Торговля без сертификатов ответственность

Какие штрафы положены за отсутствие сертификатов

Сертификация обязательна в отношении ряда товаров и услуг. Она подтверждает безопасность продукции, ее соответствие нормативным требованиям. Отсутствие сертификата несет угрозу для потребителей, а потому такое правонарушение подразумевает юридическую ответственность.

Законодательная база

Рассмотрим нормативные акты, устанавливающие обязательность наличия сертификата:

  • ФЗ №184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002.
  • Закон №2300 от 07.02.1992.
  • Правительственное Постановление №918 от 21.07.1997.

Ответственность за правонарушение устанавливается на основании ФЗ №195 от 30.12.2001.

Нарушения, за которые назначается ответственность

Объем ответственности определяется тем, какое именно правонарушение произошло. Простое отсутствие сертификата – это еще не нарушение закона. Правонарушение предполагает совершение каких-либо действий с продукцией, на которую нет документов. Это следующие ситуации:

  • Ввоз продукции на таможенную территорию или ее продажа на внутреннем рынке.
  • Продажа изделий без маркировки ЕАС.
  • Эксплуатация средств связи сетевыми компаниями.
  • Ввоз и продажа на внутреннем рынке изделий, в которых есть радиочастотный спектр.

То есть если продукция без сертификации будет просто лежат на складе, на компанию не накладывается никаких штрафов. Ответственность наступает в том случае, если фирма будет перевозить товар без нужной документации через границу или продавать его.

ВАЖНО! Сертификат получают с целью таможенного оформления продукции, ее реализации и эксплуатации. Все данные операции с изделиями будут незаконными, если отсутствует документ о соответствии. Это касается случаев, когда товар подлежит обязательной сертификации. Однако негативные последствия могут наступить и в том случае, если на изделие, согласно закону, необязательно получать сертификат.

Обязанности изготовителя или продавца

Юридическая ответственность накладывается не только за отсутствие сертификатов, но и за неисполнение обязанностей:

  • На изделия, прошедшие сертификацию, должен быть соответствующий документ – сертификат.
  • Документ предъявляется по требованию структур, осуществляющих контроль над правомерностью деятельности компаний.
  • В сопроводительных бумагах к изделиям должны быть прописаны номера сертификатов.
  • Если срок действия документа прошел или последний был отозван, изготовление и реализация продукции прекращаются.
  • Если изменился порядок изготовления товаров или внесены дополнительные сведения в технологическую документацию, соответствующие данные заносятся в сертификат.

То есть компания, желающая соблюсти все законы, должна не только получить сертификат, но и учесть многочисленные нюансы.

Штрафы за отсутствие сертификатов

За отсутствие сертификата полагается административная ответственность. Назначается она на основании главы 14 КоАП РФ. Рассмотрим статьи, которые актуальны в случае отсутствия сертификата:

  • Реализация изделий или оказание услуг недостаточного качества, не соответствующих установленным требованиям. Ответственность накладывается на основании статьи 14.4 КоАП РФ. Эта статья предполагает штраф в размере 30 000 рублей. Если правонарушение будет совершено второй раз, товар будет конфискован.
  • Обман покупателей. Регулируется статьей 14.7 КоАП РФ. Полагается штраф в размере 20 000 рублей.
  • Товар не соответствует техническим регламентам. Правонарушение регулируется статьей 14.43 КоАП РФ. Предполагает штраф до 600 000 рублей. Если правонарушение обнаружено не единожды, продукция конфискуется. Возможно также приостановление деятельности фирмы сроком до 3 месяцев.
  • Товар, подлежащий обязательной сертификации, продается без сертификата. Правонарушение регулируется статьей 14.45 КоАП РФ. Предполагает штраф до 300 000 рублей.
  • Товар был сертифицирован, однако сведения о соответствии требованиям не отражены в маркировке. Регулируется статьей 14.46 КоАП РФ. Штраф может достигать 1 000 000 рублей.

