О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

Подрядчик выезжает на объект проводит необходимые замеры и сопоставляет полученные результаты с информацией, которая зафиксирована в документах. При изготовлении нового технического проекта за основу берутся сведения из выписки ЕГРН и топографической карты участка. План должен включать следующие сведения:

Землеустройство. Организация и порядок проведения

Объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии со ст. 4 ФЗ основаниями проведения землеустройства являются:

    1. решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
    2. договоры о проведении землеустройства;
    3. судебные решения.

    Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами (например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.).

    Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений:

      1. составляющих государственную тайну;
      2. относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

      Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

      Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами (Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве”), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

      Что представляет собой процедура землеустройства

      Земли в нашей стране много. Основной собственник — это государство. В частной собственности находится лишь незначительный объем земельных участков. Государство несет ответственность за свое имущество и всеми возможными силами поддерживает его в надлежащем состоянии. Как это касается земли? Для сохранения и оптимизации земельных ресурсов была введена программа землеустройства, которая строго регулируется на законодательном уровне (78-ФЗ от 18.06.2001).

      Землеустройство — это целый комплекс управленческих мер и превентивных направлений, поддерживающих и сохраняющих земельные наделы в России. Вот что входит в программу мероприятий:

      • учреждение землеустроителей — специализированных компаний и предприятий, основанных с целью изучения, рационализации и охраны земельного фонда;
      • перераспределение земли по принципу экономической эффективности и экологической стабильности;
      • проектирование и разграничение земель;
      • инженерные и картографические работы;
      • проведение исследовательской деятельности по изучению состояния земель;
      • формирование базовых методологических основ ведения работ с землей государственного и частного назначения;
      • разработка землеустроительных документов;
      • ведение реестров и информационных справочников;
      • проведение межхозяйственного и внутрихозяйственного регулирования.

      По сути, землеустройство — это исследование, измерение, проектирование, расчет и анализ земельных ресурсов. Цель работы землеустроителей — сохранение земельного фонда и определение возможностей для его рационального использования. Отдельная работа ведется по предотвращению нарушений земельных правоотношений.

      Землеустройство бывает межхозяйственным (территориальным) и внутрихозяйственным. Дифференциация ведется по типу границ наделов. Межхозяйственное землеустройство определяет границы участков с несколькими пользователями.

      Измерение и дальнейшее исследование таких наделов ведет к выделению новых и преобразованию эксплуатируемых земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство — это освоение новых специфических территорий сельскохозяйственного направления.

      Землеустроители не только определяют границы внутрихозяйственных участков, но и занимаются схематизаций и планированием земель, проработкой программ рационализации, поддержки и сохранности земельных наделов, а также систематизацией земель в реестрах и кадастрах.

      Еще одна важная функция — отраслевое перераспределение земель: перевод земельных участков под промышленное, экономическое и инфраструктурное строительство. Помимо прочего, землеустройство направлено на сохранение особых ресурсов — земель коренных народов и ценных наделов.

      Задачи землеустройства

      Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи землеустройства:

      • Разработка законов, планов, мероприятий по обеспечению рационального использования земли;
      • Установление территориального деления земель на административные единицы при помощи геодезических измерений и кадастровых работ;
      • Изучение научной обоснованности перераспределения земель, создание экологической защиты и охраны.

      Цели проведения землеустройства

      Основная цель землеустройства – обеспечение максимально рационального и оптимального эксплуатирования земель, а также комплексная охрана земель. Помимо этого, землеустройство выполняется для создания благоприятной окружающей природной среды и всяческого улучшения состояния ландшафтов.

      Особой формой землеустройства является выполнение внутрихозяйственных работ, основными целями которых являются:

      • обеспечение максимально грамотного и оптимизированного использования земель всеми физическими и юридическими лицами для осуществления любых видов работ;
      • разработка мероприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию.

      Землеустройство: понятие, виды. Землеустроительный процесс

      Землеустройство представляет один из существенных видов земельных отношений, основанных на необходимости систематизированной организации землепользования в государстве, а также осуществлении формирования в соответствии с законом земельных участков и иных объектов землеустройства. Понятие землеустройство определено в ст. 68 ЗК РФ, а также установлено Федеральным законом «О землеустройстве».

      В соответствии со ст. 1 указанного Закона землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

      Землеустройство включает:

      – геоботанические и другие обследования и измерения,

      – разработку предложений о рациональном использовании земель.

