Налоговый агент это юридический налогоплательщик

Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Налоговой базой по НДФЛ признаются выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, Минфина от 15.12.2017 № 03-04-06/84250).

Если компания нанимает персонал по договору предоставления сотрудников, то функции налогового агента по НДФЛ остаются за организацией-исполнителем, поскольку непосредственные выплаты физическим лицам по трудовым договорам производит именно она (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-03-06/8/618).

Не признаются налоговыми агентами физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, совершающие выплаты в пользу физических лиц — наемных работников. В данном случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, представлен в ст. 208 НК РФ.

Подробнее об особенностях начисления и удержания подоходного налога читайте в статье «Расчет НДФЛ (подоходного налога): порядок и формула».

Обязанности налогового агента – 230-я статья НК РФ

Налоговое законодательство устанавливает, что должен делать налоговый агент по НДФЛ. Статья НК РФ под номером 230 содержит небольшой, но исчерпывающий список, из которого видны обязанности налогового агента по НДФЛ:

  • исчислить налог с выплат физическим лицам;
  • удержать налог;
  • перечислить суммы налога в бюджет;
  • в установленный срок отчитаться по исчисленному, удержанному и перечисленному в бюджет подоходному налогу по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата сумм налога должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе. Также запрещено включать оговорки об оплате сумм налога за счет налогового агента по НДФЛ в условия трудового или гражданско-правового договора (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-04-06/43981, от 30.08.2012 № 03-04-06/9-263). Также нельзя переложить уплату НДФЛ с агента на самого налогоплательщика.

Однако ВС считает, что нельзя наказывать налогоплательщика за досрочную уплату подоходного налога (см. постановление от 21.12.2017 № 305-КГ17-15396).

Минфин разрешил засчитывать переплату по НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, но с ограничениями. Подробнее читайте здесь.

Также из собственных средств налоговый агент с 2020 года вправе заплатить НДФЛ в случае, когда налог был доначислен в ходе проверки. Подробности см. здесь.

Ответственность налогового агента – пени и штраф за неуплату

Обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении перечисления сумм налога могут быть не выполнены или выполнены частично. Такие ситуации часто возникают, если доход выплачивается в натуральной форме или представляет собой материальную выгоду, полученную физическим лицом.

Об обязанностях налогового агента при выплате работнику дохода в натуральной форме читайте в материале «Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанности налогового агента».

Здесь необходимо проводить удержание с денежных выплат, причитающихся самому лицу либо третьему лицу по поручению получателя доходов. Размер удержания соответствует сумме задолженности по платежу и вновь начисленного налога, если он есть (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если выплаты должнику по НДФЛ не будут более производиться либо размера выплат недостаточно, чтобы покрыть задолженность, налоговому агенту по НДФЛ вменено в обязанность уведомить об этом налоговые органы и налогоплательщика. Сделать это следует в срок до 1 марта после окончания налогового периода (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). Отправка сообщения снимает с агента обязанность по удержанию сумм НДФЛ с данного лица. Обязанность по уплате налога возникнет у самого налогоплательщика по получении налогового уведомления от ИФНС.

Отмечается также, что если налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ ни налоговой службе, ни налогоплательщику или не утратил такую возможность, то на размер недоимки налоговому агенту по НДФЛ могут быть начислены пени по результатам выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Сообщение о невозможности удержания налога необходимо отправить даже в случае пропуска срока его представления (письмо ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@). Для представления сообщения используется форма 2-НДФЛ с признаком 2.

Лайфхак от специалистов нашего сайта см. в материале «[ЛАЙФХАК] Проверяем, надо ли сдавать 2-НДФЛ с признаком 2».

Налоговики помимо пеней вправе назначить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом.

Подробнее об ответственности этой категории налогоплательщиков и о том, когда назначается штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом, читайте в статье «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ».

Но штрафа удастся избежать, если:

1. 6-НДФЛ сдан в ФНС без опозданий;

2. В формуляре верно указана сумма НДФЛ (без занижения);

3. Налог и пени уплачены до того, как налоговики узнают о неуплате.

Такие правила действуют с 28.01.2019 года и распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты. Подробности мы рассказывали здесь.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020 году действуют следующие КБК НДФЛ (приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02020 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2019-2020 годах».

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам – 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье.

