Скачать Закон о профсоюзах 2022

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148, в “Российской газете” от 20 января 1996 г. N 12

Минтруду удалось запутать специалистов по охране труда

1 марта 2022 года вступит в силу всеми ожидаемый обновленный Раздел Х «Охрана труда» Трудового Кодекса РФ. Изменения формируют новый подход к охране труда и касаются каждого работодателя и работника.

Приближающаяся дата вызывает все больше вопросов у специалистов по охране труда. Об этом свидетельствует обсуждение на форуме нашего портала в теме «Что нужно сделать к 1 марту».

Действующему Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 уже более 18 лет. Казалось бы что здесь каждый параграф уже был прокомментирован и разъяснён сотни раз и поэтому здесь все однозначно.

Но на прошедшей неделе настоящую информационную бомбу с новой интерпретацией постановления 1/29 подкинул сам Минтруд РФ. В сети интернет было распространено Письмо Минтруда РФ от 01.02.2022 №15-2/ООГ-16 за подписью замглавы департамента условий и охраны труда Минтруда РФ А.А.Воротилкина, которое внесло окончательную неразбериху в части сроков проведения внеочередной проверки знаний в связи с вступлением новой редакции ТК и ряда новых подзаконных нормативных правовых актов по охране труда .

В письме утверждается, что согласно Постановлению от 13 января 2003 года №1/29 работодатели обязаны провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда всех работников независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний, при этом осуществляется проверка знаний только этих новых и измененных законодательных и нормативных правовых актов.

На этом основании чиновник Минтруда ПОЛАГАЕТ, что внеплановое обучение по охране труда и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников следует проводить в период со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта и до вступления его в силу, т.е. до 1 марта 2022 года.

Реакция СПЕЦИАЛИСТОВ по ОТ не заставила себя долго ждать, вот примеры многочисленных высказываний в отношении этой позиции:

  • «Короче как всегда наворотили так, что не то, что чёрт ногу сломает, а и нормальные люди мозги свихнут»;
  • «Запутали, сами запутались, других запутали»;
  • «у меня просто мозг взрывается от всей информации» и т.д.

Хороший анализ письма №15-2/ООГ-16 представлен в видеоролике АНО “Тюменский Межрегиональный Центр Охраны Труда”, предлагаем внимательно посмотреть его

Мы же присоединяемся к оценке коллег о запутанности и непонимании ситуации со стороны Минтруда.

Также обратим внимание, что разъяснения Роструда на портале «Онлайнинспекция.рф» полностью противоположны новой позиции чиновников Минтруда:

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159363 — здесь поясняется, что обучение и проверка знаний по ОТ проводится только по ДЕЙСТВУЮЩИМ нормативным актам и выполнять процедуру до 1 марта 2022 года по сути нельзя.

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159884 — Здесь говорится о необходимости проведения внеочередной проверки знаний по ОТ ПРИ ВВЕДЕНИИ новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Конкретный срок внеочередной проверки знаний законодательством не установлен и определяется работодателем.

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159843 — здесь прямо указано, что «При введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, следует в ближайшее время после их вступления в законную силу провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда.»

Как говорится, комментарии излишни.

Между тем, еще год назад в письме Минтруда РФ от 14 января 2022 года №15-2/10/В-167 за подписью замминистра А. Вовченко, была разобрана аналогичная ситуация по внеочередной проверке знаний в связи с принятием с 1 января 2022 г. многочисленных новых правил по охране труда. Тогда Минтруд дал четкие разъяснения: «В связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда. Форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем

P.S. Чтобы не получить наказание за нарушение действующего законодательства – его необходимо знать и исполнять. Рекомендуем всем специалистам по охране труда ориентироваться только на свои знания и на содержание действующих нормативно-правовых актов, а не на частное мнение отдельных чиновников.

Апдейт от 09.02.2022

Учитывая повышенный интерес и активное обсуждение данной публикации, мы прикрепляем к новости видеозапись онлайн встречи, организованной АНО “Тюменский Межрегиональный Центр Охраны Труда” с заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области (по охране труда) Ташлыковым В.П.

