Статья 61 Закона 44-ФЗ

Заказчик может не соблюсти процедуру на этапе согласования конкурсной документации с контролирующими службами. В этом случае предусмотрена такая же административная ответственность за нарушение 44-ФЗ.

Инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям

Проверка сведений, содержащихся в документах, на их соответствие установленным требованиям — это работа заказчиков, нацеленная на отсев от участия в закупке компаний, которые, в силу закона, не могут получить контракт. Критерии такого отсева перечислены в Федеральном законе № 44-ФЗ, с 2022 года они будут ужесточены.

Федеральный закон № 44-ФЗ в ст. 31 перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.

Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения соглашения. Допуск компании, которая заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.

Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в постановлении правительства от 14.09.2019 № 1202.

С 2022 года правила проверки обновятся: на площадки от органов Прокуратуры поступит информация о том, не привлекался ли претендент к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в последние два года. Если привлекался, он отсеивается.

Рассмотрим подробнее действующие требования, указанные в ст. 31 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Читайте также:
Как сделать перерасчет транспортного налога?

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Изменения

С 1 января 2019 года федеральным законом от 31 декабря 2017 года N504-ФЗ статья 61 теряет юридическую силу. Со следующего года обязанность в проведении аккредитации участников закупок возлагается на Казначейство Российской Федерации.

Порядок аккредитации будет аналогичен с процедурой аккредитации, которая сейчас проводится оператором электронной площадки в соответствии с 61 статьей Федерального закона о закупках № 44-ФЗ.

Участники, которые ранее были аккредитованы на электронных площадках, с 01 января по 31 декабря 2019 года должны пройти регистрацию в Единой Информационной Системе (ЕИС). До момента регистрации в ЕИС участники, аккредитованные на электронных площадках, могут участвовать в закупках в пределах той электронной площадки, на которой они имеют аккредитацию.

С момента регистрации в ЕИС участник получает право участвовать в закупках на всех электронных площадках. Вместо отдельных реестров участников, аккредитованных на электронных площадках, будет единый реестр аккредитованных участников закупок для всех электронных площадок.

Переложение обязанности по аккредитации участников закупок и ведения реестра из частных рук государственному органу позволит минимизировать ошибки и нарушения законодательства.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

Конкурс с ограниченным участием.

Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

Читайте также:
Кто является резидентом и нерезидентом РФ в 2022 году?

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 203-ФЗ)

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования; (Пункт введен – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

(С 1 января 2022 года положения пункта применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

(С 1 января 2022 года положения пункта применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

8) осуществлением строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем, созданием и функционированием средств связи и информационных технологий в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 03.07.2016 № 266-ФЗ, положения пункта применяются по 30 июля 2018 года включительно) (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 475-ФЗ)

Читайте также:
Об оплате сверхурочных в праздничные дни

9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

(С 1 января 2022 года положения пункта применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.02.2022 № 27-ФЗ)

10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. (Пункт введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 351-ФЗ)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)

5. Федеральные законы, вносящие изменения в положения настоящего Федерального закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. (Часть введена – Федеральный закон от 24.04.2022 № 124-ФЗ)

6. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, применяются к федеральным территориям, органам публичной власти федеральных территорий, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, соответственно. (Часть введена – Федеральный закон от 02.07.2022 № 351-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Читайте также:
Форма МП-СП за 2022 год

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ)

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ)

5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 22.12.2022 № 435-ФЗ)

6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 21 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ)

8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

Читайте также:
Стоимость замены паспорта в рб 2022

81) контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципа

Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

За некоторые нарушения 44-ФЗ предусмотрена уголовная ответственность. Это возможно в том случае, когда несоблюдение правовых норм квалифицируется как преступление. Такие выводы делает Следственный комитет в результате расследований. За данные преступления предусмотрены наказания в виде заключения под стражу, принудительных работ. В дополнение к ним могут налагаться штрафы, запрет вести определенную деятельность либо занимать должность сроком до трех лет. Опишем подробнее, какие нарушения 44-ФЗ приводят к уголовной ответственности.

  • Неисполнение норм закона с корыстными целями

Должностные лица, причастные к проведению закупки, – контрактный управляющий или специалисты контрактной службы, члены комиссии, принимающие товар сотрудники –привлекаются к уголовной ответственности, если в их действиях выявлены корыстные мотивы, а организации-заказчику причинен крупный ущерб. Виновные лица понесут одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; заключение под стражу или принудительные работы сроком до трех лет.

