Материальная ответственность военнослужащих по призыву

Материальная ответственность военнослужащих

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) “О материальной ответственности военнослужащих”

О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

22 июня 1999 года

25 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее – военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части – органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) – командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее – имущество) – все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также – ущерб) – утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, – в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), – разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Читайте также:  Субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, – в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. N 10661-Х “О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Материальная ответственность военнослужащих

Гражданам, проходящим военную службу, рекомендуется изучить Федеральный закон РФ 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» ( далее – Закон № 161-ФЗ). Именно он регулирует все вопросы, связанные с компенсацией военнослужащим причиненного ущерба в самых разных ситуациях. Разберемся в этих вопросах более детально.

Понятие материальной ответственности военнослужащего

Согласно Закону № 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность, но только в определенных случаях. В частности, ст. 3 Закона № 161-ФЗ установлено, что для них предусматривается компенсация только реального ущерба, причиненного по их вине.

Ущерб, причиненный военнослужащим вследствие исполнения приказа командира (начальника), не может быть основанием для привлечения исполнившего приказ к материальной ответственности. То же правило распространяется на ущерб, причиненный в результате оправданного служебного риска, а также обстоятельств непреодолимой силы.

Закон № 161-ФЗ регулирует вопросы компенсации материального ущерба, причиненного военнослужащими при исполнении своих обязанностей. Если при причинении ущерба военнослужащий находился в отпуске или другом месте, т.е. не исполнял свои прямые обязанности, он будет нести гражданско-правовую ответственность за ущерб.

Виды материальной ответственности военнослужащих

В соответствии со ст. 4 и ст. 5 Закона № 161-ФЗ, материальная ответственность военнослужащего может быть:

Обстоятельства для наступления полной материальной ответственности должны быть следующими (должно присутствовать хотя бы одно из перечисленных обстоятельств):

  • имущество было передано военнослужащему под отчет для перевозки, хранения, выдачи, пользования либо иных целей, но в результате было повреждено;
  • повреждение либо уничтожение имущества было умышленным (включая хищение, незаконное расходование или использование);
  • имущество было повреждено либо уничтожено в результате действий (бездействия) военнослужащего, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления (в этом случае предусмотрена уголовная и материальная ответственность военнослужащих);
  • ущерб был нанесен военнослужащим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (добровольно);
  • ущерб был нанесен лицам в результате умышленных действий военнослужащего, которые повлекли затраты на лечение пострадавших военнослужащих в медицинских организациях.

Материальный ущерб подлежит возмещению вне зависимости от того, будет ли военнослужащий привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия, которые повлекли такой ущерб.

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо имуществу, которое не было передано под отчет, военнослужащий несет ограниченную материальную ответственность.

На практике очень часто военнослужащих пытаются привлечь к полной материальной ответственности в нарушение положений Закона № 161-ФЗ. Особенно распространена данная практика в отношении военнослужащих по призыву.

Данные правила возмещения касаются материального ущерба, причиненного как непосредственно воинской части, так и третьим лицам. Во втором случае воинская часть имеет право регресса, т.е. при самостоятельной компенсации ущерба третьим лицам может подать в суд исковое заявление о взыскании суммы компенсации с виновного в причинении ущерба военнослужащего.

Законодательное регулирование материальной ответственности военнослужащих

В случае ограниченной материальной ответственности важно понимать, что размер компенсации будет разным для военнослужащих по призыву и по контракту. Так, в п. 1 ст. 4 Закона № 161-ФЗ установлено, что:

  • ограниченная материальная ответственность военнослужащих по контракту равна размеру причиненного им ущерба, однако не может быть более одного оклада месячного денежного довольствия и одной месячной надбавки за выслугу лет (в среднем, максимальный размер такой компенсации будет составлять порядка 50-60 тыс. рублей, в зависимости от величины оклада и надбавок);
  • для военнослужащих по призыву максимальный размер компенсации не может превышать двух окладов месячного содержания.