Читайте также:
Ноябрь 2022 года: как отдыхаем

В ходе беседы представитель Роструда дал однозначную позицию надзорного органа в отношении сроков проведения внеочередной проверки знаний в связи с вступлением в действие 1 марта 2022 года изменений в Трудовом законодательстве в сфере охраны труда.

И да, формально можно было бы согласиться с позицией отдельных специалистов и чиновников, рассуждающих о том, что внеочередную проверку знаний следует проводить в период со дня официального опубликования НПА и до его вступления в силу и в этом точно есть определенная логика. Тем не менее не хотелось бы, чтобы подобные рассуждения подтверждали суть русской пословицы «Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». Отсутствие единого мнения заставляет многих ставить под сомнение позицию обеих сторон, вносит замешательство, говорит о несовершенстве регламентирующих этот вопрос НПА и о неудовлетворительной организации важнейшего этапа, связанного с введением в действие новых норм, регулирующих вопросы охраны труда.

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г., 8 декабря 2022 г., 11 июня, 21 декабря 2022 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и(или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее – профсоюзы).

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций и союзов соответственно.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины

Положения абзацев первого – восьмого настоящей статьи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе – постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 22-П.

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя – индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;

Читайте также:
Свидетельство о приватизации квартиры как выглядит

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов – добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

территориальная организация профсоюза – добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом первичной профсоюзной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

профсоюзный представитель (доверенное лицо) – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

организация – предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Читайте также:
Образец возражения на ходатайство

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; дополнен с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2022 года N 422-ФЗ . – См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Независимость профсоюзов

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 7. Уставы профсоюзов

(Наименование в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой оно, обязывая территориальное объединение (ассоциацию) организаций профсоюзов, являющееся одновременно учредителем и членом общероссийского объединения (ассоциации) соответствующих профсоюзов, обеспечить соответствие положений своего устава положениям устава учрежденного им общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, допускает необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов, а также не согласующееся с конституционно значимыми целями ограничение права на объединение и свободы деятельности общественных объединений – см. пункт 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2022 года N 44-П.

2. Устав профсоюза должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых граждан;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.
Читайте также:
Расчет отпускного стажа

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2022 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”).

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.

Закон СССР от 10.12.1990 N 1818-1 “О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности”

Профессиональный союз (профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов свих членов.

Статья 2. Право на объединение в профессиональные союзы

Трудящиеся, а также лица, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях , без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы, а также право вступать в профсоюзы при условии соблюдения уставов. Трудящиеся вправе создавать профсоюзы на предприятиях, в учреждениях, организациях и на других местах работы <**>.

Порядок вступления неработающих пенсионеров в члены профсоюза или выхода из него регулируется уставами профсоюзов.

Профсоюзы на добровольных началах могут создавать союзные, республиканские и иные территориальные и отраслевые объединения, а также вступать в них.

Уставы (положения) профсоюзов регистрируются в порядке, установленном для общественных объединений. Регистрирующий орган не осуществляет контроля за созданием и деятельностью профсоюзов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

В дальнейшем именуются – трудящиеся.

<**>Предприятия (объединения), учреждения, организации, независимо от форм собственности и хозяйствования, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища в дальнейшем именуются предприятиями, а их органы управления – администрацией. Под другими местами работы имеется в виду индивидуальная и иная трудовая деятельность.

Статья 3. Независимость профессиональных союзов

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственного управления, хозяйственных органов, политических и других общественных организаций, им не подотчетны и неподконтрольны. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать их осуществлению, если иное не предусмотрено законом.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.

Статья 4. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профессиональным союзам

Читайте также:
18210502022022000110 КБ: расшифровка , какой налог

Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение трудящихся принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.

Статья 5. Прекращение или запрещение деятельности профессиональных союзов

Прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом.

В случаях, когда деятельность профсоюзов, их объединений противоречит Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, она может быть запрещена соответственно решениями Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных или автономных республик по представлениям Генерального прокурора СССР, прокуроров союзных или автономных республик. Запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Статья 6. Законодательство о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности

Законодательство о профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности состоит из настоящего Закона, определяющего основы правового положения этих общественных организаций, других актов законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик.

Особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах СССР, органах внутренних дел, Комитета государственной безопасности СССР, внутренних, железнодорожных войсках, других воинских формированиях определяются законодательством об этих формированиях.

Законодательство союзных и автономных республик не может ограничивать права профсоюзов, установленные законодательством СССР.

Глава II. Основные права профессиональных союзов

Статья 7. Права профессиональных союзов на законодательную инициативу и участие в нормотворчестве

Союзные и республиканские объединения профсоюзов обладают правом законодательной инициативы в соответствующих высших органах государственной власти Союза ССР, союзных и автономных республик, участвуют в разработке законодательных актов по труду и социально – экономическим вопросам.

Профсоюзы вправе вносить предложения о принятии других нормативных актов по труду и социально-экономическим вопросам, а также проекты актов в соответствующие органы государственного управления, хозяйственные и кооперативные органы.

Нормативные акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы трудящихся, принимаются государственными и хозяйственными органами управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов не менее чем за неделю.

Статья 8. Права профессиональных союзов по защите права на труд

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, принимают участие в разработке государственной политики занятости. Предлагают меры по социальной защите лиц, высвобождаемых с предприятий, определяемые коллективным договором на основе законодательства.

Ликвидация предприятия и его структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе администрации, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления, не менее чем за три месяца, соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.

Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства о гарантиях в области занятости.

Расторжение трудового договора по инициативе администрации может быть произведено лишь с предварительного согласия соответствующего профсоюзного комитета, в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 9. Права профессиональных союзов на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений

Профсоюзы имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с администрацией, собственником или уполномоченным им органом управления и заключение коллективных договоров, соглашений, контролируют их выполнение.

Администрация, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны вести переговоры о заключении коллективного договора, соглашения, если профсоюзы выступают с таким предложением.

Статья 10. Права профессиональных союзов по социальной защите трудящихся

Права профсоюзов в области условий и оплаты труда, охраны труда и безопасности на производстве, жилищных условий, социального страхования и охраны здоровья трудящихся, пенсионного обеспечения регулируются соответствующим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Союзные и республиканские объединения профсоюзов в пределах своей компетенции участвуют в разработке мер по социальной и экономической защите трудящихся, определении основных критериев жизненного уровня, размеров компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, осуществляют контроль за соблюдением законодательно установленного прожиточного минимума и своевременным пересмотром размеров пенсий, стипендий, пособий в зависимости от роста цен.

Объединения профсоюзов могут заключать по этим вопросам соглашения с соответствующими государственными и хозяйственными органами.

Статья 11. Права профессиональных союзов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде и профессиональных союзах

Профсоюзы контролируют соблюдение администрацией, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профсоюзах, вправе требовать устранения выявленных нарушений. Администрация обязана рассматривать их представления об устранении нарушений законодательства о труде и профсоюзах и в течение месячного срока сообщать профсоюзу о результатах рассмотрения.

Профсоюзы вправе по просьбе своих членов и других трудящихся, а также по собственной инициативе обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых прав.

Читайте также:
Исполнительный лист на работу должника

С этой целью профсоюзы могут иметь инспекции, службы правовой помощи и другие необходимые органы.

Статья 12. Права профессиональных союзов в рассмотрении трудовых споров

Профсоюзы рассматривают индивидуальные трудовые споры членов профсоюза с администрацией и принимают по ним постановления в соответствии с законодательством.

Профсоюзы участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров по вопросам, связанным с нарушением действующего законодательства о труде, условий коллективного договора, соглашения, установлением новых или изменением существующих социально-экономических условий труда и быта.

Статья 13. Права профессиональных союзов на получение информации по вопросам труда и социально – экономического развития

Профсоюзы вправе бесплатно получать от администрации, а также от органов государственного и хозяйственного управления информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием, в пределах установленной статистической отчетности.

Статья 14. Права профессиональных союзов контролировать исполнение администрацией коллективного договора

Профсоюзы вправе в случае принятия администрацией решения, нарушающего условия коллективного договора, внести администрации представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа администрации удовлетворить эти требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством о разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 15. Права профессиональных союзов на объявление забастовки

Профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.

