Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица” и ст. 199 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации” УК РФ.

Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).

На это указано в пункте 3 постановления № 64.

Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:

– за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;

– за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Наказание может быть дополнено

Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

— собственником или руководителем организации;

— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

На срок до 5 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).

*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности, если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.

Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Привлечение к ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

    Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. , обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. , чаще всего они отдаются в устной форме. , часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

    Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации ) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от № «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от № разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц . Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе деятельности.

    Применительно к деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

    Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

    Уголовная ответственность за налоговые преступления

    Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

    Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

    • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
    • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
    • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
    • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
    • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
    • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

    Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

    Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

    • штраф;
    • дисквалификация;
    • принудительный труд;
    • лишение свободы.

    Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

    Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

    Наказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)*

    Совершение действий, отражающих тот факт, что:

    1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

    • не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы (указаны в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64);
    • представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

    2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует крупному или особо крупному ущербу

    • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
    • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
    • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
    • арест до 6 месяцев

    Крупный размер составляет:

    • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
    • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

    Особо крупный размер составляет:

    • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
    • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

    Теперь — о санкциях для организаций.

    Неуплата налога фирмой: виды наказаний

    Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица

    • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
    • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
    • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
    • арест на 6 месяцев
    • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
    • от 15 млн (при любой сумме налога).
    • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
    • 45 млн (при любой сумме налога)

    Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

    Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

    Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

    Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме

    • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
    • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
    • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
    • арест до 6 месяцев
    • от 5 млн (более 25% налогов);
    • 15 млн (при любом налоге).

    Особо крупный ущерб:

    • 15 млн (более 50% налогов);
    • 45 млн (при любом налоге)

    Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

    Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

    Ответственность за сокрытие активов

    Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам

    • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
    • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
    • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности

    Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.

    Особое нарушение: 9 млн

    Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

    Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

    Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

    • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
    • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
    • при особом размере — тюремное заключение до 1 года
    • от 600 тыс. (10% от взносов);
    • 1,8 млн (при любых взносах).

    Особый размер ущерба:

    • от 3 млн (20% от взносов);
    • 9 млн (при любых взносах)

    Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

    К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

    • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
    • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
    • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)
    • от 2 млн (10% от взносов);
    • 6 млн (при любых взносах).
    • от 10 млн (20% от взносов);
    • от 30 млн (при любых взносах)

    * — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

    ** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

    *** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

    Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

    Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

    В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

    Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

    Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

    Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

    Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

    Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

    Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

    О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

    Итоги

    К уголовной ответственности за налоговые преступления приводят нарушения, предусмотренные ст. 198–199.4 УК РФ. В общем случае обвиняемым становится руководитель хозяйствующего субъекта (или ИП). Один из основных критериев для квалификации деяния по указанным статьям УК РФ — умысел подозреваемого.

    Узнать больше о применении норм уголовного права в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 10 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 199 УК РФ

    О конституционно-правовом смысле статьи 199 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 27-П

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, –

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 199 внесены изменения

    2. То же деяние, совершенное:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Примечания изменены с 10 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/232@/675/50

    ГАРАНТ:

    Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

    С какой суммы неуплата налогов подлежит уголовной ответственности?

    Неуплата налогов — серьезное правонарушение.

    Степень ответственности, наступающей для виновного лица, зависит от определенных условий.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации :

    О способах уклонения от уплаты налогов и санкциях за данное нарушение читайте здесь.

    Кто подлежит наказанию?

    Налоговый кодекс (ст. 107) определяет, что любые физические, юридические лица, которые являются субъектами правоотношений, обязаны соблюдать существующие правила.

    Граждане должны выполнять возлагаемые на них государством обязательства с 16 лет.

    Именно с этого возраста допускается назначение наказания в случае нарушения установленных законодательством норм.

    Ст. 108 регламентирует общие положения, касающиеся данного вопроса. Так, под неуплатой понимается намеренное игнорирование лицом, предприятием финансовых обязательств перед государством, установленных законом.

    При этом правонарушением признается не только умышленное действие, но и умышленное бездействие.

