Права и обязанности прокурора в уголовном процессе

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры, его полномочия в уголовном процессе. Помощники прокурора.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры

Прокурорский работник – федеральный государственный служащий, исполняющий обязанности по должности государственной службы с учетом требований Федерального закона.

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются:

    1. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”;
    2. законодательством Российской Федерации о труде;
    3. законодательством Российской Федерации о государственной службе (ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” и ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” ).

Прокурор – это прокурорский работник, который руководит системой органов и учреждений подчиненной ему прокуратуры, в т. ч. издает обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Таким образом, прокурор осуществялет руководство системой прокуратуры подчинённого ему уровня.

Главным должностным лицом системы прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ , который, согласно ст. 17 ФЗ “О прокуратуре” руководит системой прокуратуры Российской Федерации. В круг его полномочий входит:

    • издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
    • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры;
    • назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ;
    • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом.

Прокуроры субъектов РФ , приравненные к ним прокуроры:

    1. руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур;
    2. издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
    3. могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ (ст.18 ФЗ “О прокуратуре”).

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях (ст.19 ФЗ “О прокуратуре”).

Полномочия прокурора в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства

    1. уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а т акже
    2. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу :

    1. проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, проверять законность и обоснованность решений органов следствия по уголовным делам;
    2. выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (например, меры пресечения);
    5. разрешать вопросы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
    6. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;
    7. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    8. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения;
    9. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    10. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    11. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
    12. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
  1. пpоверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
  7. рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
  8. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  9. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  10. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
  11. при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
  12. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  13. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
  14. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  15. передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  16. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  17. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  18. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
  19. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор:

    1. поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность;
    2. предъявляет гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий ( ст. 44,ст. 246 УПК РФ) .

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Указанные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Полномочия помощников прокурора

Помощники прокурора осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждённых прокурором субъектов федерации, а также руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом “О прокуратуре”, международными договорами и иными обязательствами Российской Федерации.

В зависимости от должностного положения выделяют различные полномочия помощников прокуроров (например, в прокуратуре Челябинской области http://www.chelproc.ru):

