Кто является должностным лицом в организации
Должностное лицо в организации, с точки зрения действующего законодательства. Где и как применяется.
В законодательстве отсутствует единое определение должностного лица организации.
Должностное лицо согласно КоАП
В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Должностное лицо согласно УК РФ
Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.
В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” указано, что должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Должностное лицо и судебная практика
Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).
Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Кто является должностным лицом: права и обязанности
Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.
Кто является должностным лицом?
Основные тезисы
Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.
Данная административная единица присутствует в следующих организациях:
- местные выборные органы;
- воинские образования РФ;
- муниципальные учреждения;
- государственные компании;
- хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.
Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.
Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики
Функции должностного лица
Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.
Таблица 1. Основные функции должностного лица
Административно-хозяйственные | Организационно-распорядительные |
---|---|
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей 3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги. | 1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом. 3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например. 4. Формирование кадров. 5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии. 6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности. |
Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении
Определяющие понятия
Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.
Характер исполняемых функций
Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.
- В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
- Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
- В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
- Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.
Остальные характерные черты не считаются определяющими.
Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий
Правовое основание
Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:
- законодательные акты;
- выпускаемые на предприятиях инструкции;
- устав организации;
- соответствующие приказы.
В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.
Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.
Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.
Характеристика органов
Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:
- потребительские добровольные объединения;
- разнообразные товарищества;
- зарубежные компании.
Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.
Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица
Примеры должностных лиц
КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.
Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.
Видео — Понятие и определение должностного лица в законодательстве
Должностное лицо в КОАП
Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.
КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.
Субъект ответственности
Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.
КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.
Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична
Уголовное право
К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.
Категории должностных лиц
Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.
Существует 4 группы, описанные в УК РФ.
Таблица 2. Категории должностных лиц
Категория | Характеристика |
---|---|
1 | Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293. Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285. |
2 | Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров. |
3 | В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик. |
4 | Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения. |
Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям
Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.
Права и обязанности
Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:
- несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
- нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
- мелкое хулиганство.
Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.
Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ
Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:
- военный комиссариат;
- налоговая;
- пограничные органы;
- административные комиссии;
- организации исполнительной власти.
Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.
Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.
Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.
Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может
Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.
Правонарушения должностных лиц
В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.
Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:
- прохождение таможни;
- управленческая сфера;
- охрана имущества;
- постановка на воинский учет;
- посягательство на представителей власти;
- экология;
- ветеринария;
- налоги;
- сельское хозяйство;
- строительство;
- мелиорация;
- предпринимательская деятельность;
- связь;
- энергетика.
Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.
Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.
Наказание за правонарушения
Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.
При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.
Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.
Одной из наказательных мер является лишение должности
Ответственность должностных лиц организации: понятие, виды, субъекты
Не исполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.
Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений и, как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения. Кроме того, основания привлечения к ответственности содержаться и в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.
Каждый должен представлять, что за одно и то же противоправное действие (бездействие), будь то нарушение трудовых отношений или нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений, может повлечь за собой ответственность в любых ее проявлениях (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.
Квалифицируют противоправные действия, как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление), и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные, полномочия (суд, прокуратура, милиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).
Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, являющегося руководством для работодателя. А вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.
Следует иметь в виду, что понятие «должностное лицо организации» является собирательным и не имеет законодательного определения.
Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), называя в качестве субъекта того или иного наказуемого деяния должностных лиц, в первую очередь, имеют в виду лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции в органах государственного управления. В частности, в «Примечании» к статье 2.4 КоАП РФ разъясняется, что:
«Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».
В Российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ответственность», поэтому приходится обращаться к науке. Теория права выработала огромное количество определений ответственности, но, как и по многим юридическим вопросам единой точки зрения нет, что опять таки связано с отсутствием легального определения данного понятия.
Как правило, под юридической ответственностью понимают:
наказание за совершенное правонарушение;
реализацию санкции нормы права;
меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;
обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;
порицание, как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;
особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением. Как правило, основным правоотношением является отношения правонарушителя и государства в лице соответствующих органов.
Каждое из вышеперечисленных определений имеет право на существование. Таким образом, под ответственностью понимается предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия вследствие совершенного им правонарушения.