Итоги

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Работодатель должен своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также отчитаться перед бюджетом по суммам подоходного налога. Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Понятие “налогоплательщик” раскрыто в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные российские организации только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Далее в части второй НК РФ указано, кто является налогоплательщиком применительно к каждому налогу.
Например, согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Понятие “организации” раскрыто в п. 2 ст. 11 НК РФ – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В связи с этим российским налоговым законодательством предусмотрено, что филиалы иностранных юридических лиц могут являться самостоятельными налогоплательщиками и, соответственно, нести ответственность за противоправные действия (бездействие) (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 24 мая 2007 г. по делу N А06-6668/2006).
В отличие от налогоплательщиков “налоговыми агентами” признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).

В части второй НК РФ указано, кто и в каких случаях является налоговыми агентами, и перечислены их обязанности.

Например, согласно ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость:

  • при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у налогоплательщиков – иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при получении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”).

За неудержание и неперечисление в бюджет причитающейся суммы налога налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Кроме того, налоговый орган вправе начислить налоговому агенту пени (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11).

Читайте также:  Оспаривание ликвидации юридического лица

Если в нарушение положений п. 3 ст. 161 НК РФ налоговый агент не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, то такому налоговому агенту налоговый орган будет вправе доначислить налог, а также соответствующие суммы пени (см., Постановление ФАС Центрального округа от 17 ноября 2011 г. по делу N А64-2726/2011).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 16055/11 по делу N А12-19210/2010 отмечено, что при продаже имущества физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества. При этом Управление муниципальным имуществом администрации городского округа не является плательщиком налога на добавленную стоимость. К нему не могут быть применены меры ответственности и начисление пени в силу п. п. 1, 7 ст. 75, ст. ст. 106, 107 НК РФ.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. N 14977/09 по делу N А07-4281/2008-А-ГАР/КИН, налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся организации, а не самого налогового агента.

Налогоплательщики уплачивают налоги за счет собственных средств, а налоговые агенты перечисляют налоги, удержанные из средств налогоплательщиков. Поэтому налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не вправе указывать формулировку “предложить уплатить налог”, т.к. она может быть адресована только налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2009 г. по делу N А19-3047/09).

Таким образом, налоговому агенту за неудержание у налогоплательщиков и неперечисление в бюджет соответствующих сумм налога могут быть начислены пени и наложен штраф по ст. 123 НК РФ.

Сама сумма налога взыскивается с налогоплательщика, а не с налогового агента, за исключением случаев:

  • когда налоговый агент в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость;
  • если налоговый агент удержит НДФЛ из доходов работников, но в бюджет в установленный законом срок не перечислит (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2012 г. по делу N А46-11259/2011).

Необходимо отметить, что наличие статуса налогоплательщика или налогового агента предполагает также обязанность по представлению в налоговый орган ряда документов, деклараций (расчетов). За неисполнение этой обязанности налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к налоговой ответственности, а в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Налогоплательщики и налоговые агенты: кто есть кто

Налоговое законодательство довольно четко устанавливает круг лиц, которые обязаны исчислять и уплачивать фискальные платежи в бюджет. Отметим, что для каждого вида налогообложения чиновники определяют индивидуальные перечни налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 19 НК РФ , налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны как юридические лица, так и простые граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и представители частных практик (адвокаты, нотариусы, детективы и проч.). Отметим, что в части уплаты страхового обеспечения граждан плательщиками взносов признаются те же категории.

Основные группы налогоплательщиков

Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.

Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:

  • юридические лица, которые созданы в соответствии с действующим российским законодательством, то есть российские организации, фирмы и компании;
  • юрлица, созданные в соответствии с законодательными нормативами иностранных государств, иначе — иностранные организации;
  • международные компании и организации;
  • официальные представительства и филиалы иностранных компаний, которые созданы и функционируют на территории нашей страны.

Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.

Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ . Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Налоговые агенты

Обособленная группа лиц, которая имеет исключительные обязанности перед государством, признается налоговыми агентами. Чиновники определили, что данная группа лиц обязана:

  • исчислять сумму фискальных сборов, обязательных к зачислению в бюджет;
  • удерживать исчисленный налог/сбор из средств налогоплательщиков;
  • самостоятельно зачислять удержанные средства в соответствующие бюджеты.

Чем отличаются категории: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты? Ключевое отличие между агентами и плательщиками заключается в том, что налогоплательщики исчисляют и уплачивают сборы в бюджет за счет собственных средств, а агенты — за счет средств плательщика налога/сбора.

