Наказание за несанкционированные свалки мусора

Согласно законодательству РФ, для выброса мусора разного размера и состава предусмотрены специальные места:

Что такое несанкционированная свалка, и кто ее должен убирать

Утилизация отходов – это одна из самых спорных и сложных отраслей экономики. С одной стороны – в процессе любой жизнедеятельности – производство ли это, просто бытовая жизнь – образуются отходы, которые надо куда-то девать. С другой стороны – утилизация отходов – процесс затратный. Поэтому и у простых людей, и у предпринимателей часто велико искушение избавиться от мусора, минуя законные способы.

Организация, производящая мусор, несет расходы по его утилизации, и не важно – это объединение собственников жилья, муниципальное учреждение или предприятие. Для сбора мусора с целью последующего его вывоза выделяются площадки, оборудованные особенным образом.

Самовольный сброс и последующее складирование мусора вне специализированных площадок является незаконным, независимо от того – юридическое или физическое лицо в этом виновно. Существуют количественные критерии для признания мест незаконного вывоза и сброса ТБО несанкционированными свалками. Выделяют следующие виды незаконного складирования мусора:

  1. Навал мусора – это скопление ТБО (твердых бытовых отходов) и КГМ (крупногабаритного мусора) в отведенных или случайных местах при условии, что объем мусорной кучи не более 1м куб.
  2. Очаговый навал мусора – когда отходы жизнедеятельности складируются стихийно (не на специально оборудованных площадках), занимают площадь до 50 м кв., и их объем меньше 30 м куб.
  3. И собственно несанкционированная свалка – это такая, которая стихийно образовалась в месте, не отведенном и не оборудованном для сбора и хранения мусора, если объем складируемых отходов превышает 30м куб. и занимает площадь более 50м кв.

Любое несанкционированное складирование мусора противозаконно. Но стихийная свалка выделяется как самостоятельное понятие в силу его экономической, экологической и, как следствие, юридической значимости. Именно с этого объема для ликвидации незаконной свалки может потребоваться привлечение государственных финансовых и административных ресурсов.

Что такое несанкционированная свалка, и кто ее должен убирать

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки – регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила).
В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).
Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Таким образом, ликвидация места несанкционированного размещения ТКО является обязанностью собственника земельного участка.
В рассматриваемой ситуации земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не разграничен, не сформирован.
В соответствии с п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к данному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Соответственно, для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на которую не разграничена, необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок.
Отметим, что согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:
– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
– не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
Из анализа судебной практики следует, что, согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, собственность на которую не разграничена, обязан орган местного самоуправления (смотрите, например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф06-47923/19 по делу N А06-7485/2018, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2019 г. N 12АП-6765/19, Апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 21 мая 2019 г. по делу N 33а-3471/2019).
Вместе с тем обращаем внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27.02.2018 N 559-О, согласно которой до наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по очистке их территорий от загрязнения отходами потребления.
Поэтому ответить однозначно на вопрос не представляется возможным. Окончательное решение о правомерности возложения обязанности на городское поселение ликвидировать несанкционированную свалку в рассматриваемой ситуации может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Читайте также:
Договор консигнации. Образец заполнения и бланк 2022 года

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Наказание за несанкционированные свалки мусора

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также:
Больничный при срочном договоре

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Лысьве

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Читайте также:
Кассационная жалоба по административному делу – образец

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Виды нарушений и размер штрафов для физических, юридических, должностных лиц и ИП

Каждая категория граждан получает различное наказание. Нормативно правовые акты, установленные Российской Федерацией и действующие на всей ее территории, предусматривают санкции за ниже представленные нарушения.

Создание несанкционированной свалки

Несанкционированная свалка

Нельзя вывозить мусор и оставлять его в месте, где делать это категорически запрещено законом, за это нарушитель будет наказан штрафом. В данном случае такое нарушение ведет к материальному вреду как окружающей среде, так и людям. Штраф за несанкционированную свалку мусора по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрен:

  • Для физических лиц в размере до 2 000 рублей;
  • Для юридических – до 30 000 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей грозит взыскание до 50 000 рублей и приостановление деятельности сроком на 3 месяца.
Читайте также:
Надбавка за выслугу лет в МВД

В Уголовном кодексе Российской Федерации существует статья 247, которая в особых случаях предусматривает лишение свободы сроком на 2 года за создание несанкционированной свалки.

Выброс мусора в общественных местах

Такими местами признаются: парки, улицы, территории торговых центров, административные и муниципальные организации, образовательные и медицинские учреждения и т. д. Это портит внешний вид города и заставляет его жителей терпеть неприятный запах и ужасный вид.

