Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают имуществом

Статья 2. Унитарное предприятие

Статья 2. Унитарное предприятие

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е. Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е. Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”.

ГАРАНТ:

О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 5 с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Собственник решает вопросы: •

создания, реорганизации и ликвидации предприятия; •

определения предмета и целей его деятельности; •

контроля за использованием и сохранностью имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли.

В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции: •

владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника; •

распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

• самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;

Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.

В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему.

Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

Читайте также:  Регистрация договора доверительного управления недвижимым имуществом

Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.

Что это означает муниципальное унитарное предприятие

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом. Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия — это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия в 2019 году

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • членство не предусмотрено;
  • управление осуществляется единолично.

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций. Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями. В законе об этом четко прописано. Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам. Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение;
  • преобразование;
  • выделение.

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности, для которых они были созданы.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Читайте также:  Обязанность собственника нежилого помещения по содержанию имущества

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Муниципальное унитарное предприятие — что это за форма организации

Муниципальное унитарное предприятие — это юридическое лицо коммерческой направленности, владеющее собственностью, но не имеющее права распорядиться ей на свое усмотрение.

Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал. Организация пользуется предоставленным имуществом.

МУП — расшифровка аббревиатуры

Часто используемая аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

В термин вложено понимание, что фактическим правом распоряжения движимым имуществом организации наделяется муниципальное образование. Унитарность подразумевает запрет на разделение имущества на отдельные доли, на приватизацию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия таблица

Безусловно, государственные и муниципальные унитарные организации обладают рядом различий. В наиболее полном формате они продемонстрированы в приведенной ниже таблице.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:

  • Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
  • N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • Уставных документах организации.

Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.

Характеристика МУП

Мы собрали наиболее важные черты данных организаций.

Собственник

Образовываются данные организации в результате выделения собственником – муниципальным образованием либо государством – имущественной доли.

Нацелено создание данных организаций на удовлетворение какой-либо потребности или выполнения задач государства. В процессе деятельности организация имеет права извлекать прибыль. Обычно это делается путем сдачи в аренду пустующих зданий или комнат, оказания какого-либо рода услуг, осуществления производства.

Владелец имущественных прав организации на правах хоз. ведения и сама организация являются обособленными друг от друга. За долги организации владелец имущественного права может быть в ответе, только если его действия привели к образованию задолженностей. Сама организация не несет ответственности за задолженности учредителей.

Уставный капитал

Размер уставного капитала устанавливается уставом организации. Его уровень запрещено устанавливать ниже минимума заработной платы умноженной на 1000.

Количество участников

Отличительной особенностью является то, что в данных организациях официально не бывает участников. В них есть лишь членство.

Организационно-правовая форма МУП

Существует две организационно-правовые формы МУП:

  • на правах оперативного управления;
  • на правах хозяйственного ведения (казенные).

Принадлежность к определенной форме признается на основе права распоряжаться выделенным собственником имущества. При первой форме руководитель распоряжается движимым имуществом на свое усмотрение, при второй – пользуется этим правом лишь с одобрения власти.

Организация унитарного типа не наделяется правом передавать части собственности для создания других юридических лиц, дочерних предприятий.

Они обладают своим отдельным самостоятельным счетом.

Отличие МБУ от МУП

МУПы создаются, согласно их уставам, с коммерческими целями.

В отличие от них, бюджетная организация не обладает коммерческой направленностью. Они существуют только за счет выделяемого на них бюджета и никогда не создаются на коммерческих основах.

Данный вид организаций в России отличается повышенной устойчивостью в условиях всевозможных кризисов и краха товарно-рыночных отношений. Это вызвано фактическим отсутствием конкуренции со стороны других рыночных субъектов, поскольку сферы деятельности их специфичны.

Государство осуществляет постоянный надзор за своими учреждениями и в случае необходимости оказывает им поддержку. Сами учреждения проявляют стабильность в оплате труда включенным в их состав членам. Такое правовое положение выгодно отличает их и привлекает новую рабочую силу.

Муниципальные унитарные предприятия примеры

В пример традиционного МУП можно привести МУП «Нарофоминский троллейбус», МУП «Расчетный центр ЖКХ».

Заключение

Данные учреждения отличаются низкой экономической эффективностью по определению. На каждый экономический период им сверху дается четкая инструкция.

В них нередко происходит стагнация в развитии членов, поскольку уровень оплаты труда сохраняется на протяжении долгих лет. Это ведет к отсутствию заинтересованности членов в развитии. Часто встречаются кражи казенного имущества, быстро расцветают все условия для бюрократических нарушений.

