Вооруженные силы и правоохранительные органы

Посмотрите на российскую либеральную оппозицию — пышут здоровьем, несмотря на систематическое общение с правоохранительными органами.

Правоохранительные органы: система, основные функции

Все правоохранительные органы, которые создаются и действуют в Российской Федерации, представляет система правоохранительных органов РФ в качестве единой системы. Системность является таким уровнем интеграции, где происходит взаимное сочетание и усиление полномочий каждого элемента. Это способствует росту эффективности работы государственного механизма в целом.

Схема правоохранительных органов состоит из нескольких элементов:

  • органы прокуратуры РФ;
  • ОВД РФ;
  • ФСБ, ФСКН;
  • СВР;
  • ФТС России;
  • органы предварительного расследования и др.

Вместе с этим в нашей стране сформированы и работают негосударственные структуры, также включенные в схему правоохранительных органов. Сюда можно отнести адвокатуру; нотариат; частные детективные и охранные компании.

В определенных случаях государственные органы можно считать правоохранительными не в полной степени, а только в рамках исполнения ими соответствующих полномочий.

Так, органы ФСБ России в соответствии со своим основным назначением предназначены для обеспечения стабильности государства. Но в некоторых ситуациях в своей деятельности они способны обеспечивать охрану и защиту личности, которая вовлекается в соответствующие правоотношения. Органы ФТС в нашей стране осуществляют фискальную деятельность, но вместе с этим занимаются и правовой охраной. Помимо этого, структура таможенных органов включает и специализированные подразделения дознания, относящиеся к органам предварительного расследования.

Органы предварительного расследования и оперативно-розыскные органы можно отнести к блоку силовых государственных структур. Наряду с этим их возможности, главным образом, концентрируются на обеспечении прав, свобод и законных интересов различных лиц. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство (включая предварительное расследование) предназначено для защиты прав и законных интересов предприятий и лиц, которые потерпели от преступлений, защиты личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждения, ограничений ее прав и свобод.

Статья 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет, что подобная деятельность должна вестись для защиты жизни, здоровья, прав и свобод лиц, обеспечения общественной и государственной безопасности от преступного посягательства.

Государство непрерывно занимается совершенствованием своей деятельности в различных социально значимых сферах, поэтому система правоохранительных органов, включая их полномочия, также может меняться.

История отечественного государства и права

Усиление Красной армии. В начавшейся гражданской войне и интервенции Советское государство стало перед необходимостью вести вооруженную борьбу с массовыми регулярными армиями. Созданная на основе принципа добровольности Красная армия была малочисленной и не могла реально противостоять объединенным силам внутренней контрреволюции иностранных интервентов. Поэтому проводились меры по укреплению и увеличению численности Красной армии. В апреле 1918 г. вводится всеобщее обязательное обучение военному делу граждан от 18 до 40 лет 1 Только в 1919 г. через систему всеобщего обязательного обучения (Всеобуч) прошло 800 тысяч человек. . Эта мера подготовила условия для введения всеобщей воинской обязанности для тех, кто не эксплуатирует чужой труд. В губерниях и уездах создавались комиссариаты по военным делам, которым поручалось обучение военнообязанных. Вскоре ВЦИК объявил, что «переход от добровольческой армии к всеобщей мобилизации рабочих и крестьян повелительно диктуется всем положением страны». 29 мая 1918 г. была введена всеобщая воинская повинность, закрепленная затем в Конституции РСФСР 1918 г. Вскоре после этого была создана массовая Красная армия.

Вопросы военного строительства рассматривались на V Всероссийском съезде Советов. Съезд подчеркнул необходимость построения Красной армии на основе принципа централизма, установления строгой дисциплины, беспрекословного подчинения бойцов своим командирам. Съезд предложил широко привлекать специалистов из числа офицеров старой армии, знания которых необходимо было использовать для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии.

На 1 августа 1919 г. в Красной армии служили 314 150 старых военных специалистов, из которых 48 409 были строевыми офицерами и генералами. Одновременно большое значение придавалось подготовке командного состава из числа рабочих и крестьян. В годы гражданской войны начали функционировать Академия Генерального штаба. Артиллерийская военно-инженерная академии, другие учебные заведения (училища, школы, курсы). В ходе Гражданской войны из среды рабочих и крестьян выдвинулись талантливые военачальники (М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилов. С.М. Буденный, Г.К. Блюхер, В.И. Чапаев и др.).

Призыв в Красную армию большого количества крестьян политически и культурно отсталых, а также необходимость контроля за старыми специалистами делал необходимым создание политического аппарата. Весной 1918 г. в Красной армии был введен институт военных комиссаров. На комиссаров возлагалось руководство политической работой в частях и соединениях, контроль за военными специалистами, принятие мер к установлению дисциплины и порядка. Институт комиссаров себя полностью оправдал, он способствовал созданию в короткий срок сильной и боеспособной армии.

Читайте также:
Что делать, если дело затягивается?

Руководство политической работой в Красной армии осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, находившееся при Народном комиссариате по военным делам. В апреле 1919 г. вместо него был образован Политический отдел Реввоенсовета республики, который 26 мая был переименован в Политическое управление. Оно пользовалось правом назначения и утверждения военных комиссаров. В 1920 г., после разгрома войск Деникина, наступил период мирной передышки. Советское государство получило возможность приступить к восстановлению народного хозяйства. Для этого использовались воинские соединения. 15 января 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны преобразовал Третью армию в 1-ю Революционную армию труда. Вслед за этим в трудовые армии были преобразованы некоторые другие соединения. Трудовые армии использовались для восстановления железнодорожного транспорта, добычи каменного угля, заготовок продовольствия, на сельскохозяйственных работах. В апреле 1920 г. в связи с начавшейся войны с Польшей трудовые армии вновь были приведены в боевое состояние.

