занятости, в том числе людей с ОВЗ, из социально-незащищенных категорий населения, это также работа с людьми пенсионного и предпенсионного возраста. Любой проект, направленный на эти сферы, будет актуален в ближайшие годы.

Органы власти субъектов сегодня все больше поворачиваются лицом к социальному предпринимательству. В Москве создан совет по развитию социального бизнеса, где объединены, представители бизнеса и органов власти, а также мы как институт развития. РГСУ изначально развивал это направление деятельности. В других регионах тоже перенимают этот опыт.

Читайте также:
Злостные неплательщики алиментов ответственность

Каковы перспективы социального заказа для НКО? Вообще готовы ли НКО заниматься такими вещами – все-таки для участия в конкурсах по социальному заказу нужны обученные люди, серьезна подготовка. Одного энтузиазма мало.

– Обучение здесь является главным фактором. Это снижает риск возникновения ошибок при старте. Действительно, у многих инициативных людей взгляд гаснет, если что-то не получается. Через обучение, бизнес-акселераторы, консультационные мероприятия, которые оказываются в Центрах инноваций социальной сферы в регионах, решается много вопросов. Мы, в рамках Общественной палаты, также делимся полезными примерами, проводим просветительские мероприятия.

Отдельно нужно отметить, что у НКО есть огромный опыт в решении социальных проблем общества, на наш взгляд, сегодня необходимо еще дать им компетенции социального предпринимательства, чтобы эффективно решать вопросы, которые возникают при социальном заказе. В перспективе, НКО могут переориентироваться и стать социальным предпринимателем. Считаю, что навыки социального предпринимательства нужно давать со школьной скамьи, уделять этому внимание и в высших учебных заведениях.

Подводя итог, как вы оцениваете уровень развития третьего сектора и социального предпринимательства в России? Куда мы движемся?

– Мы движемся к цивилизованному гражданскому обществу, удобному и нужному самим людям. Если мы говорим про «третий сектор» и социальное предпринимательство, хорошо, чтобы хотя бы одна треть экономики с точки зрения внимания была направлена на социальную сферу. Это, конечно, мечта. Но мы постоянно отслеживаем динамику, убираем «шероховатости», ищем новые ниши и направления. Мы это делаем и продолжим делать.

Спектр задач

Социальные предприниматели решают широкий спектр социальных задач: от дошкольного образования до ухода за тяжелобольными людьми, говорит директор департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов Дмитрий Богданов.

Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow выделяет три самых востребованных направления в этой отрасли: образовательные услуги для людей разного возраста; трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья; экологические проекты.

Государственные фонды поддерживают общественно значимые проекты не только финансово. Фонд поддержки социальных проектов АСИ запустил бесплатную обучающую онлайн-программу для новичков в социальной сфере. При фонде работает акселератор, деятельность которого направлена на повышение бизнес-компетенций, поиск новых каналов монетизации, «упаковку» проектов для привлечения инвесторов.

Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE на конкурсной основе готовит, поддерживает и сопровождает социально ориентированных предпринимателей из молодежной студенческой среды.

Господдержка реализуется и через центры инноваций социальной сферы в регионах. Правительство Югры в 2016 году запустило пилотный проект «Социальные инвестиции» с фондом региональных социальных программ «Наше будущее».

Сегодня СП может воспользоваться, по сути, мерами господдержки малого и среднего бизнеса, предусмотренными нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», — например, через центры «Мой бизнес». Однако вступление в силу поправок в закон о МСП обещает расширение программ поддержки для социально ориентированного бизнеса. По крайней мере, как ранее заявляла гендиректор Корпорации МСП Наталья Ларионова, в корпорации ждали принятия закона.

Законом предполагается, в частности, содействие СП в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, проведении ярмарок, деловых конгрессов и выставок.

«Необходимо продолжать развивать коммуникацию между государством и малым бизнесом, делать ее более понятной и доступной, чтобы предоставляемые возможности были более востребованными», — говорит сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.

Зачем бизнесу получать статус «социального предприятия» или Я — социальный предприниматель. Заяви о себе

Модное нынче понятие «социальное предпринимательство» у многих на слуху. СМИ рассказывают о новых социальных проектах, государство оказывает поддержку. Однако, в большинстве случае люди не знают, что их деятельность законом отнесена к социальному предпринимательству. С января 2022 года предпринимателей, работающих в социальной сфере, призывали подавать документы на признание предприятия социальным. То есть, иными словами, получить особый статус. Давайте разберемся, что это дает.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209) социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 Федерального закона № 209.

Иными словами, для социального предпринимателя прибыль не главное, на первый план выходит решение социальной проблемы.

Среди известных примеров социального предпринимательства в России можно назвать уфимский проект Альфии Галиуллиной «Ваша сиделка» — это служба социальной помощи по уходу за лежачими больными. Или наш тюменский проект «Эбием», благодаря которому ялуторовские бабушки получили возможность не только сохранять народный промысел, но и зарабатывать деньги, продавать свои изделия по всей России.

Социальное предпринимательство — это не только работа с социально-незащищенными категориями населения. К этому виду деятельности мы можем отнести также дополнительное образование, деятельность по сохранению культурного наследия и многое другое.

