Ответственность комиссионера перед покупателем автомобиля

Комиссионная торговля легковыми автомобилями с пробегом (Никитин В.В.)

Дата размещения статьи: 11.09.2013

Автосалоны и магазины часто реализуют не только новые, но и бывшие в эксплуатации легковые автомобили. При этом в связи с потребностями населения широкое распространение получила комиссионная торговля, в рамках которой физическое лицо (комитент) передает автосалону (комиссионеру) автомобиль на комиссию. Автосалон реализует его другому физическому лицу (покупателю), а полученную за транспортное средство плату передает комитенту. В статье рассмотрены правила комиссионной торговли легковыми автомобилями.

По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). В рамках комиссионной торговли выделяются три участника:
– комиссионер – автосалон, принимающий автомобиль на комиссию и реализующий его по договору розничной купли-продажи;
– комитент – гражданин, сдающий автомобиль на комиссию с целью его перепродажи комиссионером за вознаграждение;
– покупатель – гражданин, приобретающий автомобиль у комиссионера, плата которого через комиссионера попадет в руки комитента.
Основными нормативными актами, регулирующими правоотношения сторон, а также порядок комиссионной торговли легковыми автомобилями, являются:
– гл. 30 “Купля-продажа (в частности, § 2 “Розничная купля-продажа”), 51 “Комиссия” ГК РФ;
– Типовые правила комиссионной торговли ТС , при применении которых нужно учитывать, что они были утверждены в период, когда рыночной экономики в стране еще не было, поэтому их следует применять избирательно в части, не противоречащей более поздним нормативным актам;
– Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами ;
– Правила продажи отдельных видов товаров ;
– Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и по учету торговых операций в комиссионной торговле .
——————————–
Типовые правила комиссионной торговли транспортными средствами, сельскохозяйственной техникой и запасными частями к ним, утв. Приказом Минторга СССР от 06.02.1991 N 9.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Комиссионная торговля отличается от других способов торговли следующими существенными моментами:
– право собственности на автомобиль, переданный для реализации комиссионеру, сохраняется за комитентом до его продажи (п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 3 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами);
– после передачи комитентом автомобиля комиссионеру для реализации ответственность за его утрату и повреждение до момента перехода права собственности к покупателю несет комиссионер (п. 4 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами);
– права и обязанности перед покупателем возникают у комиссионера, а не у комитента, поэтому требования ст. 475 “Последствия передачи товара ненадлежащего качеств” ГК РФ покупатель предъявляет не к комитенту (физическому лицу – владельцу ТС), а к комиссионеру (автосалону).

Прием автомобиля на комиссию

Из п. п. 2.1 и 2.2 Типовых правил комиссионной торговли ТС следует, что на комиссионную торговлю могут приниматься как новые, так и бывшие в употреблении технически исправные и неисправные, иностранного и отечественного производства легковые автомобили. При этом транспортные средства должны находиться в собственности комитента, быть сняты с учета в ГИБДД, иметь временный регистрационный знак “Транзит”.
Как правило, владелец транспортного средства оставляет заявку и автосалон связывается с ним для согласования даты и времени приезда и в случае необходимости для ответа на вопросы потенциального покупателя.
При приеме на комиссию легкового автомобиля сотрудники автосалона проверяют:
– документы, подтверждающие право собственности владельца автомобиля, паспорт транспортного средства, генеральную доверенность (если лицо не является собственником автомобиля), документ об обслуживании (сервисную книжку, если есть), свидетельство о регистрации автомобиля (если автомобиль не снят с учета) и иные документы;
– наличие дополнительного комплекта ключей;
– техническое состояние транспортного средства (например, внешнее состояние, дефекты, общий износ, процент годности) и его укомплектованность (например, наличие кондиционера, сигнализации).
Проверка проводится специальной комиссией автосалона при участии комитента. За дополнительную плату она может осуществляться по месту нахождения комитента.
Автомобиль может быть доставлен до салона силами комитента либо комиссионера (за дополнительную плату). От имени собственника автомобиль на комиссию может сдать лицо, действующее по доверенности.
Принятие на комиссию автомобиля оформляется актом-квитанцией (его форма утверждена Приказом Минторга СССР N 9), который подписывают члены комиссии, представитель автосалона, принявший автомобиль, и комитент. В акте отражаются технические характеристики автомобиля, цена реализации, переоценки, плата за хранение, комиссионное вознаграждение, сумма, подлежащая выдаче комитенту.
Также между комитентом и комиссионером заключается комиссионное соглашение (его форма утверждена Приказом Минторга СССР N 9), в котором указываются транспортное средство и его техническое состояние, цена, размер комиссионного соглашения и иная информация. Данным соглашением может быть предусмотрена выдача комитенту аванса до реализации автомобиля.
Автосалон ставит автомобиль на торговую площадку и прикрепляет к нему товарный ярлык (ф. КОМИС-2 ), подписанный представителем магазина и комитента. В ярлыке указываются наименование товара, сведения, характеризующие его состояние (новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара), новая цена после уценки. В графе “Характеристика” записываются наименование (тип), марка, модель транспортного средства, год выпуска, идентификационный номер, номер двигателя, шасси (рамы), кузова (прицепа) и цена продажи.
——————————–
Форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

По принятым на комиссию транспортным средствам материально ответственное лицо автосалона оформляет журнал учета приема на комиссию и продажи транспортных средств (автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов (агрегатов) (ф. КОМИС-8). Журнал содержит подробные данные о продавце и покупателе, об автомототранспортных средствах и узлах (агрегатах), о цене. В нем покупатель заверяет своей подписью совершенную сделку. Отметим, что аналогичная форма ранее была утверждена Приказом Минторга СССР N 9.
Госкомстатом предусмотрен ряд документов, подлежащих оформлению комиссионером для внутреннего учета принятых на комиссию транспортных средств:
– карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии (ф. КОМИС-6), применяемая для аналитического учета товаров. Учет ведется индивидуально по каждому автомобилю и цене продажи;
– перечень принятых на комиссию транспортных средств (автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов (агрегатов) (ф. КОМИС-1а), содержащий сведения, характеризующие состояние автомобиля (новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара), результаты продажи, уценки, а также возврата комитенту непроданного транспортного средства.