Глава III. Гарантии прав профессиональных союзов

Статья 16. Обязанности администрации, государственных и хозяйственных органов, общественных организаций и должностных лиц по отношению к профессиональным союзам

Администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности. Указанные органы и лица за нарушение прав профсоюзов или воспрепятствование их законной деятельности несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать представителям профсоюзов посещать предприятия, на которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.

Статья 17. Гарантии для избранных в органы профессиональных союзов трудящихся, не освобожденных от производственной работы

Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях предприятия – без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа на предприятии, а руководители профсоюзных органов на предприятии, профорганизаторы – органа соответствующего профсоюзного объединения.

Увольнение по инициативе администрации лиц, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а председателей и членов профсоюзных органов на предприятии, кроме того, – лишь с согласия соответствующего объединения профсоюзов. Увольнение профсоюзных организаторов и профгрупоргов по инициативе администрации допускается лишь с согласия органа соответствующего профсоюзного объединения.

Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от своей производственной работы, предоставляется на условиях, определяемых коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы.

Члены выборных профсоюзных органов освобождаются от производственной работы с оплатой в размере среднего заработка за счет средств профсоюза на время участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, а также в работе их пленумов и президиумов.

Статья 18. Гарантии для избранных в органы профессиональных союзов трудящихся, освобожденных от производственной работы

Работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) администрация предприятия по прежнему месту работы, а в случае ликвидации предприятия профсоюз сохраняют за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы при переквалификации – на срок до одного года.

Статья 19. Гарантии права на труд работникам, избиравшимся в профсоюзные органы

Увольнение по инициативе администрации работников, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации предприятия или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном частью второй статьи 17.

Читайте также:
Последнее слово подсудимого в уголовном процессе

Статья 20. Имущественные и финансовые права профессиональных союзов и подведомственных им предприятий

Профсоюзы и их органы в соответствии с законодательством являются юридическими лицами.

Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам государственных, хозяйственных, кооперативных и других общественных организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов.

Финансовая деятельность профсоюзов, осуществляемая в соответствии с их уставами, за исключением коммерческой деятельности, не контролируется государством.

Источники доходов предприятий и организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются государственными финансовыми органами и налоговыми инспекциями в соответствии с законодательством.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности, культурно-просветительные и иные необходимые фонды.

Статья 21. Обязанности предприятия по созданию материальных условий для деятельности профессиональных союзов

Администрация предприятия предоставляет профсоюзам в бесплатное пользование необходимое для их деятельности оборудованное помещение, условия предоставления которого определяются решением трудового коллектива с участием администрации и профсоюзов.

В соответствии с решением, принятым при заключении коллективного договора, предприятие передает в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе предприятия либо арендованные ими здания, помещения, сооружения и другие объекты, а также базы отдыха, детско – юношеские и другие оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно – просветительной, физкультурно – оздоровительной работы с трудящимися и их семьями.

Предприятие отчисляет профсоюзам средства в размере, установленном законодательством, на цели, определяемые коллективным договором.

Создание иных материальных условий для деятельности профсоюзов, действующих на предприятии, регулируется коллективным договором (соглашением).

Президент Союза Советских

10 декабря 1990 г.

Принятые, но еще не вступившие в силу изменения (НПА)

Информация в таблице актуальна на 09.02.2022.

Федеральный закон от 02.07.2022 № 311-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”
Скачать

Ст. X «Охрана труда» ТК РФ

Принят

  • Приказы по охране труда
  • Положения по охране труда
  • Программы инструктажей по охране труда
  • Программы обучения по охране труда
  • Порядок стажировки по охране труда
  • Инструкции по охране труда
  • Подготовить новый журнал по учету микротравм
  • Приказы по охране труда
  • Программы инструктажей по охране труда
  • Программы обучения по охране труда
  • Положение об обучении по охране труда
  • Порядок стажировки по охране труда
  • Инструкции по охране труда