Требование материальной компенсации в случае повреждения или утраты предметов вещевого имущества личного пользования (военной формы и т.п.) с военнослужащих по призыву является незаконным. При этом не важно, произошла ли такая утрата или повреждение по вине военнослужащего или нет.

Согласно п. 30 Постановления № 390 от 22.06.2006 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» в случае, если утрата или повреждение полученных предметов вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать точно такие же новые предметы. Если же утрата или повреждение произошли по вине военнослужащего, то ему выдаются не новые предметы вещевого имущества, а просто годные к носке. Какие-либо сборы денег с военнослужащих по призыву на закупку формы являются вымогательством, которое согласно ст. 163 Уголовного кодекса РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

Определение размера ущерба

Для того, чтобы определить размер ущерба, командир воинской части вправе назначить административное расследование. Это требование установлено ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

При определении размера ущерба принимаются во внимание фактические потери, а расчет осуществляется на основании цен, которые действуют в день обнаружения ущерба в данном территориальном субъекте.

Цены на военную технику, боеприпасы, вооружение определяются уполномоченными на то органами государственной власти.

Степень износа имущества принимается во внимание, однако размер компенсации не может быть ниже, чем стоимость утиля (лома) данного имущества. Если материальный ущерб был причинен сразу несколькими военнослужащими, то при определении размера компенсации во внимание принимается степень вины каждого из них.

Порядок возмещения ущерба военнослужащими

В случае ограниченной материальной ответственности возмещение ущерба производится по приказу командира воинской части, который удерживает требуемую сумму из денежного довольствия военнослужащего. Такой приказ издается в течение двух недель после завершения административного расследования по делу (или расследования о дисциплинарном проступке военнослужащего).

В случае полной материальной ответственности, когда размер ущерба превышает один месячный оклад и одну месячную надбавку по выслуге лет, привлечение к возмещению ущерба осуществляется через суд. Иск может быть подан командиром части.

В случае несогласия с приказом командира о возмещении ущерба, военнослужащий может воспользоваться правом на обжалование такого приказа вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке.

После вынесения решения судом из денежного довольствия военнослужащего будет удерживаться определенный размер суммы согласно исполнительному листу, но согласно ст. 12 Закона № 161-ФЗ не более 50% ежемесячного довольствия. При этом у военнослужащего есть право добровольно компенсировать причиненный ущерб (полностью либо частично).

Если военнослужащий уволился, не возместив причиненный ущерб, к нему также будут применяться правила исполнительного производства по взысканию задолженности.

Таким образом, вопрос материальной ответственности военнослужащих достаточно детально изложен в законодательстве Российской Федерации. Однако в процессе привлечения к ответственности и возмещения ущерба могут возникнуть некоторые нюансы, с которыми трудно разобраться самостоятельно. Особенно это касается ситуации с возмещением ущерба в полном объеме, когда сумма ущерба превышает один оклад месячного довольствия. В этом случае в процессе разбирательства в суде важен учет множества деталей, которые могут повлиять на результат. Вот почему при привлечении к материальной ответственности лучше сразу обратиться к опытным юристам, которые детально проанализируют ситуацию и найдут оптимальное решение проблемы. Просто заполните форму обратной связи или позвоните по указанным на сайте телефонам, и наши специалисты окажут вам всестороннюю правовую помощь.

Материальная ответственность военнослужащих по призыву

Материальная ответственность военнослужащих

Виды материальной ответственности

Материальная ответственность военнослужащих и КЗОТ РФ

Закон о материальной ответственности военнослужащих и конституция РФ

Закон о материальной ответственности военнослужащих был принят 22 июня 1999 года.

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

Данный закон распространяется на военнослужащих , проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Основные понятия, такие как: воинские части, командиры (начальники), имущество воинской части, реальный ущерб; применяемые как в Федеральном Законе “О материальной ответственности военнослужащих” так и в этой курсовой определены в 1 главе, статья 2. закона о материальной ответственности военнослужащих.

