С какого возраста можно оставлять ребенка

При этом всегда важно точно выполнять обещанное. Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

По закону ребенок имеет право гулять один.Готовый ответ КДН при попытке применения к родителям ст.5.35 КОАП (ненадлежащее воспитание)

Несовершеннолетним в Российской Федерации считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, поэтому дети – это все, кто младше 18 лет: и дошкольники, и младшие школьники и подростки. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы определения возможности самостоятельных прогулок детей в дневное время входят в исключительную компетенцию их родителей или иных законных представителей. Указанные лица по своему усмотрению вправе определять возраст, по достижении которого, ребёнку разрешаются самостоятельные прогулки, место для прогулок, время прогулок.

Вопреки широко распространённому убеждению органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (полиция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.) детям в дневное время гулять одним можно без каких-либо ограничений по возрасту. Относительно указанной выше позиции органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо понимать, что она абсолютно не основана на нормах действующего законодательства, базируется в большей мере на личном представлении конкретного сотрудника о том, что хорошо, а что плохо, а также на западных инструкциях, содержащих откровенно ювенальные установки. Кроме того, существованию указанных убеждений способствует отсутствие юридического образования или невысокий уровень юридической грамотности специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако при этом, такая позиция органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних весьма часто становится причиной привлечения родителей самостоятельно гуляющих детей к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. Статья 5.35 КоАП РФ предполагает ответственность за «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Убедительно призываем максимально внимательно отнестись к привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и не оставлять в случае несогласия с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей без обжалования в суд постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. На практике очень часто родители безразлично относятся к факту привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в частности, в связи со сравнительно небольшим размером штрафа либо вообще в связи с вынесением предупреждения. Необходимо понимать, что оплата штрафа по ст. 5.35 КоАП РФ или отсутствие обжалования постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, трактуется органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как признание родителями факта ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. Наличие нескольких таких вот необжалованных и и/или неоплаченных штрафов и/или предупреждений на практике может быть положено в основу иска об ограничении или лишении родительских прав. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности заключается в представлении в суд по месту нахождения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав жалобы с обоснованием незаконности привлечения к административной ответственности, при этом оплата государственной пошлины не требуется. Жалобу необходимо подать непосредственно в суд либо можно отправить по почте ценным письмом с описью вложения. В любом случае на руках у лица, обжалующего постановление о привлечении к административной ответственности, должен остаться либо один экземпляр жалобы с отметкой суда о получении, либо опись вложения в ценное письмо с указанием на отправку жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности с отметкой Почты России. Также необходимо обратить внимание на то, что срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности составляет 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Читайте также:
Ноябрь 2022 года: как отдыхаем

При составлении жалобы можно воспользоваться представленным ниже правовым обоснованием законности самостоятельных прогулок детей в дневное время либо просто кратко в произвольной форме выразить своё несогласие с привлечением к административной ответственности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.98. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации». На основании ст. 27 Конституции Российской Федерации ребёнок, являясь гражданином Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения свободы передвижения несовершеннолетних граждан на федеральном уровне определены ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” в развитие указанного выше закона в Москве действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, ст. 3.12 которого установлены соответствующие ограничения для несовершеннолетних граждан, в Московской области соответствующие ограничения установлены ст. 4 Закона Московской области от 04.12.2009 n 148/2009-ОЗ “О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области”, сводятся эти ограничения главным образом к следующему:

Места, где находится в ночное время ребёнку нельзя без сопровождения взрослых:

1) места массового пребывания и отдыха граждан (улицы, площади, парки, скверы, стадионы, дворы, спортивные площадки, пляжи, лесопарковые зоны и другие места);

2) места общего пользования многоквартирных домов (лифты, подъезды, лестничные площадки, чердаки, подвалы);

3) городской и пригородный транспорт общего пользования, территории и помещения вокзалов, железнодорожных, автобусных станций;

4) места, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, и компьютерные игровые клубы;

5) места, которые предназначены для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, для развлечения и досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (рестораны, кафе, закусочные, дискотеки, развлекательные клубы).

