Не предоставили вовремя 2-НДФЛ, что грозит компании

ВАЖНО! Несвоевременная сдача налоговых расчётов не регулируется ст. 119 Налогового Кодекса РФ, оштрафовать организацию по этой статье невозможно.

Забыли удержать НДФЛ: исправляем ошибку

Рассмотрим два варианта с наглядными примерами: когда сотруднику в течение всего налогового периода (то есть года) производятся выплаты в денежной форме и когда таких выплат не предполагается.

Пример № 1.

Сотруднику Потапенко Г. Н. в июне 2017 г. были начислены и выплачены отпускные за 2 недели отпуска на общую сумму 28 673,00 руб. Потапенко Г. Н. является резидентом РФ. Из начисленных отпускных был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ 1600,00 руб. Вычеты по НДФЛ сотруднику не предоставляются.

Однако бухгалтером была допущена ошибка в расчете налога, поскольку сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, должна быть равна 3727,00 руб. (28 673,00 руб. × 13%=3727,00 руб.). То есть налог с отпускных был удержан не в полном размере. Недочет в расчете бухгалтером был обнаружен 1 декабря 2017 г. Потапенко Г.Н. продолжает работать и получает доход в денежной форме по настоящее время.

В рассмотренной ситуации организации, как налоговому агенту, рекомендуется пересчитать суммы НДФЛ по сотруднику за период с июня 2017 г. по декабрь 2017 г. включительно и доудержать до конца налогового периода (то есть до конца 2017 г.) с денежных доходов сотрудника недостающую сумму НДФЛ 2127,00 руб. (к примеру, из заработной платы, премий, больничных и пр.) и перечислить ее в бюджет. Но при этом важно помнить, что общая сумма удерживаемого НДФЛ не должна превышать 50% от выплачиваемого в денежной форме дохода сотруднику (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Далее, в связи с перерасчетом НДФЛ, нужно подать корректировочную декларацию 6-НДФЛ за полгода и 9 месяцев 2017 г., а до 2 апреля 2018 г. сдать декларацию 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по итогам всего 2017 г.

Обратите внимание! доудержать налог можно с облагаемых доходов сотрудника в денежной форме только лишь в рамках текущего налогового периода. В 2018 г. удержания производить уже нельзя. Об этом свидетельствует Письмо ФНС РФ от 26.10.2016 № БС-4-11/20405@. То есть в описанном выше примере у бухгалтера есть возможность удержать недостающий НДФЛ в размере 2172,00 руб. с доходов Потапенко Г.Н. за декабрь 2017 г.

Но если бы ошибка при неверном расчете налога была найдена, предположим, в феврале 2018 г., то, соответственно, работодателю удержать НДФЛ уже не представилось бы возможным. И в подобном случае в результате неправомерного неудержания НДФЛ по итогам истекшего налогового периода санкций ИФНС в виде штрафа и пеней работодателю не избежать. А обязанность по уплате неудержанной суммы НДФЛ перекладывается уже непосредственно на физлицо. В свою очередь от организации, как налогового агента, требуется подать в ИФНС справку 2-НДФЛ с признаком «2» по данному сотруднику – в ней будет отражаться информация о неудержанных суммах налога с дохода физлица за налоговый период.

Что же касается взыскания пеней при несвоевременном удержании, то тут есть два мнения – ВАС РФ и ФНС РФ. Так, ВАС РФ в своем постановлении № 57 30.07.2013 г. разъясняет, что с налогового агента, который не удержал налог, могут быть взысканы пени. Однако ФНС РФ в своем письме № ЕД-4-2/13600 от 04.08.2015 г. утверждает следующее: в связи с тем, что перечисление НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, то и оснований для взыскания неудержанного налога с налогового агента нет, а значит, нет и оснований для взыскания пеней, то есть если НДФЛ работодателем не был удержан, следовательно, и пеней быть не должно.

Но поскольку мнения ВАС и ФНС расходятся, да и к тому же если неудержание НДФЛ не является обоснованным, то взыскание пеней налоговым органом с работодателя в случае несвоевременного удержания налога (как описано в примере 1) все-таки может быть допустимым.

Читайте также:
Бухучет страховых взносов и расчетов по соцстрахованию

Напомним, что пеня рассчитывается исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования, суммы задолженности по налогу и количества просроченных для оплаты дней.

Если налоговая инспекция выставит требование об уплате пеней и штрафов, то их обязательно нужно будет погасить, в противном случае можно ожидать блокировку расчетного счета организации.

