Давыдов С.Н.
МУП или коммерческая УК?
Последнее время очень популярна тема создания муниципальных управляющих компаний. Давайте порассуждаем имеет ли муниципальная компания преимущества перед коммерческой. Начнем с того, что такое вообще организационная форма МУП – муниципальное унитарное предприятие?
В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
- Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
- Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
- Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования)
УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
Примечание №1: Унитарное Предприятие – коммерческая организация.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).[1] Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».[2]
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества[источник не указан 1606 дней]унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
Примечание №2: преимущество – имущество унитарного предприятия остается в государственной (муниципальной собственности) ?!
Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 223-фз
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.
Примечание №3: Унитарное Предприятие – деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования!
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).
Итак, что мы выяснили:
МУП – коммерческое предприятие (примечание №1), с государственным или муниципальным имуществом (примечание №2), цель деятельности – извелечение прибыли в пользу муниципалитета.
Коммерческая Управляющая Организция – коммерческое предприятие, с частным уставным капиталом, возможной арендой (за деньги) муниципального имущества, цель деятельности – оказание услуг населению с целью извлечения прибыли.
Вроде бы всё очень похоже.
Мы всегда зацикливаемся на фразе из устава коммерческих УК – “извлечении прибыли”.
Но ведь и муниципальное унитарное предприятие в этом тоже будет перед нами “виновато”.
Однако статистика упрямая вещь.
Средний процент доходности по России и бывшим странам СНГ в сфере управления МКД от 3.5% до 6%.
Причем и коммерческие и муниципальные предприятия находятся в одном статистическом поле.
Тогда что же может послужить конкурентным преимуществом МУПа перед коммерческой УК?
Для этого нужно рассмотреть основные проблемы сферы управления МКД.
1. Финансирование
2. Кадры
3. Ответственный собственник
4. Имидж отрасли
Посмотрим как эти проблемы распределены по сторонам:
1. Финансирование для обеих сторон одинаково – нужно согласовать с собственником перечень и цену работ, если только муниципалитет не примет решения о дотировании (Москва, Белоруссия).
2. Кадры – в городе и области рынок специалистов ЖКХ очень ограничен, отрасль непривлекательна ни по зарплате, ни по имиджу.
Так что кадровая проблема будет одинаковой если только муниципалитет не начнет доплачивать из бюджета (основания?!) или не привлечет специалистов чем либо другим (например служебным жильем).
3. Ответственный собственник – ну эта ипостась вообще не зависит от формы собственности предприятия, оказывающего ему услуги!
И вообще тема собственности – это тема отдельного разговора.
4. Имидж отрасли – мне было бы очень интересно услышать аргументы, создающие положительный имидж управленческой организации в форме МУП от тех людей, которые в весьма жесткой форме несколько лет говорили, что люди, всю жизнь работавшие в сфере ЖКХ вдруг стали работать очень плохо, но если они перейдут в подчинение МУП – сразу станут исполнительными, профессиональными и ответственными.
На мой взгляд проблема не в форме собственности, а в отношении к делу.
Забота власти сформировать среду профессиональных управленцев и ответственных собственников, а не ручное управление.
Забота собственника – заказать набор услуг и проследить, чтобы ему эту услугу предоставили с должным качеством.
Если собственник будет недоволен качеством услуги – поменяет исполнителя.
Забота бизнеса – предоставить качественную услугу, и предоставить полную и понятную информацию о том, что, как и когда делается.
В Белоруссии Указом президента №461 внесены изменения в некоторые вопросы управления жилым фондом.
После вступления указа в силу жилыми домами будут управлять только государственные организации.
Такое решение было принято исходя из многочисленных нареканий, которые поступали от населения в адрес негосударственных управленцев.
Если к моменту сдачи дома в эксплуатацию не будет сформировано товарищество собственников, государство назначит собственное уполномоченное лицо из числа работников жилищно-эксплуатационных служб и возложит на него обязанности по управлению жилым домом.
