Формы и методы финансового контроля

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Формы и методы финансового контроля.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);
2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);
3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки),
4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины);
5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

Государственный финансовый контроль и деятельность органов финансового контроля в России.

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль – это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя контроль над исполнением:

· федерального бюджета

· бюджетов субъектов Российской Федерации

· бюджетов внебюджетных фондов

· контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга

· государственных резервов

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

· предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;

Читайте также:
Плотность застройки как считается пример

· текущий контроль – при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

· последующий контроль – при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами:

· получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета;

· получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета;

Формы, методы финансового контроля

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Значение финансового контроля

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансового правонарушения, а также регулировать финансовые риски. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

Читайте также:
Трудовой договор с главным бухгалтером

Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только в аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

– проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

– проводить частные или сплошные инвентаризации; опечатывать склады, кассы, кладовые;

– привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

– получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже одного раза в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. Под фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой либо сферы финансовой деятельности.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Читайте также:
Способы выписаться из квартиры в 2022 году

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Виды и формы финконтроля

В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:

По контролирующим субъектам

  • государственный (региональный, муниципальный);
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • внутриведомственный (внутрисистемный);
  • общественный;
  • аудиторский (независимый)

По объектам проверки

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • валютный;
  • инвестиционный;
  • кредитный;
  • прочее
  • обязательный (предусмотрен законодательными актами или определен соответствующим решением контролирующих органов);
  • инициативный (проводится по инициативе объекта проверки)

Основными формами финансового контроля являются группы, классифицированные по времени проведения:

  1. Предварительный ФК проводится до совершения какой-либо операции по формированию, распределению или исполнению денежных средств. Данная форма является предупредительной, так как позволяет не допустить нарушений действующего законодательства, а также соблюсти целевую направленность.
  2. Текущий ФК — форма, проводимая на этапе совершения операций финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Проведение текущего ФК позволяет исключить неисполнение поставленных обязательств.
  3. Последующий ФК. Проводится по окончанию всех денежных и хозяйственных операций, позволяет выявить совершенные правонарушения, определить соблюдение целевого характера и законности осуществленных действий.

Виды и методы финансового контроля имеют прямую взаимосвязь, так как невозможно обеспечить объективные и полноценные проверки проведения методического анализа.

Финансовый контроль

Финансовый контроль на предприятии – система действий и операций по проверке финансовых и смежных вопросов деятельности субъектов хозяйствования специальными методами. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. В том числе в форме денежных средств на разных уровнях. Сфера финансового контроля охватывает все операции с использованием денег,в некоторых случаях без них (бартерные сделки). В процессе финансового контроля проверяют соблюдение целевого характера использования средств, пропорции перераспределения стоимости

валового общественного продукта национального дохода, разработку и исполнение бюджетов, платежеспособность, правильность уплаты налогов. В задачи финансового контроля входят обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение неплатежеспособности и банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета, определение размеров ущерба, исследование возможной ответственности менеджеров. Законодательные и исполнительные органы власти контролируют деятельность всех экономических субъектов с применением особых методов. Проводится контроль

за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности хозяйственных операций и целесообразности расходов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль включает контроль со стороны кредитных учреждений и акционеров.

Применяется внутренний контроль – проверка эффективности использования денежных ресурсов (собственных, заемных. привлеченных), анализ и составление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, достоверность

финансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием. Сфера государственного финансового контроля сужается. Он концентрируется на сфере экономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций. Созданы специальные контролирующие органы представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он проводится для предупреждения финансовых нарушений. Проводят разработку финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, учредительных договоров, договоров о совместной детельности.

Читайте также:
Перевозка домашних животных в самолете

Оперативный финансовый контроль проводится в момент совершения финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации. В ходе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматривают отдельные вопросы финансовой деятельности и намечают меры по устранению выявленных нарушений. За деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Самый глубокий метод финансового контроля – ревизия.

Ревизии бывают полные и частичные, плановые и внеплановые, документальные и фактические.

Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

По материалам отечественной прессы.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Что это?

Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Если документы были составлены с нарушением «норм законодательства», то ревизор обязательно это фиксирует. Если качество продукции не соответствует «интересам собственников» и ГОСТу, то он не может это игнорировать. Его принципы:

  • законность. Финансовый контроль – регулируемая государством деятельность (Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 августа 2001 г. № П9-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.);
  • объективность. Проверка осуществляется научными методами и строго по форме;
  • независимость. Проверяющий не обслуживает интересы конкретного лица, он смотрит за общей законностью и эффективностью финансовой деятельности компании для участников;
  • гласность. К результатам проверки должны получить доступ все заинтересованные лица.
Читайте также:
Ренессанс банк официальный сайт телефон горячей линии

Цель финансового контроля – удостоверится, что та или иная организация функционирует правильно. Для достижения этой цели ставится целый ряд задач, каждая из них отражает какой-то аспект деятельности компании. Например, «проверить, насколько работники следуют уставу и инструкции» или «оценить целесообразность выбора той или иной фирмы в качестве поставщика».

Финансовый контроль – это такой же этап check из цикла Деминга (plan – do – check – act). Его отличие от остальных видов проверки заключается в степени серьезности и нормированности. Сходство же в том, что оно совершенно необходимо для эффективной работы любой организации.

  1. Общегосударственный. Объект контроля: госпредприятия; имущество, которое государство передало в пользование, аренду, залог, ипотеку; приобретенные им акции. Субъект контроля: специально созданные государственные организации.
  2. Внутрихозяйственный. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: он сам, его руководство. То есть вы как владелец компании проводите проверку «у себя дома», назначив ответственных лиц.
  3. Аудиторский. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: внешняя организация, которая оказывает услуги по финансовому контролю. Конечно, за определенную плату. Также эта организация может не только определить проблему, но и помочь решить ее, разработав предложения по оптимизации хозяйственной деятельности. Однако это несколько выходит за рамки финансового контроля.

Теперь мы выделим формы экономического контроля и подробно расскажем об одной из них – ревизии.

Что такое ревизия и проверка

Ревизия — это комплексная проверка, которая включает в себя совместное изучение экономической и юридической сторон деятельности предприятия, а также наиболее возможное сочетание разнообразных методов ведения фактического и документального контроля в целях выявления законности, целесообразности и достоверности проводимых хозяйственных и финансовых операций.

Проверка представляет собой контрольное действие, затрагивающее определенные вопросы, эпизоды или сегменты финансово-хозяйственных операций, проводимых в проверяемой организации. Это единичный контроль/исследование состояние дел определенного сегмента деятельности предприятия, в котором производится проверка.

Проверка может проводиться в следующих формах.

  1. Тематическая проверка. Она проводится по конкретным вопросам или по определенной теме посредством ознакомления по месту со сторонами хозяйственно-финансовой деятельности организации. В процессе такой проверки применяются методы выборочного, а также документального контроля.
  2. Счетная проверка. Применяется для бухгалтерской отчетности и является комплексом особых приемов контроля ее достоверности. Помимо этого такая проверка распространяется на контроль согласованности показателей, которые непосредственно влияют на базу налогообложения, а также разнообразную отчетность, сравнение отдельных показателей в ней с записями в бухучете, проверку обоснованности внесенных в него записей согласно первичным документам.
  3. Счетно-аналитическая проверка. Это оценка финансово-хозяйственной деятельности организаций, построенная на методах документального и фактического контроля вкупе с экономическим анализом. Целью такой проверки является определение рациональности, а также эффективности применения средств и ресурсов, выделенных государством, включая полноту и своевременность исполнения финансовых обязательств перед ним.
  4. Другие виды тематических проверок. Они осуществляются согласно нормативным правовым актам государственных органов власти, которые были приняты согласно их компетенции в целях выполнения функций/полномочий, которые закреплены за ними.

Формы и методы финансового контроля

Вы здесь: Главная ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 4.3. Формы и методы финансового контроля

4.3. Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Читайте также:
Как уволить директора ООО, если он учредитель

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом, путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

В зависимости от волеизъявления субъектов финансовых правоотношений и требований законодательства выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательныйконтроль проводится в силу требований законодательства в установленные сроки. К нему относится, в частности, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

Инициативныйконтроль самостоятельно определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на бюджетный, налоговый, валютный, страховой, банковский, контроль за денежной денежным обращением.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой.

Ревизия – это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Проверка – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральнаяпроверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, представленных субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролирующего органа документов и сведений.

Выезднаяпроверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановаяпроверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Внеплановая тематическая оперативная проверка проводится с целью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Срок ее проведения в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней. Такие проверки не включаются в планы работы (т.е. являются внеплановыми), назначаются руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем непосредственно перед началом проведения. Основанием для назначения таких проверок может служить необходимость контроля (например, за соблюдением порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров).

Читайте также:
Бухучет страховых взносов и расчетов по соцстрахованию

Выделяют также встречнуюпроверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектом предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

По содержанию проверки (ревизии) делятся на документальные и фактические. Документальная включает в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактическойпроверки (ревизии) проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе проверки (ревизии) различают сплошныепроверки (ревизии), заключающиеся в исследовании всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период, и выборочные (ревизии), суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

По полноте охвата проверяемых материалов проверки (ревизии) подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность субъекта хозяйствования в различных областях (в них принимают участие одновременно контролирующие работники нескольких органов), и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

Также возможно проведение встречной проверки, которая проводится в целях установления фактического отражения налогоплательщиком в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки. Встречная выездная налоговая проверка проводится по мере необходимости и на основании предписания ИМНС Республики Беларусь. В любом случае она всегда носит вспомогательный характер и невозможна без основной проверки налогоплательщика, поэтому ее вряд ли можно считать самостоятельной разновидностью налоговой проверки.

Для более эффективного финансового контроля используют такой вид как совместная проверка. Эта проверка проводится несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами Комитета государственного контроля, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Контрольная проверка проводится для установления фактов устранения субъектами хозяйствования нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Ее продолжительность не должна быть более пяти рабочих дней. Вместе с тем, если в процессе контрольной проверки возникает необходимость в испытании продукции или обследовании производства, то по решению руководителя государственного органа срок контрольной проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Дополнительная проверка назначается для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего органа (должностного лица) или на требование (предписание) об устранении нарушений. Ее причинами являются необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды; факты несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Это правило не распространяется на дополнительные проверки, инициированные органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо осуществляемые по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов в отношении находящихся в их производстве дел (материалов).

Читайте также:
Может жена с ребенком остаться после развода без денег?

Выделяют также другие методы финансового контроля.

Анализ представляет собой детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности. Он проводится на базе текущей и годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Обследование, которое заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, наблюдения и т. д.

Формы и методы финансового контроля.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права д-ть государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной д-ти. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и д/средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами гос-ной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на:

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже 1 раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля: • исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов; • организация денежного обращения; • использование кредитных ресурсов; • состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; • предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются: • Счетная палата РФ; • Центральный банк РФ (ЦБ РФ); • Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба); • Государственный таможенный комитет РФ; • Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю; • контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; • иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной д-ти, осуществляемый эк-кими службами самого предприятия или организации. Объектом контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Важнейшие функции: • формирование учетной политики; • ведение бухгалтерского учета; • составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; • контроль за движением имущества и выполнением обязательств; • обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими эк-кими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Читайте также:
Права водительской категории «Д»

Финансово-кредитных органов (банковский контроль). Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной д-тью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Существует несколько способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной д-ти. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия ТМЦ. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика. Важнейшим звеном в банковской системе является ЦБ РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской д-ти.

Общественный;

Независимый (аудиторский). Это сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской д-ти аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на д-ть после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской д-ти. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм. В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется ЦБ РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе д-ти предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой д-ти, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Читайте также:
Продажа бытовой химии как бизнес

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:

1) Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

2) Проверка затрагивает основные вопросы финансовой д-ти и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

3) Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой д-ти и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

4) Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической д-ти. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

5) Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год.

По обследуемому периоду д-ти ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая д-ть субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой д-ти только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая д-ть субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы д-ти.

Государственный контроль осуществляют также органы предд ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъекк тов РФ.

Главная цель гос-го контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

Ссылка на основную публикацию