Как накажут за неподачу справки в 2022 году

Ответственность за непредставление 2-НДФЛ с 01.01.2022

Начиная с отчетности за 2022 год (то есть в первый раз до 01.03.2022) справки 2-НДФЛ сдаются в ИФНС не в качестве самостоятельного документа, а в составе годового расчета 6-НДФЛ. Так теперь подают и сведения о доходах, и сообщения о невозможности удержать НДФЛ.

Поскольку справки стали частью (приложением) к 6-НДФЛ, то и ответственность за их неподачу будет применяться в рамках тех норм, которые предусмотрены для расчета. А налоговых составов здесь несколько:

  • за несвоевременное представление — 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ);
  • ошибки и недостоверные сведения — 500 руб. (п. 1 ст. 126.1 НК РФ);
  • нарушение способа представления — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Есть еще административная ответственность по ст. 15.6 КоАП, в соответствии с которой правонарушениями являются:

  • непредставление (несвоевременное представление) сведений в налоговые органы;
  • отказ от представления документов в налоговые органы;
  • неполное либо искаженное представление данных.

Для должностных лиц за это предусмотрен штраф от 300 до 500 руб.

Подробнее о штрафах за нарушения с 6-НДФЛ читайте в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Пробный доступ можно получить бесплатно.

Исходя из этого представляется, что теперь неподача 2-НДФЛ (и штраф за нее) может существовать в двух вариантах:

  • когда вообще не сдан 6-НДФЛ — очевидно, здесь будет штраф 1000 руб. за каждый месяц просрочки;
  • если 6-НДФЛ сдали, но справки о доходах сформировали не на всех работников, — в этом случае, полагаем, речь будет идти о недостоверных сведениях в расчете и штрафе 500 руб.

Ответственность за непредставление 2-НДФЛ за периоды до 2022 года

Если налоговый агент несвоевременно представлял в налоговый орган cправку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ до 2022 года, его привлекали к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа 200 руб. за каждый неподанный им документ. Также могли оштрафовать по ст. 15.6 КоАП.

Читайте также:
Новости раздела Правоспособность и дееспособность

Поскольку справка о доходах не являлась налоговой декларацией, за ее непредставление не могли применять ответственность по ст. 119 НК РФ.

По аналогичной причине из-за непредставления 2-НДФЛ не могли приостанавливаться операции налогоплательщика по счетам в банке (постановления ФАС Московского округа от 10.01.2008 № КА-А40/12282-07, от 14.02.2008 № КА-А40/235-08).

О том, сколько времени действительна справка о доходах, читайте в этой статье.

Штраф за ошибки в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Если налоговый агент представит формы, содержащие недостоверные сведения, то ему грозит штраф 500 рублей за каждый такой документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Однако непонятно какие сведения нужно считать недостоверными. Ведь кодекс не содержит такого определения. ФНС РФ считает, что любые ошибочные данные в формах 2-НДФЛ и 6-НДФЛ можно отнести к недостоверным и взыскать штраф. Например, это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

Так, основанием для штрафа является недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде недоплаты налога, нарушения прав физлиц (например, прав на налоговые вычеты).

Указанная ответственность также применяется при ошибках в показателях, идентифицирующих физлиц (ИНН, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь нарушения прав физлиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).

Вместе с тем, если ошибки не привели к неблагоприятным последствиям для бюджета и нарушению прав физлиц, то при расчете штрафа нужно учитывать смягчающие показатели.

Кроме того, налоговый агент освобождается от ответственности, если он самостоятельно выявит и исправит все имеющиеся огрехи.

Выявление недостоверных сведений в форме 6-НДФЛ осуществляется в рамках проведения камеральной и выездной проверки.

При выявлении недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в расчетах по форме 6-НДФЛ, вне рамок указанных проверок производство по делу о правонарушении осуществляется по ст. 101.4 НК РФ.

Сведения по форме 2-НДФЛ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной проверки НК РФ не предусмотрено. Таким образом, кодексом не установлен предельный срок для выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в справке.

Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной проверки за соответствующий период.

При этом ответственность применяется по представлению сведений по форме 2-НДФЛ после 1 января 2016 года.

При обнаружении ошибок в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ инспекторы истребуют у налогового агента пояснения с указанием выявленных неточностей и (или) противоречий либо уведомляют о вызове в налоговый орган.

Вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

ФНС дала распоряжение региональным УФНС довести данное письмо до нижестоящих инспекций.

Читайте также:
Где и как можно взять кредит военнослужащему по контракту

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Энциклопедия решений. Ответственность налогового агента за невыдачу налогоплательщику по его заявлению Справки о доходах и удержанных суммах НДФЛ

Пунктом 3 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налогового агента выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных ими доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Поэтому налоговый агент не вправе отказать в выдаче налогоплательщику справки о доходах по форме 2-НДФЛ (письмо УФНС России по г. Москве от 24.02.2011 N 20-14/3/16873). При этом НК РФ не устанавливает ни порядок, ни сроки выдачи такой справки, ни специальной ответственности за неисполнение этой обязанности. Обратимся к текстам иных нормативных правовых актов.