    1. осуществление мер, обеспечивающих правовое обеспечение в органах прокуратуры в целях эффективной реализации их полномочий.
    2. мониторинг законодательства и правоприменительной практики с целью совершенствования нормативно-правового регулирования.
    3. принятие мер к систематизации законодательства в целях эффективной реализации полномочий органами прокуратуры области;
    4. организация и координация работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    5. выпуск информационного бюллетеня прокуратуры области.
    1. проведение единой информационной политики органов прокуратуры;
    2. организация взаимодействия прокуратуры Челябинской области и ее структурных подразделений со средствами массовой информации;
    3. поддержание рабочих контактов с пресс-службами органов исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов;
    4. анализ сообщений средств массовой информации о деятельности органов прокуратуры;
    5. развитие делового сотрудничества с представителями средств массовой информации в целях максимального и оперативного информирования населения через печать, радио, телевидение и сеть «Интернет» о работе прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, по участию в правотворческой деятельности, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по вопросам международно-правового сотрудничества, о направлении в суд уголовных дел, вызывающих повышенный общественный резонанс и социальную значимость, вынесении по ним судебных решений, о прокурорских проверках, в ходе которых вскрыты многочисленные или грубые нарушения законности, о делах и людях прокуратуры;
    6. ежедневное информационное сопровождение официального сайта прокуратуры Челябинской области в сети «Интернет».
    1. представительство прокуратуры Челябинской области в Законодательном Собрании и Правительстве Челябинской области;
    2. обеспечение участия прокуратуры в разработке региональных нормативных правовых актов;
    3. подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства;
    4. предотвращение принятия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
    1. своевременное назначение, перерасчет и выплата пенсий и пособий пенсионерам органов и учреждений прокуратуры и их семьям;
    2. назначение и перерасчет ежемесячных надбавок к денежному содержанию работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет;
    3. ведение персонального учета пенсионеров, пенсионных дел и лицевых счетов;
    4. контроль за правильностью и своевременной выплатой пенсий учреждениями Сберегательного Банка Российской Федерации;
    5. предоставление пенсионерам социально-бытовых льгот, предусмотренных действующим законодательством;
    6. взаимодействие с Министерством социальных отношений, Пенсионным фондом, ведомственными пенсионными органами;
    7. проведение разъяснительной работы по пенсионному законодательству среди работников прокуратуры и пенсионеров;
    8. взаимодействие с ветеранской организацией прокуратуры области.
    1. планирование, организация и осуществление мероприятий по обеспечению мер безопасности и физической защиты сотрудников прокуратуры, надзор за исполнением законов при применении мер государственной защиты в отношении указанной категории лиц;
    2. анализ информации о поджогах, взрывах, незаконных проникновениях в здания и помещения органов прокуратуры, посягательствах на жизнь, здоровье имущество работников прокуратуры их близких;
    3. проведение проверок (служебные расследования) по фактам совершения прокурорскими работниками аппарата прокуратуры Челябинской области, нижестоящих прокуратур проступков, порочащих честь прокурорского работника, допустивших нарушение присяги прокурора, либо совершивших правонарушение;
    4. контроль пропускного и противопожарного режимов на объектах прокуратуры области.
    1. надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, за исполнением законов, направленных на противодействие экстремистской деятельности и терроризму;
    2. надзор за исполнением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, организациями и учреждениями (в том числе общественными и религиозными) законодательства в сфере противодействия экстремистской и террористической деятельности, межнациональных и конфессиональных отношений, обобщение и анализ практики прокурорского надзора на этом направлении;
    3. надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности требований Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при выполнении оперативно-розыскных мероприятий, за соблюдением законов при производстве дознания и предварительного следствия, за полнотой регистрации и законностью разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в УФСБ России по Челябинской области и Пограничном управлении ФСБ России по Челябинской области, рассмотрение жалоб на действия сотрудников УФСБ России по Челябинской области и Пограничного управления ФСБ России по Челябинской области при производстве дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, изучение уголовных дел и материалов, находящиеся в производстве следователей УФСБ и дознавателей Пограничного управления, принятие мер к отмене незаконных и необоснованных решений;
    4. надзор за исполнением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», рассмотрение обращений граждан по этим вопросам, подготовка заключений и справок о реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям.
    1. организация мероприятий по обеспечению в прокуратуре области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, контроль за исполнением решений прокурора области по данным вопросам;
    2. разработка, планирование и организация мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в прокуратуре области в период мобилизации и военное время;
    3. организация обучения работников прокуратуры области, проведение учений и тренировок по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны.

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Читайте также:  Права и обязанности эксперта в уголовном процессе

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  • Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.
  • Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.
  • Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.
  • Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2020 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ

    Статья просмотрена: 25434 раза

    Библиографическое описание:

    Безвершенко Д. А. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 256-258. — URL https://moluch.ru/archive/48/6103/ (дата обращения: 02.03.2020).

    Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения в странах общего права, принявших состязательную систему. Он отвечает за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.

    В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

    В экономической и юридической литературе можно выделить следующие определения «прокурора» (см. табл.1)

    Авторы

    Определения

    Кураков Л. П. [5]

    Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Согласно ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», П. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

    Радько Т. Н. [6]

    Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ, которая осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Термин «прокурор» применяется к лицам, возглавляющим соответствующие подразделения системы органов прокуратуры: областей, городские, районные, межрайонные, а также другие приравненные к ним прокуратуры. Данный термин применяется и к заместителям, и помощникам прокурора в случае их участия в качестве прокурора в судебном процессе. Основные права (полномочия), обязанности и формы деятельности прокурора определяются Законом «О прокуратуре».

    Сереброва С. П. [7]

    Прокурор должностное лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве и наделенное соответствующими полномочиями согласно Федеральному закону «О прокуратуре»

    В соответствии с ч.1 ст.246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным. В рассмотрении судом уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения участвует государственный обвинитель (прокурор), а по делам частного обвинения — потерпевший [1].

