В каких случаях наступает административная ответственность

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Правила ч. 1 ст. 2.1 определяют понятие административного правонарушения. Это:

1) противоправное деяние. Иначе говоря, оно нарушает нормы:

– законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП;

– международных договоров, действующих для Российской Федерации;

– общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 1.1).

Если деяние лица нарушает нормы УК, то налицо не административное правонарушение, а преступление . Если деяние лица нарушает нормы НК, то налицо не административное правонарушение, а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во “Библиотечка РГ”, 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во “Экзамен”, 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, – это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3, см. коммент. к ним);

2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:

– в совершении определенных действий;

– в том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);

3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).

2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:

1) объект – то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2, см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:

– права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);

– здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);

– имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);

– отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

– отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);

– отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);

– отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);

– отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);

– отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);

– отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);

– отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);

– отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);

– отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);

– отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);

2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:

а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);

б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);

в) время, место, обстановку его совершения;

г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. “формальные составы” правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);

д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);

3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:

а) физические лица . При этом речь идет о лицах:

– достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);

– не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);

– относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);

б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения “группой лиц”, “по предварительному сговору” и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);

4) субъективная сторона административного правонарушения – это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:

– прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;

– косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);

– легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;

– небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).

При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.

В ряде случаев для последнего также необходимы:

– мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);

– цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;

5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:

а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);

б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);

в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 2.1 состоит в том, что:

1) они посвящены только одному из субъектов административного правонарушения – юридическому лицу. При этом для правильного применения ч. 2 ст. 2.1 нужно учесть, что:

а) в соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом , может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (выделено мной – А.Г.);

б) к административной ответственности привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации;

2) в соответствии с ними юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, т.к. все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению: презумпция невиновности (см. об этом коммент. к ст. 1.5) действует и в отношении юридического лица;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Если же принятие этих мер зависит от других юридических лиц (например, его учредителей), от государственных органов (например, нарушивших установленные сроки выдачи лицензии, сертификата), от физического лица (например, участников юридического лица), то нельзя говорить о виновности данного юридического лица.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 2.1, нужно учесть, что:

1) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физических лиц, виновных в совершении данного административного правонарушения.

Иначе говоря, административное наказание назначается и юридическому, и физическому лицу, виновному в совершении этого же административного правонарушения (например, ст. 15.1 предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций как должностных лиц организаций, так и самих юридических лиц, см. коммент. к ней);

2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица – самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;

3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) – к административной ответственности.

5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:

1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.

1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК).

1. Представляет собой виновное деяние, запрещенное не только КоАП, но и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2.1 КоАП).

2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК).

2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические, и юридические лица (ст. 2.1 КоАП).

3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК).

3. Административные правонарушения не делятся на категории по степени тяжести.

4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК).

4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается.

5. Учитываются совокупность и рецидив преступлений (ст. 16, 17 УК).

5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность.

6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет.

6. Минимальный возраст физических лиц – субъекта административного правонарушения составляет 16 лет.

7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК).

7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или неоконченное. Это объясняется тем, что состав административного правонарушения чаще всего “формальный” (т.е. не обязательно наступление вредных последствий).

8. Влечет уголовное наказание.

8. Влечет административное наказание.

9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обстоятельств (ст. 37-42 УК).

9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП).

Есть и другие отличия между преступлением и административным правонарушением (в объекте, объективной стороне и т.п.), см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во “Экзамен”, 2006.

Верховный Суд разъяснил (в п. 15, 19 Пост. N 5) следующее:

– ст. 2.1 КоАП допускает привлечение к административной ответственности по одной же норме как ЮЛ, так и их должностных лиц;

– при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа ЮЛ, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа на то, что это может привести к совершению административного правонарушения;

– административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все признаки состава правонарушения. В случае, когда обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока;

– судья вправе применить к ЮЛ и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи КоАП (с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств);

– привлечение должностного лица к уголовной ответственности не может служить основанием для освобождения ЮЛ от уголовной ответственности;

2) различие между административными правонарушениями и нарушением норм трудового законодательства (дисциплинарным проступком). Их можно показать в таблице.