В этой работе рассматривается соотношение закона о материальной ответственности военнослужащих с КЗОТом РФ, их связь, а также отношение между конституцией РФ и законом о материальной ответственности. В главе “виды материальной ответственности” дана попытка свести в таблицу статьи 4 закона о материальной ответственности военнослужащих.

Виды материальной ответственности.

Материальная ответственность бывает двух видов: частичная и полная.

Условия наступления частичной материальной ответственности , а также различия между привлечением к ответственности военнослужащих по призыву и по контракту представлены в таблице № 1.

Сокращения, используемые в таблице:

  • МДС – месячное денежное содержание.
  • МесНЗВЛ – месячная надбавка за выслугу лет.

Вид ущерба или нарушения

Мера наказания

Военнослужащие по призыву

Военнослужащие по контракту

По неосторожности

Не > 2 окладов МДС

Не > 1 оклада МДС и 1 МесНЗВЛ

Штраф за простой контейнеров, вагонов, завышение V выполн. работ, несвоенвременное внесение платежей

Не > 2 окладов МДС и 2 МесНЗВЛ

Нарушение порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества приведшие к ущерба имущества или излишним выплатам.

Ответственность несут только командиры (начальники) Не > 1 оклада МДС и 1 МесНЗВЛ

Незаконное увольнение, перевод на другую работу, назначение на должность не предусмотренную штатом, на должность оплачиваемую выше фактически занимаемой.

Ответственность несут только командиры (начальники) Не > 1 оклада МДС и 1 МесНЗВЛ

Таблица составлена на основе статьи 4 закона “О материальной ответственности”.

Материальная ответственность военнослужащих и КЗОТ РФ.

Закон о материальной ответственности военнослужащих во многом перекликается с КЗОТОМ РФ.

Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих, независимо от основания прохождения военной службы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определение порядка возмещения причиненного ущерба, закреплены в Федеральной законе “О материальной ответственности военнослужащих ” от 12 июля 1999 г.

Характерной особенностью данного закона является то, что в нем четко определены условия материальной ответственности за причиненный ущерб. Прежде всего, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, т.е. упущенная выгода во внимание не принимается. При этом, если ущерб причинен не при исполнении обязанностей военной службы, то военнослужащие несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Причем, не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Конструкции и содержание основополагающих норм данного закона во многом заимствованы из трудового законодательства. в частности. соответствующих статей КЗоТ ФР о материальной ответственности работника за ущерб. Причиненный предприятию, учреждению, организации. так. в законе названы два основных вида материальной ответственности военнослужащих применяемых и в отношении работников по трудовому праву, – ограниченная и полная. При ограниченной материальной ответственности военнослужащий -контрактник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного закона, если ущерб причинен по неосторожности то, как правило, таким пределом является один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одна месячная надбавка за выслугу лет (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные пределы материальной ответственности). В частности, по правилам пункта 2 указанной статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет, а по правилам пункта 4 этой статьи – в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет. Привлечение военнослужащих к ограниченной материальной ответственности в названных выше пределах напоминает пределы материальной ответственности должностного лица, виновного в незаконном увольнении или переводе, по правилам статьи 214 КЗоТ РФ, поскольку в пункте 4 речь идет о привлечении к материальной ответственности командиров (начальников) воинских частей, виновных в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность.

Также, как и в трудовом законодательстве (см. статью 121 КЗоТ РФ), в статье 5 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих ” дан исчерпывающий перечень случаев привлечения военнослужащих, в том числе и проходящих военную службу по контракту, к полной материальной ответственности. Этот перечень во многом совпадает с тем, что содержится в статье 121 КЗоТ РФ. Так. военнослужащие несут полную материальную ответственность: при передаче им имущества под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; если в действиях (бездействиях) военнослужащего содержатся признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; если ущерб причинен военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения; если ущерб причинен в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; если имели место умышленные действия военнослужащих, повлекшие затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.

