Ответственность экспедитора за утрату груза

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Статья 7 . Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

1. Глава 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена ответственности как экспедитора, так и клиента и включает в себя шесть статей. При этом положения комментируемой статьи повторяются в первых абзацах ст. 6 названного Закона.

В обязанности экспедитора, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых предусмотрена настоящей статьей, входит прежде всего обязанность оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Обязанность предоставления информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, несет экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет особенности ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7), за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции (ст. 9). При этом в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрена большая ответственность экспедитора по сравнению с установленной названным Законом или международным договором Российской Федерации. Устранение имущественной ответственности экспедитора или уменьшение ее размеров соглашением сторон не допускается, и такое соглашение является ничтожным.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен специальный срок исковой давности, который в соответствии со ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

3. Комментируемая статья не предусматривает ограничений ответственности экспедитора и освобождения от нее при отсутствии вины, за исключением положений абз. 2. В то же время Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает размеры ответственности экспедитора в зависимости от его вины.

Независимо от вины экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ответственность в размере упущенной выгоды наступает лишь при наличии вины экспедитора.

Размеры ответственности за утрату или повреждение груза аналогичны размерам ответственности перевозчика. Так, например, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, ответственность ограничена размером объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза. За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, экспедитор несет ответственность в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части и т.д. При этом действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Кроме того, экспедитор возвращает клиенту уплаченное им вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если это предусмотрено договором экспедиции и если вознаграждение не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

4. В случае нарушения срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор несет полную ответственность в размере причиненных убытков, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. В последнем случае экспедитор освобождается от ответственности в связи с отсутствием вины.

В том случае, если в качестве клиента по договору транспортной экспедиции выступает потребитель, т.е. физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор несет ответственность за просрочку (нарушение срока исполнения) в виде выплаты клиенту неустойки в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) (п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Такая неустойка носит характер штрафной. Кроме того, потребителю должны быть возмещены причиненные убытки, если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

5. Абзац 2 комментируемой статьи предусматривает зависимость ответственности экспедитора от исполнения договора перевозки перевозчиком. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, ответственность которого ограниченна, а в некоторых случаях и вообще исключена. Так, например, экспедитор, как и перевозчик, будет отвечать в пределах стоимости груза при его утрате, повреждении и т.п. и при наличии вины, а при просрочке доставки груза перевозчиком ответственность будет ограничена уплатой неустойки, возмещение убытков не предусматривается (исключительная неустойка). Данные положения применяются в том случае, если экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от своего имени заключает договор перевозки. При этом перед клиентом несет ответственность экспедитор, а не перевозчик, который непосредственно осуществляет перевозку груза.

6. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (см. комментарий к ст. 805 ГК).

7. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает особенности ответственности экспедитора в перевозках международного сообщения (п. п. 3, 4 ст. 6, п. 2 ст. 7).

8. Гражданский кодекс РФ не содержит специальных норм об ответственности клиента перед экспедитором по договору транспортной экспедиции. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором определены нормами ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в частности, ими предусмотрена ответственность за нарушение обязанностей по предоставлению необходимой информации, своевременной выплаты вознаграждения и др.

9. Как и в отношении договоров перевозки, в отношении договоров транспортной экспедиции применению мер ответственности в судебном порядке должно предшествовать соблюдение претензионного порядка рассмотрения спора. Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 вышеназванного Закона до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, ему же обязательно предъявление претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

— возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

— возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

— нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда заинтересованные лица (клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации) узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Ответственность экспедитора. Ст. 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Это только на первый взгляд работа экспедитором проста. На деле же заниматься придётся не только поездками из пункта А в пункт Б (и то далеко не обязательными), но и всем документальным сопровождением того или иного груза, работой с клиентами и многими другими связанными с логистикой вещами. Но, как в любой деятельности, здесь случаются свои проблемы. Кто же несёт ответственность за трудности, возникшие при перевозке грузов? Что делать экспедитору, если при доставке произошло повреждение перевозимого? И что может ему грозить за некачественное оказание услуг?

Функциональные обязанности

Начать, пожалуй, следует с того, кто же такой экспедитор по перевозке грузов. Экспедитор – это человек, на плечи которого ложится ответственность за полное сопровождение транспортировки грузов. Начинается всё с того, что специалист подготавливает все необходимые документы, подбирает подходящий для перевозки транспорт, убеждается в его надёжности, экспедиторы порой даже в процессе транспортировки следят за состоянием перевозимого! Любые, даже самые минимальные проблемы с грузом, – это вина экспедитора, именно поэтому перед отправкой и до приёмки перевозимого заказчиком он тщательно проверяет состояние груза.