Критерии отнесения определены пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ. Субъект малого и среднего предпринимательства должен осуществлять на выбор:

— занятость групп населения (группы населения установлены вышеуказанным федеральным законом);

Читайте также:
Порядок оформления ипотеки через риэлтора в 2022 году

— реализацию товаров (работ, услуг), производимых с участием определенных законом групп населения;

— деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), предназначенные для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

— деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.

Как мы видим, спектр применения предпринимательского таланта велик: от занятий по реабилитации для особенных детей до печатных мастерских и музеев.

Так все-таки зачем?

Почему власти так активно агитируют предпринимателей получать статус «социального предприятия»?

По сравнению с другими странами в России социальное предпринимательство находится на начальном этапе развития: действующих и потенциальных социальных предпринимателей обучают, консультируют и способствуют становлению и развитию бизнеса. Для этого во многих субъектах Российской Федерации созданы Центры инноваций социальной сферы.

При этом законодательно закреплено, что регионы самостоятельно разрабатывают дополнительные государственные меры поддержки исходя из реального количества социальных предпринимателей в конкретном регионе.

«Именно для этого социальным предпринимателям нужно подавать документы в целях включения их в Реестр социальных предпринимателей. Необходимо заявить о себе количеством. Рассказать, кто они такие и какая помощь нужна от государства. Для создания государственных мер поддержки необходимо понимать, в отношении каких предприятий ведется работа, сколько их по количеству, какой деятельностью они занимаются и многое другое», — комментирует Александра Князева, руководитель Центра инноваций социальной сферы Инвестиционного агентства Тюменской области.

В будущем для получения новой государственной поддержки предпринимателю в обязательном порядке необходимо будет получить статус «социального предприятия».

В 2022 году в регионе планируется разработка финансовых инструментов поддержки для социальных предпринимателей. Для участия в новых программах необходимо будет получить статус «социального предприятия».

Порядок присвоения этого статуса закреплен в Приказе Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия». Прием документов для признания предприятия социальным начнется в январе 2022 года и продлится до 1 мая.

Документы принимает Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, ул. Республики, 24, 5 этаж, каб. 515, тел. 8 (3452) 42 66 52.

Как стать социальным предприятием?

Для этого организация (предприниматель) должна соответствовать одному из следующих условий.

  1. Организация (предприниматель) обеспечивает занятость определенных категорий граждан:
    • инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    • одиноких и (или) многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
    • пенсионеров и граждан предпенсионного возраста;
    • выпускников детских домов в возрасте до 23 лет;
    • лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость;
    • беженцев и вынужденных переселенцев;
    • малоимущих граждан;
    • лиц без определенного места жительства и занятий;
    • граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

    Численность перечисленных граждан среди работников организации (ИП) должна быть не менее 50%, а доля расходов на оплату их труда должна составлять не менее 25%.

  2. Организация (предприниматель) реализует товары, работы или услуги, которые произвели граждане, перечисленные выше.
  3. Организация (предприниматель) производит товары, работы или услуги, предназначенные для граждан, указанных выше. Речь идет о следующих видах деятельности:
    • социально-бытовые услуги;
    • социально-медицинские услуги (уход, содействие в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения);
    • социально-психологические услуги (профилактика отклонений в поведении, коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде)
    • социально-трудовые услуги (оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией);
    • услуги, предусматривающие повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
    • производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
    • организация отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
    • услуги в сфере дополнительного образования;
    • деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
  4. Организация (предприниматель) ведет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества:
    • оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
    • организация отдыха и оздоровления детей;
    • услуги в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
    • оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
    • обучение работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
    • культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
    • оказание услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;
    • выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, которые облагаются НДС по ставке 10% по Перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41.

При этом доля доходов от деятельности, перечисленной в п. 2-4, по итогам предыдущего года должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов, и 50% всей полученной чистой прибыли должно пойти на осуществление такой деятельности в текущем году.

Отметим, что субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные критерии для признания организации (предпринимателя) социальным предприятием. В таком случае их поддержка осуществляется за счет бюджета субъекта РФ или местных бюджетов.

Конкретный порядок признания организации (предпринимателя) социальным предприятием разработает Минэкономразвития России.

Социальное предпринимательство

26 июля 2019 г. официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», который ввёл в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

Закон установил понятие социального предпринимательства — это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и ведущаяся в соответствии с определенными условиями. Под социальным предприятием в законе понимается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.

Сведения о том, что та или иная организация или предприниматель имеет статус социального предприятия, должны содержаться в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет ФНС. Первый раз такие сведения будут внесены в Реестр 10 апреля 2022 г. (п. 2 ст. 2 Закона от 26.07.2019 № 245-ФЗ).

