Государственный контроль и надзор

На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.

Государственный контроль и надзор

Минфин России осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом такого контроля (надзора) является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. При осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов проверяется соблюдение требований следующих нормативных правовых актов, в частности:

Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов регулируется Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н. Указанная функция осуществляется Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме документарных и выездных плановых и внеплановых проверок, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния их исполнения при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов своей деятельности.

Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов проводится не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым ежегодно Минфином России по согласованию с органами прокуратуры.

Внеплановая проверка проводится на основании:

  • поданной в Минфин России жалобы на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов;
  • истечения срока исполнения саморегулируемой организацией аудиторов ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;
  • поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Систематическое наблюдение (мониторинг) за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности осуществляется в соответствии с Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202. В ходе мониторинга проводится наблюдение по следующим основным направлениям:

  • наблюдение за исполнением саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н, в части своевременности и полноты предоставления сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
  • исполнение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н, в части своевременности, полноты и качества сведений, предоставляемых в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;
  • исполнение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в части обеспечения доступа к информации, подлежащей раскрытию на официальных Интернет – сайтах этих организаций;
  • исполнение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в части рассмотрения жалоб на действия членов этих организаций.

В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, Минфин России по результатам проверки вправе применить следующие меры воздействия:

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Раздел I Основные положения

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

Часть 3 дополнена пунктом 12 с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Часть 3 дополнена пунктом 3 с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

3) проведение профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

Пункт 1 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

1) государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, если иное регулирование не установлено федеральным законом;

Читайте также:
Какие пособия на ребенка в карелии

Пункт 2 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

2) государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;

4) контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;

5) надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

Пункт 6 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

6) государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

7) контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Пункт 9 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 359-ФЗ

9) контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;

11) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

Пункт 12 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

12) контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

13) контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

Информация об изменениях:

15) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;

16) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

17) контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Пункт 18 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

4) контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

5) контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

Пункт 6 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

6) федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия (за исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований при осуществлении разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов, разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;

8) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;

9) федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

10) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

12) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

13) надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

15) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

16) контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;

Пункт 17 изменен с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

17) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; федеральный государственный надзор в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, а также на ядерных объектах, на которых осуществляется выполнение заказов в интересах обеспечения обороны Российской Федерации; государственный контроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации;

18) лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

19) контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

21) государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом;

Читайте также:
Повышение пенсии в , какие надбавки ждут пенсионеров

22) государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом;

23) государственный контроль в области связи, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

24) контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль).

Статья 2 дополнена частью 6 с 11 июня 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

6. Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного строительного надзора, федерального государственного метрологического контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, внешней разведки, государственной охраны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного экологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, государственного земельного надзора на земельных участках, предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями, регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) подлежат утверждению до 1 января 2022 г.

Анализ основных положений №248-ФЗ от 31.07.2022 г.

В статье рассмотрены основные положения Федерального закона от 31.07.2022 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2022 года. Проанализированы изложенные в Законе процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, акцент которых сделан на профилактические мероприятия.

закон ФЗ 248 отличие от фз 294_proverka_zakon_fz_248_otlichie_proverka_294

Президентом Российской Федерации 31 июля 2022 года был подписан новый Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Закон разработан в целях устранения недостатков нынешнего правового регулирования государственного и муниципального контроля (далее – государственный надзор), заключающихся в недостаточности регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданном акценте на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для надзорных органов мероприятием.

Данным Законом устанавливаются гарантии защиты прав физических и юридических лиц, ИП и прочих организаций, не являющихся юридическими лицами.

Закон с 01.07.2022 года сменит действующий №294-ФЗ.

В главе 2 раскрываются 8 принципов государственного надзора:

1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
2) стимулировании добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства надзорного органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного надзора;
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного надзора.

Федеральный закон от 31.07.2022 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
“О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”

  • Статья 7. Законность и обоснованность
  • Статья 8. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований
  • Статья 9. Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц
  • Статья 10. Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц
  • Статья 11. Недопустимость злоупотребления правом
  • Статья 12. Соблюдение охраняемой законом тайны
  • Статья 13. Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • Статья 14. Оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

В соответствии со статьей 15 Закона предметом государственного надзора являются оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральными законами решений надзорных органов, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий (далее – надзорные мероприятия). При этом предмет надзора определяется федеральным законом о виде надзора, законом субъекта Российской Федерации о виде надзора.