Существуют также следующие формы штрафов:

  • Ввоз на территорию страны продукции без сертификата ЕАС. Регулируется статьей 16.3 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 1 000–2 000 рублей, для ЮЛ – 50 000-100 000 рублей. Возможна конфискация товара.
  • Реализация продукции без сертификата ЕАС, который подтверждает безопасность изделий. За это правонарушение полагается штраф в размере 1 000-2 000 рублей (для ФЛ), 10 000-20 000 рублей (для ИП и ЮЛ). Если правонарушение будет обнаружено повторно, штраф для ФЛ составит до 5 000 рублей, для ИП – до 30 000 рублей, для ЮЛ – до 50 000 рублей. При этом товар может конфисковаться.
  • Реализация продукции без маркировки ЕАС, если она обязательна. Регулируется статьей 15.12 КоАП РФ. На виновное лицо накладывается штраф в размере 2 000-4 000 рублей (для ФЛ), 50 000-300 000 рублей (для ЮЛ). В обоих случаях продукция конфискуется.
  • Применение в работе средств связи, на которых нет сертификации ССС. Правонарушение регулируется статьей 13.6 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 3 000-5 000 рублей, для ЮЛ – 60 000-300 000 рублей. При этом средства связи могут конфисковаться.
  • Работа в области защиты информации без сертификации услуги регулируется статьей 13.12 КоАП РФ. Для ФЛ административная ответственность составит 1 000-1 500 рублей, для ЮЛ – 1 500-20 000 рублей. Если правонарушение будет квалифицировано как грубое, на ИП накладывается штраф в размере 2 000-3 000 рублей, на ЮЛ – 20 000-25 000 рублей. Альтернативное наказание – приостановка деятельности на 3 месяца.

Итак, размер штрафов определяется юридической формой фирмы: ИП или ЮЛ. Он также зависит от грубости правонарушения.

Прочие последствия отсутствия сертификата

Отсутствие сертификата влечет за собой не только правовые последствия. Это также может повлечь за собой следующие негативные ситуации:

  • Недоверие со стороны покупателей. Большинство продукции на данный момент сертифицировано. Множество компаний проходит добровольную сертификацию для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. На этом фоне изделие без документа о соответствии не будет пользоваться спросом. На такой товар придется ставить низкую цену, что снижает доходы организации.
  • Сведения о сертификации отражаются в маркировке. Продавец не имеет права поставить маркировку с неправильными сведениями с целью повышения конкурентоспособности.
  • Ухудшение отношений с партнерами. Компания, которая не сертифицирует свою продукцию, пользуется меньшим доверием не только со стороны потребителей, но и со стороны контрагентов.
  • Невозможность наладить импорт-экспорт продукции. При пересечении границы официальные органы требуют документы о соответствии.
  • Невозможность легально продавать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации.
  • Постоянная угроза назначения административной ответственности. Некоторые компании «откупаются» штрафом, однако штраф – это не крайняя мера. Продукция может быть конфискована, а деятельность фирмы – приостановлена. Торможение работы приводит к тому, что компания не получает прибыли.

Отсутствие сертификата приводит к самым серьезным последствиям. В худшем случае это снижение продаж, приостановка деятельности, уменьшение дохода, ухудшение имиджа компании. Особенно актуально это, если реализуется продукция с повышенным классом опасности.

Ответственность за отсутствие сертификата

4,35 (Проголосовало: 23)

Наличие сертификата соответствия, либо иного документа, подтверждающего безопасность и качество продукции — обязательное требование для всех производителей или продавцов, желающих реализовать свой товар на территории России. Отсутствие такого сертификата чревато снятием продукции с продажи и административными штрафами.

На территории России необходимость получить сертификат соответствия обусловлена действием следующих нормативных актов:

В соответствии с этими законодательными нормативами любой производитель или импортер продукции имеет право:

  • Пользоваться услугами аккредитованных органов по сертификации;
  • Учитывать особенности производтсва и поставок продукции при выборе схемы ее сертификации;
  • Подавать жалобу на работу органов по сертификации и испытательных лабораторий в случае допущения ими серьезных ошибок и нарушений;
  • Использовать техническую документацию (технологические инструкции (ТИ), технические условия (ТУ) и т. д.) для подтверждения соответствия продукции установленным законодательным требованиям.

