Федеральный государственный служащий: что это значит

Денежное содержание служащих состоит из оклада, стимулирующих и поощрительных надбавок. Зависит от занимаемой должности и квалификации.

Понятие, признаки и виды государственных служащих. Правовой статус государственных служащих.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» дает следующее определение: федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.

1. Государственным служащим признается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.

В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.

2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей, что предполагает:

наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;

наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.

3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы. Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.

4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от вида государственной службы:

1. государственные гражданские служащие — граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;

2. военнослужащие — граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;

Читайте также:
Льготы ветеранам вов статья 20 после смерти

3. государственные служащие правоохранительных органов — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от уровня государственной службы:

1. федеральные государственные служащие — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);

2. государственные гражданские служащие субъекта РФ — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица».

Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.

ПРАВОВОЙ СТАТУС

Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего РФ является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя:

а) конституционный статус российского гражданина;

б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ;

в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона «Об основах государственной службы РФ».

Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.

Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом.

Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Однако далеко не во всех субъектах РФ однозначно трактуется эта правовая норма. Поскольку в ФЗ «Об основах государственной службы РФ» конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики.

Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.

Необходимо отметить, что правовой статус различных категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической (административной, материальной, уголовной) ответственности перед государством и обществом.

Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правовую регламентацию его служебной деятельности. Общие права государственных служащих установлены ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.

Читайте также:
Можно ли вернуть велосипед в магазин

К статусным относятся права на:

– ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

– участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;

– продвижение по службе с личными достижениями и заслугами;

– проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;

– обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой и др.

К функциональным относятся права на:

– получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

– переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

– внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и др.

К социальноличностным относятся права на:

– пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;

– объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

– право на денежное содержание, его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

– право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней;

– медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

– обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в прохождении им государственной службы и др.

Среди основных должностных обязанностей государственного служащего выделяют следующие:

· обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ;

· добросовестное исполнение должностных обязанностей;

· обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

· исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

· поддержание высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей;

· своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных объединений, а также принятие по ним решений;

· сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Что касается специальных служебных обязанностей, то их круг регулируется правовыми нормами либо специального законодательства, либо соответствующими ведомственными подзаконными актами.

Существенной составляющей правового статуса являются законодательно установленные ограничения по должности в связи с прохождением государственной службы – совокупность политических, экономических и организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении госслужащего. Ограничения устанавливают границы, выхода за которые либо государство однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. Именно ограничения по должности, а не только права и обязанности, подчеркивают своеобразие статуса государственных служащих.

Располагая властными полномочиями, служащий имеет немалые возможности для использования их несоответствующим и даже противозаконным образом. Ограничения призваны не допустить конфликта частных интересов госслужащего и публичных интересов общества и государства.

Ограничения прав госслужащего изложены в ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Закон гласит, что госслужащий не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов или групп. Он обязан действовать в общенациональных интересах, во имя благосостояния всего народа и национальной безопасности страны.

Статус государственного служащего – вполне функциональное явление, направленное, с одной стороны, на конструктивную реализацию общегосударственного интереса, а с другой – на ограничение и даже нейтрализацию неприемлемых для статуса госслужащего поступков, устремлений и интересов. Наиболее эффективной формой такой «нейтрализации» является юридическая ответственность в виде конкретных санкций к нарушителю правовых норм, принципов и правил, установленных по государственной службе.

Читайте также:
Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Кто относится к госслужащим в России

Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее. Так, согласно ему государственная служба представлена следующими разновидностями:

Кто относится к госслужащим — список профессий

Полный список профессий и должностей государственной гражданской службы приведен в отдельном Указе Президента РФ, упомянутом ранее. Однако, чтобы не перечислять полностью абсолютно все категории и должности госслужащих, стоит рассмотреть список профессий государственных служащих в более простом виде. Так, к госслужащим причисляют следующие категории граждан, которые занимаются своей деятельностью, как служащие таких структур:

  • Правительство. Правительство РФ, а также все подчиненные ему министерства — это представители исполнительной ветви власти в России и в полной мере считаются государственными служащими.
  • Прокуратура. Прокуратура в России является органом федеральной власти, в полной мере относимым к государственной службе.
  • Правоохранительные органы и иные военизированные органы. Сотрудники МВД, службы судебных приставов, исполнения наказаний, ФСБ — все являются государственными служащими.
  • Военнослужащие. Как уже упоминалось ранее, все военнослужащие в Российской Федерации являются государственными служащими.

Следует отметить, что выше приведены не все без исключения государственные служащие, а лишь примеры наиболее распространенных должностей и сфер государственной службы. Для определения, считается ли какая-то работа государственной службой, можно просто взглянуть на название органа — если в нем есть слова «федеральная служба» в различной комбинации, то в нем трудятся именно госслужащие.