По новому закону вы можете быть отнесены к категории социальных, если соответствуете одному из 4 условий:

1. В компании трудятся граждане, которых можно отнести к социально уязвимой категории. Это могут быть инвалиды, многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, воспитанники детских домов, пенсионеры и люди предпенсионного возраста — итоговый перечень определит правительство. Таких работников в числе всех сотрудников должно быть не меньше половины, а доля их зарплат в фонде оплаты труда должна составлять, как минимум, четверть

2. Компания обязана обеспечить доступ товаров, работ и услуг, которые производит социально незащищенная категория граждан, к рынкам сбыта. Полученные в результате доходы по итогам предыдущего календарного года должны составлять не менее 50% в общем объёме доходов. Такой же должна быть и доля чистой прибыли, направленной на осуществление этой деятельности

3. Получить статус «социальных» смогут предприятия, которые производят товары или оказывают услуги для социально незащищённой категории граждан. Доля доходов от этой деятельности должна опять же быть не менее 50% от общего объёма
4. В законе указаны и конкретные сферы деятельности, которые будут считаться «социальными». В их числе оказание услуг в сфере дополнительного образования, реабилитация и уход на дому, организация отдыха детей, инвалидов и пенсионеров, обучение волонтёро

  • ока­за­ние фи­нан­со­вой под­держ­ки (в том числе в рам­ках предо­став­ле­ния суб­си­дий)
  • ока­за­ние иму­ще­ствен­ной под­держ­ки (в том числе путём предо­став­ле­ния во вла­де­ние и/или поль­зо­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го иму­ще­ства на льгот­ных усло­ви­ях)
  • ока­за­ние ин­фор­ма­ци­он­ной под­держ­ки
  • ор­га­ни­за­ция про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния и со­дей­ствие в про­хож­де­нии неза­ви­си­мой оцен­ки ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков со­ци­аль­ных пред­при­я­тий
  • СМП обес­пе­чи­ва­ет за­ня­тость ин­ва­ли­дов, оди­но­ких и/или мно­го­дет­ных ро­ди­те­лей, пен­си­о­не­ров и пред­пен­си­о­не­ров и при этом доля таких лиц среди ра­бот­ни­ков со­ци­аль­но­го пред­при­я­тия не менее 50%, а рас­хо­ды на опла­ту их труда не менее 25%
  • СМП про­из­во­дит то­ва­ры (ра­бо­ты, услу­ги) для ука­зан­ных выше граж­дан (ин­ва­ли­дов, пен­си­о­не­ров и т.д.), при этом доля до­хо­дов и доля при­бы­ли от этой де­я­тель­но­сти не менее 50% и ве­дут­ся сле­ду­ю­щие на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:
    • со­ци­аль­но-бы­то­вые услу­ги
    • со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ские услу­ги
    • со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские услу­ги
    • со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­че­ские услу­ги
    • про­из­вод­ство и/или ре­а­ли­за­ция ме­ди­цин­ской тех­ни­ки
    • ор­га­ни­за­ция от­ды­ха и оздо­ров­ле­ния ин­ва­ли­дов и пен­си­о­не­ров
    • услу­ги в сфере до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния

    Со­ци­аль­ным пред­при­ни­ма­тель­ством не может яв­лять­ся де­я­тель­ность (п. 4 ст. 24.1 За­ко­на от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

    • по про­из­вод­ству и/или ре­а­ли­за­ции по­дак­циз­ных то­ва­ров
    • по до­бы­че и/или ре­а­ли­за­ции по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (за ис­клю­че­ни­ем об­ще­рас­про­стра­нен­ных)

    Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства
    изображение.png 93.95 KB

    • признание важности его работы со стороны органов исполнительной власти
    • признание важности его работы со стороны населения

    Эти преимущества позволят вам использовать свою социальность не как нагрузку, а как конкурентное преимущество, и быть более устойчивым.

    Полезные ресурсы для бизнеса

    Здесь мы собрали интересные и полезные ресурсы для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес

    Государственная помощь для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях

    В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.

    Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:

    Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей

    Организации МСП и ИП из списка пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей

    • снижение доходов более чем на 10%;
    • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10%;
    • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, более чем на 10%;
    • получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2022 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

    Отсрочка или рассрочка предоставляется только по платежам, срок перечисления которых уже наступил. Если налогоплательщик получил отсрочку уплаты как МСП, заявить отсрочку или рассрочку по допоснованиям до ее истечения нельзя.

    Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей

    Постановление правительства №434 от 03.04.2022 (ред. от 18.04.2020)

    Отсрочка по уплате налогов и взносов — продлены сроки уплаты ряда обязательных платежей.

    На шесть месяцев:

    • налога на прибыль за 2019 год;
    • единого налога при УСН за 2019 год;
    • ЕСХН за 2019 год;
    • налогов (кроме НДС, НПД и налогов, перечисляемых организацией и ИП в качестве налоговых агентов) и авансовых платежей по ним за март и I квартал 2022 года;
    • страховых взносов и взносов на травматизм с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за март — май 2022 года.

    На четыре месяца:

    • налогов (кроме НДС, НПД и налогов, перечисляемых организацией и ИП в качестве налоговых агентов) и авансовых платежей по ним за апрель — июнь, за II квартал и первое полугодие 2022 года;
    • налога, уплачиваемого при ПСН, срок уплаты которого приходится на II квартал 2022 года;
    • страховых взносов и взносов на травматизм с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за июнь — июль 2022 года;
    • страховых взносов за 2019 год, исчисленных ИП с дохода выше 300 000 руб.

    На три месяца: НДФЛ для ИП за 2019 год.