Правила определения размера причиненного ущерба, изложенные в Федеральном законе “О материальной ответственности военнослужащих “, также во многом схожи с правилами. изложенными в статье 1213 КЗоТ РФ. Так, в основу определения размера причиненного ущерба (см. статью 6 закона) положены фактические потери за вычетом износа по установленным в законе нормам и исходя из цен, принципы определения которых тоже определены в этом законе. А при привлечении к материальной ответственности по пункту 4 статьи 4 закона размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), – разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности 9см. статьи 213 и 214 КЗоТ РФ). Порядок возмещения ущерба военнослужащими, согласно статей 7 и 8 закона, также исходит из основных принципов его возмещения, установленных в отношении работников в соответствии со статьей 122 КЗоТ РФ: возмещение ущерба военнослужащим в размере, не превышающим одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части, а командиром (начальником) воинской части – по приказу вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. В остальных случаях вопрос о возмещении ущерба решается судом по иску командира (начальника) воинской части либо, соответственно, вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования с целью установления причин ущерба, его размера и виновных лиц, проводимого в месячный срок со дня обнаружения ущерба (с возможностью продления этого срока вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) не более чем на один месяц), либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, и объявленный военнослужащему под роспись, должен быть обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. Если же приказ не был издан в двухнедельный срок, то вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

Закрепляя положение о том, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (статья 8), данный закон затем указывает, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Запрет на возможность возмещения ущерба в натуре (КЗоТ в статье 1181 предусматривает такую возможность, но только с согласия работодателя). Вполне естественно, обусловлен особенностями прохождения военной службы и теми обязанностями, которые возлагаются на военнослужащего. Именно эти обстоятельства и послужили в качестве основы для закрепления в законе особого порядка возмещения ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы (взыскания оставшейся за ним задолженности по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации, направление в определенные сроки необходимых материалов к новому месту военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности и т.д.) – см. статью 9 закона. По аналогии с трудовым законодательством (см. статью 125 КЗоТ РФ) в статье 12 закона установлены пределы ежемесячных денежных удержаний для возмещения ущерба – в размере 20 процентов месячного денежного довольствия. А в случаях, когда ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (см. статью 5 закона), в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При производстве и других денежных удержаний. Предусмотренных Законодательством Российской Федерации, общий размер их все равно не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего, с соблюдением при этом очередности указанных удержаний, определяемой законодательством Российской Федерации.

Закон о материальной ответственности военнослужащих и конституция РФ.

В апреле текущего года Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел дело и вынес соответствующее постановление о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих”. Поводом к этому послужил запрос Находкинского гарнизонного военного суда. В его производстве находятся дела по жалобам двоих военнослужащих на действия командиров воинских частей, по приказам которых они были привлечены к материальной ответственности за причиненный имуществу части ущерб. При рассмотрении этих дел гарнизонный суд усмотрел неопределенность в вопросе о том, соответствует ли упомянутое положение Федерального закона Конституции РФ, и вследствие этого, приостановив разбирательство, обратился в Конституционный Суд РФ.

Часть первая пункта 1 статьи 8 ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” определяет, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. В то же время, согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции РФ, гражданин России, исполняя свою обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким образом, военнослужащий реализует свое право на труд, что в свою очередь предполагает справедливое вознаграждение.

Конституция РФ определяет, что никто не может быть лишен всего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, ч. 2 и 3). В Российской Федерации защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также гарантируется (ст. 45, ч.1) государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ; каждому гарантируется и судебная защита его прав и свобод.

По смыслу названных конституционных норм право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие), как относящееся по своей природе к имущественным правам и одновременно являющееся специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы, подлежит признанию и защите, включая и судебную, без какой-либо дискриминации. Однако в то же время подлежит признанию и защите и государственная собственность (в данном случае – имущество, закрепленное за воинскими частями). Таким образом, налицо явное противоречие.