Органы госконтроля. В годы Гражданской войны обнаружились недостатки в деятельности органов госконтроля. Главный заключался в том, что контроль осуществлялся силами штатных сотрудников, значительная часть которых состояла из старых чиновников, пришедших на работу в советские учреждения. Бюрократические формы контроля, которые применялись штатными сотрудниками госконтроля, оказались малоперспективными. Встал вопрос о реорганизации госконтроля. Кроме того, отсутствовала единая система контроля. Наряду с наркоматом государственного контроля функционировали ведомственные контрольные органы (инспекция ВСНХ. инспекции наркоматов, военная инспекция, рабочие контрольные инспекции).

8 февраля 1920 г. было опубликовано принятое ВЦИК Положение о Рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин). Оно предусматривало реорганизацию государственного контроля, создание Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции. Работа наркомата и его органов на местах строилась на основе привлечения широких масс трудящихся к осуществлению контроля над всеми органами государственного управления, хозяйства и общественных организаций.

Основными задачами Рабкрина были инспекции являлись: борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий и обследования всех органов Советской власти как в области административного управления, так и в области хозяйственной, а также общественных организаций; наблюдение за точным исполнением декрета VI Всероссийского съезда Советов о законности; наблюдение за организацией во всех учреждений приема жалоб и заявлений.

При Рабоче-крестьянской инспекции образовывалось Особое бюро для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц.

Рабоче-крестьянская инспекция должна была представлять на рассмотрение центральных и местных органов конкретные предложения. выработанные на основе обследований, об управлении аппарата Советской власти, искоренении бесхозяйственности, канцелярской волокиты и т.д.

Выборы в Рабкрин происходили в городах по предприятиям и учреждениям, в сельской местности на сельских и волостных собраниях избирателей, а также на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях.

Соединение государственного и общественного начал в деятельности Рабкрина достигалось тремя способами:

  1. делегирование коллективами трудящихся своих представителей в Рабкрин в качестве постоянных членов;
  2. организация ячеек содействия Рабкрину на заводах, фабриках, селах, волостях — везде, где имелся аппарат управления;
  3. привлечение рабочих и крестьян к участию в массовых обследованиях деятельности государственного аппарата.

Вышеназванные способы были призваны обеспечить реальный контроль за государственным аппаратом и в то же время обучать азам управления рабочих и крестьян.

На предприятиях и учреждениях создавались ячейки содействия Рабкрину. К 15 октября 1920 г. они были созданы в 56 губерниях.

Управление промышленностью. На организационные формы управления промышленностью повлияли экономическая разруха и особые условия гражданской войны. Тот факт, что промышленность страны не работала на полную мощность, экономические ресурсы были крайне скудны, требовал их концентрации. Только таким способом можно было обеспечить Красную армию всем необходимым, чтобы добиться победы над внутренними и внешними врагами. В этих условиях единственно возможной (и как оказалось оправдавшей себя) стала система управления, построенная на предельно нейтралистских началах. Она получила название системы главкизма.

Промышленные предприятия лишались самостоятельности. Управление ими осуществлял ВСНХ и его главки. Каждый главк обладал всей полнотой власти по отношению к подчиненным предприятиям: устанавливал объем промышленного производства, распределял между предприятиями сырье и оборудование, осуществлял сбыт произведенной продукции. Предприятия находились на сметно-бюджетном содержании и не имели собственных оборотных средств, не могли самостоятельно решать вопросы снабжения необходимым сырьем и оборудованием, вступать в договорные отношения с другими предприятиями.

Недостатки системы главкизма состояли в том, что она требовала создания громоздкого административного аппарата, не создавала экономических стимулов у производителей. Кроме того, чрезмерная централизация управления приводила к бюрократизму в работе главков.

Читайте также:
Что относится к структурам жизнеобеспечения

Однако система главкизма позволила Советскому государству мобилизовать скудные материальные ресурсы и направить их на обеспечение победы в Гражданской войне.

Чрезвычайные условия войны и экономическая разруха повлекли за собой централизацию снабжения населения продовольствием. Осенью 1918 г. была введена карточная система, по которой распределение продовольствия производилось по различным категориям. Например, первую категорию составляли квалифицированные рабочие, женщины с детьми до года, а последнюю — четвертую — нетрудовые элементы.

Ввиду крайнего обесценивания денег и практически отсутствия товарооборота снабжение населения производилось в натуральном виде. Зарплата и пенсии выдавались в виде продуктов и промышленных изделий.

Несмотря на исключительно трудные условия гражданской войны, государство уделяло внимание образованию. 26 декабря 1919 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет о ликвидации безграмотности среди населения. Все граждане от 8 до 50 лет подлежали обучению грамоте. Для организации этой работы была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. За первые три года Советской власти грамоте было обучено около 7 млн. человек.

Вооруженные силы. Правоохранительные органы

Предметом особой атаки “демократических” СМИ ста­ли силовые структуры. Реорганизация этих институтов го­сударства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии.

Считая их наиболее кон­сервативной частью Советского государства, идеологи пере­стройки стремились их психологически разоружить. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подры­ву самоуважения офицерского корпуса.

Большое разрушительное значение для армии имело утвер­ждение приоритета демократических идеалов перед воинской дис­циплиной (в 1991 г. интенсивно внедрялась мысль, что солдат не должен выполнять приказы, идущие вразрез с “общечело­веческими ценностями”. Такие заявления вынуждены были де­

лать даже высшие должностные лица Министерства обороны). Нарастали требования о прохождении службы призывниками только в своих республиках – подготовка к расчленению Со­ветской Армии по национальному признаку.

Основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объ­явленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением вооруженных сил; ликвидацией Варшавского договора и постепенным выводом советских войск из стран Восточной Евро­пы по инициативе М.С. Горбачева; конверсией оборонной промыш­ленности СССР; нарастающим экономическим кризисом, который за труднил снабжение армии и социальное обустройство уволь­няемых офицеров; нарастанием политических и межнациональных конфликтов, в которые вовлекалась армия.

Важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений, кото­рые определяли место того или иного института в государстве. Военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов. Так, поразившее весь мир заявление М.С. Горбачева 15 января 1986 г. о про­грамме полного ядерного разоружения СССР в течение 15 лет было неожиданностью для военных.

В 1986 г. была создана Межведомственная комиссия по разоружению (из руководителей МИД, МО, КГБ, Военно-про­мышленной комиссии Совмина и ряда отделов ЦК КПСС – “большая пятерка”). В ней нарастала напряженность, дошед­шая 10 марта 1990 г. до открытого конфликта из-за того, что договоренности М.С. Горбачева и МИД с США по разоружению не только не согласовывались, но даже не доводились до сведения ко­миссии . Так, не удалось обнаружить никаких сведений о под­готовке решения об уничтожении лучшего в мире ракетного комплекса “Ока”, о котором открыто вообще не было речи на переговорах. Начальник Генштаба М.А. Моисеев доложил, что в результате маневров Э.А. Шеварднадзе США получили право иметь 11 тыс. боеголовок против 6 тыс. для СССР. После этого

конфликта комиссия была ликвидирована единоличным ре­шением М.С. Горбачева.

В связи с переходом к рыночной экономике стали созда­ваться новые органы, в которых не было необходимости при советской системе хозяйства. В 1986 г. образовано как обще­союзный орган Главное управление государственного тамо­женного контроля, преобразованное в 1991 г. в Таможенный комитет СССР (в 1991 г. был утвержден новый Таможенный кодекс СССР). В январе 1990 г. учреждена Главная государст­венная налоговая инспекция.

В 1987 г. в системе МВД стали создаваться отряды мили­ции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охра­ны общественного порядка во время митингов и демонстра­ций. В 1989 г. на вооружение была милиции принята резиновая дубинка, что имело большое символическое значение для “де­мократии”.

В 1989 – 1991 гг. произошло внешне малозаметное, но важ­ное изменение во всех правоохранительных органах (МВД, КГБ, суде и прокуратуре) – уход большой части квалифицирован­ных кадров. К этому побуждали две причины: сильное давле­ние прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками.

Читайте также:
Стоимость дубликата свидетельства о праве на наследство

Вооруженные силы РФ и правоохранительная деятельность

При анализе сообщений из средств массовой информации об очередной катастрофе или чрезвычайном происшествии в воинских структурах, особенно связанных с гибелью личного состава, всегда возникают одни и те же вопросы: будут ли после случившегося реальные изменения в обеспечении охраны прав военнослужащих, законности и правопорядка, в борьбе с преступлениями и правонарушениями в армейских коллективах и будут ли, наконец, проводиться реформы в войсках или все останется по-прежнему?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим: во-первых, кем, на основании каких нормативных правовых актов и по каким направлениям осуществляется в настоящее время правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах страны, других войсках и воинских формированиях; во-вторых, почему не достигаются положительные результаты; и, в-третьих, что можно предпринять для совершенствования правоохранительной деятельности.

Как известно, одним из основных принципов строительства вооруженных сил является принцип единоначалия, исходя из которого вся ответственность в воинских частях и учреждениях возлагается на их командиров и начальников. Но командиров – единоначальников не учат юриспруденции, они в большинстве своем не получают юридического образования и потому должны иметь надежную опору в лице соответствующих органов, призванных осуществлять правоохранительные функции. Это органы дознания, органы Федеральной службы безопасности (ФСБ), военная прокуратура и военные суды. Только эти органы имеют полномочия по осуществлению правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Казалось бы, для нормального обеспечения (в правоохранительном аспекте) функционирования Вооруженных Сил государства таких мощных структур вполне достаточно. Однако статистические данные Главной военной прокуратуры говорят об обратном.

Статистические данные приводятся по сведениям о состоянии преступности в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации в 1988 – 1999 гг. Материалы Главной военной прокуратуры. М., 2000.

Так, начиная с 1992 г. ежегодно в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях совершается в среднем около 25 тыс. преступлений (1994 г. – 24331; 1996 г. – 30529; 1998 г. – 24814; 1999 г. – 21560). Высок показатель преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений военнослужащих ( 1993 г. – 1287; 1995 г. – 1648; 1997 г. – 2035; 1999 г. – 1971). Все чаще уставные правила взаимоотношений военнослужащих нарушаются в целях вымогательства, влекут за собой убийства, побуждают потерпевших к уклонениям от военной службы и даже самоубийствам. Постоянно растет количество преступлений, совершенных воинскими должностными лицами (1993 г. – 598; 1995 г. – 1116; 1998 г. – 1017; 1999 г. – 1354). В 1997 г. зарегистрировано 304 умышленных убийства военнослужащих, в 1998 г. – 299, в 1999 г. – 246. За 1997 – 1999 гг. совершено 1177 преступлений с применением оружия.

Можно расширить статистику, выделить данные по причинению тяжкого вреда здоровью, хулиганству, уклонениям от военной службы и другим видам преступлений, но суть, в принципе, понятна.