Нарушение норм трудового законодательства (дисциплинарный проступок – ДП)

1. ДП представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

1. Представляет собой противоправное и виновное нарушение лицом КоАП и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Влечет наложение мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение и др.), но не штрафа, конфискации и т.п.

2. Влечет административное наказание (в т.ч. и штраф, и конфискацию, и административный арест).

3. Допускается ответственность и по уставам, положениям о дисциплине и федеральным законам (а не только по нормам ТК)

3. Допускаются лишь административные наказания, предусмотренные в самом КоАП либо законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. К ответственности за ДП привлекает работодатель.

Читайте также:  Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации

4. К ответственности привлекает судья, уполномоченный орган, должностное лицо.

5. Субъектом ДП являются лишь работники.

5. Субъектом административного правонарушения являются физические, а так же юридические лица.

6. См. также п. 16 Пост. N 10. О практике КС см. его определение от 02.04.09 N 499-О-О.

Административное правонарушение и административная ответственность

Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.

Что такое административное правонарушение

Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.

ПризнакОписание
Опасность для обществаВыявляется степень посягания на нормальные общественные отношения, а также права и свободы других граждан. Как пример: административными нарушениями общественного порядка являются хулиганство, возникновение угрозы для здоровья и жизни других людей при нарушении правил ПДД и вождении транспорта в нетрезвом состоянии и т. д.
ПротивоправностьОпределяется в том, что содеянный проступок является действием, которое запрещается действующими федеральными или региональными нормативно-правовыми документами. Как пример, таковыми являются: нарушение правил реализации продовольственных и непродовольственных товаров, пренебрежение правилами охоты и другие противозаконные деяния.
ВиновностьНаступление правовой административной виновности состоит в том, что ответственность возникает, только если имеется прямая вина нарушителя, то есть умышленный или неумышленный проступок (бездействие).
Отдельные правонарушения совершаются с умыслом, когда гражданин производит противоправное деяние (бездействие) с осознанием происходящего и дальнейших последствий. К таковым нарушениям относятся: неподчинение сотруднику правоохранительных органов, умышленное невыполнение прокурорских требований, умышленное создание помех дорожному движению и т. д.
А некоторые нарушения порядка происходят по неосторожности, когда гражданин не предвидел возможности наступления негативных последствий, возникающих по причине своего действия или бездействия. Такими проступками являются: управление транспортным средством лицом, которое не имеет права на вождение, и надеется самостоятельно предотвратить ДТП, полагаясь на свой опыт и малый трафик.
НаказуемостьОзначает, что привлечение к ответственности возможно только, если наказание предусмотрено федеральными законодательными документами либо кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.

СоставляющаяОписание
Объект правонарушенияОбщественные отношения в различных сферах, которые охраняются на законодательном уровне от противоправных действий, влияющих на нормальный ход правоотношений.
Как пример, объектом правонарушения при нарушении ПДД является безопасность дорожного движения, а при порче имущества – непосредственно недвижимость или вещи и т. д.
Субъект правонарушенияГражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, который является полностью вменяемым. А также лица несовершеннолетнего возраста от 16 до 18 лет, которые согласно КоАП могут привлекаться к административной ответственности за нарушение ПДД, мелкое хулиганство и нарушение государственной границы РФ.
Согласно действующему законодательству дела несовершеннолетних могут рассматриваться специальными комиссиями. Также в учет берется и два следующих нюанса:
при вынесении приговора по отношению к таким лицам не применяется административный арест;
недостижение восемнадцатилетия признается как смягчающее обстоятельство.
Тогда как лица, достигшие 18 лет, несут полную ответственность по всей строгости закона.
Объективная сторонаПеречень противоправных действий (бездействий), нарушающих действующее законодательство. Как пример, при нарушении безопасности дорожного движения могут происходить следующие деяния:
превышение допустимой скорости передвижения на транспортном средстве;
невыполнение требований дорожной разметки и знаков;
нарушение правил перевозки грузов;
использование запрещенных внешних световых приборов;
непристегнутый ремень безопасности и т. д.
Тогда как неправомерное бездействие при нарушении правил ПДД может устанавливаться, когда водитель не включает ближний свет фар при недостаточной видимости либо в темное время суток
Субъективная сторонаЭто психологическое отношение правонарушителя к своим проступкам, которое может проявляться в двух формах: умышленные действия (при осознанном преступлении) или неосторожные (без понимания будущих последствий).

