По достижению какого возраста наступает административная ответственность

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

СТ 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Ст. 2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье отражены возрастные особенности физических лиц как субъектов административного правонарушения и определена специфика административной ответственности несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетним признается физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, одним из общих обязательных условий привлечения физического лица к административной ответственности является достижение им на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Аналогичный нижний возрастной предел используется во многих отраслях российского права, в том числе в уголовном, трудовом и гражданском. По мнению законодателя, именно к этому возрасту у человека формируются определенные правовые представления и он в состоянии уяснить и усвоить административно-правовые запреты. Нормативное определение минимального возрастного предела административной ответственности также связано со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. с его вменяемостью. Отсюда вытекает отказ законодателя от привлечения к административной ответственности малолетних и невменяемых (см. комментарий к ст. 2.8 КоАП РФ).

3. Установление возраста несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении. При этом юридически лицо считается достигшим возраста, с которого наступает административная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток. Так, если днем рождения является 10 мая 1998 г., то днем совершеннолетия будет считаться 11 мая 2014 г.

Недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста является обстоятельством, исключающим возможность привлечения его к административной ответственности. В этом случае производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

4. Установление общего минимального возраста административной ответственности в 16 лет не означает, что это правило обязательно для любого административного правонарушения. В ряде случаев в законе определяется повышенный возраст административной ответственности, который выступает своеобразной характеристикой специального субъекта. Но установление такого возраста регламентируется уже не нормами комментируемой статьи, а нормами статей Особенной части КоАП РФ. Например, достижение 18-летнего возраста требуется для наступления административной ответственности по ст. 6.10 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ), ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака).

В других случаях административное правонарушение в силу особенностей объекта посягательства и характера противоправного деяния не может быть совершено несовершеннолетним. Например, субъектом административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов (ст. ст. 5.6, 5.22 КоАП РФ), может быть только совершеннолетний. Достижение 18-летнего возраста также требуется по всем составам административных правонарушений, субъектами которых являются военнослужащие, лица, занимающие государственную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы.

5. Выражением принципов гуманизма и индивидуализации ответственности является положение ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, предусматривающее возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности.

В соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”) КоАП РФ закрепляет принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемыми при органах местного самоуправления районов и городов.

Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определен вышеназванным Законом и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967. Особенность функциональной компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит в том, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, они могут подвергнуть указанное лицо административному наказанию либо освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия принудительно-воспитательного характера. В соответствии со ст. 18 вышеупомянутого Положения перечень таких мер включает обязанность принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему, получение предупреждения, выговора или строгого выговора, обязанность возместить причиненный ущерб, заплатить штраф и некоторые другие меры. Таким образом, одной из отличительных особенностей административной ответственности несовершеннолетних является возможность их освобождения от административного наказания.

Законом предусмотрены и другие особенности административной ответственности несовершеннолетних, которые вытекают из анализа иных статей КоАП РФ. Так, к несовершеннолетним не применяется административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.2), а вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения – обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.3); производство по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего осуществляется с участием его законных представителей (см. комментарий к ст. 25.3) и прокурора (см. комментарий к ст. 25.11); об административном задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3); несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3 ст. 27.6); дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5).

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Новая редакция Ст. 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Статье 2.3 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Другой комментарий к Ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье устанавливается возраст – 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст.20 УК).

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо (см. комментарий к ст.2.8), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РФ РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Указанная мера может назначаться условно; испытательный срок при этом составляет один год.

Читайте также:  Ответственность за невыплату кредита в России

Статья 2.3. КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Ст 2.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к статье 2.3. КоАП РФ:

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, – ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение – отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

С какого возраста наступает административная ответственность: важные особенности

Как известно, совершеннолетним считается гражданин, достигший восемнадцати лет. С этого возраста лицо подлежит призыву на военную службу, имеет право голосовать на выборах и референдумах, заключать брак, в полной мере вступать в договорные отношения. Возраст ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой – с совершеннолетием не совпадает.

С какого возраста наступает административная ответственность? Узнаем далее в статье.

Возраст уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

За совершение некоторых преступлений Уголовным кодексом РФ этот возрастной предел снижен. С четырнадцатилетнего возраста уголовная ответственность наступает за:

  • убийство (статья 105),
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),
  • похищение человека (статья 126),
  • изнасилование (статья 131),
  • насильственные действия сексуального характера (статья 132),
  • кражу (статья 158),
  • грабеж (статья 161),
  • разбой (статья 162),
  • вымогательство (статья 163),
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
  • умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
  • террористический акт (статья 205),
  • захват заложника (статья 206),
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),
  • вандализм (статья 214),
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

По некоторым преступлениям ответственность наступает с восемнадцати лет. Например, половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказуемо, если совершено лицом старше восемнадцати лет. Аналогично – за развратные действия без применения насилия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступных или антиобщественных действий.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое хотя и достигло соответствующего возраста, но не могло вследствие отставания в психическом развитии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности имеет некоторые особенности. В частности, несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении уголовного наказания.