Оценка автомобиля

Цена продажи автомобиля определяется комитентом. Сумма комиссии по соглашению сторон может устанавливаться сверх этой цены либо включаться в нее.
Пунктом 3 Типовых правил комиссионной торговли ТС предусмотрен порядок уценки транспортного средства в случае, когда оно продолжительное время не реализуется. В частности, если через 15 рабочих дней ТС не продано, оно переоценивается комиссионером в размере, согласованном с комитентом. Если через 15 рабочих после третьего снижения цены автомобиль не был реализован, магазин переоценивает его до цены возможной реализации, а при несогласии клиента – возвращает клиенту (п. 3.2). При этом комитент вправе в любое время самостоятельно снижать цену автомобиля.
Уценка оформляется актом об уценке (ф. КОМИС-3), который составляется комиссионером (материально ответственным лицом) в одном экземпляре, подписывается заведующим организацией торговли (секцией) и комитентом и передается с товарным отчетом в бухгалтерию. В бухгалтерии на основании акта об уценке в других документах делается отметка об уценке товара.

Продажа автомобиля

Автомобиль, принятый на комиссию, автосалон должен поставить на продажу не позднее следующего дня после его приема (исключение: выходные и праздничные дни).
Из ст. 992 ГК РФ, а также из п. п. 25, 31 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами следует, что автосалон обязан реализовать автомобиль на наиболее выгодных условиях, то есть по возможности продать его по цене выше той, которая была установлена комитентом. Если комиссионер продаст автомобиль по более высокой цене, чем та, которая была указана комитентом, дополнительная выгода делится поровну между комитентом и комиссионером, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
При продаже автомобиля автосалон передает покупателю:
– справку-счет (Приложение к Приказу Минторга СССР N 9). В справке-счете указываются наименование транспортного средства, марка, владелец, приобретший автотранспортное средство, его данные, данные продавца, а также засвидетельствуются факты совершения сделки купли-продажи, внесения платы за приобретенный автомобиль и его получение;
– номерной знак “Транзит”;
– техпаспорт или свидетельство о регистрации или технический талон транспортного средства, в которых в разделе “Особые отметки” делается запись: “Продано по справке-счету (серия, номер)”;
– гарантийный талон, полученный от комитента, если на автомобиль не истек гарантийный срок (п. 28 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами);
– иные документы.
Согласно п. 2 ст. 408 ГК РФ кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части. Платежным документом, удостоверяющим факт уплаты денежных средств при заключении сделки купли-продажи, является расписка о получении продавцом суммы, указанной в договоре купли-продажи. Расписка должна содержать: наименование (Ф.И.О.) продавца, его паспортные и адресные данные, запись о полученной сумме денежных средств, подпись продавца, дату. В соответствии с положениями ст. ст. 160 и 161 ГК РФ расписка не требует нотариального оформления.
Из Писем ФНС России от 06.05.2009 N ШС-22-3/370@, УФНС по г. Москве от 18.02.2011 N 20-14/4/15255@ следует, что справка-счет, выдаваемая автосалоном, по сути своей подтверждает факт осуществления сделки купли-продажи транспортного средства, а также выполняет функцию расписки.
Если покупателем была утеряна справка-счет, то по его заявлению и при предъявлении необходимых документов магазин должен выдать ему новую справку-счет с пометкой “Дубликат”.
Для учета расчетов автосалона с комитентом существует справка о продаже товаров, принятых на комиссию (ф. КОМИС-4).
Покупатель, купивший автомобиль на комиссионных началах, не вправе его вернуть в магазин или обменять (п. 4.9 Типовых правил комиссионной торговли ТС, Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации ).
——————————–
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

Расчеты комиссионера с комитентом после продажи автомобиля

После продажи ТС комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ). Форма отчета нормативными документами не утверждена, поэтому автосалон сам разрабатывает и утверждает ее и в подтверждение факта продажи автомобиля и суммы, уплаченной покупателем, прикладывает ксерокопию справки-счета.
Согласно п. 4.11 Типовых правил комиссионной торговли ТС, п. 33 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами деньги за проданное транспортное средство комиссионер выплачивает комитенту не позднее трех дней после его продажи.
Таким образом, у покупателя автомобиля возникает обязательство перед комиссионером оплатить ему стоимость автомобиля, а у комиссионера после продажи транспортного средства – выплатить комитенту денежные средства за проданный автомобиль. Московский городской суд в Определении от 22.11.2011 N 33-35520 пришел к следующему выводу: если в соглашении о комиссии будет указано, что комиссионер не участвует в расчетах, это не означает, что комитент должен получить деньги от покупателя, так как это нарушает требования нормативных актов.
В комиссионном соглашении на комитента может быть возложена обязанность возместить комиссионеру какие-либо расходы, что отвечает положениям ст. 1001 ГК РФ. В статье уточняется, что комиссионер не имеет права возмещать расходы на хранение находящегося у него имущества комитента, если в законе или договоре комиссии не установлено иное. Как правило, при продаже автомобиля за его хранение на стоянке автосалон плату не взимает. В то же время если автомобиль будет по каким-либо причинам возвращен комитенту, с комитента может взиматься плата за хранение автомобиля (если это прописано в соглашении). Для учета денег, полученных от комитента за хранение непроданного автомобиля, комиссионер заполняет ведомость учета платежей, полученных за хранение непроданных товаров (ф. КОМИС-7).

Возврат автомобиля

Возврат ТС комитенту производится, в частности:
– когда при неоднократной уценке автомобиля комиссионер с комитентом не смогли установить единую цену;
– по желанию комитента (в любое время).
При возврате автомобиля комитенту комиссионер составляет акт о снятии товара с продажи (ф. КОМИС-5).
В соответствии с п. 3.6 Типовых правил комиссионной торговли ТС при возврате автомобиля комитенту с него за хранение ТС должна взиматься плата в следующих размерах:
– 0,5% от первоначальной цены за первый полный или неполный месяц;
– 2% от первоначальной цены за каждый последующий полный или неполный месяц.
На практике эта норма выполняется не всегда, а размер платы за хранение обычно устанавливается в комиссионном соглашении (такое право закреплено в ст. 1001 ГК РФ).