Штраф за выброс мусора в неположенном месте составляет:

  • Для обычного лица – до 2 тыс. рублей;
  • Для организаций – до 5 тыс. рублей;
  • Для ИП – до ста тыс. рублей, без приостановления деятельности.

Помещение строительного мусора и КГМ в контейнеры для ТКО

За выброс крупногабаритного или строительного мусора в обыкновенный контейнер для бытовых отходов также полагается денежное взыскание. Необходимо либо вывозить самостоятельно в специально предусмотренные законом свалки, либо заключать договор с управляющей компанией.

Строительный мусор у контейнеров

В 2022 году, согласно ст. 8.1 КоАП РФ штраф за строительный мусор составляет:

  • Для всех граждан – до 2 000 рублей;
  • Для фирм – до 5 000 рублей;
  • Для индивидуального предпринимателя – до 100 000 рублей

В отдельных случаях может наступить гражданско-правовая ответственность за выброс КГМ в обычный контейнер. Необходимо будет возместить материальный ущерб той организации или управляющей компании, в чей контейнер был выброшен мусор.

Сжигание мусора

Следующая категория – сжигание мусора в природных зонах, в частности в лесу. Главное – запомнить, что это делать категорически нельзя. Так создается угроза окружающей среде в виде пожаров, истребляющих все живое. Штраф за мусор, сожжённый в природной зоне, налагается в следующих размерах:

  • Для физических лиц – до 3 тыс. рублей;
  • Для юридических – до 15 тыс. рублей;
  • Для ИП – до 30 тыс. рублей без приостановления деятельности.

Данное правонарушение регулирует ст. 20.4 КоАП РФ.

Правоохранительный орган в первый раз может вынести лишь административное предупреждение и не взыскивать средства с лица.

Выбрасывание мусора из окна транспортного средства

Когда лицо выбрасывает мусор из движущегося автомобиля на дорогу, налагается ответственность в виде следующих денежных сумм:

  • Для физических лиц – от 5 000 до 10 000;
  • Фирмам – около 2 500;
  • ИП предстоит выплатить 300 000.
Читайте также:
Права водительской категории «Д»

Для каждого региона эти цифры незначительно меняются, все зависит от того, какая сумма в КоАП установлена именно для этой области.

Неубранный мусор на территории предприятия

Согласно действующему законодательству, каждая организация должна устанавливать на своей территории специальные контейнеры для вывоза отходов. За разбросанный мусор в пределах предприятиях предусмотрен штраф:

  • Фирмам – от 20 тыс. до 100 тыс.;
  • Индивидуальным предпринимателям – до 5 тыс.

Выброс мусора в лесу, местах отдыха

Выброс мусора в лесу

На природе или в местах отдыха мусор можно выбрасывать только в установленных законом местах. На территории обычно установлены таблички, которые указывают на контейнеры для отходов. Загрязнение окружающей среды, согласно КоАП РФ (ст. 8.1) и УК РФ, также наказывается взиманием следующих денежных сумм:

Для обычного человека – до 2 000;

Для юридических – до 100 000;

Для ИП – до 5 000.

Складирование отходов в подъезде жилых домов или на придомовой территории

Нельзя оставлять отходы в подъезде многоквартирного дома и мусорить на лестничных клетках. Все должно быть помещено в специальные бытовые контейнеры, в противном же случае придется заплатить штраф за свалку мусора в доме, поскольку это нарушение несет за собой несоблюдение гигиенических норм и порождает антисанитарию.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ предусматриваются следующие административные наказания:

  • Гражданам – до 1 тыс. рублей;
  • Предприятию – до 20 тыс. рублей;
  • ИП – до 2 тыс. рублей.

Уголовная ответственность

Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.

Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.

Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.

Как бороться с незаконными свалками мусора

Отходы являются самой серьёзной проблемой, угрожающей экологии всей планеты. Эта проблема частично решается централизацией сбора мусора в специальных местах и его переработкой.

незаконные свалки

Усугубляют проблему несанкционированные кучи мусора. Недопущение их появления по силам любому гражданину страны. И каждый может внести свою лепту в решении этой задачи.

Полномочия на решение дел по борьбе с несанкционированными свалками есть у должностных лиц, работающих в:

  • Управлении Федеральной службы в сфере природопользования – Росприроднадзора
  • Органах внутренних дел, которые могут составлять протоколы и заводить дела
  • Органах природоохранной прокуратуры
Читайте также:
Новая форма отчетности в ПФР с 1 апреля 2022 года

Могут участвовать в борьбе с возникновением незаконных куч отходов корреспонденты различного уровня, в том числе и федеральных СМИ. Им под силу проводить журналистские расследования и освещать результаты работы в газетах и в Интернете.