Что такое административная ответственность

Наступает этот вид ответственности, если действия нарушителя, его поступок несет меньше угрозы для людей, которые его окружают и общества в целом, нежели преступление, как его подразумевает УК РФ. К подобным нарушения относят:

  1. Мелкая кража.
  2. Хулиганство.
  3. Распитие алкоголя в общественном месте.
  4. Появление в общественном месте в нетрезвом виде.
  5. Драки.

Важно! Часто именно так себя ведут подростки в переходном возрасте, а также такие, что их относят к трудным подросткам.

Возраст наступления административной ответственности

Возраст привлечения к административной ответственности — будет отвечать за свой проступок лично провинившийся, если ему исполнилось 16 лет. Причем полных 16 лет ему должно исполнится на момент совершения преступления. Если они еще данной возрастной черты не достигли, то вся вина за совершенное незаконное действие ложится на законного представителя – родителя, усыновителя, опекуна.

Важно! В некоторых случаях для лиц возрастом 16-18 лет применяется освобождение от ответственности. Для такого случая выбирается иная мера пресечения, согласно с ФЗ «О защите прав несовершеннолетних».

В некоторых случаях ответственность, независимо от возраста не наступает, среди таких ситуаций:

  1. Если действия были определены как необходимая оборона. При этом польза для общества больше, нежели вред.
  2. Нарушение влечет за собой наступление уголовной ответственности, тогда его рассматривают с другой позиции.
  3. Если человек не отдает себе отчет в действиях, по причине болезни.
  4. Если лицо не достигло 16-ти лет, то есть возраста наступления ответственности.

Что часто нарушают

Рассматриваемые категории граждан часто нарушают законы, причем их дальнейшую судьбу решают специальные комиссии. На их рассмотрение представляются такие дела:

  • Угроза обществу, содеянная лицом младше 14 лет.
  • Преступления, касательно которых не было возбуждено уголовное дело.
  • Нарушение ПДД.
  • Увиливание от учебы.
  • Другие проступки.

Меры пресечения

Для несовершеннолетних, которые нарушили закон в сфере административной ответственности, могут применяться следующие наказания:

  1. Принуждение принесения публичных извинений потерпевшему. Такой способ используется, если нарушение незначительное, а виновный раскаивается и очень сожалеет.
  2. Предупреждение. Его выписывают в письменном виде и вручают нарушителю. В уведомлении четко расписывают последствия повторного нарушения.
  3. Выговор. Он бывает строгим или обычным. Постановление о выговоре отправляется по месту обучения. Срок его действия 1 год, если за этот период других проступков не было, то оно снимается.
  4. Штраф. Эта мера наказания может быть назначена, если подросток получает стипендию, зарплату. К финансовому наказанию также можно отнести возмещение ущерба. Причем сумма ежемесячных выплат в пользу потерпевшего не должна быть больше 50% от оклада (стипендии, зарплаты).
  5. Установление наблюдения старших людей. Ними могут быть родители, учителя, трудовой коллектив и даже общественные организации.

Важно! Такая мера как направление на ПТУ – это суровое наказание, которое используется. только в случае серьезных систематических проступков. Рассматриваются эти дела прокурором, причем согласие родителей на это не требуется.

Нюансы разбирательства административных дел подростков

При рассмотрении дела, уполномоченный на это орган должен проделать следующие действия:

  • изначально устанавливается, имело ли место само правонарушение, а также его характер;
  • устанавливается личность правонарушителя;
  • выясняется его личностная характеристика, имущественное положение и другие обстоятельства, которые могут выступать как отягчением, так и облегчением ответственности;
  • внимание уделяется тому, насколько о нем заботятся родители, как они обеспечивают его образование и медицинское обслуживание: получен ли СНИЛС (что это такое, можно узнать здесь) и страховой полис, совершаются ли визиты к врачам и т.д.;
  • для дел с несовершеннолетними, особенно рассматриваемыми комиссиями по их делам, почти всегда привлекают родителей или других законных представителей ребенка.

Внимание! В отличии от уголовных дел, подобные производства не обязаны носить состязательный характер, предполагающий присутствие адвоката, однако это не запрещено. Также привлекаться могут любые свидетели, эксперт по делам подростков, психолог или, например, переводчик.

Обстоятельства дела предварительно должны быть изучены председателем комиссии, в крайнем случае — его заместителем. Если нужно, то проводится дополнительная проверка. С материалами дела также должны быть ознакомлены сам подросток и его представители.

