3. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.
Избирательная система РФ: понятие, основные принципы и стадии избирательного процесса.
Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Принципы избирательного процесса:
1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами – избирательными комиссиями.
2) непрерывность и поступательность избирательного процесса.
4) гласность (открытость).
5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса.
Стадии избирательного процесса это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица:
1) назначение выборов;
2) образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа;
3) образование избирательных участков;
4) составление списков избирателей;
5) формирование избирательных комиссий;
6) выдвижение и регистрация кандидатов;
7) информационное обеспечение и проведение предвыборной агитации;
8) голосование и определение итогов голосования;
9) определение результатов выборов и их опубликование.
Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимогочисла голосов и не был избран.
Система органов государственной власти РФ. Принципы разделения властей.
Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды,через которые государство осуществляет свои функции.
Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).
Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:
1)двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы,– являющийся представительным и законодательным органом РФ;
2)Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;
3)суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Президент РФ полномочия и порядок избрания.
Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитетаРоссийской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Требования к кандидату на должность Президента РФ: гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет (возрастной ценз); постоянное проживание в РФ не менее 10 лет (ценз оседлости).
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Не может быть избранным Президентом РФ:
1) гражданин, признанный судом недееспособным;
2) гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) гражданин, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов должность Президента РФ второй срок подряд;
4) гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты:
1) политическими партиями, имеющими принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов,
2) избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей.
Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Выборы Президента считаются состоявшимися в случае если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Кандидат считается избранным если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах Президента. В случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1672 ; Мы поможем в написании вашей работы!
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)
Конституционные принципы избирательного процесса
В конституционном порядке определено, что выборы должны осуществляться без влияния экономической власти или прямого или косвенного злоупотребления своими функциями, должностями или службой в прямой или косвенной публичной администрации (§ 9 ст. 14 в редакции Конституционной поправки № 4 1994 г.). Под термином “влияние экономической власти или злоупотребление такой властью” понимаются, например, чрезмерные расходы во время избирательной кампании и оказание экономического давления на избирателей. Конечно, надеяться, что такие нормы сами по себе могут обеспечить честные выборы, было бы наивно, но наличие соответствующих законоположений обязывает государство добиваться этого и облегчает борьбу с избирательными правонарушениями.
Из принципа обязательного вотума вытекает обязанность избирателей соответствующего возраста регистрироваться и обязанность публичной власти составлять и актуализировать списки избирателей.
Функции руководства избирательным процессом осуществляются органами избирательной юстиции, что имеет целью гарантировать соблюдение требований избирательного законодательства. Этими же органами рассматриваются и избирательные споры.
Избирательными округами служат территориальные единицы — на ступень ниже при выборах представительных органов или подведомственные единицы при выборах глав публичной администрации. Например, при выборах палат Национального конгресса это штаты, территории и федеральный округ, при выборах губернаторов — штаты и федеральный округ.
Конституция предоставила политическим партиям монопольное право выдвижения кандидатов во все выборные органы власти и на все должности руководителей публичной администрации. Конечно, демократичность такого положения не вполне убедительна, но в Бразилии существует не только отмеченное Редьярдом Киплингом “изобилие невиданных зверей”, но также, как мы видели, изобилие политических партий, что облегчает избирателю выбор программ или кандидатов, которые он склонен поддержать. Для этого, правда, нужна определенная информированность, и не случайно Конституция освобождает неграмотных избирателей от обязательного вотума.
Получение мандата в результате выборов может быть обжаловано в орган избирательной юстиции в течение 15 дней по оглашении их результатов; следствие должно выявить доказательства злоупотребления экономической властью, коррупции или мошенничества. Избирательный трибунал разбирает жалобу в закрытом порядке, причем заявитель несет ответственность по закону, если, подавая жалобу, сознавал ее необоснованность или проявил недобросовестность.
К порядку избрания представительных органов и руководителей публичной администрации мы еще вернемся при рассмотрении их конституционного статуса.