Принят

Принят

  • Положения, стандарты организации по разработке инструкций по охране труда
  • Инструкции по охране труда
  • Положение управлению профессиональными рисками
  • Положение о СУОТ
  • Приказы по оценке профессиональных рисков
  • Приказы по обеспечения работников СИЗ)
  • Перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение СИЗ
  • Положение о порядке обеспечения работников СИЗ
  • Приказы по обеспечения работников СИЗ)
  • Перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение СИЗ
  • Положение о порядке обеспечения работников СИЗ

Принят

  • Инструкции по охране труда
  • Приказы по охране труда

Принят

  • Положения по учету микроповреждений (микротравм) работников
  • Приказы учету микроповреждений (микротравм) работников
  • Журнал по учету микроповреждений (микротравм) работников
  • Форма отчёта
  • Проверочные листы
  • Декларация подается по новой форме
  • Новые формы документов для проведения государственной экспертизы условий труда

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и(или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее – профсоюзы).

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций и союзов соответственно.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Читайте также:
Сбербанк “Сохраняй” для пенсионеров

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины

Положения абзацев первого – восьмого настоящей статьи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе – постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 22-П.

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя – индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов – добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

территориальная организация профсоюза – добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

Читайте также:
Учет кредиторской задолженности

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом первичной профсоюзной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

профсоюзный представитель (доверенное лицо) – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

организация – предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; дополнен с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2022 года N 422-ФЗ . – См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Независимость профсоюзов

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Читайте также:
Учет кредиторской задолженности

Статья 7. Уставы профсоюзов

(Наименование в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 444-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой оно, обязывая территориальное объединение (ассоциацию) организаций профсоюзов, являющееся одновременно учредителем и членом общероссийского объединения (ассоциации) соответствующих профсоюзов, обеспечить соответствие положений своего устава положениям устава учрежденного им общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, допускает необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов, а также не согласующееся с конституционно значимыми целями ограничение права на объединение и свободы деятельности общественных объединений – см. пункт 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2022 года N 44-П.

2. Устав профсоюза должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых граждан;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

Пример заявления на выход из профсоюза

Данный документ имеет стандартную форму и структуру с точки зрения делопроизводства, так что он не должен вызвать особых затруднений.

  1. Первым делом слева или справа (роли не играет) отводится несколько строк для внесения данных об адресате и заявителе. Сюда вписываются:
    • полное наименование организации, в которой действует профсоюз,
    • фамилия-имя-отчество его руководителя,
    • персональные сведения о сотруднике: его должность и ФИО.
  2. Далее посередине строки пишется слово «Заявление».
  3. Затем в основной части указывается собственно просьба о выходе из профсоюзного членства.

Если есть необходимость покинуть профсоюз срочно, нужно это обязательно отметить, указав обосновывающие обстоятельства (желательно с прикреплением копий документов) и даты, в которую требует провести данную процедуру.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Правила написания и оформления заявления

На сегодняшний день нет единой унифицированной формы заявления на выход из профсоюза, так что каждый человек может писать его в произвольном виде или по образцу, разработанному и утвержденному внутри конкретной профсоюзной организации. При этом вне зависимости, от того, какой именно вариант используется, документ обязательно должен включать в себя:

  • сведения о компании, к которой относится профсоюз,
  • ФИО его руководителя,
  • данные о самом заявителе.

Далее, кроме собственно заявления на выход из членов профсоюзного комитета, следует указать просьбу о прекращении удержания взносов (также ее следует продублировать в специальном заявлении в отдел бухгалтерии, которая и занимается непосредственным взиманием отчислений в профсоюзную организацию) и при необходимости – причины данного поступка.

Если к документу прикладываются какие-либо дополнительные бумаги, это необходимо также отразить в его содержании.

Заявление пишется в двух экземплярах,

  • один из которых следует заверить у секретаря профсоюзной ячейки и оставить у себя,
  • а второй передать в профсоюз.

После того, как заявление будет принято, его регистрируют в специальном журнале входящей документации, а после утраты актуальности передают на хранение в архив профсоюзного комитета.

Профсоюз не имеет право отказать в принятии заявления, при этом рассмотреть его он обязан либо в сроки, установленные в его Уставе, либо в течение того периода, который укажет заявитель (при условии, что он даст этому какое-то веское обоснование).

Ссылка на основную публикацию