Ответственность за нераскрытие информации УК

Штраф за нераскрытие информации и нарушение лицензионных требований

С 1 МАЯ 2015 г. ИЗМЕНИЛОСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ УО, ТСЖ, ЖСК. ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПОЭТАПНЫМ ВВЕДЕНИЕМ ГИС ЖКХ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ САНКЦИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, ПРЕДЛАГАЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В НОВЕЛЛАХ.

Кто и когда обязан вносить информацию в ГИС ЖКХ

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» упразднил ст. 7.23.1 КоАП РФ с 1 мая 2015 г. (п. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ). Вместо нее действует ст. 13.19.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для УО, ТСЖ, ЖСК и индивидуальных предпринимателей за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение законного порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо неполное ее размещение или умышленное ее искажение. Обязанность организаций, управляющих МКД, обеспечить свободный доступ к информации об их деятельности посредством ее размещения в ГИС ЖКХ установлена ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, а также ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Здесь есть тонкость. Действие части 10.1 ст. 161 ЖК РФ начинается с 1 июля 2016 г. До этого времени все УО в соответствии с лицензионными требованиями должны раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru и лишь ту часть, которая указана в ст. 198 ЖК РФ, размещать в ГИС ЖКХ. Это условие обязательно для всех УО с 1 августа 2015 г.

Однако в некоторых регионах субъектами РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации системы с Минкомсвязью России, Минстроем России и оператором системы. На основании ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ на территории такого субъекта РФ организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ уже через четыре месяца после вступления в силу соглашения. Перечень регионов, подписавших соглашение, можно увидеть на сайте ГИС ЖКХ.

Таким образом, в общем случае ГИС ЖКХ вводится в эксплуатацию с 1 июня 2016 г. И, соответственно, положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о финансово-хозяйственной деятельности и предоставляемых услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, применяются до 1 июня 2016 г. Далее будет действовать ч. 10.1 той же статьи (ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ).

До 1 июня 2016 г. УО, ТСЖ, ЖСК обязаны публиковать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Однако штрафные санкции за его нарушение не применяются с 1 мая 2015 г.

Лицензионные требования и информация УО

Однако УО расслабляться нельзя ни при каком случае. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ в число лицензионных требований входит соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Аналогичное требование включено в перечень лицензионных требований в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Требование подтверждается письмом Минстроя России от 17.06.2015 № 18624-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с раскрытием информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УО обеспечивает беспрепятственный доступ к основным показателям ее финансово-хозяйственной деятельности, информации о ее услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Неразмещение информации – это нарушение лицензионных требований.

Предпринимательская деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований согласно ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. – 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – 250 тыс. – 300 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридические лица – 250 тыс. – 300 тыс. руб. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут такую же административную ответственность, как юридические лица.

Судебная практика по искам о нарушении лицензионных требований

Есть примеры судебной практики по статье о нарушении УО лицензионных требований. Приведем их, хотя они и не касаются вопроса размещения информации УО. Решение Октябрьского районного суда Новосибирска от 09.09.2015 по делу № 12-475/2015 подтвердило правомерность привлечения УО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. Суд не выявил смягчающих обстоятельств для уменьшения суммы штрафа. Решением Коломенского городского суда Московской области от 17.08.2015 по делу № 12-215/2015 ООО «Департамент городского хозяйства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 тыс. руб. Суд счел возможным применить минимальный размер штрафа.

Читайте также:
Ответственность за незаконное хранение гладкоствольного оружия

В решении Канавинского районного суда Нижнего Новгорода от 21.08.2015 по делу № 12-682/2015 суд определил, что УО допущены нарушения пп. 4.4.1 и 4.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя от № 170, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, а также ч. 2.3 ЖК РФ.

Суд квалифицировал действия УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований и назначил штраф в размере половины минимального – 125 тыс. руб.

Подольский городской суд Московской области от 27.08.2015 по делу № 12-368/2015 снизил первоначально определенный мировым судьей штраф в связи с тем, что МКД внесен в план по Программе переселения из аварийного и ветхого жилья. Суд определил привлечение УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ изменить и снизить размер назначенного штрафа до 125 тыс. руб.

Кировский районный суд Самары от 29.09.2015 по делу № 12-454/2015 признал фактические обстоятельства дела соответствующими собранным доказательствам и квалифицировал действия директора УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Однако суд признал смягчающими обстоятельствами:

  • устранение нарушения на момент рассмотрения дела;
  • финансовое состояние директора УО, его средний заработок, наличие на иждивении сына.

На этом основании штраф назначен ниже низшего уровня с учетом требования ч 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25 тыс. руб.

Также есть примеры прекращения производства по делам об административном правонарушении за малозначительностью в случае, когда УО незамедлительно исправила все нарушения (решение Приокского районного суда Нижнего Новгорода от 11.09.2015 по делу № 12-334/2015).

Требования к информации

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может быть объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон об информации).

Любое лицо может свободно пользоваться информацией и передавать ее другому лицу, если доступ к ней либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения не ограничены федеральными законами.

В правоприменительной практике (например, в определении Верховного Суда РФ от 02.12.2014 № 35-КГпр14-5, постановлениях ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1766/2014 по делу № А40-23492/13-138-219, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А27-8634/2011 и др.) в целом поддержана позиция законодателя об отнесении к информации любых сведений, в том числе запрещенных и конфиденциальных.