    Например, правонарушением является подача отчетных документов, в которых человек осознанно занижает суммы своих доходов с целью сокращения размера необходимых платежей.

    В то же время намеренное игнорирование необходимости подачи декларации после получения дохода также относится к противоправному действию.

    Налоговый кодекс четко определяет спектр деяний, за которые может быть назначена мера пресечения. Привлечение к ответственности по основаниям, непредусмотренным статьями документа, не допускается.

    Решение о том, что действия человека носили противоправный характер, принимается уполномоченным органом по результатам проведенной проверки.

    Это может быть выездная, камеральная проверка.

    По итогам проверки выносится решение, которое передается на рассмотрение в суд. Судебная инстанция на основании предоставленных материалов дела определяет меру пресечения ответчику.

    При наличии у обвиняемой в нарушениях стороны оснований для обжалования вынесенного должностными лицами решения допускается подача соответствующего иска в суд.

    Следует отметить, что назначение наказаний возможно только в том случае, если действия должностных лиц осуществлялись в строгом соответствии с установленной законом процедурой.

    Наличие нарушений со стороны представителей государственного органа может привести к обжалованию вынесенного решения. В этом случае гражданин, не выполнивший свои финансовые обязательства перед государством, не понесет наказания.

    Принципы расчета критической суммы

    С какой суммы наступит уголовная ответственность?

    Размер неуплаты определяется в рамках трехлетнего периода.

    В результате соответствующих расчетов выявляется общая величина сборов, подлежащих оплате за этот период.

    Из этой величины вычленяется доля, которая не была оплачена.

    Если невыплаченная доля оказывается крупной или особой крупной, наступает уголовная ответственность. Неуплата налогов в крупном размере — это сколько?

    Для физических лиц:

      Крупный долг — свыше 900 тысяч рублей, составляющих более 10% от общей величины всех подлежащих уплате сборов за трехлетний период.

    Также является значительной неуплата свыше 2 млн. 700 тыс. рублей вне зависимости от остальных факторов.

  2. Особо крупный долг — более 4,5 млн. рублей, превышающих 20% от общей суммы. Или сумма, превышающая 13,5 миллионов.

Для юридических лиц:

  1. Крупный долг — свыше 5 млн. рублей, составляющих более 25%. Или задолженность, превышающая 15 миллионов.
  2. Особо крупный долг — более 15 млн. рублей, превышающих 50% от общей суммы. Или задолженность, превышающая 45 миллионов.

к содержанию ↑

Ответственность

За неуплату положенных взносов может быть назначена налоговая, административная, уголовная ответственность.

Налоговая

Последствия наступают, если гражданин нарушил установленные соответствующим кодексом нормы.

Допускается только наложение штрафов, которые назначаются и рассчитываются государственным органом в соответствии с характером совершенного проступка (ст. 122 НК).

Минимальная сумма штрафа — 20% от величины невыплаченных взносов.

Назначенные к выплате суммы могут быть снижены или увеличены при наличии соответствующих оснований.

Так, обстоятельствами, позволяющими снизить размер штрафа, признаются тяжелые жизненные ситуации (болезнь виновного лица или его близких родственников, смерть близкого человека), совершение противоправных поступков под воздействием угроз и насилия, принудительное выполнение распоряжений вышестоящего руководства зависимым сотрудником и т.д.

Увеличение штрафа допускается, если виновное лицо или организация совершила проступок повторно. В этом случае подлежащая выплате сумма умножается на два.

Решение об изменении размера штрафных санкций в ту и в другую сторону принимает судебный орган, в который подается соответствующий иск заинтересованной стороной.

Административная

Административная ответственность наступает за деяния, которые не наносят существенного вреда обществу.

Если совершенное незначительное налоговое правонарушение не является преступлением, наказание назначается в соответствии со статьей КоАП.

Минимальный размер штрафа (ст. 15.6 КоАП), налагаемого на граждан — 100 тысяч рублей, на должностных лиц — 300 тысяч рублей.