По мнению социологов, на развитие криминогенной ситуации в стране оказывают влияние около 250 негативных социальных факторов. В первую очередь к ним относятся: резкая смена идеологической базы, общее ухудшение материального благосостояния и индивидуализация мышления (при принятии решений расчет делается только на собственные силы). Конечно, пороки российского общества находят свое отражение и в деятельности Вооруженных Сил. Но вывод очевиден: выполнение функциональных задач органами, осуществляющими правоохранительную деятельность в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях, не приносит ощутимых результатов.

Теперь определим, на основании каких нормативных правовых актов и по каким функциональным направлениям осуществляется правоохранительная деятельность вышеуказанными органами.

Начнем с органов дознания. Напомним, что применительно к теме, дознание – это процесс расследования преступлений, производимого по постановлению командира воинской части, начальника военного учреждения военным дознавателем, с соблюдением требований уголовно – процессуального законодательства. Дознание проводится также на основании постановления военного прокурора о возбуждении уголовного дела. Военные дознаватели назначаются приказом командира воинской части из числа офицеров части сроком на два года.

В соответствии со ст. 117 УПК РСФСР командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений являются органами дознания в Вооруженных Силах. Деятельность органов дознания регламентируется УПК, а также специальной Инструкцией, утвержденной Главным военным прокурором и введенной в действие приказом Министра обороны РФ от 18 августа 1994 г. N 275.

Читайте также:
Погашение облигации — Answr

Правовую основу организации и деятельности органов ФСБ составляет Федеральный закон от 22 февраля 1995 г. “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. В соответствии с этим законом деятельность органов ФСБ осуществляется по трем основным направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и разведывательная деятельность. Основной задачей органов ФСБ, конечно же, является противодействие деятельности зарубежных специальных служб. Органы ФСБ ведут борьбу не со всеми видами преступлений, а с наиболее опасными для государства (шпионаж, террористическая деятельность, организованная преступность, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанда и другие преступления, по которым дознание и предварительное следствие отнесено к их компетенции), а также выполняют задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

Правовая основа деятельности органов ФСБ в воинских структурах – Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденное Указом Президента 7 февраля 2000 г.

Выделим несколько новых задач, поставленных перед органами безопасности в войсках.

Если раньше особый отдел просто информировал командование обо всех негативных моментах, которые были выявлены, то теперь он может потребовать от него определенных действий по ликвидации негатива. Прописано это так: “Вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности”. И еще одно новое право – “знакомиться в соответствующих органах военного управления с материалами, определяющими и характеризующими финансово – хозяйственную деятельность этих органов”. Здесь имеются в виду случаи коррупции, хищения государственных средств и их нецелевого использования. Раньше командование не обязано было показывать работникам особых отделов финансовые документы, теперь же органам безопасности в войсках открыто новое широкое поле деятельности.

Что касается военной прокуратуры, то ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации” в редакции от 23 декабря 1998 г. (разд. 6 “Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры”).

Наиболее важными функциями военной прокуратуры являются:

надзор за исполнением законов органами военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими в Вооруженных Силах оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления и их должностными лицами;

надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными судами.

Военные суды в соответствии с Федеральным конституционным законом “О военных судах Российской Федерации” от 23 июня 1999 г. входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Если до принятия данного Федерального конституционного закона военные суды, осуществляя задачи правосудия, были призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность государства, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы, то теперь основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Суммировав функции органов, осуществляющих правоохранительную деятельность в воинских структурах, становится очевидным, что замкнутой системы не получается, ощущается отсутствие независимого от командования органа, уполномоченного: осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность в связи с функционированием Вооруженных Сил и других воинских формирований; выявлять правонарушения, проводить дознание в пределах установленных законом полномочий, осуществлять оперативно – розыскную деятельность в полном объеме, предусмотренном УПК и Законом “Об оперативно – розыскной деятельности”; пресекать правонарушения и проводить розыск лиц, уклоняющихся от привлечения к уголовной ответственности.

Читайте также:
Какой штраф за незарегистрированный прицеп

Необходимость реформирования правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, причем в первую очередь в законодательном порядке, как можно более точной и полной регламентации в законах принципов, условий и механизма такой деятельности диктуется самой практикой.

В феврале 1994 г. Президент Российской Федерации обратился с первым посланием к Федеральному Собранию, в разделе “Военная безопасность” которого указывалось, что основное внимание в дальнейшем “должно быть направлено на военно – правовую реформу”, на продолжение строительства Вооруженных Сил и их глубокое реформирование. Исходя из этих требований, был подготовлен проект концепции военно – правовой реформы в Вооруженных Силах. Основная цель военно – правовой реформы – достижение качественно нового уровня правотворческой, правоисполнительной, правозащитной и правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах. Для усиления борьбы с преступностью, укрепления правопорядка и дисциплины в Вооруженных Силах проектом концепции предусматривалось создание военной полиции. Опыт армий практически всех развитых стран мира подтверждает целесообразность существования такой структуры. Создание военной полиции предусматривалось Федеральной программой по усилению борьбы с преступностью, которая была утверждена Указом Президента от 24 мая 1994 г. Предполагалось, что военная полиция должна решать следующие основные задачи: предупреждать, пресекать и раскрывать преступления и другие правонарушения, совершенные военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил при исполнении ими служебных обязанностей; обеспечивать личную безопасность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил; вести учет происшествий и преступлений; производить дознание, осуществлять розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших место службы, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; осуществлять розыск похищенного (утраченного) оружия и боеприпасов, имущества Вооруженных Сил; нести патрульную службу и обеспечивать правопорядок среди военнослужащих в гарнизонах; конвоировать военнослужащих, содержащихся под стражей на гауптвахте, в военные прокуратуры, на судебные заседания военных судов, а также конвоировать их в дисциплинарную часть или следственный изолятор; выполнять функции военной автомобильной инспекции.