Для того чтобы состояться в профессии экспедитора, необходимо быть очень ответственным человеком. Малейшая ошибка может стать причиной повреждения грузов, а все убытки сопровождающему приходиться покрывать из своего кармана. Пригодится и оперативность: чем быстрее будет выполнен заказ на перевозку, тем больше вероятность того, что заказчик повторно обратится именно к этому экспедитору, а не к тому, кто будет затягивать сроки. Пунктуальность – ещё одно полезное качество, правда, его вполне можно соединить с оперативностью. Ни один экспедитор не сможет хорошо работать без умения ориентироваться на местности (особенно если он не только сопровождает товар, но и непосредственно перевозит его). Хорошая память и внимательность помогут избежать ошибок при доставке, а также позволят вовремя устранить любые неприятности, возникающие при перевозке. И, конечно, экспедитор не сможет обойтись без коммуникабельности – ему постоянно приходится работать с людьми, так что умение находить общий язык с самыми разными клиентами определённо сыграет ему на руку.

Водитель-экспедитор

Чуть выше уже упоминалось, что порой экспедитор и сам может заниматься перевозкой, в таком случае он называется водителем-экспедитором. Тому, кто решил попробовать себя на том поприще, будет мало соответствующего высшего экономического образования. Придётся изучать ещё и иностранный язык, чтобы без проблем вести переговоры за рубежом, и основы таможенного права, которые позволят не зависеть от сторонних юристов, а самостоятельно разбираться во всех тонкостях международных перевозок. Про обязательное наличие водительского удостоверения категории В и выше и вовсе говорить не стоит.

Отличается ли ответственность водителя-экспедитора от той, что несёт обычный специалист? Если да, то чем?

Взаимозависимость

Главным законодательным актом, который регулирует работу экспедитора, является ст. 803 ГК РФ об ответственности по договору транспортной экспедиции. Согласно этой статье, если экспедитор каким-либо образом нарушает заключённый им с заказчиком договор, то он несёт в первую очередь материальную ответственность.

Вместе с тем, если специалист сможет доказать, что вина лежит не на нём, а на перевозчике (если, конечно, это разные лица), то вид ответственности экспедитора изменяется: он отвечает перед клиентом в той же степени, что и водитель перед ним.

Полномочия экспедитора

Экспедитор несет ответственность перед клиентом за максимально точное выполнение условий заключённого между ними договора. Правда, если возникает необходимость внести некоторые изменения в эти самые условия, а специалист не может связаться с клиентом для того, чтобы уточнить, возможны ли эти самые изменения, или же он не получил ответа клиента на этот вопрос, то клиент уведомляется о всех переменах уже по факту.

Читайте также:  Перед кем оператор персональных данных несет ответственность

Экспедитор по перевозке грузов получает от своего клиента доверенность на совершение действий от его имени. Специалист заключает все необходимые соглашения, предоставляя потом заказчику оригиналы договоров. Экспедитор обязан предоставить своему клиенту всю информацию, касающуюся заключённых от его имени договоров, иначе он нарушит закон о защите прав потребителя.

Наступление ответственности

Ответственность экспедитора за сохранность груза закрепляется в его договоре с клиентом. В том случае, если по каким-то причинам перевозимое было потеряно, повреждено или же доставлено не в полном объёме, отвечать специалисту придётся по закону о транспортно-экспедиционной деятельности.

Этот же закон распространяется и на те случаи, когда были нарушены сроки доставки груза. Стоит отметить, что если в договоре, заключённом между экспедитором и его клиентом, прописаны меры наказания за нарушение условий договора, отличные от тех, которые предлагаются вышеназванным законом, то ответственность экспедитор понесёт именно по условиям договора. Обычно такая ответственность больше предусматриваемой законом. Наказание экспедитор должен понести в течение календарного года с момента предъявления к нему иска клиентом.

Компенсация

Ответственность экспедитора за утрату груза, его повреждение или несвоевременную его доставку наступает только в случае доказанной вины. Если в ходе судебного разбирательства было установлено, что возникшие проблемы экспедитор предотвратить не мог, то есть они являются следствием неудачного стечения обстоятельств, то ответственность не наступает. В иных же случаях специалист покрывает реальный ущерб, нанесённый клиенту его действиями.

Обычно при заключении договоров клиент указывает объявленную ценность перевозимого груза. В случае нарушения экспедитором обязательств по договору, которые повлекли за собой утрату или повреждение груза, экспедитор обязан вернуть либо полную его стоимость, либо сумму, пропорциональную недостающей части груза. Если же объявленная ценность перевозимого неизвестна (то есть клиент нигде её не указал), то возвращаться придётся действительную (подтверждённую) стоимость груза. Для того чтобы установить эту действительную стоимость, используются либо счета клиента, где зафиксирована стоимость груза на момент его продажи или покупки (или же производства – здесь всё зависит от того, откуда клиент получил этот груз), либо берётся рыночная цена аналогичного грузу товара.

Кроме того, ответственность экспедитора в таких случаях подразумевает и возвращение вознаграждения, которое экспедитор взял за свои услуги. Правда, в том случае, если это вознаграждение входит в сумму стоимости груза, то возвращать его не придётся: экспедитор выплатит его в виде компенсации.

Просрочка доставки

Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза наступает в том случае, если он не может доказать, что задержка произошла не по его вине, а в силу форс-мажорных обстоятельств. В противном случае перевозчик обязан возместить все причинённые задержкой убытки.