Виды юридической ответственности обычно классифицируют в зависимости от отрасли права: гражданская, налоговая, дисциплинарная, административная, уголовная и так далее.
Следует отметить, что юридическая ответственность является видом социальной ответственности, наряду с моральной и этической.
Применительно к теме настоящей статьи субъектами правоотношений являются – должностные лица организации, к числу которых относятся:
– руководитель организации. Согласно статье 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается Федеральными законами от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статья 69, далее Закон №208-ФЗ), от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 40, далее Закон №14-ФЗ), от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» (статья 21) и иными. Подробный порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается учредительными документами организации.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов.
Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации.
– члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);
Порядок избрания коллегиального органа устанавливается Федеральными законами №208-ФЗ (статья 64, 66), №14-ФЗ (статья 41) и иными. Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации;
– заместители руководителя организации;
– иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и так далее).
Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом.
Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Но все вышесказанное, применительно к рассматриваемой теме, следует представлять в рамках иной ответственности, под которой авторы понимают наличие у главного бухгалтера и руководителя организации (как работников вообще и как должностных лиц в частности) прав и обязанностей в осуществляемой ими деятельности и в управлении делами, определенными трудовым договором, должностными инструкциями, а также предписаниями нормативных правовых актов, касающихся выполнения главным бухгалтером и руководителем значительного объема полномочий для реализации своих трудовых функций.
В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции. Должностная инструкция, является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающими эти должности.
В должностной инструкции помимо всего прочего должны содержаться положения об ответственности.
Кроме того, законодатель предоставляет работодателю возможность при заключении трудового договора с работником (назначаемым на должность главного бухгалтера либо заместителя руководителя) установить условия о материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю (часть 2 статьи 243 ТК РФ).
Общие положения о правах и обязанностях главного бухгалтера, а также об ответственности главного бухгалтера и руководителя организации содержится в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 года №59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов».
Из всего сказанного выше следует сделать следующие выводы:
1. Главный бухгалтер и руководитель организации, как граждане, могут нести ответственность гражданскую, в соответствии нормами гражданского законодательства (смотрите Гражданский кодекс Российской Федерации), уголовную ответственность за преступления, кроме должностных, предусмотренные УК РФ, административную, предусмотренную КоАП РФ.
2. Главный бухгалтер и руководитель организации, как работники, могут нести дисциплинарную или материальную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (ТК РФ), и уголовную – за преступные действия (бездействие) в сфере трудовых отношений, предусмотренные УК РФ.
3. Главный бухгалтер и руководитель организации, как должностные лица, могут нести:
– уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности и за злоупотребление полномочиями вопреки интересам службы, предусмотренные УК РФ.
– административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренные КоАП РФ.
Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. В тоже время, должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Исключением из этого правила составляют правонарушения хотя и предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов (например, статьи 128, 129, 129.1 НК РФ). Указанные правонарушения не связаны со статусом должностного лица и поэтому могут быть наложены на любое лицо.
Более подробно с вопросами, касающимися ответственности руководителей организации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ответственность должностных лиц организации».
За что несет ответственность генеральный директор российской компании?
Татьяна Бойкова, руководитель отдела правового обеспечения ООО «СК Гарант-Столица»
Генеральный директор (директор, руководитель, единоличный исполнительный орган) обладает особым правовым статусом, что обусловлено его двояким положением. С одной стороны, директор является представителем работодателя, то есть лицом, которое в соответствии с законом, учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, обладает правами и обязанностями работодателя, а с другой стороны, сам является по отношению к обществу работником (Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Глава 43 Трудового кодекса определяет и регулирует правовое положение директора, ее нормы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Однако нормы главы 43 Трудового кодекса РФ не распространяются на руководителей в случаях, если:
– руководитель организации является единственным ее участником (членом, собственником);
– управление организацией осуществляется по договору с управляющей организацией или управляющим (ИП).