Уголовная

Правоохранительные органы не обладают полномочиями для самостоятельного возбуждения уголовных дел против граждан, организаций, нарушивших налоговое законодательство.

Уголовное дело может быть возбуждено только на основании запроса налогового органа, который в результате проверки выявил нарушения определенного характера.

Инспекция может направить в следственные органы имеющуюся информацию только при наличии следующих оснований:

  • невыплаченные долги достигают крупных, особо крупных размеров, указанных выше;
  • решение о привлечении к налоговой ответственности принято, вступило в силу;
  • виновное лицо получило уведомление необходимости погашения долга и назначенных штрафов;
  • прошло 2 месяца после окончания срока, указанного в уведомлении.
  • Назначение меры пресечения виновным лицам происходит на основании соответствующих статей Уголовного кодекса (ст. 198, ст. 199).

    Наказание может варьироваться от штрафа в 100 тысяч до 6 лет лишения свободы. Отягчающими обстоятельствами является совершение деяния группой лиц, в особом размере.

    Важно учитывать, что с точки зрения уголовного законодательства наказанию за неуплату подлежат граждане и организации, которые намеренно не предоставили декларацию или указали в документе ложные сведения.

    Если же указанные в декларации показатели соответствуют действительности и нарушение состоит только в дальнейшей их неуплате, то факт уклонения не присутствует.

    Таким образом, невыплата положенных взносов в бюджет государства влечет за собой наступление последствий.

    Уровень наказания, грозящего нарушителю, напрямую зависит от величины долга.

    Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов? Узнайте из видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


    Это быстро и бесплатно !

    Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

    Если компанию накажут за налоговое правонарушение, это совсем не означает, что должностных лиц этой организации не привлекут к административной и уголовной ответственности. Кого, когда и за что могут привлечь к ответственности, и что грозит руководителю, если он не платит налоги.

    Административная ответственность грозит сотруднику, который совершил правонарушение из-за того, что не исполнял или ненадлежащим образом исполнял служебные обязанности. Чтобы определить, кого привлечь к ответственности – руководителя или главбуха, инспекторы выяснят, у кого есть право подписи налоговой и бухгалтерской отчетности. Для этого они изучат локальные документы, например, устав, трудовой договор, должностную инструкцию. Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них.

    Важно. Если налоговая инспекция исчерпала все законные меры по взысканию недоимки, пеней, штрафа с организации-должника, она может взыскать задолженность, например, неуплаченные налоги, в виде ущерба с руководителя организации – по гражданскому иску в рамках уголовного дела.

    Факт: клиентам бухгалтерского аутсорсинга Главбух Ассистент штрафы не грозят: финансовая ответственность компании застрахована на 100 млн рублей. Вы все еще не с нами? Узнавайте подробности и пробуйте – первый месяц в подарок.

    Уголовная ответственность грозит за умышленное уклонение от налогов, сборов и страховых взносов. Наказать могут как физических лиц – плательщиков, в том числе и ИП, так и должностных лиц организаций, а также тех, кто содействовал преступлению. За что должностным лицам и ИП грозит штраф, а за что – лишение свободы, смотрите в таблицах.

    Опасаетесь недоплатить или переплатить налоги?

    Плательщики – физические лица, в том числе ИП

    Сумма, которую не уплатили в бюджет за 3 года подряд, превышает

    Преступление: уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в ИФНС

    В крупном размере

    – 900 000 руб., если доля недоимки превышает 10 процентов от суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате;
    – 2 700 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Штраф: от 100 000 до 300 000 руб. или в размере дохода за период от 1 до 2 лет.

    Принудительные работы: до 1 года.

    Лишение свободы: до 1 года

    ч. 1 ст. 198 УК РФ, примечание 1 к ст. 198 УК РФ

    В особо крупном размере

    – 4 500 000 руб., если доля недоимки превышает 20 процентов от суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате;
    – 13 500 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Штраф: от 200 000 до 500 000 руб. или в размере дохода за период от 18 месяцев до 3 лет.

    Принудительные работы: до 3 лет.