Читайте также:
Гарантийный срок на кровельные работы по закону

В Москве под ночным временем подразумевается время с 23 до 6 часов местного времени.

Места, где ребёнку находится нельзя в принципе даже в дневное время и даже в сопровождении взрослых:

Не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, на объектах, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера; в пивных ресторанах; винных барах; рюмочных; в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Из указанного следует, что в дневное время дети могут без сопровождения родителей находиться во всех местах, не отнесенных в установленном действующим законодательством порядке к числу мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (перечни указанных мест могут определятся специально создаваемыми для этого комиссиями). Таким образом, нахождение детей без сопровождения родителей на улицах города, в скверах, парках, на детских площадках, в общественном транспорте и т.п. не является противозаконным, а, следовательно, не может быть наказуемо посредством применения мер административной ответственности.

Отдельно необходимо сказать о том, что в соответствии со ст. 38 ч. 2 Конституции РФ забота о детях и их воспитании является равным правом и обязанностью их родителей. Ст. 63 п. 1 Семейного кодекса РФ при этом устанавливает: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

Статья 5 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) предусматривает, что государства – участники уважают права и обязанности родителей должным образом управлять и руководить ребенком.

При этом ст. 1 п. 1 Семейного кодекса РФ устанавливает, что «семейное законодательство исходит из … недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». П. 2 той же статьи 1 Семейного кодекса РФ указывает, что «регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами «разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей».

Читайте также:
Белая зарплата: что это такое, плюсы и минусы

Согласно ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласованию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Таким образом, именно родители в установленных Конституцией РФ и действующим законодательством рамках решают вопросы, касающиеся воспитания детей, руководят их поведением, в частности, вправе определять, где и когда они могут гулять, в сопровождении родителей или иных родственников или без такого сопровождения, если это не нарушает нормы действующего законодательства.

Во сколько лет ребенка можно оставить дома одного

Закон очень сурово относится к регулированию данного вопроса. Во многих страна, включая и нашу, дети должны находиться под присмотром взрослых до 14 лет. Не обязательно речь идет только о родителях, это могут быть педагоги, воспитатели, иные ответственные лица.

Если с ребенком что-то случиться в доме или в квартире, где он постоянно проживает в отсутствие взрослого представителя, то закон будет рассматривать это дело в рамках действия статьи о халатности родителей. Вряд ли ситуация может быть расценена, как несчастный случай.

Когда точно не стоит рисковать

Если психологи не могут точно сказать, когда начать оставлять ребенка одного, то когда этого делать нельзя, они заявляют со 100-процентной уверенностью.

  • Родитель и ребенок находятся в созависимых отношениях.
    То есть, если ребенок недостаточно самостоятелен и автономен, чувствует тревогу в отсутствие мамы и папы. В этом случае одиночество негативно скажется на его психологическом состоянии.
  • Дома есть агрессия и давление в отношении ребенка.
    В том числе психологическое. Тогда его уверенность в своих силах будет очень шаткой, и он просто не сможет нормально себя обслужить.
  • Ребенок сильно возбудим.
    Он легко увлекается и с трудом переключает внимание. Легкая шалость вроде игры с с водой может вырасти до потопа на несколько этажей, с которым ребенку одному дома будет не справиться.
  • У ребенка есть садомазохистические наклонности — от болезненного закусывания губ до расцарапывания и более серьезных попыток навредить себе. Оставлять такого ребенка одного дома просто небезопасно.
  • У ребенка сильная зависимость от компьютерных игр, гаджетов, ТВ. Оставшись в одиночестве, он не сможет себя контролировать, что приведет к перегрузке нервной системы и усилению зависимости.

В этих случаях психологи рекомендуют серьезно задуматься, какие последствия их ожидают в случае, если ребенок останется дома один.

«Мама ушла!»