Работодатель

Наниматель гражданских служащих – это Российская Федерация или конкретный субъект РФ (другими словами, – регионы). Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Гражданский служащий – это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Понятие и виды государственных служащих

Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. всех государственных служащих подразделяет на служащих федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств бюджета РФ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ.

Некоторые авторы (А.П.Коренев, Б.Н.Габричидзе) понятие «государственный служащий» предлагают рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле слова государственные служащие – это граждане РФ, осуществляющие государственные функции в государственных органах, а также служащие других государственных организаций, учреждений, предприятий,

В узком смысле слова государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. По мнению законодателя, не является государственной службой деятельность Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министров, губернаторов, судей и других лиц, занимающих политические государственные должности.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона об основах государственной службы государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

Читайте также:
Стоимость дубликата свидетельства о праве на наследство

– действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

– государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса -служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

– советник Российской Федерации 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

– советник государственной службы 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

– референт государственной службы 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги. Соответствие классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Сведения о государственных служащих, в том числе включаемых в резерв на выдвижение, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

Классификация государственных служащих.

В административно-правовой литературе государственных служащих классифицируют по различным критериям, среди которых относительно часто используются следующие:

характер выполняемой работы;

органы, где работают служащие;

характер должностных функций;

масштаб деятельности органов, где работают служащие;

характер полномочий государственных служащих.

По характеру выполняемой работы государственные служащие подразделяются на служащих государственных органов, служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, среди которых выделяют служащих-руководителей и служащих-специалистов, осуществляющих производственные и иные функции.

По органам, где работают служащие, их делят на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов и иных государственных органов.

По характеру должностных функций служащих подразделяют на руководителей, специалистов, вспомогательный обслуживающий персонал и технических исполнителей.

По масштабу деятельности органов, в которых работают государственные служащие, их подразделяют на федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на вспомогательный персонал и должностных лиц.

К вспомогательному персоналу относятся государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они обеспечивают деятельность должностных лиц (технические секретари, делопроизводители и др.)

Должностные лица – это государственные служащие, наделенные правом совершать юридически значимые действия властного характера. К ним относятся руководители, специалисты, а также представители исполнительной власти.

Руководители имеют подчиненных по службе лиц, пользуются в отношении последних правом найма, увольнения, принятия мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

Специалисты (функциональные работники) осуществляют функции, требующие специальных знаний.

Представители исполнительной власти – это должностные лица, наделенные полномочиями предъявлять юридически властные требования, обязательные для исполнения гражданами, не подчиненными им по службе, а также должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (сотрудники милиции, государственной пожарной службы и др.).

Классификацию государственных служащих можно проводить и по таким критериям, как срок службы; требования, предъявляемые к уровню образования; квалификационные разряды и др.

Профессиональные обязанности

Поскольку перечень профессий госслужащих очень широк, описать в полной мере их обязанности не представляется возможным. Но можно выделить основные функции, применимые к чиновникам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующей отрасли или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • обеспечение законных прав граждан;
  • работа с документами (изменения в законодательстве, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
  • внесение предложений относительно улучшения работы объектов во вверенной сфере, пути и методы реализации этих проектов;
  • контроль над исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • участие в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях, рабочих и представительских;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • хранение государственной тайны и другой конфиденциальной информации;
  • координация деятельности подчиненных;
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, прием посетителей;
  • повышение квалификации.
Читайте также:
Законопроект о потребительском кредите 2022 года

Особенностью деятельности государственных чиновников является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Оплачиваемая работа госслужащего: в чем заключается?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан.

Госслужащие, наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов.

К государственным служащим относятся люди, занимающие должности в следующих аппаратах:

  • Правительстве и его аппарате;
  • Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РФ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов;
  • Администрации Президента, Государственных секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РФ;
  • органы КГК, прокуратуры, Нацбанка, Центральной избирательной комиссии;
  • министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях;
  • дипломатических представительствах РФ;
  • местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации);
  • государственных нотариальных конторах;
  • таможенных органах;
  • иных госорганах.

При этом в список служащих госсаппарата не входят сотрудники, которые занимаются техобслуживанием и обеспечением функций госсаппарата (работники канцелярии, хозчасти, библиотеки, автохозяйства и т.д.).

Государственная служба может быть:

  1. Федеральной государственной гражданской. Сотрудник будет работать в федеральном органе и получать зарплату из федерального бюджета.
  2. Региональной государственной гражданской. Здесь сотрудник будет работать в органах власти субъектов РФ. Его зарплата будет начисляться из регионального бюджета (в редком исключении – из федерального).

Подходы к определению понятия «государственный служащий»

Государственные служащие представляют собой совокупность лиц, призванных на профессиональном уровне осуществлять управление государством в рамках системы государственного аппарата, являющегося социально-правовым институтом.

