Ответственность за незаключение договора на вывоз мусора

Минприроды сняло с себя ответственность за проверку наличия у юрлиц договоров на вывоз мусора?

Несмотря на то, что мусорная реформа реализуется уже больше года, на территории региона ни одно ведомство до сих пор не занимается привлечением к ответственности компаний, незаконно складирующих отходы на контейнерные площадки, пишет “Толк”.

В ответ на запрос о проводимой работе по выявлению юридических лиц, у которых нет договоров с региональными операторами, краевое Минприроды ограничилось цитированием законодательной базы.

Штрафы

Иными словами, если предприниматель сгружает в контейнер жилого дома отходы со своего магазина – это является поводом для штрафа. К тому же такой мусор не включен в норматив. Что значит для населения увеличение объема вывозимого с площадки мусора? Это увеличение норматива накопления, а оно неизбежно повлечет за собой рост стоимости услуги в квитанции. Проще говоря, юридические лица перекладывают плату за свои отходы на жильцов.

Мусорная реформа в Алтайском крае: что с ней не так?

Пока в новую систему обращения с ТКО вовлечено 72% населения региона

Ни у региональных операторов, ни у муниципальных властей нет полномочий привлекать к ответственности нарушителей. Чтобы понять, у кого они есть, “Толк” направил запросы в краевое Министерство природных ресурсов и экологии, а также в Главное управление МВД России по Алтайскому краю. Судя по полученным ответам, исполнителей по работе с недобросовестными предпринимателями в регионе пока нет.

Без подробностей

В полиции нам сообщили, что сотрудники внутренних дел не уполномочены выявлять юридических лиц, не заключивших договор с регоператором. В Минприроды ответили следующее:

“В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края проводится разъяснительно-предупредительная работа по выполнению хозяйствующими субъектами требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе по заключению договоров с региональными операторами. Одновременно с этим, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых государственными инспекторами Минприроды, проверяется наличие (отсутствие) заключенных договоров с региональными операторами”.

В ведомстве подчеркнули, что не располагают сведениями о количестве юридических лиц, не имеющих договоров с регоператорами. При этом остается непонятным, как проверяя их наличие (отсутствие) Минприроды не владеет такой информацией?

Нехватка контейнеров и переполненные полигоны: как пробуксовывает мусорная реформа на Алтае

Ясности с тем, как власти намерены решать проблемы, так и не наступило

Без ответа остался и вопрос по числу компаний, которые удалось привлечь к кокой-либо ответственности за отсутствие договора. Зато Минприроды подробно, на двух листах расписало механизм его заключения. Уточним, данная информация находится в открытом доступе и не значилась в запросе редакции.

Судя по полученной от ведомства информации, вся работа с недобросовестными юридическими лицами, переложена на региональных операторов.

“Перечень таких лиц, формируется региональными операторами с целью дальнейших действий, направленных на необходимость заключения договоров на оказание коммунальной услуги. Региональный оператор вправе самостоятельно проводить мероприятия (в том числе, вести претензионную работу), а также выступать с исковыми заявлениями в суд”, – подчеркнули в Минприроды.

Как в Барнауле наводят порядок возле контейнерных площадок?

В бюджете города на это предусмотрено 6 млн 946 тысяч рублей

Договор

Регоператоры признают, что работа с юридическими лицами идет довольно тяжело, без особой поддержки со стороны контролирующих и надзорных органов. При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица предоставляют отчётность по отходам в Южно-Сибирское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Сведения обо всех есть в Налоговой службе. Краевое Министерство природных ресурсов и экологии формирует территориальную схему обращения с отходами. Какое ведомство должно свести эти данные воедино, для получения внятной картины работающих в регионе компаний и не оплачивающих вывоз мусора? А затем начать процедуру привлечения их к ответственности? Или может наделить полномочиями по составлению протоколов следует муниципалитеты?

Читайте также:
Ограниченная материальная ответственность работника устанавливается

По словам директора ООО “Спецобслуживание-Центральное” Алексея Щербатова, компании вообще не идут заключать договоры:

“Вроде бы закон есть, но в то же время он не работает. Никак на них повлиять не можем. Сейчас запустили определенную процедуру – отправляемся в суд. Опять же перед тем, как судиться, мы должны понять, где находится та, или иная организация. Если в многоквартирном доме, можем посчитать по нормативу. Если нет – это вообще все очень сложно”.