      Землеустройство делится на два вида:

      Территориальное землеустройство направлено на изучение состояния земель, организацию их рационального использования, определение административно-территориальных границ и границ земельных участков, межевание объектов землеустройства.

      Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на организацию рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

      Землеустройство проводится по решению органов государственной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления соответственно применительно к землям, находящимся в федеральной собственности, собственности соответствующих субъектов РФ или муниципальной собственности, либо в соответствии с судебным решением.

      Для соответствующего земельного участка, иного объекта землеустройства готовится землеустроительное дело, которое включает планы, проекты, материалы обследований земельных участков, оценки качества, тематические карты и атласы.

      Утвержденная землеустроительная документация служит основанием для отвода земельного участка в натуре с установлением межевых знаков.

      Все мероприятия по землеустройству проводятся организациями, имеющими лицензии на право заниматься вопросами землеустройства.

      К объектам землеустройства данным Законом отнесены:

      – территории субъектов РФ;

      – территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований;

      – части указанных территорий, зон и участков.

      Для документального и графического отображения материалов землеустройства ведутся соответствующие документы, которые называются землеустроительными. К ним относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства, а также карта (план) объекта землеустройства как документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства и размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (ст. 1 ФЗ «О землеустройстве»).

      К видам землеустроительной документации относятся:

      – генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

      – проекты территориального землеустройства;

      – материалы межевания объектов землеустройства;

      – карты (планы) объектов землеустройства;

      – проекты внутрихозяйственного землеустройства;

      – проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

      – материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

      – тематические карты и атласы состояния и использования земель.

      Согласно ФЗ «О землеустройстве» федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие, помимо перечисленных, виды землеустроительной документации.

      При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства.

      Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.

      Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план).

      Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

      Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

      Важную роль для осуществления землеустройства играет государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Данный фонд формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством РФ.

      Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

      Фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства (далее — документы).

      Централизованный учет документов фонда данных и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации, обеспечению сохранности документов и совершенствованию их структуры, обеспечению совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются в порядке, устанавливаемом Роснедвижимостью (ранее — Росземкадастром).

      Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к Архивному фонду РФ, хранятся в соответствии с законодательством РФ об архивном фонде и архивах.

      Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к ведомственному картографо-геодезическому фонду, хранятся в соответствии с законодательством РФ в области геодезической и картографической деятельности.

      Документы фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

      Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в фонд данных один экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.

      Контроль за формированием фонда данных, использованием и обеспечением сохранности его документов осуществляется органами Роснедвижимости с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

      Возвращаясь к ранее изученной главе, следует отметить, что вопросы землеустройства практически полностью регулируются государством. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

      Исходя из положений ст. 3 Федерального закона «О землеустройстве», землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

      – изменения границ объектов землеустройства;

      – предоставления и изъятия земельных участков;

      – определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

      – перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

      – выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

      – проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

      Функции

      Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

      1. Реализовать земельную реформу.
      2. Определить перспективность использования территорий.
      3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
      4. Определить целевое назначение земли.
      5. Организовать охрану земельных фондов.
      6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

      Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

      1. Генеральную.
      2. Отдельных субъектов.
      3. Муниципальных образований.
      4. Использования и охраны земельных фондов.

      Отраслевые. К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

      Территориальная. Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

      Внутрихозяйственное землеустройство

      Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О землеустройстве”

      Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

      В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

      объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий;

      землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства;

      абзац утратил силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

      Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

      Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

      Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

      Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

      установления или изменения границ объектов землеустройства;

      абзацы третий – пятый утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

      выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

      проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

      Статья 4. Основания проведения землеустройства

      Основаниями проведения землеустройства являются:

      решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

      договоры о проведении землеустройства;

      Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

      Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

      К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

      установление порядка проведения землеустройства;

      координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

      проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

      принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

      установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

      абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

      разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

      управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

      другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

      Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

      Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

      Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

      Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

      Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

      Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

      Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

      Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

      Статья 9. Изучение состояния земель

      Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

      абзац утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

      почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

      оценка качества земель;

      Статья 10. Геодезические и картографические работы

      Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

      Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 30.12.2021 N 449-ФЗ.

      Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

      Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

      Статья 12. Оценка качества земель

      Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, в том числе в органическом сельском хозяйстве.

      Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

      Статья 13. Инвентаризация земель

      Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

      Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

      Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

      Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

      Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

      разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

      природно-сельскохозяйственное районирование земель;

      абзацы четвертый – шестой утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

      Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

      Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства

      Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Статья 16. Утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

      Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства

      Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

      Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

      Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

      При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

      организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

      разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

      Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

      Статья 19. Виды землеустроительной документации

      К видам землеустроительной документации относятся:

      генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

      абзацы третий – четвертый утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

      карты (планы) объектов землеустройства;

      проекты внутрихозяйственного землеустройства;

      проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

      материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

      тематические карты и атласы состояния и использования земель.

      Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

      Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

      Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства

      Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

      Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

      Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

      Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

      Статья 22. Землеустроительное дело

      Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

      Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

      Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

      Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

      Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также перевод документов, содержащихся в данном фонде в форме документов на бумажных носителях, в форму электронных образов таких документов осуществляется публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом “О публично-правовой компании “Роскадастр”.

      Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

      Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

      Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

      НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

      Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

      За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

      Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

      Проведение землеустройства регулируется следующими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»; постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»; приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».

      В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

      Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.

      Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

      Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

      Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.

      • установления или изменения границ объектов землеустройства;
      • выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

      проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

      • решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
      • договоры о проведении землеустройства;
      • судебные решения.

      Сведения о границах муниципальных образований и границах между субъектами РФ, являющихся объектами землеустройства, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

      Задачи, функции и принципы землеустройства

      На сегодняшний день перед землеустройством стоят новые цели, основными из которых являются:

      • реализация земельной политики государства при помощи экономически и экологически обоснованного перераспределения земель по формам собственности и субъектам права на землю;
      • образование специализированных фондов земель, формирования рентабельной системы землепользования, обеспечения социальной справедливости земельных преобразований и гарантий конституционных прав на землю;
      • учреждение мероприятий по перспективному распределению земель, по организации рационального использования всех категорий земель вне зависимости от форм собственности на федеральном, региональном, муниципальном и частном уровнях, а также по обеспечению организационных и территориальных условий для возможности эффективного хозяйства в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах;
      • проектирование и установление границ муниципальных и иных административно-территориальных образований, территорий с особым правовым статусом пользования земель, а также закрепление на местности городских черт;
      • создание новых и реорганизация имеющихся земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ участков непосредственно на местности;
      • подготовка необходимой землеустроительной документации для возможности принятия органами власти решений по управлению земельными ресурсами, а также для возможности реализации оборота земель и госрегистрации прав на владение землей;
      • получение сведений о количественных и качественных показателях использовании земель, необходимых для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и реализацию других функций государственного управления земельными ресурсами (включая плату за использование земель, возмещение убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при предоставлении и выкупе земель, выполнение мероприятий по экономическому стимулированию рационального использования земель и прочее);
      • разработка методов, направленных на сохранение и улучшение природных ландшафтов, восстановление и повышение уровня плодородия почвы, рекультивация нарушенных земель и землевание малопродуктивных угодий, защиту земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращение другого рода негативных явлений в состоянии земель;
      • проведение внутрихозяйственной организации территории землепользовании с созданием пространственных условий, направленных на обеспечение рационального функционирования объекта землеустройства.

      Говоря о земельном строе, задачей землеустройства служит создание рационального использования и охраны земель в каждой отрасли экономики, а также приведение организации территории и производства в соответствие с действующими земельными отношениями. С помощью землеустройства налаживаются оптимальные условия эффективного использования земли и решаются задачи организации землепользования.

      Так как эффективность землеустройства находится в сфере общественного производства, землеустройство должно служить основным рычагом государства в процессе осуществления земельных преобразований, а также обязано носить государственный характер. При этом можно выделить и другие функции землеустройства, а именно:

      • отраслевые;
      • территориальные;
      • внутрихозяйственные.

      На уровне госфункций землеустройство позволяет реализовать земельную реформу, определить перспективы использования земель и их перераспределение по формам собственности и субъектам, имеющим права на землю, определить главное целевое назначение использования земель и их охрану, с помощью разработки генеральной схемы землеустройства, схем землеустройства территорий субъектов государства, схем землеустройства муниципальных образований, схем использования и охраны земель. Также позволяет сформировать рациональную систему землевладения и землепользования. Землеустройство предполагает подготовку требуемой землеустроительной документации для возможности принятия органами власти решений, направленных на управление земельными ресурсами и проведение землеустройства.

