Имущество предприятия неделимо: почему

Унитарное предприятие. Унитарное, ибо имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям

Унитарное, ибо имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности => ограниченная правосубъектность.

Предприятие[4]
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Хоз ведениеОперативное управление
Унитарное предприятиеКазенное предприятие
Отвечают всем принадлежащим им имуществом
Собственник ответственности не несет, кр банкротства.Собственник несет субсидиарную ответственность
Уставный фонд формируется собственником.Уставный фонд не формируется.
Только с согласия собственника распоряжение недвижимостью. Движимым – самостоятельно. Но всегда в пределах цели.Только с согласия собственника (уполномоченного органа) распоряжение недвижимостью и движимым имуществом. И тоже в пределах цели.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятияСамостоятельно реализует производимую продукцию

Холдинги[5]

Зак определение отсутствует не только у нас, но и на межд уровне.

2 основных подхода:

1. совокупность связанных между собой субъектов предпринимат деятельности (ЮЛ). Проект ФЗ «О холдингах». Связанность, например, через участие (дочернее и основное общество). Холдингами себя называют Газпром и Росгострах, например, создавая вместо филиалов дочерние ОАО или ООО.

2. компания, способная влиять на принятие решений в др ЮЛ. То есть только управляющая компания с контрольным пакетом, а не совокупность основной и дочерней.

Характеристика (5 признаков):

1. наличие устойчивых вн отношений контроля, переделяющих целостность

2. каждый участник холдинга – самост субъект ГП. Сам же холдинг юр лицом не является, не является субъектом ГП.

5. внешние отношения холдинга с иными

Холдинг занимает лидирующие позиции на рынке.

1. Объединение коммерческих организаций происходит через присоединение между компаниями с одним видом деятельности (горизонтальная интеграция). Создание координирующей организации, с приобретением акций участниками холдинга => управление аналогично АО. Во внешние отношения вступает именно головная организация. Теоритически возможно управление холдингом на основании договора => конструкция АО не может полностью описать управление холдинговой структурой.

2. Второй путь образования: объединение в рамках производственного цикла от сырья к продукту (вертикальная организация) => снижение общих издержек и стоимости продукции.

3. Создание организации с последующим присоединением к группе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8699 – | 8250 – или читать все.

Имущество предприятия неделимо: почему

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми ком­мер­че­ских пред­при­я­тий и их признаками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) получают до­хо­ды в виде дивидендов

Б) от­ве­ча­ют за долги своим имуществом

B) не имеют права соб­ствен­но­сти на за­креп­лен­ное за ними имущество

Г) несут риски в пре­де­лах сто­и­мо­сти своих вкладов

Д) иму­ще­ство пред­при­я­тия неделимо

1) полное товарищество

2) унитарное предприятие

3) акционерное общество

4) общество с огра­ни­чен­ной ответственностью

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

ПРИЗНАКИФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
АБВГД

Полное товарищество. Участ­ни­ки его в со­от­вет­ствии с за­клю­чен­ным между ними до­го­во­ром за­ни­ма­ют­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью и несут от­вет­ствен­ность по его обя­за­тель­ствам при­над­ле­жа­щим им имуществом, то есть по от­но­ше­нию к участ­ни­кам пол­но­го то­ва­ри­ще­ства дей­ству­ет не­огра­ни­чен­ная ответственность. Участ­ник пол­но­го товарищества, не яв­ля­ю­щей­ся его учредителем, от­ве­ча­ет на­рав­не с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми по обязательствам, воз­ник­шим до его вступ­ле­ния в товарищество. Участник, вы­быв­ший из товарищества, от­ве­ча­ет по обя­за­тель­ствам товарищества, воз­ник­шим до мо­мен­та его выбытия, на­рав­не с остав­ши­ми­ся участ­ни­ка­ми в те­че­ние двух лет со дня утвер­жде­ния от­че­та о де­я­тель­но­сти то­ва­ри­ще­ства за год, в ко­то­ром он выбыл из товарищества.