В научной доктрине сформировалось представление о том, что информация должна отвечать следующим основным требованиям:

  • надежность: распространяемая информация должна отражать реальное, достоверное состояние объекта;
  • актуальность: несмотря на то что чаще информация ориентирована на многократность использования, она должна быть своевременной и уместной;
  • понятность: содержание распространяемой информации должно быть понятно ее адресату, в противном случае цель ее распространения будет неоправданной.

Наиболее распространенным ограничением к доступу информации, определенной федеральным законодательством, следует указать общее правило ч. 6 ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если размещение открытой информации в ГИС ЖКХ может повлечь нарушение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, то такая публикация прекращается по судебному решению.

Если открытые данные ГИС ЖКХ нарушают требования Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», то обладатель коммерческой тайны в судебном порядке может восстановить свои права.

Если же размещение открытой информации нарушает требования Федерального закона «О персональных данных», то оно должно быть приостановлено (прекращено) по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзора). В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» обозначено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). То есть все сведения, касающиеся только одного человека, могут быть его персональными данными.

Статья Е.В. Шерешовец, директора компании «КИТ», члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, зав. кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

Источник: Управление многоквартирным домом

  • 2016-02-15 16:15:21
  • Аналитика

Вернуться к списку статей >>

Саморегулируемая организация Ассоциация управляющих организаций Московской области
© 2014 Все права защищены.
Копирование контента без указания источника запрещено.

total time: 0,4278 s, query time: 0,2823 s, queries: 56

Где и что раскрывать УК и ТСЖ после 01.01.2018 года

В преддверии мартовских выборов все министерства пытаются навести порядок в социально-значимых сферах. И конечно, излюбленная тема – прозрачность в ЖКХ. Минстрой, как и всегда, отличился: с 1 января 2018 года управляющие компании в регионах обязаны раскрывать информацию в ГИС ЖКХ – совместном детище Минстроя и Минкомсвязи РФ. Может быть, и хотели как лучше для народа, а получилось – как всегда: систему запустили в полурабочем состоянии, а нормативную базу все еще продолжают приводить в соответствие (за исключением штрафных санкций за ненадлежащее раскрытие информации).

Читайте также:
Ответственность за подставное ДТП

Статья 193 ЖК РФ устанавливает лицензионные требования к управляющим организациям, одним из которых является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного Кодекса. Часть 10 указанной статьи условно делит все управляющие организации на две категории:

Управляющие организации в городах Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе

Все остальные управляющие организации.

К первой категории управляющих организаций до 01.09.2019 года применяются нормы о раскрытии информации, предусмотренные частью 10 статьи 161 ЖК РФ. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным о постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.

Согласно п.5 Стандарта раскрытия информации, управляющими организациями информация раскрывается путем:

  • обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;

размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2013 г. № 124 для раскрытия информации управляющими организациями в обязательном порядке, установлен следующий интернет-сайт – www.reformagkh.ru.

Пунктом 3 Стандарта раскрытия информации установлен полный и исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию. В силу п.8 Стандарта №731 информация раскрывается по формам, утвержденным Приказом Минстроя России от 22.12.2014 №882/пр (далее – Приказ №882/пр).

Отдельно обращаем внимание, что если управляющая организация города Москвы заключила информационное соглашение с Государственной жилищной инспекцией города Москвы о выборе в качестве официального сайта для раскрытия информации ресурса «Дома Москвы», дополнительно, она обязана раскрывать информацию на сайте http://dom.mos.ru (в рамках Постановления Правительства г.Москвы от 05.10.2012 № 541-ПП).

Таким образом, для управляющих организаций г.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 01.09.2019 порядок раскрытия информации не меняется.

Ко всем остальным управляющим организациям с 01.01.2018 года применяются положения ч.10.1 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе ГИС ЖКХ, на сайте dom.gosuslugi.ru

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такими уполномоченными органами являются Минкомсязи и Минстрой России.

Подпунктом 5 пункта 2 совместного Приказа Минкомсвязи и Минстроя России № 74/114/пр от 29.02.2016 “Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства” установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрен приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 сентября 2015 г. № 368/691/пр “Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”.

Данный приказ устанавливает обязанность внесения в систему ГИС ЖКХ следующей информации: адрес МКД, дата и номер договора управления, даты начала и окончания управления МКД , а так же размещение скан копий протокола ОСС о выборе управляющей организации, о расторжении договора управления, самого договора управления, протокола конкурса ( если дом принят в управление по конкурсу).

Информация об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах, предусмотренная ч.10 ст.161 ЖК РФ подлежит раскрытию в соответствии с совместным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Минкомсвязи России № 74/114 ПР от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Читайте также:
От какой суммы идет уголовная ответственность

Раздел 10 Приложения к вышеуказанному приказу определяет перечень и сроки раскрытия информации, подлежащей размещению в системе управляющими организациями и ТСН.