Обязанности производителя и продавца

  • Продукция, выпускаемая в обращение, обязана соответствовать требованиям, установленным нормативными актами (техническими регламентами Таможенного Союза, техническими регламентами РФ);
  • Продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна иметь подтверждающие документы — сертификат либо декларацию соответствия;
  • Сертификат (декларация) должен быть предъявлен по требованию контролирующих органов;
  • В сопроводительной документации на продукцию должен быть указан номер сертификата;
  • Если истек срок действия сертификата, либо сертификат был отозван, производство и выпуск продукции должны быть немедленно приостановлены до момента возобновления действия сертификата;
  • В случае внесения изменений в порядок производства продукции, либо в технологическую документацию, информацию об этих изменениях необходимо внести в сертификат с помощью центра по сертификации.

Штрафы за выпуск продукции без сертификата

Административная ответственность за продажу товара без сертификата соответствия установлена главой 14 КоАП РФ:

НарушениеСтатья КоАП РФОтветственность
Продажа товаров / оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением законодательных требованийСтатья 14.4 КоАП РФШтраф в размере до 30 тысяч рублей (при первичном нарушении); Конфискация товара (при повторном нарушении)
Обман потребителейСтатья 14.7Штраф в размере до 20 тысяч рублей
Нарушение требований технических регламентовСтатья 14.43Штраф в размере до 600 тысяч рублей; Конфискация продукции (при повторном нарушении); Временное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток
Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствияСтатья 14.45Штраф в размере до 300 тысяч рублей
Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствияСтатья 14.46Штраф в размере до 1 миллиона рублей

Отсутствие сертификата у товаров чревато не только штрафами, но и другими последствиями. Покупатели недоверчиво относятся к таким товарам. Также маркировку продавец ставить не имеет права. Партнеры не станут сотрудничать с компанией, которая не сертифицирует свою продукцию. Импорт и экспорт товаров будет невозможен, также и продажа. Административная ответственность рано или поздно будет назначена.

Ответственность за отсутствие сертификатов

Любая продукция, которая производится для широкого потребления и реализуется в России, должна быть качественной и безопасной.

Государство в лице контрольно-надзорных органов следит, чтобы производители, импортеры и продавцы соблюдали законодательно предусмотренный порядок обращения продукции на рынке, включая условие о наличии обязательных сертификатов.

Читайте также:  Ответственность за оскорбление личности

Сертификат/декларация – это документ, который выдается по итогам процедуры проверки соответствия продукции законодательно установленным нормативам: отечественным «ГОСТ» или международным техническим регламентам (ТР ТС), действующим в странах Таможенного Союза (России, Армении, Казахстане, Киргизии, Белоруссии).

Отсутствие декларации соответствия и других обязательных сертификатов наказывается административными штрафами. Товар могут конфисковать, а предпринимателю выписать запрет на ведение деятельность на срок до 3 месяцев. За фальсификацию документов предусмотрена уголовная ответственность.

Подробно об актуальных санкциях читайте далее.

Требования и основные нормативы

Термин «сертификация» является общим и может подразумевать как непосредственно сертификацию, так и декларирование соответствия. Это схожие процедуры, которые отличаются субъектом ответственности и тем, как выглядит итоговый разрешительный документ.

Декларирование и сертификация, в свою очередь, могут проходить в двух разных системах оценки соответствия: системе ГОСТ Р и системе ТР ТС. Следовательно, типов обязательных документов всего 4: декларация ГОСТ Р, декларация ТР ТС, сертификат ГОСТ Р, сертификат ТР ТС. Есть нюанс: декларация всегда обязательна, сертификат может быть как обязательным, так и добровольным.

О том, какие конкретно товары подлежат обязательной оценке соответствия, говорится в нормативных документах. Соответствующие списки продукции содержатся в перечнях ТР ТС и в Постановлении № 982.

Вот основные нормативы, касающиеся порядка сертификации и ответственности за отсутствие разрешений:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ.
  • Закон РФ «О защите прав потребителей».
  • КоАП РФ (№ 195-ФЗ).
  • Профильные регламенты ТР ТС.

Какие санкции предусмотрены?