Общество с огра­ни­чен­ной ответственностью — это об­ще­ство, учре­жден­ное одним или не­сколь­ки­ми лицами, устав­ной ка­пи­тал ко­то­ро­го раз­де­лен на доли опре­де­лен­ных учре­ди­тель­ны­ми до­ку­мен­та­ми размеров. Участ­ни­ки об­ще­ства с огра­ни­чен­ной от­вет­ствен­но­стью несут риск убытков, свя­зан­ный с де­я­тель­но­стью об­ще­ства в пре­де­лах сто­и­мо­сти вне­сен­ных ими вкладов.

Акционерное общество. Им при­зна­ет­ся общество, устав­ный ка­пи­тал ко­то­ро­го раз­де­лен на опре­де­лен­ное число акций. Участ­ни­ки об­ще­ства не от­ве­ча­ют по его обя­за­тель­ствам и несут риск убытков, свя­зан­ных с де­я­тель­но­стью общества, в пре­де­лах сто­и­мо­сти при­над­ле­жа­щих им акций. Ак­ци­о­нер­ное общество, участ­ни­ки ко­то­ро­го могут сво­бод­но про­да­вать при­над­ле­жа­щие им акции без со­гла­сия дру­гих акционеров, при­зна­ет­ся от­кры­тым ак­ци­о­нер­ным обществом. Такое об­ще­ство в праве про­во­дить от­кры­тую под­пис­ку на вы­пус­ка­е­мые ими акции и их сво­бод­ную про­да­жу на усло­ви­ях уста­нов­лен­ных законом. Ак­ци­о­нер­ное общество, акции ко­то­ро­го рас­пре­де­ля­ют­ся толь­ко среди его учре­ди­те­лей или иного за­ра­нее опре­де­лен­но­го круга лиц, при­зна­ет­ся за­кры­тым ак­ци­о­нер­ным обществом. Такое об­ще­ство не впра­ве про­во­дить от­кры­тую под­пис­ку на вы­пус­ка­е­мые им акции.

Государственные и му­ни­ци­паль­ные уни­тар­ные предприятия. Уни­тар­ным пред­при­я­ти­ем при­зна­ет­ся ком­мер­че­ская организация, не на­де­лен­ная пра­вом соб­ствен­но­сти на за­креп­лен­ное за соб­ствен­ни­ком имущества. Иму­ще­ство уни­тар­но­го пред­при­я­тия яв­ля­ет­ся не­де­ли­мым и не может быть рас­пре­де­ле­но вкла­дом (долям, паям). В том числе между ра­бот­ни­ка­ми предприятия. В форме уни­тар­ных пред­при­я­тий могут быть со­зда­ны толь­ко го­су­дар­ствен­ные и му­ни­ци­паль­ные предприятия.

Имущество предприятия неделимо: почему

C сайта ОАО “РЖД”:

Где и когда я могу приобрести акции ОАО “РЖД”?
22.11.2004 Артюхин Николай Петрович
Ответ: Реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, принятой Правительством Российской Федерации в мае 2001 года. Важным результатом реализации Программы структурной реформы на начальном этапе стало разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления в сфере железнодорожного транспорта, и создание открытого акционерного общества “Российские железные дороги”, которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.

С 1 октября 2003 г. открытое акционерное общество “Российские железные дороги” в полной мере осуществляет хозяйственную деятельность в сфере железнодорожного транспорта.

Законодательно закреплено, что доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО “РЖД” составляет 100 процентов. То есть единственным акционером ОАО “РЖД” является государство в лице Правительства Российской Федерации. Все полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации и от имени Российской Федерации.

Федеральным законом “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО “РЖД”, а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Таким образом, законодательно закреплено, что акции ОАО “РЖД” не могут находиться в частной собственности.

Вообще получается бред какой-то!
Они бы ещё бы ТОО или ИП сделали.
ОАО – акции могут распространияться не только среди узкого круга лиц (например работников предприятия), а среди простого населения.
ЗАО – только среди узкого круга лиц.

ОАО “РЖД” – ни то, ни другое.

Самый правильный вариант – это ГУП.

Непонятно, с какой целью государство создало ОАО? Да ещё законодательно закрепило 100 % за собой.

Акционерные общества и организуются для того, чтобы было движение акций, т.е. покупались/продавались.
Здесь же никакого движения нет по определению.