Видеорегистрация нарушителей ПДД

Какие виды административного правонарушения существуют?

Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.

Вид АПОписание
ГражданскиеНарушение трудового законодательства и условий на рабочем месте, а также пренебрежение правилами гигиены и санитарно-эпидемиологических норм и т. д.
ИмущественныеКражи в мелких размерах, нарушение прав госсобственности на земельный, лесной и водный фонды, и т. д.
Экологические, культурные и историческиеЗагрязнение окружающей среды, нарушение пожарной безопасности в лесах, незаконная охота или вырубка деревьев и т. д.
ПромышленныеНеправильное использование газа, повреждение электросетей, надругательство над памятниками культуры и истории, и т. д.
Сельскохозяйственные, транспортные и сферы ЖКХНарушение безопасности авиаперевозок, повреждение телефонных автоматов, неправильное использование жилых помещений и т. д.
Финансовые и торговыеНеправомерная реализация товаров и услуг, уклонение от подачи декларации о доходах в Налоговую службу и т. д.
Сфера управленияНеподчинение сотрудникам правоохранительных органов, мелкое хулиганство, нарушение правил таможни, употребление спиртного в общественных местах и т. д.

Что такое административная ответственность

Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.

Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:

  • вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
  • установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
  • основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
  • нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.

Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.

Вид АОКраткое описание
ПредупреждениеРазновидность взыскания, которая заключается только в моральном осуждении нарушителя закона. Право на предупреждение чаще всего предоставляется для граждан, которые совершили незначительный проступок впервые. Взыскание производится в письменной форме, которая выдается правонарушителю
Административный штрафЕдиноразовое денежное взыскание, насчитываемое в фиксированной сумме. Размер штрафа может рассчитываться на основании следующих факторов:
в сумме МРОТ;
в размере оценочной стоимости украденного, потерянного или поврежденного имущества;
в фиксированной сумме.

Терминал для оплаты административных взысканий

Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.

Административная ответственность. наступает при наличии админист­ративного проступка

наступает при наличии админист­ративного проступка.

Административный проступокэто посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосто­рожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правона­рушениях).

Административная ответственность в Российской Федерации наступа­ет для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в воз­расте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонару­шителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применя­ются в соответствии с Законом РФ “Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за администра­тивный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответ­ственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужа­щий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за наруше­ние правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможен­ных правил и т. д.).

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины.Например, руководитель автопредприятия несет администра­тивную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет адми­нистративной ответственности, но не освобождается от материальной от­ветственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения пра­вонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося им­мунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и довершившего на территории Российской Фе­дерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъектами административной ответственности могут быть как физичес­кие лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим адми­нистративную ответственность физических лиц, является Кодекс об адми­нистративных правонарушениях (КоАП). Законодательство об администра­тивных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

Мерой ответственности за административное правонарушение являет­ся административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Преду­преждение выносится в письменной форме.

2. Административный штрафявляется денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффи­циентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минималь­ный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной деся­той минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должност­ных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридичес­ких лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Россий­ской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного зако­нодательства Российской Федерации, а также законодательства Россий­ской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окру­жающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных раз­меров оплаты труда, для юридических лиц – пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимос­ти предмета административного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Возмездное изъятие мера административного нарушения, состоя­щая в принудительном изъятии предмета, который являлся орудием пра­вонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъя­того предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискация принудительное безвозмездное изъятиие предмета, явив­шегося орудием совершения административного правонарушения. Напри­мер, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное вос­произведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

5. Лишение специальных прав(права управления транспортным средст­вом, права охоты и т. д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвали­дам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управ­ления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствова­ния на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного проис­шествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным источ­ником средств к существованию.