Читайте также:  Приказ о полной индивидуальной материальной ответственности: образец

Формы первичных документов

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” руководитель экономического субъекта утверждает формы первичных учетных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, приведенные в п. 2 данной статьи. В связи с этим возникает вопрос: обязана ли организация применять формы, утвержденные Приказом Минторга СССР N 9 и Постановлением Госкомстата России N 132, или вправе сама разработать их?
Обратимся к Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 : с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовых документов).
——————————–
“О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Из этого следует, что формы первичных документов организация разрабатывает самостоятельно, прилагая утвержденные ею формы к учетной политике. При этом она может указать, что применяет формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 132.
В то же время акт-квитанция и справка-счет не содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а утверждены Приказом Минторга СССР N 9. Они применяются на основании Типовых правил комиссионной торговли ТС, значит, по нашему мнению, организация должна их использовать. Также необходимо учитывать, что эти формы были разработаны в периоде, когда в стране не было рыночной экономики, поэтому они требуют доработки.

Административная ответственность

Согласно ст. 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
– на должностных лиц – от 1000 до 3000 руб.;
– на юридические лица – от 10 000 до 30 000 руб. Арбитражной практики, которая связана с привлечением к предусмотренной данной нормой ответственности при осуществлении комиссионной торговли, нет. Это может говорить о том, что у контролирующих органов при проверках в сфере такой торговли данная норма не пользуется большой популярностью.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

В поисках надлежащего ответчика, или К кому мы иск предъявим? (комитент/комиссионер)

В поисках надлежащего ответчика или к кому предъявляем иск? (комитент/комиссионер).

Проблема выбора надлежащего ответчика существует в праве давно. Результат неверного выбора, если не произвести замену – отказ в иске. В одном случае можно восстановить свои права, заменив ответчика в процессе или обратившись с новым иском к надлежащему ответчику, а в другом нет. В обеих ситуациях лицо, чье право нарушено терпит негативные последствия: финансовые, репутационные или временные потери.

Из чего следует острая необходимость выявлять надлежащего ответчика для каждой конкретной ситуации.

Распространена практика, когда продавец и покупатель автомобиля – физические лица решают заключить договор купли-продажи автомобиля в каком-нибудь автосалоне или организации рядом с ним. Причины привлечения третьей стороны всегда разные: ощущение безопасности, предпродажная подготовка или просто нужен текст договора.

Из таких отношений возникают споры, когда продавец передал покупателю товар ненадлежащего качества. При этом зачастую прямого договора между покупателем и продавцом-комитентом нет, но есть оплата и два договора: комиссии (продавец/комитент и комиссионер) и купли-продажи (комиссионер/продавец и покупатель). В указанном договоре купли-продажи продавцом выступает комиссионер, а оплата производится покупателем комитенту.

Вопрос: Кто будет надлежащим ответчиком для покупателя комитент-продавец или комиссионер-продавец?

В статье 990 ГК РФ указано, что комиссионер заключает сделку за счет комитента и от своего имени. Абзацем 8 п. 29 Постановления Правительства от 06.06.1988 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» установлено: если товар передан с недостатками покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, при этом возвратив комиссионеру товар с недостатками. Исходя из системного толкования данных норм, можно прийти к выводу о том, что надлежащим ответчиком будет являться комиссионер.

В большинстве случаев судебная практика идет именно по такому пути – признавая комитента надлежащим ответчиком [1] . Занимая данную позицию, суды исходят из того, что заключив договор комиссии и договор купли-продажи комиссионер выразил намерение породить соответствующие права и обязанности перед покупателем и комитентом. А значит, возникновение таких прав и обязанностей не зависит от объема и количества совершаемых комиссионером действий.

Могут встречаться и иные подходы судов. Так, в одном деле [2] суд в первой инстанции применил положения статьи 990 ГК РФ, исходя из фактических отношений сторон. Во второй инстанции суд отказался применять статью 990 ГК РФ. Апелляция мотивировала свою позицию тем, что кроме оказания услуги по составлению договора купли-продажи иных действий исполнитель не совершал. А значит, была совершена сделка по возмездному оказанию услуг. И как следствие в таких условиях суд рассматривает в качестве надлежащего ответчика продавца – собственника автомобиля.

Подход, при котором суд применяет нормы права исходя из доказанных в процессе фактических отношений сторон, таит в себе опасность отказа в иске к комиссионеру. Не смотря на возможность применения данного подхода, ссылка комиссионера на притворность договора комиссии не находит поддержку в судебных решениях [3] . В большинстве случаев суды не делают вывода о притворности договора комиссии, поскольку уплата покупателем стоимости товара комитенту не противоречит существу обязательств по договору комиссии.

Из анализа представленных позиций судов можно сделать вывод о том, что надлежащим ответчиком в указанной ситуации будет являться комиссионер.

[1] Апелляционное определение Московского городского суда от 08.06.2015 по делу № 33-19492/2015; Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2017 по делу № 33-7930/2017; Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2016 по делу №33-37258/2016 и Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2016 по делу №33-20545/2016 .

[2] Апелляционное определение Республики Башкортостан от 13.06.2017 по делу №33-12504/2017

[3] Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17.02.2015 по делу N 33-1200/2015; Апелляционное определение Кировского областного суда от 20.03.2014 по делу N 33-538/2014; Апелляционное определение Воронежского областного суда от 04.10.2011 N 33-5563.

Ответственность комиссионера перед третьим лицом

#1 Micky_Mouse Micky_Mouse –>

Доброго времени,
ситуация следующая:

есть стандартный договор комиссии на продажу авто: комиссионер – ИП, комитент -физик.