“Спецобслуживание-Центральное” обслуживает Бийскую, Алейскую и Заринскую зоны. По оценке организации, только в Бийске насчитывается около 5 тысяч юридических лиц. Случаи, когда они сами приходят заключить договоры есть, но их очень мало.

По мнению Алексея Щербатова усложняют обстановку так называемые “черные перевозчики”, которые, не имея на это права, заключают свои договоры с юридическими лицами и тем самым вводят их в заблуждение.

Сколько платят за мусор жители Алтайского края по сравнению с другими регионами?

Стоимость коммунальной услуги “обращение с ТКО” определяется, исходя из тарифа и норматива

Местами после вмешательства местных администраций дело удается сдвинуть с мертвой точки, но в целом проблем много. На ситуацию могли бы существенно повлиять надзорные органы, но пока их действия не выглядят эффективными именно в этом вопросе.

Похожая ситуация складывается и у барнаульского регоператора “ЭКО-Комплекса”. По его данным, в барнаульской зоне заключили договоры только порядка 40 % работающих компаний. Остальные продолжают складировать свои отходы в контейнеры домов и на муниципальные площадки частного сектора. Несмотря на то, что постепенно люди стали помогать регоператору в выявлении таких юридических лиц.

“Последнее время жители все чаще стали обращаться к нам с просьбой проверить, есть ли у магазинов в их доме договоры с регоператором, – рассказывает заместитель генерального директора “ЭКО-Комплекса” Никита Бобров. – Так как видят, что сотрудники компаний носят отходы в общие контейнеры. Люди снимают такие факты на камеру и отправляют нам. Когда договора нет, мы направляем юридическому лицу претензионные письма. Если на контакт с нами не идут, все материалы передаем в органы внутренних дел, Минприроды. Выборочно обращаемся в суд за взысканием задолжности и для формирования судебной практики. Но это очень длительный процесс”.

Большинство жителей Алтайского края станут платить за вывоз мусора меньше с Нового года

В настоящее время самый высокий тариф действует в Славгородской зоне

Рейд

Кстати, “Толк” попросил Минприроды привести примеры выявленных случаев незаконного складирования отходов в контейнеры. В ведомстве назвали только один случай привлечения к ответственности гражданина по факту сброса строительных отходов в контейнеры ТКО по улице Транзитная в Барнауле.

Любопытный момент: рейд по улице Транзитной проходил с участием журналистов, в том числе и съемочной группы ТВ “Толк”. Организатором мероприятия был именно региональный оператор. Возникает вопрос: то есть подобных фактов, зафиксированных непосредственно инспекторами Минприроды, просто нет в наличии?

В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов

Минприроды прорабатывает инициативу о введении штрафов для юридических лиц, которые не платят региональным операторам за вывоз отходов, уклоняясь от заключения договоров с ними, сообщила РБК пресс-секретарь ведомства Наталья Хлопунова. По ее словам, такая идея возникла по итогам проведения ряда совещаний по проблемам мусорной реформы, стартовавшей в России в начале 2019 года.

«Сейчас отсутствуют действенные рычаги влияния на «уклонистов». Минприроды прорабатывает инициативу внесения поправок в законодательство о штрафах для юрлиц за незаключение договоров с регоператорами на вывоз образованного компанией мусора», — отметила Хлопунова. По ее словам, недопустимо, когда юрлица перекладывают свои твердые коммунальные отходы (ТКО) в мусорные контейнеры жилых домов, что в конечном итоге сказывается «на кошельках граждан».

Ни размер штрафов, ни сроки внесения инициативы в правительство представитель Минприроды не назвала.

Почему Минприроды задумалось о штрафах

Читайте также:
Ответственность за ложный донос в полицию

Согласно ч. 4 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» заключение с регоператором договора на вывоз отходов является обязанностью любого образователя отходов, утверждает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Василий Ярошенко. В действующем законодательстве нет прямой административной ответственности за незаключение такого договора. На практике все сводится к понуждению к его заключению в судебном порядке, отмечает он.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях выброс отходов в неположенном месте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юрлиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но доказать, что компании сбрасывают свой мусор в контейнеры жилых домов, крайне сложно.