Если же клиентом является физическое лицо, то есть грузоперевозка осуществлялась не для дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности, то за каждый дополнительный день (или час, если это указано в договоре, причём даже если просрочена доставка была только на несколько часов, когда речь идёт о поденной оплате, компенсировать экспедитору придётся задержку в целые сутки), специалист выплачивает пеню в размере 3 % стоимости груза (правда, эта сумма не должна превышать 80 % вознаграждения, выплачиваемого экспедитору за его услуги) в качестве штрафа.

Вовлечение третьих лиц

Существует такое понятие, как полная материальная ответственность водителя-экспедитора. То есть в случае возникновения каких-либо проблем с грузом ответственность понесёт именно перевозчик. Здесь всё понятно: экспедитор может влиять на сроки доставки, её условия и другие аспекты, которые находятся в компетенции водителя. Поэтому и его ответственность за всё, что связано с конкретной перевозкой, легко объяснима.

Но даже в том случае, когда экспедитор нанимает стороннего водителя, он всё равно сохраняет свою ответственность перед клиентом. Даже если проблемы вызваны действиями перевозчика, виноватым окажется всё равно экспедитор. Вместе с тем водитель всё равно несёт ответственность перед экспедитором, так что и он будет наказан в случае чего. Стоит отметить, что существует ряд ситуаций, ответственность перевозчика в которых гораздо меньше, чем у экспедитора, а то и вовсе отсутствует.

Например, если водитель просрочил доставку груза, то он выплатит только неустойку, не возмещая при этом убытки, которые он причинил задержкой. Экспедитор в такой же ситуации обязан выплатить и сумму убытков, и штрафную неустойку.

Ответственность клиента

Ответственность экспедитора перед клиентом сохраняется на протяжении всего процесса доставки груза (начиная с момента заключения договора об оказании услуг и заканчивая моментом подписания акта приёмки). Но ведь и сам клиент несёт ответственность перед специалистом. Он обязан предоставить всю необходимую и, что главное, достоверную информацию о месте отправки груза, пункте его доставки, габаритах груза, его стоимости и так далее. Кроме того, подписывая договор, клиент принимает на себя обязательства по своевременной оплате перевозки и услуг экспедитора.

Предъявление претензий

Договор материальной ответственности экспедитора позволяет клиенту в случае несоблюдения сроков доставки, доставки груза не в полной комплектации, в ненадлежащем состоянии или и вовсе полной его утере инициировать судебное разбирательство. Правда, начать придётся с предъявления претензий (в случае, когда клиент является предпринимателем. Частное лицо может сразу же писать исковое заявление). Предъявить претензии можно в течение полугода с момента, когда клиент получает подобное право. А этот срок разнится в зависимости от нарушения, совершённого экспедитором:

  • Компенсация причинённых убытков в случае утраты, недостачи или повреждения груза – со дня, следующего за днём выдачи груза.
  • Компенсация убытков, вызванных нарушением сроков исполнения обязательств – со дня, следующим за днём истечения срока договора (если дополнительно не было оговорено иное).
  • Любые другие нарушения – со дня, когда клиент, получатель груза или любое третье заинтересованное лицо получило информацию об этом нарушении.

Отсутствие ответственности

Отдельно хотелось бы оговорить случаи, когда ответственность экспедитора не наступает. Как уже говорилось выше, если проблемы с доставкой груза или его комплектацией были вызваны форс-мажорными обстоятельствами, то ни перевозчик, ни сам экспедитор (если это были разные лица) не будут отвечать за это. Кроме того, даже в случае задержки, если в договоре между клиентом и экспедитором нет соответствующего пункта, последний не будет нести ответственность, поэтому клиентам, которым принципиальны сроки доставки товара, следует обращать внимание на подобные тонкости.

Что касается взаимодействия экспедитора и третьих лиц, стоит отметить, что он не несёт ответственности за то, что делают представители государственных органов (например, при таможенном, санитарном, экологическом и других видах контроля). Более того, если третьи лица, связанные с процессом перевозки груза, были проинформированы экспедитором об особенностях этого груза, о правилах обращения с ним, в случае возникновения каких-либо проблем с этим грузом, отвечать будут именно эти лица, а не экспедитор: сообщая все подробности о грузе, он снимает с себя ответственность за действия третьих лиц.

Поздно говорить о какой-либо ответственности экспедитора, если клиент не предъявил претензии к нему в оговоренный законом срок.

Вина клиента

Работа экспедитором, как говорилось выше, постоянно сопряжена с огромной ответственностью. Невнимательность, пренебрежение своими обязанностями могут очень дорого обойтись специалисту. Но всё же существует ряд случаев, когда даже в случае повреждения груза или же нарушении условий его доставки, экспедитор не понесёт никакой ответственности.