    Пункт 31 ст. 5 УПК РФ определяет прокурора так: «Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре» [1].

    Важно отметить, что УПК РФ в данном определении не упомянут как регулятор прав и обязанностей прокуроров (их должностных полномочий) — лидирующая роль отдана Федеральному закону «О прокуратуре» [2]. С учетом того, что по общему правилу должностные полномочия не могут трактоваться в сторону расширения, получается, что прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, наделен только теми полномочиями, которые предоставлены ему Федеральным законом «О прокуратуре», что противоречит ч. 2 ст. 1 и ст. 7 УПК РФ. Кроме того, формулировка «и иные должностные лица органов прокуратуры» позволяет включать в понятие «прокурор» и следователя прокуратуры [1,2].

    Процессуальный закон указывает: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Как видно, здесь одним из элементов статуса прокурора выступает наличие компетенции, установленный УПК РФ [1].

    Можно было бы предположить, что определение п. 31 ст. 5 УПК РФ является ошибкой, технической недоработкой законодателя, если бы не вторая половина ч. 1 ст. 37 УПК РФ, которая указывает опять же на понятие, используемое в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно — надзор [1,2].

    Следует отметить, что нигде больше в тексте УПК РФ о прокурорском надзоре не говорится. В то же время ч. 2 п. 17 ст. 37 УПК РФ предусматривает для прокурора возможность «осуществлять и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом», т. е. опять «замыкает» его компетенцию на УПК РФ [1].

    При сопоставительном анализе приведенных положений п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК РФ обнаруживаются существенные противоречия в определении прокурора как участника уголовного процесса. С одной стороны, под прокурором понимается должностное лицо органов прокуратуры (и следователь прокуратуры в том числе), с другой — закон непосредственно указывает на обязательность своих положений и следование исключительно нормам УПК РФ, в то же время устанавливая возможность использования прокурором полномочий, не предусмотренных Кодексом. Одновременно с этим УПК РФ указывает, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 ст. 37), т. е. конкретно называет перечень должностей, к которым могут быть применены предусмотренные им полномочия [1,8].

    Понятие прокурора как участника уголовного процесса в УПК РФ не сформировано и получается, что функция обвинения возложена не на конкретного участника уголовного процесса, воплощающего в себе в рамках правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в целом. При таких обстоятельствах говорить, что в нашей стране осуществлен переход от репрессивного карательного уголовно-процессуального законодательства к демократическому, обеспечивающему реализацию базисных принципов судопроизводства международного стандарта, не допустимо.

    Читайте также:  Основания применения обеспечительных мер в арбитражном процессе

    По мнению адвоката Чернова Р. П., разделив понятия «государственный обвинитель» и «прокурор», законодатель сделает большой и важный шаг на пути структурирования правового государства в России. Государственный обвинитель, не имеющий отношения к прокуратуре и не поднадзорный ей как участник уголовного судопроизводства, — это тот элемент системы организации правосудия, который на сегодняшний день сможет в корне переменить ситуацию в пользу объективного, непредвзятого, справедливого судопроизводства в России [8].

    Поддержание государственного обвинения в суде есть продолжение уголовного преследования лица или группы лиц, которым предъявлено обвинение в преступлении, начатого в досудебном производстве. Сложность и многоэтапность деятельности государственного обвинителя обусловливают необходимость ее выполнения на четкой организационной основе, с последовательной подготовкой, включающей тщательное изучение и анализ материалов уголовного дела, разработку плана участия в судебном следствии — центральной части судебного процесса, определения очередности представления доказательств, продуманного выступления в судебных прениях.

    Полномочия прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ [1].

    а) участвовать в суде при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий органами расследования, которые допускаются на основании судебного решения, при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст.125 УПК РФ.

    б) при рассмотрении уголовных дел в судах прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

    в) в соответствии со ст.246 УПК РФ прокурор участвует во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения, а также по уголовным делам частного обвинения, если дело возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

    Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    г) прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан.