В декабре 2019 года министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин потребовал от глав регионов принять меры для стабилизации ситуации в отрасли обращения с отходами и не допустить банкротств мусорных операторов из-за неплатежей. По его данным, уровень неплатежей юридических лиц за вывоз мусора достигает 70%. На прошлой неделе министр призвал «обратить повышенное внимание на собираемость платежей с юридических лиц», отметив, что ведомство «прорабатывает механизм введения серьезных санкций» против «уклонистов». Суть санкций он не раскрыл.

Для того чтобы не допустить срыва выполнения показателей мусорной реформы, Минприроды с 13 по 19 февраля провело серию совещаний с участием «Российского экологического оператора» (РЭО, оператор реформы), региональных властей от Якутии до Дагестана и компаний-операторов, следует из сообщений ведомства. Представители Дагестана на одном из таких совещаний заявили Кобылкину, что при наличии на территории самого низкого в России тарифа собираемость за вывоз отходов у населения составляет 50–60% от плановой, с юридических лиц — 25%. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев также обозначил проблему высокой доли незаключенных договоров на вывоз мусора между юридическими лицами и региональными операторами.

К чему приводит незаключение договоров на вывоз мусора

Экс-глава РЭО Денис Буцаев в ноябре 2019 года предлагал сделать автоматическим присоединение юридических лиц к договорам для того, чтобы региональные операторы по обращению с отходами «не бегали за каждой компанией и не просили ее подписать договор». «РЭО будет выступать за переход к письменным формам договоров с юрлицами, как это сейчас предусмотрено в водоснабжении и теплоснабжении. За незаключение таких договоров должна быть предусмотрена ответственность в КоАП. Если правительство поддержит соответствующие изменения в законодательстве, то они могут быть рассмотрены Госдумой в этом году», — сказал РБК заместитель гендиректора РЭО Вячеслав Духин.

Директор регионального «ЭкоСтройРесурса» (работает в Самарской области) Михаил Захаров сказал РБК, что из-за отсутствия регулирования оборота промышленных отходов юрлица массово уклоняются от заключения договоров с регоператором на вывоз ТКО. «Они утверждают, что образуют промышленные, а не коммунальные отходы», — жалуется он. По словам Захарова, компании-«уклонисты» пользуются услугами мелких компаний по вывозу мусора, рекламирующих услуги на досках объявлений, а те в свою очередь образуют несанкционированные свалки.

Председатель совета директоров компании — регионального оператора ГК «Чистый город» (обслуживает пять регионов Южного федерального округа) Полина Вергун отмечает, что региональный оператор должен получать оплату за вывоз каждого кубометра отходов. Если мусор бизнеса оказывается на контейнерных площадках жилых домов, оператор вынужден вывозить его бесплатно, что влечет за собой убытки. Кроме того, регулирующие органы рассчитывают доходность регоператоров от 100% собираемости платежей с населения. «Практика показывает невозможность достижения такого процента собираемости платежей даже по истечении нескольких лет — максимум 80–90%. Это приводит к убыткам до 20% от выручки», — сказала она.

Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин заявил РБК, что введение штрафов за незаключение договоров с региональными операторами нарушает принцип свободы договора, установленный Гражданским кодексом. По его мнению, это «очередная надуманная проблема». «Современные технические средства позволяют реализовать тотальный контроль [за вывозом отходов]. А штрафы нужны для того, чтобы появилась возможность их применять избирательно», — отметил он.

Читайте также:
Ответственность за сдачу квартиры без уплаты налогов

Какие еще проблемы есть у мусорной отрасли

По данным «Российского экологического оператора», сейчас в зоне риска прекращения деятельности или банкротства из-за неплатежей находятся региональные операторы в 11 субъектах, вступивших в реформу. Значительная часть региональных операторов начнет массово банкротиться, что может привести к срыву выполнения показателей мусорной реформы, сказал РБК глава ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов) Руслан Губайдуллин. Среди основных проблем помимо неплатежей он назвал две:

  • Отсутствие у операторов доступа к информации о персональных данных плательщиков за вывоз отходов. «Необходимо поменять федеральный закон «О персональных данных» с тем, чтобы их могли предоставлять операторам региональные власти на бесплатной основе», — отметил он. По словам учредителя и директора Красноярской рециклинговой компании Ильи Ильина, отсутствие доступа к персональным данным плательщиков приводит к низкой собираемости платежей, некорректному выставлению счетов и невозможности взыскания задолженности за вывоз мусора в суде. Михаил Захаров отмечает, что такими данными обладает Федеральная миграционная служба, но в единую систему они не выгружаются. «Сотрудники компании выезжают в поселения, откуда должны вывозить отходы, и сами занимаются переписью, что увеличивает расходы регоператора», — сказал он.
  • Еще одна важная проблема — неработающая мера поддержки операторов, связанная с освобождением их от уплаты НДС, говорит Губайдуллин. Эти деньги компании могут вкладывать в модернизацию инфраструктуры, связанной с обращением с отходами. «У бизнеса возникает обязанность по восстановлению сумм НДС (то есть возврату государству части этого налога. — РБК), правомерно принятых к вычету. В результате регоператор обязан заплатить эти деньги в бюджет из своего кармана», — сетует глава ассоциации. По оценке «Чистой страны», сумма НДС, подлежащая «восстановлению» (выплате), составит до 10% от прогнозной необходимой валовой выручки операторов на 2022 год. «Региональные операторы, которые в прошлом году купили спецтехнику, например на 1 млрд руб., должны были получить из этой суммы 200 млн руб. возмещения из бюджета. Но в этом году, переходя на упрощенную систему налогообложения, таким регоператорам предстоит вернуть в бюджет обратно 170 млн руб., исходя из срока службы транспорта по вывозу отходов и остаточной стоимости, отметила Вергун. По мнению Губайдуллина, целесообразно было бы освободить региональных операторов от обязанности возвращать эти деньги государству, но для этого требуется внесение изменений в Налоговый кодекс.

Пришла квитанция за мусор без договора. Платить или нет?

С января 2019 года на всей территории РФ действуют новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), а попросту говоря – бытовым мусором. Нормативная база этого нововведения описана в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об отходах производства и потребления». Несмотря на благое начинание, многие граждане с 2019-2022 года столкнулись с тем, что им пришла квитанция за мусор, но данные в ней либо неверны, либо же никакой договор с ними никто не заключал.

Москва и область: +7-499-577-00-25 добавочный 370

Санкт-Петербург: +7-812-425-66-30 добавочный 370

Любой регион РФ: +7-800-350-84-13 добавочный 370

Обязателен ли договор на вывоз мусора?

Да, к сожалению. Если говорить более конкретно, то часть 4 ст. 24.7 указанного выше закона обязывает собственника ТКО заключить договор на его вывоз/обработку.

При этом договор носит публичный характер, т.е. не допускает возможности отказа ОПЕРАТОРА от его заключения. Здесь же кроется главная уловка операторов, которые внушают гражданам, что ПУБЛИЧНОСТЬ договора подразумевает его обязательность.

Это неверное толкование термина «публичности»! Обязательным договор является для ОПЕРАТОРА, гражданин же заключает договор в случае, если у него имеются ТКО.

При этом довод «я сам вывожу мусор», к сожалению, так же не может быть использован гражданином в свою защиту, поскольку обращение с ТКО является лицензируемым видом деятельности и просто так, самостоятельно, утилизировать свой мусор нельзя!

Читайте также:
Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества

Об этом нам говорит часть 5 ст. 30 ЖК РФ, предписывающая собственнику жилья ТОЛЬКО заключение договора на обращение с ТКО. Предыдущая редакция допускала возможность самостоятельного вывоза/утилизации с соблюдением всех норм.

Ответственность за незаключение договора на вывоз мусора

И операторы, и муниципальные власти пугают граждан, что в случае отказа заключить договор на обращение с ТКО их привлекут по ст. 8.2 КоАП РФ (часть 1 и 2) с штрафами от 1 до 2 тысяч на первый раз и от 2 до 3 тысяч на второй и последующие разы в течение года.

Формально, данная статья охватывает незаконные операции гражданина с мусором, включая:

  1. Его сжигание, сваливание или вывоз в места, не предназначенные для складирования.
  2. Вывоз его даже на «официальные мусорки», но без наличия договора с оператором. Потому как ФЗ 89-ФЗ и ЖК РФ на обязывают заключить такой договор.