    Кроме того, перенесли сроки уплаты авансов по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу:

    • за I квартал 2022 года — не позднее 30 октября 2022 года;
    • за II квартал 2022 года — не позднее 30 декабря 2022 года.

    Платить налоги, авансовые платежи по ним, страховые взносы, сроки перечисления которых перенесены, следует равными частями в размере 1/12 указанной суммы ежемесячно не позднее последнего числа месяца.

    Начало перечисления платежей — месяц, следующий за месяцем, в котором наступает срок уплаты налогов, авансов и взносов с учетом предусмотренного переноса.

    Снижение тарифа страховых взносов и отсрочка по их уплате

    Для малого и среднего бизнеса из перечня пострадавших отраслей продлевается срок уплаты всех страховых взносов: за март — май на 6 месяцев, за июнь — июль на 4 месяца.

    Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства — двукратное (с 30% до 15%) снижение совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ. Такое снижение введено с 1 апреля специальным законом. Для расчета берется федеральный МРОТ без учета районных коэффициентов и «северных» надбавок.

    МСП и ИП, в том числе из перечня пострадавших

    Постановление правительства №409 от 02.04.2020

    Постановление правительства №434 от 03.04.2020

    Информация ФНС России от 29.04.2020

    Предоставляются две субсидии — за апрель и май на неотложные нужды. Заявка формируется прямо на сайте службы или через личный кабинет юрлица, ИП (раздел «Жизненные ситуации»).

    Чтобы определить сумму субсидии, умножьте 12 130 руб.:

    • на количество работников в марте — для организаций;
    • на количество работников в марте, увеличенное на единицу — для ИП с работниками.

    Для ИП без работников размер субсидии составляет 12 130 руб.

    Количество работников ФНС определит на основе сведений по форме СЗВ-М. Потратить деньги разрешено на любые нужды, в том числе на выплату зарплаты.

    Предоставляется государственная поддержка малого бизнеса и ИП из перечня пострадавших отраслей

    Постановление правительства №434 от 03.04.2020

    Информация ФНС России от 01.05.2020

    • 6-месячная отсрочка платежей по любым кредитным договорам, заключенным до 3 апреля;
    • отсрочки на льготных условиях в рамках действующей госпрограммы.

    МСП и ИП из перечня пострадавших отраслей

    Для остальных МСП и ИП ЦБ РФ принимает меры по стимулированию банков реструктурировать кредиты

    Постановление правительства №434 от 03.04.2020

    Информационное сообщение Банка России от 27.03.2020

    Информационное сообщение Банка России от 17.04.2020

    ЦБ РФ расширил программу рефинансирования по кредитам для малого и среднего бизнеса: кредит получат по ставке 8,5% (список банков есть на сайте мойбизнес.рф/banks).

    Сняты все отраслевые ограничения на кредитование малого и среднего бизнеса.

    27 апреля ЦБ РФ снизил ставку для кредитов, которые он выдает банкам на поддержку кредитования субъектов МСП, с 4% до 3,5% годовых. Пониженная ставка применяется и к ранее выданным кредитам.

    В рамках госпрограммы банки выдают льготные кредиты на выплату зарплаты и другие неотложные нужды на период не более 12 месяцев.

    Информационное сообщение Банка России от 24.04.2020

    Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020

    Мораторий на банкротство — введен 6-месячный запрет на подачу кредиторами заявлений о банкротстве.

    Узнать, распространяется ли на организацию мораторий на банкротство, можно с помощью специального сервиса ФНС.

    Организации МСП и ИП из пострадавших отраслей экономики

    Постановление правительства №434 от 03.04.2020

    Снижение надзорной нагрузки, исключение составляют проверки, вызванные ЧС либо причинением вреда жизни и здоровью граждан,

    До 31 мая включительно действуют следующие послабления:

    • отменены решения и нет новых о проведении выездных и повторных выездных налоговых проверок;
    • приостановлены уже назначенные выездные и повторные выездные налоговые проверки;
    • приостанавливается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами;
    • не проводятся или приостанавливаются проверки соблюдения валютного законодательства, кроме случаев, когда нарушения уже выявлены и если срок давности для привлечения к административной ответственности — до 01.06.2020;
    • приостанавливаются сроки составления актов и решений налоговых органов в рамках выездных (повторных выездных) налоговых проверок; однако если материалы проверки рассмотрены и все необходимые процедуры соблюдены, то налоговая вынесет решение и направит его проверяемому лицу и до 31 мая, в таком случае срок для подачи жалобы начинается 1 июня;
    • приостанавливается срок подачи и рассмотрения возражений на акты налоговых проверок;
    • не применяются меры взыскания задолженности по налогам и страховым взносам и соответствующие обеспечительные меры (есть исключение).

    Если налогоплательщик не представит документы или сведения по запросу налоговой инспекции, его не оштрафуют по статье 126 НК РФ . Эта мера действует для тех случаев, когда окончание срока представления документов пришлось на период с 1 марта по 31 мая 2022 года.

    Весь малый и средний бизнес, ИП

    Постановление правительства №409 от 02.04.2020

    Послабления в лицензировании и иных разрешительных процедурах:

    1. На 1 год продлевается срок действия разрешений на строительство, проектов планировки территории и ГПЗУ (если срок истекает в период с 7 апреля 2022 года до 1 января 2022).
    2. Продлен срок лицензий (разрешений), действие которых истекает или истекло в период с 15 марта по 31 декабря 2022 года (например, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции).
    3. Перенос сроков прохождения разрешительных процедур (аккредитации, аттестации и пр.) на 12 месяцев либо признание таких процедур пройденными, а разрешения — действующим.
    4. Не проводится переоформление лицензий из-за изменений в адресных элементах (переименование улицы, изменение нумерации и пр.) или реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния, присоединения, в случае изменения наименования юридического лица.
    5. Переносятся сроки вступления в силу изменений в сфере эксплуатации транспортных средств и в правила получения водительских прав.

    Предусмотрена возможность получить отсрочку или освобождение от уплаты при аренде федерального, регионального и муниципального имущества.

    На период действия РПГЧС и до 1 октября 2022 года арендаторы недвижимости из пострадавших отраслей вправе требовать отсрочку платежей на условиях, установленных правительством.

    Если из-за режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (РПГЧС) в субъекте РФ арендатор не смог воспользоваться имуществом, он вправе требовать уменьшения платежей.

    Организации МСП и ИП из пострадавших отраслей экономики, прочие организации этой категории

    Федеральный закон №98-ФЗ от 01.04.2020

    Постановление правительства №434 от 03.04.2020

    Снижение эквайринговых комиссий при онлайн-продаже товаров:

    1. Максимальное значение комиссии с 15 апреля по 30 сентября ограничивается на уровне 1% для торгово-сервисных предприятий, продающих в розницу продукты питания, товары медицинского назначения, одежду, товары повседневного спроса.
    2. Для бытовой техники, электроники и средств связи установлен лимит в 20 000 руб.

    Информационное сообщение Банка России от 27.03.2020

    Бесплатное получение сертификата о форс-мажоре:

    1. Минэкономразвития предусмотрело эту меру для сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым контрактам.
    2. Условия получения сертификата о форс-мажоре по внутрироссийским сделкам формируют региональные ТПП.

    Планируется снижение требований к обеспечению госконтрактов и сохранение объемов закупок. Ориентировочный срок принятия ФЗ — 15 июня 2022 г.

    Предполагается увеличить до 5 млн руб. (в настоящее время 1 млн руб.) начальную (максимальную) цену контракта, при которой малый и средний бизнес предоставляет обеспечение заявок участников закупок, увеличить предельный размер авансовых платежей (до 50% цены контракта, сейчас 30%).

    Это обеспечит упрощение доступа МСП к закупкам и опережающее финансирование затрат на исполнение контрактов в период возросшей финансовой нагрузки.

    Действующее законодательство гарантирует СМП определенные привилегии при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Принадлежность к пострадавшим отраслям определяют по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В соответствии с законодательством государственная поддержка микропредприятий осуществляется согласно тем же НПА.

    Кроме перечисленных, дополнительными мерами государственной поддержки могут воспользоваться туроператоры:

    • сфера включена в перечень пострадавших отраслей экономики;
    • государство стимулирует банки реструктурировать и пролонгировать кредиты заемщикам отрасли.

    Туроператорам также предоставляется поддержка малого бизнеса от государства, они получат субсидии на возмещение затрат, связанных:

    • с возвратом денег туристам — гражданам РФ в сфере выездного туризма по невозвратным тарифам авиаперевозчиков;
    • с вывозом туристов из государств с неблагоприятной ситуацией в связи с коронавирусом.

    Для этого правительство определило:

    • перечень документов, подтверждающих затраты;
    • критерии, которым должен соответствовать туроператор;
    • расходы, не подлежащие компенсации;
    • формулу расчета субсидии.

    С 17 апреля 2022 в качестве меры поддержки бизнеса со стороны государства действуют правила возврата туристам денег, уплаченных за туристский продукт.

    Важно. На 2022 год туроператоры освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» (размер взноса составляет всего 1 руб.). Мера не касается тех, кто ранее не работал в сфере выездного туризма и впервые вступает в ассоциацию.

    Все отраслевые меры поддержки малого и среднего бизнеса в туриндустрии перечислены в следующих постановлениях правительства: №428 от 03.04.2020; №434 от 03.04.2020; №461 от 08.04.2020; №583 от 25.04.2020; №660-р от 18.03.2020, а также в информационном сообщении Банка России от 17.03.2020.

    Без учета НКО

    По оценкам фонда региональных социальных программ “Наше будущее”, в Калининградской области социальным бизнесом занимаются 344 хозяйствующих субъекта. Среди них, например, сеть благотворительных магазинов подержанных вещей Danke-Shop, открывшаяся в 2015 году. Компания собирает у калининградцев ненужную одежду с помощью специальных контейнеров, часть раздает нуждающимся, часть распределяет по благотворительным организациям, часть продает. Непригодная одежда идет на переработку. Прибыль, оставшуюся после покрытия всех расходов, магазин также перечисляет на благотворительность. При этом проект, принесший региону много пользы, не соответствует условиям нового федерального закона.