Неисполнение норм закона с корыстными целями

Дача взятки должностному лицу, ответственному за закупку, квалифицируется как уголовное преступление и наказывается:

  • штрафом 300–500 тыс. руб.;
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет;
  • заключением под стражу или исправительными работами сроком до 3 лет.

Если присуждается наказание в виде ограничения свободы и принудительных работ, то оно может быть дополнено штрафом, в 10 раз превышающим сумму взятки.

Если в подкупе уличена группа лиц либо размер взятки очень большой, наказание ужесточается. При наличии одного из данных обстоятельств срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет и накладывается 30-кратный размер штрафа. Если же присутствуют оба обстоятельства (преступление совершается группой лиц, а сумма взятки признается крупной), то наказание еще больше ужесточается – свобода ограничивается на восьмилетний срок, а сумма штрафа превышает размер взятки в 40 раз. Преступник может быть оштрафован на максимальную сумму 500 млн руб.

Закон проявляет снисхождение к лицам, активно сотрудничающим со следствием, содействующим раскрытию преступления, добровольно заявляющим о нем. В этом случае даже можно избежать наказания. Также за нарушение 44-ФЗ уголовная ответственность не наступает, если гражданин дал взятку вынужденно, уступив вымогателям.

Должностное лицо, ответственное за контрактную работу (контрактный управляющий, специалист контрактной службы, член комиссии), за получение взятки подвергается одному из следующих наказаний:

  • штраф 400–1000 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от одного до трех лет;
  • заключение под стражу или исправительные работы сроком до 3 лет.

Если присуждается наказание в виде ограничения свободы и принудительных работ, то оно может быть дополнено штрафом, в 20 раз превышающим сумму взятки.

Если в получении взятки или вымогательстве обвиняется группа лиц, а также если сумма незаконного вознаграждения квалифицируется как крупная, наказание ужесточается. Например, три специалиста контрактной службы вступили в сговор и требовали с одного из участников тендера полтора миллиона рублей за решение вопроса в его пользу. В данном случае виновные лица несут наказание в виде заключения под стражу сроком от 7 до 12 лет и заплатят штраф, в 50 раз превышающий взятку. Предельная сумма штрафа ограничена 500 млн руб.

В Уголовном кодексе РФ существуют и такие понятия, как провокация взятки, коммерческий подкуп. Данные явления обнаруживаются и в сфере госзакупок. Это ситуация, когда должностному лицу взятка дается без его содействия, то есть преступники подставляют человека с целью его дальнейшего шантажа. За данное преступление виновные лица несут следующую ответственность:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • заключение под стражу или исправительные работы сроком до 5 лет.
  • Расходование бюджетных средств на незапланированные цели

За такое нарушение 44-ФЗ уголовная ответственность предусмотрена ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ в виде ограничения свободы максимум на пятилетний срок. Должностное лицо признается виновным, если допущены нецелевые расходы более 1,5 млн руб.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Статья 61. Аккредитация участников электронного аукциона на электронной площадке

1. Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.

Читайте также:
Как стать феей по настоящему в домашних условиях?

2. Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:

  • 1) заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
  • 2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
  • 3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
  • 4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника – юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье – руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
  • 5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
  • 6) идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
  • 7) адрес электронной почты этого участника для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации в соответствии с настоящей главой;
  • 8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки – юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки – юридического лица.

3. Требовать наряду с документами и информацией, указанными в части 2 настоящей статьи, предоставления иных документов и информации не допускается.

4. В срок не более чем пять рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона или отказать этому участнику в аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, а также направить ему уведомление о принятом решении.

5. Предусмотренное частью 4 настоящей статьи уведомление должно также содержать информацию о реквизитах счёта для проведения операций по обеспечению заявок на участие в электронных аукционах. Оператор электронной площадки обязан обеспечить аккредитованному на электронной площадке участнику такого аукциона доступ к участию в любых таких аукционах, проводимых на данной электронной площадке.

6. Оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.

7. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации участника электронного аукциона уведомление, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, должно содержать также указание на основания принятия данного решения, в том числе указание на отсутствие документов и информации или несоответствие документов и информации требованиям законодательства Российской Федерации. После устранения указанных оснований этот участник вправе вновь предоставить документы и информацию, указанные в части 2 настоящей статьи, для получения аккредитации на электронной площадке.

Читайте также:
Страховка в Таиланд 2022: какая лучше, цена и отзывы

8. Отказ в аккредитации участника электронного аукциона на электронной площадке в иных случаях, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи случаев, не допускается.

9. Аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке осуществляется сроком на три года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке.