    Лишение свободы: до 3 лет

    ч. 2 ст. 198 УК РФ, примечание 1 к ст. 198 УК РФ

    Преступление: уклонение от уплаты страховых взносов на травматизм

    В крупном размере

    – 600 000 руб., если доля недоимки превышает 10 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате;
    – 1 800 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Штраф: до 200 000 руб. или в размере дохода за период до 2 лет.

    Обязательные работы: до 360 часов

    ч. 1 ст. 199.3 УК РФ, примечание 1 к ст. 199.3 УК РФ

    В особо крупном размере

    – 3 000 000 руб., если доля недоимки превышает 20 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате;
    – 9 000 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Штраф: до 300 000 руб. или в размере дохода за период до 3 лет.

    Принудительные работы: до 1 года.

    Лишение свободы: до 1 года

    ч. 2 ст. 199.3 УК РФ, примечание 1 к ст. 199.3 УК РФ

    Нет времени разбираться с учетом и отчетностью?

    Плательщики-организации

    Сумма, которую не уплатили в бюджет за 3 года подряд, превышает

    Преступление: уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в ИФНС

    В крупном размере

    – 5 000 000 руб., если доля недоимки превышает 25 процентов от суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате;
    – 15 000 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Штраф: от 100 000 до 300 000 руб. или в размере дохода за период от 1 до 2 лет.

    Принудительные работы: до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Лишение свободы: до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

    ч. 1 ст. 199 УК РФ,

    примечание 1 к ст. 199 УК РФ

    Совершено группой лиц по предварительному сговору

    – 5 000 000 руб., если доля недоимки превышает 25 процентов от суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате;
    – 15 000 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Штраф: от 200 000 до 500 000 руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет.

    Принудительные работы: до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Лишение свободы: до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

    ч. 2 ст. 199 УК РФ,

    примечание 1 к ст. 199 УК РФ

    В особо крупном размере

    – 15 000 000 руб., если доля недоимки превышает 50 процентов от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате;
    – 45 000 000 руб. (без других дополнительных условий)

    Преступление: уклонение от уплаты страховых взносов на травматизм

    В крупном размере

    – 2 000 000 руб., если доля неуплаченных взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм;

    – 6 000 000 руб. (без дополнительных условий)

    Штраф: от 100 000 до 300 000 руб. или в размере дохода за период от 1 до 2 лет.

    Принудительные работы: до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Лишение свободы: до 1 года

    ч. 1 ст. 199.4 УК РФ,

    примечание 1 к ст. 199.4 УК РФ

    Совершено группой лиц по предварительному сговору

    – 2 000 000 руб., если доля неуплаченных взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм;

    – 6 000 000 руб. (без дополнительных условий)

    Штраф: от 300 000 до 500 000 руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет.

    Принудительные работы: до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.

    Лишение свободы: до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

    ч. 2 ст. 199.4 УК РФ,

    примечание 1 к ст. 199.4 УК РФ

    В особо крупном размере

    – 10 000 000 руб., если доля неуплаченных взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм;

    – 30 000 000 руб. (без дополнительных условий)

    Сокрытие имущества организаций и предпринимателей, за счет которых должны быть взысканы налоги, сборы, страховые взносы

    Сумма, которую не уплатили в бюджет, превышает

    В крупном размере

    Штраф: от 200 000 до 500 000 руб. или в размере дохода за период от 18 месяцев до 3 лет.

    Принудительные работы: до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Лишение свободы: до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

    ч. 1 ст. 199.2 УК РФ,

    примечание к ст. 170.2 УК РФ

    В особо крупном размере

    Штраф: от 500 000 до 2 000 000 руб. или в размере дохода за период от 2 до 5 лет.

    Принудительные работы: до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Лишение свободы: до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

    ч. 2 ст. 199.2 УК РФ,

    примечание к ст. 170.2 УК РФ

    Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом передадут в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности (п. 3 ст. 32 НК).

    Читайте также:  Ответственность за нарушение договорных обязательств ГК РФ
    Ссылка на основную публикацию