Новости раздела Служебная тайна

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Новости раздела Служебная тайна

Об утверждении Правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны

В соответствии со статьей 31 Федерального закона “Об обороне” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 ноября 2021 г. № 2052

Минобороны раскрыло, что будет считать служебной тайной

Фото: Алексей Панциков / ТАСС

Министерство обороны России подготовило перечень сведений, которые являются служебной тайной. Проект приказа и приложения к нему из 813 пунктов опубликованы на Портале проектов нормативных правовых актов.

Закон о служебной тайне в области обороны президент Владимир Путин подписал 11 июня 2021 года. К служебной тайне относятся сведения, которые не отнесены к государственной тайне, но и не являются общедоступными.

Определять, что является служебной тайной, уполномочены главы всех федеральных госорганов, в которых предусмотрена военная служба, — Минобороны, Росгвардии, СВР, ФСБ, ФСО, Военной прокуратуры, военных следственных органов СКР.

«Сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению», — говорится в законе.

Фото:Владислав Шатило / РБК

Перечень Минобороны разбит на 16 глав. В список попали почти любые сведения о деятельности Минобороны, которые не составляют государственную тайну. Например, первая глава «Сведения в области прогнозирования и оценки военной опасности и военной угрозы» содержит следующие пункты служебной тайны.

  • Результаты ежедневного мониторинга военно-политической обстановки в мире, ее анализа и краткосрочных прогнозов угроз России и ее союзникам.
  • Результаты расчетов о выработке вариантов реагирования на возникающие угрозы, характере действий российской армии с учетом гидрометеорологических и геофизических условий в районах ее применения.
  • Оценка военных опасностей, военных угроз России, а также других угроз безопасности страны и ее союзников.
  • Данные из анализа современных военных конфликтов, прогнозирования характера возможных военных конфликтов с участием Российской Федерации, ее союзников, а также развития средств вооруженной борьбы, видов, форм, способов военных действий.
  • Сведения, раскрывающие уровень осведомленности органов военного управления Вооруженных сил о состоянии и перспективах развития военного потенциала зарубежных стран.

Законопроект о служебной тайне в области обороны правительство внесло в Госдуму в апреле 2021 года. Его авторы отметили, что российскими законами установлены только понятие государственной тайны и механизм ее защиты. Информация ограниченного доступа, которая образуется в ходе деятельности госорганов, такой защиты не имеет, кроме областей атомной энергетики и космоса.

Читайте также:
Скачать заявление о снятии с учета автомобиля

Фото:Владислав Шатило / РБК

«В результате в средствах массовой информации организациями Российской Федерации периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности», — говорилось в пояснительной записке.

Проект предусматривал и наказание за разглашение служебной тайны в области обороны. Для организаций и гражданских лиц ввели административную ответственность по ст. 13.14 КоАП (разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом). Она предусматривает штрафы до 1 тыс. руб. для физлиц и до 5 тыс. руб. для должностных лиц.

Минобороны еще в августе 2020 года предлагало сделать всю информацию из области обороны, которая не является гостайной, конфиденциальной. Тогда же ведомство подготовило соответствующий законопроект.

В июле 2020 года в России был принят закон, запрещающий сотрудникам ФСБ публиковать сведения о работе ведомства без санкции руководства. Поправки внесли в закон «О Федеральной службе безопасности». По словам одного из авторов законопроекта, депутата «Единой России» Дмитрия Вяткина, речь шла о запретах для бывших и действующих сотрудников ФСБ. Для них ввели понятие профессиональной тайны.

Нормативные акты: Разглашение служебной тайны

Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
“Об обороне” 8. Лица, допустившие разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получившие доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

“Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) В связи с нарушением условий контракта, а именно несоблюдением служебной дисциплины, ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, разглашением сведений, составляющих служебную тайну, на Е. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, контракт с ним расторгнут и он уволен со службы в органах внутренних дел.

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2021 г. N 2052 “Об утверждении Правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны”

В соответствии со статьей 3 1 Федерального закона “Об обороне” Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте также:
Отличие грабежа, кражи от мошенничества в 2022 году

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2021 г. N 2052

Правила
обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации (далее – документы), содержащими сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, участвующих в организации и выполнении мероприятий в области обороны (далее – организации).

Настоящие Правила не распространяются на обращение с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

2. На документах, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, проставляется пометка “Для служебного пользования” со ссылкой на пункт перечня сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны (далее – перечень), соответствующего органа, уполномоченного на издание перечня, используемого в организации.