Иногда меняют форму собственности ООО на ОАО именно для такого движения.

ОАО, или открытое акционерное общество, это форма собственности предприятия. Во главе предприятия – собрание акционеров. «Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено» – это цитата из Ст. 7 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

ЗАО, или Закрытое Акционерное Общество – это форма собственности организации. В ЗАО акции распределяются только между его владельцами или другими лицами – главное, что количество этих лиц строго определено и неизменно (всего не более 50). ЗАО не имеет право выставлять свои акции на продажу. От одного лица другому акции в ЗАО могут переходить только с согласия большинства других акционеров.

ООО, или Общество с ограниченной ответственностью – это когда один несколько человек учреждают некое хозяйственное общество, внося в него уставной капитал, разделенный на доли. Цель создания ООО – коммерческая деятельность и получение прибыли. Участники ООО не отвечают за него по обязательством, не рискуют потерпеть убытки больше, чем стоимость их вкладов. Это закон.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

“Предприятие” как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать “предприятия” – несобственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам. В результате появились “индивидуальные (и семейные) частные предприятия” (ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами – контрагентами созданного им ИЧП.
Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.
Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:
1) основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
2) основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.
Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:
– у них создается уставный фонд;
– они имеют возможность создавать дочерние предприятия;
– собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.
В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.
Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.
Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.
Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Так что больше всего подходит ГУП.

Самое интересное, до ОАО у всех предприятий была организационно-правовая форма или ГУП или МУП.
Все предприятия, относящиеся к энергетики были ГУП.
Потом как правило их банкротили, и они становились ОАО, держателем акций этих предприятий было государство.
К чему огород городить?
Банкротили в том числе намеренно, работал экономистом на предприятии.

Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят.

С уважением, Дмитрий.

1. ILK , 11.05.2007 15:54
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.

цитата: ILK:
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.

Так получается перекладывание из одного кармана в другой.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства (как единственного акционера).
А что за серьёзные ограничения на распоряжения собственностью?
Опять же, в любом случае (и в ОАО и в ГУП) требуется согласие государства для того или иного действия.

Вообще не понимаю государство. Нафига кредиты брать в банках, платить проценты? Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия. Здесь уже получается большая политика.

Про предприятие, на котором я работал (ГУП):
Почему государство требовало от нас принять тепловые сети, одного района Карелии, где живут одни бичи, и не платят по пять лет?
Сначала были огромные убытки (несколько миллионов).
Потом их решили отключить.
Директору приказали на уровне Правительства Республики Карелия обеспечивать дальше.
Никаких дотаций от государства не было.
Потом их передали другому предприятию. После этого предприятие немного задышало, стали платить з/п вовремя.
Затем их вернули ещё раз. И это добило предприятие окончательно.
В довершение ко всему, вышел AP? который гласил, что предприятие, имеющие электрические сети, не могут заниматься сбытом электроэнергии, а должны передать эту функцию сбытовым компаниям.
Естественно поток ден. ср-в уменьшился чуть ли не в 10 раз. Нам платила сбытовая компания только за транзит электроэнергии.
Ещё раз повторяюсь ни одной дотации от государства, никакого целевого финансирования не было.
Собственнику – “Мин.гос.собствености РК” тоже всё было по барабану.
Значит, как приказывать, так государство может, а как заплатить за всё, чтобы элементарно поддержать штаны СВОЕМУ же, ГОСУДАРСТВЕННОМУ предприятию оно не может.
Далее была введена процедура банкротства, внешнее управление.
В итоге было набрано долгов на несколько десятков миллионов.
А до этих теплосетей предприятие процветало, были миллионные прибыли.
Затем организовано новое предприятие – уже ОАО. Функции которого не изменились.
Хоть и ОАО, но по прежнему попробуй только отключи в случае чего.
Ничего так и не изменилось, кроме названий отделов, которые стали теперь называться секторами.
Зачем этот цирк весь нужен?

Почему государство не поддерживает свои же государственные предприятия?