6. Административный арест применяется за правонарушения, близ­кие к преступлениям, либо за повторные грубые административные пра­вонарушения. Административный арест заключается в содержании нару­шителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного по­ложения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонару­шений и не может применяться к:

а) беременным женщинам;

б) женщи­нам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

в) лицам, не дос­тигшим возраста восемнадцати лет;

д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без

8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юриди­ческим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а так­же к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административные взыскания подразделяются на основные и дополни­тельные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применять­ся в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные – только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

Административные взыскания следует отличать от мер администра­тивного пресечения, которые предшествуют применению административ­ного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности за­держанного. Обычно административному задержанию подвергаются ли­ца, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок администра­тивного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмот­рения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр ве­щей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имею­щим взыскание в течение установленного срока. Применять администра­тивные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не ре­шен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

Особую область представляет административная ответственность ор­ганизаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране ок­ружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т. д. Основной мерой адми­нистративной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сро­ком до трех месяцев.

Общие выводы.

Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право за­кладывает основные принципы деятельности государственного механиз­ма, то административное право приводит этот механизм в действие, не­посредственно закрепляет существующую систему органов исполнитель­ной власти, регулирует государственную деятельность в области внутрен­него управления и вытекающие из этой деятельности юридические от­ношения между властью и гражданами. Административное право за­крепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государст­венной администрации.

Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол – прямой путь к самоуничтожению общества и государства.

Литература

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Феде­рации. Учебник: В 2 ч. М.: ТЕИС, 1996.

Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник. М., 2003.

Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3 ч. М.: МЮИ МВД России, 1996.

Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское администра­тивное право. Учебник. М.: Юрист, 1996.

Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях. М., 2002.

Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998.

Четвериков Б.С. Административное право. Учеб. пособие. М.1998.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1912 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В каких случаях наступает административная ответственность?

В каких случаях наступает административная ответственность?

Административную ответственность за совершение действий, приведших к разглашению врачебной тайны, предусматривает Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Статья 13.14. КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предусматривает наложение административного штрафа на гражданина в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностного лица – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Состав данного правонарушения формальный. Это означает, что для привлечения лица, разгласившего информацию, к административной ответственности достаточно самого факта передачи информации в нарушение специальных правил хотя бы одному лицу без наступления каких-либо тяжелых последствий. Мотивы и цели виновного на квалификацию содеянного не влияют. Субъект данного правонарушения – специальный. Им может выступать только лицо, имеющее доступ к такой информации в силу должности, исполнения своих служебных и иных обязанностей.

При назначении наказания суд учитывает все обстоятельства дела, как отягчающие, так и смягчающие ответственность. На основании ст. 2.9. КоАП РФ суд может признать административное правонарушение, повлекшее разглашение врачебной тайны, малозначительным, освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.[91]

Так, Бикинский городской суд Хабаровского края своим решением от 26 марта 2012 г. (дело № 12–16/2012) изменил постановление мирового судьи, освободив главного врача ГУЗ «Бикинский центр организации специализированных видов медицинской помощи» Волкову от административной ответственности, и объявил ей устное замечание.

Постановлением мирового судьи главный врач медицинского центра была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14. КоАП РФ. Ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.

Волкова, являясь должностным лицом, имеющим доступ к конфиденциальной информации, по письменному запросу адвоката, представлявшего интересы обвиняемого по уголовному делу, незаконно выдала ему заверенные копии истории болезни и амбулаторной карты пациентки Н., проходившей лечение в отделении хирургии с диагнозом «сотрясение головного мозга» и являвшейся потерпевшей по делу. Волкова полагала, что она обязана была выдать адвокату данные документы и не имела корыстного мотива или личной заинтересованности.

Потерпевшая Н. суду пояснила, что претензий к Волковой не имеет, что в центре ей была оказана квалифицированная медицинская помощь. Данные меддокументы были исследованы в суде по уголовному делу. Действия Волковой не привели к каким-либо негативным для нее последствиям, и она просит ограничиться в отношении нее устным замечанием.

Суд указал, что выводы мирового судьи о наличии в действиях Волковой состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14. КоАП РФ, правомерны, должным образом мотивированы и обоснованы и объективно подтверждаются материалами дела, заявлением потерпевшей Н. в городскую прокуратуру. Вместе с тем, в действиях Волковой не усматривается наличия корысти, личной заинтересованности, каких-либо противоправных целей использования информации, содержащей врачебную тайну, во вред Н. Данные сведения были использованы исключительно в целях рассмотрения уголовного дела с участием потерпевшей Н. и адвоката подсудимого. Каких-либо неблагоприятных последствий для Н. вследствие указанных действий Волковой не наступило. Волкова признала факт нарушения. Суд рассматривает это как смягчающее ответственность обстоятельство.