Плебисцит и референдум
В третьем издании Общей части настоящего учебника (1999 г.) в п. 1 § 5 гл. VII мы говорили о соотношении понятий “плебисцит” и “референдум” и излагали, в частности, суждения по этому вопросу применительно к Бразилии проф. А. де Мораеса. Памятуя тем не менее, что повторение — мать ученья, и стремясь избавить читателя, который забыл об этом или не читал. Общей части, от необходимости обращаться к ней при изучении основ бразильского конституционного права, считаем целесообразным вкратце все это напомнить.
Для большинства стран первый термин если и употребляется, то как политический, а не юридический, означающий судьбоносное для государства народное голосование (а юридически — тот же референдум), тогда как в Бразилии оба термина являются конституционно-правовыми и имеют неодинаковое юридическое содержание, хотя реализуются соответствующие институты в одинаковой процедуре всеобщего голосования.
А. де Мораес указывает, что плебисцит — это форма предварительного народного голосования по поводу решения какого-либо вопроса, который позднее будет рассматриваться Национальным конгрессом. Референдум, напротив, означает последующее народное голосование, которое призвано ратифицировать определенный акт власти либо для обеспечение его действия (отлагательное условие), либо для его отмены (резолютивное условие)*.
* De Moraes A. Op. cit. P. 218.
Если Конституция запрещает принятие закона без проведения плебисцита, это не означает, что положительное голосование на плебисците обязывает Национальный конгресс принять закон. Федеральный верховный трибунал по вопросу с преобразовании штатов (§ 3 ст. 18 Конституции) счел, что принятие дополняющего закона — акт политический, который Национальный конгресс совершает по своему усмотрению*.
* См.: Dezen Junior G. Op. cit. P. 233—234.
Плебисцит назначается Национальным конгрессом, а референдум разрешается им.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
© cyberpedia.su 2017-2022 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Конституционные принципы избирательного процесса
Принципы избирательного права – это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на
выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.
Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные
права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми
людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность
означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть
невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательног
о права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.
Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным
непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем
большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат – в США, Италии, Польше,
президентов – в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного
Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов
коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или
самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две
ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии,
трехступенчатыми – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.
Равное избирательное право . Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого
избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из
важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного
права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В
зависимости от избирательной системы’ у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один.
Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии
каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в
Баварии – по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на
результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата
должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).
Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально – множественное
голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше
голосов, чем другие.
Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы , которые заранее
делят избирателей на группы – курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и
другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.
Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое
представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются
особые избирательные курии для родоплеменных вождей.
В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью
гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое
специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные
Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля
за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.
Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный
вотум связаны с активным избирательным правом.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном
процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов
не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если
хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной
правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие
избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и
экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или
самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности
органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает
обязательный минимум участия в выборах.
В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие
Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается
так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или
иных политических прав.
Рассмотрим следующие виды цензов.
Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.
В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет – в
США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет – в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе,
в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные
цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел
для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических
государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно
проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для
голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии – 3 месяца, которые
нужно прожить на территории избирательного округа.
Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного
государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не
требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей
Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором – не
менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предпола-
гают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти
не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда
понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о
пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны
неграмотные.
Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем
на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз
практически везде был отменен.
Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в
Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в
Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишенные родительских прав и
т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по
приговору суда (Великобритания, Россия).
Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский
парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.
Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех
странах. Сегодня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы
представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям
пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.
Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность
(если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо
намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его
осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в
частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не
допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть де
путатами Национального собрания и т. п.
Неизбираемость – это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы
административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом
избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или
Конституционные принципы российского избирательного права.
Совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами, составляет самостоятельный институт конституционного права – избирательное право Российской Федерации (в объективном смысле).
Под избирательным правом граждан Российской Федерации (в субъективном смысле) понимается их конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право (как и право участвовать в референдуме) закреплено в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Избирательное право подразделяется на активное, т.е. право граждан избирать, и пассивное — право граждан быть избранными.
К принципам избирательного права относятся: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свободное и добровольное участие в выборах.
Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям.
К ограничениям активного и пассивного избирательного права относятся:
1) Возрастной ценз. Для активного избирательного права – это 18 лет, для пассивного от 21 года до 35 лет. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, Президентом Российской Федерации — 35 лет, минимальный возраст кандидата при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть ниже 21 года, при выборах в органы местного самоуправления — 21 года.
2) Ценз гражданства. Согласно Конституции РФ (ст.32, 81, 97), гражданам РФ принадлежит право избирать и быть избранными. Иностранные граждане, достигшие 18 лет, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обладают активным избирательным правом (правом избирать), если они постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум.
3) Ценз оседлости. В Конституции РФ установлено единственное ограничение по времени проживания на территории Российской Федерации для обладания пассивным избирательным правом – кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории РФ не менее 10 лет (ч.2 ст.81 Конституции РФ), что обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране.
Федеральный закон запрещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражданина на определенной территории РФ как условие приобретения им активного или пассивного избирательного права.
4) Дееспособность. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными.
5) Несвобода. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными (до освобождения).
Закрепление равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. То есть каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.
Прямое избирательное право свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно.
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В Российской Федерации тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.
Добровольность участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой – либо юридической ответственности.
Понятие и принципы авторского права
13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием
29. Понятие и принципы патентного права Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных
Всеобщее избирательное право
Всеобщим избирательным правом является конституционный принцип избирательной системы, который обозначает то, что предоставляется:
- активное избирательное право для всех граждан РФ, которые достигли совершеннолетия, исключая тех лиц, которые были лишены данного права на основании закона;
- пассивное избирательное право для всех граждан, которые удовлетворяют дополнительные, устанавливаемые на основании Конституции законы и избирательные цензы (ограничения).
На основании рассматриваемого принципа предполагается, что избирательное права может использоваться широким кругом граждан. В процессе реализации данного права можно допустить исключительно естественные разумные ограничения, признаваемые любым демократическом государстве и не рассматриваемые в качестве дискриминационных или ущемляющих представительный характер выборного органа власти.
Под всеобщим избирательным правом граждан РФ понимается то, что граждане РФ, которые достигли совершеннолетия, имеют право на избрание, участие в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, а по достижении возраста, который установлен на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации – иметь возможность избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Реализация указанных прав не может зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места проживания, религии, политического убеждения, принадлежности общественным объединениям.
Особое значение для того, чтобы обеспечить всеобщность избирательного права граждан, а также пределов реализации, гарантируемых на основании законодательства, – это вопрос избирательных цензов, которые являются установленными законодательством ограничениями активного и пассивного избирательных прав и обуславливаются в соответствии с теми или иными обстоятельствами.
Принципы избирательного процесса
Сразу стоит отметить, что процессуальные и правовые принципы, позволяют должным образом закрепить основные и правовые начала российского избирательного процесса.
Основными принципами организации российского избирательного процесса на сегодняшний день являются следующие:
- Система, которая отвечает за осуществление процесса организации и последующего проведения выборов специализированными избирательными комиссиями. Примечательно, что для проведения выборного и избирательного процесса специализированными органами создаются комиссии. Последующее проведение и организация выборного процесса производится на основании установленных правовых норм.
- Поступательность и непрерывность определенного избирательного процесса. Важно понимать, что положенный, то есть отведенный срок, пройдет через все отведенные позиции и все предусмотренные процессуальные стадии.
- Законность. Такой принцип выражается обязанностями всех его участников соблюдать установленные правила и требования.
- Гласность, то есть открытость всего избирательного процесса. Вся правовая процедура должна быть выполнена на открытых условиях и быть доступной всем гражданам страны, а также всем избирателям. Важно понимать, что данный принцип никаким образом не может считаться абсолютным, так как он должен отвечать публичным совершениям на территории определенного государства.
- Равноправие всех субъектов избирательного процесса. Здесь необходимо говорить о равенстве установленных обязанностей и прав данного субъекта избирательного процесса.
- Документальность. Здесь важно говорить о фиксировании определенного избирательного производства и всех выполняемых действий на документальной основе.
Конституционные принципы избирательного права
Под ними понимаются основополагающие начала, исходные идеи.
Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепила принципы: всеобщего, равного, прямого ИП при тайном голосовании, а ФЗ об основных гарантиях …. Добавляет принцип добровольности.
Всеобщее ИП: все граждане, достигшие определенного возраста, могут избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств.
Этот принцип предполагает ряд цензов (ограничений).
Возрастной ценз: для активного ИП (избирать) необходимо достичь 18 лет. Для пассивного ИП: Президент – 35 лет, депутаты ГД, законодательных органов субъектов РФ, выборного должностного лица МСУ – 21 год, депутаты местного самоуправления – 18 лет, высшее должностное лицо – 30 лет.
Максимальный возрастной ценз не предусмотрен.
Ценз гражданства: право принадлежит только гражданам РФ. Для иностранных граждан предусмотрена возможность участвовать в выборах на местном уровне при условии постоянного проживания на территории муниципального образования и наличия договора РФ и иностранного государства (на сегодня таких договоров не заключено).
Кроме того, не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.
Ценз оседлости: требования продолжительности и срока проживания. Кандидат в Президенты должен проживать на территории России не менее 10 лет.
Сюда же можно включить ограничения активного права для военнослужащих: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления.
Ценз дееспособности. Не имеют права голосовать граждане, признанные недееспособными.
Ценз несвободы. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными.
В соответствии с избирательным законодательством, не имеют права быть избранными:
а) осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29(Производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, связанных с экстремисткой деятельностью либо к побуждению к такой деятельности, обоснованию или оправданию экстремизма, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах.
Д) в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока.
Несовместимость. Депутаты не могут замещать иные государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, не могут быть депутатами иного органа.
Равное ИП. Предполагает для каждого равную возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос, имеющий равный вес с другим голосом. Это достигается обеспечением единой нормой представительства: на каждого кандидата должно приходиться одинаковое количество жителей (избирателей) округа.
Этот принцип применяется и в отношении пассивного ИП: на всех стадиях избирательного процесса всем кандидатам предоставляются равные права: доступ к СМИ при проведении предвыборной агитации, создание избирательных фондов, направлять наблюдателей на избирательные участки для контроля заходом голосования и пр.
Прямое ИП. Избиратель голосует за кандидатов или списки кандидатов непосредственно, лично, а не через выборщиков или представителей. В настоящее время внесены изменения в ФЗ о выборах, устанавливающие право голосовать «против всех» на муниципальных выборах.
Тайное голосование. Заключается в исключении возможности влияния на волеизъявление гражданина во время голосования, обеспечение свободы выбора избирателя. Это достигается запретом агитации за день до голосования, нахождением агитационных материалов не ближе 50 метров от избирательного участка, прозрачным расположением пути избирателя от получения бюллетеня до урны для голосования, оборудование специального места для голосования, использование комплексов для электронного голосования и пр.
Добровольность. Участие в выборах свободно и добровольно, прийти на избирательный участок – не обязанность, а гражданский долг. В нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не предусмотрено никакой юридической ответственности. С этой целью отменен порог явки избирателей, чтобы выборы не были несостоявшимися.
Некоторые ученые выделяют дополнительные принципы ИП: законность, альтернативность выборов, периодичность выборов, открытость и гласность выборов.