Порядок заключения и прекращения трудового договора с директором также обладает некоторыми особенностями. Так, в случае заключения срочного трудового договора, срок его действия может определяться учредительными документами. В случае работы по совместительству, необходимо разрешение уполномоченного органа юридического лица, также директор не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля.
Прекращен трудовой договор может быть как по общим основаниям, так и в связи с отстранением от должности в соответствии с законодательством о банкротстве или в связи с принятием собственником решения о досрочном прекращении договора. При отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (статья 279 Трудового кодекса РФ). Если договор расторгается по соглашению сторон, директор обязан предупредить работодателя в письменной форме не позднее, чем за один месяц (статья 280 Трудового кодекса РФ).
Возвращаясь к ответственности директора, отметим, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а именно возмещает убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством (статья 277 Трудового кодекса РФ).
Директор — как работник
Положение директора как работника компании весьма специфично, поскольку определяется как нормами трудового, так и нормами гражданского права. Так, на основании статьи 277 Трудового кодекса РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Несмотря на то, что в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» руководитель указан среди работников, с которыми договор может быть заключен, заключать его нет необходимости, поскольку директор уже несет материальную ответственность в силу закона.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.
Так, например, нередки случаи, когда директор, взяв в возглавляемой им организации денежную сумму под отчет, ее не возвращает.
Истец (работодатель) вынужден был обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба, где просил взыскать с директора ущерб, а также расходы по уплате государственной пошлины. Кроме того, в результате инвентаризации товарно-материальных ценностей в организации была выявлена недостача, в связи с чем истец (работодатель) просил взыскать с ответчика (директора) также и ущерб в размере недостачи. Определением суда оба дела были объединены в одно производство, и решением суда иск был удовлетворен. Суд взыскал с директора в пользу работодателя денежную сумму в счет возмещения ущерба и судебные расходы по делу (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 16.07.2013 по делу № 33-1928/2013).
Другой пример: по решению суда с директора была взыскана денежная сумма (убытки) в связи с тем, что директор, как должностное лицо, не принял меры по взысканию задолженности перед организацией, в том числе в судебном порядке, а сформировал безнадежную ко взысканию дебиторскую задолженность и списал на финансовые результаты (в убыток) (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.11.2013 № Ф09-11137/13 по делу № А71-13618/2012).
В то же время статья 239 Трудового кодекса РФ указывает обстоятельства, исключающие материальную ответственность директора (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»). Это может быть возникновение ущерба вследствие непреодолимой силы, нормальный хозяйственный риск, крайняя необходимость или необходимая оборона. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа от 24.08.2010 по делу № А65-2833/2010 вынес постановление о том, что единоличный исполнительный орган общества не может быть признан виновным в причинении обществу убытков, если он действовал в пределах разумного предпринимательского риска. Здесь речь идет о том, что по результатам налоговой проверки обществу был начислен штраф, в связи с чем истец (общество) обратился в суд с требованием о взыскании указанной суммы с директора. Однако суд не установил причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда (директора) и понесенными убытками, а также наличия собственных реальных действий, направленных на получение выгоды во взыскиваемом размере, на основании чего жалоба была оставлена без удовлетворения.
Продолжая разговор о гражданской ответственности директора, обратимся к такому основанию как несостоятельность (банкротство) общества по вине лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — закон № 127-ФЗ) это лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения организацией-должником указания.
В случае недостаточности имущества юридического лица, на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Субсидиарная ответственность — это имущественная ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (статья 399 Гражданского кодекса РФ). То есть директор может быть привлечен к ответственности в случае банкротства компании, если это банкротство произошло по его вине (пункт 3 статьи 3акона № 14-ФЗ, пункт 3 статьи 3 закона № 208-ФЗ, пункт 4 статьи 10 закона № 127-ФЗ). С иском о возмещении убытков, причиненных обществу директором, вправе обратиться в суд само общество или его участник (пункт 2 статьи 44 Федерального закона №-14). При рассмотрении дел о возмещении убытков необходимо доказать, что действия директора носили противоправный характер, и что между причиненными убытками и правонарушением существует причинно-следственная связь.