Например, если ошибся сам клиент, например, указал неправильное место доставки или предоставил неполный комплект документов на груз, естественно, вина за ошибку ляжет на него, а не на перевозчика. Любые манипуляции с грузом, производимые самим клиентом, например, погрузка его в транспортное средство экспедитора или лица, действующего от его имени, также находятся вне ответственности последнего. В том случае, если клиент не упаковал свой товар надлежащим образом, виноват будет тоже только он (правда, это правило не сработает, если по договору обязанность упаковки была возложена всё же на экспедитора). Клиент обязан сообщать экспедитору или его представителю об особенностях груза: его опасности (например, при перевозке химических веществ), ценности (доставка антиквариата), уязвимостях (особенная хрупкость, как в случае со стеклом), подверженности ухудшению (гниение продуктов питания); если он не предупредил перевозчика о таких особых свойствах перевозимого груза, то и ответственности экспедитор не несёт. Кроме того, форс-мажорные обстоятельства также не попадают под ответственность, которую подразумевают подобные грузовые перевозки.

Судебная практика

Одна из главных проблем, которую влечёт за собой гражданская ответственность экспедитора, – отсутствие презумпции невиновности: сам перевозчик должен доказать, что он не нарушал заключённый между ним и клиентом договор, а не следствие должно найти доказательства его вины. В случае возникновения претензий шансов на доказание невиновности очень немного: от ответственности перевозчика могут освободить установленные действия клиента, которые повлекли за собой проблемы с грузом, предоставление клиентом заведомо ошибочной информации, а также форс-мажорные обстоятельства. Вместе с тем в судебной практике каждое исковое заявление рассматривается отдельно – не существует какой-то общепринятой модели ведения подобных дел.

Пример судебного разбирательства

Например, в том случае, если груз был признан утерянным (а это происходит через 90 дней с даты истечения срока действия договора), ответственность перевозчика-экспедитора наступит в том случае, если в ходе судебного заседания будет доказано: он мог предотвратить исчезновение груза. Например, в случае когда был установлен факт кражи этого самого груза, если экспедитор мог помешать противоправным действиям, но не сделал этого (предположим, оставил на некоторое время автомобиль открытым с ключом зажигания в замке, что дало возможность и угнать транспортное средство, и похитить находящийся в нём груз), он признаётся виновным в нарушении своих обязательств по договору. Когда же перевозчик предпринял все необходимые меры безопасности перевозки и меры охраны груза, но последний всё равно был похищен, виноватым экспедитор не будет.

Страхование

Стоит отметить, что грузовые перевозки, выполняемые с вовлечением экспедитора, порой бывают связаны с перемещением особо ценных грузов. Поэтому клиенты предпочитают обеспечить безопасность своего имущества путём его страхования. Страхование помогает обеспечить компенсацию в связи с потерей груза или причинением ему вреда, кроме того, экспедиторам, которые имеют договоры страхования, клиенты доверяют гораздо больше.

С другой стороны, страховые компании не будут покрывать убытки, связанные с перевозкой незаконных грузов или же перевозкой грузов с особой ценностью (ценных бумаг, валюты и так далее). Если при доставке была повреждена упаковка груза или сорваны какие-либо пломбы – это тоже не относится к страховым случаям. Использование транспортных средств в ненадлежащем для перевозок состоянии – это ответственность экспедитора, но никак не страховщиков. Не компенсируются и убытки, причинённые заведомо неосторожным обращением с грузом либо клиентом, либо перевозчиком (отправка стекла без специальной упаковки). И, конечно, не будут возвращены деньги, потерянные в результате воздействия на груз форс-мажорных обстоятельств.

Страховой случай

Если экспедитор обнаружил, что произошёл страховой случай, он обязан проинформировать об этом свою страховую компанию или её посредника. Кроме того, если перевозчик понимает, что страховой случай является следствием противоправных действий, он должен проинформировать об этом и соответствующих правоохранителей. Если ещё не поздно, экспедитор должен обеспечить сохранение груза.

В случае когда перевозчик передал груз лицу, которое не имело специальных документов, наделявших его полномочиями по получению этого груза, вся ответственность ложится на экспедитора. Если же были использованы поддельные документы, то есть имело место мошенничество, страховка всё же прокроет убытки клиента.

Отдельно стоит заметить, что если экспедитор нанимал для выполнения своих обязательств по договорам третьих лиц (водителей, например), и вина за причинённый клиенту ущерб легла на их плечи, то и выплата всех компенсаций клиенту осуществляется именно этими лицами, а не страховыми компаниями.

Заключение

Кажется, ответственность экспедитора может наступить при малейшем нарушении им условий договора. Законодательно так оно и есть. Но вместе с тем существует ряд моментов, которые помогут перевозчику избежать наказания за несвоевременную доставку груза или доставку его в ненадлежащем состоянии или неполной комплектации. Главное – знать свои права, а не только обязанности, именно это поможет правильно оценить возможную ответственность.

Утрата груза: ответственность экспедитора и перевозчика

Сохранность груза по время доставки является главным фактором успешного сотрудничества грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение или полная утрата груза в разных обстоятельствах влечёт за собой материальную, административную и уголовную ответственность.

Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ. Полная или частичная утрата груза при перевозке требует юридической помощи для предъявления обоснованных претензий и подачи исковых заявлений в судебные инстанции. В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:

  • досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
  • судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону

На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.

К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.