Я понять никак не могу, почему наш кредитор ОАО “Карелэнерго” подаёт на нас в суд.
Потом вводят внешнее управления, чтобы взыскать с нас долги.
Мы предприятие – государственное, ОАО “Карелэнерго” тоже в конечном счёте государственное (не смотря на ОАО).
Почему происходит перекладывание денег из правого карманы в левый?
Получается государство чуть ли само на себя в суд подаёт.
Юридически конечно всё правильно: разные организации, имеющаяся задолженность.
Но не проще ли было бы на верху во всём разобраться? И простило бы государство долги правого кармана левому.
Или если не хочет так, то по крайней мере сделало бы целевое финансирование на уплату долга.
Деньги ведь никуда не денутся. Не в коммерцию же оплата долгов идёт, а самому себе, т.е. государству.

2. syomindm , 11.05.2007 15:58
3. ILK , 11.05.2007 16:21
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства
Не нужно. Максимум совета директоров по крупной сумме, а это чисто технически попроще.
Разница в распоряжении имуществом между ОАО и ГУП колоссальная.

4. syomindm , 11.05.2007 16:35
[q]ILK:
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.

Преимущественное право при разделе наследства: кому согласно ст 1168 ГК РФ достается неделимое имущество

Обычно при разделе имущества наследодателя между наследниками одной очереди используется принцип наделения каждого из них равным количеством материальных благ. Но подобное возможно не всегда. Автомобиль, к примеру, нельзя поделить между несколькими гражданами, поскольку он относится к неделимым вещам.

Для разрешения подобных вопросов законодатель ввел понятие преимущественного права при разделе наследства. Следует разобраться, что это такое, какими законами регулируется данное понятие и какова судьба неделимого имущества при его наследовании.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Понятие преимущественного права

Наследственному праву полностью посвящена 5 глава Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормами, обозначенными в этом своде законов, регулируется процедура наследования и права граждан, принимающих в ней участие. Согласно им, лица, относящиеся к одной очереди наследников, наследуют равные доли имущества покойного. Однако на практике иногда происходит иначе.

Законодатель предусматривает определенные исключения из этого правила.

Кроме обязательной доли наследства, в современном законодательстве также выделяется такое понятие, как преимущественное право наследования неделимого имущества. Гражданин, обладающий подобной привилегией – первостепенный претендент на получение неделимой наследственной массы.

Что прописано в законодательстве

Этому вопросу посвящены сразу несколько статей Гражданского кодекса. В первую очередь следует выделить ст. 1168. Кроме того, понятие регулируется статьей 1169. Косвенно этого вопроса касается также и ст. 1170. В целом вопросу наследования посвящена 5 глава указанного свода законов.

Содержание статей, перечисленных выше, следующее:

  1. Статья 1168 ГК РФ состоит из трех частей. Главное ее предназначение – перечисление категорий граждан, которые могут получить преимущественное право в случае наследования неделимого имущества. Также эта часть ГК регулирует очередность принятия наследственной массы в случае, если в очереди есть несколько категорий наследников, прописанных в статье.
  2. Статья 1169 ГК РФ посвящена разделу между наследниками предметов домашнего обихода. Она определяет, кто именно будет наследовать такие вещи, поскольку в большинстве случаев они не поддаются разделу.
  3. Статья 1170 ГК РФ решает проблему возникновения неравномерного распределения наследственной массы в случае использования преимущественного права. Так, если возникла подобная ситуация, гражданин, получивший несоразмерную долю наследства, обязан передать другим наследникам предметы из своей части унаследованных материальных благ или выплатить им денежную компенсацию. До того момента, пока это не будет сделано, преимущественное право использоваться не может. Однако наследники вправе составить соглашение, которым определится другой порядок разрешения данного вопроса.

При распределении материальных благ погибшего с учетом преимущественного права наследования необходимо ориентироваться на эти законодательные нормы.

Определение неделимого имущества

Когда в наследовании заходит речь о неделимом имуществе, имеется в виду юридическая трактовка этого термина, а не его физические характеристики. То есть, хотя некоторые вещи можно физически разделить, в том числе путем деформации их структуры, это не значит, что они считаются разделимыми в наследственном праве.

Чтобы понять, что именно относится к неделимым вещам, следует обратиться к действующему законодательству.

Этому вопросу посвящена 133 статья Гражданского кодекса. В соответствии с ней, неделимыми называются вещи, которые обладают следующими характеристиками:

  1. Их невозможно разделить, не разрушив и не повредив. Также следует учесть, что неделимой считается вещь, назначение которой будет изменено в случае ее разделения.
  2. Они выступают в обороте как единый объект вещных прав. То есть если имущество состоит из нескольких элементов или составных частей, но без них не может выполнять свою основную функцию, разделять его нельзя.
  3. В случае замены одних составных частей имущества другими, его назначение останется прежним, существенные свойства вещи будут сохранены.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что неделимым имуществом называются вещи, которые нельзя разделить без физического разрушения и повреждений.

К этой категории также относятся вещи, состоящие из нескольких компонентов, если потеря одной из составных частей приведет к тому, что предмет не сможет работать по назначению.

К подобным вещам относятся:

Хороший пример в этом случае – обычный чайный сервиз. На практике его можно разделить на составные части, которые по отдельности будут пригодны к использованию. Однако если убрать определенные компоненты, сервиз перестанет быть сервизом, а превратится в простой набор посуды.

Именно по причине того, что в случае раздела вещь повреждается или теряет свое назначение, она не может быть передана нескольким лицам. Поэтому законодатель ввел понятие преимущественного права наследования на подобное имущество.

Кто может воспользоваться преимущественным правом

Этот вопрос рассматривается в 1168 статье ГК. В ней четко перечислены категории граждан, которые наследуют неделимые материальные блага.

Согласно этому документу, преимущественным правом на неделимую вещь на наследство при его разделе имеют наследники:

  • которые были собственниками имущества вместе с покойным. Если у лица, входящего в круг наследников, есть право собственности на какой-либо предмет, он наследует его в первую очередь. Причем не имеет значения, пользовался ли кто-либо этим предметом и в течение какого промежутка времени. Право собственности стоит выше права пользования;
  • пользовавшиеся неделимой вещью. Если имело место частое использование неделимой собственности кем-либо из наследников, они имеют преимущественное право на получение этого имущества. Но только в том случае, если у предмета нет еще одного собственника;
  • которые, не имея своего жилья, проживали в неделимом жилом помещении вместе с наследодателем вплоть до момента открытия наследства. Такие граждане также обладают преимущественным правом наследования.

Важно! В любом случае законодатель защищает собственника имущества, а не лицо, которое им часто пользовалось или проживало в нем.

Заключение

Некоторые категории наследников обладают преимущественным правом получения неделимого имущества. Оно регулируется ст. 1168 и 1169 ГК РФ. Привилегией могут воспользоваться собственники наследуемого имущества, лица, которые им часто пользовались или проживали в нем (при условии отсутствия у последних другого жилья).

Использование данного инструмента часто влечет за собой возникновение неравномерного распределения вещей между наследниками. Проблема решается путем компенсации другим участникам процесса (денежной либо уступкой части наследственной массы).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности

Дата публикации: 06.10.2019 2019-10-06

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Вознюк Н. Ю. Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/archive/278/62845/ (дата обращения: 02.03.2020).

В статье рассматривается понятие «государственные и муниципальные предприятия», раскрыто значение унитарных предприятий для современной экономической системы и государства, определены виды унитарных предприятий, обозначены особенности имущества унитарных предприятий, определены практические аспекты функционирования унитарных предприятий с учётом особенностей современной экономической и политической обстановки.

Ключевые слова: унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, публично-правовые образования, имущество, реорганизация.

the concept of “state and municipal enterprises” is considered in the article, the importance of unitary enterprises for the modern economic system and the state is revealed, the types of unitary enterprises are identified, the property features of unitary enterprises are identified, the practical aspects of the functioning of unitary enterprises are determined taking into account the features of the modern economic and political situation.

Keywords: unitary enterprises, state unitary enterprises, municipal unitary enterprises, the right to conduct business, the right to operational management, public law entities, property, reorganization.

В современных условиях экономического развития России одной из актуальных задач является совершенствование форм и методов управления государственной и муниципальной собственностью и повышение эффективности её использования. Стабильное развитие экономики России зависит как от финансово-экономического состояния всех хозяйствующих субъектов, так и от эффективного функционирования государственной собственности в экономике страны. Государственные и муниципальные предприятия являются важными и объективно необходимыми элементами структуры современного общества, связанными с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли. С помощью данных предприятий государство решает многие экономические и социальные задачи: поддержания целостности общественного воспроизводственного процесса и сглаживания циклических колебаний; обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике; содержания и развития социальной инфраструктуры; охраны окружающей среды; проведения региональной политики; обеспечения научно-технического прогресса.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям принадлежит значимое местов организационно-правовой структуре предпринимательства. Государственные и муниципальные предприятия являют собой производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым. Деятельность таких предприятий регламентирована положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ), а также специальным законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» [2] и пр.).

Унитарные предприятия делятся на два вида:

1) основанные на праве хозяйственного ведения,

2) основанные на праве оперативного управления.

Общим признаком всех унитарных предприятий является то, что они не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества выступает учредитель — государство или муниципальное образование. Само же предприятие обладает только правом хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям) даже между его работниками. Фирменное наименование такого предприятия обязательно должно содержать указание на собственника имущества.

Подобная позиция законодателя практически обусловлена, так как закрепление прав на имущество непосредственно за унитарным предприятием стало бы причиной того, что у одного и того же имущества было бы два собственника (унитарное предприятия и собственнику), что невозможно [4].

Деятельность унитарных предприятий связана с рядом практических противоречий. С одной стороны, закон устанавливает статус такого предприятия, как коммерческой организации, которая преследует основную цель — систематическое получение прибыли, с другой — не наделяет его правом собственности и обязывает нести социальное бремя. В отличие от свободной предпринимательской деятельности, присущей коммерческой организации, данный субъект, не только не может самостоятельно выбрать вид деятельности, но и пути решения поставленных перед ним задач. Согласованию с собственником подлежит значительная часть сделок унитарного предприятия. При этом даже разрешенная собственником сделка, которая не укладывается в целевое назначение имущества унитарного муниципального предприятия, может быть признана недействительной. Распределение прибыли также зависит от собственника, что может отрицательно отразиться на мотивации в получении высоких экономических результатов, а также ограничивает возможности ремонта оборудования и модернизации производства.

Одновременно с чем, необходимость сохранения государственных и муниципальных предприятий обусловлена тем, что они обеспечивают эффективное использование имущества, которое находится в собственности публично-правовых образований, тем самым являя собой форму опосредованного участия подобных образований в предпринимательской деятельности.

В 2018 году антимонопольная служба выступила с инициативой исключения из рыночных отношений унитарных предприятий, так как деятельность данных субъектов негативно отражается на состоянии конкуренции. Начался постепенный процесс реорганизации унитарных предприятий. К примеру, с 1 октября 2018 года федеральное государственное предприятие «Почта России», которое входило в перечень стратегических предприятий нашего государства, было реорганизовано в непубличное Акционерное общество с единственным акционером — Правительство Российской Федерации [3]. Также уже с 2019 года предлагалось существенно ограничить деятельность унитарных предприятий, а к 2023 ликвидировать большую часть за некоторым исключением. В феврале 2019 года состоялся круглый стол по вопросам проекта соответствующего закона. В настоящий момент данный законопроект находится на стадии обсуждения. Видится возможным повышение эффективности деятельности унитарных предприятий посредством изменения правового режима формирования и использования ими капитальных вложений.

Одним из проблемных вопросов правового статуса унитарного предприятия является вопрос его имущественной обособленности. Имущество унитарного предприятия не принадлежит ему на праве собственности, является неделимым и не может быть распределено по долям (ст. 113 ГК РФ). То есть, имущество всегда представляет собой единый имущественный комплекс с одним собственником. Это обстоятельство существенно снижает инвестиционную привлекательность унитарных предприятий для сторонних инвесторов, а также не стимулирует сами предприятия работать эффективно.

Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предполагает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (ст. 294 ГК РФ), за исключением сдачи в аренду, продажи и некоторых других действий в соответствии с положениями гражданского законодательства. Право оперативного управления предполагает возможность владеть и пользоваться имуществом в пределах, которые установлены законом в соответствии с целями деятельности предприятия. Распоряжение имуществом возможно только с согласия собственника (ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Исходя из организационно-правового статуса и финансирования государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, будут различаться и основные элементы финансового механизма этих предприятий. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены особой системой финансовых отношений с государством как собственником имущества, предоставленного этим предприятиям на основе хозяйственного ведения или оперативного управления.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.
  2. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Парламентская газета. № 230. 03.12.2002.
  3. Федеральный закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 142. 04.07.2018.
  4. Еремичев И. А., Павлов Е. А. Корпоративное право. — М., 2014. — 438 с.
  5. Лаптева А. М. Понятие «бюджетных инвестиций» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. — 2018. — Т. 9. — Вып. 3. — С. 330–342.
  6. Маркова Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Молодой учёный. — 2017. — № 18. — С. 230–232.
  7. Чунаев Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. — 2016. — № 5. — С. 42–48.

Улучшения отделимые и неотделимые: как различить и как учесть

Довольно часто встречаются ситуации, когда арендатор производит какие-либо улучшения в арендуемом помещении, а вот в договоре аренды это прописывается крайне редко. Вот и возникают потом вопросы как это учитывать. И судебные споры о том, кому это принадлежит.

Зачем различать отделимые и неотделимые улучшения

Почему так важно отличать отделимые улучшения от неотделимых? Для того чтобы правильно их учесть, кроме того, чтобы иметь возможность получить возмещение от арендодателя.

Произведенные арендатором улучшения признаются отделимыми, если их можно отделить без вреда для имущества. Например, установка съемных приборов, кондиционеров, системы видеонаблюдения. В п. 1. ст. 623 ГК РФ сказано, что отделимые улучшения — это собственность арендатора, то есть по истечении срока договора аренды или при его расторжении их можно забрать. Конечно, по соглашению сторон арендатор может передать отделимые улучшения за дополнительную плату арендодателю. Если же отделимые улучшения арендатор передает арендодателю безвозмездно, то арендатор не может учесть расходы на эти улучшения при исчислении налога на прибыль и ему придется заплатить НДС с рыночной цены передаваемого имущества. Если такие улучшения арендодателю не нужны, то арендатор обязан их демонтировать и вывезти. На установку таких улучшений не надо получать согласие арендодателя.

Так как собственником отделимых улучшений является арендатор, если иное не зафиксировано в договоре, вопрос, как их учесть, возникает у него. Если срок использования улучшений более двенадцати месяцев и стоимость в налоговом учете более 100 000 руб., то это основное средство. Тогда затраты можно списать через его амортизацию. Если под основное средство улучшение не попадает, то тогда расходы можно списать единовременно.

В ГК РФ сказано, что неотделимые улучшения — это те, которые нельзя отделить без вреда для имущества. Но это не звучит конкретно, потому что невозможно определить степень вреда, возникающего при отделении.

  • строительно-ремонтные работы (в том числе по перепланировке и переоборудованию) — Постановление АС СКО от 10.03.2017 по делу № А53-2371/2015;
  • ремонтно-реставрационные работы — Постановление АС МО от 30.01.2017 по делу № А40-56316/2016;
  • строительство дороги на арендованном земельном участке — Постановление АС ЗСО от 24.01.2017 по делу № А67-3230/2016;
  • переоборудование помещения, в том числе прокладка электросети, — Постановление АС СЗО от 20.12.2016 по делу № А42-7118/2015;
  • установка встроенных спит-систем и установка перегородок, жестко прикрепленных к полу и потолку нежилого помещения, — Постановление АС УО от 09.12.2016 по делу №А60-5892/2016;
  • капитальный ремонт пола с заменой плитки и оформление фасада здания — Постановление АС ДВО от 15.09.2016 по делу № А16-1700/2015.

В Постановлении АС СКО от 19.08.2016 № Ф08-5982/2016 отмечено, что неотделимые улучшения нельзя использовать отдельно от объекта аренды. Например, если арендатор установил окна, двери, системы освещения, отопления, а после прекращения договора аренды все это демонтировал. Суд указал, что без таких улучшений помещениями пользоваться нельзя, а значит, им причинен вред. Кроме того, окна, двери, системы отопления и освещения не могут иметь самостоятельного хозяйственного назначения, вне помещений в которых они установлены, и поэтому являются не самостоятельными объектами, а частью таких помещений. А это значит, что возможность физического отделения улучшений не свидетельствует об их отделимости.

Чтобы не доводить дело до суда можно в договоре аренды заранее прописать, что будет относится к неотделимым улучшениям (Постановления АС МО от 19.06.2018 № Ф05-5840/2018, АС УО от 20.09.2016г. №Ф09-8579/16). Если в договоре аренды этого не прописали разобраться в отделимости или не отделимости вам поможет подрядчик, который эти улучшения делал, указав их характер в договоре подряда или в своем заключении.

Не стоит забывать, что для производства неотделимых улучшений необходимо согласие арендодателя, потому что эти улучшения являются его собственностью и должны быть ему переданы вместе с имуществом. Если такое согласие не получено, арендатору нельзя учесть расходы на неотделимые улучшения при расчете налога на прибыль, а при передаче такого улучшения арендодателю арендатор должен будет заплатить НДС, который арендодатель не сможет принять к вычету.

Кроме того, если согласие арендодателя не получено, существует риск того, что арендатору придется демонтировать улучшения и приводить имущество в первоначальное состояние, а это лишние расходы.

Арендодатель дает согласие и компенсирует улучшения

Амортизировать улучшения арендатор не может, так как они ему не принадлежат. А вот арендодатель будет списывать затраты на улучшения посредством амортизации. Арендатор на дату передачи арендодателю улучшений должен начислить НДС по ставке 20%. Входной НДС по выполненным работам арендатор может принять к вычету. У арендодателя входной НДС принимается к вычету.

Арендодатель не дает согласие и не компенсирует стоимость улучшения

С НДС тоже все печально. Безвозмездная передача считается реализацией, поэтому арендатор должен уплатить НДС со стоимости передаваемых улучшений. А принять к вычету уплаченный арендатором НДС арендодатель не в праве, так как получил имущество безвозмездно.

Возможна еще и ситуация, когда арендодатель не хочет принимать неотделимые улучшения, которые не согласованы с ним. Тогда улучшения придется демонтировать арендатору, естественно, что тогда у арендатора НДС не возникает, так как он улучшения не передает. Не возникает и доход у арендодателя, ведь никаких улучшений имущества он не получает.

Арендодатель дал согласие на улучшение, но отказался компенсировать расходы

У арендодателя при передаче ему имущества с неотделимыми улучшениями по налогу на прибыль внереализационный доход не возникает в силу пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ. Так как улучшения получены безвозмездно, они не влияют на первоначальную стоимость объекта, в котором они произведены. При бесплатной передаче улучшений арендатор начисляет НДС, а арендодатель принять к вычету НДС начисленный арендатором не может, так как получил неотделимые улучшения безвозмездно.

Если условие о возмещении затрат на неотделимые улучшения не согласовано в договоре или дополнительном соглашении, то арендатор, получивший согласие на проведение таких улучшений у арендодателя, имеет право согласно п. 2 ст. 623 ГК РФ на их компенсацию. В случае если арендодатель отказывается компенсировать расходы, арендатор может обратиться в суд. При этом необходимо помнить, что существует срок давности для предъявления таких требований. По общему правилу он составляет три года. Но возникает вопрос: с какого срока его начать исчислять, с момента окончания работ по улучшениям или прекращения договора аренды? Есть судебные акты, поддерживающие и первую, и вторую позицию. Например, в Постановлении АС ЗСО от 26.06. 2015 № Ф04-19753/2015 суд указал, что три года надо исчислять с момента окончания работ, а в Постановлении АС МО от 04.04.2016 № Ф05-2860/2016 указал, что считать надо с даты прекращения договора аренды. Поэтому арендатору безопаснее руководствоваться первой позицией и считать срок для защиты своего права с даты окончания работ по неотделимым улучшениям.

Таким образом, в простом договоре аренды может встретиться много совсем непростых проблем. И если арендатор желает улучшать арендуемое помещение, необходимо заранее согласовать это желание с собственником и урегулировать, кто за что платит, чтобы не было мучительно больно за налоговые последствия.

Читайте также:
Иск об освобождении имущества от ареста госпошлина
Ссылка на основную публикацию