За нарушение правил сертификации, обязательных требований предусмотрены наказания в виде штрафов. В том случае, если нарушение допущено повторно, в результате производства, распространения продукции ненадлежащего качества пострадали потребители, нанесен вред окружающей среде, в отношении нарушителя могут быть применены санкции в виде «удвоенных» штрафов, конфискации товара, компенсации морального вреда, уголовной ответственности.

За что и в каком размере предусмотрены административные штрафы?

Ответственность за торговлю с нарушениями

Санкции за реализацию товаров ненадлежащего качества или с нарушением установленных законом требований (ст. 14.4 КоАП):

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • За повторное правонарушение (2000-5000 рублей)
  • За однократное правонарушение (3000-10000 рублей)
  • За повторное правонарушение (7000-15000 рублей)
  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • За повторное правонарушение (15000-30000 рублей (+возможна конфискация товара))

Компания (юр. лицо)

  • За однократное правонарушение ( 20000-30000 рублей)
  • За повторное правонарушение ( 30000-50000 рублей (+возможна конфискация товара))

Ответственность за нарушение техрегламентов

Санкции за нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП):

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 2000-4000 рублей (+возможна конфискация)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 4000-5000 рублей (+конфискация)
  • За однократное правонарушение ( 10000-20000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 20000-30000 рублей
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей
  • За однократное правонарушение ( 20000-30000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 40000-50000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение ( 100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 300 000-600 000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 700000-1000000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Ответственность за недостоверное декларирование

Санкции за недостоверное декларирование соответствия (ст. 14.44 КоАП):

  • За однократное правонарушение ( 15000-25000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 25000-35000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 35000-50000 рублей

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение ( 100000-300000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 300 000-500 000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 700000-1000000 рублей

Ответственность за нарушение порядка реализации

Санкции за нарушение порядка реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию (ст. 14.45 КоАП):

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (20000-40000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (100 000-300 000 рублей)

Ответственность за нарушение правил маркировки

Санкции за нарушение правил маркировки товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия (ст. 14.46 КоАП):

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию( 15000-25000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (30000-50000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (700 000-1000 000 рублей)

Ввоз продукции в Россию без сертификатов

Товар без надлежаще оформленных разрешительных документов, если они обязательны для данной продукции, не пройдет таможенный контроль. В любых спорных ситуациях будут значительные по времени простои груза, и предприниматель понесет материальные потери.

Допускается лишь ввоз образцов для проведения лабораторных исследований и последующего оформления разрешительных документов. При этом предприниматель обязан иметь на руках договор с органом по сертификации или испытательной лабораторией, в котором должно быть указано необходимое количество ввозимой продукции (в штуках, единицах массы или объема).

Уголовная ответственность за подделку документов

Фальсификация – это уголовно наказуемое преступление. Максимально возможное наказание по статье 327 УК РФ – два года лишения свободы.

Какие действия могут подпадать под уголовную статью? Занесение в бланк сертификата реквизитов продукции, не прошедшей испытания, подделка печатей органа по сертификации; внесение в подлинник информации о несертифицированном товаре путем дописок, подчисток, исправлений и т. д.

Куда обратиться, чтобы избежать штрафных санкций?

Оперативно заказать нужные сертификаты вы можете прямо сейчас в нашем центре сертификации:

  1. Вы подаете заявку в сертификационный центр «МосТест».

Далее наши специалисты:

  1. Проверят представленные документы на полноту комплектности и актуальность;
  2. Порекомендуют оптимальную схему оценки;
  3. Организуют лабораторные испытания, анализ производства (если необходимо);
  4. Заполнят разрешение по образцу или согласованному шаблону;
  5. Пройдут регистрацию в реестре Росаккредитации;
  6. Отдадут вам в срок готовые разрешения.

Какие документы потребуются:

  • устав, ОГРН, ИНН;
  • сведения о комплектующих;
  • протокол лабораторных испытаний (если исследования уже проводились);
  • ГОСТы, ТУ, регламенты (для резидентов ЕАЭС);
  • договор с производителем (для поставщика) и т. д.

Какие документы необходимы в вашем случае, узнайте у специалистов «МосТест». Даже в случае, если каких-то бумаг не хватает, вы сможете начать процедуру сертификации, а наши эксперты соберут недостающие документы самостоятельно.