Аналогичное решение (от 11 января 2011 г.) при схожих обстоятельствах дела было принято Сивинским районным судом Пермского края в отношении главного врача медучреждения Свирепова Ю.Ю., предоставившего «для полноты рассмотрения гражданского дела» выписку из амбулаторной карты Суднишникова В.Ф. представителю ответчика по его устной просьбе.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 116 Сивинского района административное правонарушение Свирепова было признано малозначительным и ему было объявлено устное замечание. Мировым судьей помимо отсутствия в действиях Свирепова корыстных мотивов и личной заинтересованности был также учтен тот факт, что участвующие в деле ответчик и его представитель в соответствии со ст. 35 ГПК РФ имели право на ознакомление со всеми материалами дела, в том числе со сведениями, составляющими врачебную тайну, из чего следовало, что если бы те же самые сведения в отношении Суднишникова были истребованы в медицинском учреждении судом по ходатайству одной из сторон, ответчик и его представитель имели бы право на ознакомление с ними.

Суднишников обжаловал постановление мирового судьи в Сивинский районный суд, однако суд оставил жалобу без удовлетворения.

Статья 13.11. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Эти действия влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. В соответствии со ст. 28.4. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11. и 13.14. КоАП РФ, возбуждает прокурор. Такие дела рассматриваются судом.

Тот факт, что персональные данные разглашены, например, специалистом отдела кадров, не освобождает работодателя-организацию от административной ответственности. Частью 2 ст. 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина работодателя возможна в форме умысла или неосторожности по правилам ст. 2.2. КоАП РФ. Если работодатель ознакомил работника с порядком обработки персональных данных и разъяснил недопустимость их разглашения третьим лицам, то он может избежать административной ответственности в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения. На работодателя в этом случае может быть возложена обязанность возместить моральный вред работнику, персональные данные которого незаконно распространены. Это мера связана с тем, что обязанность обеспечения сохранности персональных данных работников возложена именно на работодателя (ст.86, 88 ТК РФ). На работодателя может быть возложена также обязанность возмещения материального вреда, причиненного работнику. Эта обязанность вытекает не из норм ТК РФ, а из общих правил гражданского законодательства о возмещении вреда. Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работник и работодатель могут заключить соглашение о размере и порядке компенсации материального вреда работнику.

Однако в силу ст. 238 ТК РФ работник, разгласивший персональные данные, обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом также понимается необходимость возмещения ущерба третьим лицам. Таким образом, если вред работнику был допущен по вине работника, например, отдела кадров, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Административная ответственность

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций.Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

С какого возраста наступает административная ответственность: важные особенности

Как известно, совершеннолетним считается гражданин, достигший восемнадцати лет. С этого возраста лицо подлежит призыву на военную службу, имеет право голосовать на выборах и референдумах, заключать брак, в полной мере вступать в договорные отношения. Возраст ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой – с совершеннолетием не совпадает.

С какого возраста наступает административная ответственность? Узнаем далее в статье.

Возраст уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

За совершение некоторых преступлений Уголовным кодексом РФ этот возрастной предел снижен. С четырнадцатилетнего возраста уголовная ответственность наступает за:

  • убийство (статья 105),
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),
  • похищение человека (статья 126),
  • изнасилование (статья 131),
  • насильственные действия сексуального характера (статья 132),
  • кражу (статья 158),
  • грабеж (статья 161),
  • разбой (статья 162),
  • вымогательство (статья 163),
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
  • умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
  • террористический акт (статья 205),
  • захват заложника (статья 206),
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),
  • вандализм (статья 214),
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

По некоторым преступлениям ответственность наступает с восемнадцати лет. Например, половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказуемо, если совершено лицом старше восемнадцати лет. Аналогично – за развратные действия без применения насилия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступных или антиобщественных действий.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое хотя и достигло соответствующего возраста, но не могло вследствие отставания в психическом развитии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности имеет некоторые особенности. В частности, несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении уголовного наказания.

Что такое административная ответственность

Наступает этот вид ответственности, если действия нарушителя, его поступок несет меньше угрозы для людей, которые его окружают и общества в целом, нежели преступление, как его подразумевает УК РФ. К подобным нарушения относят:

  1. Мелкая кража.
  2. Хулиганство.
  3. Распитие алкоголя в общественном месте.
  4. Появление в общественном месте в нетрезвом виде.
  5. Драки.