Ответственность перевозчика за утрату груза

Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность транспортируемых материальных ценностей наступает сразу же после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях:

  1. Возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки.
  2. Возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты.
  3. Возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.

Перевозчик может освобождаться от обязательств по компенсации материального ущерба, если он докажет, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора). Чтобы исключить разногласия во время разбирательств подобных конфликтов необходимо в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза. В случае отсутствия стоимости груза в официальных документах суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.

Читайте также:  Административная ответственность медицинских учреждений и работников

Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения.

Ответственность экспедитора за утрату груза

Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Ответственность за утрату груза в результате ДТП

  1. Если вина водителя транспортного средства, осуществляющего доставку, установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объёме в рамках процедур и положений законов, описанных выше.
  2. В случае, когда авария произошла не по вине перевозчика, он всё равно будет главный действующим лицом в исковом заявлении. Однако после возмещения материального ущерба транспортная компания или частный перевозчик имеют права предъявлять регрессивные материальные претензии к виновнику аварии.

Ответственность в случае хищения груза

И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах. Если преступники будут найдены, в рамках разбирательства уголовного дела перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.

Некоторые важные правовые нюансы

  1. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
  2. Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
  3. Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
  4. Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
  5. В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
  6. Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность

Порядок оформления документов пострадавшей стороной

Грузоотправители и грузополучатели, обнаружившие факт утраты груза, должны действовать следующим образом:

  • уведомить руководство транспортной компании о случившемся происшествии;
  • немедленно составить акт об утрате груза установленного образца;
  • в случае отказа водителя или экспедитора подписывать составленный акт, данный документ удостоверяется в одностороннем порядке;
  • если существует такая возможность, необходимо привлечь к актировке происшествия независимых экспертов и свидетелей;
  • если груз был застрахован, то требование о возмещении ущерба следует предъявлять к страховой компании в установленном законом порядке и размере, заявленном в страховом полисе. После выплаты компенсации страховой оператор будет выступать с соответствующими требованиями к виновнику утраты груза;
  • во всех случаях следует обратиться к опытному транспортному юристу для составления досудебной претензии, а впоследствии – для подачи искового заявления;
  • после решения суда в пользу пострадавшего лица необходимо сначала инициировать, а потом контролировать исполнительное производство, которое будет заниматься взысканием материального ущерба с виновной стороны

На портале Cargocash вы сможете застраховать свой груз у надёжного страхового оператора, с которым мы работаем более 10 лет. В таком случае существенно сокращается время выплаты компенсации, которую зачастую можно будет получить ещё до окончания разбирательства конфликта.

Отвечает ли экспедитор за утрату груза перевозчиком?

Экспедитор отвечает за утрату груза лишь при его утрате и в случае, если в договоре прямо предусмотрено такое основание.

Статья 27 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает особенности возмещения экспедитором убытков в связи с утратой груза, перевозку которого осуществлял нанятый им перевозчик.

Согласно указанной статье, экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора.

В случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Т.е. в договоре транспортной экспедиции стороны могут прямо предусмотреть возможность предъявления требований о возмещении убытков вызванных несохранностью груза не к перевозчику, а непосредственно к экспедитору.

При этом не следует забывать о том, что важным условием применения указанных мер ответственности является доказанность самого факта утраты груза. Недоставка груза в названное время ещё не свидетельствует о том, что груз был утерян. При наличии доказательств удержания груза третьими лицами, негаторные иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения также будут являться способом защиты нарушенного права заказчика перевозки.

Приведем пример.

Экономическим судом было рассмотрено дело по иску ТУП «Заказчик» к ООО «Экспедитор», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ООО «Перевозчик», ЧУП «Грузчик» о взыскании стоимости утраченного груза, уплаченного НДС в виде убытков.

В обоснование своих требований истец ссылается на условия заключенного сторонами договора транспортной экспедиции, факт утраты груза перевозчиком.

Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требования не признал. Указывает, что груз не утерян, а его место нахождения известно, тот факт, что экспедитор не принимал груз в свое правообладание, отсутствие правовых оснований для взыскания при утрате груза налога на добавленную стоимость. Указывает на наличие вины самого перевозчика в недоставке всего груза, а также удержание груза ЧТУП «Грузчик».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика ЧТУП «Грузчик» факт нахождения в его правообладании недоставленного груза подтвердило. Указывает на правомерность удержания по причине уклонения перевозчика ООО «Перевозчик» от оплаты оказанных ЧТУП «Грузчик» услуг по перегрузке спорного груза. В заседание не явилось, надлежаще извещено.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика ООО «Перевозчик» факт недоставки груза не оспорило. Указывает на удержание груза ЧТУП «Грузчик».

Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.

Претензионный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.

Между истцом и ответчиком был заключен договор транспортной экспедиции . На основании указанного договора истцом ответчику была подана заявка на организацию доставки груза 20 тонн полиэтилена. Заявка была принята ответчиком.

Также между ответчиком и ООО «Перевозчик» был заключен договор на оказание транспортного-экспедиционных услуг. На основании указанного договора ответчиком ООО «Перевозчик» была перенаправлена заявка на организацию доставки вышеназванного груза 20 тонн полиэтилена. Заявка была принята ООО «Перевозчик».

Вместе с тем, в процессе исполнения заявки ООО «Перевозчик» весь груз по месту назначения не доставило, что подтверждается CMR накладной, содержащей отметку об акте о недостаче, самим названным актом, а также содержанием товарной накладной.

Согласно названным документам недостача составила 6 паллет полиэтилена весом по 1,25 тонн каждая, а всего 7,5 тонн.

Как было с достоверностью установлено судом, причиной недостачи явилось следующее. Автомобиль перевозчика в процессе движения при подъезде к месту разгрузки попал в грязь на проселочной дороге и застрял. С целью высвобождения автомобиля и продолжения его дальнейшего движения перевозчиком было осуществлено обращение к ЧТУП «Грузчик» на предмет оказание услуг по перегрузке перевозимого груза, уменьшению веса застрявшего автомобиля с целью его последующего высвобождения из грязи. Как пояснили в отзывах лица, участвующие в деле, ЧТУП «Грузчик» осуществило выгрузку в свой автомобиль части перевозимого груза, после чего застрявший автомобиль был высвобожден из грязи. Какой-либо договор на оказание названных услуг между ЧТУП «Грузчик» и ООО «Перевозчик» подписан не был, должным образом свои договорные отношения стороны не оформили. После высвобождения автомобиля ООО «Перевозчик» автомобиль ЧТУП «Грузчик» убыл с места перегрузки вместе с частью груза и согласно пояснений последнего направился по адресу места разгрузки. Однако, по его же пояснениям, по причине отсутствия товаросопроводительных документов а также нерабочего времени суток, в выгрузке ему было отказано. Автомобиль ООО «Перевозчик» с оставшимся 12,5 тоннами груза прибыл к месту разгрузки, где им была осуществлена разгрузка.

Автомобиль ЧТУП «Грузчик» с выгруженным в него 7,5 тоннами груза повторно к месту выгрузки не прибыл по причине отказа ООО «Перевозчик» урегулировать договорные отношения с ЧТУП «Грузчик» на предложенных последним условиях.

Как пояснил ЧТУП «Грузчик», груз в настоящее время находится в исправном состоянии у него на ответственном хранении.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, характеристики и свойства груза обеспечивают его сохранность при хранении в обычных условиях. Требования о возврате необоснованно удерживаемого груза к ЧТУП «Грузчик» истцом не предъявлялись (доказательств не представлено). Письменного согласия на перегрузку перевозимого ООО «Перевозчик» груза ни от истца ни от ответчика перевозчиком получено не было.

Согласно условий договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, заключенного с перевозчиком, перевозчик обязан обеспечить сохранную перевозку указанного получении груза и доставить вверенный экспедитором груз в указанный пункт назначения, в сроки определенные в соответствии с полученной в соответствующем получении и сдаче уполномоченного на получение любых целостности и сохранности согласно товарно-транспортной накладной и переданным на месте погрузки и таможенного оформления документам. Согласно названного договора, перевозчик ни в коем случае не имеет права удерживать груз без письменного указания экспедитора. В противном случае, перевозчик уплачивает штраф в размере фрахта, указанного в поручении на перевозку данного груза.

Как следует из содержания заключенного между сторонами по делу договора транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность за утрату груза с момента принятия его к перевозке до момента доставки получателю, если не докажет что утрата или повреждение произошли не по его вине. Также, согласно пункта 6.1. договора, экспедитор несет материальную ответственность за сохранность и целостность груза с момента принятия его к перевозке и до сдачи груза получателю в соответствии с условиями настоящего договора и законодательства Республики Беларусь. Условий о возмещении непосредственно экспедитором, а не перевозчиком, убытков, вызванных несохранностью груза при его перевозке третьими лицами спорный договор не содержит. Согласно договора экспедитор в случае повреждения (утраты) груза по вине третьих лиц экспедитор лишь предпринимает все меры к уменьшению размера ущерба, документально оформляет факт повреждения пломб, немедленно извещает заказчика.

Как было установлено судом выше, груз к перевозке экспедитор в своё правообладание не принимал, выбытие его из правообладания фактического перевозчика произошло исключительно по вине самого перевозчика, избравшего маршрут движения не обеспечивающий безопасную доставку перевозимого груза.

Стоимость утраченного груза подтверждается представленным истцом договором, заключенным с ОАО «Поставщик», а также платежными поручениями и счётом на оплату. Факт уплаты налога на добавленную стоимость подтверждается платежным поручением.

Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 100 и 101 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд, рассматривающий экономические дела, исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).

Согласно части 2 статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до завершения подготовки дела к судебному разбирательству или в пределах срока, установленного судом, рассматривающим экономические дела, если иное не установлено ХПК.

Доказательства представляются лицами, участвующими в деле, в суды, рассматривающие экономические дела, первой и апелляционной инстанций в порядке, установленном ХПК.

Согласно статье 104 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

В соответствии со ст. 290 ГК РБ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Согласно статье 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Содержание договора позволяет сделать вывод о том, что данный договор является договором транспортной экспедиции.