10. В случае внесения изменений в документы и информацию, указанные в части 2 настоящей статьи, замены или прекращения действия указанных документов (в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия указанных в части 2 настоящей статьи документов, прекращении действия усиленной электронной подписи.

11. Ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с частями 2 и 10 настоящей статьи, в том числе усиленных электронных подписей, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, за замену указанных в части 2 настоящей статьи документов или прекращение их действия (в том числе замену усиленной электронной подписи или прекращение её действия) несёт участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию.

12. В течение одного часа с момента поступления предусмотренных частью 10 настоящей статьи документов и информации оператор электронной площадки обязан обеспечить размещение указанных документов и информации на электронной площадке или внесение изменений в предоставленные в соответствии с частью 2 настоящей статьи документы и информацию с указанием даты и времени поступления указанных документов и информации. При этом оператор электронной площадки не осуществляет проверку достоверности указанных документов и информации, а также проверку изменений, внесенных в документы и информацию, на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

13. Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

14. Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, не вправе подать заявку на участие в таком аукционе за три месяца до даты окончания срока своей аккредитации.

15. За три месяца до даты окончания срока аккредитации участника электронного аукциона оператор электронной площадки обязан направить соответствующее уведомление этому участнику. В случае, если этот участник получил аккредитацию на электронной площадке, он вправе пройти аккредитацию на новый срок в порядке, установленном настоящей статьёй, не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока ранее полученной аккредитации.

Расторжение Заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44) устанавливает, что расторжение заключенного сторонами контракта возможно по добровольному соглашению сторон, в результате соответствующего судебного решения, или при одностороннем отказе стороны контракта от его исполнения. В последнем случае контракт расторгается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Принять решение об одностороннем расторжении контракта может каждая из сторон, но только при условиях, определенных законом и контрактом.

Статьей 95 ФЗ № 44 установлено, что Заказчик может отказаться от исполнения контракта по основаниям, перечисленным в ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (например, ст. 715 ГК РФ), в случае, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

Общие основания для расторжения договора установлены статьей 450 ГК РФ. Указанной статьей определено, что такое решение сторона договора может принять при существенном нарушении договора второй стороной, или в других предусмотренных законом либо договором случаях. Под существенным понимается нарушение договора, повлекшее для другой стороны ущерб, из-за которого она в значительной степени лишается того, на что рассчитывала, заключая контракт.

Таким образом, решение об одностороннем расторжении контракта может быть принято при одновременном соблюдении условий:

  • такая возможность предусмотрена контрактом;
  • допущено существенное нарушение условий контракта.
Читайте также:
Можно ли взыскать с наследников расходы на похороны?

Законом установлено, что Заказчик имеет право провести экспертизу работы, услуги или товара до момента принятия решения об отказе от исполнения контракта, с привлечением экспертов (экспертных организаций). В этом случаи Заказчик может отказаться от исполнения контракта по своей инициативе только при условии подтвержденных экспертным заключением нарушений условий контракта, являющихся основанием для одностороннего отказа для его исполнения.

Для принятия рассматриваемого решения Заказчиком закон устанавливает определенную процедуру.

Так, решение об одностороннем отказе от контракта должно быть в течение трех дней с момента его принятия размещено в ЕИС, а также направлено Исполнителю. Решение направляется способами (средствами связи и доставки), позволяющими подтвердить его вручение адресату. Например, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

С момента получения Заказчиком сведений о вручении уведомления Исполнителю, или сведений об отсутствии Исполнителя по указанному в контракте адресу, Исполнитель признается уведомленным надлежащим образом.

В случае, когда указанное уведомление не получено Исполнителем, Исполнитель считается надлежащим образом уведомленным по истечении месяца с момента размещения Заказчиком в ЕИС решения об отказе от исполнения контракта.

Согласно разъяснениям ВС РФ [1], даже если Заказчик не совершил всех указанных в части 12 статьи 95 ФЗ № 44 действий (т.е. не направил уведомление), нельзя однозначно сказать, что он известил Исполнителя ненадлежащим образом. По смыслу статьи 95 ФЗ № 44 для расторжения контракта достаточно, чтобы сообщение об отказе от исполнения договора было доставлено Исполнителю посредством любого средства связи и доставки.

Контракт признается расторгнутым через 10 дней с момента надлежащего уведомления Исполнителя о решении Заказчика.

Поскольку стороны в гражданско-правовых отношениях равны, праву Заказчика на односторонний отказ от контракта корреспондирует аналогичное право Исполнителя в случае, если контракт предполагает право Заказчика по собственной инициативе отказаться от исполнения контракта. В рассматриваемой ситуации применяется тот же порядок направления решения в адрес Заказчика.