Люди с высокой гражданской активностью могут в качестве общественных инспекторов заниматься выявлением угрозы экологической безопасности.

Согласно экспертным оценкам в России накоплено 100 миллиардов тонн различных отходов. Это серьёзная, угрожающая всему живому, проблема. Не нужно делать её более серьёзной, выкидывая мусор куда попало. Проблему нужно решать всем. И решать незамедлительно.

Разъяснение Рослесхоза “По вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.10.2015 N 26-П пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.

Однако следует учитывать, что указанные выводы Конституционного суда сделаны в период действия утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утративших силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, в силу которых в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлялись в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее – Правила). Меры санитарной безопасности в лесах согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Таким образом, в связи с указанными изменениями в законодательстве, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям.

Порядок осуществления указанных мероприятий урегулирован главой 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации – “Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия”, введенной Федеральным законом от 23.06.2016 N 218 “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений”.

Читайте также:
Как могут наказать за покушение на взятку

Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Также пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

Читайте также:
Как Оспорить Тонировку

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” и другими федеральными законами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ) к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде”.

Также Рослесхоз обращает внимание, что абзацем вторым части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами должна содержать в том числе перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, направленных на предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий.

Читайте также:
Новая форма отчетности в ПФР с 1 апреля 2022 года

Что такое свалка мусора

Несанкционированная свалка мусора – это такая свалка, которая образуется в не предназначенных для выброса мусора местах. Если объём свалки мусора превышает 30 кубических метров на площади 50 квадратных метров, свалку признают незаконной.

Такие свалки часто наносят непоправимый вред не только природе, но и здоровью жителей близлежащих домов.

Кем штрафуются нарушители за свалку мусора?

Кем штрафуются нарушители за свалку мусора?

Привлекать к административной и другим видам ответственности могут представители разных контролирующих органов, а именно:

  1. Сотрудники полиции – назначают штраф за мусор в общественных местах, из автомобиля или окна дома;
  2. Работники лесной, водной и пожарной охраны – за отходы в лесу, водоеме, других местах на природе;
  3. Инспекторы Росприроднадзора – за выявление факта неправильного обращения с опасными и неопасными отходами на предприятии.

Жалобы в соответствующие органы могут подавать как обычные граждане, так и должностные лица. Например, управляющая компания может инициировать процедуру наложения штрафа заявлением о выявленном нарушении. В зависимости от того, кому направлено это обращение, привлекать к ответственности будут соответствующие компетентные органы.

Территориальный отдел Роспотребнадзора

Если территорию загрязняют лица, ведущие предпринимательскую деятельность, например, магазины или офисы, то на их действия можно пожаловаться в отделение Роспотребнадзора. Как обратиться в ведомство:

  • отправив жалобу через официальный сайт;
  • направив документы по почте;
  • обратившись в учреждение лично.

Для многих, самым удобным вариантов будет являться подача жалобы через сайт Роспотребнадзора. Так, находясь на главной странице, потребуется:

  • перейти в раздел «для граждан» – «обращения граждан»;
  • изучить всю представленную сайтом информацию для ознакомления;
  • заполнить представленную анкету, введя достоверные сведения об обращающемся лице, прикрепив требуемые файлы.

На сайте органа можно ознакомиться с графиком приема граждан, телефонами и прочей полезной информацией.

​Несанкционированная свалка мусора – это несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды. В зависимости от категории опасности мусора и тяжести последствий ответственность за несанкционированные свалки мусора может быть как административной, так и уголовной. Наказать могут всех: обычных граждан, выбрасывающих мусор куда попало, должностных лиц, допустивших свалку, а также юридических лиц, которые наносят серьезный вред экологии или не принимают мер к устранению свалки.

Департамент ЖКХ

Данный департамент является органом исполнительной власти, в ведомство которого входит контроль над чистотой территорий. Учреждение может быть как районным, так и окружным. Обратиться в департамент можно:

  • через официальный сайт управления;

Важно: Примером подачи обращения может служить сайт департамента столицы. На нем, любой желающий может оставить жалобу в электронной приемной, заполнив все необходимые поля и прикрепив необходимые файлы.

  • отправив документы по почте, в виде заказного письма;
  • на электронную почту ведомства;
  • через приемную, при личном визите.

Все приложения к жалобе следует прикладывать в копиях. Если документы отправляются по почте, то письмо оформляется виде заказного, с описью вложения.

Ссылка на основную публикацию