Психологи не рекомендуют оставлять надолго одного ребенка 7–10 лет. Эта разница продиктована особенностями характера и степенью самостоятельности вашего крохи. На сколько можно оставлять ребенка? Начинайте с непродолжительного времени. Важно, что вначале ваш уход не должен быть спонтанным, малыша необходимо подготовить. В этом хорошо поможет игра «мама ушла». Если кроха протестует, перенесите эксперимент на следующий раз, не нужно заставлять, иначе он еще больше начнет бояться родительских отлучек. Прежде чем уйти, сводите ребенка в туалет, затем оденьте его так, чтобы колготки не сползали, а тапочки не сваливались с ног, разложите вокруг него его любимые книжки, игрушки, вещи, с которыми он с удовольствием играет. После этого скажите: «Я приду через пять минут!» — и покиньте квартиру. Теперь засекайте пять минут и слушайте, стоя под дверью, сколько он пробудет один, не вспомнив о вас? Если все пять минут — прекрасно, продолжайте так играть ежедневно, постепенно доводя время вашего отсутствия до 20 — 40 минут (ровно столько, сколько вам необходимо для экстренных выходов). Но если вы услышали, что ребенок заплакал почти сразу, как только за вами захлопнулась дверь, — вернитесь не через пять минут (но и не немедленно!), а через минуту. Вернувшись, непременно приласкайте ребенка и даже похвалите. Можете наградить малыша небольшим поощрением, но не в виде покупки, а что-то нематериальное — вместе поиграть в любимую игру, испечь пирожки и т. д.

Читайте также:
Бесплатная консультация юриста по финансовым вопросам

Увеличивайте продолжительность отлучек постепенно, и первое время старайтесь оставлять ребенка на час, не больше. При этом в доступном месте должен быть телефон, и малыш должен уметь им пользоваться, чтобы позвонить вам. Научите ребенка определять время по часам и скажите, в каком положении будет стрелки, когда вы вернетесь. Главное, не опаздывайте, ведь вас очень ждут!

Очень нежелательно без острой необходимости оставлять ребенка дома одного в вечернее время, когда на улице темно. В ваше отсутствие запросто могут отключить электричество. И практический любой ребенок, находящийся дома в этот момент один, может очень сильно испугаться. Даже взрослому человеку может в первые секунды стать не по себе. Однако если у вас есть действительно веские причины для того, чтобы оставить ребенка дома одного, а не просто поход в гости, обязательно предусмотрите эту возможность. Приобретите простой в обращении, но мощный фонарик и периодически проверяйте его работоспособность. Позже, когда ребенок начнет ходить в школу, его можно будет оставить уже на несколько часов, дав задание сделать уроки или, к примеру, вымыть посуду. Он почувствует себя взрослым и ответственным, осознав, что вы ему доверяете.

Как подготовить ребенка к нахождению дома одному

Специалисты советуют родителям перед уходом сделать следующее:

  • убрать все опасные предметы – лекарства, ножи, ножницы;
  • закрыть окна и балконы (если жарко – приоткрыть окна в режиме для проветривания);
  • научить ребенка правильно использовать бытовые приборы;
  • объяснить, где находится еда, оставить продукты питания в доступном месте;
  • объяснить ребенку, куда и зачем родители уходят, когда они вернутся;
  • научить ребенка дозваниваться до полиции, скорой помощи, газовой службы и МЧС (оставить на видном месте карточки с номерами) и при этом объяснить, что на звонки по телефону и в дверь чужим людям отвечать нельзя;
  • помочь ребенку выучить свои ФИО, а также ФИО родителей, точный адрес проживания.

По мнению психологов, начинать готовить ребенка к самостоятельной жизни можно уже с 5-летнего возраста. Он может начать играть в комнате один – постепенно у него сформируются чувство безопасности и самостоятельность. Затем допускается начинать оставлять его на 5-10 минут, постепенно увеличивая время.

Читайте также:
Отзыв на возражение ответчика и нюансы его составления

При возвращении домой стоит поинтересоваться, чем занимался ребенок. Если он что-то натворил, необходимо спокойно объяснить ему, почему этого делать не стоит.

Ребенок без присмотра на улице

На улице наших детей тоже подстерегает множество опасностей. Чтобы их избежать, с детьми нужно постоянно говорить о том, как себя вести и чего опасаться.