Комитет Государственной Думы по обороне разработал законопроект о военной полиции, который в июне 1996 г. был внесен на рассмотрение Совета Государственной Думы, после чего увяз в согласованиях. Альтернативный законопроект о военной полиции был подготовлен по поручению Правительства РФ Министерством обороны, но в Государственную Думу до сих пор не вносился, хотя Постановлением Правительства от 10 марта 1999 г. “О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 – 2000 годы” Министерству обороны, МВД и ФСБ был установлен срок подготовки законопроекта о военной полиции до конца 1999 г.

Что касается военных судов и органов военной прокуратуры, то исходя из конституционного принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, они должны быть самостоятельными, не зависеть от военного командования, содержаться вне численности Вооруженных Сил и финансироваться из средств, выделяемых на содержание федеральной судебной системы и органов прокуратуры. Законодателем уже сделан первый шаг – в соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального конституционного закона “О военных судах Российской Федерации” с 1 января 2000 г. военные суды Министерством обороны не финансируются. При рассмотрении дел и жалоб они должны обеспечивать не интересы юридических лиц и их объединений, а в первую очередь: защиту прав, свобод и законных интересов военнослужащих, органов военного управления, воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил и других воинских формирований; поддержание законности и правопорядка в воинских структурах.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Система, государственных органов и проблема разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)

Законодательные органы власти принимают законы, обязательные для исполнения исполнительной и составляют основу деятельности судебной властей. При демократии в государстве высшим законодателем является парламент, который в разных ситуациях называется по-разному. В федерациях он состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата избирается населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации. При парламенте образуются постоянные и временные комиссии. Парламент рассматривает и утверждает бюджет, контролирует правительство, ратифицирует и расторгает международные договоры, может осуществлять импичмент. Центральными органами исполнительной власти является глава государства, правительство, министерства, ведомства, комитеты. Суд является независимым органом власти, осуществляющим правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, опираясь только на закон и подчиняясь только закону. Правоохранительные и «силовые» органы государства представлены милицией, прокуратурой, службой безопасности, армией, разведкой. Милиция – это система государственных административно- исполнительных органов власти РФ, осуществляющих охрану общественного порядка, государственной и частной собственности, защиту прав и законных интересов граждан, пресекая преступные посягательства. Она наделена правом применения мер принуждения. Прокуратура – это система государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов. Прокуратура является централизованной организацией, управляемой государственным прокурором, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности по представлению Президента РФ Советом Федерации. Все остальные прокуроры назначаются генеральным прокурором, который при назначении прокуроров субъектов Федерации РФ предварительно согласовывает свое решение с данными субъектами РФ. Органы прокуратуры рассматривают жалобы и заявления граждан и организаций, принимают меры необходимые для восстановления порушенных прав и законных интересов заявителей. Она может возбуждать уголовные дела, прекращать или приостанавливать производство по ним. В ходе судебного разбирательства прокурор выполняет обязанности государственного обвинителя. Существуют правоохранительные органы, основной задачей которых является охрана правопорядка и законности, профилактика и пресечение правонарушений, борьба с преступностью. К ним относятся суды, прокуратура, арбитраж, ОВД, юстиция, органы государственной безопасности. К правоохранительной системе примыкают различные инспекции и комиссии, в функции которых также входит борьба с правонарушениями. Закон относит некоторые виды правоохранительной деятельности к компетенции определенных правоохранительных органов, например, осуществление правосудия находится в компетенции судов, оперативно-розыскной деятельностью занимается ОВД. Главная задача правоохранительных органов обеспечение принципа неотвратимости ответственности за правонарушения и преступления. Армия. Основной задачей армии является оборона страны от возможной внешней агрессии. В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и МВД. Армии делятся на сухопутные, ракетные войска стратегического назначения ПВО и ВВС. Виды вооруженных сил состоят из родов войск, которые в организационном отношении разделяются на подразделения, части, соединения и объединения. В сухопутных войсках есть мотострелковые, танковые, артиллерийские и другие рода. В ВВС различают авиации истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную. ВМФ состоит из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу.

Читайте также:
Какие земли являются государственной собственностью

Правоохранительные и “силовые” органы государства (милиция, налоговая полиция, прокуратура, служба безопасности, армия, разведка и т. п.).

Правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Характеризуя систему гос органов, следует отметить органы прокуратуры, которые занимают в ней особое место. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и др. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает. Деятельность Прокуратуры РФ направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан всюду и во всем на территории РФ.

МВД – охрана законности и общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, расследование преступлений и розыск скрывшихся лиц, организация исправления и перевоспитания осужденных.

Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие закону;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение и профилактика правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.

Правоохранительные органы — это.

В широком смысле правоохранительные органы – это органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность.

Но что понимать под последней? Большинство учёных включают в понятие правоохранительной деятельности три признака:

  1. Охрана права.
    Органы правопорядка тщательно следят за соблюдением гражданами, организациями и должностными лицами требований нормативных правовых актов (это что?). Например, сотрудник таможни проверяет, не провозят ли люди через границу контрабанду.
  2. Защита.
    Правоохранительные органы – это структуры, которые защищают простых граждан от посягательств на их законные права и интересы. Например, сотрудник полиции не даёт грабителю напасть на прохожего и украсть деньги. Или прокурор проверяет, не ущемляет ли руководитель фирмы права работников.

Принудительный характер.