    д) если прокурор в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа в порядке и по основаниям, предусмотренном законом.

    е) прокурор имеет право до ухода суда в совещательную комнату изменить обвинение в сторону смягчения.

    ж) прокурор приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление в установленные законом сроки на незаконное или необоснованное судебное решение.

    з) прокурор независимо от участия в судебном процессе вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое уголовное дело, по которому решение, приговор, определение или постановление суда вступили в законную силу. Усмотрев, что судебное решение подлежит изменению или отмене, прокурор приносит представление в порядке надзора.

    В результате реформы 2007 г. прокурор перестал быть субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования. Тем не менее, в ряде стран континентальной Европы прокурор до сих пор сохраняет данную функцию.

    Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» завершился начатый в 2007 году процесс выделения следственных подразделений из органов прокуратуры Российской Федерации [3].

    Положительными моментами проведенной реформы стали определение прокуратуры на досудебной стадии уголовного судопроизводства исключительно как надзорного органа и формирование самостоятельного следственного подразделения — Следственного комитета РФ, предназначенного для расследования особо тяжких, экономических, коррупционных и других значимых преступлений.

    Важно отметить, что член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Поневежский В. А., внес в Госдуму законопроект, расширяющий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета России.

    «Принятие законопроекта позволит устранить коллизии, связанные с разночтением положений федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», повысить эффективность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, не связанной с осуществлением предварительного расследования», — говорится в пояснительной записке к законопроекту [9].

    Согласно действующей редакции закона о прокуратуре, надзор осуществляется в отношении федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, однако в ней отсутствует упоминание о Следственном комитете как о федеральном государственном органе, за соблюдением законности в деятельности которого прокуратура осуществляет надзор.

    В результате такой трактовки органы прокуратуры лишены возможности осуществлять надзор за соблюдением Следственным комитетом Российской Федерации и его территориальными органами требований Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина в области трудового законодательства, законодательства о федеральной государственной службе, о противодействии коррупции и об обороте оружия.

    Проект вносит поправки в ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2], данные изменения необходимы, чтобы привести статьи в соответствие с положениями федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» [4].

    Кураков Л . П ., Кураков В . Л . , Кураков А. Л. Экономика и право : словарь – справочник 2004.

    Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие. — М. Проспект, 2011 г. — 135 с.

    Сереброва С. П. Понятия современного уголовного процесса. h ttp://determiner.ru/dictionary/221

    http :// www . gazeta . ru / news / seealso /1782473. shtml

    Прокурор в уголовном процессе. Основные направления деятельности, права и обязанности.

    Прокурорявляется должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

    Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Ст. 54 указанного Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

    Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

    28. Правовое положение, права и обязанности следователя. Процессуальная самостоятельность и профессионализм следователя. Руководитель следственного органа. Начальник подразделения дознания.

    Следователь является одним из основных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Именно на него возложена важная задача возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков преступлений, осуществления предварительного расследования и подготовки материалов уголовного дела, с тем чтобы суд имел возможность вынести по данному уголовному делу законный, обоснованный и справедливый приговор.

    Законодатель наделил следователя широким спектром полномочий, соответствующим его действительно важной роли в досудебном процессе. Вместе с тем следователь – это не единственный участник уголовного судопроизводства, осуществляющий свои полномочия на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Весьма важное значение имеет не только реализация следователем своих полномочий, но и его взаимодействие с иными органами и должностными лицами (судом, прокурором, руководителем следственного органа). Именно в таком взаимодействии и проявляется процессуальная самостоятельность следователя как лица, ответственного за ход и результаты своей деятельности.

    Каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями законодателя (ст. 6 УПК РФ (1)) о содержании и направлениях его деятельности.

    Руководитель следственного органа –должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия:1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    Начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Права и обязанности прокурора в уголовном процессе

    Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.

    Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день — основная функция прокуратуры в досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.

    Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица и собственники.

    Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.

    По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.

    На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства.

    Поддержание государственного обвинения – отдельная функция прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

    Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

    Субъектами, которые имеют исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

    • прокурор;
    • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований действующего законодательства РФ.

    Основную часть деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве регулирует статья 37 Уголовно-процессуального кодекса. Так прокурор может проверить исполнялись ли предписания закона в частности при приеме и разрешении сообщений о совершенных общественно опасных деяниях. Далее он может вынести юридическое акт, который направляет документы в правоохранительное органы для того, чтобы там были приняты меры по факту нарушения закона данными органами. Прокуратура в силу закона обязана требовать от правоохранительных органов исправление нарушений, которые были допущены в ходе их деятельности.

    Прокурор так же может давать согласия дознавателем по возбуждению юридического акта об избрании меры пресечения (либо ее отмены, изменения), а так же других подобных актов. Избрание меры пресечение играет важную роль, но при этом она может избираться или нет. Например, по факту кражи было возбуждено уголовное дело.

    Стоит ли воришку садить под стражу (один из видов мер пресечения)? Если говорить объективно, то, скорее всего, нет, так как не несет для общества какой-либо угрозы, которая должна ограничиваться. Можно, например, избрать и домашний арест, либо подписку о невыезде. При этом органы дознания отправляют решения о возбуждении ходатайства, где прокурор решает согласиться с этим или нет.

    Мера пресечения может быть направлена по нескольким направлениям. Во-первых, для того, чтобы предотвратить совершение новых преступлений. Это, конечно же, правильно, так как, если потенциальному убийце (он не является таковым, пока его вина не будет доказана) выбрать меру пресечение в виде подписке о не выезде, то он может совершить еще одно убийство.

    Во-вторых, чтобы преступник никуда не скрылся. В принципе решение данной проблемы не так уж сложно, тот же самый домашний арест легко решает эту проблему. Меж тем, все равно на практике очень много людей сажают под стражу даже по статьям, которые не представляют особой опасности и не собираются как-то сбегать. Поэтому роль прокурора здесь тоже очень высока, и необходимо в этом плане как-то менять работу правоохранительных органов, прокуратуры и суда.

    Прокурор может так же отменять различные постановления прокурора, который ниже его, а так же дознавателя. Тоже является довольно важной нормой, так как очевидно, что люди допускают ошибки. Кроме того, это может быть еще и правоохранительный «беспредел», поэтому прокурор благодаря этой норме может прямо защищать права участников уголовного судопроизводства, да и просто граждан.

    Читайте также:  Ходатайство об истребовании доказательств в арбитражном процессе

    Прокурор также рассматривает информацию, свидетельствующая о несогласии с прокурором, которая предоставляется руководителем следственного органа, а по этой информации он принимает решения.

    Важным пунктом так же является, что прокурор участвует в судебных заседаниях по избранию меры пресечение, которые связаны с нахождением под стражей и всеми организационными с этим моментами. Здесь тоже на лицо защита прав человека и гражданина.

    Административное преследование

    В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.

    На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части:

    • досудебная часть расследования и уголовного преследования;
    • уголовное преследование непосредственно в суде.

    Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая — в форме поддержания в суде государственного обвинения.

    В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.

    Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве.

    Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.

    Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

    Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др., обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.

    Отвод дознавателя

    Если дознаватель допускает какие-либо нарушения, установленные уголовно-процессуальным кодексом, то прокурор его может отстранить от расследования. Норма также является довольно важной, так как, если дознаватель начинает открыто нарушать закон, то это должно как-то пресекаться. Во-первых, гражданин, в отношении которого есть эти нарушения, конечно же, должен указывать на них (на это и нужны адвокаты). Но прокурор все-таки тоже призван надзирать за правоохранительными органами, поэтому, например, по ходатайству можно просто отстранить дознавателя.

    Так же прокурор может изъять дело у дознавателя и передать его следователю при наличии, конечно же, оснований и их обоснование. Например, дело по подследственной должно по идее быть в распоряжении дознания, но ввиду обстоятельств, например, особой опасности для общества передается следственному комитету.