на основании данного договора комиссионер по договору к/п, где он выступает продавцом, продал автомобиль третьему лицу. Позже выясняется, что автомобиль был битый, крашеный и т.д. Вобщем третье лицо сейчас обращается в суд к комиссионеру (ИП) и требует расторгнуть договор к/п и соотвтетственно возврат денег и ми возмещение расходов.

Вопрос:
возможно ли в данном иске привлечь в дело комитента (физика-первого хозяина) в качестве ответчика и соответственно перевалить все требования на него.
Слышал такое возможно (именно в ситуации с договором комиссии) несмотря на прямое указание в ГК РФ о том, что комиссионер несет ответственность перед третьим лицом, но как реализовать?

#2 nick_ruller nick_ruller –>

Тема не потребительская.

—- по теме:
В договоре к/п нужно было включить условие о возможности передачи всех прав и обязанностей продавца без согласия покупателя (физика), а потом передать все права комитенту.

А сейчас вы ответчик. Потом обращайтесь с иском к комитенту.
—-

А чем обосновывает требования покупатель? купив не новую машину он рассчитывал на характеристики новой?

Сообщение отредактировал nick_ruller: 03 Июнь 2010 – 14:28

#3 Pelikanchik Pelikanchik –>

#4 Дилер М Дилер М –>

#5 Pelikanchik Pelikanchik –>

Сообщение отредактировал Pelikanchik: 09 Октябрь 2010 – 21:45

#6 Nik01 Nik01 –>

#7 zyxer zyxer –>

Случай был идентичный, мы так же обратились с иском к комиссионеру, но судья, внимание, сказала что, комиссионер – ненадлежащий ответчик, т. к. он не являлся получателем денех,

#8 Nik01 Nik01 –>

сказала что, комиссионер – ненадлежащий ответчик, т. к. он не являлся получателем денех,

вот именно на это и ссылалось, а на мои возражения мне указала, что я неправильно понимаю закон, и ваще “с судом спорить желаете” сказала судья.

Причем, сторону комитента, когда его привлекли ответчиком, представлял адвокат, и ни каких возражений относительно этого не выдвигал, я и подумал, а мож правда че не доганяю

Сообщение отредактировал Nik01: 19 Ноябрь 2010 – 17:17

#9 zyxer zyxer –>

вот именно на это и ссылалось, а на мои возражения мне указала, что я неправильно понимаю закон, и ваще “с судом спорить желаете” сказала судья.

29. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены комиссионером, вправе по своему выбору потребовать:
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2001 N 144)
Вместо предъявления указанных в настоящем пункте требований, покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию комиссионера и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

Сообщение отредактировал zyxer: 19 Ноябрь 2010 – 17:21

Договор комиссии на продажу автомобиля

Тип документа: Договор комиссии

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 16,5 кб

Участниками договора комиссии, который подписывается в процессе реализации автомобиля с аукциона, являются два юридических лица. То есть владелец автомобиля и продавец, которые в данном документе представлены комиссионером и комитентом. Для подписания документа от сторон понадобятся следующие данные:

  • юридический и почтовый адрес;
  • ИНН и КПП фирмы;
  • банковские расчетные счета;
  • данные уполномоченных лиц;
  • документ, на основании которого уполномоченные лица могут участвовать в соглашении.

Что выступает в роли предмета договора

Согласно этому документу, предметом договора является оказание услуг по поиску и привлечению покупателей представленного имущества, в данном случае транспортного средства. При реализации автомобиля комиссионер должен придерживаться стоимости, указанной комитентом, а также осуществить продажу транспортного средства в указанный срок.

Комитент, в свою очередь, подписывая документ, обязуется выплатить комиссионеру вознаграждение за выполненные работы в установленном размере. Размер комиссии определяется сторонами в момент составления документа. В договоре обязательно должны быть указаны все данные транспортного средства.

Бланк договора комиссии на продажу автомобиля

Образец договора комиссии на продажу автомобиля (заполненный бланк)

Скачать Договор комиссии на продажу автомобиля

Договор комиссии на продажу автомобиля №

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему Договору Комиссионер обязуется по поручению Комитента совершать для Комитента поиск и привлечение потенциального клиента на покупку автомобиля по цене, не ниже согласованной Сторонами в Приложении № к настоящему договору.

1.2. Стоимость Автомобиля, выставленного на продажу и определена в Приложении № к настоящему договору, может меняться Комиссионером в любую сторону, только по письменному согласованию с Комитентом. Приложение № является неотъемлемой частью данного договора.

1.3. В случае если Комиссионер привлёк покупателя на приобретение автомобиля Комитента, договор купли продажи заключается на прямую между собственником автомобиля или его законными представителями и покупателем, без участия Комиссионера.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОМИССИОНЕРА

2.1. Расходы связанные с продажей согласуются с комитентом.

2.2. Комиссионер обязуется:

2.2.1. Изучить рынок и привлечь Покупателя, желающего приобрести Автомобиль на условиях, определённых в настоящем договоре.

2.2.2. Сообщать Комитенту по его требованию все сведения о ходе исполнения настоящего договора.

2.2.3. В случае необходимости привлекать представителей Комитента к участию в переговорах с Покупателем.

2.2.4. Не заключить от своего имени договор с Покупателем на приобретение им Автомобиля. При приёме Комиссионером Автомобиля, Комитент обязан предоставить информацию о прохождении его Автомобилем плановых ТО, указанных в сервисной книге, или указать о дефектах в акте приема-передачи (двигатель ходовая часть).

Читайте также:  Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО

2.2.5. В случае причинения кем-либо ущерба имуществу Комитента, находящемуся у Комиссионера, принять меры к охране прав Комитента, собрать необходимые доказательства и известить об этом Комитента.

2.3. Комиссионер не несет ответственности за личные вещи, оставленные в автомобиле, по настоящему договору.

2.4. Комиссионер оставляет за собой право проверки Автомобиля через Межрегиональный Розыскной центр.