2. Конституционные принципы избирательного процесса
В конституционном порядке определено, что выборы должны осуществляться без влияния экономической власти или прямого или косвенного злоупотребления своими функциями, должностями или службой в прямой или косвенной публичной администрации (§ 9 ст. 14 в редакции Конституционной поправки № 4 1994 г .). Под термином “влияние экономической власти или злоупотребление такой властью” понимаются, например, чрезмерные расходы во время избирательной кампании и оказание экономического давления на избирателей. Конечно, надеяться, что такие нормы сами по себе могут обеспечить честные выборы, было бы наивно, но наличие соответствующих законоположений обязывает государство добиваться этого и облегчает борьбу с избирательными правонарушениями.
Из принципа обязательного вотума вытекает обязанность избирателей соответствующего возраста регистрироваться и обязанность публичной власти составлять и актуализировать списки избирателей.
Функции руководства избирательным процессом осуществляются органами избирательной юстиции, что имеет целью гарантировать соблюдение требований избирательного законодательства. Этими же органами рассматриваются и избирательные споры.
Избирательными округами служат территориальные единицы — на ступень ниже при выборах представительных органов или подведомственные единицы при выборах глав публичной администрации. Например, при выборах палат Национального конгресса это штаты, территории и федеральный округ, при выборах губернаторов — штаты и федеральный округ.
Конституция предоставила политическим партиям монопольное право выдвижения кандидатов во все выборные органы власти и на все должности руководителей публичной администрации. Конечно, демократичность такого положения не вполне убедительна, но в Бразилии существует не только отмеченное Редьярдом Киплингом “изобилие невиданных зверей”, но также, как мы видели, изобилие политических партий, что облегчает избирателю выбор программ или кандидатов, которые он склонен поддержать. Для этого, правда, нужна определенная информированность, и не случайно Конституция освобождает неграмотных избирателей от обязательного вотума.
Получение мандата в результате выборов может быть обжаловано в орган избирательной юстиции в течение 15 дней по оглашении их результатов; следствие должно выявить доказательства злоупотребления экономической властью, коррупции или мошенничества. Избирательный трибунал разбирает жалобу в закрытом порядке, причем заявитель несет ответственность по закону, если, подавая жалобу, сознавал ее необоснованность или проявил недобросовестность.
К порядку избрания представительных органов и руководителей публичной администрации мы еще вернемся при рассмотрении их конституционного статуса.
Смотрите также:
С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, .
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/51.htm
Вместе с тем, сама История отечественного государства и права подготавливает студентов к изучению таких специальных дисциплин как Конституционное право РФ, .
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/
функция закрепления прав и свобод человека и гражданина (конституционное право), функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/32.htm
Конституционное право каждого на благоприятную окружающю среду– одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, .
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/33.htm
Например, в английском праве различаются общее право и право справедливости. . государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/67.htm
Многие французские правоведы считали, что политическая наука есть не более чем конституционное право. Поэтому во Франции широкое распространение получил .
www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/156.htm
2 См .: Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. 1992. № 6. С. 6; Он же. Теория закона. М , 1982. С. 17. .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/34.htm
Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредую-ших наиболее важные, .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm
Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное, право. Оно включает правовые нормы и институты, регулирующие устройство государства, .
bibliotekar.ru/hozyaystvennoe-pravo/8.htm
Гарантии избирательных прав
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ).
Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия.
Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.
Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Рассмотренные цензы представляют собой определенные ограничения активного и пассивного избирательного права. К последнему относятся и такие специфические ограничения, как неизбираемость и несовместимость.
Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Законодательство РФ не предусматривает институт неизбираемости.
Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.
Несовместимость нашла свое законодательное отражение и в законодательстве РФ. Так, в ч. 3 ст. 97 Конституции РФ записано: “Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности”. Кроме того, в законе предусмотрено, что депутатами представительных органов любого уровня не могут быть лица, продолжающие работать в правоохранительных органах, судьями и т.п. Занимая должность в этих органах, граждане могут осуществлять свое пассивное избирательное право – быть избранными депутатами, но после избрания они могут стать депутатами только при условии, если освободят занимаемую ими должность.
4. Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.
Всеобщее избирательное право
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов:
- возрастной ценз;
- ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.
Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах , чем достигается добровольность участия граждан в выборах.
Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.