Важные исключения

Обособленные подразделения российских компаний не могут быть отнесены к категории плательщиков сборов и налоговых агентов. Несмотря на то, что некоторые обособленные подразделения обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать фискальные обязательства в бюджет, признать их независимыми юридическими лицами нельзя. Следовательно, обособленное подразделение, являющееся официальным представительством конкретного российского юрлица, не может быть признано самостоятельным налогоплательщиком.

Таким образом, признать обособленное подразделение самостоятельным участником фискальных взаимоотношений нельзя.

Права и обязанности

При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.

Например, все права закреплены в ст. 21 НК РФ , к ним относят:

  1. Право на получение бесплатной информации, бланков отчетности и разъяснений по поводу применения фискального законодательства, порядка составления и предоставления отчетности, консультации по действующим видам и режимам налогообложения.
  2. Право на зачет излишне уплаченных сумм в пользу иных видов налогообложения. Также закреплено право на возврат данных сумм на расчетные счета.
  3. Право на участие в налоговых проверках, защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.

Ключевые обязанности перечислены в ст. 23 НК РФ :

  1. Обязанность в своевременной постановке на учет в государственных органах.
  2. Своевременно и в полном объеме уплачивать все обязательные платежи в бюджеты.
  3. Предоставлять налоговую отчетность по унифицированным формам и в установленные сроки.
  4. Вести учет своих доходов и расходов в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в ст. 24 НК РФ .

Налоговые агенты

Во многих ситуациях, физические лица самостоятельно не платят налоги, а получают зарплату, из которой уже произведены соответствующие отчисления. Подобные финансовые операции делают налоговые агенты (НА), за которыми по закону признается право производить удержания с доходов налогоплательщиков. Организация, начисляющая заработную плату своим сотрудникам – это только самый распространенный, но не единственный пример таких агентов.

Кто такой налоговый агент

Статья 24 Налогового кодекса РФ определяет НА, как лицо, на которого возложены законодательные обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов для бюджета. По сути, такие агенты являются посредниками между рядовыми налогоплательщиками и фискальными органами. При этом агентом признаются и физические лица, которые в силу специфики своей работы, должны самостоятельно исчислять и перечислять налоги. Статья 226 Налогового кодекса определяет список тех, кто является налоговым агентом:

  • организации в РФ;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, с частной практикой;
  • адвокаты, имеющие свой кабинет;
  • подразделения иностранных организаций в России.

В чем отличие от налогоплательщика

Ключевым признаком, по которому налоговые агенты отличаются от налогоплательщиков, является тот факт, что у НА нет формальной обязанности по фискальным выплатам из своих доходов (или за счет собственных средств). Они должен лишь сосчитать необходимую сумму для уплаты, удержать ее при выплате получателю, чтобы эти финансы были перечислены в бюджет.

Права и обязанности налоговых агентов

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ, права у НА и налогоплательщиков одинаковые. При этом обязанности НА имеют особенность – они должны делать налоговые отчисления вне зависимости от того, являются ли сами плательщиками данного налога. Помимо этого обязательства в их обязанности входит:

  • своевременный расчет, удержание и перечисление всех необходимых налогов;
  • письменно информировать налоговые структуры при невозможности налогового удержания;
  • аккуратно фиксировать начисленный и выплаченный доход, все необходимые начисления, удержания или перечисления по каждому налогоплательщику отдельно;
  • предоставлять фискальным органам необходимые документы для контроля правильности проведенных операций и обеспечивать сохранность этих данных.

Документальное отражение операций с налогоплательщиком

Статья 230 Налогового кодекса РФ прямо говорит, что НА должны фиксировать все операции по отношению с доходами, которые они получают от физических лиц за определенные налоговые периоды. Это могут быть не только исчисленные и удержанные фискальные выплаты, но и предоставленные физическим лицам налоговые вычеты, общий размер доходов, другая профильная информация. Все эти данные фиксируются в регистрах налогового учета (РНУ).

Ведение аналитического учета начисленных и выплаченных доходов

Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы РНУ и порядок отражения аналитических данных. Главным требование тут является наличие данных, позволяющих идентифицировать плательщика, его статус, выплаченные ему доходы, и другие данные необходимые при проверке. Например, согласно письму Минфина РФ от 31.12.2010 №03-04-06/6-328, фискальные перечисление должны сопровождаться реквизитами конкретного документа по платежу.

Исчисление и уплата налогов в бюджет

Существуют сроки для расчета и перечисления фискальных платежей. Например, налоговый агент по НДФЛ (которым является работодатель) обязан удерживать эти отчисления непосредственно при выдаче дохода сотрудникам. Если это невозможно (например, при единовременной выдаче подарка или другого дохода в натуральной форме), то сделать удержание при первой же возможности до конца года. Если и это не представляется возможным, то обязанность НА – своевременно информировать ИФНС и самого сотрудника (до 31 января следующего года).

Бюджетные перечисления тоже имеют свои сроки для исполнения (несвоевременность выполнения этих операций, является основанием для взыскания штрафа или пени). В зависимости от ситуации, это должен быть:

  • день, в который налогоплательщики получают доход (перечисление на пластиковую карту), за исключением пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков – по ним перечисления возможны до последнего числа месяца, когда производятся выплаты;
  • день получения со своего счета средств, для выплаты через кассу;
  • не позднее, чем на следующий день после выплат из наличной выручки;
  • не позднее дня, следующего после удержания налога (например, при натуральных выплатах).
Читайте также:  Обязателен ли договор между юридическими лицами

Предоставление отчетов в ИФНС об исполнении обязанностей

Предоставление собранных сведений налоговым органам является важным в деятельности НА. Вся информации по налогоплательщикам за календарный год, которая сконцентрирована в налоговых регистрах, должна направляться в ИФНС по месту учета, не позднее 1 апреля следующего года. Все необходимые данные готовятся в виде справок по форме 2-НДФЛ и передаются в налоговую службу.

Обеспечение сохранности документов

Для контроля правильности фискальных перечислений, налоговые агенты обязаны сохранять необходимую документацию на протяжении четырех лет. Эта информация может потребоваться при налоговых проверках, составлении справок в интересах налогоплательщика (например, формы 2-НДФЛ), других предусмотренных законом случаях. По истечении указанного срока, документы теряют свою актуальность.

Какие налоги собирают налоговые агенты

Всего существует три вида налогов, по которым можно стать НА для юридических лиц, и два – для физических. Это налоги:

  • на доходы физических лиц (НДФЛ) – для юр- и физлиц;
  • на добавленную стоимость (НДС) – тоже для обеих категорий;
  • на прибыль организаций – только для юрлиц.

Налог на доходы физических лиц

Сбор НДФЛ делается как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, выплачивающими заработную плату. Самый распространенный случай исчисления, удержания и перечисления такого налога возникает в правоотношениях сотрудника и работодателя при выплате заработной платы. Закон специально оговаривает, что удерживаемый налог не может превышать половины от всей суммы начисления.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность зарубежных фирм или предпринимателей на территории России по реализации товаров, услуг или работ, не обязательно подразумевает учет в ИФНС. В виде агента может выступать покупатель (юрлицо или ИП), производящий необходимые фискальные перечисления на основании агентских договоров. Для этого необходимо правильное составление счета-фактуры, с указанием данных иностранного контрагента и регистрацией в книге покупок и продаж. После проведения всех финансовых операций НА предоставляет декларацию для системы налогообложения в установленные сроки.

Другой случай, когда агенты выплачивают налог на добавленную стоимость, возникает в случае аренды муниципальной или государственной недвижимости (или другого имущества) у органов власти. Арендатор государственной или муниципальной собственности в этом случае сам платит НДС и предоставляет декларацию в ИФНС, к которой он относится. Срок подачи – до 25 числа первого месяца следующего квартала.

Налоговый агент по налогу на прибыль

На практике не так много ситуаций, когда для агентов возникает необходимость в уплате налога на прибыль организаций. Например, это может быть при выплате дивидендов другим предприятиям (в том числе по ценным бумагам государственного или муниципального уровня). Произведя расчет и необходимые перечисления, НА готовит для ИФНС декларацию по налогу на прибыль.

Другой вариант – иностранные фирмы или предприниматели, получающие прибыль на территории нашей страны. В этом случае в роли агента выступает российская организация с регистрацией в ИФНС, которая выплачивает этот доход. Тут тоже имеет значение своевременность перечисления – при задержке, на руководителя может быть наложена налоговая или административная ответственность.

Штрафные санкции и пени

Глава 16 и другие разделы НК РФ (а также Кодекса об административных правонарушениях) рассматривают виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Для должностных лиц НА там подходят следующие варианты:

  • Грубое нарушение правил бухучета (например, отсутствие необходимых налоговых регистров) – 10 000 рублей. Если нарушения совершены за два и более налоговых периода, то штраф будет больше в три раза.
  • То же нарушение, но повлекшее занижение облагаемой базы – 20% от неуплаченных налогов, но не менее 40 000 рублей.
  • Занижение сумм налогов на 10% и более, или искажение других показателей такого же масштаба, влечет за собой административную ответственность – наложение штрафа 5-10 тысяч рублей.
  • То же самое совершенное повторно предусматривает штраф 10-20 тысяч рублей, либо дисквалификацию на 1-2 года.
  • Несвоевременное перечисление удержанных налогов приводит к пене – за каждый день просрочки полагается 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка на момент нарушения.
  • Несдача вовремя 2-НДФЛ тоже влечет за собой штраф в 200 рублей за каждую справку. Несвоевременное предоставление квартального 6-НДФЛ может грозить штрафом в 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Видео

В чем разница между налогоплательщиком и налоговым агентом?

Обычному человеку ни всегда ясны юридические термины, с которыми он сталкивается постоянно. Так в Налоговом законодательстве существуют понятия: налогоплательщик и налоговый агент. В этих выражениях есть что-то знакомое и одновременно пугающее простого обывателя. Давайте, более подробно с ними разберемся.

Понятие налогоплательщика

Любой гражданин, вступая в имущественные отношения, автоматически становится налогоплательщиком. Причем в налоговом праве РФ не существует установленного возраста налогообложения. Существенным фактом здесь выступает именно сделка с имуществом, которая влечет за собой превращение гражданина в участника отношений, возникших в налоговой сфере. Должен появиться предмет налогообложения, по отношению к которому граждане становятся плательщиками налоговых выплат.

Ст. 57 Конституционных норм России оговаривает обязанность граждан оплачивать налоги, принятые законодательными актами.

Ст. 19 НК РФ устанавливает понятие налогового плательщика. К ним относятся граждане и организации, которые, по закону производят налоговые выплаты.

К физическим лицам относятся:

  • Люди нашей страны, обладающие гражданством.
  • Граждане другого государства.
  • Предприниматели.
  • Руководители КФХ.

В качестве организаций выступают:

  • Предприятия, образованные на территории нашего государства, согласно российским законам.
  • Образования других государств.

Здесь необходимо указать, что в нашей стране участниками налогового права являются именно юридические лица, а не их образования.

Юридическими лицами, согласно законам нашей страны, не являются:

  • Филиалы и отдельные подразделения организаций России.
  • Простые товарищества.
  • Паевые инвестиционные фонды.

В законодательстве других государств гражданской правоспособностью обладают как иностранные государства, зарегистрированные в пределах Российской Федерации, так и их представительства, простые товарищества, фонды. Следовательно, они являются плательщиками налогов.

По кодексу налоговых отчислений нашей страны определены следующие виды налогов (ст. 12 НК РФ):

  • На уровне Федерации – НДС, налоговые выплаты с доходов физических лиц, акцизы, выплаты от прибыли организаций, государственная пошлина.
  • По регионам – налоговые выплаты за недвижимость организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
  • На местном уровне – обязанность по уплате за землю, имущественные выплаты населения, торговый сбор.

С момента появления у налогового плательщика предмета налогообложения, у него появляется бремя налоговых выплат. Ст. 38 НК РФ четко раскрывает такое понятие. К нему относятся: движимое и недвижимое имущество, осуществление работ, предоставление услуг, образование прибыли, купля-продажа товаров и др.

В Налоговом кодексе РФ определены права и обязанности плательщиков налога.

По ст. 21 НК РФ все плательщики вправе:

  • Получать бесплатную информацию по платежам, о процессе начисления, о существующих законах.
  • Использовать скидки в налоговой системе.
  • Пользоваться приостановкой выплат, использовать финансовый кредит для оплаты налогов.
  • На зачисление, отзыв лишних платежей, образованных при оплате налога, пени или штрафов.
  • Сверять совместно с ФНС расчеты по выплатам, штрафным санкциям.
  • Участвовать при защите собственных интересов самостоятельно или через своих помощников в налоговой сфере.
  • Обладать тайной в области налогового законодательства.
  • Участвовать при проведении проверок органами ФНС.
  • Возвращать убытки, причиненные в результате незаконной работы налоговой службы.

Налогоплательщики должны (ст. 23 НК РФ):

  1. Платить выплаты, определенные законом.
  2. Регистрироваться в организации по сбору налогов.
  3. Подавать декларации о доходах.
  4. По требованию ФНС, предоставлять документацию по регулированию прибыли и расходов. Это касается ИП, нотариуса, адвоката. А предприятия – отчитываются за год, на срок не дольше 3 месяцев после окончания отчетного года.
  5. Подавать информацию в органы ФНС о местоположении. Это касается ИП и граждан. Организациям сообщать о своем месте нахождения.
  6. Предоставлять информацию о членстве в объединении, когда это участие составляет более 10 процентов в срок, не дольше месяца, с момента начала участия, об образовании самостоятельных структур в пределах нашего государства.
  7. Подавать сведения о членстве в объединениях других государств, образованных в пределах РФ, когда процент его участия составляет более 10, о создании образований иного государства без формирования юридического лица, об имеющейся недвижимости.

Необходимо сказать, что существует система льгот для различных категорий плательщиков (ст. 407 НК РФ) и наказаний в виде штрафных санкций, неустойки за невыплату или запоздалых платежей в государственный бюджет.

Понятие налогового агента

А сейчас разберемся, кто такой налоговый агент. Ст. 9 НК РФ определяет участников налоговых правоотношений. Ими являются граждане и организации. Они, по налоговому законодательству, могут быть плательщиками налоговых выплат или налоговыми агентами.

Налоговый агент – это представитель, наделенный обязанностью, согласно законодательству по налогам, исчислять, удерживать выплаты у плательщиков и направлять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ).

Налоговыми агентами могут быть:

  1. Работодатели.
  2. Предприниматели.
  3. Арендаторы.
  4. Приобретатели недвижимости, кроме граждан, незарегистрированных в качестве ИП.
  5. Транспортировщик на российских железных дорогах, зарегистрированный как предприниматель и так далее.

Следовательно, налоговый агент играет роль поверенного между плательщиком и страной, в качестве его представителей. На нем лежит бремя по удержанию выплат из доходов граждан и предприятий в бюджет страны.

Система начисления налоговых платежей включает в себя: фиксирование налоговой базы, установление ставки и применение льгот (ст. 52 НК РФ).

Налоговый агент проводит расчет платежей на:

Согласно ст. 24 НК налоговый агент обладает теми же правами, что и плательщики, если иное не определено законодательством.

В обязанность налоговых агентов входит (ст. 24 НК):

  • Вовремя и верно, рассчитать и вычитать из доходов плательщиков платежи в бюджет государства.
  • Своевременно оповещать письменно органы ФНС в месте регистрации о невыполнимости отчислить выплаты с плательщика или о недоимке. Налоговый агент вынужден заявить по этому поводу в пределах календарного месяца с периода, когда ему стало об этом известно.
  • Регистрировать доходы и рассчитанные платежи плательщиков.
  • Сохранять документацию на протяжении 4 лет, по которой исчислялись и уплачивались выплаты.

Налоговый агент является независимым участником отношений в налоговой сфере.

Он не представляет собой ни плательщика пошлин (в случае наложения обязательства рассчитывать выплаты), ни органов ФНС. Налоговый агент – помощник для плательщиков выплат, государственной и местной власти. При расчете выплат для граждан, он производит начисление налоговой ставки, заполнение документации, облегчая положение граждан и контролирующей власти, т. к. большинство плательщиков не обладает достаточной квалификацией в таком вопросе. При исчислении НДС за лиц другой страны, которое не зарегистрировано в ФНС России (ст. 161 НК РФ), предполагается, что граждане другого государства не обязаны изучать наши законы. Для этого необходима работа налогового агента. Она определяет более быстрое, эффективное наполнение бюджета государства, меньшее уклонение от неуплаты пошлин.

Читайте также:  Полное и сокращенное наименование юридического лица

Можно сказать, что налоговый агент не существует без налогоплательщика.

В чем сходство между налоговым агентом и налогоплательщиком

Рассмотрев по отдельности понятия: налогоплательщик и налоговый агент, давайте теперь определимся, в чем их сходство и различие.

Сходство налогового агента и налогоплательщика:

  • Лежит бремя по уплате платежей, установленное законом.
  • Ими могут быть и граждане, и организации.
  • Они являются независимыми членами налоговых правоотношений.
  • По основной главной функции (выплате сборов), эти участники связаны между собой.
  • Налоговым кодексом РФ определены одинаковые права (ст. 21 НК РФ).
  • Одинаковая система начисления налоговых платежей (ст. 52 НК РФ).
  • Законом установлен одинаковый промежуток времени для осуществления выплат (ст. 55 НК РФ). Он составляет 1 календарный год.
  • Если выплаты не были произведены или осуществлены не полностью, или не в установленные периоды времени, то это обязательство реализовывается по принуждению. Органами ФНС составляется требование по удержанию средств на банковском вкладе. Если долг погашен не полностью, то оставшаяся сумма может быть взыскана с определенной доли имущества неплательщика (ст. 46 НК РФ).

В чем различие между налоговым агентом и налогоплательщиком

Различия понятий налогоплательщика и налогового агента:

  1. Плательщик пошлин – это участник, на котором лежит бремя по осуществлению платежей, зафиксированная НК РФ. Налоговый агент – это представитель, который должен рассчитывать, удерживать с плательщика выплаты и перечислять их в федеральный бюджет.
  2. В обязательствах, установленные НК России.
  3. Требование по выплатам пошлин считается закрытым у плательщика с даты внесения оплаты на счет ФНС посредством банка. Когда такое обязательство производится налоговым агентом, бремя считается выполненным со времени расчета и изъятия им из средств плательщика установленной суммы платежа. Далее бремя по выплате пошлин накладывается на налогового агента. Неправомерное удержание или не вовремя произведенная оплата ведет к наложению на него штрафных выплат, что равно 20 процентам от суммы, подлежащей удержанию и перечислению (ст. 123 НК РФ) в государственную казну.

Разобравшись с предложенными юридическими терминами, стало ясно, что два этих понятия не напрасно зафиксированы в налоговом законодательстве.

Они являются главными элементами налоговых правоотношений. Без них государство не может осуществлять наполнение бюджета денежными средствами, регулировать законное использование деятельности граждан в отношении предоставленных благ и выполняется главная обязанность людей – платить налоги.

Налоговый агент это юридический налогоплательщик

Статья 38. Налогоплательщик, налоговый агент

1. Налогоплательщиком является лицо, на которое возлагается обязательство по уплате установленных настоящим Кодексом налогов.

2. Налоговым агентом является лицо, которое в установленных настоящим Кодексом случаях и порядке должно выполнить налоговое обязательство налогоплательщика.

3. Налоговый агент для целей настоящего Кодекса, с точки зрения прав и обязанностей, приравнивается к налогоплательщику.

Статья 39. Права налогоплательщиков

1. Налогоплательщики имеют право:

а) получать от налоговых органов информацию о налоговом законодательстве, правах налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также применении налогового законодательства;

б) представлять свои интересы в налоговых органах лично или через своих законных или уполномоченных представителей; в любое время заменять своих представителей в налоговых отношениях;

в) пользоваться налоговыми льготами или освобождаться от уплаты налогов по основаниям и в порядке, установленных налоговым законодательством;

г) своевременно возвратить или(и) зачесть суммы излишне уплаченных или(и) излишне взысканных налогов или(и) санкций;

д) в установленном законом порядке знакомиться с имеющейся в налоговых органах информацией о них;

е) присутствовать при проводимых в отношении них выездных налоговых проверках;

ж) получать подлинники или удостоверенные копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также “налогового требования”;

з) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства при осуществлении ими действий, связанных с налогоплательщиками;

и) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок, а также по исчислению и уплате налогов;

к) при наличии определенных настоящим Кодексом обстоятельств требовать в установленном порядке применения соответствующих налоговому правонарушению мер ответственности, смягчения ответственности или освобождения от ответственности;

л) обжаловать в установленном законом порядке предъявленное “налоговое требование”, а также иные решения и деяния налоговых органов и их должностных лиц;

м) не выполнять акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу и иным законам Грузии;

н) требовать от налоговых органов и их должностных лиц соблюдения налоговой тайны;

о) требовать и получать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного незаконными решениями или деяниями налоговых органов и их должностных лиц;

п) не предъявлять правоохранительным и другим контролирующим органам, кроме налоговых, документы, связанные с определением объектов налогообложения, исчислением и уплатой налогов, за исключением случаев, когда такие полномочия переданы настоящим Кодексом другим органам.

2. Права налогоплательщиков не ограничиваются правами, предусмотренными частью первой настоящей статьи.

Статья 40. Обеспечение защиты прав и законных интересов

1. Гарантируется защита прав и законных интересов налогоплательщиков в административном и судебном порядке.

2. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется настоящим Кодексом и иными нормативными актами.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обеспечению прав и законных интересов налогоплательщиков влечет предусмотренную законом ответственность.