Истец обратился в суд с заявлением о привлечении руководителя общества к субсидиарной ответственности. Однако суд в удовлетворении заявления отказал, и вот почему: в соответствии с пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно, и признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). В рассматриваемом споре ответчик (директор), по мнению истца, не предпринял необходимых действий по досрочному расторжению договора аренды в одностороннем порядке, когда арендатор прекратил платежи, в связи с чем образовалась большая задолженность, приведшая к банкротству общества. Но по мнению суда, бездействие ответчика не выходило за пределы обычного делового (предпринимательского) риска.
Названные выводы арбитражного суда первой инстанции полностью соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями; при этом руководитель должника не может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам общества только по тому основанию, что он являлся руководителем общества и имел возможность определять его действия (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 № 10АП-3337/14).
Директор — как работодатель
Поскольку у директора есть обязанности не только по отношению к его работодателям и обществу, но и по отношению к работникам, рассмотрим ответственность директора в случае нарушения трудового законодательства.
Согласно постановлению заместителя председателя Верховного Суда РФ от 26.03.2010 № 72-АД10-1, государственным инспектором труда в отношении директора общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, согласно которому директор допустил нарушение законодательства о труде за нарушение части 6 статьи 136, статьи 140, статьи 236 Трудового кодекса РФ, выразившегося в несвоевременной выплате заработной платы, сумм по увольнению, невыплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока полагающихся выплат работнику общества, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
За невыплату заработной платы работникам руководитель компании может понести и уголовную ответственность, об этом говорится в статье 145.1 Уголовного кодекса РФ. Согласно указанной норме, привлечение к уголовной ответственности возможно, если зарплата, пособия и иные установленные законом выплаты не выплачивались частично (в размере менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев или полностью свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законодательством минимального оплаты труда, а также невыплата должна быть обусловлена корыстной или иной личной заинтересованностью руководителя организации (постановление заместителя председателя Верховного Суда РФ от 26.03.2010 № 72-АД10-1).
Истец обратилась в суд с иском к ответчику (работодателю) о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за несвоевременную выплату заработной платы, а также компенсации морального вреда. В течение определенного времени ей регулярно задерживали выплату заработной платы, в связи с чем образовалась задолженность, которая подлежит взысканию с ответчика с выплатой процентов на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ. Ранее состоялся приговор суда в отношении директора общества, который был признан виновным и привлечен к уголовной ответственности, в числе прочего, в связи с невыплатой свыше двух месяцев заработной платы сотрудникам общества. Заявление истца было удовлетворено (апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2013 № 11-35715/13).
Директор — как должностное лицо
Мы рассмотрели ответственность директора как работника и как работодателя, теперь уделим внимание ответственности руководителя компании именно как должностного лица.
Существует ряд правонарушений, за совершение которых к ответственности могут привлечь не только саму организацию, но и ее должностных лиц (директора и главного бухгалтера). Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности указаны в главе 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Это:
осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии (статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена (статья 14.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ); нарушение законодательства о рекламе (статья 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ); обман потребителей (статья 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
незаконное использование товарного знака (статья 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ) и ряд других.
За все эти правонарушения может быть установлено наказание в виде штрафа, дисквалификации или иного наказания, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Решением Костромского областного суда Костромской области от 26.09.2013 по делу № 7-26 была оставлена без удовлетворения жалоба директора на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области, согласно которому должностное лицо было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Ко декса об административных правонарушениях РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. Он признан виновным в том, что, являясь генеральным директором общества, допустил нарушение законодательства о рекламе при размещении статьи в газете.
В отношении еще одного директора был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.16 части 3 Ко декса об административных правонарушениях РФ. Дело было передано в суд. Из материалов дела следовало, что должностное лицо совершило нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно была осуществлена продажа алкогольной продукции по цене ниже минимальной, установленной для розничной продажи. Проверив представленные материалы, доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о виновности директора общества, в связи с чем директор был подвергнут административному взысканию в виде штрафа без конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции (решение Московского городского суда от 08.07.2010 по делу № 7-1197).