Но в Белоруссии государственным организациям предоставляются дотации из бюджета в размере 88% от себестоимости (12% платят жители), а коммерческим организациям таких дотаций нет.
Что называется ищите кому не интересно лишиться такого существенного и стабильного потока денег.
Итак, резюмируем:
Если нет дотаций или иных благ от государственных или муниципальных стуркутур, то МУП ничем не отличается от обычной УК.
Нужно учить управленцев управлять, собственников заботиться о своей собственности – только так можно стать цивилизованным обществом.
директор филиала СНП НЖК по Липецкой области
Давыдов С.Н.
Отличия муниципальных унитарных предприятий от предприятий других форм собственности
Имущество неделимо, не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Создаются для осуществления определенных видов деятельности. Обладают специальной правоспособностью. Имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (МУП – создается по решению уполномоченного муниципального органа) или оперативного управления (казенные предприятия- создается по решению Правительства РФ). Собственник назначает директора МУПа. Унитарное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Недвижимым имуществом вправе распоряжаться только с согласия собственника. Решение о продаже неиспользуемого имущества принимает собственник имущества. Нельзя за счёт имущества УП покрывать дефицит бюджета. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Объективные причины существования и проблемы функционирования предприятий муниципальной формы собственности.
Причины: унитарное предприятие создаются только в тех областях, где другие формы организации бизнеса неэффективны.
использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации;
осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Поскольку УП создается правительством или органами местного самоуправления, то коммерческий интерес в нем может не иметь доминирующего значения. Такое предприятие чаще всего является выразителем общественного интереса;
УП более стабильно, нежели частные предпринимательские структуры. Это обстоятельство вызвано тем, что, во-первых, унитарные предприятия функционируют в специальных сферах коммерческой деятельности, где конкуренция менее остра, и, во-вторых, в связи с постоянным контролем и поддержкой со стороны государства внезапное банкротство им, как правило, не грозит;
Наемный персонал УП чувствует себя зачастую более комфортно в плане предсказуемости дальнейшей деятельности предприятия (так как работа его связана с меньшим риском). Работа на таком предприятии предпочтительнее для людей, которые получают небольшой, но стабильный заработок.
Проблемы:Муниципальная форма собственности менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда; Государственная форма собственности провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия; Персонал унитарного предприятия часто стремится использовать имущество предприятия в целях личной наживы.
Особенности экономико-правового статуса муниципальных унитарных предприятий
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и специальным Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенности правового статуса унитарных предприятий нередко позволяют рассматривать их отдельно от иных организационно- правовых форм юридических лиц. В законодательной систематизации российского гражданского права данный вид коммерческих организаций – несобственников – занимает последнее место. В юридической литературе справедливо отмечается, что с точки зрения обычного хозяйственного оборота такая конструкция является несовершенной, поскольку участниками оборота должны являться собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом. В данном же случае в обороте участвуют лица, не обладающие всеми полномочиями по распоряжению имуществом в полном объеме, а полномочия собственника этого имущества, в свою очередь, ограничены законодательством.
В отличие от ранее действующих правовых актов, предусматривающих основания создания унитарных предприятий, государственные или муниципальные унитарные предприятия не могут быть созданы для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Для такой деятельности могут создаваться только казенные предприятия.
Характеристика муниципального предприятия как унитарного предприятия, как коммерческого предприятия. Муниципальное предприятия – предприятие, созданное на базе муниципальной (общественной) собственности.
Принцип унитарности МП. Отличительной чертой государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – унитарное предприятие) от иных организационно-правовых форм коммерческих организаций является принцип унитарности. Суть этого принципа заключается в том, что создаваемое унитарное предприятие не является собственником имущества, право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество сохраняется за единственным учредителем. Имущество, уставный фонд такого юридического лица являются неделимыми, их нельзя распределить, в том числе между работниками, по долям, паям, вкладам и т.д.
Особенности МП как коммерческих предприятий. МУПы относятся к числу коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако данная классификация менее всего подходит для характеристики деятельности муниципальных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения.