Статья 41. Обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики обязаны:

а) исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

б) встать в установленном настоящим Кодексом порядке на учет в соответствующем налоговом органе;

в) в целях исчисления и уплаты налогов в установленном налоговым законодательством порядке вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

г) в установленном законодательством порядке представлять в налоговый орган по месту налогового учета налоговые декларации, расчеты, справки и бухгалтерскую отчетность по налогам, в отношении которых они считаются налогоплательщиками;

д) при проведении налоговой проверки или в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях представлять налоговым органам и их должностным лицам документы (сведения), необходимые для исчисления и уплаты налогов;

е) выполнять законные требования налоговых органов и их должностных лиц в связи с устранением выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать осуществлению служебных полномочий этими должностными лицами;

ж) заявлять о пользовании налоговыми льготами или освобождении от уплаты налогов и представлять налоговому органу или налоговому агенту по месту налогового учета документы, удостоверяющие право пользования налоговыми льготами;

з) обеспечивать сохранность документов, на основании которых производится учет объектов налогообложения и составление налоговых деклараций, а также документов, подтверждающих получение доходов и прибыли, произведенные расходы и уплаченные или(и) удержанные налоги, в течение 6-летнего срока;

и) выполнять иные обязательства, установленные налоговым законодательством.

2. Налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу по месту налогового учета сведения:

а) об открытии в банках и других организациях, осуществляющих банковские операции, банковских или иных счетов в 5-дневный срок после открытия таких счетов. При этом предприятия Грузии, организации Грузии и физические лица-предприниматели представляют информацию о счетах, открытых как в Грузии, так и за пределами Грузии, а иностранные предприятия и организации – только о счетах, открытых в Грузии, и счетах, по которым они осуществляют экономическую деятельность в Грузии.

б) о регистрации, реорганизации или ликвидации подразделений предприятия в 10-дневный срок после их регистрации, реорганизации или ликвидации в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

в) об объявлении предприятия банкротом, ликвидации или реорганизации предприятия в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

г) об изменении места деятельности, места управления или осуществления экономической деятельности в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии.

3. Налогоплательщики представляют налоговому органу сведения, предусмотренные настоящей статьей, только по форме, утвержденной Министром финансов Грузии.

4. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, установленных налоговым законодательством, на налогоплательщиков возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 42. Обязанности налогового агента

1. Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в соответствующие бюджеты соответствующие налоги;

б) вести учет начисленных и выплачиваемых налогоплательщикам доходов по каждому налогоплательщику, а также начисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов;

в) представлять в налоговый орган по месту налогового учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и уплаты налогов;

г) выполнять иные установленные налоговым законодательством обязательства.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных налоговым законодательством обязательств на налогового агента возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 43. Представитель налогоплательщика/налогового агента или

другого обязанного лица

1. Налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо вправе участвовать в налоговых отношениях через своего законного или уполномоченного представителя. Личное участие вышеуказанного лица в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает его права участвовать в указанных отношениях лично.

2. Законными представителями предприятия/организации признаются его органы или(и) иные лица, уполномоченные законодательными актами Грузии и учредительными документами этого предприятия/организации. Законными представителями физического лица признаются лица, осуществляющие соответствующие полномочия на основании настоящего Кодекса и иных законодательных актов Грузии.

3. Деяния законных представителей налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица, связанные с участием вышеуказанного лица в налоговых отношениях, признаются деяниями самого этого лица.

4. Уполномоченным представителем налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица признается лицо, уполномоченное вышеуказанным лицом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или(и) иными участниками налоговых отношений, а также в суде.

5. Уполномоченный представитель предприятия/организации действует на основании выданной этим предприятием/организацией доверенности, а уполномоченный представитель физического лица – на основании выданной этим лицом и нотариально удостоверенной доверенности или иного документа, приравненного Гражданским кодексом Грузии к доверенности, в пределах полномочия, определенного такой доверенностью или иным документом.

Статья 44. Переписка с налоговыми органами

1. Любой документ, подлежащий направлению налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом в налоговый орган, должен быть составлен в письменной форме, подписан его законным или уполномоченным представителем (с указанием фамилии, имени и должности) и скреплен печатью (если у него имеется печать).

Адресату должны быть вручены подлинник или удостоверенная копия документа.

2. “Требование налогоплательщика”, налоговая декларация, возражение, иные документы или письма считаются переданными, если были посланы заказным почтовым отправлением или вручены непосредственно в налоговом органе.

3. В случае направления заказным почтовым отправлением датой передачи документа/письма признается дата получения почтового отправления налоговым органом, а если для передачи документа/письма установлен срок, – дата отправки заказного почтового отправления.

Ссылка на основную публикацию