Еще один вид правонарушений (преступлений), который чаще всего может повлечь за собой уголовную ответственность, относится к сфере налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее руководителя от административной или уголовной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Директор общества осуждена по части 1 статьи 199 Уголовного кодекса РФ к лишению свободы на срок восемь месяцев, так как была признана виновной в уклонении от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в крупном размере. Директор умышленно внесла в налоговые декларации заведомо ложные сведения — «нулевые» суммы налога, чем сокрыла данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в указанный период и сумме налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет. А также совершила еще ряд умышленных действий, направленных на искажение и сокрытие исчисляемых сумм налога, что привело к неуплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет (кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20.02.2012 по делу № 22-220).
Также директор может быть подвергнут штрафу за нарушение правил работы с наличными денежными средствами (превышение лимита остатка, превышение размера расчетов наличными деньгами — статья 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ), нарушение правил работы с контрольно-кассовой машиной (продажа товара населению без применения контрольно-кассовой машины — статья 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Ответственность также установлена за совершение правонарушений в области таможенного права (непредставление вовремя грузовой таможенной декларации, нарушение срока уплаты таможенных платежей), а также за нарушение валютного законодательства (осуществление валютных операций без разрешения или с нарушением установленных правил).
Одним из эффективных способов избежания ответственности является несовершение действий, за которые она предусмотрена. Руководитель организации должен действовать разумно и добросовестно, исполнять возложенные на него обязанности надлежащим образом. Вместе с тем необходимо учитывать, что некоторые из этих действий могут оказаться все же неверными и повлечь за собой негативные последствия. Здесь необходимо учитывать, что основанием привлечения директора к ответственности является вина, поэтому всегда подлежит выяснению факт, являются ли принимаемые директором решения злоумышленными, либо он действовал исключительно в интересах общества, не имел никакой личной заинтересованности и внимательно изучил всю информацию, необходимую для принятия решения.
Еще одним условием привлечения директора к ответственности является наличие причинно-следственной связи между принятыми им решениями и наступившими неблагоприятными последствиями. Вместе с этим виновные действия (бездействия) должны носить противоправный характер, а также повлечь за собой возникновение материального ущерба.
Таким образом, доказать вину директора не всегда является простой задачей, необходимо, чтобы все вышеизложенные условия соблюдались.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг своим распоряжением от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» дала рекомендации к разрешению подобных ситуаций. Так, организациям рекомендуется не только принимать меры к прекращению полномочий виновных в причинении убытков руководителей общества и к привлечению их к ответственности за нарушение своих обязательств перед обществом, но и за счет собственных средств осуществлять страхование ответственности директора, с тем чтобы в случае причинения убытков обществу или третьим лицам действиями этих лиц убытки могли быть возмещены.
Внедрение такого механизма позволит не только повысить эффективность гражданско-правовой ответственности, но и привлечь к работе в исполнительных органах компетентных специалистов, которые в противном случае опасались бы предъявления к ним крупных исков.
Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности
Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс – КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.
Понятие должностного лица
Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.
Существует несколько определений понятия “должностное лицо”. КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ – на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.
Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ
В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.
Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:
- российские Вооруженные Силы;
- инстанции местного самоуправления;
- государственные и муниципальные организации.
Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП “О должностных лицах”. Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.
О статусе должностного лица
Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.
Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.
Особенности должностного лица в административном праве
КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.
Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.
КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.
Должностные лица и обычные граждане
В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.
Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП “должностное лицо”. Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений – все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример – недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.
Правонарушения должностных лиц
В “особой части” российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц – это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:
- посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
- охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
- экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
- сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
- связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
- промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
- финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
- таможенная сфера (21 статья из главы 16);
- посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
- воинский учет (4 статьи из главы 21);
- порядок управления (19 статей из главы 19).
Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.
Санкции за правонарушения
Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан – административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример – высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией – но только в случаях смены власти на территории всей страны.
Примеры должностных лиц
По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.
Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет – вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.
Права и обязанности должностных лиц
От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.
Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.