Но чтобы привлечь вас по ст. 8.2 КоАП РФ самого факта отказа от договора недостаточно, компетентным органам (а это Роспотребнадзор, но никак не мусорный оператор) нужно доказать сам факт нарушения вами закона и незаконного вывоза мусора куда-либо.

В итоге, получаем ситуацию:

  1. Гражданин НЕ ОБЯЗАН заключать договор, если у него нет мусора. Но такое, как вы понимаете, невозможно.
  2. Гражданин НЕ ВПРАВЕ самостоятельно вывозить мусор или избавляться от него, если у него нет договора.
  3. Гражданина МОГУТ привлечь к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение правил обращения ТКО.

Вот так выглядит весьма сырая на сегодняшний день мусорная реформа. Платить все равно придется, нравится это кому-либо или нет.

Часто задаваемые вопросы по обращению с ТКО

На горячую линию к нашим юристам часто поступают самые разные вопросы, касающиеся ТКО и обращения с ними.

Мы вынуждены констатировать несогласованность работы многих операторов ТКО, различные злоупотребления и попустительство.

Ниже приводим самые популярные вопросы, касающиеся данной темы. Есть другой вопрос? Задайте его сейчас!

Мне пришла квитанция за мусор, но договор я не заключал

Многие операторы оформляют договор в качестве публичной оферты – то есть, предложения о его заключении неопределенному кругу лиц. Акцепт условий договора, то есть исполнение своих обязательств в виде оплаты, означает принятие условий договора и его заключение.

  • вы согласны с начислением, тарифом и порядком сбора мусора – оплатите счет.
  • не согласны с начислением или же у вас учтены лишние лица – обращайтесь к оператору и заключайте договор с нужными вам условиями.

По закону оператор может использовать типовой договор, но вы вправе контролировать и настаивать на конкретизации условий его исполнения: периодичности вывоза мусора, расположения точек сбора и т.д.

Пришла квитанция на умерших/не прописанных лиц

Операторы нередко берут устаревшие данные из ТСЖ, УК и иных организаций о количестве зарегистрированных лиц, что порождает такие ошибки.

Оплачивать неверные квитанции не стоит, даже «по своим расчетам», потому как потом дополнительно потребуется добиваться перерасчета.Обращайтесь к оператору и требуйте корректировки начислений.

У меня прописано 5 человек, но живу лишь я! Мне платить за всех?

Здесь все зависит от формулировок в региональных документах об определении нормативов накопления ТКО.

  • Если в региональных НПА сказано, что расчет осуществляется исходя из числа ПРОЖИВАЮЩИХ лиц, то вы можете предоставить оператору информацию о фактически проживающих гражданах и добиться перерасчета.
  • Если прямо указано «зарегистрированных лиц», то, увы, можете лишь попытаться оспорить незаконность данной формулировки в суде.

Так же на стороне плательщика и п. 148 (44) Правил №354, регулирующих порядок оказания коммунальных услуг, который дает возможность перерасчета объема потребленных услуг при не проживании зарегистрированных граждан более 5 дней.

Что будет, если не платить и не заключать договор?

В течение первого года работы оператора ТКО в вашей местности вас будут различными способами стараться заставить это сделать. Как законными – контролируя, например, процесс обращения с ТКО и привлекая по ст. 8.2 КоАП РФ, так и не совсем – давлением, письменными угрозами, и, возможно, даже обращением в суд с иском о взыскании долга без договора.

Читайте также:
Солидарная ответственность супругов по долгам

Остались вопросы? Задайте их нашим юристам по телефонам горячей линии или в форме ниже!

Срочно заключайте договоры на вывоз мусора, пока не оштрафовали!

С Нового года все изменится! Утилизация отходов переходит из разряда сугубо частного дела – в разряд жесткого государственного контроля. Теперь заключение договоров становится обязательным абсолютно для всех жителей и юридических лиц под угрозой административного наказания. Как это будет – комментирует Алексей Воробьев, исполнительный директор ООО “ЭКОСИСТЕМА” (региональный оператор Зоны №4 – Димитровград, Мелекесский и Новомалыклинский районы).

С 1 января 2019 года отрасль по обращению с отходами по всей стране переходит под контроль государства. Сейчас этим пока еще занимаются раздробленные небольшие коммерческие структуры, но после вступления в силу нового федерального закона им это запрещается делать. Вся деятельность будет сосредоточена в руках регионального оператора. При этом расценки на услугу отныне устанавливает уполномоченный государством орган власти – Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Как мы уже писали всю область разделили на пять зон, в каждой из которых установили свои тарифы. Конкретно для Зоны №4 – это 105,86 рублей с 1 человека.

Зададим вопросы Алексею Воробьеву, исполнительному директору ООО “ЭКОСИСТЕМА”.

– Алексей Николаевич, для начала объясните, зачем вообще потребовалась эта реформа, и чем государство не устраивала существующая до сих пор система обращения с отходами?

– Сейчас обращение с отходами находится на примитивном уровне. По сути, весь мусор, который у нас собирают, его просто вывозят и закапывают в почву. При этом объемы отходов постоянно растут, практически все полигоны уже давно перегружены и требуют рекультивации. Но это еще, как говорится, полбеды.

Дело в том, что у многих, в Ульяновской области у жителей 40% удаленных населенных пунктов вообще нет такой услуги по вывозу мусора. Это означает, что отходы просто вываливаются в овраги, поля, леса. Все это ведет к возникновению несанкционированных свалок. Наверное, не надо объяснять какой урон тем самым наносится экологии. Собственно, именно такое положение дел и заставило государство взять данную сферу под свой контроль и провести реформу.

– И что же изменится?

– Цепочка действий регионального оператора будет состоять не только из транспортировки и захоронения мусора, но также включать и его переработку. Для этого у нас построена сортировочная станция, закуплено оборудование, наняты и обучены специалисты. Это необходимо для сокращения объема отходов, часть из которых будет отправляться на вторсырье. В обязанности регионального оператора так же входит выявление ответственных за несанкционированные свалки и понуждение их к содержанию своей территории в надлежащем состоянии. Основная идея реформы – уменьшить количество мусора и улучшить экологическую обстановку.

– Замечательно, но наш вопрос все же был больше о том, как это отразится на жителях?

– Здесь надо подчеркнуть самое главное, что заключение договора на вывоз мусора теперь станет обязательным для всех. Не только для городских жителей, но и для сельских. Даже те, кто ранее никогда вообще не платил за мусор, с нового года будут обязаны это делать по закону.

В данный момент мы уже разработали транспортную схему, закупили необходимую технику и приступаем к установке контейнеров во всех населенных пунктах. Соответственно, уже сейчас идет заключение договоров. Ведь, по сути, на эту работу остался всего месяц. Так же это касается и юридических лиц, всех предпринимателей, которые также обязаны заключить договоры с региональным оператором на вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов).

– Как это сделать?

– Обратиться к нам по адресу: город Димитровград, ул. Московская, дом 40, телефон 8(84235) 5-57-95. Договоры также можно скачать на нашем сайте www.tko-73.ru, либо написать нам по электронной почте: eco_systema@inbox.ru или ecosistemauln@mail.ru.

– Жителям тоже надо обращаться к вам за договором?

– Если мы говорим о многоквартирных домах, то здесь действует такой же порядок, как и при получении прочих коммунальных услуг (отопление, водоснабжение и т.д.). Каждому жителю обращаться и подписывать договор не требуется. Собственники МКД могут поручить эту работу своей управляющей организации. Либо они могут провести общее собрание и если за это проголосуют более 50% собственников, то заключить прямой договор с региональным оператором, предоставив ему соответствующий протокол. Разница в том, что в первом случае вы полностью (в том числе свои деньги) доверяете УК, а при прямых договорах – платите напрямую и можете сами контролировать качество услуги. Если вы уверены в том, что УК вас не обманет и не подведет, то для вас – первый вариант. Но если все же хочется подстраховаться и не зависеть от УК, то выбирайте прямые договора. Стоимость услуги от этого не изменится, для всей зоны действует единый тариф.