Относимость сведений, содержащихся в документе, к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ в соответствии с перечнем.

Указанная пометка, номер экземпляра и пункт перечня проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, а также на первой странице сопроводительного письма к указанному документу.

3. Руководитель федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при наличии информации, подлежащей отнесению к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, в пределах своей компетенции определяет:

перечень должностных лиц, осуществляющих подготовку предложений в перечень сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны;

порядок передачи служебной тайны в области обороны другим органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям;

порядок снятия пометки “Для служебного пользования” с документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны;

порядок передачи служебной тайны в области обороны иностранным государствам и международным организациям;

порядок организации защиты служебной тайны в области обороны;

порядок проведения экспертизы материалов (сведений) на предмет наличия (отсутствия) в них сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

4. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к служебной тайне в области обороны, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения.

Читайте также:
Госрегистрация недвижимости

5. Служебная тайна в области обороны является информацией ограниченного доступа и не подлежит разглашению.

Лица получают доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации и не раскрывать третьим лицам данные сведения без санкции соответствующего должностного лица организации, предоставившей данные сведения.

6. Лица, допустившие разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

7. В случае ликвидации организации решение о дальнейшем использовании документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, принимает ликвидационная комиссия, правопреемник организации или орган, уполномоченный на издание перечня, к компетенции которого относятся соответствующие документы.

8. Прием и учет (регистрация) документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

9. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну в области обороны:

печатаются в структурных подразделениях, которым поручен прием и учет несекретной документации или в подразделениях, уполномоченных соответствующим руководителем. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа указывается количество отпечатанных экземпляров, фамилия исполнителя, фамилия лица, распечатавшего документ, дата печатания документа, носитель информации, с которого печатался документ. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

учитываются в книгах и журналах учета документов с пометкой “Для служебного пользования”, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа, содержащего служебную тайну в области обороны, добавляется пометка “ДСП”;

передаются работникам подразделений под расписку;

пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя организации или уполномоченного им лица. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

10. При необходимости направления документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается руководителем структурного подразделения организации, готовившего документ, или уполномоченным им лицом.

11. Исполненные документы, содержащие служебную тайну в области обороны, группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка “Для служебного пользования”.

Читайте также:
Как открыть магазин косметики, парфюмерии: бизнес-план

12. Отбор и уничтожение документов, содержащих служебную тайну в области обороны, утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производятся по акту комиссией в составе не менее трех лиц, в том числе работника, ответственного за их учет.

В акте в обязательном порядке указывается состав комиссии по уничтожению документов, содержащих служебную тайну в области обороны, наименования и их учетные номера, количество и номера экземпляров, общее количество листов документов.

Акт составляется в одном экземпляре, последний лист подписывается всеми членами комиссии, а остальные листы заверяются подписью председателя комиссии. Акт уничтожения утверждается лицом, назначившим комиссию.

13. Передача документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, от одного работника другому осуществляется с разрешения руководителя организации или уполномоченного им лица.

14. При смене работника, ответственного за учет документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

В акте в обязательном порядке указываются наименования и номера передаваемых дел, книг и журналов учета документов, содержащих служебную тайну в области обороны, с указанием количества томов и листов в них.

15. Проверка наличия документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя организации или уполномоченного им лица.

В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет.

Результаты проверки оформляются актом.

16. При необходимости передачи информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в электронном виде (в виде файлов), сформированной на машинных носителях информации, передача осуществляется по журналу учета передачи файлов на машинные носители информации, ведущемуся по форме: номер по порядку, учетный номер документа или информации (при наличии), наименование (краткое содержание) документа (информации), название, объем и формат файла, фамилия, дата и подпись лица, разрешившего передачу, учетный номер машинного носителя информации, с которого она скопирована, фамилия, дата и подпись лица, передавшего ее, учетный номер машинного носителя информации, на который информация скопирована, фамилия, дата и подпись лица, получившего информацию.

Читайте также:
Что это за выплаты управления компенсационного

Передача информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, на машинных носителях информации осуществляется между подразделениями организации по журналу учета передачи файлов на машинные носители информации, который ведется в структурных подразделениях, которым поручен прием и учет несекретной документации, либо иной определенной в организации форме учетной документации.

Передача информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, на машинных носителях информации между организациями осуществляется по сопроводительным документам, в которых указываются необходимые учетные данные передаваемых машинных носителей информации и информации на них и при необходимости условия и ограничения по использованию этой информации.