Важно! Часто именно так себя ведут подростки в переходном возрасте, а также такие, что их относят к трудным подросткам.

Возраст наступления административной ответственности

Возраст привлечения к административной ответственности — будет отвечать за свой проступок лично провинившийся, если ему исполнилось 16 лет. Причем полных 16 лет ему должно исполнится на момент совершения преступления. Если они еще данной возрастной черты не достигли, то вся вина за совершенное незаконное действие ложится на законного представителя – родителя, усыновителя, опекуна.

Важно! В некоторых случаях для лиц возрастом 16-18 лет применяется освобождение от ответственности. Для такого случая выбирается иная мера пресечения, согласно с ФЗ «О защите прав несовершеннолетних».

В некоторых случаях ответственность, независимо от возраста не наступает, среди таких ситуаций:

  1. Если действия были определены как необходимая оборона. При этом польза для общества больше, нежели вред.
  2. Нарушение влечет за собой наступление уголовной ответственности, тогда его рассматривают с другой позиции.
  3. Если человек не отдает себе отчет в действиях, по причине болезни.
  4. Если лицо не достигло 16-ти лет, то есть возраста наступления ответственности.

Что часто нарушают

Рассматриваемые категории граждан часто нарушают законы, причем их дальнейшую судьбу решают специальные комиссии. На их рассмотрение представляются такие дела:

  • Угроза обществу, содеянная лицом младше 14 лет.
  • Преступления, касательно которых не было возбуждено уголовное дело.
  • Нарушение ПДД.
  • Увиливание от учебы.
  • Другие проступки.

Меры пресечения

Для несовершеннолетних, которые нарушили закон в сфере административной ответственности, могут применяться следующие наказания:

  1. Принуждение принесения публичных извинений потерпевшему. Такой способ используется, если нарушение незначительное, а виновный раскаивается и очень сожалеет.
  2. Предупреждение. Его выписывают в письменном виде и вручают нарушителю. В уведомлении четко расписывают последствия повторного нарушения.
  3. Выговор. Он бывает строгим или обычным. Постановление о выговоре отправляется по месту обучения. Срок его действия 1 год, если за этот период других проступков не было, то оно снимается.
  4. Штраф. Эта мера наказания может быть назначена, если подросток получает стипендию, зарплату. К финансовому наказанию также можно отнести возмещение ущерба. Причем сумма ежемесячных выплат в пользу потерпевшего не должна быть больше 50% от оклада (стипендии, зарплаты).
  5. Установление наблюдения старших людей. Ними могут быть родители, учителя, трудовой коллектив и даже общественные организации.

Важно! Такая мера как направление на ПТУ – это суровое наказание, которое используется. только в случае серьезных систематических проступков. Рассматриваются эти дела прокурором, причем согласие родителей на это не требуется.

Нюансы разбирательства административных дел подростков

При рассмотрении дела, уполномоченный на это орган должен проделать следующие действия:

  • изначально устанавливается, имело ли место само правонарушение, а также его характер;
  • устанавливается личность правонарушителя;
  • выясняется его личностная характеристика, имущественное положение и другие обстоятельства, которые могут выступать как отягчением, так и облегчением ответственности;
  • внимание уделяется тому, насколько о нем заботятся родители, как они обеспечивают его образование и медицинское обслуживание: получен ли СНИЛС (что это такое, можно узнать здесь) и страховой полис, совершаются ли визиты к врачам и т.д.;
  • для дел с несовершеннолетними, особенно рассматриваемыми комиссиями по их делам, почти всегда привлекают родителей или других законных представителей ребенка.

Внимание! В отличии от уголовных дел, подобные производства не обязаны носить состязательный характер, предполагающий присутствие адвоката, однако это не запрещено. Также привлекаться могут любые свидетели, эксперт по делам подростков, психолог или, например, переводчик.

Обстоятельства дела предварительно должны быть изучены председателем комиссии, в крайнем случае — его заместителем. Если нужно, то проводится дополнительная проверка. С материалами дела также должны быть ознакомлены сам подросток и его представители.