    – Danke-Shop функционирует как некоммерческая организация, а действие закона о социальном предпринимательстве на НКО не распространяется, – поясняет руководитель проекта Андрей Громнюк. – В 2022 году мы разделим свою деятельность, в структуре проекта появится ИП, но это вопроса не решит. Благотворительная деятельность по выдаче и продаже вещей не входит в число утвержденных социальных направлений. Среди наших сотрудников есть и многодетные мамы, и пенсионеры, и выпускники детских домов, но они не формируют более половины штата. Поэтому, с одной стороны, надеюсь, что новый федеральный закон в перспективе все-таки будет каким-то образом распространяться на социально ориентированные НКО. С другой стороны, будем общаться с региональным минэкпромом. Вопрос расширения регионального списка социальных направлений деятельности непрост, поскольку в нашем случае речь идет о торговле, но попробуем его проработать.

    Как стать социальным предпринимателем

    Появления закона о социальном предпринимательстве ждали многие. В июле 2019 года он был принят Госдумой. В результате в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

    В соответствии с этими изменениями, Минэкономразвития России утвердило порядок признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями. Как это поможет бизнесу и гражданам?

    Для решения острых проблем

    «Социальное предпринимательство – это прежде всего эффект, который оно оказывает на решение острых социальных проблем», – подчеркнула заместитель руководителя Корпорации малого и среднего бизнеса Наталья Ларионова, выступая в пресс-центре «Парламентской газеты».

    К этой категории относят частные детские сады и дома для престарелых, предприятия бытового обслуживания и т. п. Социальными предприятиями считаются и те, которые обеспечивают занятость социально уязвимых категорий граждан. Они войдут в реестр и могут претендовать на государственную поддержку.

    «Согласно закону, это может быть финансовая, имущественная, образовательная, информационная, консультационная и методическая поддержка, содействие в развитии межрегионального сотрудничества и другие меры», – сообщила министр экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области Наталья Кряжева.

    Как уточнили в ведомстве, сегодня формируют перечень социальных предприятий, который, в свою очередь, войдёт в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведь, чтобы рассчитывать на государственную поддержку, нужно получить статус социального предприятия.

    В каких сферах могут работать социальные предприниматели, уже определило Минэкономразвития РФ.

    «Сейчас в регионах идёт сбор заявок от предпринимателей, которые намерены получить статус социальных. К апрелю Минэкономразвития намерено сформировать реестр социальных предпринимателей, как это и предусмотрено в законе. Тогда можно с уверенностью сказать, что социальное предпринимательство у нас существует на законном основании», – уточнил в интервью «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов.

    Успеть до 1 марта

    По закону, у региональных властей есть право добавлять в перечень новые виды деятельности, а также предусматривать механизмы их поддержки. Впрочем, дополнять список категорий, установленных Федеральным законом, в Кировской области не планируют.

    «Начата работа по информированию потенциальных получателей статуса, формируется состав комиссии по рассмотрению вопросов признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями в Кировской области», – рассказала Наталья Кряжева.

    К слову, перечень социальных предприятий будет сформирован дважды – по состоянию на 1 апреля 2022 года и на 1 июля 2022 года. Подать заявку на получение статуса социального предприятия в этом году можно в срок до 1 марта и до 1 мая соответственно. В последующие годы сроком подачи заявок будет 1 мая.

    Как рассказали в региональном центре «Мой бизнес», подать заявку можно в бумажном виде или с использованием электронных носителей (с обязательным отправлением документов в бумажном виде) по адресу: г. Киров, Динамовский пр-зд, д. 4, или по электронной почте: mail@kfpp.ru (с указанием темы письма «Заявка на включение в перечень социальных предприятий»). Можно проконсультироваться по телефону 8 (8332) 648 649.

    На данный момент поступили заявки от двух представителей малого и среднего бизнеса, другие предприниматели активно интересуются возможностью получения данного статуса.

    Добавим, что те, кто занимается социально значимыми видами деятельности, и прежде имели возможность получить помощь. По словам регионального министра, в прошлом году в рамках проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области» в шесть монопрофильных муниципальных образований направили субсидии: в Белую Холуницу, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Омутнинск, Стрижи и Уржум. Деньги получили 20 субъектов, занимающихся организацией работы музеев, дополнительным образованием детей и взрослых, физкультурно-оздоровительной и другой деятельностью.

    В 2022 году эту работу продолжат. Сегодня заключены соглашения о предоставлении субсидии с семью монопрофильными муниципальными образованиями региона. Получить их смогут социальные предприниматели в Белохолуницком, Омутнинском, Стрижевском, Уржумском и Краснополянском городских поселениях, а также в Вятских Полянах и Кирово-Чепецке.

    «Закон, конечно, необходим! Есть бизнес, который удовлетворяет определённые социальные нужды населения. Государству необходимо поддерживать этот бизнес, ведь таким образом можно решить много социальных проблем, и иногда гораздо эффективней, чем государство реализовывало это своими ресурсами. Будет создан реестр социальных предпринимателей, которые предварительно пройдут через комиссию. Я внёс свою кандидатуру в эту комиссию от “Опоры России”. Важно создать преференции для этой категории бизнеса, в первую очередь – кредиты с льготной ставкой, а также упрощённый контроль со стороны различных ведомств, так как те, кто войдёт в реестр, уже прошли отбор». Егор Поспелов, исполнительный директор объединения предпринимателей «Опора Россия» по Кировской области

    Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

    Черникова, М. С. Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов / М. С. Черникова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12210/ (дата обращения: 12.02.2022).