Унитарное предприятие – примеры, характеристики и особенности

  • 24 Октября, 2018
  • Законодательство
  • Владимир Стороженко

В современных условиях рыночной экономики существует множество разновидностей организации предприятий. Выбор зависит от особенностей деятельности компании. Одним из видов организации хозяйственной деятельности является унитарное предприятие. Примеры таких компаний будут рассмотрены далее. Это поможет понять суть и особенности подобных форм хозяйствования.

Общее определение

Прежде чем рассмотреть примеры унитарных предприятий, стоит разобраться, что это за форма хозяйствования. Она организована строго в соответствии с нормами законодательства. Унитарной называется коммерческая организация, у которой нет собственного права на имущество. У него есть определенный владелец. Этому собственнику и принадлежит имущество унитарного предприятия.

Такая форма собственности характерна исключительно для государственных или муниципальных организаций. Имущество унитарного коммерческого предприятия не может быть разделено на паи, акции, доли и т. д. Оно принадлежит только одному собственнику. Двух или больше владельцев имущества в таком предприятии существовать не может.

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? Это особенная форма хозяйственной деятельности, при которой обязательно выполняется ряд законодательных требований. В названии такой компании обязательно содержится указание, кто является собственником ее имущества. Эта информация прописывается в уставе. Например, право собственности может принадлежать:

  • Российской Федерации;
  • определенному субъекту РФ;
  • конкретному органу местного самоуправления;
  • прочее.

Если говорить другими словами, имущество, принадлежащее государству или органу муниципального управления, передается предприятию на правах управления, ведения хозяйственной деятельности. Оно принимает участие в процессе производства, принося доход.

Характеристики унитарности

Существуют определенные особенности унитарного предприятия. Они определяются законодательством. Унитарность имеет определенные характеристики. Они определяют особенности функциональные качества предприятия. Основные из них:

  • Создание компании (юридического лица) происходит после выделения необходимого капитала собственником, а не в ходе объединения нескольких участников.
  • Учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество.
  • Имущество закрепляется за юридической компанией на ограниченных правах. Управленцы и прочие должностные лица имеют право распоряжаться средствами собственника только в ходе хозяйственной деятельности, в процессе оперативного управления.
  • Имущество остается неделимым.
  • Членство в уставный капитал отсутствует.
  • Орган управления представлен в лице одного человека.
Читайте также:  Является ли балкон общедомовым имуществом

Причины, цели деятельности

Существующие примеры организации унитарных предприятий объединяет причина их создания. Всего существует три фактора, объясняющих появление подобных форм хозяйствования. Причины создания унитарных организаций следующие:

  1. Требуется использовать в хозяйственной деятельности имущество, приватизировать которое нельзя по закону. Однако такой капитал может приносить доход, применяться при создании товаров, услуг.
  2. Требуется решить определенные социальные задачи. Например, реализовать товары или услуги для населения по муниципальным ценам, организовать товарные или закупочные интервенции в области товаров первой необходимости.
  3. Ведение определенных направлений хозяйствования, в которых в данный момент нуждается общественность. Ведение убыточных предприятий, которые производят важную для населения продукцию.

Существуют четко определенные типы и цели создания унитарных предприятий. Они определяют сущность подобных хозяйственных единиц. Деятельность подобных организаций направлена на решение определенных задач, которые бы невозможно было решить не на коммерческой основе. ГК РФ (ст. 113-115, ст. 294-297) регулирует правовой статус унитарных предприятий. При этом не затрагиваются вопросы прав, обязанностей работников таких компаний. Поэтому подобные вопросы определяются трудовым правом.

Если в уставный капитал будет внесен вклад, то он становится частью имущества собственника. Ни один другой работник не имеет права на часть распределенной прибыли. В уставе четко прописывается, кому именно принадлежит подобное предприятие, кто имеет право на его имущество.

Стоит отметить, что такая форма организации хозяйственной деятельности несет ответственность по своим обязательствам всем своим капиталом. Руководит всеми процессами на таком предприятии начальник. Его назначает на должность собственник или орган, им уполномоченный.

Формы

Рассматривая примеры унитарных предприятий в России, следует отметить несколько форм подобных предприятий. Обычно их делят на три группы в зависимости от подчинения:

  1. ГУП – государственное унитарное предприятие. Собственником является в этом случае субъект РФ.
  2. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Собственником является субъект муниципального образования.
  3. ФГУП – федеральное государственное предприятие унитарного типа.