      К отраслевым функциям также принято относить поиск земель для удовлетворения несельскохозяйственного производства, например: промышленности и транспорта, которые в косвенно касались бы интересов сельскохозяйственного производства и изъятие ценных земель, и земель, имеющих природоохранный статус.

      Территориальная функция землеустройства создают условия для работы всех отраслей экономики, а также формируется рациональная система устойчивого землепользования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного предназначения.

      Принципы, которые необходимо соблюдать при ведении землеустройства, заключаются в следующем:

      • обеспечение законных интересов субъектов права на землю и граждан, проживающих на территории, на которой проводится землеустройство;
      • приоритет в пользу экологических требований перед экономической составляющей планируемого использования земель, что говорит о необходимости защиты ценных угодий от изъятия их для несельскохозяйственного назначения, рекультивации нарушенных земель, консервации земель, загрязненных отходами промышленного, химического и радиоактивного характера;
      • обеспечение одинаковых организационных и территориальных условий для разных форм хозяйствования и развития всех экономических отраслей, что требует сбалансированности между выделяемой землей и доступными производственными фондами, рабочей силы и другими параметрами предприятий, а также обеспечение необходимых условий для нормального функционирования земель;
      • учет перспектив развития территории муниципальных и других административно-территориальных образований;
      • учет экоустойчивости и дальнейшей пригодности земель сельскохозяйственного и другого назначения при нормальном уровне интенсивности использования земель;
      • сохранение и рациональное использование земельных ресурсов и ландшафтов;
      • обеспечение компактного расположения участков земли при формировании землепользования, оптимальной их площади и формы, а также удобного к ним доступа;
      • обеспечение стабильного землепользования и предупреждение чрезмерного деления земельных угодий, если их целевое использование будет затруднено или невозможно;
      • создание оптимального соотношения и размещения земельных участков, а также степени интенсивности использования угодий;
      • создание и впоследствии сохранение устойчивых к метеорологическим условиям и правильно расположенных элементов организации территории, например: дорог, лесополос, мелиоративной сети;
      • при реализации проектов землеустройства за основу берется агроэкологическая оценка территории и эколого-технологический принцип зонирования территорий;
      • своевременное изъятие загрязненных, зараженных и деградированных земельных участков из сельскохозяйственного использования, их консервация и исключение варианта их перераспределения;
      • определение экологических требований, учитывая действующие экологические факторы, и обеспечение на базе определенных стандартов, норм и нормативов.

      Стоимость проведения землеустроительных работ

      В «Геомер Групп» можно заказать землеустройство любого уровня сложности и вида. Стоимость услуги представленная в таблице.

      Срок реализа-ции (рабочий день)

      Площадь исследуемой территории

      Расчет площади объекта

      Контурная съемка территории и предоставление результата заказчику в местной системе координат

      Контурная съемка незаостренной территории и предоставление результата заказчику в местной системе координат

      36 000 (застроенная территория – 30 000)

      Топосъемка в условной системе координат

      Геодезическая съемка в в местной системе координат и Балтийской системе высот

      Поиск инженерных коммуникационных систем, расположенных под землей

      Определение расположения подземных коммуникаций с помощью исполнительной съемки

      Поиск подземных коммуникаций с помощью исполнительной съемки (местная система координат)

      Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство – это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

      Оформление результатов работ

      Результаты землеустроительных работ используются для оформления таких документов:

      • Генеральный план административной территориальной единицы;
      • Схема по организации охранной зоны и ее использованию;
      • Чертеж ЗУ с расположенными на нем объектами;
      • Карта местности с зонированием и распределением земель по категориям;
      • План-проект по внутрихозяйственному устройству;
      • Чертеж надела с нанесением геодезических знаков;
      • Проект по восстановлению деградировавших земель.

      Указанные виды документов являются обязательными для всех регионов России. Но существует ряд отдельных административных районов, которые имеют право разрабатывать бланки в соответствии со спецификой региона (например, для Красноярского края создаются планы развития местности, где занимаются оленеводством).

      Документы, сформированные в результате землеустройства, необходимо утвердить в государственных уполномоченных организациях и прикрепить к землеустроительному делу.

      Читайте также:
      Налоговые льготы ветеранам боевых действий
Ссылка на основную публикацию