Срок рассмотрения дела комиссией — не позднее 15 дней с момента поучения всех материалов. На заседании присутствие подростка всегда обязательно, в отличии от взрослого нарушителя. Вынесенное решение может быть обжаловано в десятидневный промежуток времени.

Исключения

Административная ответственность не наступает:

  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Общественная польза намного превышает над вредом и действие, при этом условии, не является противоправным.
  • Если деяние влечет за собой наступление уголовной ответственности (например, физический ущерб).
  • В случае, если лицо не может отдавать отчет своим действиям вследствие того или иного болезненного состояния.
  • При недостижении правонарушителя возраста административной ответственности(шестнадцати лет).

К несовершеннолетним могут применяться дальнейшие меры воздействия:

  • Принуждение публично извиниться перед потерпевшим. Данная мера уместна, если правонарушение было незначительно и несовершеннолетний, который будет привлекаться по таким деяниям, полностью сожалеет и раскаивается. Извинение может быть принесено публично, на заседании комиссии либо при личном разговоре.
  • Вынесения предупреждения. Несовершеннолетнего в письменном виде предупреждают о всевозможных наказаниях в случае продолжении подобного поведения.
  • Вынесения выговора. Выговор может быть как обычным, так и строгим. Данное постановление отправляется по месту учебы или работы несовершеннолетнего. Действует на протяжении года, после чего снимается, в случае отсутствия продолжения неправомерного поведения.
  • Наложение штрафа. Этот вид воздействия используется только при условии, что подросток, которого будут привлекать к ответственности, получает собственную стипендию либо зарплату.
  • Возмещение принесенного ущерба. Опять же уместно относительно работающих несовершеннолетних и вдобавок, сумма конретного ущерба не должна превышать половины минимального оклада.
  • Установление над несовершеннолетним наблюдения родителей, трудового коллектива, общественной организации с их согласия.
  • Направление в ПТУ. Сама суровая мера. Задействуют её только при регулярных нарушениях правопорядка, когда прошлые меры не дали никакого результата. Также больные наркоманией подлежат направлению в специальные лечебные учреждения.Данное направление является принудительным, так как решение принимает только комиссия о делах несовершеннолетних. Подобные дела рассматриваются только с участием прокурора. Согласие родителей при этом не требуется.

Возможно ли избежать привлечения к ответственности за правонарушение, совершенное в возрасте с 16 до 18 лет

КоАП РФ допускает такую возможность: согласно ч. 2 ст. 2.3 кодекса лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к несовершеннолетнему правонарушителю должны быть применены определенные меры воздействия.

Однако сложность в том, что ни один законодательный акт не содержит перечня таких мер. В частности, закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120-ФЗ в ст. 8.1 приводит лишь меры воздействия, применяемые в специализированных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Анализ практики применения положения ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ показывает, что всё, что могут сделать специалисты КДН, освободив подростка от административной ответственности, это:

  • поставить его на учет в КДН;
  • провести профилактическую беседу о недопустимости подобного поведения;
  • предложить возместить причиненный ущерб или загладить вред.

ВАЖНО! Сотрудники КДН могут лишь предложить возместить ущерб — принудить сделать это вправе только суд.

Что нужно, чтобы избежать наказания

Не содержит закон и четкого перечня оснований для освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности — ч. 2 ст. 2.3 КоАП ограничивается лишь формулировкой «с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение».

Практика показывает, что избежать административного наказания могут подростки, совершившие правонарушение впервые и не причинившие существенного вреда обществу.

Например, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым от 15 апреля 2017 года № 26-2145 прекращено дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего З., совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Принимая решение, КДН учла, что ранее несовершеннолетний З. не привлекался ни к одному из видов юридической ответственности, положительно характеризуется по месту учебы и жительства, а также не причинил своими действиями существенного вреда потерпевшему. В связи с этим КДН ограничилась проведением с З. профилактической беседы.

Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.

Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.

Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.

Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.

Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

Вывод

Многие подростки ведут образ жизни, который можно назвать неприемлемым, при этом уверены что отвечать за содеянное им не придется. В определенной мере да, но есть риск, что будут страдать родители и другие люди, которые их заменяют.

Читайте также:  Солидарная ответственность по долгам за коммунальные услуги
Ссылка на основную публикацию