Наиболее логичное решение проблемы – устанавливать меры материальной ответственности военнослужащих, связанные с возмещением причиненного ущерба за счет его денежного довольствия на основе положений Конституции РФ, закрепляющих гарантии прав собственности.

Конституционный Суд РФ также пришел к выводу, что по смыслу части первой пункта 1 статьи 8 ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” и во взаимосвязи с другими положениями этого закона (пункты 1, 2 и 3 статьи 3; статья 7; пункты 4 и 5 статьи 8; статья 11) удержание из денежного довольствия военнослужащего по приказу командира не может быть обращено на уже полученные денежные средства, а также на иное имущество, которым он владеет, пользуется и распоряжается на законных основаниях.

Конституционный Суд РФ подчеркивает, что право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите и на основании норм гражданского процессуального законодательства, которым регулируется порядок рассмотрения жалоб на действия госорганов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

В то же время в контексте этого дела имеет значение также статья 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее же статьями 32 (ч. 4), 37 и 71 (пункт “м”). По их смыслу военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением безопасности государства. Этим обуславливается правовой статус военнослужащих, необходимость некоторых ограничений их прав и свобод. Из положений Конституции РФ и конкретизирующих их норм законодательства следует, что военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности службы, в том числе и не допускать утраты имущества, нести особую материальную ответственность, возмещая причиненный ущерб. Командир же отвечает, в частности, за сохранность техники и военного имущества. Наделение его правом в определенных случаях решать вопрос о привлечении подчиненных к материальной ответственности (с гарантией последующего судебного контроля) согласуется с целями обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая все вышеизложенное, Конституционный суд РФ постановил:

Признать положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в т.ч. судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия.

Согласно статьям первой и второй статьи 79 Федерального закона “О Конституционном суде Российской Федерации” данное постановление окончательно и не подлежит обжалованию.

  1. Газета “Красная звезда” от 05.05.2001.
  2. Закон о материальной ответственности военнослужащих.
  3. Конституция РФ.
  4. Кодекс законов о труде РФ.
  5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ.

Материальная ответственность военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих – это вид юридической ответственности, подразумевающей полное или частичное возмещение лицом нанесенного государству ущерба. В процессе несения службы гражданину вверяется техника, оружие и другие материальные ценности, за которые он отвечает.

Привлечение военнослужащего к материальной ответственности регулируется Федеральным законом РФ «О материальной ответственности военнослужащих», рядом других законов и подзаконных актов, а также Уставом ВС России.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащего

Материальная ответственность военнослужащего может быть ограниченной или полной. Привлечь к ограниченной ответственности могут в таких случаях:

  • – Вред, причиненный по неосторожности, военнослужащими-контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы, должен быть компенсирован в размере нанесенного ущерба, но не более чем 1 оклада месячного содержания и надбавки за выслугу лет. Для солдат срочной службы сумма не должна быть больше двух окладов месячного содержания.
  • – Контрактники, виновные в нанесении ущерба, вызванного уплатой штрафов за простои техники, вагонов или судов, заведомо завышающие объемы выполненных работ и несвоевременно внесшие налоги или другие бюджетные платежи обязаны возместить материальный ущерб. Сумма компенсации не может превышать двух окладов и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • – Командиры, исполнение приказов которых привело к нарушению порядка учета, хранения, применения и расходования имущества, которые не смогли предотвратить его хищение и порчу, обязаны компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не более одного оклада и надбавки за выслугу.
  • – Начальник воинской части, виновный в незаконном увольнении, переводе на другую работу военнослужащих или гражданских сотрудников, назначении на должность, которая не предусмотрена штатным расписанием, в также ряде других действий, несет материальную ответственность в размене трех денежных месячных содержаний и трех доплат за выслугу лет.

Такие меры финансовой ответственности призваны воздействовать на военнослужащих российской армии с целью предотвращения более серьезных нарушений законодательства.