2.5. В случае нахождения Автомобиля в розыске Комиссионер сообщает данные сведения и при необходимости передает Автомобиль в органы ГИБДД.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОМИТЕНТА

3.1. Комитент обязуется:

3.1.1. Доставить автомобиль в магазин-салон по указанию Комиссионера, а также своими силами вывезти нереализованный автомобиль по первому требованию Комиссионера.

3.1.2. Предоставить Комиссионеру полный пакет необходимых документов.

3.1.3. Обеспечить Комиссионера техническими или иными необходимыми материалами.

3.1.4. В случае необходимости обеспечить присутствие своих полномочных представителей на переговорах между Комиссионером и Покупателем.

3.2. Комитент гарантирует, что является полноправным и законным обладателем Автомобиля. До момента заключения договора Автомобиль не отчужден, не заложен, в споре и под арестом не состоит, не обременен правами третьих лиц, права собственности Комитента никем не оспариваются.

3.3. Комитент гарантирует, что автомобиль не имеет каких-либо свойств, в результате проявления которых может произойти его утрата, порча или повреждение.

3.4. В случае если Комитент изъявил желание в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор до окончания календарного дня (с момента заключения договора), сумма понесенных затрат, за техническое обслуживание автомобиля: расходы на бензин, проведение предпродажной подготовки и оплата за стоянку, Комитентом не оплачиваются.

3.5. В случае если Комитент принимает решение в одностороннем порядке расторгнуть договор по истечении календарного дня ( с момента заключения договора), он обязан предварительно оплатить понесенные Комиссионером затраты на расходные материалы: (мойка автомобиля рублей в неделю), расходы на бензин, проведение предпродажной подготовки, охраняемая стоянка автомобиля в размере установленного тарифа ( рублей в сутки) с момента заключения настоящего договора.

3.6. В случае если Комиссионер со своей стороны выполнил все условия данного договора Комитент обязан выплатить вознаграждение в установленном размере указанным в Приложении № .

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Комиссионер несет частичную материальную ответственность за находящийся на ответственном хранении автомобиль, по настоящему договору.

4.2. Комиссионер не несёт ответственности за действие третьих лиц повлекшие последствия в результате которых могут быть нарушены права предусмотренные законодательством РФ, той или иной стороны данного договора.

4.3. Комиссионер в одностороннем порядке имеет право расторгнуть договор без объяснения причины.

4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.5. Комиссионер не отвечает перед Покупателем за недостатки, в том числе скрытые, проданного автомобиля, если Комитент письменно не уведомил Комиссионера или Покупателя об этих недостатках.

4.6. Комиссионер не несёт материальной ответственности перед владельцем за ущерб, причинённый автомобилю в результате стихийных бедствий, пожара, возникшего не по вине администрации или форс-мажора.

4.7. При изменении конъюнктуры на рынке товаров, в ходе исполнения данного договора, Комиссионер в течение рабочих дней извещает Комитента о возникших обстоятельствах и приостанавливает исполнение договора до принятия согласованного решения.

4.8. Комитент несёт ответственность перед Комиссионером и Покупателем и гарантирует, что Автомобиль не находится в залоге, под арестом, в угоне, розыске и разрешено отчуждение.

4.9. Комиссионер не несет ответственности за не рабочее состояние агрегатов технического характера таких как: двигатель, коробка, элементы подвески, рулевое управление, электрика, колёса.

5.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящий договор действителен сроком на , с момента подписание его 2-х сторон (Комитента и комиссионера)

5.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

5.3. Настоящий договор действует до « » года

5.4. Настоящий договор будет считаться выполненным, после выполнения взаимных обязательств и урегулирования всех расчётов между сторонами.

5.5. Приложения к настоящему договору являются его неотъемлемыми частями.

5.6. По взаимному соглашению Стороны могут внести в настоящий договор необходимые дополнения или изменения, которые будут иметь силу, если подписаны уполномоченными представителями Сторон.

5.7. В случае возникновения споров по вопросам, предусмотренным настоящим договором или в связи с ними, Стороны примут все меры к их разрешению путём переговоров.

5.8. В случае невозможности разрешения указанных споров путём переговоров, они будут разрешаться в соответствии с действующим законодательством РФ, в арбитражном суде города Санкт Петербург.

5.9. Во всём, что не предусмотрено настоящим договором, применяются положения действующего законодательства РФ.

5.10. Расторжение договора комиссии и возврат автомобиля производится только по будним дням, либо по предварительной договоренности с Комиссионером.

5.11. Настоящий договор составлен в экземплярах.

Договор комиссии на продажу автомобиля

Договор комиссии используется при продаже и перепродаже авто с помощью посредника. Ряд автовладельцев и продавцов автомобилей считают этот способ наиболее удобным для всех участников сделки. Но перед началом оформления рекомендуется узнать об особенностях заполнения такого документа, а также о возможных рисках.

Что это такое?

Договор комиссии — это соглашение между владельцем транспортного средства и третьим лицом, готовым выступить в качестве продавца. Этот посредник берет на себя всю ответственность, связанную с продажей автомобиля. Он самостоятельно ищет покупателя, составляет соглашение купли-продажи, освобождая владельца от всех подобных хлопот. При этом продавец получает до 5-6% от выплаченных денежных средств. Комиссионные посредника оговариваются отдельно, и прописываются в договоре с владельцем авто.

Договор необходим, чтобы полностью прописать права и обязанности обеих сторон. В документе вписывается крайний срок, до которого необходимо продать транспортное средство, указывается минимальная цена и условия ее понижения (или повышения), процент посредника и условия расторжения соглашения. В качестве посредника обычно выступают юридические лица — с частными дилерами связываться не рекомендуется. Основная цель заключения соглашения — экономия времени и сил для владельца продаваемого авто.