  • Общая информация об управляющей организации, ее графике работы, платежных реквизитах, агентах, сроке предоставления платежных документов, сроке приема показаний ИПУ и т.д., которая раскрывается в 7-дневный срок со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений
  • Общие сведения о многоквартирном доме и его технических характеристиках, физическом износе МКД, сведения о квартирах и количестве проживающих, которые раскрываются не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений
  • Информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ раскрываются не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений, либо в семидневный срок с момента заключения дополнительных соглашений (подписания документов).
  • Информация об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений – раскрывается ежемесячно в разрезе коммунальных услуг
  • Сведения об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, за исключением сведений об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, находящихся в собственности или на ином законном основании ресурсоснабжающей организации, подлежит раскрытию в семидневный срок с момента ввода в эксплуатацию прибора учета или течение 2 дней с даты изменения статуса прибора учета
  • Информация о перерывах в предоставлении коммунальных услуг, приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг подлежит раскрытию не позднее сроков информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов (домовладений) о перерыве в предоставлении коммунальных услуг, либо не позднее 5 дней с даты подписания (получения) акта проверки.
  • Информация о размере платы за жилое помещение в том числе на услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества подлежит раскрытию не позднее 10 дней со дня подписания протокола.
  • Информация о размере платы за содержание жилого помещения, установленном по результатам открытого конкурса подлежит раскрытию не позднее 10 дней со дня утверждения протокола конкурса.
  • Информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями и собственниками раскрывается ежемесячно с указанием сумм начисленных, оплаченных и задолженности.
  • Информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту раскрывается ежемесячно с указанием оплаченных сумм.
  • Информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами раскрывается ежемесячно.
  • Информация, подлежащая размещению управляющими организациями, товариществами и кооперативами, в случае если они являются владельцами специального счета
  • Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
  • Информация о лицевых счетах, присвоенных собственникам, подлежит раскрытию в семидневный срок со дня присвоения лицевого счета
  • Информация о договоре управления многоквартирным домом подлежит раскрытию в семидневный срок со дня заключения договора управления
  • Информация об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год:
  • Отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом
  • Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность
  • Сумма доходов, полученных за оказание услуг по управлению всеми многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за отчетный период
  • Сумма расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)
  • Информация об отчете товарищества и кооператива раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год.
  • Информация о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества и состоянии расчетов по таким договорам при наличии договоров раскрывается ежемесячно
  • Информация о энергосервисных договорах – в семидневный срок с момента заключения
  • Информация об общих собраниях собственников/членов ТСЖ раскрывается в 10-дневный срок
  • Информация об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, товарищество, кооператив, с использованием системы – в сроки, установленные ЖК РФ.

Таким образом, в рамках исполнения лицензионных требований, годовой отчет об исполнении договора управления, а также иную информацию о своей деятельности управляющие организации (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) обязаны раскрывать на сайте ГИС ЖКХ – https://dom.gosuslugi.ru. Поскольку Стандарт раскрытия информации продолжает действовать, остается обязанность по размещению информации на собственном сайте ( или ином по выбору управляющей организации).

Читайте также:
Уголовная ответственность за преступное бездействие наступает

Отметим, что компания “Бурмистр.ру” предлагает своим клиентам сервис “Сайты для УК и ТСЖ”. Наши сайты, которые мы делаем для УО и ТСЖ, отвечают всем требованиям законодательства. Вся информация по ссылке.

Штрафы за ненадлежащее раскрытие информации можно посмотреть тут.

Стандарты раскрытия информации ТСЖ перед собственниками и ответственность за нераскрытие

Методы управления, прейскурант цен, проверки деятельности ТСЖ — это внутреннее дело самой компании или нет?

С точки зрения закона — нет, эта информация должна быть абсолютно доступной и получить ее может любой заинтересованный гражданин.

Прежде всего, конечно, жильцы конкретного дома, входящего в товарищество.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (812) 425-63-42 . Это быстро и бесплатно !

О правах и обязанностях членов правления и учредителей перед жильцами, читайте в нашей статье. Узнайте также о том, обязано ли объединение жильцов иметь свой официальный сайт.

Требования закона

В чем состоит ответственность ТСЖ перед собственниками, какую информацию оно обязано раскрывать?

Еще сравнительно недавно руководство товариществ собственников жилья над таким вопросом даже не задумывалось.

Но в 2010 году в силу вступило Постановление Правительства РФ №731, четко расписывающее, какими секретами ТСЖ обязано делиться, а какие, так и быть, может оставить при себе. Невыполнение грозит юридическому лицу серьезными санкциями — штрафом.

Заинтересованным в раскрытии информации ТСЖ и ЖСК может быть любое лицо, относящееся или не относящееся к данному дому и конкретно к объединению собственников. То есть получается, информация — та, что касается деятельности и цен, должна быть прозрачной и доступной для всех (ст. 161 ЖК РФ).

Прежде всего этим должны активно интересоваться те граждане, что проживают в доме, которым и управляет товарищество и своевременно запрашивать у них отчетность о деятельности.

И таким образом, закон может ударить не только по проворовавшемуся руководству, что логично, но и по ничего не подозревающим гражданам.

О порядке проведения общего собрания собственников, а также об особенностях заочного голосования, узнайте из наших статей.

Стандарты

Каковы стандарты раскрытия информации? Итак, что должно быть открыто для членов и не членов товарищества (ст. 143.1 ЖК РФ):

  • общие сведения о юридическом лице;
  • основные данные о деятельности;
  • данные о ценах на проведение работ и услуг ;
  • условия предоставления услуг и работ, порядок их проведения;
  • какие работы и услуги предоставляются;
  • тарифы ЖКХ.

Что подразумевается под общими сведениями о компании:

как называется компания, ее реквизиты, адрес — юридический и фактический, кем зарегистрирована;

реестр лиц, физических и юридических, являющихся членами товарищества;

Данные о хозяйственной деятельности — это:

  • сметы за данный и предшествующий года, отчет о их выполнении;
  • протоколы собраний;
  • были ли аудиторские проверки, если да, то каков их итог?
  • отчетность ревизионной комиссии;
  • данные о договорах подряда;
  • бухгалтерская итоговая документация за ушедшие 12 месяцев.

Что должна содержать сведения об услугах:

    годовой план за прошедший и настоящий года по ремонту и обслуживанию, итоги прошедшего года;

имели ли место быть некачественно выполненные услуги, если да, то какие меры были приняты;

  • случаи снижения платы за плохое качество работы или, например, превышение периода планового отключения горячей воды (к примеру, вместо двух недель был месяц).
  • Данные о тарифах должны регулярно обновляться и содержать подробный список всех тарифов, когда и на основании какого нормативного акта они были установлены.

    Как товарищество может сообщать собственникам сведения:

    через официальные печатные издания;

    в виде ответов на запросы;

    на официальном сайте ТСЖ в Сети, также на сайте органа исполнительной власти;

  • размещением объявлений на стендах и инфостойках внутри помещений.
  • В экстренных случаях, если на запросы отвечать отказываются или выдают что-то непонятное, для того, чтобы «привести в чувство» чиновников, можно обратиться за помощью в Роспотребнадзор, либо Госжилинспекцию (читайте о проверках ТСЖ контролирующими органами). В самых крайних случаях — в суд общей юрисдикции.

    Узнайте на нашем сайте о том, как и куда можно пожаловаться на ТСЖ и можно ли выйти из него совсем.

    Как правильно оформить запрос?

    Сделать это можно через почту — обычную (Почта России ) и электронную. А можно лично нанести визит в ТСЖ и подать заявление (только убедитесь, что его приняли и зарегистрировали).

    В письме нужно сжато и четко описать:

    • кто отправляет запрос;
    • адрес запрашивающего;
    • полное название организации, фамилия председателя;
    • что именно интересует, какие документы?

    О вопросах формирования резервного фонда ТСЖ, а также реорганизации или ликвидации товарищества, вы можете узнать на нашем сайте.

    Жалоба в Госжилинспекцию

    Должна содержать сжатое и емкое изложение того, что вас интересует, а также меры, предпринятые ранее. Здесь как раз и пригодятся копии писем и квитанции об их отправлении или номер зарегистрированного заявления.

    Читайте также:
    Солидарная ответственность участников ООО

    Если обращение в ТСЖ не дало результатов, это следует указать, также упомяните, какой ответ вы от них получили (или не получили никакого). Сошлитесь на законодательство — вы запрашиваете то, по поводу чего быть в курсе вам предписывается законом.

    Госжилинспекция проведет проверку и выставит предписание руководству товарищества в случае бесспорных нарушений.

    Если и тут руководство не образумилось, например, вам по-прежнему непонятно, откуда такие драконовские цены на коммунальные услуги, можно обратиться в прокуратуру.

    Правда, те очень не любят заниматься подобными делами и обычно сразу рекомендуют идти разбираться в суд.

    Иск в суд

    Оформляется от первого лица в количестве экземпляров исходя из числа участников разбора и обязательно содержит в себе:

      полное наименование судебного участка;

    от кого, паспортная информация, прописка;

    на основании какого документа владеете квартирой (например, договор дарения, укажите номер)

    наименование управляющей организации;

    требование признания действий объединения жильцов незаконными;

    ссылки на действующее законодательство;

    ссылки на претензионный материал;

    список прилагающихся бумаг;

    Ответственность за нераскрытие

    Штраф за нераскрытие информации для штатного работника, конечно, меньше, чем для юридического лица — до 50 тысяч рублей. Для организации же сумма взыскания может составлять уже от 250 до 300 тысяч.

    Причем должностное лицо подлежит в случае виновности смещению и лишению права на такую деятельность на срок до трех лет.

    Для эффективного и грамотного управления в прозрачности информации должны быть заинтересованы обе стороны — и товарищество, и те, кто его создавал.

    В конце концов все недопонимания и тяжбы отрицательно сказываются прежде всего на жизнедеятельности всего дома.

    Смотрите видео на тему требований к раскрытию информации ТСЖ по новым формам:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
    +7 (812) 425-63-42 (Санкт-Петербург)

    Ответственность за нераскрытие информации УК

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Обзор документа

    Постановление Верховного Суда РФ от 27 февраля 2015 г. N 56-АД15-4 Суд отменил ранее принятые судебные постановления и прекратил производство по делу о привлечении заявителя к административной ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме либо предоставление недостоверной информации в связи с отсутствием состава административного правонарушения

    Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

    рассмотрев жалобу Брожко В.В. на постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края от 12 июля 2013 г. N°51-04-11/39в, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 сентября 2013 г., решение судьи Приморского краевого суда от 22 октября 2013 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 7 мая 2014 г., вынесенные в отношении . ООО «. » Брожко В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

    постановлением заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края от 12 июля 2013 г. . ООО «. » Брожко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

    Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 сентября 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 22 октября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Приморского краевого суда от 7 мая 2014 г., постановление должностного лица оставлено без изменения.

    В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Брожко В.В. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

    Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Брожко В.В., прихожу к следующим выводам.

    В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет назначение административного наказания.

    Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

    Читайте также:
    Какая ответственность устанавливается за нарушение санитарного законодательства

    Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт).

    Пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного Постановления.

    Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).

    Виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определены в пункте 3 Стандарта.

    Из материалов дела следует, что ООО «. » осуществляет управление 20 многоквартирными домами.

    Брожко В.В. является . ООО «. » (приказ № 1-к от 20 июля 2007 г.) и осуществляет текущее руководство его деятельностью.

    Прокуратурой Первореченского района г. Владивостока проведена проверка соблюдения ООО «. » требований жилищного законодательства, направленного на обеспечение свободного доступа к информации об основных показателях деятельности управляющей организации.

    В ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований Стандарта ООО «. » не размещена на сайте www.reformagkh.ru информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации; о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

    Данное обстоятельство зафиксировано в акте осмотра сайтов от 18 июня 2013 г.

    По факту выявленных нарушений 20 июня 2013 г. прокурором Первореченского района г. Владивостока в отношении . ООО «. » Брожко В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    12 июля 2013 г. за совершение данного административного правонарушения . общества Брожко В.В. привлечен должностным лицом жилищной инспекции Приморского края к административной ответственности.

    Судебные инстанции согласились с выводами должностного лица о том, что бездействие Брожко В.В. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Вместе с тем состоявшиеся по делу решения нельзя признать законными.

    В соответствии с пунктом 5 Стандарта информация раскрывается управляющими организациями путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на момент вмененного административного правонарушения являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегиона России).

    Приказом Минрегиона России от 24 ноября 2011 г. № 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, – www.minregion.ru.

    Приказом Минрегиона России от 10 декабря 2012 г. № 535 в указанный выше Приказ внесены изменения, в частности, адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен – www.reformagkh.ru.

    Приказ Минрегиона России от 10 декабря 2012 г. № 535 официально опубликован не был.

    Приказы Минрегиона России от 24 ноября 2011 г. № 543 и от 10 декабря 2012 г. № 535 отменены Приказом Минрегиона России от 3 июня 2013 г. № 237 в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, и на основании письма Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) от 15 мая 2013 г. № 01/42104-ЮЛ.

    Согласно указанному письму Минюстом России проведена правовая экспертиза приказов № 543 и № 535, которая показала, что данные приказы содержат нормативные предписания. В установленном порядке названные приказы подлежали представлению на государственную регистрацию в Минюст России, однако, представлены не были.

    В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

    Читайте также:
    Обязательно ли в контракте прописывать ответственность заказчика

    Нормативные акты, которыми был определен адрес официального сайта в сети Интернет (www.reformagkh.ru) для исполнения установленной Стандартом обязанности обязательного опубликования на нем подлежащей раскрытию информации, не были зарегистрированы. На момент выявления вмененного Брожко В.В. административного правонарушения эти нормативные акты отменены.

    Исходя из приведенных выше положений Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, Приказы Минрегиона России от 24 ноября 2011 г. № 543 и от 10 декабря 2012 г. № 535, которые фактически определяли возможность исполнения обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети Интернет подлежащей раскрытию информации, отмененные на момент выявления административного правонарушения, не могут повлечь правовых последствий.

    Приказ Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», пунктом 2 которого определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, – www.reformagkh.ru, вступил в силу только 9 июля 2013 г.

    С учетом изложенного вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях . общества Брожко В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным.

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

    При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края от 12 июля 2013 г., решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 сентября 2013 г., решение судьи Приморского краевого суда от 22 октября 2013 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 7 мая 2014 г., вынесенные в отношении . ООО «. » Брожко В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

    Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

    жалобу Брожко В.В. удовлетворить.

    Постановление заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края от 12 июля 2013 г. № 51-04-11/39в, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 сентября 2013 г., решение судьи Приморского краевого суда от 22 октября 2013 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 7 мая 2014 г., вынесенные в отношении . ООО «. » Брожко В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

    Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Судья Верховного Суда Российской ФедерацииС.Б. Никифоров

    Обзор документа

    Организации и предприниматели, управляющие многоквартирными домами, должны раскрывать определенную информацию о своей деятельности. За нарушение требований законодательства о раскрытии такой информации установлена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

    Руководитель управляющей организации был оштрафован на 30 тыс. руб. по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.

    Но судья Верховного Суда РФ решил, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. Это объясняется следующим.

    Управляющие организации обязаны публиковать соответствующую информацию на официальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В 2011 г. приказом Минрегиона России был определен адрес такого официального сайта (www.minregion.ru). Затем адрес официального сайта изменился (www.reformagkh.ru). Изменяющий приказ Минрегиона России официально опубликован не был. Впоследствии оба эти приказа были отменены, поскольку не представлялись на госрегистрацию в Минюст России.