Муниципальные, федеральные и государственные хозяйственные объединения этого типа отличаются размером уставного фонда. Для муниципальных (городских и региональных) единых компаний этот показатель составляет не менее 1000 минимумов ежемесячной заработной платы (МРОТ). Для госкомпании минимальный размер уставного капитала составляет от 5000 МРОТ.

Существующие примеры унитарных предприятий и организаций в России работают по одной из двух возможных схем. Существуют следующие варианты видов деятельности:

  • На праве хозяйственного ведения. Создаются преимущественно для создания определенных товаров или оказания услуг населению.
  • На базе оперативного управления (казенные предприятия).

Коммерческие формы организации унитарных предприятий имеют право заключать разные сделки, сдавать часть неиспользуемого помещения в аренду. Казенные предприятия имеют право распорядиться имуществом только с согласия собственника.

Существует еще несколько форм унитарных предприятий. Они отличаются особенностями организации и сферой деятельности:

  • частные;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • коммунальные.

Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных

Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны. Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны. Самыми известными примерами ФГУП являются:

  • «Космическая связь»;
  • «Гознак»;
  • «Связь-безопасность»;
  • паспортно-визовый сервис;
  • «Почта России»;
  • «Охрана»;
  • НПП ВНИИЭМ;
  • «Мосфильм»;
  • Российская телевизионная радиовещательная связь;
  • Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
  • Центральный научный институт машиностроения;
  • прочее.

Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.

Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.

ФГУП «Гознак» функционирует с целью разработки и исследования государственных знаков. Она принадлежит Минфину РФ. Компания занимается производством орденов, монет, а также различных официальных документов.

Государственные и муниципальные единые предприятия

Примеры государственного унитарного предприятия, а также компаний, принадлежащих местным органам управления, разнообразны. Решение об их создании принимают уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления. Эта процедура основывается на составлении актов, определяющих степень компетенции подобных властных структур.

К наиболее известным государственным унитарным предприятиям относятся «Мосгортранс», «Московский метрополитен». Это предприятия, функционирующие в области транспортных коммуникаций. Подобные компании могут создаваться в самых разных отраслях. Это популярная форма деятельности в России.

Примеры муниципальных унитарных предприятий и организаций столь разнообразны, что перечислить их довольно тяжело. Однако наиболее известным предприятием этого уровня подчинения является МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Подобные организации представлены практически во всех областях страны. Многие муниципальные единые предприятия рассчитаны на потребности города или района. Их деятельность способна охватить только небольшую часть населения.

Любое муниципальное, государственное или федеральное предприятие имеет устав, созданный по определенной форме. В этом документе обязательно отображается:

  • полное, сокращенное наименование компании;
  • адрес регистрации предприятия;
  • информация о направленности деятельности;
  • собственник, которому принадлежит имущество;
  • руководитель, сведения о его должности и полномочиях;
  • процедура назначения на руководящую должность;
  • перечень наименований и назначений фондов;
  • использование полученной в ходе работы компании прибыли.

Руководители МУП, ГУП, ФГУП не имеют права распоряжаться имуществом вверенных им организаций без разрешения собственников.

Как формируется уставный капитал

Рассмотрев примеры организаций муниципальных, государственных, федеральных, следует обратить внимание на процедуру создания их уставного капитала. Собственность подобных компаний формируется из следующих ресурсов:

  • собственник передает недвижимость в качестве своего вклада в уставный капитал;
  • прибыль, полученная в конце отчетного периода, после выполнения услуг или изготовления и продажи продукции;
  • краткосрочные и долгосрочные займы, полученные от разных кредиторов, в том числе и банков;
  • амортизационные отчисления, возникающие при эксплуатации производственного оборудования;
  • дотации из государственного, местного бюджета;
  • пожертвования, которые делают фирмы, кооперативы, прочие субъекты;
  • прибыль от сдачи в аренду пустующих помещений.

Имущество, которое имеется у унитарной компании, может сдаваться в аренду или продаваться. Исключением является недвижимость. Продавать ее без согласия собственника подобные предприятия не имеют права.

Финансовая деятельность

Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.

Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.

Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).

Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.

Распределение прибыли

Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.

После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:

  • внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
  • финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
  • развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
  • модернизация имеющихся или строительство новых объектов.

Еще несколько особенностей

Унитарное предприятие обладает еще несколькими особенностями экономической деятельности. Так, бюджетное финансирование может применяться подобными организациями. Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, дотации, субвенции на развитие подобных предприятий. Финансирование из государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, для социального развития.

Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость подобных форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.

Ссылка на основную публикацию