Во-первых, нужно определить допустимые маршруты ребенка. Путь от школы до дома должен быть оговорен в точности. Пусть это будет самый безопасный путь, освещенный и многолюдный. Ребенок должен понимать, что уходить с маршрута нельзя ни при каких обстоятельствах.

Во-вторых, строго побеседовать о том, что вступать в разговоры с неизвестными людьми нельзя, особенно выкладывать им подробности семейной жизни. Односложные ответы «Я не знаю», «Мама не разрешает мне говорить с незнакомыми» могут помочь избавиться от непрошеных гостей.

В-третьих, научить ездить в транспорте. То есть общие правила безопасности должны быть усвоены как дважды два. Кроме того, ребенок должен быть проинструктирован по поводу того, что делать, если нечаянно проехал свой маршрут или сел не в тот автобус. Он может обращаться за помощью к водителю или к кондуктору, к человеку в форме.

В-четвертых, рассказать о возможности угрозы на улице со стороны воров, бандитов. По возможности не нужно давать ребенку дорогие вещи. А уж если без этого нельзя, ребенок должен понимать, что лучше сразу отдать телефон или плеер, и не быть покалеченным.

В-пятых, не приучать к лифту.

Умение пользоваться и применять на практике эти несложные правила поведения не только обеспечат спокойствие и безопасность малышу, но и, возможно, в некоторых ситуациях спасут ему жизнь.

С какого возраста ребенка можно оставлять дома и на улице одного или отпускать с ночевкой к друзьям

Рано или поздно каждый ребенок учится быть самостоятельным. Первые азы самостоятельности — это, например, умение одеться или почистить зубы без помощи взрослых. Но наступает возраст, когда ребенок готов перейти на следующий уровень и проявить свою независимость в том, чтобы остаться дома одному, без сопровождения пойти на прогулку во двор или поехать на автобусе в школу. А позднее встает вопрос и о том, можно ли позволить ребенку ночевку вне дома. С какого же возраста это все может быть позволительно, узнавала ”МК-Эстония”.

Читайте также:
Материнский капитал в Воронеже и Воронежской области

Оставить ребенка одного даже дома, не говоря уже про улицу, это испытание для всей семьи. Родители переживают, все ли будет в порядке, сможет ли ребенок пережить несколько часов без надзора, не случится ли какого-нибудь ЧП. Это вполне закономерные переживания, но это и важный этап взросления. Однако оставлять ребенка можно не раньше, чем он сам будет к этому готов.

На законодательном уровне граница возраста, с которого ребенок может оставаться один дома, не обозначена. По закону, родители обязаны заботиться о своих детях и обеспечивать их безопасность. Отсюда вывод — родитель сам решает, в каком возрасте его ребенок может остаться один, не подвергаясь опасности.

Специалисты по защите детей все же делают ремарку о том, что дошкольников не следует оставлять в одиночестве ни при каких обстоятельствах.

”Дети любопытны, из-за чего неминуемо попадают в опасные для себя ситуации, — говорит координатор Союза защиты детей Кристийна Кукк . — На ночь нельзя в одиночестве оставлять и старших детей, а дошкольников — тем более”.

Из Закона об основной школе и гимназии все же вырисовываются некоторые положения касательно возраста. По принятым нормам, достигший 7 лет ребенок должен уметь самостоятельно ходить в школу без сопровождения. В свою очередь это означает, что и возвращаться домой ему, возможно, придется в одиночестве и находиться там одному до прихода взрослых. Ведь школьный день обычно кончается раньше, чем рабочий.

Согласно же правилам дошкольных детских учреждений, 6–7-летний ребенок уже сам отвечает за свое поведение, знает, что может быть полезно или вредно для здоровья и как вести себя безопасно. Он уже умеет сам себя обслуживать и имеет первые навыки работы. Эти навыки самостоятельности напрямую определяют готовность ребенка к школе.

Однако же каждый случай и ребенок уникальны, и оставлять ли ребенка одного дома в любом несовершеннолетнем возрасте — это индивидуальное решение родителей, которое должно основываться на навыках и зрелости ребенка.

”Оставлять ребенка одного следует только в случае его эмоциональной и социальной готовности. Об этом может свидетельствовать желание оставаться дома на какое-то время без родителя. А также родители могут сделать выводы, наблюдая за тем, насколько хорошо ребенок справляется с элементарными действиями и способен самостоятельно принимать рациональные решения в простых вопросах. Все дети очень разные. Кто-то из детей может спокойно оставаться один уже в дошкольном возрасте — умеет пользоваться телефоном, может связаться при необходимости с родителями. А кто-то нуждается в присутствии взрослого человека еще и в младшем школьном возрасте”, — подчеркивает комиссар Пыхьяской префектуры полиции Маргарита Ингель .

Читайте также:
Как восстановиться на работе после сокращения

Немного легче тем родителям, кто может оставить старших детей присматривать за младшими, но и тут нельзя недооценивать опасностей.

”Дети младшего детсадовского возраста должны быть всегда под присмотром взрослого, а не под ответственностью несовершеннолетних старших братьев и сестер. Подростки в силу своего развития не могут в полной мере выполнять функции родителя наравне со взрослыми. Есть риск, что они ”не углядят” за младшим братом или сестрой, отвлекаясь на свои дела. К сожалению, нередки случаи, когда различные инциденты происходят именно ”под присмотром” старшего ребенка”, — говорит комиссар полиции.

На улице только днем

Более конкретные правила действуют касательно нахождения ребенка в одиночестве на улице. По закону, в период с 1 сентября по 31 мая дети в возрасте до 16 лет могут находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 6 утра до 23 часов вечера. А летом, с 1 июня по 31 августа, с 5 утра до полуночи.

”Таким образом, 16–17-летние могут оставаться на улице по договорeнности с родителями до любого времени. Однако полиция, заметив подростка в ночное время суток, с очень большой вероятностью обратится к нему, чтобы поинтересоваться причинами нахождения вне дома ночью и убедиться в его безопасности”, — отмечает комиссар полиции.

Не проходите мимо одинокого ребенка

Маргарита Ингель напоминает, что если человек замечает детей младшего возраста, находящихся без присмотра или затевающих опасные игры из-за отсутствия надзора родителей, то об этом нужно сообщить детскому защитнику в местное самоуправление, в экстренных ситуациях звонить в 112. Для консультации можно, при желании анонимно, обратиться по телефону помощи детям 116 111.

”Если ребенок школьного возраста играет днем во дворе или гуляет на улице, то оснований остановить его и начать искать родителей нет, если ничто не указывает на то, что ребенок заблудился или нуждается в помощи. Многие дети сами добираются домой из школы, с тренировки или занятий по интересам, и прекрасно справляются”, — говорит Ингель .
В начале этого учебного года было несколько случаев, когда помощь полиции требовалась в поисках учеников младших классов. Все дети было найдены живыми и здоровыми, как правило, они заигрывались с одноклассниками или другими знакомыми, не обращали внимания, что телефон разряжен, забывали о времени.

Читайте также:
Договор аренды

”Абсолютно правильно, что родители сообщают сразу о пропаже ребенка полиции, ведь чем быстрее мы начнем поиски, тем быстрее будет найден ребенок. С детьми, которые сами ходят в школу или гулять, надо договориться, чтобы ребенок обязательно звонил родителям, если не успевает домой или хочет побыть с друзьями чуть дольше”, — говорит комиссар.

Полицейские обязательно обращают внимание на находящихся одних маленьких детей. Особенно в позднее время и если видно, что ребенок не знает, где он, одет не по погоде и т. д. В таком случае полиция обязательно вмешается и позаботится о безопасности ребенка.
”Например, патруль полиции нашел 4-летнюю девочку, которая гуляла сама на улице. В силу возраста малышка не смогла показать, где она живет, или рассказать, кто ее родители. Все отделение играло с ребенком, пока устанавливали личность девочки и ее родителей. Выяснилось, что мама девочки уснула, а девочка решила сама пойти погулять”, — вспоминает комиссар.