    В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей предпринимательского сообщества. На такие действия власть наталкивает весьма существенное изменение в ресурсном обеспечении социальной сферы. Наиболее эффективным является такое направление, как социальное предпринимательство. Оно позволяет привлечь финансовые ресурсы в различные отрасли социальной сферы. В данной статье автором представлен анализ основных проблем и необходимых условий развития социального предпринимательства в регионах РФ.

    Ключевые слова: социальное предпринимательство, стратегическое развитие, бизнес, гражданское общество, законодательные инициативы, инновация

    Социальное предпринимательство — молодое направление, но оно уже охватило весь мир и стоит в одном ряду с такими явлениями как благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность. Важно понимать, что между этими понятиями существуют различия.

    Сам термин «социальное предпринимательство» указывает на то, что главной задачей данной деятельности является смягчение социальных проблем или их разрешение, а не извлечение прибыли. Оно многогранно и отражает ряд задач и особенностей присущих ему. Главной целью является достижение качественно нового уровня в преодолении социальных проблем. Отличительной чертой которого является сильная сторона механизмов контроля за эффективностью [1].

    Социальное предпринимательство можно охарактеризовать следующими основными признаками: социальное воздействие; инновационность; самоокупаемость; масштабируемость и тиражируемость; предпринимательский подход.

    Социальный предприниматель в первую очередь должен ставить перед собой задачу внедрения положительных изменений в социальную инфраструктуру, которые будут иметь долгосрочный характер. Определяющими являются устойчивость, долгосрочность, позитивность. И тут важно выделить то, что принципиальным отличием социального предпринимательства является способность уйти от узкого понимания бизнеса как коммерции и мобилизовать разрозненные ресурсы для улучшения жизни людей, которых затрагивает их деятельность.

    Ключевым преимуществом являются собственные доходы предпринимателей, что в свою очередь предотвращает незаконченность дела. В этом плане благотворительность значительно уступает, в связи с тем, что ее временные, финансовые и пространственные ресурсы весьма ограниченны. Социальное предпринимательство характеризуется высокой отдачей за единицу вложенных ресурсов, что является его главной отличительной чертой.

    В последнее десятилетие решение социальных проблем является включенным в бизнес-планы компаний, что помогает избежать нерационального использования экономических ресурсов.

    Однако у россиян отсутствует понимание того, что представляет собой социальное предпринимательство. Отчасти это связано с тем, что этот термин еще не закреплен в российском законодательстве, что свидетельствует о несформированной институциональной среде этого явления. В начале этого года Министерство экономики направило на согласование законопроект о социальном предпринимательстве.

    Проект предлагает относить к социальному предпринимательству предприятия, на которых трудятся инвалиды, одинокие (с детьми до семи лет) и многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов в возрасте до 21 года, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Среднесписочная численность таких работников в совокупности должна составлять не менее 30 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %. Принятие данного законопроекта поможет значительно увеличить роль социального предпринимательства. А также социальным может считаться предприятие, которое своей деятельностью помогает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Например, улучшает условия их жизнедеятельности в таких сферах, как здравоохранение, физкультура и массовый спорт, дошкольное образование, детские кружки, социальный туризм, культурно-просветительская деятельность. Социальным такое предпринимательство будет считаться при условии, что доля доходов от этой деятельности составляет не менее 70 % в их общем объеме [2].

    Документ определяет и принципы оказания государственной поддержки социальным предпринимателям. Регионам предлагается создавать инфраструктуру поддержки, предоставляя помещения на льготных условиях, доступ к банкам франшиз и образовательным программам. Также социальные предприниматели смогут арендовать государственное и муниципальное имущество без конкурсов. Создание таких условий для социального предпринимательство положительно скажется на стратегическом развитии регионов.

    Несмотря на то, что дать понятие социальному предпринимательству пока только предполагается, в пояснительной записке к проекту указано, что государство оказывает ему помощь с 2012 года: социальные предприниматели получают помощь в 52 регионах, в 18 — созданы центры инноваций социальной сферы, где предприниматели могут получить консультации и организационную поддержку. С 2012 года на такие мероприятия, а также на субсидии предпринимателям, на дошкольные образовательные центры было потрачено 1,5 миллиардов рублей [2].

    Необходимо отметить то, что неважно, как долго социальное предпринимательство «живет» в нашей стране, отсутствие его законодательного закрепления и четкой формулировки рождают в общественном сознании стереотипы о несовместимости предпринимательства и общественных организаций. Его часто путают с социальной ответственностью, социальной активностью, социальными инновациями или инвестициями бизнеса и другими похожими терминами и принятие законопроекта о социальном предпринимательстве позволит избежать всех этих проблем.

    Социальное предпринимательство является невозможным без участия государства и местных властей. Упорядочивание таких отношений способствует формированию институтов гражданского общества, и данное направление деятельности является мощным источником гражданских инициатив.