ТКО – твердые коммунальные отходы, которые образуются жильцами в домах и квартирах: пищевые отбросы, всевозможная тара и упаковка, пакеты и смет из жилища. К твердым коммунальным отходам также относятся аналогичный по составу мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Читайте также:
Уголовная ответственность за неуплату алиментов в России

При этом отходы, образующиеся от деятельности УК при уходе за зелеными насаждениями, строительный мусор, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза такого сорта отходов будет решаться на договорной основе за дополнительную плату.

Добавим, что с переходом услуги по вывозу мусора из жилищной в коммунальную у граждан появилось право на получение льготы. Подробнее об этом вы можете узнать в органах соцзащиты.

Кроме того, плата будет начисляться не с квадратного метра как раньше, а с человека. То есть размер платы будет зависеть от количества проживающих. Если вы зарегистрированы по одному адресу, а проживаете по другому – сообщите о своем фактическом местонахождении, чтобы не платить дважды. Перечень предоставляемых в этом случае документов указан в пункте 93 постановления Правительства РФ №354.

Даже если вы живете в частном доме и самостоятельно вывозите мусор, заключение договора с региональным оператором все равно обязательно!

С 1 января 2019 года отсутствие договора с регоператором или отказ от его заключения влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке. реклама

текст: Артем Грибов

Справка 73online.ru:

“Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.”

Штраф ИП за отсутствие договора

Добавлено в закладки: 0

Любой вид предпринимательской деятельности отличается повышенной ответственностью за нарушение законодательства. К таким нарушениям относится отсутствие письменных соглашений между участниками сделки. Штраф ИП за отсутствие договора – одно из распространенных наказаний. При этом игнорирование письменных документов несет и другие негативные последствия для бизнесмена.

Читайте также:
Солидарная ответственность учредителей ООО

Трудовые соглашения

Нарушения в сфере труда и занятости, в том числе отсутствие трудового договора – нередкое явление среди предпринимателей. Количество неоформленных работников ежегодно растет, что сказывается на ограничении их возможности реализовать свои права.

Отказ от письменного оформления правоотношений влечет определенные последствия для работника. Например, ему не будут выплачено пособие по болезни. Такие работники также редко бывают в отпуске. Иначе работодателю придется заключать срочный договор на время отсутствия основного работника, что для него проблематично. Однако подобные противоправные действия преследуются по закону.

Отсутствие трудового договора с работником влечет наложение на ИП административного штрафа (ст.5.27 КоАП РФ). При этом закон разделяет виды проступков в данной сфере:

  1. Если предприниматель допустил работника к выполнению трудовых функций, но не оформил договор – размер наказания составит минимум 10 тыс. руб. Кроме того, отсутствие договора с работником не влечет его незаключенность.
  2. Если ИП не оформляет договор, составил его неверно или заключил гражданско-правовое соглашение, то ему придется оплатить минимум 5000 руб.

Отсутствие коллективного договора также попадает под действие закона. Последствия для работодателя не ограничены административной ответственностью. На него могут быть возложены санкции, предусмотренные УК РФ. Однако по сравнению с генеральным директором предприятия ответственность ИП немного мягче.

Договора на установление противопожарной сигнализации

Если ИП сдает нежилое помещение по договору аренды, он несет ответственность за его безопасность, в том числе противопожарную. Поэтому ему необходимо заключить договор на обслуживание пожарной сигнализации. Некоторые предприниматели умудряются сдавать помещения при отсутствии договора. Последствия такого правонарушения – административный штраф в размере от 20 тыс. руб. (ст.20.4 КоАП РФ).

На видео: Изменения в кадровой политике 2017

Договора аренды

Отсутствие договора аренды само по себе не влечет ответственности. Однако незаключение соглашения об аренде нежилого помещения может привлечь внимание налоговой службы. Обычно предпринимателей обвиняют в умышленном занижении налоговой базы, что является основанием для наложения штрафа.

Отсутствие регистрации договора аренды также влечет за собой налоговые риски. Соглашения обязательно составляется в письменной форме, если его срок превышает 11 месяцев. А также, если одной и сторон сделки выступает предприятие или соглашение заключается между юридическими лицами.

Отсутствие письменного документа позволяет собственнику в любой момент потребовать возврат арендуемого имущества.

Договора на вывоз мусора

Вывоз мусора касается не столько экономических вопросов, сколько санитарно-эпидемиологического благополучия граждан. Поэтому региональные власти стали регулировать вопросы, касающиеся утилизации мусора, устанавливая санкции для нарушителей.