Читайте также:  Ответственность работодателя за невыплату расчета при увольнении

Срок рассмотрения дела комиссией — не позднее 15 дней с момента поучения всех материалов. На заседании присутствие подростка всегда обязательно, в отличии от взрослого нарушителя. Вынесенное решение может быть обжаловано в десятидневный промежуток времени.

Исключения

Административная ответственность не наступает:

  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Общественная польза намного превышает над вредом и действие, при этом условии, не является противоправным.
  • Если деяние влечет за собой наступление уголовной ответственности (например, физический ущерб).
  • В случае, если лицо не может отдавать отчет своим действиям вследствие того или иного болезненного состояния.
  • При недостижении правонарушителя возраста административной ответственности(шестнадцати лет).

К несовершеннолетним могут применяться дальнейшие меры воздействия:

  • Принуждение публично извиниться перед потерпевшим. Данная мера уместна, если правонарушение было незначительно и несовершеннолетний, который будет привлекаться по таким деяниям, полностью сожалеет и раскаивается. Извинение может быть принесено публично, на заседании комиссии либо при личном разговоре.
  • Вынесения предупреждения. Несовершеннолетнего в письменном виде предупреждают о всевозможных наказаниях в случае продолжении подобного поведения.
  • Вынесения выговора. Выговор может быть как обычным, так и строгим. Данное постановление отправляется по месту учебы или работы несовершеннолетнего. Действует на протяжении года, после чего снимается, в случае отсутствия продолжения неправомерного поведения.
  • Наложение штрафа. Этот вид воздействия используется только при условии, что подросток, которого будут привлекать к ответственности, получает собственную стипендию либо зарплату.
  • Возмещение принесенного ущерба. Опять же уместно относительно работающих несовершеннолетних и вдобавок, сумма конретного ущерба не должна превышать половины минимального оклада.
  • Установление над несовершеннолетним наблюдения родителей, трудового коллектива, общественной организации с их согласия.
  • Направление в ПТУ. Сама суровая мера. Задействуют её только при регулярных нарушениях правопорядка, когда прошлые меры не дали никакого результата. Также больные наркоманией подлежат направлению в специальные лечебные учреждения.Данное направление является принудительным, так как решение принимает только комиссия о делах несовершеннолетних. Подобные дела рассматриваются только с участием прокурора. Согласие родителей при этом не требуется.

Возможно ли избежать привлечения к ответственности за правонарушение, совершенное в возрасте с 16 до 18 лет

КоАП РФ допускает такую возможность: согласно ч. 2 ст. 2.3 кодекса лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к несовершеннолетнему правонарушителю должны быть применены определенные меры воздействия.

Однако сложность в том, что ни один законодательный акт не содержит перечня таких мер. В частности, закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120-ФЗ в ст. 8.1 приводит лишь меры воздействия, применяемые в специализированных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Анализ практики применения положения ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ показывает, что всё, что могут сделать специалисты КДН, освободив подростка от административной ответственности, это:

  • поставить его на учет в КДН;
  • провести профилактическую беседу о недопустимости подобного поведения;
  • предложить возместить причиненный ущерб или загладить вред.

ВАЖНО! Сотрудники КДН могут лишь предложить возместить ущерб — принудить сделать это вправе только суд.

Что нужно, чтобы избежать наказания

Не содержит закон и четкого перечня оснований для освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности — ч. 2 ст. 2.3 КоАП ограничивается лишь формулировкой «с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение».

Практика показывает, что избежать административного наказания могут подростки, совершившие правонарушение впервые и не причинившие существенного вреда обществу.

Например, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым от 15 апреля 2017 года № 26-2145 прекращено дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего З., совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Принимая решение, КДН учла, что ранее несовершеннолетний З. не привлекался ни к одному из видов юридической ответственности, положительно характеризуется по месту учебы и жительства, а также не причинил своими действиями существенного вреда потерпевшему. В связи с этим КДН ограничилась проведением с З. профилактической беседы.

Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.

Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.

Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.

Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.

Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

Вывод

Многие подростки ведут образ жизни, который можно назвать неприемлемым, при этом уверены что отвечать за содеянное им не придется. В определенной мере да, но есть риск, что будут страдать родители и другие люди, которые их заменяют.

Статья 2.3 КОАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарии к ст. 2.3 КОАП РФ

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Читайте также:  Ответственность за обналичивание материнского капитала

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, – ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение – отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Административная ответственность несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северное Медведково для тебя памятку, из которой ты сможешь получить информацию о возрасте, с которого наступает административная ответственность, какие виды наказания применяются к несовершеннолетним.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

(ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

6) административный арест;

Статья 3.4. Предупреждение

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, –

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ –

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию