Налоговый кодекс Российской Федерации

В него добавили правила отправки и получения по ТКС требования об уплате налога, сборов, взносов, пеней, штрафов и процентов

Важные изменения в Налоговый кодекс РФ

29 сентября 2019 года был официально опубликован Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон), вступающих в силу в 2022 году. Рассмотрим внесенные изменения более подробно.

1. Плательщики страховых взносов больше не должны сообщать в ИФНС об обособленных подразделениях, которые наделены полномочиями начислять вознаграждения работникам, но, у которых нет своего счета. Раньше сообщать надо было обо всех подразделениях, которые начисляли доходы физлицам (пп.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

2. Налоговые органы вправе будут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме (п. 7 ст. 31 НК РФ).

3. Проценты за отсрочку и рассрочку платежей ИФНС начисляет по ставке рефинансирования вместо 1/2 ставки рефинансирования, если в указанный в требовании срок организация не может единовременно заплатить доначисления по итогам проверки. При этом, организация сможет получить рассрочку на год, если ее долги перед бюджетом составят меньше 30 процентов прошлогодней выручки. Если больше 30 процентов, но меньше 70 процентов – срок рассрочки составит три года (п. 4 и 5.1 ст. 64 НК РФ).

4. Согласно пункту 3 статьи 43 новой редакции налогового кодекса РФ, фискалы не смогут блокировать счета организаций и ИП пока долги перед бюджетом не превысят 3000 руб. Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов будет приниматься в двухмесячный срок после того, как истечет срок требования об уплате налогов, если:

– долг перед бюджетом составляет больше 3000 руб.;
– общая сумма долгов по уплате налогов превысила 3000 руб.;
– прошло три года, на протяжении которых сумма долгов перед бюджетом так и не достигла 3000 руб.

5. Требование об уплате налога налоговая служба будет выставлять организациям и ИП в трехмесячный срок, если сумма больше 3000 руб., и в течение года, если сумма меньше 3000 руб. (п. 1 ст. 70 НК РФ).

6. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и о решениях о принятии обеспечительных мер, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений теперь будут размещаются на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение. Указанные сведения будут размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст.72 НК РФ, пп.4 п. 1 ст.102 НК РФ).

7. У налоговиков появится дополнительное основание обращать собственность налогоплательщиков в залог. Это будет возможно в случае, когда организация в месячный срок не погасит долги, исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом отчуждать имущество. При этом, залог не будет распространяется на деньги на счетах и во вкладах. Также, сохранится возможность добровольного залога, при которой налогоплательщик передаст имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение обязательств (пп.2, 2.1 ст.73 НК РФ).

8. По просьбе налогоплательщика арест имущества можно заменить банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (п. 12.1 ст.77 НК РФ).

9. С 1 октября 2022 года разрешат зачитывать между собой федеральные, региональные и местные налоги. При этом, переплату можно будет направить в счет будущих платежей или на погашение задолженности по налогам. Вернуть переплату можно будет после того, как погашены все долги по налогам (ст.78, 79 НК РФ).

Читайте также:
Как правильно продать ручку на собеседовании

10. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут подавать сведения для постановки на налоговый учет иностранцев, если у таких сотрудников в России нет местожительства, места пребывания, недвижимости и транспорта. По таким сведениям инспекторы поставят иностранца на учет. ИФНС направит уведомление работодателю, который обязан передать документ иностранцу. Далее работодатель должен передать инспекторам подтверждение того, что сотрудник получил уведомление. Иностранцев, сведения о доходах которых, работодатели не будут представлять на протяжении трех лет, инспекторы снимут с учета (п.7.4 ст. 83, п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

11. Абзацем 2 пункта 1 статьи 92 НК РФ установлено право ФНС принимать дополнительные меры для взыскания недоимки свыше 1 млн руб. Так, если банк по инкассо не успеет списать задолженность в 10-дневный срок, инспекторы будут вправе:
– при наличии согласия организации осматривать ее территории, помещения, документы и предметы организации (не более одного раза по одному решению);
– истребовать вне рамок проверки документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах. Если организация не представит сведения об имуществе и имущественных правах, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

12. Плательщики торгового сбора в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли должны будут представить соответствующее уведомление в налоговый орган. В этом случае датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора будет является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. Другими словами, если подать уведомление позже, с налогового учета по этому основанию вас снимут только с даты уведомления (абз.1 п. 4 ст. 416 НК РФ).

13. С 01.01.2022 раздел VII.1 Налогового кодекса РФ дополняется новой главой 20.3. Данная глава призвана разрешать споры о налогообложении доходов, прибыли и имущества в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения путем проведения взаимно согласительных процедур. Инициировать процедуру может налогоплательщик или компетентное ведомство иностранного государства. Порядок и сроки рассмотрения заявления утвердит Минфин с учетом положений международных договоров.

Организации и ИП будут обязаны восстанавливать НДС, если при совмещении общей системы с ЕНВД они начнут использовать во вмененной деятельности товары, работы и услуги, по которым заявляли вычет. Кроме того, обязанность восстановить НДС также появится, если после реорганизации налогоплательщик перейдет на УСН или ЕНВД.

1. С 1 января 2022 года налоговым агентам разрешили уплачивать НДФЛ за свой счет в случае, если налог был доначислен по результатам проверки. При этом НДФЛ, который налоговый агент заплатил за работника после доначислений по результатам налоговой проверки, не включается в состав доходов гражданина (ст. 208 НК РФ).

2. Новым сроком сдачи годовых расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ теперь является 1 марта. Кроме того, до 10 человек сокращен лимит по численности получателей доходов для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ на бумаге (ст. 230 НК РФ).

3. Организации с несколькими обособленными подразделениями с 1 января больше не будут обязаны перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу в каждую ИФНС, где состоят на учете обособленные подразделения. Если подразделения или организация с обособленными подразделениями располагается на территории одного муниципального образования, отчитываться по НДФЛ и платить налог можно будет в одну инспекцию (ст. 226,230 НК РФ).

Налог на прибыль.

1. При расконсервации основного средства амортизацию теперь необходимо будет начислять как до консервации. Срок полезного использования основного средства при этом не продлевается (ст. 256 НК РФ).

2. В расходах по налогу на прибыль не учитывают амортизационные отчисления по основным средствам, которые организация передает в безвозмездное пользование. Исключением является ситуация, при которой передать имущество в безвозмездное пользование организация обязана по закону (ст. 270 НК РФ).

Читайте также:
Административная ответственность за неуплату алиментов

3. Убытки по некоторым видам деятельности, полученные в период применения нулевой ставки, не уменьшают налогооблагаемую базу. Такие убытки нельзя перенести на будущие налоговые периоды. Кроме того, еще на год продлено действие ограничения, в соответствии с которым налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период нельзя уменьшать на убытки предыдущих налоговых периодов больше чем наполовину. Еще одним нововведением является то, что теперь правопреемник реорганизованной организации вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки предшественника до момента реорганизации. Однако, это правило не будет применяться, если в ходе налоговой проверки выяснится, что основной целью реорганизации являлось уменьшение налоговой базы на полученные до реорганизации убытки (283 НК РФ).

Специальные налоговые режимы.

1. Налогоплательщики, применяющие УСНО и ЕСХН, будут вправе:

– списывать расходы на приобретение недвижимости, не дожидаясь, когда документы будут поданы на регистрацию. Данный порядок будет применяется ко всем основным средствам, которые были приобретены в 2019 году, независимо от того, когда передали документы для регистрации права собственности (346.5 и 346.16 НК РФ);

– отражать в доходах все субсидии, полученные в рамках господдержки малого и среднего предпринимательства и на содействие самозанятости безработных граждан, не единовременно и в полной сумме, а пропорционально расходам (346.5 и 346.17 НК РФ).

2. Впервые зарегистрированные ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку налога при предоставлении клиентам помещения для временного проживания. Однако, данная норма сможет заработать только после того, как субъекты РФ внесут соответствующие поправки в региональные законы, и коснется физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП после вступления в силу этих поправок (статья 346.20 НК РФ).

3. Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в статье 346.43 НК РФ закреплено право при расчете лимита сотрудников не учитывать тех, кто занят в деятельности на других режимах. Кроме того, региональные власти получили право:

· Устанавливать дополнительные ограничения для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, а именно:
– в зависимости от площади сдаваемой в аренду недвижимости;
– общего количества автотранспортных средств и судов водного транспорта;
– общего количества объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и их общей площади.

· Устанавливать размер потенциально возможного годового дохода на одну единицу параметра:
– единицу средней численности наемных работников;
– единицу автотранспортных средств;
– 1 т грузоподъемности;
– 1 кв. м площади;
– один объект торговой сети, общепита и т. д.

4. Индивидуальный предприниматель, находящийся на патентной системе налогообложения и досрочно прекративший деятельность, должен теперь будет доплатить налог в течение 20 дней после того, как снят с учета как плательщик. Если же предприниматель заплатил больше, чем пересчитанный налог, переплату ему вернут по общим правилам, предусмотренным статьей 78 НК (ст. 346.51 НК РФ).

5. Налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход и находящиеся на патентной системе налогообложения, с 1 января 2022 года не вправе будут реализовывать лекарства, обувь, одежду и изделия из натурального меха.

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций, рассчитываемый по кадастровой стоимости, нужно будет начислять по всей недвижимости, если кадастровая стоимость у нее определена. При этом, не будет иметь значения включение недвижимости в соответствующий региональный перечень (ст.378.2 НК РФ).

Органы государственного земельного надзора теперь обязаны будт сообщать в ИФНС о сельскохозяйственных землях, которые используются не по назначению. Земельный налог по таким участкам будет рассчитываться по повышенным ставкам (ст.396 НК РФ)

1. С 1 января 2022 года можно будет вернуть госпошлину, если уполномоченное ведомство вернет вам заявление и документы, которые не станет рассматривать. Для возврата госпошлины будут необходимы платежные документы: подлинники (при оплате наличными) или копии (при безналичной оплате). Заявление о возврате госпошлины можно будет отправить через единый портал госуслуг только в том случае, если заявление на госуслугу подавалось таким же способом. Кроме того, если вы допустили в платежке на перечисление госпошлины ошибку, ее можно будет уточнить (ст.333.40 НК РФ).

Читайте также:
Как рассчитать пенсию по потере кормильца

2. Госпошлина больше не будет уплачивается в случаях, предусмотренных статьей 333.35 НК РФ, а именно:

– внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости в связи с внесением поправок в законодательство;

– внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости, которые должны были внести уполномоченные государственные органы, но по каким-то причинам не сделали этого;

– внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о невозможности госрегистрации без личного участия правообладателя;

– внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о возражениях или правах требования по зарегистрированному праву на объект.

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021)

31. Сведения о фактах проведения налогового мониторинга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на НПФ.

Вместе с тем, в случае, если из кредитного договора, выданного в целях рефинансирования кредита, выданного на рефинансирование первоначального ипотечного кредита, будет следовать, что планируемое рефинансирование непосредственно связано с первоначальным целевым итопечным кредитом на приобретение жилья (имеются ссылки на первоначальный ипотечный кредит и на кредит, предоставленный в целях его рефинансирования), то, в связи с отсутствием в Кодексе ограничения по количеству кредитов, получаемых в целях перекредитования ипотечного кредита на приобретение жилья, налогоплательщик будет иметь право на имущественный налоговой вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме фактически расходов на погашение процентов по кредиту, полученному от банка в целях рефинансирования кредита, выданного для рефинансирование первоначального ипотечного кредита.

Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия “хозяйственное строение” и “хозяйственное сооружение”.

В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.

Однако подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

Учитывая, что в соответствии со статьей 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализованное либо предназначенное для реализации, для применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по НДПИ, товаром, произведенным в результате реализации РИП в рамках статьи 25.8 Кодекса и подлежащим указанию в заявлении согласно статье 25.12-1 Кодекса, для налогоплательщиков, направляющих добытое полезное ископаемое, указанное в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса, в полном объеме на аффинаж, вследствие чего реализующих аффинированный (химически чистый) драгоценный металл, будет указанный драгоценный металл.

В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных НК РФ.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

Читайте также:
Невыплата заработной платы: ответственность по УК

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) регламентируется порядок изменения сроков уплаты тех страховых взносов, которые установлены Кодексом.

Таким образом, у налоговых органов отсутствуют полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не установленных Кодексом, в частности, страховых взносов, пеней, штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

6.19. В случае совершения операции по выводу денежных средств форекс-дилер осуществляет исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

6.20. В целях совершения операции, предусмотренной пунктом 6.2.1 раздела IV Базового стандарта, форекс-дилер дает указание банку о совершении операции по специальному разделу номинального счета клиента/отдельному номинальному счету клиента без соответствующего распоряжения клиента.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2002 года введены:

  • Налог на прибыль организаций (специальный налоговый режим)

С 1 января 2003 года введены также:

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».

Налоговый кодекс РФ

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Читайте также:
Список МФЦ Московской области с ссылками на их страницы.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК(п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК.Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК.По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК.Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Читайте также:
Новый отчет до 15 мая

Структура части второй НК.По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1«Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК.В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК.Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Кодексы РФКодексы РФ

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов.
31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов:
– Общие положения:
– Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях;
– Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц;
– Общие правила по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
– Налоговая отчетность и налоговый контроль;
– Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.(К. Г.)

Читайте также:
Минимальный Размер Пенсии В Новосибирской Области В 2022

НК РФ), часть первая — систематизированный законодательный акт, устанавливающий систему взимаемых в бюджеты налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Н К РФ был принят 31 июля 1998 и введен в действие с 1 января 1999, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Однако 9 июля 1999 в НК РФ было внесено большое число изменений и дополнений, введенных в действие в основном с 17 августа 1999. С принятием НК РФ утверждается принцип ограничения форм налогового законодательства, в соответствии с которым ограничивается включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому. Этот принцип важен не только с позиции доходов бюджета, но и равенства обязанностей налогоплательщиков. Хотя данный принцип не закреплен в Конституции РФ, однако Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в пользу его установления. В НК РФ понятие «налоговое законодательство» заменяется понятием «законодательство о налогах и сборах». Согласно ст. 1 Н К РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Действие Н К РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в нем. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Н К РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Н К РФ. Часть вторая Н К РФ принята 5 августа 2000 и вводится в действие с 1 января 2001, за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки введения в действие. Важным достоинством части второй Н К РФ является более детальная проработка определений налоговой базы и механизма взимания отдельных налогов. Кодекс включает в себя многие положения, которые до принятия части второй Н К РФ регулировались подзаконными актами. Часть вторая Н К РФ состоит из четырех глав, посвященных федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость; акцизам; налогу на доходы физических лиц; единому социальному налогу (взносу). Новым в этом перечне является единый социальный налог (взнос), введение которого можно отнести к несомненным положительным моментам регулирования платежей во внебюджетные фонды, что привело к унификации налоговой базы п о всем категориям социальных платежей, существенно облегчает расчеты для налогоплательщиков. Кроме того, возложение контроля за уплатой этих платежей на налоговые органы наряду с другими налогами будет также способствовать упрощению процедуры внесения всех видов платежей налогоплательщиками, облегчит бремя различных проверок, снизит дублирование документации. Наряду с положительными моментами принятия части второй Н К РФ следует отметить и отрицательные: — по-прежнему доминирует фискальный аспект и стремление соблюсти интересы бюджета при игнорировании интересов налогоплательщиков; — не преодолена заложенная в предыдущем законодательстве ярко выраженная нацеленность на авансирование налогоплательщиками федерального бюджета (бюджетов субъектов Федерации) по различным видам налоговых платежей. Кроме того, по большинству налогов расширительно толкуется налоговая база. Значительное число статей Кодекса сформулировано таким образом, что применять их непосредственно практически невозможно. Фактически имеет место отказ от идеи сформировать Налоговый кодекс как закон прямого действия. Это означает необходимость разработки значительного числа детальных методических указаний и фактически переложение бремени решения ряда важных вопросов налогообложения с законодателя на исполнительные органы — Министерство финансов РФ и Министерство РФ по налогам и сборам. Р.Ф. Захарова

Читайте также:
Международная конвенция о правах инвалидов

ЧАСТЬ 1

(Действие абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149приостановлено до 1 января 2030 года в части услуг по перевозкепассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении наосновании Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 83-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст.2023)

(Действие подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 284-2приостановлено до 1 января 2023 года на основании Федеральногозакона от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2016, N 1, ст. 16)

(Действие положений абзаца второго пункта 2 статьи 346-12 иабзаца четвертого пункта 4 статьи 346-13 приостановлено до 1 января2022 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N243-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N27, ст. 4176)

Статья 214.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации

1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.

3. Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

4. Банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Формы и форматы представления указанной в настоящем пункте информации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Земельный налог

Новые основания отмены льготной ставки

С 2022 года установлен новый порядок налогообложения ряда земельных участков, не используемых по целевому назначению. Изменения в НК РФ в порядок налогообложения земельных участков внёс Федеральный закон от 29.11.2022 № 382-ФЗ.

Так, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на земельный контроль и надзор будут ежегодно представлять в налоговые органы по субъектам РФ сведения о выданных предписаниях об устранении нарушений организациями и физлицами в связи с:

  • неиспользованием для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или в зонах сельхозиспользования;
  • использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества – в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.
Читайте также:
Детские пособия в саратове и саратовской области

В отношении перечисленных земельных участков прекращается применение льготной ставки, не превышающей 0,3%. Исчисление налога и авансовых платежей по нему будет по ставке для «прочих земель» – не превышающей 1,5%.

Такой расчет будут применять с одной из дат:

  • дня нарушения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений;
  • дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченный орган установит факт их устранения.

Кроме того, для таких земельных участков не будут применять ограничение ежегодного 10% роста земельного налога, установленные п. 17 ст. 396 НК РФ для налогоплательщиков-физических лиц, – вплоть до устранения нарушений.

Таким образом, с 2022 года при нарушениях землепользования платить налог по льготной ставке станет невозможно. Это направлено на экономическое стимулирование правомерного землепользования и уточнение условий применения льготных ставок по земельному налогу.

Новая форма заявления на налоговую льготу

С 1 января 2022 года её утвердил для организаций приказ ФНС от 18.06.2022 № ЕД-7-21/574 в Приложении № 2. Поправки в ней несущественные.

Правильный образец его заполнения можно посмотреть в Готовом решении КонсультантПлюс здесь.

Сообщать в налоговую о земельных участках, которые не учли налоговики, нужно по новой форме

Приказ ФНС от 18.06.2022 № ЕД-7-21/574 в Приложении № 4 утвердил новый бланк “Сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам” (КНД 1150099).

Такое заявление за 2022 год подают с 1 сентября 2022 года.

Увеличили срок на дачу пояснений

Продлён с 10 до 20 дней срок для представления в налоговую пояснений и/или документов, подтверждающих:

  • правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты земельного налога;
  • обоснованность применения пониженных налоговых ставок и льгот;
  • наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

Изменен срок направления ликвидируемым организациям сообщений о сумме налога, исчисленной налоговым органом

Для полноты уплаты земельного налога введено условие, что сообщение передают компании/её обособке, находящейся в процессе ликвидации, не позднее 1 месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу за каждый отчетный период (новая ред. п. 5 ст. 397 НК РФ).

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЯ

ПОЯСНЕНИЕ

НОРМА НК РФ/АКТ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  • социальных – на обучение и лечение;
  • имущественных – на покупку или строительство жилья и по процентам по целевым займам и кредитам;
  • инвестиционных.

Теперь физлицу достаточно подать заявление через личный кабинет. Сведения, нужные для подтверждения права на вычет, налоговики будут получать сами.

С 2022 г. работодатель должен получать подтверждение социального вычета от инспекции, а не от налогоплательщика.

Новый порядок распространили на имущественные и инвестиционные вычеты, право на которые возникло у физлица с 1 января 2022 года.

Отличий в заявлениях от рекомендованных и действовавших до 2022 г. немного:

  • на титульном листе больше нет поля для адреса;
  • сведения о налоговом агенте нужно отражать перед суммами вычетов, а не после них.

Уведомления о подтверждении права на вычет НДФЛ налоговая направляет в формате PDF.

Отчитаться на обновлённом бланке нужно при декларировании доходов за период 2022 года.

  • добавили поле для зачета суммы налога на прибыль с полученных дивидендов;
  • выделили информацию по высококвалифицированным специалистам;
  • ввели коды отчетных периодов для снятых с учета ИП и глав КФХ.

Есть и технические корректировки.

  • увеличили возраст детей – не достигших 18 лет, а также 24 лет-очников;
  • ограничили периодичность оплаты (компенсации стоимости) – 1 раз в календ. году;
  • убрали условие об учете расходов при расчете налога на прибыль.

Размер – макс. 120 000 руб. по всем соцвычетам.

За себя или детей до 18 лет.

Услуга должна быть включена в спец. перечень, утвержденный Правительством РФ, а компания или ИП её оказывающие – в перечень Минспорта.

Читайте также:
Статья 1149. Право на обязательную долю в наследстве

Отменили декларирование доходов с недорогой недвижимости

С 2022 года отменена норма о декларировании путём подачи формы 3-НДФЛ продажи:

  • жилых домов, квартир, комнат, садовых домов, земельных участков и/или доли (долей) в указанном имуществе – стоимостью до 1 млн рублей;
  • иных нежилых помещений (транспорта, гаражей и т. д.) – до 250 000 рублей.

Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. Если же доходы от продажи таких объектов превышают размер вычетов, обязанность предоставить в налоговую инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ сохраняется.

Данные нововведения распространяют на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2022 года.

Страховые взносы

Комментируемый федеральный закон пунктом 88 статьи 2 устанавливает правило, когда страховые взносы не нужно восстанавливать и доплачивать, а также не начисляются пени по данному платежу, правило действует для участников инновационного проекта «Сколково», когда таковые утратили статус участника по истечении 10 лет резидентства. В случае несоблюдения условий участника проекта взносы надлежит восстановить и уплатить пени.

Статья 427 НК РФ дополнена пунктом 13.1, устанавливающим пониженные ставки по страховым взносам для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых заявлен 56 ОКВЭД “Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков”. Причем данные преференции предусмотрены именно для компаний, пользующихся освобождением НДС, даже в случае превышения среднесписочной численности более 250 человек по данным реестра МСП. Отметим, что преференции распространяются только на представителей малого и среднего предпринимательства.

При этом важно, чтобы общепит был заявлен в качестве основного вида деятельности по ОКВЭД или ЕГРИП.

Заработают эти правила с начала 2022 года, как и освобождение по НДС, в соответствии со ст. 10 закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ.

При несоответствии установленным критериям страховые взносы надлежит восстановить с начала расчетного периода и доплатить.

Причем сниженный тариф страховых взносов может применяться до значения 1500 сотрудников среднесписочной численности.

Татьяна Исайкина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Что делать Консалт»

Подробнее об изменениях в налоговом законодательстве вы сможете узнать на нашем семинаре.

Если у вас остались вопросы по данной теме, оставьте заявку на линию консультации или звоните по телефону +7 (495) 974-73-74

Расширен перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость НИОКР, теперь в состав затрат включается расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по договору об отчуждении или лицензионному договору .

Транспортный налог

В случае принудительного изъятия транспортного средства, с месяца изъятия налог не уплачивается. По данному освобождению предусмотрен заявительный порядок. Теперь нормы НК РФ согласованы с мнением судов, выпущенных ранее.

При гибели или уничтожении объекта налог прекращает уплачиваться с начала месяца, соответствующего дате гибели или уничтожению. Порядок для налогоплательщика заявительный. Форма данного заявления утверждается налоговым органом.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей для всех категорий налогоплательщиков закреплены централизованно только в НК РФ, регионы теперь не устанавливают эти сроки. В частности, налог уплачивается не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября соответствующего года. Такие правила вступают в силу с начала следующего 2022 года.

С отчета за 2022 год не нужно сдавать декларацию по объектам, облагаемым исходя из кадастровой стоимости. Теперь налогоплательщики сами исчисляют, и уплачивают налог, и подают фискалам при необходимости только пояснения или документы, либо и то, и другое, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога. А налоговики направляют только сообщение об исчисленном налоге.

Ссылка на основную публикацию