Она также упоминает про случай в Ида-Вирумаа , когда из дома ушел маленький ребенок в позднее время.

”Мимо шли люди, но никто не посчитал нужным вмешаться, пока по счастливой случайности ребенка не увидел знакомый семьи и не остановил его. В это время бабушка и дедушка уже искали внука и позвонили в полицию. Надо быть неравнодушными — если вы видите ребенка, который не должен в силу возраста быть один, подойдите к нему, спросите, почему он один, позвоните на 112”, — дает комиссар напутствие взрослым.

В детский сад в одиночку?

При всем этом, однако, закон четко не определяет, может ли дошкольник самостоятельно ходить в детский сад или могут ли его приводить и забирать несовершеннолетние братья/сестры. Конкретные правила могут быть установлены в самих садах. Но если ограничений нет, то опять же родитель, принимая во внимания факторы опасности, решает, что допустимо, а что нет.

”Если родитель считает, что зрелость ребенка, расстояние и условия передвижения позволяют ребенку самостоятельно дойти до детского сада, то нельзя исключать и такой вариант. Например, если дом и детский сад находятся на одной улице. Но все же это должно быть в виде исключения и допустимо только для ребенка, почти достигшего школьного возраста”, — говорит Кристель Лекко , советник канцлера права.

Какого-либо денежного взыскания или наказания за то, что ребенок находится один дома или на улице в неположенное время, законом не предусмотрено. Ребенка младше 16 лет, находящегося ночью на улице, полиция может задержать, чтобы передать родителям.

Поколение «с ключом на шее»

Именно так в некоторых социологических исследованиях называют россиян, чье детство пришлось на 80-е годы (и даже раньше). Эти дети не просто могли оставаться дома одни. Исключением, скорее, являлись случаи, когда дома был еще кто-то кроме них. Рано привыкшие к самостоятельности, они сами отпирали дверь, разогревали (а то и готовили) себе обед, делали уроки, ходили на занятия в кружки и секции. Мало кого тогда заботили вопросы «психологической адаптации» или «детских стрессов». Куда ж деваться-то, когда все взрослые на работе с утра до вечера, а то и до ночи? Сразу после детского сада, все резко становились самостоятельными.

Читайте также:
Специалист по земельным и имущественным отношениям

Современных родителей ужасает беспечность предков. На одном форуме был описан следующий «забавный» случай. Бабушка недоумевала, отчего дочь боится оставить в колыбельке годовалую внучку. Сама она «в свое время» совершенно спокойно оставляла дочь в том же возрасте одну в кроватке, уходя на работу и возвращаясь лишь на обед (чтобы покормить и идти работать дальше). «А что тебе было бы? – удивлялась она, – Вылезти ты бы все равно никуда б не смогла!»

Тест на самостоятельность

  1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
  2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
  3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
  4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в “дочки-матери”, больного и врача).
  5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки – их ломают практически все дети, это нормально).
  6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
  7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро “отходит” и прощает обиды.
  8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: “Я поступил плохо. Мама будет ругаться”, “Я все сделал хорошо. Мама будет довольна”.
  9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
  10. Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У “режимных” детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите “да”, значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

«Я стала оставлять детей одних, когда старшему было шесть с небольшим, а младшему — чуть больше четырех лет. Сначала максимум на полчаса, чтобы выйти в магазин недалеко от дома. Когда старший пошел в первый класс — уже на более долгий срок. В периоды простуд, когда у детей уже не было острых состояний, я выходила на работу на полдня — с утра и до обеда — и оставляла ребят дома вдвоем. Естественно, старший был всегда на связи — он выучил мой номер наизусть, и мы часто созванивались. Дети знали, что всегда могут обратиться за помощью к соседям, что бы ни случилось. Но ничего не случалось».

Очень важный инструктаж

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных “нельзя” (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное – убедиться, что ребенок четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).

Читайте также:
Расчет отпускного стажа

Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.

Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: “Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа”. В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.

Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.

Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.

Около телефона должны быть список “дежурных” номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости ребенок знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что ребенок наизусть знает все номера – в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.

Ссылка на основную публикацию