Передача информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, с использованием информационных систем осуществляется при условии выполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации.

17. О фактах утраты документов и дел, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, либо разглашения такой информации ставится в известность руководитель организации или уполномоченное им лицо и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю организации, назначившему комиссию.

На утраченные документы и дела, содержащие сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах.

18. При снятии пометки “Для служебного пользования” на документах и делах, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы направлялись.

19. В Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также в подведомственных им организациях, обращение с документами и машинными носителями информации, содержащими сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, осуществляется в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 “Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности”.

Минобороны представило проект приказа о сведениях, относимых к служебной тайне

Эксперты указывают на важность того, чтобы в разряд закрытых сведений не попала информация о коррупции в ВС, нарушениях прав и свобод, прописанных в конституции. Кто может понести ответственность за разглашение служебной тайны?

Читайте также:
Как после временного убежища получить РВП в 2022 году

Минобороны России.

Минобороны России. Фото: ТАСС –>

На портале правовой информации размещен проект приказа министра обороны РФ «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны». В проекте на 60 страницах перечислены 813 видов информации, которые не относятся к гостайне, но которые предлагается запретить разглашать. Например «Сведения, раскрывающие организацию боевой работы огневых подразделений артиллерии».

Это вполне логично, считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин:

Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке «Конечно, какие-то сведения должны быть закрытые, они не для всех. Перечень этих сведений устанавливает министр обороны, Генеральный штаб, его 8-е Главное управление. Важно, чтобы эти сведения не защищали коррупцию и те недостатки, которые есть в любой организации, в том числе, не исключено, что и Вооруженные силы. Не все недостатки или какие-нибудь деликатные вещи влияют на обороноспособность государства, разглашения, которыми могут воспользоваться как вероятный противник, так и шпионы. Приказ министра обороны распространяется на людей, которые носят форму или работают в Министерстве обороны. Мы с вами не служим в Министерстве обороны, а действие этого приказа распространяется на тех, кто подчинен министру обороны».

Несмотря на то, что многие положения списка, который предлагается отнести к служебной тайне, достаточно специфические, некоторые из ограничений информации вызывают серьезные сомнения.

Например, пункт 385 «Сведения о финансовых нарушениях и утратах материальных ценностей, выявляемых в Вооруженных силах». Или засекречивание данных ведомственного финансового контроля, внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок.

А вот другой пункт, который предлагается засекретить — «Сведения о преступлениях и происшествиях, совершенных в воинской части» — выглядит еще более странно. Подобные положения будут оспорены, надеется председатель военной коллегии адвокатов города Москвы Владимир Тригнин:

Владимир Тригнин председатель военной коллегии адвокатов города Москвы «Здесь, на мой взгляд, несомненно, идет посягательство на гражданские права, потому что, скорее всего, будут засекречивать вообще все, чтобы граждане не могли обмениваться информацией. В первую очередь правонарушения, дедовщина, нарушение законности, в том числе и при призыве на военную службу, а такая информация должна доводиться до общественности. Относить все к служебной тайне, это, безусловно, противоречит основополагающим правам граждан, которые закреплены в документе, который имеет высшую силу — это Конституция РФ. Но здесь нужно обратить внимание, что у нас свобода СМИ, она также закреплена, в том числе в конституции, поэтому нужно исходить из этого в первую очередь. И еще раз проводить анализ данного акта, потому что это проект все-таки, и оспаривать его в части, которая противоречит другим законам».

Читайте также:
Договор залога движимого имущества образец бланк

Попытки оспорить «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения» предпринимались неоднократно. В частности, признанный на днях Минюстом «Средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента» адвокат Иван Павлов дважды — в 2005 и 2007 году безуспешно обращался по этому поводу в Конституционный суд.

Однако юристы отмечают, что конкретные дела все же удается в судах выигрывать, так как судьи оценивают, имели ли те или иные органы полномочия на то, чтобы относить информацию к категории служебной.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Основные отличия от других видов тайн

Труднее всего отличить служебную от профессиональной тайны. Основное отличие состоит в том, что получателями служебной тайны являются работники определенного госоргана, которые узнали о ней, выполняя свою работу. Например, если врачу в ходе лечения пациента становится известен его диагноз, эта информация является врачебной (профессиональной) тайной доктора, вне зависимости, в какой структуре он работает. А если данные о заболеваниях гражданина будут запрошены следователем для раскрытия преступления, то для работников следственного органа они будут составлять служебную тайну.