Задачи должностных лиц
Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:
- нарушение правил пребывания на государственной границе;
- появление в общественных местах в пьяном виде;
- мелкое хулиганство;
- распитие алкоголя в общественных местах;
- нарушение правил безопасности на дорогах и др.
Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.
Уполномоченные инстанции
Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:
- таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
- ОВД;
- органы исполнительной власти;
- коллегиально-административные комиссии;
- комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
- мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.
Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном – высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.
Кто является должностным лицом?
Юридическое лицо основной вид деятельности продажа легковых автомобилей. Является ли директор должностным лицом по отношению к покупателям и подпадает ли под коап по закону о работе с обращениями граждан?
Наиболее полный ответ юриста
17 Октября 2019 21:51
Ответы юристов ( 3 )
- 8,0 рейтинг
- 2295 отзывов
С точки зрения КоАП РФ да, но только если
ст. 2.4 КоАП РФ он совершил
административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций
в противном случае нет…
Организационно-распорядительных функций тут точно нет, а вот под административно-хозяйственные (например, не возврат потребителя денег за некачественный товар по личному распоряжению директора) директор вполне подходит.
п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Я так понимаю пришла прокурорская проверка по ст. 5.59 КоАП РФ. Если так, то тут директор не причем, так как директор организации по продаже автомобилей явно не исполняет публично значимых функция, как указано в данной статье.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан… иныхорганизаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, .
Может у Вас отношения вытекающий из законодательства о защите прав потребителей и Вы предъявили претензию по качеству?
Если так, то срок для решения вопроса по Вашему требованию описаны в ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Но там гражданско-правовая ответственность (денежная), а не административная.
- 10,0 рейтинг
- 2825 отзывов эксперт
На правоотношения частных юридических лиц, его директора и иных органов управления с клиентами ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ не распространяется.
Это отчетливо следует из ст.1 закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрениемуказанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Может смутить упоминание юр.лиц, но имеются ввиду государственные юр.лица
При этом в ст.4 закона дается понятие должностного лица
5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочиюосуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями. (см.Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 48-АД19-2)
Директор в данном случае действует от имени юридического лица и вправе уполномочить дать ответ представителя. Однако следует учитывать, подтверждаются ли чем-то полномочия самого директора — он может действовать либо на основании устава (это видно в выписке из ЕГРЮЛ) -см.п.1 ст.53 ГК РФ, либо на основании доверенности (см. п.1 ст.185 ГК РФ).
Что касается персональных данных, то тут необходимо понимать, какие правоотношения между Вами и автосалоном. Как следует из ст.6 ФЗ «О защите персональных данных»
1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
…
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
…
4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данныхпо поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Валерий, заключить договор о чем?
Валерий, давайте конструктивно. Что конкретно Вы мне рекомендуете почитать? Я знаю положения и того и другого закона. Вам и судебная практика приведена. Если Вы не согласны с моим ответом -это Ваше право. Если желаете подискутировать со мной, то приведите свои обоснованные доводы.
Вам три юриста дали ответ на ваш вопрос, полярности мнений причем не наблюдается.
Если не хотите, то не стоит бросаться словами. В ФЗ «О защите персональных данных» о необходимости договоров с субъектом персональных данных нет ни слова.
- 10,0 рейтинг
- 6736 отзывов эксперт
Юридическое лицо основной вид деятельности продажа легковых автомобилей.… подпадает ли под коап по закону о работе с обращениями граждан?
Коммерческие организации, в том числе и та о которой указано в вопросе, в своей деятельности не подпадают под требования федерального закона о порядке рассмотрений обращений граждан, а значит сами организации и их должностные лица к которым относятся и их руководители, не могут нести административную ответственность за его нарушение, так как они его и не нарушают вовсе ведь он на них не распространяется, а также они не выполняют публично — значимых функций, как не относящихся к системе публичной власти.
На этот счет уже было принято постановление Конституционного суда РФ.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. N 19-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1, ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 2 И СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
6.1. Обязание рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала.
О чем дискутировать? Нет не хочу.
Валерий дискутировать и не нужно, я лично считаю что обязаны Вам отвечать, но только при этом Вам нужно применить другие основания и порядок, вот и всё, а не ссылаться на ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан который к сожалению, к данной ситуации не имеет никакого отношения.