    Прокурор может утверждать постановления от дознания о том, чтобы прекратить производство по делу. Так же стоит отметить, что – это правильно. Орган дознания может либо по незнанию, либо по каким-либо нечестным причинам отменить уголовное дело, которое уже было возбуждено. Так это уже будет более проблематичным, так как нужно подтверждение прокурора.

    В итоге, если возбуждать уголовное дело, то расследовать его до конца, либо вообще не возбуждать. Например, будет возбуждено уголовное дело по факту кражи. В ходе производства выяснилось, что вор – родственник дознавателя, тот хотел как-то спасти своего родственника, но прокурор отменил постановление о прекращении. Таким образом, решение будет объективным и без допущения правоохранительного произвола.

    Так же прокурор утверждает заключение и акт по уголовному делу. Тут уже примечательно, что до этого почти все относилось только к органам дознания, так как те же самые решения в следствие решает руководитель следственного органа. Орган следствия может либо по незнанию, либо по каким-либо нечестным причинам отменить уголовное дело, которое уже было возбуждено.

    Так это уже будет более проблематичным, так как нужно подтверждение прокурора. В итоге, если возбуждать уголовное дело, то расследовать его до конца, либо вообще не возбуждать. Например, будет возбуждено уголовное дело по факту убийства. В ходе производства выяснилось, что убийца – родственник дознавателя, тот хотел как-то спасти своего родственника, но прокурор отменил постановление о прекращении.

    Прокурор может вернуть уголовное дело обратно с какими-либо уточнениями, что дело нужно до расследовать, провести какие-либо дополнительные действия и т.д. Действительно, дело же может не иметь четких доказательств по уголовному делу, а значит, прокурор принимает логичное решение провести дополнительное расследование по данному делу. Так, дело, вернувшись пройдет все проверки заново и будут собраны новые доказательства.

    В Уголовно-процессуальном Кодексе есть и другие нормы, регулирующие компетенцию прокурора. Например, он может написать запрос, чтобы ему предоставили для ознакомление материалы уголовного дела, которое на данный момент расследуется.

    Еще одним важным аспектом является, что при судебном разбирательстве прокурор является государственным обвинителем. То есть, после того, как дело расследовано, в его руки переходит обязанность доказать, что данный лицо – преступник. Поэтому уделяется так много внимание контролю от прокурора в ходе предварительного расследования, потому что, если придет с никаким материалом в суд, то он просто рискует проиграть дело.

    Так же прокурор может отказаться от определенного дела, по указанию обоснованных причин подобного решения. Это должны быть действительно уважительные причины. Например, проходящий по уголовному делу является родственником данного прокурора, из-за чего прокурор может написать объяснения, что он не сможет выносить объективные решения, а значит лучше все-таки передать надзор и другие прокурорские полномочия другому лицу. Существует, конечно же, и другие права и обязанности прокурора, но это одни из главных, которые регулируется УПК.

    Действия прокурора в уголовном процессе

    В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

    Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

    Функции прокуратуры

    Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

    Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

    • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
    • контролирование процедуры возбуждения преследования;
    • поддержка обвинения во время судебного заседания;
    • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
    • контроль действий иных субъектов производства.

    Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

    1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
    2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
    3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
    4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

    Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

    В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

    На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

    • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
    • организация правовой защиты;
    • обвинение по конкретному делу.

    С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

    Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

    • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
    • прав каждого гражданина;
    • главенства закона.

    Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

    1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
    2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
    3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
    4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
    5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

    В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

    Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

    Участие в досудебном производстве

    На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

    В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

    Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

    Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

    Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

    • контроль процедурных моментов;
    • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
    • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
    • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

    Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

    То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

    Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

    Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

    • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
    • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
    • принять самоотвод дознавателя.

    Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

    • высочайшей компетенции в области права;
    • понимания принципов и методов криминалистики;
    • умения правильно толковать правовые нормы.

    Ссылка на основную публикацию