Читайте также:
Как оплатить картой мир в интернете

Служебная и коммерческая тайна различаются похожим образом. Коммерческая тайна имеет коммерческую ценность, и компания сама определяет, что к ней относится. Если засекреченные фирмой сведения становятся достоянием госоргана (например, налоговой службы во время проверки), то для его работников они являются служебной тайной. К носителям служебной тайны относятся только сотрудники государственных органов. Персонал коммерческих структур ею не обладает.

Государственная тайна и служебная тайна – разные понятия. Если служебная тайна охраняется с целью защитить интересы физического или юридического лица, то государственная тайна призвана защитить интересы страны в целом, обеспечить ее безопасность и существование на карте мира. О государственной тайне принят отдельный закон № 5485-1 от 21.07.1993, регулирующий основные вопросы в этой сфере. Законопроект о служебной тайне до сих пор находится в стадии разработки.

Минобороны опубликовало проект приказа о сведениях, которые составляют гостайну. В списке 800 позиций

Министерство обороны опубликовало проект приказа о сведениях, относящихся к служебной тайне. В приложении к проекту перечислены 800 пунктов. Например, к гостайне будет относиться информация о дислокации воинских частей и их материально-техническом обеспечении.

В частности, к гостайне будут относиться:

  • Сведения, раскрывающие результаты ежедневного мониторинга военно-политической обстановки в мире, оперативного анализа и краткосрочных прогнозов появления и развития угроз безопасности Российской Федерации и ее союзников.
  • Сведения, раскрывающие задачи, решаемые космическими аппаратами двойного назначения в интересах социально-экономических и научных задач.
  • Сведения, раскрывающие отдельные результаты подготовки, проведения запусков или выполнения программ полета космическими аппаратами военного назначения (за исключением сведений, подлежащих открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации).
  • Сведения по вопросам деятельности государственных органов власти Российской Федерации в области стратегического сдерживания, предотвращения военных конфликтов.
  • Сведения, раскрывающие вопросы реализации в Вооруженных Силах указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации по совершенствованию государственной политики в области обороны.
  • Сведения, раскрывающие принадлежность личного состава органов военного управления, воинских частей и организаций к категории ветеранов боевых действий (информация об их участии в боевых действиях или выполнении специальных задач).
  • Сведения о строительстве, подготовке и поддержании в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения.
  • Сведения, раскрывающие дислокацию объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил или военных объектов (за исключением особорежимных объектов Российской Федерации, особо важных воинских частей) с указанием их действительных наименований (дислокационные списки) по виду и роду войск Вооруженных Сил, оперативно-стратегическому объединению, войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, по центральному органу военного управления, объединенному стратегическому командованию военного округа, управлению оперативно-стратегического объединения, по оперативному (территориальному) объединению, по управлению оперативного (территориального) объединения, по оперативно-тактическому территориальному объединению, соединению и их управлениям.
  • Сведения, раскрывающие состояние материально-технического обеспечения (по службе) на мирное время, до уровня органа военного управления включительно.
  • Сведения о мобилизационной подготовке органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.
  • Сведения в области планирования и осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
  • Сведения, раскрывающие потребность, наличие, движение, техническое состояние средств связи.
  • Сведения о рельефе местности территории Российской Федерации или государств – участников стран СНГ на любом носителе информации, соответствующие по точности (в плане и по высоте) таким же сведениям, находящимся на топографических картах, топографических планах, фотокартах, фотопланах, ортофотокартах или ортофотопланах масштаба 1:100 000, 1:200 000.
Читайте также:
Как написать правильно автобиографию в мвд образец

Согласно статье 283 УК РФ, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может повлечь арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до семи лет.

Напомним, в июле 2020 года ФСБ РФ возбудила в отношении советника генерального директора «Роскосмоса» и бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова уголовное дело по статье «Госизмена». Сафронов много писал о материально-техническом состоянии российских войск и закупках в этой сфере. В ФСБ сообщили, что он подозревается в том, что работал на одну из спецслужб НАТО. По версии ФСБ, советник Рогозина собирал и передавал представителю спецслужбы одной из стран НАТО сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну. Сафронову грозит до 20 лет колонии.

Итоги

Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

  • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к ней законодательно ограничен доступ;
  • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Читайте также:
Территориальное зонирование земель населенных пунктов

В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

  • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
  • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
  • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
  • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

  • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
  • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
  • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).

Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

Ссылка на основную публикацию