    Таким образом, нормативные акты, которыми определялся адрес официального сайта (www.reformagkh.ru), не были зарегистрированы. На момент выявления вмененного административного правонарушения эти нормативные акты отменены.

    Приказы Минрегиона России, которые фактически определяли возможность исполнения обязанности по опубликованию на официальном сайте подлежащей раскрытию информации, отмененные на момент выявления административного правонарушения, не могут повлечь правовых последствий.

    Читайте также:
    Ответственность за распространение персональных данных без согласия

    Новый приказ Минрегиона России, которым определен адрес официального сайта (www.reformagkh.ru), вступил в силу только 9 июля 2013 г. (после выявления правонарушения).

    Следует отметить, что с 1 мая 2015 г. ст. 7.23.1 КоАП РФ утрачивает силу. Взамен вводится ст. 13.19.2 (устанавливает ответственность за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе ЖКХ).

    Штрафы за нарушения при раскрытии информации в 2018 году

    Наступил 2018 год, а вместе с ним и ответственность для управляющих организаций за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Реформу ЖКХ теперь можно не заполнять большинству управляющих организаций, но, как оказалось, не всем.

    Расскажем, где следует размещать информацию и какие штрафы грозят управляющим организациям за неразмещение сведений о многоквартирных домах.

    Раскрытие информации как лицензионное требование

    Лицензионные требования по раскрытию информации в 2018 году разные для городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и остальных регионов РФ.

    Управляющие организации в городах федерального значения должны раскрывать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. Такое лицензионное требование будет действовать для них до 1 июля 2019 года, затем ему на смену придёт обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ. В остальных регионах лицензионным требованием стало заполнение ГИС ЖКХ.

    29 декабря 2017 года был принят Федеральный Закон № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Его подписание стало хорошей новостью для управляющих организаций: отменили штрафы ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ за неразмещение, размещение не в полном объёме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ. За нарушение лицензионного требования – заполнения ГИС ЖКХ – штрафовать по данной статье не могут.

    Раскрытие информации на портале Реформа ЖКХ

    Согласно п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ, обязанность раскрывать информацию на Реформе ЖКХ осталась только у городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Управляющим организациям в этих городах нужно раскрывать информацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

    Раскрытие информации на Реформе ЖКХ остаётся для городов федерального значения лицензионным требованием до 1 июля 2019 года (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ).

    Если управляющая организация не раскрывает на Реформе ЖКХ информацию, предусмотренную ПП РФ от 23.09.2010 № 731, ей грозит штраф по ч. 1 ст. 7.23.3 или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

    Штраф по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ для должностного лица или индивидуального предпринимателя – от 50 000 до 100 000 рублей, для юридического лица – от 150 000 до 250 000 рублей. Вместо штрафа суд вправе назначить наказание в виде дисквалификации должностного лица или предпринимателя на срок до трёх лет.

    Раскрытие информации в ГИС ЖКХ

    В то время как города федерального значения продолжают раскрывать информацию на портале Реформа ЖКХ, остальные субъекты РФ уже должны были приступить к работе в ГИС ЖКХ согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.

    1 июля 2017 года наступила обязанность по размещению данных в системе, а с 1 января 2018 года за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ управляющим организациям грозит административная ответственность.

    Есть и исключение из правил: регионы, которые заключили соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. В этом случае, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ, Стандарт раскрытия информации переставал действовать на территории региона через четыре месяца после вступления соглашения в силу. В нескольких регионах, заключивших соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, обязанность размещать сведения наступила раньше 1 июля 2017 года.

    Порядок размещения информации в системе установлен ст. ст. 6, 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ, а состав, сроки и периодичность информации, которую нужно разместить в ГИС ЖКХ, управляющие организации найдут в разделе 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

    Штрафы за неразмещение информации в ГИС ЖКХ как нарушение лицензионных требований отменили. Но обязанность вносить данные о домах под управлением осталась. Теперь такой штраф предусматривает ст. 13.19.2 КоАП РФ.

    Согласно ст. 13.19.2 КоАП РФ, управляющую организацию могут наказать, если она:

    • не разместила информацию в ГИС ЖКХ;
    • нарушила порядок, способы и сроки размещения информации;
    • разместила информацию не в полном объёме;
    • разместила заведомо искаженную информацию.

    До принятия Федерального закона от 29.12.2017 № 437-ФЗ штраф за нарушение этих требований составлял 30 000 рублей. Теперь он сократился до 5000 – 10 000 рублей.

    Знание — сила, или Как происходит раскрытие информации управляющими компаниями?

    В связи с проводимой в РФ реформой ЖКХ, высшими органами власти был принят ряд документов, гарантирующих всем заинтересованным лицам доступ к сведениям о работе управляющих компаний (УК) и иных субъектов сферы ЖКХ.

    Теперь управляющие компании по закону обязаны раскрывать подробную инормаци о своей деятельности, иначе им грозят штрафные санкции.

    Читайте также:
    Ответственность за нарушение кредитных обязательств

    Какие именно данные должны обнародоваться, как подать заявление в УК на предоставление информации и где и в какие сроки с ними можно ознакомиться — читайте далее в статье!