Я обратился к директору юрлица с заявлением. Директор мне отвечать не стал. Выдал доверенность постороннему физлицу, которое мне направило ответ. Есть ли здесь нарушение моего права получить ответ от должностного лица юрлица? И как с моими персональным данными?
Евгений, почитайте закон о персональных данных, закон о порядке рассмотрения обращений граждан.
Валерий, на мой взгляд Вы несколько путаете федеральное законодательство в сфере рассмотрения обращений граждан, круг его субъектов которые обязаны его исполнять и могут понести административную ответственность за его нарушение определен в отношении органов публичной власти, организации не относящиеся к органам публичной власти, под действие данного закона не подпадают. Т.е. это публично-административное законодательство.
И отвечать мне они не обязаны?
И гражданские правоотношения в которые Вы вступили с данной организацией, в рамках гражданских правоотношений и договора который их регулирует Вы вправе выдвигать определенные требования. в форме претензии, и других законных форм, если они вытекают из существа обязательств и возникших правоотношений гражданского характера.
К РФ Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
ГК РФ Статья 420. Понятие договора
1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Валерий, так Вы объясните в чем проблема-то? Вам дал ответ представитель автосалона, ну и что. А проблема-то в чем? Права-то какие нарушены? Как Вам может помочь юрист, не зная о чем речь?
Проблема в том, что салон передал ему мои персональные данные.
По незаконной обработке персональных данных и их использовании. административная ответственность предусмотрена по
КоАП РФ Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных
и это уже другой федеральный закон о персональных данных.
Т.е. все зависит от существа самого обращения и конкретных действий этого должностного лица, в зависимости от этого и применяется нужное законодательство регулирующее нужные правоотношения.
Подаете заявление. Сами устанавливаете срок для дачи Вам ответа, к примеру 10 дней, указываете что если не дадут официальный ответ, обратитесь с заявлениями в уполномоченные органы о привлечении их к административной ответственности.
Если откажут или ответа не последует так и поступите, в отношении них проведут соответствующую проверку.
В прокуратуру по персональным данным, в Роспотребнадзор по ст. 10 и 12 Закона о защите прав потребителей.
Так или иначе именно этот вариант более всего подходит в ситуации с этой организацией, уполномоченные органы в любом случае проведут проверку по Вашим к ним обращениям, и ее результаты направят Вам в письменной форме.
Вы можете, конечно, обратиться и в прокуратуру, и в Роскомнадзор, но думаю, напрасно потеряете время.
Мне дал ответ не представитель салона, а вообще непонятно кто.
Дело в том, что автосалон, как юридическое лицо, вправе иметь представителей в любых правоотношениях между кем-бы то ни было.
Не знаю, по поводу чего Вы обращались в салон, но он реализовал имеющееся у него право. В частности, салон, как юридическое лицо, обладает собственной правоспособностью, то есть имеет права и обязанности, на что прямо указано в ст.49 ГК РФ.
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Что касается приведенного Вами п.3 ст.6 «О персональных данных», то этот пункт не ставит прямого запрета на передачу персональных Ваших данных своему представителю, так как о допустимости передачи говорится как раз-таки в приведенном мною п.2 ст.6 закона.
Честно сказать, если Вы хотите решить имеющуюся проблему между Вами и салоном, то положения ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» -это явно не тот путь, так как он они не регулируют правоотношения, по поводу которых Вы обращались. Ваши правоотношения — это (судя по характеру деятельности автосалона) Закон «О защите прав потребителей», но надо сказать, что и в нем нет положений,обязывающих автосалон, как продавца отвечать на претензии. (Ни в одной статье того закона Вы таких обязанностей не найдете). Речь в Законе О защите прав потребителей идет только лишь об обязанности продавца или исполнителя услуги удовлетворить требования потребителя в установленные Законом сроки при условии обоснованности претензий. Если же Ваши правоотношения с автосалоном связаны не защитой прав потребителя, то тут уже нужно точно знать, о чем идет речь.