Для реализации своих функций правоохранительные органы наделяются властными полномочиями. А документы обязательны к исполнению лицами, которым они адресованы.

Генерал

В ряде случаев такие структуры даже могут применять физическую силу к правонарушителям. Но только в случаях и порядке, установленных законом.

Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

По сути, их две: восстановление нарушенных прав и привлечение к ответственности правонарушителей. Обычно эти задачи выполняются одновременно.

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

  • Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
  • Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
  • Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  • Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Как Хрущёв советские вооружённые силы и правоохранительные органы громил

Как Хрущёв советские вооружённые силы и правоохранительные органы громил

Большой урон хрущёвская «десталинизация» («перестройка-1») нанесла Вооруженным силам СССР. Так, 15 января 1960 г. Верховный Совет СССР без обсуждения утвердил Закон «О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР». Из армии и флота должны были уволить до 1 миллиона 300 тысяч солдат и офицеров. То есть более трети от общей численности ВС СССР.

Причём это было уже не первое сокращение. Ещё при жизни Сталина наметили сокращение на 0,5 млн. человек, что было связано с приведением штатов ВС к нормам мирного времени. Согласно направленному в ЦК КПСС секретному докладу министра обороны Г. К. Жукова и начальника Генштаба В. Д. Соколовского, на 1 марта 1953 г. численность ВС СССР составляла 5 396 038 чел. Планировалось ее уменьшение на 500 000 человек за три года, что укладывалось в норму. Однако вмешался Хрущёв, и за период с 1 марта 1953 г. по 1 января 1956 г. было сокращено 989 822 военнослужащих. А к 1 декабря 1959 года в штатном расписании оставалось 3 623 000 должностей.

Объявленное законом от 15 января 1960 г. сокращение выводило армию на численность в 2 430 000 человек. Итого: Советская Армия уменьшалась в два с половиной раза! Хрущёв громил Вооруженные силы СССР без боя и лучше любого внешнего врага!

Более того, Хрущёв мог нанести армии и флоту СССР практически смертельный удар. В феврале 1963 г. на выездном заседании Совета обороны в Филях первый секретарь ЦК изложил свой взгляд на будущие вооруженные силы Советского Союза. Они должны состоять из двух частей: полумиллионной группировки, обслуживающей и защищающей пусковые установки 300 баллистических ракет, и милиционной армии, по сути, ополчения. Таким образом, Хрущёв планировал воплотить в жизнь давние планы троцкистов, которые считали, что армия должна носить «милиционный» (ополченческий) характер. Слава Богу, Хрущёву это не дали сделать и устранили от власти. Он ещё мог наломать немало дров.

«Реформирование» армии было связано с тремя основными предпосылками. Во-первых, Хрущёв выполнял заказ своих хозяев на Западе. Необходимо было уменьшить колоссальную мощь СССР, свернуть ряд опасных для Запада оборонных проектов. Во-вторых, Хрущёв как скрытый троцкист не понимал значения традиционных, «имперских» армии и флота. Считал что «ракет» достаточно, а армия может носить милиционный характер. В-третьих, дело было связано с борьбой за власть и подозрениями Хрущёва, что военная элита может его сместить. Прежде всего, с опасениями Хрущева, что «сталинистская тень» и влияние Жукова в армии, даже несмотря на его отставку, может привести к отставке самого Никиты Хрущёва.

Таким образом, Хрущёв нанёс два удара по армии и её престижу. Урон ВС был огромным, причём не только материальный, когда с «радостью» уничтожали новую военную технику, но и моральный. Газеты, журналы и другие советские СМИ и в те годы — в 1955-1958 гг. и 1960-1961 гг. широко освещали погром армии. Например, о том, как с улыбками уничтожают новейшую военную технику, как солдаты и офицеры с криками «ура» реагировали на сообщения о сокращении армии и т. п. Понятно, что это самым негативным образом сказалось на личном составе ВС и всем обществе в целом.

А мировая обстановка, когда громили армию в СССР, была весьма опасной. Ни одна страна мира, не говоря уже о других великих державах, в те годы не сокращала свои войска — ни на собственной территории, ни на зарубежных базах. Наоборот, шла гонка вооружений, численность, оснащение и финансирование западных армий быстро увеличивались. В США приняли резолюцию конгресса и закон «О порабощенных народах» (1958-1959 гг.), стимулирующие расчленение не только СССР, но и РСФСР. США наращивали ядерный арсенал в Японии, Южной Корее и Тайване. США ввели войска в Южный Вьетнам. Индонезийский и Карибский кризисы, столкновения в Тайваньском проливе, «Берлинская стена». Всё это говорило о необходимости укрепления обороны СССР.

Более того, Хрущёв, начав «десталинизацию», испортил отношения с бывшими союзниками — огромным Китаем и Албанией. Причём отношения были испорчены настолько сильно, что началась советско-китайская и советско-албанская конфронтация. И китайская армия, модернизированная при помощи СССР, быстро переоснащалась технически и наращивала свою численность, в том числе вдоль всей границы с СССР — несколько тысяч километров! Именно из-за предательской политики Хрущёва СССР был вынужден содержать мощную группировку на границе с Китаем, на случай войны с Поднебесной. А это накладывало дополнительную нагрузку и на так расстроенное хозяйство Красной империи. Уже в 1964 году Пекин испытал атомную бомбу, а советско-китайские отношения быстро ухудшались в основном благодаря лично Хрущеву. Кроме того, Хрущёв ухудшил военно-стратегические позиции Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ещё в середине 1950-х по инициативе Хрущёва Москва сдала свои военные базы на северо-востоке Китая (Порт-Артур).