В литературе встречаются предположения о том, что унитарные предприятия нельзя отнести к коммерческим организациям, потому что они:
не преследуют цели извлечения прибыли в качестве основной;
не имеют права собственности на имущество;
действуют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника;
их образование и ликвидация зависят от воли собственника.
Как правило, главной целью создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий является не извлечение прибыли, а удовлетворение общественных потребностей, достижение политических целей, решение вопросов, которые требуют непосредственного государственного регулирования.
(?) Необходимость создания муниципальных предприятий как коммерческих предприятий
(?) Особенности муниципальных предприятий как общественных предприятий
Плюсы и минусы преобразования МУП в ООО
Задача по сокращению количества государственных и муниципальных предприятий актуальна и неоднократно ставилась властями разного уровня. Ведь такое непосредственное участие государства в экономических отношениях давно признано недостаточно эффективным. Вместе с тем, унитарные предприятия позволяют решать оперативные задачи органов власти разного уровня и подконтрольны им. Однако, наличие таких игроков на рынке негативно влияет на конкуренцию, ведь малый и средний бизнес рассчитывает только на собственные силы, ведя деятельность, привлекая кредитные ресурсы, оформляя в лизинг необходимое оборудование. Унитарные предприятия все имущество получает от государства или муниципалитета и обеспечены гарантированным государственным, муниципальным заказом.
Согласно требованиям Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, определяющего принципы создания и ведения деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, переход МУП в форму общества с ограниченной ответственностью возможно только путем приватизации. Процедура «разгосударствления» имущества четко определена Федеральным законом от 21.11. 2001 года № 178-ФЗ. Исходя из этих требований и общих условий функционирования ООО, можно выделить как «плюсы», так и «минусы» процесса перехода от одной формы к другой.
5 «плюсов» преобразования МУП в ООО
- При проведении приватизации будет проведена ревизия всего имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Акт, сформированный по итогам проведения ревизии, должен пройти аудиторскую проверку. Соответственно, совершение этих действий будет исключать возможность хищения муниципального имущества, и предприятие пройдет многоуровневую проверку до смены организационно-правой формы.
- При преобразовании МУП в ООО, вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью может соответствовать требованиям закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены критерии отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств. Таким образом, ООО может претендовать на меры государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, как то: получение микрофинансовых займов, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в банках, информирование и консультирование по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
- Вновь созданное ООО имеет возможность привлекать дополнительные средства для развития своей деятельности, это прежде всего инвестиционные средства.
- ООО может перейти на упрощенную систему налогообложения, соответственно, снизить налоговую нагрузку, направив средства на свое развитие. Кроме того, при переходе на «упрощенку» становится менее сложным взаимодействие с проверяющими органами – сокращается количество отчетных документов, направляемых в различные инстанции.
- В случае если общество с ограниченной ответственностью не применяет специальный налоговый режим, у него имеется возможность уменьшать налог на прибыль за счет списания убытков прошлых лет текущими доходами.
5 «минусов» преобразования МУП в ООО
- В составе имущества унитарного предприятия могут находиться объекты, которые не подлежат приватизации:это имущество, изъятое из оборота; это объекты социальной, культурной инфраструктуры муниципалитета и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому возникают сложности на этапе определения, какие объекты имущественного комплекса подлежат передаче в частные руки, а какие нет.
- Приватизация – это процесс, предусматривающий отчуждение имущества у органов власти и поступление средств от приватизации в доход соответствующего бюджета. Все процедуры оценки и аудита имеющегося имущества и финансового состояния реорганизуемого предприятия нацелены на то, чтобы дать объективную оценку стоимости имеющегося в управлении МУП муниципального имущества. Таким образом, процедура «разгосударствления» осуществляется на возмездной основе.