Возникновение между сторонами экспедиционных отношений в ходе исполнения условий договора подтверждается характером услуг, оказанных ответчиком истцу, представленными в дело доказательствами.

Таким образом, с учетом условий договора к спорным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Республики Беларусь, регулирующие гражданские правоотношения сторон по договору транспортной экспедиции, с учетом международных договоров, о применении которых договорились стороны при заключении договора.

В силу части первой статьи 27 Закона “О транспортно-экспедиционной деятельности” экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Согласно части четвертой статьи 27 Закона “О транспортно-экспедиционной деятельности” в случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Как было отмечено, выше спорный договор транспортной экспедиции содержит условие об ответственности экспедитора, в случае если он не докажет, что утрата груза произошла не по его вине. При этом, из содержания договора усматривается, что им прямо не предусмотрено предъявление требования о возмещении именно убытков, вызванных несохранностью груза, непосредственно экспедитору. Кроме того, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается факт выбытия груза из правообладания перевозчика исключительно по вине последнего. С учетом данного обстоятельства вина экспедитора в утрате груза не может быть признана доказанной. При этом отсутствуют основания для признания данного груза утраченным, поскольку собранными по делу доказательствами установлено лицо, в правообладании которого данный груз находится – ЧТУП «Грузчик».

Доказательств невозможности предъявления негаторного иска к лицу, в чьём фактическом ведении находится удерживаемый груз истец суду не представил.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 17 КДПГ транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.

Истцом в ходе судебного разбирательства не опровергнуто наличие вины перевозчика в выбытии груза из его правообладания.

С учетом изложенного, требование признано не подлежащим удовлетворению.

Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Завершая, следует обратить внимание сторон договора транспортной экспедиции на необходимость формулирования условий договоров в строгом соответствии с требованиями части 4 статьи 27 Закона “О транспортно-экспедиционной деятельности”. В частности дословно указывать в договоре, если стороны конечно же согласны с этим, о предъявлении требований о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза непосредственно экспедитору, а не перевозчику.

Читайте также:  Договор материальной ответственности заведующего складом: образец

Кроме того, при установлении факта удержания груза третьими лицами, заинтересованное лицо должно использовать в первую очередь возможности подачи в суд негаторных исков, а лишь в случае невозможности их удовлетворения по причине действительно утраты груза – взыскивать убытки с виновного лица.

Белявский С.Ч.
судья экономического суда Гродненской области

Ответственность экспедитора

“Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2015, N 6

Между сторонами договора транспортной экспедиции нередко возникают споры о случаях необеспечения экспедиторами сохранности груза в ходе реализации договора, в связи с этим к ним применяются меры ответственности. Анализ многочисленной арбитражной практики показывает, что судьи поддерживают ту или иную сторону конфликта, основываясь на нормах законодательства, а также условиях договора. Выясним, каких именно.

Нормы права

Прежде чем приступить к анализу судебной практики, обратимся к нормам гражданского законодательства, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности , которыми установлены порядок оказания услуг по организации перевозок грузов, а также ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть определено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • погрузка и выгрузка груза;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • получение груза в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Согласно ст. 803 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые установлены гл. 25 “Ответственность за нарушение обязательств” ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В то же время возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ). Указанные формулировки означают, что экспедитор не избежит ответственности перед заказчиком даже в том случае, когда груз будет утрачен (поврежден) по вине третьего лица – перевозчика. В то же время при таких обстоятельствах у экспедитора есть возможность компенсировать свои убытки, предъявив названному лицу соответствующую претензию.

На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Кроме того, в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту:

  • ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза;
  • упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Следует иметь в виду, что груз считается утраченным в том числе в случае, если он не был выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре, по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг (п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

В таблице приведены размеры ответственности экспедитора по возмещению ущерба.

Размер ответственности экспедитора

Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

В размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза

Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

В размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части

Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

В размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности

Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

В размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза

Отметим, что п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности имеет существенную оговорку: ответственность экспедитора не наступает, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Однако практика показывает, что данная формулировка очень редко принимается судьями во внимание.

В каких случаях удар держит экспедитор?

Итак, российское законодательство налагает на экспедитора обязанность компенсировать реальный ущерб клиенту, возникший в связи с порчей (утратой) груза, независимо от наличия или отсутствия вины экспедитора. Причем, как указано выше, возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение договора.

Экспедитор не обеспечил условия для перевозки груза

Определение ВС РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118. Согласно заключенному договору на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом и оказание экспедиционных услуг исполнитель обязался перевезти груз (пиво баночное и бутилированное) автомобильным транспортом по утвержденному маршруту. При этом договором была предусмотрена обязанность исполнителя соблюдать условия и температурный режим при перевозке груза. В ходе разгрузки товара грузополучателем установлен факт заморозки продукции. Суд отметил, что исполнитель, являясь профессиональным экспедитором, учитывая период осуществления транспортировки груза (декабрь), информированность о характере груза, не мог не предполагать возможного замерзания при нарушении правил транспортировки. Таким образом, его вина была доказана. Аналогичное мнение высказано в Постановлениях АС СЗО от 26.11.2014 N Ф07-8543/2014 по делу N А13-14480/2013 (перевозка мороженого), ФАС УО от 27.05.2013 N Ф09-2845/2013 по делу N А60-19303/2012 (перевозка медицинских препаратов). В обоих случаях экспедитор обладал информацией относительно особых условий транспортировки товара.