Вдрызг хрущёвский СССР разругался и с Албанией. Требование тогдашней «просталинской» Албании к СССР в 1960 г. — вернуть ей военно-морскую базу в албанском южноадриатическом порту Влора (Советский Союз ею пользовался с 1950 года) и неудачная хрущевская попытка ликвидации тогдашнего албанского руководства — едва не привели к советско-албанскому конфликту в 1960-1962 годах. В итоге Албания стала готовиться к войне «на два фронта» — против СССР и НАТО.

Почти одновременно погрому подверглось МВД. 13 января 1960 г. Министерство внутренних дел СССР упразднили, а его функции были переданы министерствам внутренних дел союзных республик. История союзно-республиканского ведомства (НКВД-МВД), которое практически полностью контролировало жизнь Советского государства, прервалась на шесть с половиной лет. Только 26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О создании Союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР» было восстановлено централизованное управление органами милиции в масштабе страны (МООП СССР). А МВД восстановили через два года: 25 ноября 1968 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР».

Одной из причин погрома армии и МВД стало усиление региональных и этнократических элит. Как отмечает исследователь хрущёвской эпохи Алексей Чичкин, «быстрый рост влияния элит большинства союзных республик и их экономически мощных «кланов» в высшем руководстве СССР-КПСС фактически начал подминать под себя общесоюзные структуры. Причем главной, можно сказать, мишенью воздействия этих элит стали прежде всего общесоюзные правоохранительные органы. Чтобы «обезопаситься» на случай расследований всевозможных экономических махинаций и, тем более, антисоветских действий в тех же республиках».

Социально-экономическая, а значит, и внутриполитическая ситуация в Советском Союзе в тот период ухудшалась благодаря «хрущевским экспериментам» («целина»; «кукуруза»; начало ликвидации «неперспективных деревень» в РСФСР; разгром государственных машинно-тракторных станций; рост розничных цен на товары и услуги с конца 1950-х и т. д.). Поэтому Хрущёву требовалась поддержка со стороны национально-региональных элит. Они, естественно, понимали ситуацию, потому и требовали взамен стратегических уступок со стороны Кремля. Это касалось перераспределения полномочий в пользу республик и роспуска МВД СССР. Особенно активно по этому вопросу выступали власти республик Прибалтики, Закавказья и Средней Азии со второй половины 1950-х годов. Руководители этих регионов (члены ЦК и Президиума ЦК КПСС) прямо или косвенно требовали от Кремля «благодарности» за то, что они поддержали хрущевскую группу в 1956-1958 гг. И не только в её противостоянии со «сталинской группой» (Булганин, Молотов, Маленков, Каганович, Сабуров, Шепилов), но и в «победе» хрущевцев над министром обороны Георгием Жуковым.

Характерная деталь в том, что в связи с упразднением общесоюзного МВД, почти всё досье МВД СССР на многих руководящих и экономических деятелей союзных республик в январе 1960-го было передано не общесоюзному КГБ, а министерствам внутренних дел или КГБ тех же национальных республик, где про них благополучно и забыли.

При этом региональные и этнократические элиты на этом не остановились. Они в начале 1960-х годов даже требовали ликвидации КГБ СССР. Правда, до этого дело не дошло. Не в последнюю очередь — благодаря снятию Хрущева со всех постов в октябре 1964 года.

Флот

Сразу после восстановления разрушенного войной народного хозяйства, Сталин взял курс на создание в СССР мощного, океанского флота. Такой флот был необходим, чтобы противостоять агрессии таких традиционно сильных морских держав, как США и Великобритания. Советские экономисты подсчитали и пришли к выводу, что мощностей у СССР для построения большого флота достаточно, и на благосостоянии народа его постройка не отразится. Решал эту важную задачу нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов.

Большой флот планировали построить ещё до войны, но тогда не успели, да приоритеты были другие. А во время войны все возможности судостроительной промышленности мобилизовывались на постройку эсминцев, подводных лодок, охотников за субмаринами, тральщиков, торпедных катеров и бронекатеров. Вскоре после завершения Великой Отечественной войны нарком ВМФ адмирал флота Кузнецов представил на утверждение правительства проект десятилетнего плана кораблестроения на 1946-1955 годы. Правда, передовые взгляды Кузнецова на роль авианосцев не нашли понимания у Сталина и встретили решительное сопротивление руководства Наркомата судостроительной промышленности, которое постоянно ссылалось на «неготовность» строить принципиально новые для отечественного флота корабли. Работы по авианосцам были свёрнуты. Только в 1953 г. Кузнецов смог продолжить работы по созданию легкого авианосца.

Хрущёв же просто зарубил практически всю эту программу. Он отверг концепцию строительства надводного военно-морского флота, предложенную адмиралом Кузнецовым в докладной записке от 31 марта 1954 г., которая в целом продолжала сталинскую программу кораблестроения. Сам Кузнецов в декабре 1955 г. был снят с должности, а 17 февраля 1956 г. года снижен в звании до вице-адмирала и уволен в отставку, чтобы не мешал разрушать флот. С этого момента Москва приняла решение о создании «ракетно-ядерного океанского флота». Главными родами сил были определены атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация берегового базирования. Крупным надводным кораблям отводилась вспомогательная роль, а авианосцы вообще были объявлены «оружием агрессии». Строительство надводных кораблей было приостановлено, на стапелях начали разрезать практически готовые крейсеры. Хрущёв категорически утверждал, что «подводные лодки могут решать все задачи, крупные надводные корабли не нужны, а авианосцы — «покойники»».