Оформление соглашения

В законе не закрепляется форма договора комиссии, но имеется ряд рекомендаций по его составлению и заполнению. У каждой фирмы имеются готовые бланки соглашения. Но владельцам стоит проверить все пункты самостоятельно. При необходимости хозяин авто обязан потребовать внесения в договор комиссии дополнительных пунктов, или исправления уже имеющихся. В случае отказа имеет смысл поискать другого посредника. Желательно, чтобы подготовленный документ содержал следующую информацию:

  • название — «Договор комиссии», с номером соглашения;
  • дата и место подписания документа;
  • информация об участниках соглашения:
    • владелец авто указывает ФИО, адрес проживания, номер и серию паспорта;
    • продавцу даются его реквизиты: полное название организации, ее тип (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), номер ИНН, кто отвечает за выполнение договора комиссии;
    • здесь же указывается — лицо, отдающее авто на продажу (владелец), именуется комитентом, а посредник — комиссионером;
  • описание договора комиссии:
    • комиссионер обязуется провести сделку от имени комитента;
    • все права и обязанности по ее совершению переносятся на комиссионера, но в договоре купли-продажи указываются реквизиты комитента;
    • необходимо уточнить, на каких условиях соглашение будет выполняться;
    • также даются условия его расторжения;
  • отдельно перечисляются обязанности сторон:
    • обязанности комитента:
      • в точности описать авто и указать имеющиеся недостатки;
      • доплатить комиссионеру определенный процент из дополнительной прибыли (дополнительная прибыль — сумма, полученная сверх указанной в соглашении стоимости);
      • оплатить указанную в документе сумму за выполнение договора комиссии по продаже авто. Рекомендуется уточнить — если расторжение было проведено по вине комитента, посредник получает комиссионные за сделку;
    • обязанности комиссионера:
      • добросовестно осмотреть и принять авто в том виде, в каком его передал комитент;
      • выполнить договор на условиях, выгодных для комитента и не противоречащих условиям соглашения и действующим законам;
      • не скрывать от комитента информацию о совершаемой сделке;
  • указываются права владельца и посредника. Владелец имеет право потребовать любую информацию о ходе сделки и расторгнуть договор в одностороннем порядке. Посредник может потребовать дополнительную оплату за совершение сделки на выгодных условиях. Еще он может затребовать комиссионные при расторжении договора, если расторжение произошло не по его вине;
  • дается описание предмета соглашения:
    • информация об авто (марка и модель, тип и объем двигателя, цвет, габариты и т. п.);
    • минимальная цена на транспортное средство;
    • условия повышения или понижения стоимости;
    • здесь же можно указать, где договор будет выполняться, и сколько времени уйдет на его выполнение;
  • после выполнения условий сделки стороны обязаны:
    • комиссионер должен передать полученную оплату комитенту в течение 3 календарных дней;
    • комитент, в свою очередь, обязуется принять плату, либо в письменной форме объяснить, почему его не устраивает полученная сумма. Если этого не было сделано в течение 5 календарных дней, договор считается исполненным;
  • информация об оплате налоговых сборов:
    • посредник платит налог только с комиссионных и дополнительной премии за выгодную реализацию авто;
    • владелец должен уплатить всю сумму налога за продажу и регистрацию сделки. Но это не касается тех, кто владел автомобилем в течение 3 и более лет. Они налогом с продаж не облагаются;
  • пункт о взаимных или односторонних претензиях. Стоит указать, что претензии предъявляются в письменном виде, с полным обоснованием. Необоснованные претензии и требования могут быть отклонены. Все споры могут быть решены в договорном порядке, либо решением суда;
  • договор комиссии заканчивается подписями сторон.

Комиссионное соглашение может быть дополнено рядом условий, описаний и ссылок (на другие документы, законодательные акты и т. п.). Если перед заключением договора комиссии проводился осмотр авто, рекомендуется закрепить это в письменном виде (в соответствующем акте). Стоит также составить акт приема-передачи документации (СТС, ПТС), и дать ссылку на него в основном соглашении.

Как продать автомобиль по договору комиссии?

У продажи авто по договору комиссии имеются свои особенности. Во-первых, сначала надо выбрать подходящего посредника. По закону им имеет право быть любая организация. Владельцам автомобилей стоит опасаться различных мошенников. Рекомендуется ознакомиться с отзывами о фирме или дилере (нельзя забывать о возможности фальсификации отзывов).

Далее надо снять автомобиль с учета в ГИБДД. По закону, эта процедура необязательна. Но она подтверждает факт, что машина не числится в угоне, не заложена и не находится под арестом. Затем составляется договор комиссии на продажу автомобиля. Перед подписанием необходимо ознакомиться со всеми пунктами в соглашении, поскольку подписанный документ будет действителен даже в том случае, если владельца не устраивают его условия.

При оформлении соглашения потребуются следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации авто (СТС) и техпаспорт (ПТС);
  • Акт приема-передачи документов (здесь указываются упомянутые СТС и ПТС автомобиля);
  • Акт осмотра автомобиля (в него вписывается информация об имеющихся повреждениях и неполадках автомобиля, его пробег и общее состояние);

Лучше не связываться с посредником, требующим подготовления договора купли-продажи. Он может быть использован для продажи авто и получения прибыли в обход владельца. После оформления необходимых документов и подписания договора комиссии, от владельца более ничего не зависит. Теперь вся ответственность за проведение сделки лежит на плечах посредника.

Преимущества и недостатки продажи авто по договору комиссии

У договора комиссии имеется ряд достоинств и недостатков. Прибегать к нему стоит с умом, оценив возможные риски и преимущества. Среди достоинств метода следует отметить:

  • простота продажи, по сравнению с самостоятельными поисками покупателя и заключением договора с ним;
  • возможность получения большей прибыли. Опытный дилер сможет продать авто за высокую цену. Владелец получит большую сумму даже с учетом комиссионных;
  • для потенциального покупателя упрощается процедура выбора и покупки авто. Это же касается оформления документов и заключения договора с продавцом.

Имеются у договора комиссии и свои недостатки. Среди рисков продавца стоит отметить:

  • риски, связанные с недобросовестными посредниками. С договорами комиссии связаны определенные типы мошенничества. При этом (для владельца) сложно вернуть авто или деньги за него. Поэтому заключать договор комиссии можно только с известным и надежным посредником;
  • дополнительные траты — гонорар комиссионера и снятие авто с учета. При этом их не всегда удается покрыть.