    Институт гражданского общества играет весомую роль в организации ярмарок социальных проектов, на которых представители деловых кругов рассматривают социальные инициативы.

    В данном случае происходит финансирование из различных источников: спонсорская помощь и государственный бюджет. В реализации проектов огромную роль играют физические лица, члены общественных объединений, добровольцы. Таким образом власти объединяют бизнес и граждан. Итогом таких мероприятий становятся позитивные изменения в экономике того или иного района страны. Понятно, что не каждый предприниматель может забыть о своих интересах и действовать только во благо общества. Институт гражданского общества способствует созданию экономических условий, которые должны помогать развитию социального предпринимательства. А вот государство предполагает выбор социальных проблем, на разрешение которых бизнес будет направлять свою деятельность, и к тому же, не обкладываются налогом средства, которые выделяются на благотворительность.

    Инновация подходов и тиражируемость опыта социального предпринимательства не должна стать показателем социального измерения модернизации России, а должна способствовать быстрому эффективному росту числа предприятий, имеющих социальную направленность. Это должно сопровождаться ростом компетентности, профессиональным ростом и вкладом в развитие человеческого потенциала. Все те, кто посвящает себя социальному предпринимательству, являются новаторами и людьми, которые могут сплотить вокруг себя огромное число единомышленников, способны находить ресурсы и использовать свои знания по максимуму.

    Необходимым является обучение и стимулирование предпринимателей к социальной деятельности.

    Бизнес вкладывает деньги в развитие социальной инфраструктуры, не вызывая при этом роста инфляции, позволяет создавать новые рабочие места и увеличивать заработную плату, улучшать качество жизни. Главной задачей института гражданского общества является разъяснение предпринимателям того, что значит вести социальное предпринимательство, что предприятия должны не только получать экономическую выгоду, но и оказывать помощь обществу, приносить ему пользу. Каждый человек должен нести ответственность перед обществом. Также государство и гражданское общество должны мотивировать и добиваться более активных позиций у наемных рабочих и предпринимателей, повышая роль каждого в обществе. Социальное предпринимательство является весьма актуальным, потому что помогает в разрешении социальных проблем, но способствовать его развитию может только сильное гражданское общество в тесной взаимосвязи с государством.

    Привлекая внимание общественности можно изменить отношение наших граждан к социальному предпринимательству, показав его значимость. Активная работа в информировании граждан о социальном предпринимательстве должна помочь в поиске проектов, повышении мотивации и активности людей, которые готовы заняться данным бизнесом. Поддержка со стороны государства также может стать опорной точкой в процессе вовлечения людей, способствующих распространению и расширению социального предпринимательства. Реализация информационной стратегии должна оказать влияние и на традиционное предпринимательство, изменив восприятие социальной ответственности и значимости. Это привлечет предпринимателей из самых различных отраслей экономики, сформируется мощная поддержка социального предпринимательства населением и государством.

    Подводя итоги, важно отметить, что социальное предпринимательство задействует недоиспользованные ресурсы, создает социальное благо инновационными способами, которые упущены другими. Наиболее остро сегодня стоит вопрос об информированности общества относительно понятия «социальное предпринимательство». Без преодоления информационного вакуума через рассказы о позитивных примерах в СМИ, проведение круглых столов и лекций на данную тематику невозможно сформировать положительное восприятие гражданами концепции социального предпринимательства.

    Исключительно важно ввести понятие «социальное предпринимательство» в правовое поле России. Здесь потребуются законодательные инициативы и последовательная политика, которые будут направлены на укоренение этого явления в жизни страны. И наконец, перспективы роста социальных предприятий зависят от того, какое внимание будет уделяться привлечению новых энергичных и ответственных социальных предпринимателей. Только количественный рост числа социально ориентированных бизнесменов дает надежду на то, что в недалеком будущем многие актуальные социальные проблемы будут успешно решены и достигнуты стратегические цели развития регионов.

    Социальное предпринимательство только начинает свое становление в нашей стране. Российское общество все еще скептически смотрит на это новое для них направление, и для преодоления барьера в восприятии необходимо многое сделать. Радует то, что большинство наших граждан признают необходимость существования негосударственных организаций, которые ставят перед собой главную цель не максимизацию прибыли, а решение и смягчение важных социальных проблем.

    1. Задорин И. В. Социальное предпринимательство — новый формат социального активизма // Социология гражданского общества, НКО и местного самоуправления.URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/
    2. Законопроект о социальном партнерстве // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/zakonoproekt-o-sp-2.html#ixzz4cKi86D1F

    Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, гражданское общество, предприниматель, проблема, ресурс, социальная сфера, бизнес, государство, социальная инфраструктура, социальная ответственность.

    В государственной социальной сфере бизнес способен совершить настоящую революцию, считает Ольга Захарова: повысить доступность, ассортимент и качество услуг, а также оптимизировать бюджетные расходы. «Развитие социального предпринимательства позволяет сформировать экосреду, где во главу угла поставлено не извлечение прибыли, а создание лучших условий для людей с использованием всех имеющихся ресурсов — государства, бизнеса, общества», — считает она. При этом социальный бизнес, госполитика в социальной сфере и благотворительные проекты не соперничают, а дополняют друг друга.

Ссылка на основную публикацию