Получите бесплатную консультацию уже сейчас!

Продажа товара без сертификата. Будет ли штраф и какая еще ответственность предусмотрена за отсутствие документа?

Сертификат соответствия на продукцию является обязательным в отношении многих категорий продукции и услуг, так как гарантирует их безопасность для потенциальных потребителей, пригодность к использованию и соответствие установленным технологическим стандартам. Сертификационные документы оформляются государственными органами с соответствующей аккредитацией: Роспотребнадзором, полицией, санэпидемнадзором, налоговой инспекцией, Росстандартом и прочими.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» четко прописано, что присутствие сертификата или декларации у продавцов или производителей товаров необходимо как гарантия их качества и безопасности. Несоответствие товаров установленным регламентам может означать их низкое качество или даже опасность для потребителей, в связи с чем подразумевает юридическую ответственность.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

Законы, которыми устанавливается необходимость сертификации

Законодательная база, устанавливающая необходимость сертификации товаров и меры ответственности за ее отсутствие, представлена в следующих нормативно-правовых актах:

Сертификация некоторых категорий продукции является в России обязательной. Они указаны в номенклатуре товаров в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 года. В перечень попадают категории товаров и услуг, непосредственно связанных с безопасностью жизни и здоровья граждан.

Наглядный пример – порядок сертификации запчастей автотранспорта, которые можно классифицировать как товар, имеющий повышенный уровень опасности по отношению к потребителям. Для этой категории продукции действует специальное Постановление Госстандарта под номером 19, устанавливающее порядок и правила сертификации запчастей.

Что считается правонарушением?

Само по себе отсутствие сертификата на товар не является правонарушением, а становится таковым в том случае, если с не соответствующей стандартам продукцией совершаются какие-либо действия, как правило преследующие коммерческие интересы производителя или продавца. Если условная продукция просто лежит на складе и не выходит на потребительский рынок, то к предлагающей ее фирме не может быть применено никаких штрафных санкций.

ИП или юридическое лицо понесет ответственность при условии реализации товаров либо при попытках провезти его через таможенные границы без необходимой в соответствии с действующим законодательством документации. В соответствии с видом правонарушения определяется и степень юридической ответственности.

Помимо соблюдения порядка сертификации, наличия надлежащих документов и соответствующей маркировки продукции, а также соответствия таможенному режиму, производитель или исполнитель имеет ряд дополнительных обязательств, связанных с сертификационными документами и прописанными в статье 28 главе 4 ФЗ «О техническом регулировании»:

  1. Если по истечении срока действия документа (он варьируется от 1 года до 5 лет)он не был заменен или был отозван по требованию уполномоченных структур, то производитель или продавец обязан прекратить производство и реализацию товаров. Если своевременная проверка покажет отсутствие у производителя или продавца сертификата или наличие просроченных документов, это повлечет за собой наказание.
  2. Если технология производства продукции, уже имеющей сертификат, была изменена и это было отражено в технологической документации, то производитель обязан внести данные об этих изменениях в сертификат. В противном случае документы, подтверждающие соответствие, будут также признаны недействительными.
Читайте также:  Статистика привлечения к административной ответственности

Размер штрафов за торговлю без документа

Административная ответственность по каждому конкретному нарушению порядка сертификации товаров и услуг прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

  • Обман потребителей. Физические лица обязуются выплатить штраф от 3 до 5 тыс. руб; должностные лица – от 12 до 20 тыс. руб; юридические лица – от 100 до 500 тыс. руб. (Статья 14.7).
  • Несоблюдение норм технического регламента. Штраф для ФЛ составляет от 1 до 2 тыс. руб; для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб; для ИП – от 20 до 30 тыс. руб; на ЮЛ – от 100 до 300 тыс. руб. Продукция ненадлежащего качества может быть изъята, а деятельность предприятия приостановлена на срок до трёх дней. (Статья 14.43).
  • Продажа товаров ненадлежащего качества. Для ФЛ предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1 до 2 тыс. руб; для должностных лиц – от 3 до 10 тыс. руб; для ИП – от 10 до 20 тыс. руб; для ЮЛ – от 20 до 30 тыс. руб. Если нарушение будет выявлено не единожды, то некачественная продукция будет конфискована. (Статья 14.4).
  • Несоблюдение установленного порядка маркировки продукции. Штраф за это правонарушение достигает от 100 до 300 тыс. руб, а при нанесении вреда здоровью потребителей – от 700 тыс. до 1 миллиона руб. с последующей конфискацией продукции. (Статья 15.12).
  • Несоблюдение режима пересечения таможенных границ. Сумма штрафа составляет от 5 до 20 тыс. руб. для должностных лиц; от 50 до 300 тыс. руб. для ЮЛ и последующее изъятие недоброкачественной продукции. (Статья 16.3).