В Московской области за отсутствие соглашения предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб. (ст. 6.21 КоАП МО).

Какой штраф будет назначен ИП, если на региональном уровне нет соответствующих нормативных актов?

Если региональное законодательство не урегулировало этот вопрос, отсутствие договора на вывоз мусора не будет являться причиной наложения штрафа. Однако ситуация измениться, если из-за действий предпринимателя мусор будет скапливаться на улице и мешать другим людям.

Такого предпринимателя привлекут к ответственности за то, что он нарушает правила обращения с отходами (ст.8.2 КоАП РФ). Размер штрафа составит минимум 30 тыс. руб. Чтобы избежать ответственности ИП может вывозить мусор самостоятельно. Однако следует остерегаться наказания за организацию несанкционированной свалки и вывоз отходов в неположенное место.

Можно получить лицензию на вывоз мусора и обслуживать свои контейнеры самостоятельно. В таком случае штраф за отсутствие договора на вывоз мусора не будет назначен.

При этом риск подвергнуться штрафу за отсутствие соглашения, есть только в ряде регионов. В остальных субъектах РФ из-за отказа заключать договора на вывоз ТБО могут возникнуть трудности. Поэтому ИП договариваются по этому вопросу с управляющими компаниями.

Так предприниматели испытывают меньше неудобств, которые связаны с отсутствием договора на вывоз бытовых отходов. Являясь физическим лицом, ИП может решить вопрос по месту регистрации с другими жителями дома (речь идет об управлении МКД) или самостоятельно, если у него имеется частный дом.

Читайте также:
Материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться

Договора подряда и поставки

Штраф ИП за отсутствие договора подряда или поставки обычно не назначается. Однако нужно помнить, что ИП несет полную материальную ответственность по своим обязательствам перед третьими лицами. Кроме того, отсутствие письменного договора ставит предпринимателя в уязвимое положение.

Отсутствие договора поставки на предоставление энергоснабжения не является основанием для отказа от оплаты стоимости ресурсов. Анализ судебной практики показывает, что виновному лицу могут выставить требование о неосновательном обогащении. Есть еще один нюанс – фактическое исполнение обязательств по поставке с учетом внесения авансовых платежей, не позволит поставщику воспользоваться вычетами по НДС.

Отсутствие договора подряда может привести к тому, что заказчик откажется оплачивать оговоренные работы, а исполнитель выполнит свои обязательство с нарушением установленных сроков или не сдаст работу вообще. Стороны никак не смогут воздействовать друг на друга в рамках гражданского права. То же самое будет, если отсутствует договор на оказание услуг.

На видео: Договор подряда

Договора займа

Предприниматели нередко занимают друг другу деньги для развития бизнеса. Обычно при займе оформляют только долговую расписку. Отсутствие договора займа может привести к невозможности установления условий выдачи средств, требования их возврата и уплаты процентов за пользование чужими деньгами.

Заключение

Как видно штраф ИП за отсутствие договора назначается не всегда. Однако наличие соглашений с контрагентами поможет решить некоторые организационные вопросы. Штраф за отсутствие договора назначается исключительно в случаях, установленных законом. Налоговые последствия в виде штрафов возникают обычно при занижении предпринимателем налоговой базы. Подобные правонарушения обычно выявляются при налоговой проверке, особенно когда отсутствуют оригиналы договоров.

Для установления или опровержения факта занижения налоговой базы в органах юстиции проводят дополнительные мероприятия. Например, могут обязать партнеров предпринимателя написать им подтверждающее письмо об отсутствии договоров.

На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

Читайте также:
Ответственность за холодное оружие в РФ

А как же принцип свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:

  1. С требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:

  1. Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
  2. Направить письменную заявку на заключение соглашения.

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие документы;
  3. Технический паспорт недвижимости;
  4. Справку о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:

  1. Управляющая компания (УК);
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
  3. Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:

  1. Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Читайте также:
Ответственность за разглашение конфиденциальной информации по договору

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:

  1. Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
  3. Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Что должно содержать соглашение?

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
  3. На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм ( ст.8.2 КоАП РФ ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.


Ссылка на основную публикацию