Государственный служащий при этом является работником, призванным исполнять определенные обязанности в соответствии с должностью, которую он занимает в системе государственной службы.

Совокупность государственных служащих в рамках российской государственного аппарата делится на две группы:

  • во-первых, федеральные государственные служащие, представляющие собой работников, осуществляющих служебную профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающих вознаграждение из средств федерального бюджета;
  • во-вторых, государственные служащие регионального уровня, представляющие собой работников, призванных осуществлять профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы регионального уровня и получающих вознаграждение из средств регионального бюджета.

Законодательство допускает возможность получения государственными служащими регионального уровня вознаграждение за счет средств федерального бюджета, относится только в состав гражданских государственных служащих, в то время как на федеральном уровне государственные служащие могут состоять на правоохранительной или военной службе.

В широком смысле под государственным служащим можно понимать лиц, занимающих должности в системе государственной организации, в узком смысле, лиц, занимающих должности в органах государственного управления.

Под должностью в системе государственной службы понимают часть организационной структуры государства в виде штатныой единицы, обладающей определенной компетенцией, полномочиями. Должностное положение государственного служащего определяет состав его прав, обязанностей и ответственности перед населением за выполняемые профессиональные обязанности.

Сотрудники МЧС

Это лицо из состава Государственной противопожарной службы, имеющее специальное звание

Это лицо из состава Государственной противопожарной службы, имеющее специальное звание

Является федеральным государственным служащим. Сотрудники МЧС занимаются не только ликвидацией чрезвычайных ситуаций, но и участвуют в розыске пропавших людей, оказывают медицинскую и психологическую помощь пострадавшим и их родственникам, проводят профилактическую работу в рамках гражданской обороны.

Специальные звания устанавливаются по должностям в федеральной противопожарной службе, рядового состава, младшего состава (сержант, старшина, прапорщик), среднего состава (лейтенант, капитан), старшего состава (майор, подполковник, полковник), высшего состава (генерал).

Звания присваиваются на основании закона № 141‑ФЗ.

Заработная плата зависит от занимаемой должности и составляет от 20000 до 80000 рублей.

В спасательных формированиях есть работа для водолазов, сапёров, водителей специальной техники, кинологов, пожарных и для иных профессий.

Читайте также:
Бланк заявления на справку об отсутствии судимости

Для среднего и старшего состава, а также для воинских должностей необходимо высшее образование.

Его можно получить в Академии гражданской защиты МЧС России и ряде других образовательных учреждений МЧС по всей территории страны.

Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих

Моргулец, П. А. Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих / П. А. Моргулец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54871/ (дата обращения: 13.02.2022).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. В понятие «правовой статус» государственных гражданских служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных гражданских служащих, которые определяют их место в системе государственной службы.

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, запреты, ограничения на государственной гражданской службе, правовой статус государственного гражданского служащего.

Несмотря на многовековую историю государственной службы России, легальное определение государственного служащего появилось в отечественном законодательстве только в последнее десятилетие. До этого попытки определить понятие и сущность государственного служащего предпринимались исключительно на уровне доктрины.

Еще в XVII веке Томас Гоббс указывал, что государственным служителем является тот, кому суверен (будь то монарх или собрание) поручает определенный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства [1].

В советский период только со второй половины 40-х годов XX века началось активное изучение института государственной службы. В данный период стали появляться различные определения государственного служащего.

Так, советские ученые С. С. Студеникин и В. А. Власов утверждали, что государственный служащий — это лицо, которое постоянно или временно выполняет служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате) [2]. В данном определении в качестве основных признаков государственного служащего выделялись: осуществление государственных функций и осуществление обязанностей в аппарате государственного управления.

Иной подход в определении понятия государственного служащего был использован Н. И. Фаянсом, который утверждал, что государственными служащими являются лица, занимающие по выбору или по назначению, постоянно или временно должности в государственных учреждениях или предприятиях и получающие вознаграждение (заработную плату) за свой труд, состоящий в организации и непосредственном осуществлении функций государства [3]. Ключевым в данном определении государственного служащего стало замещение им должности в государственном аппарате.

Таким образом, необходимо отметить, что уже к шестидесятым годам двадцатого века в отечественной юриспруденции было сформировано представление о государственных служащих как о лицах, которые выделяются среди других работников государственных предприятий и учреждений, так как они замещают государственные должности в государственном аппарате, осуществляют служебную деятельность от имени и по поручению государства и получают за это заработную плату из государственного бюджета в порядке и размерах, которые установлены государством.

В общем виде эти признаки были восприняты отечественным законодателем при разработке первого в российской истории закона, регламентирующего государственную службу. В пункте 1 статьи 3 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 года было определено, что государственным служащим является гражданин России, исполняющий в порядке, установленном законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Ныне действующий Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон № 58-ФЗ) сохранил данный подход. Так, в соответствии со статьей 10 данного закона федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Читайте также:
Кассовые и денежные документы

Закон № 58-ФЗ определяет базовые принципы организации и деятельности, а также закрепляет единство системы государственной службы. Данный Закон закрепляет легитимное определение государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: государственных образований (РФ и субъектов РФ); государственных органов (федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ);лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ (лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности РФ, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ)).

Таким образом, государственную службу можно определить как подвид работы в государственном аппарате, являющийся профессиональной служебной деятельностью граждан, на государственных постах РФ, обеспечивающих реализацию функциональных обязанностей госорганов федерального значения, субъектов РФ, лиц, занимающих государственные посты, и лиц, занимающих государственные посты в субъектах РФ.

Для современной организации государственной службы характерна принципиально новая система с установленной видовой классификацией. В соответствии со статьей 2Закона № 58-ФЗ система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

– государственную гражданскую службу;

– государственную службу иных видов.

С 01 января 2016 года система государственной службы России изменилась. Кроме государственной гражданской службы и военной службы появилась государственная служба иных видов. При этом в законе № 58-ФЗ отсутствуют как определение понятия «государственная служба иных видов», так и перечисление видов этой службы, однако указывается, что государственная служба иных видов является видом федеральной государственной службы.

В данном исследовании более подробно остановимся на таком виде государственной службы, как государственная гражданская служба.

Законом № 58-ФЗ введен термин «государственная гражданская служба», который отражает и введение нового института государственной гражданской службы в отечественную законодательную практику [4].

В Конституции РФ не содержится такого понятия, как «государственная гражданская служба». В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 58-ФЗ государственная гражданская служба является одним из видов «государственной службы», а потому является частным понятием по отношению к понятию «государственная служба», которая в соответствии с пунктом «т» статьи 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении России.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Можно сказать, что государственная гражданская служба учреждена федеральным законодателем для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон № 79-ФЗ закрепляет гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Данный Закон регулирует гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления. Закон № 79-ФЗ определяет предмет деятельности государственных гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы — систему должностей; определяет обязанности, устанавливает ответственность гражданских служащих.

В общем виде правовой статус — это признанная Конституцией и законодательством России совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.

В понятие «правовой статус» государственных гражданских служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных гражданских служащих, которые определяют их место в системе государственной службы.

Так, содержание правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами, обязанностями и ответственностью. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру правового статуса государственного гражданского служащего и тем самым не допустить размывания границ этого понятия.

Читайте также:
Что относится к структурам жизнеобеспечения

Правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой.

В ныне действующей редакции Закон № 79-ФЗ к составляющим элементам правового статуса государственных служащих Российской Федерации относит: основные права гражданского служащего; основные обязанности; ограничения, связанные с гражданской службой; запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению; урегулирование конфликта интересов на гражданской службе; предоставление сведений о доходах и расходах.

Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего необходимо определить как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой.

Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом характерных особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность.

  1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного или гражданского. М.: Мысль, 1991. Т. II. С. 186.
  2. Власов В. А., Студеникин С. С. Советское административное право. М.: Госюриздат, 1959. С. 107.
  3. Фаянс Н. И. Советская государственная служба на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1955. С. 8.
  4. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 27–31.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, правовой статус, гражданская служба, государственный аппарат, профессиональная служебная деятельность, федеральная государственная служба, федеральный бюджет.

Основы государственной службы и кадровой политики

Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.

Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди — дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами — поместье.

Реформы Петра Первого изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах. Табель о рангах содержала 14 чинов — воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.

На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер.

В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало. Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными. Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.

Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход. Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян. К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве — военных, врачей, учителей. Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур — аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».

Читайте также:
Вооруженные силы и правоохранительные органы

И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий». В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти. Заметим, что в постсоветское время утвердился второй подход — государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно.

Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ. Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. дала более расширенную трактовку данного понятия: государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ даст определение понятия «гражданский служащий»: гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.

Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ — субъект РФ.

Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий — это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.

Сущностные признаки государственного служащего. Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов. Одновременно это и требования, предъявляемые к государственному служащему или претенденту на это звание.

Гражданство Российской Федерации. Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ. Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах — законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.

Читайте также:
Договор купли продажи автозапчастей образец

Наличие должности государственной службы, главный, на наш взгляд, признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ. Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России. Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу.

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта. Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.

Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.

Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы. Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России. В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).

Денежное содержание из государственного бюджета — федерального или регионального. Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы — денежное содержание, вознаграждение, довольствие. Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц. Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция.

Существуют и другие признаки государственного служащего Российской Федерации. Это касается, в частности, квалификационных требований, возраста (18—65 лет), владения государственным языком, состояния здоровья служащего, запретов и правоограничений, связанных с гражданской службой.

Так, государственный гражданский служащий не может быть принят и находиться на государственной гражданской службе в случае:

Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:

Ссылка на основную публикацию