Существуют риски и для потенциального покупателя. Самые распространенные — нарушение посредником договоренностей с владельцем авто. В этом случае владелец может потребовать отмены сделки. И покупателю придется самостоятельно добиваться возврата потраченных денежных средств. Хуже всего, если договор комиссии был заключен обманным путем, и владелец не собирался продавать авто (например, его подпись на соглашении — подделка). В этом случае покупателя могут обвинить в мошенничестве как соучастника.

Читайте также:  Как привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника

“Он уже на свободе, хорошо одет и с дорогим телефоном, а денег нет!” Что бывает с пострадавшими от автохаусов-мошенников

Каждый, кто когда-либо пригонял себе авто из Европы, мог воочию убедиться: комиссионные площадки – это самый удобный и простой способ покупки и продажи автомобилей. Действительно, подыскивать товар для покупателя должен тот, у кого для этого есть время и, главное, кто умеет это делать.

Но нашего автомобилиста в автохаус заставят обратиться либо о-о-очень надежные рекомендации, либо неисправимая вера в человечество.

У одних проблемы заканчиваются – у других начинаются

Причины такого недоверия у всех на слуху. Это и незабываемое дело “АвтоКомпаниСевен”, в котором потерпевшими было признано более 500 человек, а зачитывание обвинения заняло несколько дней, и история автохауса “Автопапа”, о проблемах которого мы писали задолго до того, как площадкой заинтересовались правоохранительные органы, и недавняя информация о завершении расследования по делу автохауса Fresh Motors, руководство которого до последнего настаивало, что их компания не финансовая пирамида.

За каждым таким делом стоят пострадавшие. Первыми “информационную волну”, как правило, поднимают изначальные собственники машин, не получившие денег. Благодаря их активности преступная схема получает огласку, виновные – заслуженное наказание. На этом интерес к скандалу падает, внимание общества переключается на новых мошенников.

Однако редко кто задумывается, что обманутых автомобилистов в каждой подобной истории, как правило, вдвое больше, чем машин, сданных на комиссию. И для половины из них обвинительный приговор – личная трагедия, которая может длиться годы.

Ни машины, ни денег, а преступники уже на свободе

В 2011 году мы рассказывали историю покупки супружеской парой автомобиля Lexus RX330 2006 г.в. Машину продавал даже не автохаус, а обычный человек. Но спустя несколько месяцев после оформления документов выяснилось, что машина изначально была отдана на комиссию в автохаус “Гламур Авто”, продана и успела сменить несколько владельцев, пока первоначальный собственник, так и не получивший денег от продажи своего имущества, не обратился в милицию. Итог предсказуем: машину у последнего покупателя забрали, а деньги, уплаченные за нее, обязали вернуть осужденного руководителя автохауса Зеневича П.Л.

“Мы тогда настаивали, чтобы к ответу привлекли и того, кто непосредственно нам продал авто, – вспоминает Андрей. – Ведь потом выяснилось, что машина снималась с учета/ставилась на учет в некоторых случаях в считаные дни, иногда покупка и продажа происходили в течение одного дня. И наш продавец поступил так же. Значит, он не мог не знать всю подоплеку событий. Но зато этот человек клялся мне всеми святыми, что автомобиль “чистый”, с ним не будет проблем. Вместо того чтобы изучить действия ВСЕХ фигурантов этого дела, суд обязал осужденного директора “Гламур Авто” возместить причиненный вред”.

После той публикации прошло пять лет, супруги дошли до Верховного суда, но вердикт остался прежним.

“И знаете, что самое обидное? У настоящего продавца, “сделавшего на нас бизнес”, в собственности не один автомобиль, все в жизни хорошо, никто от него ничего не требует. Осужденный Зеневич уже вышел на свободу, отлично одет, пользуется дорогим телефоном, а мы в счет отобранного у нас Lexus получили за все время едва ли не 20 долларов. Судебные исполнители, то есть те, кто должен заставить виновного возместить нам вред, сплошь девушки 20-25 лет, меняются каждые два месяца. Что они могут сделать с мужчиной на два десятка лет старше, отсидевшим срок в тюрьме? – признается Андрей и заключает: – Знай я тогда, что справедливости мы не дождемся, я бы совсем по-другому себя повел. Потрачено столько сил, времени. Только адвокату мы заплатили за все бумаги и посещения заседаний около 5 тысяч долларов, но все напрасно! А сейчас просто хочу предупредить всех, чтобы понимали, чем может обернуться покупка машины”.

Разочарован решением суда по своему неудачному опыту сотрудничества с автохаусом и Дмитрий. Он тоже, купив автомобиль и соблюдя все требования закона, остался в итоге без ТС и денег. Его историю мы рассказывали совсем недавно.

Защищен на бумаге, но не на деле

Подобные истории вскрывают серьезную проблему незащищенности добросовестного приобретателя.

Да, в Гражданском кодексе есть специальная норма.

Статья 283. Истребование имущества от добросовестного приобретателя

  1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
  2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
  3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Здесь четко прописано, что собственник имеет право истребовать имущество у добросовестного приобретателя, только когда оно выбыло из его владения против его воли. Но на практике суд может вернуть автомобиль собственнику, а приобретателю остается только требовать уплаченные деньги у автохауса или у того, кто продал ему автомобиль.

И каждый понимает, что сознательно пошедший на преступление, а вдобавок еще и осужденный “махинатор” вряд ли окажется владельцем квартиры, коттеджа и парка автомобилей, и хорошо, если истцы дождутся своих денег к старости.

Адвокат: “Подводных камней немало, результат может быть разным”

Можно ли что-то исправить в ситуации и как-то подстраховаться? Свое видение проблемы рассказала адвокат Елена Кобяк:

– Сперва я предлагаю еще раз вспомнить, как правильно с точки зрения закона выглядит заключение договора комиссии.

Договор комиссии заключается между комиссионером и комитентом. При этом одна сторона, комиссионер, обязуется по поручению другой стороны, комитента, за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Договор комиссии заключается в двух экземплярах – по одному для комиссионера и комитента.