В свою очередь, статьей 16 Закона определено, что объектами государственного надзора (далее – объекты надзора), являются:

– деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

– результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

– здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.

Статьей 17 Закона установлено, что в целях информационного обеспечения государственного надзора, в том числе создаетсяединый реестр надзорных мероприятий. В данном реестре согласно статье 19 настоящего закона, наряду с информацией о проводимых надзорными органами плановых и внеплановых проверках, также будут учитываться сведения о профилактических мероприятиях, принятых решениях и действиях должностных лиц при проведении указанных мероприятий.

В случае отсутствия в указанном едином реестре сведений о надзорном мероприятии либо отдельном надзорном действии на момент начала их проведения осуществление таких мероприятий, не допускается.

Читайте также:
Что такое дачное некоммерческое товарищество?

Статьей 21 Закона предусмотрено, что оформление документов при осуществлении государственного надзора надзорными органами, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению надзорных мероприятий,будет составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

Таким образом, согласно положениям Закона к 2024 году документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронного документа со стороны контролируемого лица простой электронной подписью.

При этом до 31 декабря 2023 года в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица надзорный орган вправе направлять документы и сведения контролируемому лицу, в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи.

Федеральный закон от 31.07.2022 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
“О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”

Статья 15. Предмет государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 17. Информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 22. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Главой 5 определяется порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Раскрываются следующие основные понятия:
– риск причинения вреда (ущерба);
– оценка риска причинения вреда (ущерба);
– управление риском причинения вреда (ущерба).

Согласно ст.22 государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом ст.23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.

В Положении о виде надзора должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, с учетом наличия в обязательном порядке категории низкого риска.

С момента вступления в силу нового закона закрепленная в №294-ФЗ презумпция добросовестности юрлиц, ИП перестает существовать. Сведения о добросовестности контролируемых лиц теперь будут оцениваться в соответствии с частью 7 статьи 23 нового закона, и учитываться надзорными органами при отнесении объектов надзора к категориям риска.

Федеральный закон от 31.07.2022 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
“О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”

  • Статья 22. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
  • Статья 23. Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований
  • Статья 24. Порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований
  • Статья 25. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

В главе раскрываются обязанности должностных лиц надзорных органов, порядок их доступа к объектам для проведения надзорных мероприятий, ограничения, которые должны соблюдаться при проведении таких мероприятий.

Согласно ст.30 работа надзорных органов будет оцениваться на основе системы показателей результативности и эффективности, которая включает:

– ключевые показатели видов надзора, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий надзорный орган;

– индикативные показатели видов надзора, применяемые для мониторинга надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

При этом установление ключевых показателей вида надзора, основанных на количестве проведенных профилактических и надзорных мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.

Федеральный закон от 31.07.2022 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
“О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”

Раздел I

Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее – государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

Читайте также:
Преимущества алюминиевых окон для лоджии

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

10) деятельность органов государственной охраны;

11) деятельность органов федеральной службы безопасности;

12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также – вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее – федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее – закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).

9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.

3. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в следующей части:

1) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию (далее – лицензиаты). Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги;

2) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 настоящего Федерального закона;

3) проведение профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:

1) государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, если иное регулирование не установлено федеральным законом;

2) государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;

3) государственного портового контроля;

4) контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;

5) надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

6) государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

7) контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

8) государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;

9) контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, надзора в национальной платежной системе;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 2 июля 2022 года N 359-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

10) контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

11) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

12) контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

13) контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

Читайте также:
Получение или возмещение налогового вычета в Самаре

15) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;

16) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

17) контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

18) лесной охраны.