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

    Законодательные акты

    Отдельного закона о раскрытии информации именно управляющими компаниями не существует, но эта необходимость с первого августа 2015 года регламентируется статьей 198 ЖК РФ и статьями ФЗ №255. Все УК обязаны сделать общедоступными сведения об управляемых объектах в Государственной информационной системе — ГИС ЖКХ, созданной в соответствии с ФЗ №209.

    Согласно п.10.1 ст.161 ЖК РФ, порядок, состав, а также сроки и периодичность размещения информационных данных о деятельности УК в системе ГИС ЖКХ устанавливаются в соответствии с внесенными изменениями в ПП 416 от 15.05.2013 г.. Этот же порядок раскрытия информации установлен отдельным законодательным актом — ПП 331 от 27 марта 2018 г.

    ГИС ЖКХ взаимодействует с другими информационными системами в соответствии с подписанными в 2015 г. Приказами Минкомсвязи №89 и Минстроя и Минсвязи №311/612. Данные об управляемых УК объектах должна обнародоваться в формах, утвержденных Приказом Минстроительства и ЖКХ РФ №882 и разъяснениями Минстроя от 24.02.2015.

    Ответственность и наказание за непредоставление данных

    КОАП статьями 13.19.1, 13.19.2 предусматривает для должностных лиц, осуществляющих эксплуатацию информационной системы, взаимодействующей с системой ЖКХ в целях размещения информации — виновников нераскрытия по Стандарту следующие штрафы:

    • на должностных лиц государственных организаций – до 10 000 руб.;
    • на государственные юрлица – до 50 000 руб;
    • на должностных лиц органов местного самоуправления – до 10 000 руб.;
    • на юрлиц органов местного самоуправления, которые предоставляют коммунальные услуги, ресурсы для них – до 200 000 руб.;
    • на физлиц, которые управляют домом непосредственно – до 1 тыс. руб.;
    • на лиц, ответственных за проведение собраний собственников – 15000 руб.;
    • на УК и предпринимателей, осуществляющих аналогичную деятельность – 30 000 руб.;
    • за повторное нарушение по данной статье должностные лица подлежат дисквалификации на 1-3 года.

    Порядок раскрытия информации управляющими компаниями

    Какие данные УК должна раскрывать?

    Полный перечень информации, которую УК обязана предоставлять содержится в ПП 331 и ПП №731. Должна быть общедоступна такая информация:

    1. Общие сведения о самой УК:
      • название юрлица УК, ФИО гендиректора УК или ИП, исполняющего эти функции;
      • данные свидетельства о регистрации УК как юрлица или ИП;
      • адреса и контактные данные органов управления УК, офисов;
      • режим работы Ук, ее диспетчеров, приема граждан;
      • список, адреса жилых домов, с которыми расторгнуты договоры управления, причины их расторжения в каждом случае;
      • информация о том, членом (участником) каких объединений, организаций является УК;
      • бухгалтерские балансы со всеми приложениями, иная бухгалтерская отчетность;
      • данные о поступлении средств на счета УК и понесенных затратах (только по средствам, связанным с управлением домом).

    Основания для осуществления УК деятельности:

    • список, адреса обслуживаемых УК домов, площадь помещений, находящихся в них;
    • договора управления;
    • дата принятия УК обязанностей по управлению домом;
    • дата окончания выполнения обязанностей согласно договору;
    • основания заключения и расторжения договора управления с УК;
    • протокол отборочного конкурса среди УК, или протокол собрания по выбору УК, или протокол заочного голосования собственников, проведенного с помощью ГИС.

    Общие сведения об управляемых УК домах, характеристики каждого из них:

    • площадь участка земли при доме;
    • год строительства;
    • тип, серия постройки;
    • число этажей;
    • технические, конструктивные параметры здания;
    • число квартир;
    • площадь общих помещений;
    • уровень благоустройства;
    • кадастровый номер (если есть);
    • данные об инженерно-технических системах.

    Данные о предоставляемых УК услугах:

    • по договорному управлению общей собственностью жильцов, согласно ПП РФ N491, принятому 13.08.2006;
    • поставке жильцам коммунальных ресурсов;
    • охране придомовых автостоянок, подъездов, иных объектов;
    • учете собственников.

    Данные о тарифах на ресурсы:

    • список закупаемых УК ресурсов с указанием фактических закупочных цен, объемов, поставщиков;
    • данные об установленных актами власти (с их реквизитами) тарифах для ресурсоснабжающих компаний по всем закупкам УК;
    • цены УК на коммунальные услуги, применяемые при расчете коммунальных платежей собственников жилья, их описание, результат, периодичность, особенности имущества, необходимые для определения перечисленных параметров;
    • цены услуг из расчета на принятые единицы измерения.

    Сведения о работах по содержанию общей собственности, ремонте:

    • проекты договоров УК, подготовленные для заключения с ТСЖ, кооперативами, собственниками;
    • данные об исполнении договорных обязательств УК по каждому дому.

    Данные о проведении капитального ремонта, если он поручен УК (кроме случая, когда фонд капремонта создается на базе регионального оператора).

    Протокол собрания об утверждении договора управления и о сроках его прекращения, сведения о проведенных собраниях и их решениях.