В договоре комиссии обязательно излагаются:

  • данные о сторонах договора;
  • данные об автомобиле (марка, модель, год выпуска, номер кузова, цвет и т.д.);
  • обязанность комиссионера реализовать принятое им транспортное средство по договору купли-продажи и его вознаграждение в процентах или фиксируемой сумме;
  • цена автомобиля;
  • срок комиссии;
  • сведения об условиях возврата автомобиля комитенту;
  • срок расчетов комиссионера с комитентом с момента продажи автомобиля;
  • иные условия, указанные в п.15, подпункте 16.4 пункта 16 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением №744 (далее – Правила);
  • ВАЖНО! Право или запрет на не согласованное с комитентом изменение комиссионером цены товара.

При заключении договора комиссии автомобиля необходимо наличие товарного ярлыка. Товарный ярлык применяется для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения.

Это что касается продавца автомобиля. С покупателем в комиссионном магазине либо в автосалоне составляется договор купли-продажи автомобиля, который подлежит государственной регистрации.

Кроме договора составляется акт проверки и оценки технического состояния автомобиля (далее – акт) в трех экземплярах, по одному для комиссионера, комитента и покупателя.

В силу пункта 29 Правил транспортные средства, ранее регистрировавшиеся в Республике Беларусь, принимаются на комиссию при наличии у комитента свидетельства о регистрации (технического паспорта) транспортного средства с отметкой о снятии с учета в связи с продажей.

Что получает на руки покупатель?

В силу п.110 Правил при продаже транспортных средств покупателю одновременно передаются:

  • документация, прилагаемая к транспортным средствам;
  • товарный чек либо иной документ, подтверждающий факт приобретения товара, в которых указываются наименование (фирменное наименование) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель – его фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование транспортного средства, марка, номера его агрегатов, дата продажи и цена транспортного средства, а также подпись работника продавца, осуществляющего продажу. При наличии в кассовом чеке либо в документации, прилагаемой к транспортному средству, указанной информации товарный чек либо иной документ, подтверждающий факт приобретения товара, могут не выписываться. При этом на кассовом чеке подписи лица, непосредственно осуществившего продажу, не требуется.

Если возникают вопросы по состоянию автомобиля, то ответственность перед покупателем за несоответствие товаров характеристикам их состояния, данным при приеме товаров на комиссию, несет комиссионер (п.23 Правил).

– Это в идеале. Но мы видим, что описанный в законодательстве порядок соблюдается далеко не всегда…

– Да. К сожалению, зачастую при продаже автомобилей недобросовестные владельцы (сотрудники автохаусов и иные граждане) под предлогом оказания услуг по реализации автомобилей по договору комиссии, заранее не намереваясь исполнять взятые на себя обязательства, завладевают рядом дорогостоящих транспортных средств граждан. Доверчивым клиентам обещают оперативную продажу машин, но даже спустя несколько лет многие потерпевшие не видят ни денег, ни своих автомобилей. Тому есть две причины. Первая – “ловушки в документах”. Так называемые в народе автохаусы оформляют договоры таким образом, что среди многочисленных пунктов присутствуют условия о том, что если за несколько дней автомобиль продать не представилось возможным, то автохаус имеет право снизить его стоимость. Таким образом, владельцы в лучшем случае могут получить треть реальной стоимости автомобиля, на которую рассчитывали при заключении договора. Некоторые автохаусы в договор включают условия о том, что если в течение установленного срок реализация автомобиля не произойдет, то автохаус выкупает его у владельца. Данное обстоятельство в немалой степени влияет на принятие клиентом решения о заключении договора. И в этой ситуации для клиента начинаются проблемы. Поэтому на данном этапе можно посоветовать только внимательно изучать условия договора, который подписывает собственник автомобиля.

– Но ведь и это не панацея, так?

– Здесь бы хотелось сообщить следующее. Даже если автомобиль продан без нарушения действующего законодательства, автохаус может и не произвести выплату денежных средств его законному владельцу. Причин может быть много: отсутствие денежных средств на счете автохауса, арест счета и т.д. Наконец, никто не застрахован от того, что станет объектом преступных действий другого лица. Известно, что уголовных дел по частям 3 и 4 статьи 209 УК РБ “Мошенничество” по автохаусам возбуждено уже достаточно много. Но если у обвиняемого (обвиняемых) отсутствуют денежные средства либо имущество для погашения ущерба, вернуть денежные средства за переданный автохаусу автомобиль бывает крайне сложно.

– Да, такие выплаты, как правило, затягиваются на годы. Но почему первоначальный собственник получает машину обратно, а покупатель, исполнивший все требования закона, вынужден довольствоваться копейками раз в месяц долгие годы?

– В процессе расследования таких уголовных дел, если автомобили, переданные автохаусу, были органами предварительного следствия обнаружены, на них накладывается арест. Далее судьба ТС решается судом, рассматривающим уголовное дело, или в гражданском судопроизводстве. Главное, что граждане должны понимать: вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу ОБЯЗАТЕЛЕН для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого состоялся приговор суда, лишь по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч.4 ст.182 ГПК). Если по делу судом будет установлено, что транспортное средство выбыло из обладания собственника ПОМИМО ЕГО ВОЛИ, суд может истребовать его у нового собственника, признать недействительной регистрацию им автомобиля на свое имя в органах ГАИ. При удовлетворении такого иска суд должен РЕШИТЬ ВОПРОС ВОЗМЕЩЕНИЯ новому собственнику понесенных им РАСХОДОВ по приобретению автомобиля, в том числе кем конкретно эти расходы должны быть возмещены. Но в каждом конкретном случае данные ситуации рассматриваются судом индивидуально, в зависимости от обстоятельств приобретения и отчуждения ТС и т.д.

***
Что мы получаем в итоге? Плох ли договор комиссии по своей сути? Однозначно нет. Но принимая решение о заключении такой сделки, каждая сторона должна отдавать себе отчет в том багаже риска, который в нашей реальности, к сожалению, неизменно рядом, когда продажей машины занимаются профессионалы.

Ссылка на основную публикацию