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 14946/13. Согласно условиям договора экспедитор принял на себя обязательство по транспортировке груза (сталь горячекатаная) морским сообщением, в результате которой произошло его повреждение (коррозия, ржавчина). Грузополучателем товар был признан непригодным для производства труб. Экспедитору была предъявлена претензия на возмещение убытков в полном размере, которую тот не признал. В итоге спор рассматривался в суде. Из материалов дела: повреждение груза произошло в результате шторма. Ответчик считал, что, поскольку он не был способен предотвратить сильный шторм и произошедшее в результате него разрушение креплений груза, он не должен нести ответственность за возникшие повреждения. Арбитры имели другое мнение на этот счет: действительно, ответчик не мог предотвратить шторм как природное явление, однако мог исключить попадание судна в штормовые условия. По мнению судей, в рассматриваемом случае причиной повреждения груза явилась неосторожность в выборе курса и скорости при плавании в штормовых условиях. В результате иск грузоотправителя к экспедитору был удовлетворен.

Сорваны сроки поставки

Призвать к ответственности и взыскать с экспедитора стоимость утраченного груза можно и в случае отказа грузополучателя от приемки товара в связи с нарушением сроков поставки, если просрочка составила более чем 30 дней (пример – Постановление АС ВВО от 24.12.2014 N Ф01-5166/2014 по делу N А28-15226/2013).

В каких случаях экспедитор не отвечает за сохранность груза? Факт принятия груза экспедитором не подтвержден

Определение ВС РФ от 01.06.2015 N 304-ЭС15-1942. Согласно договору транспортной экспедиции, заключенному между торговой организацией (компания “А”, истец) и экспедитором (компания “Б”, ответчик), первая поручила экспедитору сделать заказ на организацию перевозки груза (угля) железнодорожным транспортом. Товар был принят к перевозке АО “РЖД”, в пути следования произошел сход вагонов, грузополучатель (компания “В”) груз не получил. Торговая организация предъявила экспедитору претензию о возмещении ущерба, которую последний не удовлетворил. После этого компания “А” обратилась с иском в суд.

Арбитры в данном деле встали на сторону экспедитора. Их выводы основывались на том, что фактическая перевозка груза в обязанности экспедитора не входила. Согласно договору экспедитор должен был:

  • подать порожние вагоны для отправки;
  • оформить провозные документы.

Суд указал, что одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором. По мнению истца, ответчик принял груз к перевозке с использованием личного ключа, кода доступа к системе ЭТРАН и электронно-цифровой подписи, суд же посчитал это утверждение недоказанным – в деле имелась лишь квитанция о принятии груза АО “РЖД”. Вывод судей: убытки вследствие утраты груза в пути следования по железной дороге возникли в рамках отношений, связанных с перевозкой груза, а не в рамках отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, соответственно, у истца отсутствовало право требования убытков.

Груз был закреплен на ТС ненадлежащим образом

Избежать ответственности экспедитор может и в случае, когда согласно условию договора он не отвечает за утрату или повреждение груза, произошедшие вследствие ненадлежащей упаковки, а также при неправильном размещении и (или) закреплении груза на транспортном средстве (пример – Постановление АС УО от 11.06.2015 N Ф09-3380/2015 по делу N А60-34483/2014).

В названном деле, несмотря на то что утрата груза произошла по причине, указанной выше, во взыскании с экспедитора ущерба было отказано, поскольку условиями договора погрузка, контроль за креплением груза производились грузоотправителем (именно он был осведомлен о характере и свойствах груза, его функциональном назначении, об особых требованиях к погрузке и креплению, правилах перевозки), положения о ТС особого типа либо об особых условиях перевозки груза в договор включены не были, экспедитор действовал в рамках согласованных в договоре условий.

К выводу о том, что крепление груза – это забота грузоотправителя, пришли также судьи в Постановлении АС МО от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13, Определениях ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13, от 09.06.2012 N ВАС-7301/12.

Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза

Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.

По общему правилу по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его и до выдачи получателю. Причем ответственность наступает даже в том случае, если прямым виновником утраты (повреждения) груза является третье лицо (например, перевозчик), с которым экспедитор заключил соответствующий договор.

Однако арбитражная практика показывает, что в отдельных случаях ответственности экспедитор может избежать. Так, например, у заказчика отсутствует право требования убытков с экспедитора, если последний докажет, что груз им не принимался. Экспедитору следует также искать защиту в суде, если повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки, при неправильном закреплении груза грузоотправителем на транспортном средстве, заказчик не указал особые условия хранения и перевозки груза (если, конечно, таковые не были очевидны).

Ссылка на основную публикацию