    Отчеты УК о выполнении договора: планы деятельности УК, сведения о выполнении/невыполнении этих планов, причинах нарушения сроков, объемов выполнения.

  • Сведения об административных взысканиях, наложенных на УК и о том, что сделано для исправления положения, а также информация:
    • о нарушениях Правил, установленных ПП РФ N491 от 13.08.2006, иными актами федеральной, региональной власти;
    • о случаях уменьшения платы за низкое качество обслуживания дома;
    • о случаях уменьшения платы за низкое качество коммунальных услуг.
  • Места обнародования

    Предоставление информации управляющей компанией собственникам жилья происходит следующими путями:

      Публикуют на официальном сайте, определенном Правительством РФ.

    Публикуют на одном из сайтов по выбору УК:

    1. сайте самой УК;
    2. уполномоченном сайте правительства региона;
    3. уполномоченном сайте органов местного самоуправления.
  • Печатают в официальных газетах, в которых местные власти обнародуют свои акты (если в районе, населенном пункте нет подключения к Интернету).

    Размещают на стендах в органах управления УК. Стенды должны стоять в месте, которое может посетить любой гражданин во время работы офиса.

    Присылают требуемые сведения ответами по запросам, подаваемым письмами на бумаге или присланными по E-mail.

    Заявление в управляющую организацию о предоставлении информации

    Основаниями для составления и подачи заявления на предоставление каких-либо данных от УК являются:

    В запросе необходимо указать УК, которой он адресуется, свое ФИО (наименование организации), суть заявления, свой почтовый или электронный адрес для ответа.

    Если заявление отправляется письменно, ему присваивается регистрационный номер, ставится штамп УК. Если потребитель вручает запрос лично, ему должны предоставить расписку в получении и сообщить регистрационный номер.

    В основной части запроса нужно описать основания для обращения. Затем изложить требования по предоставлению нужных данных, сослаться на законы и статьи, регламентирующие порядок раскрытия информации. Ниже пишется дата и ставится подпись.

    Ответ в письменном виде высылается на сообщенный им адрес либо вручается лично. Официальный ответ на запрос письмом E-mail должен включать текст запроса, текст ответа, должность, ФИО сотрудника УК, направляющего ответ.

    Ответ УК должна направить на позднее 10 дней с момента получения запроса. В нём должны быть текст заявления собственника, требуемая информация, ФИО и должность сотрудника организации.

    Сроки обнародования сведений

    Обнародовать сведения согласно Стандарту, необходимо не позже тридцати дней после подписания договора управления.

    Данные по пункту 3 Стандарта обнародуются УК за предыдущий год ежегодно в первом квартале.

    В последующий период сведения обнародуются в такие сроки со дня их получения или изменения:

    • на официальном федеральном сайте и выбранном УК местном сайте – семь рабочих дней;
    • в газетах – в течение тридцати дней;
    • на стендах – в течение десяти рабочих дней;
    • по запросам в письменном виде – в течение двадцати дней;
    • по запросам в электронном виде – в течение десяти рабочих дней.

    Согласно ПП 331, в случае и изменений контактных и других данных об УК (наименование, адрес, реквизиты и т.д.), сроки их предоставления составляют не более 3х дней. Также 3 дня составляют сроки предоставления сведений при планируемых работах, проверках и т.д.

    Что делать, если УК не предоставила ответ?

    Нередко бывают случаи, когда на перечисленных ресурсах интересующая информация отсутствует или дана в искажённом виде. Также, в ответе УК на запрос может не содержаться запрашиваемых сведений или ответ может вообще не последовать. Кроме того, в своём ответе УК может ссылаться на то, что сроки рассмотрения заявлений не предусмотрены договором управления МКД.

    В подобных ситуациях необходимо обращаться с жалобой в надзорные органы: Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, Прокуратуру. Адреса региональных отделений указанных органов можно найти, например, на сайте РосЖКХ. Там же есть бланки обращений, в которые нужно вписать лишь свои данные и причину обращения.

    Направить жалобу можно по почте, через специальные интернет-приёмные или на электронные адреса этих органов.

    Заявление рассматривается в течение 30 дней со момента его регистрации.

    В случае, если результаты проверки деятельности УК надзорными органами оказались неудовлетворительными, у собственника всегда остаётся право обратиться в судебные органы.

    Чтобы это сделать, необходимо письменно сформулировать свои требования в исковом заявлении и подать его в суд общей юрисдикции в том районе, где находится управляющая компания.

    Из статьи 131 ГПК РФ можно узнать о том, что исковое заявление должно содержать:

    • название и место нахождения суда, истца и ответчика;
    • описание нарушения прав истца и его требования;
    • обстоятельства нарушения прав истца и их доказательства;
    • сумма иска, если возможна денежная оценка требований;
    • данные о соблюдении претензионного порядка разрешения спора, если это предусмотрено договором между сторонами;
    • список прилагаемых документов.

    Заключение

    Законодательство в сфере реформы ЖКХ, ее информационного обеспечения интенсивно развивается. Всем заинтересованным лицам необходимо регулярно знакомиться с изменениями нормативных актов, чтобы не допустить нарушений.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-47-82 (Москва)
    +7 (812) 467-38-15 (Санкт-Петербург)

  • Ссылка на основную публикацию