При этом белое стали замазывать чёрным. 13 февраля 1956 года по инициативе Хрущева было принято очередное постановление «О неудовлетворительном состоянии дел в Военно-Морском Флоте», осудившее низкую боевую готовность флотов и возложившее ответственность за создавшееся положение на Н. Г. Кузнецова.

Хрущёв нанес удар по военно-стратегическим позициям СССР на северо-западе. В январе 1956 г. прекратила свое существование военно-морская база Порккала-Удд — «пистолет у виска Финляндии». 100 кв. километров финской территории, переданные в 1944 году в аренду Советскому Союзу в добровольно-принудительном порядке сроком на 50 лет. Уникальная позиция, откуда простреливался весь Финский залив, была бездарно сдана недавним врагам, осаждавшим Ленинград, под предлогом «улучшения отношений с Хельсинки».

Кроме того, по инициативе Хрущева были расформированы части морской пехоты. Закрыто единственное в стране Выборгское военно-морское училище, готовившее офицерские кадры для морпехов. В 1957 г. отправили на металлолом сразу семь крейсеров, которые имели высокую степень готовности («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Таллин», «Варяг», «Архангельск» и «Владивосток»). Заражённое «ракетной эйфорией» советское руководство сочло артиллерийские крейсеры проекта 68-бис безнадежно устаревшим оружием. Хотя тот же Кузнецов показал, что крейсеры можно модернизировать. В ноябре 1954 г. Главком ВМС утвердил задание на проработку перевооружения крейсеров пр. 68-бис зенитными ракетными комплексами С-75 «Волхов».

Крейсеры проекта 82, также известные как тяжёлые крейсеры типа «Сталинград» (3 корабля), по сути, настоящие линкоры, также уничтожили. Всего через месяц после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина три громадины были сняты со стапелей и разделаны на металл. Кроме того, Хрущёв прекратил все работы по сверхдальней, как и вообще по тяжелой артиллерии.

Хрущёв проявил большую щедрость, за народный счёт, в отношении Индонезии. До Второй мировой войны она являлась колонией Нидерландов и называлась Нидерландской Ост-Индией. Во время войны страну оккупировали японцы. Независимость Республики Индонезия была провозглашена 17 августа 1945 г. Её президентом стал А. Сукарно. Практически сразу начался конфликт с Голландией, которая с начала даже отказалась признать независимость Индонезии. Индонезия также претендовала на все бывшие колонии Голландии в регионе. Враждебные отношения также были с Англией и США. Поэтому с 1950-х годов Сукарно стал склоняться к союзу с СССР. Хрущёв решил оказать масштабную военную поддержку Индонезии.

Во время визита в Индонезию Хрущева в феврале 1960 г. было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Самым дорогостоящим приобретением стал крейсер «Орджоникидзе», переименованный в «Ириан» (его позднее превратили в плавучую тюрьму). Всего Советский Союз поставил Индонезии вооружений и боевой техники на сумму более 1 млрд. долл. США (в ценах того времени). Только ВМС Индонезии получили около 100 боевых и вспомогательных кораблей и судов в т. ч. крейсер «Орджоникидзе», 6 эсминцев, 4 сторожевых корабля, 12 подлодок, 12 ракетных и 12 торпедных катеров и 10 базовых тральщиков (целая эскадра!). Морская пехота получила 100 плавающих танков, артиллерию, несколько дивизионов ракет ПВО, стрелковое оружие, боеприпасы и снаряжение на две дивизии морской пехоты.

Помешавшись на ракетах и реализуя чужой замысел по подрыву обороноспособности СССР, генсек рассчитывал еще сильнее сократить состав ВМФ, но советский флот «спасли» американцы. Осенью 1960 г. на боевое патрулирование вышел подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон». Новейшая субмарина («убийца городов») оснащенная 16 БРПЛ «Поларис А-1». Поэтому в СССР стали искать «противоядие». Была срочно инициирована грандиозная программа строительства больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 61. Их построили 20 единиц. В дополнение к БПК был разработан проект противолодочного крейсера (1123 шифр «Кондор») — первый шаг к созданию авианесущих крейсеров. В период с 1962 по 1969 гг. было построено два таких корабля — «Москва» и «Ленинград».

Карибский кризис также показал необходимость сильного надводного флота и возрождения морской пехоты. В Советском Союзе началось возрождение морской пехоты. В 1963 году на Балтике был сформирован Гвардейский полк морской пехоты. В том же году полки морской пехоты появились на Тихоокеанском флоте, уже после Хрущёва восстановили морскую пехоту на Северном и Черноморском флотах. Кроме того, 1964 года началось серийное строительство больших десантных кораблей пр. 1171 «Тапир».

Таким образом, Хрущёв нанёс огромный урон советскому флоту и обороноспособности СССР. Часть потенциала позднее восстановили. Так, уже с середины 1960-х начинается наращивание численности советских ВС, достигшей в итоге почти пяти миллионов человек. Однако было упущено много времени и потрачено денег и ресурсов.

Успехи флота в период правления Хрущёва появились не благодаря, а вопреки его усилиям. Под давлением обстоятельств, благодаря энтузиазму представителей флота, науки и промышленности, какие-то программы развивались по ранее заданному курсу. Только через три года после смещения Хрущева и назначения министром обороны А. А. Гречко, под руководством С. Г. Горшкова началось создание предлагавшегося Н. Г. Кузнецовым сбалансированного по родам сил и классам кораблей флота, что нашло отражение в планах военного кораблестроения на 1971-1980 гг. и на 1981-1990 гг.

В целом политика Хрущёва, с учетом пагубного социально-экономического курса и их последствий, означала одно: ускорение разрушения советской цивилизации и государственности.

Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Хрущёвская “перестройка”

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Ссылка на основную публикацию