Ответственность за подделку

Согласно действующему законодательству РФ, в случае использования поддельного сертификата это нарушение может быть квалифицировано как уголовное преступление по статье 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» с вытекающей отсюда ответственностью. Фальсификация данной категории документов как правило осуществляется путем полной замены оригинала и предназначается для извлечения материальной выгоды.

К примеру, условная компания-правонарушитель получала прибыль от торговли продукцией, которая сопровождалась поддельной документацией. За это нарушение ей так же будет предъявлено обвинение по статье 159 УК РФ о мошенничестве и предусмотрены уже другие меры наказания.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в случае отсутствия сертификата или декларации может наступить в соответствии с 238 статьей УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не соответствующих обязательным требованиям безопасности», к ведению которой также относятся неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров и услуг требованиям безопасности.

Прочие негативные последствия продажи продукции без документа соответствия

Пренебрегая законным подтверждением качества продукции, компания рискует столкнуться с рядом неприятных последствий, напрямую повлиявших на ее работу и положение на рынке:

  1. Постоянная угроза высшей степени административной ответственности. Если на первый раз фирма может обойтись выплатой штрафа, то в дальнейшем рискует конфискацией продукции, временной (на срок до 90 суток) или полной приостановкой деятельности и как следствие – потерей прибыли.
  2. Невозможность работы систем экспорта-импорта продукции, ее оформления на таможне и дальнейшего выхода на внешний рынок.
  3. Отсутствие возможности легальной реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, что как правило приводит к попыткам делать это в обход действующих законов РФ.
  4. Фирма, чья продукция не имеет подтвержденного знака качества предлагаемой ей продукции, вряд ли будет пользоваться спросом среди потребителей и не сможет показать высокую конкурентоспособность на рынке. Основываясь на собственных экономических интересах, для предприятия будет выгоднее иметь декларацию высокого качества своих товаров, поскольку это будет являться конкурентным преимуществом.
  5. Отсутствие доверия и стремления к сотрудничеству со стороны потенциальных партнеров и смежных организаций.
  6. Вынужденное снижение цен на продукцию.

Пренебрежение наличием сертификата соответствия продукции может послужить для компании причиной самых серьезных неприятностей. Уменьшение дохода, падение имиджа фирмы, штрафы и приостановка деятельности являются лишь малой частью. Сертификация товаров ориентирована в первую очередь на безопасность потенциальных потребителей и подтверждение пригодности продукции к использованию, и любые риски в этом отношении являются недопустимыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-44-61 (Москва)
+7 (812) 425-63-42 (Санкт-Петербург)

Какова сумма штрафа за продажу товара без сертификата?

Здравствуйте!Подскажите что будет если продавать игрушки без брендовые без лицензии и придет проверка то на какую сумму оштрафуют?И если не выписать чек сказать что нет это спасет ситуацию или могут выписать два штрафа

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за продажу товара без сертификатов.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

За продажу товара без использования ККТ

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, — влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:
на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Ответственность за отсутствие сертификата

Регулирование обязательств производителя или продавца перед потребителем осуществляется специальными нормативно-правовыми актами РФ. Необходимость наличия у продавца сертификата соответствия (СС) прописано в Законе РФ «О защите прав потребителей». Ответственность за отсутствие сертификата возлагается на изготовителя/продавца и подразумевает административное наказание.

Читайте также:  Приказ о полной индивидуальной материальной ответственности: образец

Зачем нужна сертификация?