5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):

1) налоговый контроль;

2) валютный контроль;

3) таможенный контроль;

4) контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

5) контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

6) федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия (за исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований при осуществлении разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов, разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;

8) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;

9) федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

10) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

12) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

13) надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

14) федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

15) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

16) контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;

Государственный контроль и надзор

line01

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще, чем один раз в 3 года.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в федеральную службу по труду и занятости:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов

государственной власти (должностных лиц федеральной службы по труду и занятости труда и других федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств
массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших
возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:

а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;

г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Читайте также:
Жалоба на действия третьих лиц

е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и руководители государственных инспекций труда отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации.

Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

– у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

– в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

– в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.

Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.
Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

– продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;

– техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

– системы управления качеством;

– работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

– обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

– правил обязательной сертификации;

– правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

Читайте также:
Как сделать ванную комфортной

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем ) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации. Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). К таким органам относятся, например:

– Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

– Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

– Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

– проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

– получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

– обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

– доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

– получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

– использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

– проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

– получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

– отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

– исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

– проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

– оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

– проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.

Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

Читайте также:
Подача и предъявление исполнительного листа к исполнению

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Закон о «регуляторной гильотине»

Закон о «регуляторной гильотине» – то есть о реформе системы обязательных требований (ОТ), содержащихся в нормативных правовых актах (НПА), – определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в таких актах требований, которые связаны с экономической деятельностью и соблюдение которых оценивается в рамках контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Обязательные требования устанавливаются, в частности, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров РФ, НПА субъектов РФ, муниципальными НПА.

Остановимся на некоторых наиболее интересных положениях Закона о «регуляторной гильотине».

Положения НПА, устанавливающих ОТ, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего НПА.

Сформулирован ряд принципов установления и оценки применения ОТ, в частности:

  • при введении ОТ оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • содержание ОТ должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при применении и должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;
  • ОТ должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования требований, а также противоречий между ними;
  • ОТ, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;
  • ОТ должны быть исполнимыми. При формировании ОТ необходимо учитывать затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими ОТ, при обычных условиях гражданского оборота.

Запрещено устанавливать ОТ, исключающее возможность исполнить другие ОТ.

Пунктом 1 ст. 13 Закона о «регуляторной гильотине» введена возможность установления экспериментального правового режима, который заключается в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории – например, полного или частичного отказа от применения каких-либо ОТ.

Правительством РФ до 01.01.2022 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, содержащих ОТ, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), – таково требование п. 1 ст. 15 Закона «о регуляторной гильотине».

С 01.01.2022 при осуществлении государственного контроля (надзора) не будет допускаться оценка соблюдения ОТ, содержащихся в НПА, которые вступили в силу до 01.01.2022 (п. 2 ст. 15 Закона «о регуляторной гильотине»). Также с 01.01.2022 несоблюдение требований, содержащихся в актах, вступивших в силу до 01.01.2020, не будет считаться основанием для привлечения к административной ответственности (п. 3 ст. 15 Закона «о регуляторной гильотине»).

С 01.01.2022 вступает в силу еще один запрет – при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации будет недопустимо оценивать соблюдение ОТ из официально не опубликованных НПА (за исключением ОТ, составляющих гостайну или относимых к иной информации ограниченного доступа).

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации

Гулиева, Г. М. К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации / Г. М. Гулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (348). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78279/ (дата обращения: 13.02.2022).

В работе автором рассматривается вопрос о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» по российскому законодательству. Подробно исследуются различные точки зрения правоведов относительно понятий государственный контроль и надзор, а также обосновывается различие между изучаемыми понятиями.

Ключевые слова: понятие, соотношение, государственный орган, государственный контроль, государственный надзор.

In the work, the author considers the question of the relationship between the concepts of «state control» and «state supervision» under Russian law. The various points of view of jurists regarding the concepts of state control and supervision are studied in detail, and the difference between the studied concepts is justified.

Keywords: concept, ratio, government agency, state control, state supervision.

В настоящее время понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» активно используются как в научной правовой доктрине, так и в российском законодательстве. Несмотря на это, указанные понятия не получили до сих пор четкого законодательного определения и толкования, из которых бы следовало ясное понимание об их соотношении между собой.

На сегодняшний день юридическая литература не содержит в себе единого подхода в понимании сущности государственного контроля и государственного надзора. Так, Попова Н. Ф. полагает, что «государственный контроль — это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров, а государственный надзор — деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за соблюдением специально установленных норм, правил и требований в сфере государственного управления, осуществляемая в отношении не подчиненным им физических и юридических лиц» [5].

Читайте также:
Последние новости о льготах пенсионерам в 2022 году

Иной позиции Тарасов А. М., в своих трудах он говорил о том, что «термины «государственный контроль» и «государственный надзор» являются синонимами» [8]. Поскольку как верно отметила Галанина Л. А., что «в ряде случаев трудно отличить контрольные полномочия от надзорных, поэтому в законодательстве и литературе не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными полномочиями, а контрольные и надзорные органы нередко называют «контрольно-надзорными» [6].

Помимо всего прочего, существует и третья точка зрения, в соответствии с которой государственный надзор считают частью государственного контроля. В этом случае стоит сказать о позиции ученого Савицкого В. М., полагавшим, что надзор является формой контрольной функции. По его мнению, «сущность всякого надзора заключается в наблюдении за тем, чтобы соответствующие органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности и привлечению виновных к надлежащей ответственности» [7].

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основные точки зрения относительно вопроса о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», а именно:

– «государственный контроль» и «государственный надзор» — это два самостоятельных понятия,

– «государственный контроль» и «государственный надзор» — это тождественные понятия,

– «государственный надзор» — это часть «государственного контроля».

Что касаемо законодательного регламентирования понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», то анализ действующего российского федерального законодательства показал, что в нем имеется ряд противоречий при толковании упомянутых понятий.

В Основном Законе страны — Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. практически ничего не говорится о «государственном контроле» или «государственном надзоре». Лишь в п. «а» ст. 71 Конституции РФ упомянуто, что в ведении Российской Федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением [1].

В настоящее время понятие «государственный контроль (надзор)» раскрывается в ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Так, под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, установленных действующим российским законодательством, посредством организации и проведения проверок и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований [3].

Кроме того, в подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.2004 г. под функциями по контролю и надзору понимается непосредственно сама контрольно-надзорная деятельность, а также разрешительная и регистрационная деятельность в рамках контрольно-надзорной деятельности [4]. Также, к примеру, ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) имеет название «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль», ст. 19.5 — «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль» [2].

Как мы видим, в вышеуказанных нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» отождествляются друг с другом. Более того основной функцией государственного контроля (надзор) является лишь осуществление проверки, а сбор информации, проведение исследований и экспертиз, оформление результатов проверки и принятие мер по результатам контроля, относятся к контрольным мероприятиям.

Исходя из вышесказанного, видится необходимость в разграничении исследуемых понятий. Поэтому предлагается выделить следующие основания для дифференциации терминов «государственный контроль» и «государственный надзор»:

– в зависимости от объекта контроля или надзора. Объектом контроля является наиболее широкий круг разнообразных сфер деятельности субъектов, а объектом надзора выступают специальные правила (противопожарные, ветеринарные, санитарные),

– в зависимости от субъекта, на которого распространяется контроль или надзор. Деятельность контролирующих органов направлена на организационно-подчиненных. Что касаемо надзорных органов, то они выполняют свои функции в отношении третьих лиц, которые не находятся по отношению к ним в подчинении,

– в зависимости от выполняемых функций. При осуществлении контроля возможна оценка эффективности и целесообразности деяний того или иного проверяемого субъекта, а также вмешательство в его текущую деятельность. Надзор направлен на проверку относительно соблюдения требований действующего законодательства,

– в зависимости от мер воздействия. При выполнении контроля могут применять меры дисциплинарного, административного и даже уголовно-правового характера. При осуществлении надзора применяются только меры административного воздействия. Например, административный штраф, лишение специального права, приостановление работ и др.

Читайте также:
Как выглядит выписка с банковского счета

Таким образом, на наш взгляд понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» являются двумя самостоятельными понятиями. Их нельзя соотносить как общее и частное или как равнозначные понятия. Поскольку контроль призван вести наблюдение за состоянием определенных сфер жизнедеятельности общества и анализировать эти результаты наблюдения с целью применения (в случае необходимости) различных мер воздействия. В свою очередь, надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленную на обеспечение законности.

1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 1.

3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 6249.

4. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (от 09.03.2004 г. № 314) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.

5. Административное право: учеб. / под ред. Н. Ф. Поповой. — М.: Юрайт, 2015. — 108 c.

6. Галанина, Л. А. Организационно-правовое обеспечение контроля за исполнением нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. / Л. А. Галанина. — М., 2001. — 184 с.

7. Савицкий, В. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. — 2004. — № 10. — С. 20–21.

8. Тарасов, А. М. Очерк теории прокурорского надзора // Государство и право. — 2004. — № 10. — С. 20–21.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, государственный надзор, Российская Федерация, надзор, должностное лицо, контроль, должностное лицо органа, осуществляющий государственный надзор, осуществляющий муниципальный контроль, российское законодательство.

Понятие контроля и надзора в системе государственного управления

В теории государственного и муниципального управления широкое распространение получила позиция, согласно которой государственное управление трактуется в узком смысле как административная деятельность, то есть деятельность исключительно органов исполнительной власти. Иными словами, контроль и надзор в системе государственного управления согласно этой позиции представляет собой инструмент контроля эффективности реализации исполнительными органами законов и иных нормативных актов.

При этом очевидно, что эффективность государственного управления – это категория охватывающая не только эффективность функционирования должностных лиц и органов исполнительной власти, но и эффективность работы всей системы государственного управления в целом, как исполнительный, так законодательной и судебной. Так, например, нельзя говорить об эффективности государственного управления там, где исполнительные органы функционируют в соответствии с недемократическими законами, принятыми без учета социального запроса, поступающего от населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, представляется, что наиболее верно определять государственное управление как целенаправленную профессиональную деятельность, осуществляемую служащим и должностными лицами системы государственного управления для реализации государственных функций и задач.

Итак, контроль и надзор в системе государственного управления – это одно из системообразующих звеньев. Так, система государственного управления функционирует посредством взаимодействия субъектов и объектов управления, при этом управленческое воздействие, исходящее от субъектов управления не всегда соответствует целям, принципам и задачам государственного управления, не всегда характеризуется планируемым социально-экономическом полезным эффектом. Отсюда, возникает необходимость постоянного контроля оценки эффективности управленческого воздействия для последующей его корректировки. Именно эту задачу в системе государственного управления решает институт контроля и надзора.

Другим направлением определения контроля и надзора в государственном управлении может выступать характеристика его как системы обратной связи, то есть поступающего от населения сигнала относительно эффективности государственного управления, эффективности решения функций и задач государственного управления и соответствия социально полезного эффекта государственного управления запросам населения.

Государственный контроль и надзор реализуются специальными органами, а также посредством функционирования институтов гражданского общества и институтов непосредственной демократии.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении понятий контроля и надзора, поскольку законодательные определения категорий контроля и надзора в государственном управлении отсутствуют, в теории разрабатывается собственный подход. Так, ряд авторов рассматривает категории контроля и надзора как синонимичные, другие подчеркивают, что категория надзор должна рассматриваться в качестве составной, более узкой категории внутри системы контроля.

В свою очередь, трактовка законодателем контроля и надзора в отдельных специальных сферах государственного управления не позволяет сделать однозначного вывода относительно соотношение указанных понятий. Так, например, и государственные органы контроля, и государственные органы надзора обладают полномочием по наложению санкций в случае выявления нарушения, в отдельных законах контроль и надзор используются как равнозначные категории.

Контроль и надзор в системе государственного управления – это специальное направление публичного управления, опосредующее систему мероприятий, направленных на установление соответствия параметров деятельности служащих, должностных лиц и органов государственного управления нормативно закрепленным показателям и требованиям, оценка эффективности такой деятельности для цели ее дальнейшего совершенствования.

Значение контроля и надзора в системе государственного управления

Отрицательные тенденции в современной отечественной экономике во многом обусловлены не только внешними обстоятельствами, в том числе наложением санкций со стороны европейских государств и США, а также падением цен на энергоресурсы, но и факторами внутреннего характера, к числу которых можно отнести необходимость обновления экономической системы и повышения эффективности системы публичного управления на государственном, региональном и местном уровнях.

Важнейшим аспектом обеспечения эффективности системы публичного управления выступает институт государственного контроля и надзора, который находит свое воплощение во всех стадиях процесса принятия и реализации управленческих решений.

Ссылка на основную публикацию