Полная материальная ответственность

Основанием для привлечения в полной материальной ответственности могут быть ситуации, когда ущерб нанесен:

  1. Ответственным лицом, которому под отчет было передано для хранения, транспортировки и распределения имущество;
  2. Бездействием или действием военнослужащего, содержащим признаки уголовно-наказуемого преступления;
  3. Умышленной порчей, повреждением или незаконным использованием вверенного имущества, не зависимо от того, попадают ли данные деяния под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ;
  4. Деяниями, повлекшими затраты на лечение в медицинских учреждениях лиц, пострадавших от действий военнослужащего;
  5. Военнослужащим российской армии, который выполнял свои функции в состоянии алкогольного, токсического или наркологического опьянения (при условии, что до такого состояния он бы доведен добровольно).

После обнаружения вреда, следует провести административное расследование, которое позволит выявить виновное лицо и основания привлечения военнослужащего к материальной ответственности.

Порядок и сроки проведения расследования

Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:

  • – установить основания для привлечения к ответственности;
  • – определить причины возникновения нарушения законодательства;
  • – выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.
Срок проведения расследования не может превышать один месяц со дня обнаружения проблемы.

Проведения подобных действий можно избежать, когда недостача или нарушение были установлены судом или выявлены в результате проведения ревизии, проверки или следственных действий.

Порядок возмещения ущерба

Возмещение нанесенного ущерба, размер которого не превышает одного оклада и надбавки, производится по приказу командира части путем удержания из денежного довольствия лица виновного в причинении материального ущерба.

Если возникает вопрос о компенсации более серьезного вреда, то он решается исключительно судом. Исковое заявление подается командиром воинской части.

Приказ должен быть издан в 14-дневный срок после проведения расследования, вступления в законную силу решения суда, получения материалов и актов ревизии. С его содержанием нарушителя знакомят под роспись. Приказ должен быть принят к исполнению не позднее семи дней с момента его издания.

Такой приказ может быть обжалован вышестоящему командиру или в судебный орган. Важно помнить, что оспаривание не приостанавливает удержание материальных средств. Последующее изучение материалов должно дать ответ, правильно ли определены основания для привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Удержание из денежного довольствия правонарушителя, которое осуществляется по решению суда, выполняется на основании исполнительного листа.

Как осуществляется удержание денежных средств?

Удержание средств производится из ежемесячного денежного довольствия военнослужащего. Размер не может превышать 20% при возмещении ограниченной материальной ответственности и 50%, если за нанесенный ущерб полагается полная ответственность.

Если при сложившихся обстоятельствах имеет место удержание средств другого характера, то действующее законодательство РФ не допускает, чтобы они превышали 50 % довольствия. Порядок и очередность снятия средств регулируется Федеральными законами.

При возникновении каких-либо проблем на службе, следует обращаться к юристу, специализирующемуся на военном праве. Он способен дать разъяснения по всем вопросам, и подсказать, как выйти из сложившейся ситуации и отстоять свои права.