- Процесс передачи имущества из собственности государства в частные руки законодательно регламентирован, кроме того, на уровне муниципального образования принимаются нормативные акты, определяющие эту процедуру. Для начала, решение о приватизации должен принять орган местного самоуправления. Далее весь процесс включает в себя несколько последовательных шагов – это оценка и аудит имущества, уведомление общественности, кредиторов предприятия, информирование налоговой инспекции о проводимой деятельности по смене организационно-правовой формы. Все эти шаги четко регламентированы на уровне муниципалитета и требуют времени.
- При приватизации у унитарных предприятий отчуждаются земельные участки, которые находились на праве постоянного пользования или аренды, и земельные участки, на которых размещены объекты недвижимости, входящие в состав приватизируемого имущества.
- При реорганизации муниципального унитарного предприятия к вновь созданному ООО переходят все права и обязанности преобразованного МУП в соответствии с передаточными актами.
Вывод
Оценивая все возможности и ограничения, связанные с процедурой преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, муниципалитет должен принимать взвешенное решение о необходимости приватизации МУП и перспективах дальнейшего функционирования предприятия в новой организационно-правовой форме.
Неизменным остается то, что приватизация МУП и создание на его базе хозяйственного общества оптимизирует процесс управления имуществом и уменьшает количество субъектов экономической деятельности с участием государства или муниципалитета, что повышает эффективность функционирования всей экономики территории.
ООО или ОАО
В настоящее время существует несколько правовых форм коммерческих организаций. Самые распространенные из них – это ООО (общество с ограниченной ответственностью) и ОАО (открытое акционерное общество). Так как данные аббревиатуры довольно созвучны между собой, их очень часто путают. В данной статье пойдет речь о том, чем отличаются эти юридические формы, и какую из них лучше выбрать для ведения хозяйственной деятельности.
ООО и его основные преимущества и недостатки
Под ООО подразумевается коммерческое общество, деятельность которого осуществляется согласно уставу. Оно имеет свой капитал, распределенный между учредителями. Каждый участник имеет право распоряжаться своей частью капитала так, как считает нужным.
Эта правовая форма на сегодняшний день пользуется немалой популярностью, так как регистрация компании с ее помощью производится довольно легко и удобно. Однако в ООО может входить не более 50 человек.
Основные преимущества ООО:
- финансовая безопасность учредителей;
- простая процедура регистрации;
- при создании общества несколькими учредителями, их финансовые, материальные и трудовые ресурсы будут интегрироваться, что поспособствует развитию бизнеса.
Основные недостатки ООО:
- Невозможна организационная гибкость. Другими словами, в рамках ООО нельзя быстро сменить собственников или изменить число участников компании. Как правило, в учредительных договорах есть пункт о том, что такие изменения могут вноситься только после их согласования со всеми участниками. А это в большинстве вызывает определенные трудности.
- По истечении некоторого времени участники общества могут разойтись в понимании главных целей деятельности компании. Из-за несовместимости в интересах в самые ответственные моменты, когда необходимо быстро и точно действовать, участники могут или бездействовать, или действовать несогласованно. В результате компания понесет большие убытки, что в конечном итоге может привести даже к банкротству.
- Если ООО будут необходимы большие финансовые ресурсы и капиталовложения, ему будет очень трудно их найти в связи со сложной процедурой принятия новых потенциальных участников. Кроме того, многие инвесторы отказываются вкладывать свои денежные ресурсы в компании, зарегистрированные под правовой формой ООО.
Стоит сказать и о том, что ООО не должно в обязательном порядке публиковать в открытой печати свой баланс и другую финансовую отчетность, но при наличии желания оно может это сделать.
ОАО и его основные преимущества и недостатки
ОАО — это коммерческая организация, капитал которой разбит на акции. Сами ценные бумаги находятся у участников. Акции можно продавать, дарить и менять. При этом никаких разрешений не требуется. Участники такого общества рискуют в пределах своих долей, установленных в ценных бумагах. Вместе с этим они не отвечают личными средствами по обязательствам.
Разница между ООО и ОАО состоит в том, что акционерному обществу необходимо каждый год обязательно публиковать свою бухгалтерскую отчетность.