Отказ в выдаче справки 2-НДФЛ работнику

Читайте также:
Взыскание компенсаций с мед. учреждений

Если налоговым агентом является работодатель, то справка 2-НДФЛ отражает сведения о заработной плате и потому является документом, связанным с работой (см. также письмо Минфина России от 21.06.2016 N 03-04-05/36096). А согласно ст. 62 ТК РФ, копии документов, связанных с работой, выдаются работодателем работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления, безвозмездно. А если работник увольняется, то справка 2-НДФЛ – если работник о ней попросил – выдается в день прекращения рудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Неисполнение указанной обязанности карается ответственностью по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Судебная практика по данной теме довольно многочисленна (решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 03.05.2017 по делу N 7-199/2017, Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30.05.2017 по делу N 12-848/2017, Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2016 по делу N 7-945/2016, Тюменского областного суда от 09.09.2015 по делу N 21-439/2015, Верховного Суда Республики Хакасия от 23.12.2014 по делу N 7р-147/2014, Астраханского областного суда от 22.08.2014 по делу N 7-308/2014, Верховного Суда Республики Коми от 04.06.2014 по делу N 21-229/2014).

Наказание составляет: для должностных лиц и ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей, для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

Составляют протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ государственные инспекторы труда, они же рассматривают дела и назначают наказание (ст. 23.12 КоАП РФ). Именно туда имеет смысл обратиться “обиженному работнику”, которому задерживают выдачу справки 2-НДФЛ. Кроме того, возбудить дело и затем передать его в Роструд может прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

Отказ в выдаче справки 2-НДФЛ бывшему работнику

Если за справкой 2-НДФЛ к налоговому агенту обращается его бывший работник, то продолжает ли действовать ст. 62 ТК РФ? Из перечня поименованных в ст. 62 ТК РФ документов можно заключить, что данная норма распространяется и на бывших работников, следовательно, требования ст. 62 ТК РФ регулируют, в том числе, отношения между бывшими работодателем и работником (кстати, это не единственный случай, когда ТК РФ употребляет термин “работник” применительно к бывшим работникам: см., например, ч. 6 ст. 84.1, ч. 2 ст. 391, ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

Этот вывод подтверждается и обширной судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 19.05.2014 по делу N 33-740, апелляционное определение СК по административным делам Владимирского областного суда от 10.07.2014 по делу N 33-2460/2014, апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 05.09.2014 по делу N 33-9339/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.12.2014 по делу N 33-8008/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.04.2015 по делу N 33-3852/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03.06.2015 по делу N 33-5753/2015, решение Магаданского областного суда от 28.07.2011 по делу N 12-284/2011, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.12.2010 N 33-40113).

Таким образом, справка 2-НДФЛ выдается бывшим работодателем своему бывшему работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. Безвозмездно.

Читайте также:
ФНС начала разработку инфосистемы бухотчетности

Отметим, что предоставлять вместе с заявлением иные документы (например, копии трудовой книжки) бывший работник не должен, поскольку возникновение обязанности работодателя обусловлено лишь наличием волеизъявления работника, выраженного в форме письменного заявления (постановление президиума Московского областного суда от 08.02.2012 N 41, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26.02.2014 по делу N 33-739-2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19.12.2013 по делу N 33-15571/13).

Ответственность бывшего работодателя за невыдачу справки 2-НДФЛ в данном случае наступает по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Порядок привлечения к ответственности описан в предыдущей части статьи.

Отказ в выдаче справки 2-НДФЛ гражданину – исполнителю по гражданско-правовому договору

В данном случае справка 2-НДФЛ не является документом, связанным с работой, и требования ТК РФ на эту ситуацию не распространяется.

Однако ответственность в данном случае может наступить по ст. 5.39 КоАП РФ (неправомерный отказ либо просрочка в предоставлении информации). Наказываются по этой статье исключительно должностные лица и только штрафом – от 5 000 до 10 000 рублей. Возбудить дело об этом административном правонарушении может только прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Рассматривать дело и назначать наказание будет мировой судья (ч. 1 и абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кроме того, в последнее время высказывается мысль, что ответственность за невыдачу налоговым агентом справки 2-НДФЛ может наступить и в рамках законодательства о персональных данных. Ведь налоговый агент и исполнитель по ГПД являются, соответственно, оператором и субъектом персональных данных. При этом согласно п. 5 ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закона N 152-ФЗ), субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей непосредственно обрабатываемые персональные данные. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 152-ФЗ оператор обязан ознакомить субъекта персональных данных с этими персональными данными в течение 30 календарных дней с даты получения запроса. На наш взгляд, однако, из содержания указанных норм не вытекает прямая обязанность оператора выдать субъекту персданных именно справку по форме 2-НДФЛ в ответ на его запрос о предоставлении сведений о доходах и удержанном НДФЛ. Тем не менее такая позиция высказывается.

За неисполнение оператором персданных указанной обязанности может наступить ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ (невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных).

Подтверждение ОКВЭД в ФСС

Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:

  • справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.

Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Читайте также:
Коэффициент вариации по 44-ФЗ. Пример расчёта, формула

Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);

за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);

за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;

за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515). Примерами таких сведений являются:

арифметические ошибки;

искажение суммовых показателей;

ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

Читайте также:
Как учитывать бортовое устройство системы «Платон»

Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

Читайте также:
Таро прогноз для Рака на 2022 год

Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.

Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

Читайте также:
Бесплатная консультация юриста в Воскресенске

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России». Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

В письмах ФНС России от 12.02.2016 № БС-4-11/2303@, от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@ высказана позиция, согласно которой указание в документах недостоверных сведений об ИНН налогоплательщика (не соответствующего фактически присвоенному) влечет привлечение налогового агента к ответственности.

Вместе с тем, с учетом уже названного решения ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, привлечение к ответственности можно оспорить, если в документе были указаны иные сведения о физическом лице — получателе дохода, позволяющие его идентифицировать.

Кроме того, на мой взгляд, налоговый агент не может быть привлечен к ответственности за использование в документах недостоверных или некорректных сведений, которые получены им от налогоплательщика и налоговый агент не знал и не мог знать о недостоверности имеющихся у него сведений. Например, при изменении паспортных данных физического лица, присвоении ему нескольких ИНН. В подобной ситуации вина налогового агента в совершении правонарушения отсутствует (статьи 106, 109, 110 НК РФ).

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Читайте также:
Способы выписаться из квартиры в 2022 году

В трудовую инспекцию

Если же работодатель нарушает статьи 62 и 84.1 ТК РФ и отказывает сотруднику в своевременной выдаче 2-НДФЛ, закон защищает права подчиненного. Он может предпринять определенные действия. Для этого следует, в первую очередь, в письменном виде пожаловаться трудовой инспекции.

Нарушение законодательства подразумевает штрафные санкции для работодателя. Трудовой инспектор имеет право оштрафовать организацию. Согласно КоАП РФ, ей угрожают следующие денежные штрафы (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • 1000 – 5 000 руб. – на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. – на юрлицо;
  • 1000 – 5 000 руб. – на коммерсантов.

Причем ранее закон допускал возможность приостановления деятельности компании на срок до 3-х месяцев. Сейчас это правило уже не действует.

Административной ответственности за нарушение срока выдачи справки 2-НДФЛ нет. Наказать работодателя могут только за общее несоблюдение указанных сроков или за отказ в выдаче 2-НДФЛ.

Инспекция труда, опираясь на ст. 357 ТК РФ, выдаёт фирме предписание, в котором обязывает ее устранить нарушение и выдать работнику требуемую справку.

Представленный объем документов является значительным.

Суды, учитывая большой объем справок 2-НДФЛ, а также то обстоятельство, что налоговиками не представлено доказательств того, что непредставление документов повлекло каких-либо значимых неблагоприятных экономических последствий для бюджета, пришли к выводу о несоответствии штрафа в размере 400 000 рублей причиненному вреду интересам государства.

В данной ситуации судьи учли тот факт, что несвоевременная передача сведений по форме 2-НДФЛ была совершена по неосторожности и компания добровольно уплатила НДФЛ в бюджет.

Это связано с отсутствием между человеком и его бывшим работодателем отношений, на которые распространяются нормы ТК РФ и ст. 62, который в таком случае уже не действует. Следовательно, оштрафовать работодателя за нарушение трудового законодательства будет очень сложно. Именно для разрешения подобной ситуации бывший работник может обратиться в суд, который, разобравшись, сможет принудить фирму выдать справку.

Например

Если инспекцией установлено многократное привлечение налогового агента к ответственности за аналогичное правонарушение (несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц), то суд не находит оснований для смягчения финансовой
санкции, установленной вступившим в законную силу решением налогового органа (Решение АС г. Москвы от 20.04.2015 г. №А40-27722/2015).

Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить.

Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 31.03.2014 г. №А40-103842/13 рассматривался спор, в котором компанией в налоговый орган представлено 2 000 справок – документов.

Ссылка на основную публикацию