Сертификация является подтверждением безопасности и надлежащего качества продукции. В документе отражается соответствие товара всем принятым нормам, прописанным в ГОСТах или в другой документации. Для потребителя это является гарантом качества, на который ответственный покупатель всегда обращает внимание. Несертифицированная продукция не должна доходить до потребителя, в противном случае продавца ждет штраф и/или изъятие продукции.

Законодательная база

Правила, обязующие иметь подтверждение соответствия, прописаны в следующих законодательных актах:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ;
  • ПП № 918;
  • Единый перечень продукции, подлежащей сертификации;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей»

Согласно вышеперечисленным актам, продукция должна соответствовать требованиям техрегламентов или ГОСТ Р.

Обязанности изготовителя, импортера

Помимо наличия разрешения, на изготовителя возлагается еще ряд обязанностей:

  1. Следить за актуальностью срока действия документа. Если срок закончился или СС был отозван, то необходимо прекратить реализацию/изготовление и заняться оформлением нужных бумаг.
  2. При изменении способа изготовления или внесении недавно обнаруженных сведений в ТУ, данные должны быть отображены в соответствующем месте.
  3. Предъявлять все необходимое при проверке предприятия или точки сбыта структурами, имеющими на это полномочия.
  4. Вся сопроводительная документация должна иметь информацию с номером СС.

Торговля без наличия сертификата

Одним из самых распространенных случаев торговли без сертификата является фальсификация документа. В таком случае продавец несет уголовную ответственность, предусмотренную законом, а поддельное разрешение изымается и аннулируется. Торговля при просроченном СС подразумевает выписывание штрафов. Стоит помнить, что при сертификации партии допускается реализация продукции в полном объеме, но с учетом ее срока годности.

Кто проверяет наличие документации?

Чаще всего проверки осуществляют сотрудники:

  • полиции;
  • санэпидемнадзора;
  • налоговой инспекции;
  • органов местного самоуправления;
  • Росстандарта;
  • Государственной противопожарной службы;
  • Общества защиты прав потребителей;
  • Роспотребнадзора.

В зависимости от того, кто является проверяющим, необходимо проверить и желательно записать соответствующую информацию из служебного удостоверения. Проверяющие должны предоставить распоряжение о проверке.

Особенности регулирования продажи некоторых товаров

Для одежды и обуви предусмотрено оформление как декларации, так и СС. Первый документ нужен для изделий, которые не имеют прямого контакта с кожей, второй – изделий первого слоя (нижнее белье, купальники, майки и пр.).

При реализации лекарственных средств необходимо проходить сертификацию согласно правилам Госстандарта №36 от 24.05.2002. Биологически активные добавки не относятся к лекарственным препаратам.

Штраф за отсутствие сертификата или декларации

За отсутствие декларации соответствия или СС полагается административная ответственность, согласно КоАП РФ глава 14.

Ответственность юридического лица

Продажа продукции плохого качества

Штраф при первичном нарушении – 20 000-30 000 руб. При повторном – 30 000-50 000 руб. плюс товар конфискуется.

100 000-500 000 руб.

Нарушение норм техрегламента

Обычный штраф – 100 000-300 000 руб.

При нанесении вреда здоровью – 300 000-600 000 руб. плюс конфискация.

Нарушение порядка маркировки

Обычный штраф – 100 000-300 000 руб.

При нанесении вреда здоровью – 700 тыс. – 1 млн. руб.

Отметим, что указанные выше штрафы действуют в отношении юридических лиц. Для ИП, физических и должностных лиц предусмотрены другие штрафы.

Прочие последствия отсутствия разрешений

Штраф за отсутствие необходимого разрешительного документа – это финансовая мера наказания. Помимо этого, продавец может ожидать:

  1. Оправданное сомнение покупателей. Люди привыкли видеть сертифицированные изделия, их качеству доверяют. Без СС продукт не будет пользоваться спросом, что вынуждает существенно снижать его стоимость.
  2. Недоверие партнеров. Трудно найти единомышленников и крупных покупателей, если товарная позиция не имеет подтверждения качества.
  3. Невозможность импорта.
  4. Конфискацию при повторном нарушении.

Если нет сертификата, то каждый случай грозит компании потерей прибыли, снижением продаж и ухудшением имиджа.

Ссылка на основную публикацию