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих. 1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Комментарий к статье 4
1. Если первая глава комментируемого Закона посвящена общим условиям привлечения военнослужащих к материальной ответственности, то во второй главе уточняются меры такой ответственности применительно к конкретным формам (способам) причинения ущерба воинской части. В этой главе предусматривается два вида материальной ответственности военнослужащих – ограниченная или полная. Деление материальной ответственности на виды направлено на решение задачи ее индивидуализации. Непосредственно решение данной задачи осуществляется путем установления за ряд правонарушений повышенного предела причитающегося с военнослужащего возмещения причиненного ущерба (ограниченная материальная ответственность) или устранения каких-либо ограничений возмещения, за исключением размера самого ущерба (полная материальная ответственность). Более строгая материальная ответственность предусмотрена за совершение таких правонарушений, которые имеют большую опасность для государственных интересов в сфере сбережения материальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований. Большей опасностью, по мнению законодателя, обладают такие правонарушения, как причинение ущерба командиром (начальником) воинской части вследствие нарушения им установленного порядка назначения на должность или увольнения военнослужащих (лиц гражданского персонала), причинение ущерба умышленно, в состоянии опьянения и др.
2. Комментируемой статьей устанавливаются основания для привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, заранее установленных Законом.
Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – только оклад месячного денежного содержания).
Применительно к конкретным случаям, предусмотренным комментируемой статьей, предел возмещения материального ущерба военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) устанавливается кратно по отношению к базовой ставке (предусмотрен одно-, двух- или трехкратный размер такой ставки).
3. В п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет 3000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного п. 1 ст. 4 комментируемого Закона предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 5000 руб., то в соответствии с названной нормой он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 3000 руб.
Аналогичным образом решается вопрос и об ответственности военнослужащего по п. 3 комментируемой статьи.
4. В п. 1 комментируемой статьи не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Ответственность по данной норме несут все военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, за любой реальный ущерб, причиненный воинской части, кроме случаев, когда в тех же пределах они подлежат ответственности согласно п. 3 ст. 4, либо в более высоких размерах согласно п. п. 2 и 4 ст. 4 и ст. 5 комментируемого Закона.
Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба, за которые наступает материальная ответственность военнослужащих по п. 1 комментируемой статьи, являются:
– порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу воинской части относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр.;
– излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.
5. Оклад месячного денежного содержания военнослужащего согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона “О статусе военнослужащих” состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).
В настоящее время размеры месячного денежного содержания военнослужащих установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462.
6. Месячная надбавка за выслугу лет является в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих” разновидностью дополнительных выплат, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Такая надбавка выплачивается в процентах к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге:
от полугода до 1 года – 5%;
от 1 до 2 лет – 10%;
от 2 до 5 лет – 25%;
от 5 до 10 лет – 40%;
от 10 до 15 лет – 45%;
от 15 до 20 лет – 50%;
от 20 до 22 лет – 55%;
от 22 до 25 лет – 65%;
от 25 лет и более – 70%.
В выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, Центральной службе разведки Союза ССР, Управлении охраны при Аппарате Президента Союза ССР, Комитете по охране Государственной границы Союза ССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
е) приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
ж) нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах – до полного выяснения обстоятельств захвата в плен, в качестве заложников, интернирования или освобождения;
з) безвестное отсутствие – до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;
и) содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке – в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
к) перерыв в военной службе в случае необоснованного увольнения с военной службы и последующего восстановления на военной службе в установленном порядке;
л) служба в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и Союза ССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
м) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
н) работа в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
о) иные периоды работы, засчитываемые на основании законодательства Российской Федерации.
В выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава военнослужащих, выполняющих полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов, а также на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок (парашютистов-испытателей), совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ.
При этом выслуга лет исчисляется:
– испытателям парашютов и катапультных установок (парашютистам-испытателям) – не ранее чем с 17 августа 1988 г.;
– военнослужащим управлений и штабов от авиационного корпуса и выше, органов управления авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военно-образовательных учреждений профессионального образования – не ранее чем с 1 января 1990 г.
В случае если военнослужащие находились на летной работе неполный календарный год, выслуга лет для назначения надбавки на льготных условиях определяется пропорционально времени, в течение которого они фактически находились на летной работе.
При переучивании военнослужащих летного состава на новую летную специальность или на новый тип самолета первый календарный год в период обучения засчитывается в льготном исчислении независимо от выполнения заданий летной работы.
В выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) время военной службы:
а) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в Воздушно-десантных войсках и военно-образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск, воинских частях и подразделениях специального (особого) назначения (специальной разведки), десантно-штурмовых соединениях и воинских частях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, разведывательных десантных подразделениях морской

Читайте также:  Уход от уплаты налогов: ответственность
Ссылка на основную публикацию