В соответствии со статьей 95 ФЗ № 44 исполнитель обязан отменить свое решение (еще не вступившее в силу), если за 10 дней с момента уведомления Заказчика нарушение условий контракта, которое послужило причиной решения, устранено. Аналогичная обязанность есть и у Заказчика, в случае устранения Исполнителем нарушений.

Важно отметить, что Заказчик обязан отменить решение только в случае, если Исполнитель впервые нарушил условия контракта, такой порядок прямо установлен частью 14 статьи 95 ФЗ № 44.

[1] пункт 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от «28» июня 2017 года

Кроме права отказаться от исполнения контракта по своей инициативе, закон предусматривает обязанность Заказчика (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ) принять такое решение в определенных случаях:

  • если в процессе исполнения контракта выявлено несоответствие Исполнителя (поставляемого товара) определенным документацией о закупке (извещением об осуществлении закупки) требованиям;
  • если Исполнитель сообщил недостоверные сведения о своем соответствии или соответствии товара указанным требованиям, в результате чего победил при определении Исполнителя;
  • если в процессе исполнения контакта по закупке товара в соответствии со специальным инвестиционным контрактом или контрактом с регулируемыми ценами, согласно которым в РФ создано, модернизировано, освоено производство товара, установлено, что такие контракты расторгнуты.

ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.

Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин. Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора. При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.

Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.

На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.

Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1]. Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению. Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.

Читайте также:
Поворот решения суда в гражданском процессе практика

Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике. Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]

Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу. Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.
Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]

Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными. Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта). Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.

По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.

[1] Письма Минэкономразвития России от 26.11.2015 N Д28и-3488, от 21.09.2015 N Д28и-2821, от 17.09.2015 N Д28и-2790), Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2017 N Д28и-1239).

[2] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.08.2018 по делу N 304-ЭС18-2754, А67-8909/2016, п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2017 N Ф07-13199/2016 по делу N А13-4566/2016.

[3] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2015 г. по делу № А70-2280/2015

Новый порядок осуществления закупок

С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ЗАКУПОК

Количество открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сокращено с 11 до 3. Исключены бумажные способы, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. С 01.01.2022 заказчики смогут проводить закупки путем электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок, а также осуществлять закупки у единственного поставщика (в том числе в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК

Установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАУПОК (далее – ЕИС), внесения в него изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации (предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ) и прилагаемых документов (предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки необходимо будет заполнить структурированную информацию, а также приложить необходимые документы. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь структурированная информация, сформированная с использованием ЕИС.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно размещаться при проведении:

  • электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Читайте также:
Страховка в Таиланд 2022: какая лучше, цена и отзывы

Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 44-ФЗ установлен единый срок внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК

С 01.01.2022 вступает в силу часть 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая обязательные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) без учета отраслевой специфики в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Законом № 223-ФЗ) в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20 млн руб. и более. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, вышеуказанные требования не применяются.

Для участия в закупках, где установлены требования в соответствии с частью 2 или частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участникам закупки через свой личный кабинет на электронной площадке необходимо будет заблаговременно направить информацию и документы, подтверждающие соответствие данным требованиям, оператору электронной площадки для включения в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. При этом, если соответствующие документы размещены на официальном сайте ЕИС, достаточно указать только номер реестровой записи из реестра контрактов ЕИС. В случае отсутствия информации и документов, подтверждающих опыт участника закупки, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки.

При этом подача жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при проведении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, возможна исключительно участниками закупки, подтвердившими соответствующий опыт с учетом следующего:

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

Напоминаем, что начиная с 01.01.2022 в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ подача жалоб в контрольный орган в сфере закупок при проведении электронных процедур осуществляется в электронной форме посредством ЕИС.

Обращаем внимание, что закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 31.12.2022 (включительно), проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу изменений в рамках Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ.

С детальной информацией об изменениях ЕИС в части формирования извещения об осуществлении закупки, которые будут реализованы с 01.01.2022, можно ознакомиться в анонсе, размещенном на официальном сайте ЕИС, а также в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» – «Руководства пользователя и видеоролики» – «Закупки» – «Закупки 44-ФЗ».

Какие именно недочеты при оформлении плана и плана-графика приводят к подобным санкциям? Прежде всего, это отражение в документации закупок, не отвечающих требованиям нормативных актов и самой закупочной деятельности. Также нарушением является необоснованная начальная (минимальная) цена контракта. В том случае, когда обоснование НМЦК и самого предмета сделки по сути выполнено верно, но не соблюдена должная форма, штраф все равно будет, только в меньшем размере – 10 000 рублей.

Ссылка на основную публикацию