Основные преимущества ОАО:
- Благодаря эмиссии акций можно выполнить мобилизацию финансовых ресурсов при их нехватке.
- Возможность быстро и легко перечислять денежные средства из одной отрасли в другую.
- Наличие права на свободную продажу и передачу акций.
- Ограниченная ответственность акционеров. Другими словами, владельцы ценных бумаг в случае банкротства компании потеряют только ту сумму, которая была внесена при покупке акций.
- Точное разделение функций обладания и управления компанией, благодаря чему увеличивается организационная и стратегическая устойчивость компании.
Основные недостатки ОАО:
- В ходе регистрации устава могут появляться трудности, связанные с бюрократическими процедурами. Это касается и процесса эмиссии ценных бумаг.
- Могут возникнуть благоприятные обстоятельства для финансовых злоупотреблений внутри компании.
- Иногда при выплате дивидендов происходит ситуация двойного налогообложения.
- При возрастании числа акционеров некоторые из них не могут контролировать работу совета директоров.
Сравнение ООО и ОАО
Отличие ООО от ОАО показано в нижеприведенной таблице.
Критерий | ООО | ОАО |
Размер уставного фонда | Определяется юридическим лицом | 1250 минимальных зарплат |
Местонахождение | Нежилое помещение | Нежилое помещение |
Начало хозяйственной деятельности | Сразу после регистрации | Через 1-3 месяца |
Количество участников | От 2 до 50 | От 2 |
Ответственность учредителей (участников) по обязательствам юридического лица | Не несут ответственности по обязательствам юридического лица, однако несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных учредителями (участниками) вкладов | Не несут ответственности по обязательствам юридического лица, однако несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости приобретенных ценных бумаг |
Способы изменения состава участников | Отчуждение доли, выход и исключение согласно решению суда | Отчуждение акций |
Создание резервного фонда | Не обязательно | Обязательно |
© 2022 — Твое-ООО.ру
Регистрация и ликвидация ООО
Муниципальное унитарное предприятие (МУП)
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) – это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.
Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.
Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.
На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие
Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:
Гражданский кодекс РФ;
Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.
Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.
Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.
Расшифровка аббревиатуры “МУП”
Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».
Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:
«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.
«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.
Имущество муниципальных унитарных предприятий
Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.
Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения
При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.
Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.
Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.
Причины создания муниципальных унитарных предприятий
Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:
выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.
Цель и задачи муниципального унитарного предприятия
Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.
Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Характерные черты муниципальных унитарных предприятий
Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:
образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;
членство не предусмотрено.
Способы использования имущества
Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.
Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:
на праве хозяйственного ведения;
на оперативном управлении.
Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.
В законе это четко прописано.
Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.
При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:
решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
контролирует сохранность имущества.
Распоряжение имуществом
МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.
Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.
Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.
Достоинства и недостатки
Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.
Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.
Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Ооо отличие от муп
Отличия муниципальных унитарных предприятий от предприятий других форм собственности
Проблемы:Муниципальная форма собственности менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда; Государственная форма собственности провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия; Персонал унитарного предприятия часто стремится использовать имущество предприятия в целях личной наживы.
Наемный персонал УП чувствует себя зачастую более комфортно в плане предсказуемости дальнейшей деятельности предприятия (так как работа его связана с меньшим риском). Работа на таком предприятии предпочтительнее для людей, которые получают небольшой, но стабильный заработок.
Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие
Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.
Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие – это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.
Преобразование МУП в ООО
Он основывается на акте инвентаризации, аудиторском заключении, земельных документах и содержит информацию обо всем приватизируемом имуществе МУП, а также о размере и номинальной доле учредителя ООО. Передаточный акт подписывается руководителем МУП, с одной стороны, и руководителем ООО, с другой.
Часто муниципальное унитарное предприятие по своей хозяйственной деятельности и стоимости активов близко к характеристикам ООО. Государственные предприятия могут не приносить прибыль или не быть эффективными в своем роде деятельности. Преобразование МУП в более подходящий вид организации решит эту проблему. О том, как проходит преобразование МУП в ООО, мы расскажем в нашем материале.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
ООО и его отличия от других организационно-правовых форм
Именно акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, т.е. материально-вещественных, информационных и интеллектуальной ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
Что же касается объединенного имущества, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности, то оно представляет общую долевую собственность, принадлежит всем участникам на паевой основе. То есть каждый участник полного товарищества имеет свою долю, свой пай, соответствующие его имущественному и денежному вкладам в товарищество. Доля отражает ту часть денежной стоимости имущества товарищества, которая принадлежит данному участнику.
Хозяйственные общества
В отличие от государственных и муниципальных унитарных предприятий, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, общества с ограниченной ответственностью (равно как и иные виды хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов) характеризуются тем, что их участники имеют в отношении них обязательственные права.
При этом общество с ограниченной ответственностью характеризуется тем, что текущее (оперативное) управление в обществе (в отличие от товариществ) передается исполнительному органу, который назначается учредителями либо из своего числа, либо из числа иных лиц. За участниками общества сохраняются права по стратегическому управлению обществом, которые осуществляются ими путем проведения периодических общих собраний участников. В отличие от акционерных обществ компетенция общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью может быть расширена по усмотрению самих участников; также отдельным участникам могут быть предоставлены дополнительные права.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ника» и МУП ЖКХ МО «Октябрьское городское поселение» (МУП ЖКХ «Быт-Сервис»)
07.12.2009г. был составлен акт приемки законченного строительством объекта (газовой мини-котельной). Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 14.12.2009г. № 06-249 были утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ «Быт Сервис», на 2010 год.
В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (вопросы организации тепло-, водоснабжения населения и водоотведения относятся к вопросам местного значения) администрация МО «Октябрьское сельское поселение» согласовала передачу в аренду муниципальной собственности (газовой мини-котельной) из МУП ЖКХ «Быт-Сервис» в ООО «Ника», тем самым нарушив антимонопольное законодательство.
Развитие частного предпринимательства в сфере ЖКХ
Распоряжением главы городского округа от 24 апреля 2006 г . № 303-р были определены организации, которые взяли на себя функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах. Основное условие передачи – функции выполнялись до момента проведения собраний собственников многоквартирных жилых домов и выбора ими способа управления домами.
В 2006 г . администрация, в лице управления жизнеобеспечения, участвовало в организации и проведении 290 собраний собственников многоквартирных жилых домов. Периодически организовывались и проводились встречи с жителями города, печатались статьи в средствах массовой информации по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом.
Ооо отличие от муп
Общество с ограниченной ответственностью наряду с иными видами хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.
4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Правовой статус унитарных предприятий и бюджетных организаций
Впервые казенные заводы и фабрики были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1003 “О реформе государственных предприятий”, в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Следует отметить содержащееся в Указе положение о том, что все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также расчеты с его кредиторами осуществляются за счет средств федерального бюджета. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый непосредственно Правительством РФ. При этом фирменное наименование предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Исключительно Правительством РФ может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия. Порядок распределения доходов, полученных казенным предприятием, определяется собственником имущества (то есть государством). Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 908 “Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия”, было установлено, что казенное предприятие должно находиться в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, который утверждает устав такого предприятия. Типовой устав казенного предприятия должен содержать положение о том, что завод создан для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ, объем и характер которых определяются Правительством РФ. Источником формирования имущества и финансовых средств данного предприятия в соответствии с Типовым уставом должно, в первую очередь, являться имущество, переданное ему по решению Правительства РФ.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий должно в соответствии с ГК РФ определяться законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Ввиду того, что данный закон до сих пор не принят, нормативное регулирование создания и деятельности унитарных предприятий ограничивается ГК РФ и ведомственными инструкциями, издаваемыми органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. В соответствии с ГК РФ устав предприятия должен содержать следующие сведения: