Особенности назначения ограничения по военной службе

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, в то время как исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет. Кроме того, особенностями ограничения по военной службе являются следующие обстоятельства:

Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ 1996 г. По своему содержанию оно отчасти напоминает наказание в виде исправительных работ, например, тем, что осужденный продолжает социально-полезную деятельность без разрыва с ближайшим окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства определенной части его денежного содержания. Анализ текста закона позволяет предположить, что ограничение по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, т.е. избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, оно применяется при осуждении за воинские преступления в предусмотренных законом случаях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ. Из числа таких наказаний ближайшим применительно к ограничению по военной службе в перечне, предусмотренном ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.

При сложении наказаний в порядке ст. 71 УК РФ исправительные работы и ограничение по военной службе по отношению к лишению свободы оцениваются одинаково.

Наряду с этим наказание в виде ограничения по военной службе обладает некоторыми особенностями, обусловленными спецификой правового статуса осужденного и условиями прохождения военной службы. Поэтому его исполнение не связано с рядом правоограничений, предусмотренных для осужденного к исправительным работам. Например, нет ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставляемого военнослужащему. В то же время ограничение по военной службе предполагает правоограничения, не свойственные исправительным работам. Как указано в ч. 2 ст. 51 УК РФ, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, в срок наказания не засчитывается выслуга лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы

Ограничение свободы, как указано в ст. 53 УК РФ, заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Это наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих государствах. Их общей чертой является возложение на осужденного обязанности в течение определенного времени находиться либо ежедневно посещать учреждение с особым исправительным режимом, получившим название режима “ограниченной свободы” или “полусвободного” режима. В системе уголовно-правовых мер такие наказания выполняют роль своего рода промежуточного звена между наказаниями, связанными и не связанными с изоляцией от общества, и обычно применяются к преступникам, требующим повышенного внимания и контроля, но необязательно в условиях пенитенциарных учреждений.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за умышленные преступления и не имеющим судимости; б) лицам, сужденным за неосторожные преступления (независимо от наличия судимостей за ранее совершенные преступления). Срок данного наказания для умышленных преступников оставляет от одного года до трех лет, для неосторожных – от одного года до пяти лет. Допускается и назначение данного наказания на срок менее одного года, но только в случае замены им обязательных или исправительных работ.

В статье 5 Федерального закона от 18 декабря 1996 г. “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации” указано, что положения данного Кодекса об исполнении наказания в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2005 г. Однако пока федеральный закон, вводящий в действие наказание в виде ограничения свободы, не принят.

Нормами гл. 8 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к ограничению свободы отбывают это наказание в исправительных центрах. По общему правилу осужденные должны жить и работать на территории данного учреждения, однако в предусмотренных законом случаях могут покидать его, вплоть до того, что отдельным их категориям может быть разрешена лишь периодическая явка в центр для регистрации. В процессе отбывания наказания, осужденные в обязательном порядке привлекаются к труду на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Читайте также:
Гарантия на капитальный ремонт двигателя по закону

С учетом последнего обстоятельства в ст. 53 УК РФ определен круг лиц, к которым данное наказание не может применяться. Это несовершеннолетние, инвалиды первой и второй групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, лица, достигшие пенсионного возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

В случаях злостного уклонения осужденного от отбывания наказания неотбытая его часть заменяется наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. При этом злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.

Ограничение свободы применяется только в качестве основного наказания при осуждении за преступления, указанные в статьях Особенной части УК РФ.

Арест

Предусмотренный ст. 54 УК РФ арест, так же как обязательные работы и ограничение свободы, является новым наказанием, неизвестным прежнему УК. Он также начнет применяться после создания условий для исполнения этого наказания, не позднее 2006 г.

Арест относится к числу основных видов наказания и назначается только в случаях, предусмотренных нормами Особенной части УК. Как указано в ч. 1 ст. 54 УК РФ, он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

В уголовном законе не раскрывается содержание того, что понимается под “условиями строгой изоляции”, однако об этом можно получить представление из анализа норм главы 10 УИК РФ. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Краткосрочные свидания предоставляются один раз в месяц только несовершеннолетним осужденным. Телефонные разговоры с родственниками разрешаются только при исключительных личных обстоятельствах.

Таким образом, условия отбывания ареста строже, чем при отбывании лишения свободы в исправительных и воспитательных колониях. С учетом этого обстоятельства ч. 2 ст. 54 УК РФ указывает, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Однако при сравнении лишения свободы и ареста следует вновь отметить, что максимальный срок последнего не может составлять более шести месяцев. Поэтому в целом арест является менее строгим видом наказания.

Как уже отмечалось, минимальный срок ареста по общему правилу равен одному месяцу, но при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Из содержания норм уголовного и уголовно-исполнительного права видно, что специфика ареста как вида уголовного наказания состоит в концентрированном и повышенно жестком воздействии на сознание осужденного в течение относительно короткого срока, осуществляемом в целях специального предупреждения преступлений. При этом цель исправления лица, совершившего преступление, достигается косвенно. Во всяком случае, законом не предусмотрено проведение воспитательной работы с осужденными в период отбывания ареста.

Исполнение ареста имеет также некоторые особенности в отношении военнослужащих, которые отбывают его не в арестных домах, а на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части

Данный вид наказания был известен и прежнему УК, в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. Статья 55 УК РФ не только изменила его название, но и расширила круг лиц, к которым данное наказание может применяться. Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только как основное наказание и лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ; б) совершения иных преступлений, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части производится судом как при выборе между различными видами наказания, так и при замене уже назначенного лишения свободы направлением в дисциплинарную воинскую часть из расчета данных наказаний день за день.

Читайте также:
Можно ли обменять авиабилеты

Таким образом, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может применяться к военнослужащим за совершение как воинских, так и иных преступлений. Его основное предназначение состоит в том, чтобы заменять собой наказание в виде лишения свободы в случаях осуждения за преступления небольшой тяжести, когда цели исправления и предупреждения рецидива преступлений могут быть достигнуты без изоляции лица от общества в условиях дисциплинарной воинской части. Дисциплинарная часть – воинское подразделение, специально предназначенное для отбывания рассматриваемого уголовного наказания, порядок и условия содержания в котором регламентированы нормами уголовно-исполнительного права.

В дисциплинарных воинских частях (отдельных дисциплинарных батальонах и отдельных дисциплинарных ротах) устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала части. Из содержания главы 20 УИК РФ видно, что режим содержания осужденных в дисциплинарных воинских частях во многом схож с режимом, устанавливаемым в местах лишения свободы.

Ограничение по военной службе
назначается только контрактникам

Ограничение по военной службе назначается только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе и к тем из них, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы и не выслужили к моменту вынесения приговора установленных законом сроков службы по призыву. Военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву, ограничение по военной службе не назначается.

В том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, но на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной службе назначено быть не может.

Если военнослужащий совершил преступление в период прохождения военной службы, но на момент вынесения приговора утратил статус военнослужащего, ему не может быть назначено ограничение по военной службе. При этом в случае отсутствия в санкции статьи Особенной части УК РФ другого вида наказания ему следует назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи. Ссылка на ст. 64 УК РФ в таких случаях не требуется.

Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 1 ст. 51 УК РФ).

Карательное содержание этого наказания проявляется прежде всего в правоограничении материального характера – из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 144, 145 УИК РФ).

В случае увольнения осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке, определенном ст. 148 УИК РФ.

Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ.

Замены ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.

Данный вид наказания следует отличать от исправительных работ (ст. 50). Применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных – любым трудоспособным гражданам, имеющим основное место работы. В ч. 1 ст. 39 УИК РФ специально подчеркивается, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом (ст. 51 УК РФ) не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом в законе (ч. 2 ст. 50 УК РФ) определен минимальный процент удержания из заработка осужденного – он не может быть менее 5%. При исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера – из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения – осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Вместе с тем осуждение к ограничению по военной службе не связано с некоторыми правоограничениями в сфере трудовой деятельности, присущими исправительным работам. Например, ограничения в продолжительности ежегодного отпуска и др. Наконец, при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным. Исправительные работы могут быть в этих случаях заменены другими, названными в ч. 3 ст. 50 УК РФ видами наказаний (например, ограничением свободы).

Читайте также:
Бланк заявления на справку об отсутствии судимости

Ограничение свободы

Ограничение свободы является новым видом наказания, который отсутствовал в системе наказаний УК РСФСР, хотя УК 1960 г. и предусматривал возможность применения имеющего сходство с ограничением свободы условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 242). Его отличие от ограничения свободы заключалось в том, что лицо осуждалось к лишений свободы, и последнее носило условный характер. Такие признаки отсутствуют у ограничения свободы как вида наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Наказание в виде ограничения свободы может быть только основным. В качестве такового ограничение свободы может быть определено судом в случаях, когда:

1) оно предусмотрено в санкции статьи Особенной части;

2) оно назначается судом в порядке применения ст. 64 УК (назначение более мягкого наказания);

3) оно назначается судом в порядке ст. 80 УК (замена неотбытой части наказания более мягким);

4) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК);

5) оно заменяет обязательные или исправительные работы при злостном уклонении от них.

Согласно ч. 2 ст. 53 УК РФ это наказание назначается на срок от одного года до трех лет лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, а лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности – на срок от одного года до пяти лет. Однако в случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой они проживали или были осуждены. Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации. Срок ограничения свободы исчисляется со дня постановки осужденного на учет в исправительном центре. В срок ограничения свободы засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы, а также время краткосрочного выезда после освобождения из исправительного учреждения до прибытия в исправительный центр. Вместе с тем в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. Осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перехода на другую работу (ст. 47, 49 УИК РФ).

Осужденные к ограничению свободы обязаны постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра, участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

Читайте также:
Страховка жизни при потребительском кредите в сбербанке

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста. Кроме того, это наказание не может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч. 5 ст. 53 УК РФ).

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Злостным уклонением от отбывания ограничения свободы, согласно ч. 3 ст. 58 УИК РФ, является самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.

Юристами-практиками ограничение свободы как вид наказания нередко оценивается резко отрицательно. Так, заместитель министра юстиции РФ Ю.И.Калинин считает необходимым вообще от него отказаться в силу практической несостоятельности и неэффективности такой меры. Он отмечает, что ограничение свободы – это “фактически ранее ликвидированное условное осуждение с обязательным привлечением к труду”, а исправительные центры, в которые должны направляться осужденные, – “те же спецкомендатуры, только под другой вывеской”. По новому законодательству осужденный за нетяжкое преступление к ограничению свободы должен будет препровождаться в межрегиональный исправительный центр, из одной области в другую. “Он там должен работать, зарабатывать себе на жизнь, кормиться, – продолжает Ю.И.Калинин. – А кто его ждет на другой территории, где он там найдет себе работу? Так какой смысл в таком наказании?” Результат, по мнению юриста, будет один: “Человек приедет в этот центр, покрутится, увидит, что кушать нечего, семье помочь нечем, и пойдет воровать ради куска хлеба, или побежит домой, к семье, чтобы там подкормиться. В первом случае его будут ловить и сажать за кражу, во втором случае – за побег. Только посадят его уже в закрытую зону, в тюрьму”.

Арест

Уголовное законодательство дореволюционной России (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.) включало арест в “лестницу наказаний”, отводя аресту низшую ступень. Это определялось рядом специфических черт назначения и исполнения данного вида наказания.

Арест согласно этому Уложению считался одной из разновидностей лишения свободы и не рассматривался как самостоятельное наказание. Арест подразделялся на четыре вида в зависимости от сроков: от трех недель до трех месяцев, от семи дней до трех недель, от трех до семи дней, от одного до трех дней. Применялся арест за незначительные преступления.

Приговоренные к аресту содержались в общем заключении, в так называемых арестных домах, что не сопровождалось никакими правоограничениями. Более того, приговоренные на срок не свыше семи дней могли по определению суда отбывать наказание по месту жительства. Офицеры отбывали наказание на гауптвахте. Арестные дома устраивались с обязательным разделением по полу, для малолетних и лиц высших сословий. Отдельно от осужденных в них могли быть помещены и подследственные. Закон разрешал отлучки заключенных до трех дней в случае тяжелой болезни близких родственников. Арестанты содержались в собственной одежде, а приговоренные на срок менее семи дней работали только по желанию. Иные должны были выбрать себе род работ, которые разрешались, либо им работа назначалась администрацией.

Согласно Уголовному уложению 1903 г. арест также мог быть назначен на срок от одного дня до шести месяцев, а в некоторых случаях, предусмотренных особо, – до одного года. Отбывался он также в специальных арестных домах.

В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., Уголовных кодексах РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг., Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. арест не выделялся в качестве самостоятельного вида уголовного наказания. Характерно, что, следуя традициям российского уголовного права, законодатель в УК РФ 1996 г. выделил арест в качестве самостоятельного вида в системе наказаний.

Согласно ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае назначения ареста взамен обязательных работ или исправительных работ он может быть назначен на срок менее одного месяца. Отбывают наказание осужденные к аресту в арестных домах по месту осуждения.

Специфический характер ареста как вида наказания определяет его неприменение к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Читайте также:
Как сделать теплый пол на балконе или лоджии

Уголовно-правовая сущность ареста состоит в том, что осужденный к этому наказанию подвергается исправительному воздействию в условиях строгой изоляции от общества с учетом особого порядка и условий его исполнения.

Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции. На них распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются. Передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные имеют право ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда. Несовершеннолетним осужденным предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние осужденные – не менее полутора часов. При исключительных личных обстоятельствах осужденным к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими.

В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. При этом время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 154 УИК РФ).

Арест является основным видом наказания и применяется в случаях, когда он:

1) указан в санкции статьи Особенной части;

2) назначается в порядке смягчения наказания (ст. 64, 80 УК РФ);

3) применяется при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);

4) определяется лицам, злостно уклоняющимся от штрафа, обязательных или исправительных работ.

В последнем случае перерасчет сроков осуществляется на основании ст. 71 УК РФ. Анализ статей Особенной части УК РФ позволяет сделать вывод о том, что арест, по мысли законодателя, должен применяться за совершение преступлений небольшой или средней тяжести.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Согласно статьям 143-148 УИК РФ, как уже отмечалось выше, непосредственно организовать исполнение наказания является обязанностью командования войсковой части, в которой осужденный остается для дальнейшего прохождения службы.

После получения копии законного приговора, командир части не позднее трех дней издает приказ. В нем более конкретно определяется, по каким причинам и на протяжении какого срока осужденный военнослужащий не подлежит представлению к очередному воинскому званию, не повышается по должности, какой конкретно срок ему не засчитывается при исчислении выслуги лет, в каком размере на время наказания у него происходит удержание из денежного довольствия. Сведения, что приговор исполняется, командир в течение трех дней обязан направить в суд с приложением копии приказа. Также приказ объявляется по всей воинской части, знакомят с ним и самого осужденного, о чем он ставит роспись.

Отпуск осужденного военнослужащего, использованный им во время прохождения службы по контракту, засчитывается в срок отбытия им данного вида наказания. Кроме того, ограничение по воинской службе не влияет на исчисление срока общей выслуги лет.

Понятие

Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.

Ключевой момент заключается в том, что субъектами этого вида наказания могут выступать только граждане, проходящие военную службу по контракту. В качестве положительной стороны стоит отметить ранее анонсированную возможность продолжить дальнейшее исполнение своего контракта, что особенно важно, если лицо, допустившее нарушение закона, является профессионалом своего дела.

Какие статьи его трактуют

Правовая трактовка этого типа санкции есть в ст. 44 и 51 УК РФ. В первой он есть в списке используемых наказаний за уголовные преступления в РФ. Во второй подробно расписано, каким образом он должен использоваться, срок ограничения по военной службе, к кому применяется и т. д.

Особенности ограничения по военной службе как вид уголовного наказания

Порядок исполнения такого типа меры представлен в главе 18 УПК РФ. Именно там можно найти алгоритм, по которому следует действовать при использовании наказания на практике.

На каком основании налагается ограничение

Подобная мера ответственности назначается в отношении лиц, которые совершили следующие типы правонарушений:

  • против военной службы (гл. 33 УК РФ);
  • небольшой степени тяжести (например, кража, побои, противоправная охота и т. д.)

Важно! Условие, обязательно соблюдаемое при этом: преступник — это военный, который служит в армии по контракту. Это означает, что граждане, проходящую срочную военную службу, не могут быть приговорены к подобной мере ответственности.

Она может быть определена и на основании ст. 64 и 65 УК РФ, а также если неотбытая часть правонарушения заменяется смягченным наказанием по ст. 80 УК РФ.

Читайте также:
Погашение облигации — Answr

Ограничение по военной службе в праве Украины

Согласно ст. 58 УК Украины, ограничение по военной службе применяется ко всем военнослужащим, кроме проходящих срочную службу, на срок от 6 месяцев до 2 лет в случае, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса, а также в порядке замены ограничения свободы или лишения свободы на срок не более 2 лет.

Предусматривается удержание из денежного довольствия осуждённого в доход государства в размере от 10 до 20%. Осуждённый в период отбывания наказания не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается ему в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч.

Карательное содержание этого наказания проявляется прежде всего в правоограничении материального характера – из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%*(51). Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст.

В случае увольнения осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке, определенном ст. 148 УИК РФ.

Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ.

Замены ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.

Данный вид наказания следует отличать от исправительных работ (ст. 50). Применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных – любым трудоспособным гражданам, имеющим основное место работы. В ч. 1 ст. 39 УИК РФ специально подчеркивается, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.

Ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом (ст. 51 УК РФ) не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом в законе (ч. 2 ст. 50 УК РФ) определен минимальный процент удержания из заработка осужденного – он не может быть менее 5%.

При исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера – из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения – осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Вместе с тем осуждение к ограничению по военной службе не связано с некоторыми правоограничениями в сфере трудовой деятельности, присущими исправительным работам. Например, ограничения в продолжительности ежегодного отпуска и др.

Читайте также:
Нет света в подъезде куда звонить

Наконец, при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным. Исправительные работы могут быть в этих случаях заменены другими, названными в ч. 3 ст. 50 УК РФ видами наказаний (например, ограничением свободы).

Проблемы назначения наказания

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (т.е. заключивших в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны России или иным ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Уголовным кодексом 1996 г. введено новое наказание – ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), которое предусмотрено во многих санкциях составов преступлений против военной службы (в 18 из 21 составов преступлений). На основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин пригашают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

В соответствии с подпунктом «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Ограничение по военной службе широко использовалось в отношении офицерского состава в Вооружённых Силах Советского Союза, хотя законодательно это не было урегулировано. Рассматриваемый вид наказания впервые был предусмотрен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 2 июля 1991 г., не вступивших в силу в связи с распадом СССР.

Введение подобного наказания в УК РФ 1996 г. вызвало резкие возражения Вооружённые Силы не место исполнения наказания для тех, кто служит в них на профессиональной основе, а потому установление подобной меры государственного принуждения аномально для любой системы комплектования армии, тем более на контрактной основе 1 Xомич В.М. Наказания, не связанные с лишением свободы С. 372. . Не случайно рассматриваемый вид наказания фактически не применяется на практике 2 Уголовное право России: Общая часть: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. М. 2004. С. 388. .

При этом нарушения законов армейскими командирами достигли такого уровня, что впору говорить об эпидемии офицерской преступности в Вооружённых Силах. В 2008 г. каждый третий генерал был привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. По сравнению с 2007-м более чем на треть увеличилось количество преступлений среди командиров рангом ниже. Работников армейской юстиции особенно тревожит рост коррупции в офицерской среде. Из четырех с лишним тысяч преступлений они занимают почти половину 3 Гаврилов Ю. Равнение на тест // Российская газета 2009. 10 июля. . По официальным данным Минобороны, в 2008 г. органы военной юстиции зафиксировали почти трехкратный рост коррупционной преступности. Число злоупотреблений должностными полномочиями только среди комиссаров и их помощников за год увеличилось в пять раз. Например, только в двух военных округах – Приволжско-Уральском и Северо-Кавказском – было зарегистрировано 423 нарушения закона 4 Гаврилов Ю. Тень призывника // Российская газета 2009. 7 июля. . За один лишь год коррупционные преступления нанесли ущерб свыше 2 млрд. рублей. Осуждено более 400 офицеров, в том числе 300 старших. Среди них 76 командиров воинских частей. К уголовной ответственности привлечено 20 генералов, 10 из них уже осуждены 5 Яшманов Б. Офицерский состав преступлений // Российская газета. 2009. 11 февр. .

Все большую необходимость потому приобретает увольнение судимых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Даже условное осуждение к лишению свободы не препятствует заключению с осуждённым контракта и прохождению им военной службы Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. помимо того, изобилует пробелами в части регламентации исполнения условного осуждения в отношении осужденных военнослужащих.

Содержание данного вида наказания заключается в ограничении возможности продвижения по службе, а также в сокращении денежного довольствия осужденных военнослужащих. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда но не свыше 20 %. Определенный судом размер удержания из денежного довольствия осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Во время отбывания этого наказания (срок ограничения по военной службе составляет от 3 месяцев до 2 лет) осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а сам срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет дня присвоения очередного воинского звания, хотя включается в общую выслугу лет. Этот запрет не распространяется на правительственные награды и квалификационные категории, если последние предусмотрены для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Читайте также:
Террористический акт

Таким образом, по своему карательному содержанию наказание в виде ограничения по военной службе содержит элементы таких наказаний, как исправительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью в том смысле, что в течение срока отбывания наказания осуждённый военнослужащий не может быть повышен в должности и воинском звании. Иные ограничения по военной службе (увольнение осужденного военнослужащего со службы, понижение его в должности или военном звании, лишение тех или иных льгот и надбавок по военной службе и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не могут применяться в связи с его исполнением.

Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначениям на иные воинские должности и переводам на новое место военной службы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302.

В соответствии с приговором суда, командиром воинской части издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного довольствия осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов. Сам по себе факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или вотском звании.

Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом командир воинской части направляет в вынесший приговор военный суд представление об основании увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148, ч. 2 ст. 174 УИК РФ). Отметим, что в уголовном законе подобное основание освобождения от отбывания наказания не предусмотрено вовсе. Уголовно-исполнительный же закон не упоминает, какими критериями должен руководствоваться суд делая выбор между полным освобождением осужденного от отбывания наказания и заменой неотбытой части наказания более мягкой мерой. Отсутствуют в законе и правила, которые бы обеспечивали соразмерность неотбытого и замещающего видов наказаний; нет указания и на то, каков максимальный срок (размер) нового наказания может быть установлен судом.

Нужно отметить, что нередко санкции статей Особенной части в случае применения их к военнослужащим трансформируются: в частности, ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ. Равноценность подобной замены вызывает сомнения. Содержание и пределы применения указанных мер государственного принуждения существенно различаются. Пожалуй, единственной их общей чертой является обязательность производства удержаний в доход государства как из заработной платы осужденного к исправительным работам, так и из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 %. При этом минимальный размер удержаний из денежного довольствия не установлен вовсе. В абсолютном же выражении фактический размер удержаний из денежного довольствия оказывается существенно выше, чем при исполнении исправительных работ. Помимо того, минимальный срок ограничения по военной службе составляет 3 месяца, в то время как исправительных работ – 2 месяца.

Наконец, рассматриваемое законодательное решение фактически допускает выход за верхние пределы санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ с усилением наказания, поскольку перечень наказаний ст. 44 УК РФ признаёт ограничение по военной службе более суровым видом наказания, чем исправительные работы.

Скажем военнослужащий, проходящий службу по контракту, осуждается за порчу земли или за наущение режима особо охраняемых природных объектов (ч 1 ст. 254. ст. 262 УК РФ) к ограничению по военной службе. Такое наказание в санкциях упомянутых статей вообще не значься. К тому же оно более строгое, нежели самый тяжкий вид из предусмотренных в санкциях данных статей.

Обращает на себя внимание и другой правовой пробел в законе не предусмотрены последствия злостного уклонения от отбывания этого наказания. Так С.Ф. Милюков предлагает дополнить ст. 51 УК частью третей – о применении в подобных случаях правил ч. 3 ст. 50 6 Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство. С. 188. . Однако с таким предложением согласиться нельзя: во-первых, как упоминалось выше, содержание наказаний в виде исправительных работ и ограничения по военной службе не идентично; во-вторых, злостное уклонение от указанных видов наказания могут образовывать существенно отличающиеся друг от друга деяния.

Читайте также:
Какой штраф за незарегистрированный прицеп

Таким образом, предусмотренные в УК РФ наказания за совершение воинских преступлений не отражают всего многообразия форм воздействия на военнослужащих, в частности проходящих службу по контракту. В качестве наиболее эффективного способа воздействия на таких лиц целесообразно более широкое использование штрафа. Сохранение же в уголовном законе специальных наказаний для военнослужащих, предполагающих возможность исполнения наказания при сохранении за осуждённым статуса военнослужащего, крайне негативно сказывается на авторитете Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Ограничение по военной службе

Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое, в соответствии со ст. 51 УК, может быть назначено только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: а) за совершение преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена нормами главы 33 УК (например, за неисполнение приказа, дезертирство, утрату военного имущества); б) за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, когда последние предусмотрены соответствующими статьями Особенной части УК (например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).

По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде исправительных работ и лишения права занимать определенные должности и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных (т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 6 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе»: (См.: Росс. газета, 1998г., 2 апр.) военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, других федеральных органах государственной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, как мужского, так и женского пола, заключившие письменный договор (контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (ст.

Как подчеркивает А.В. Наумов, введение этого вида наказания в систему наказаний «обусловлено стремлением законодателя дать возможность военнослужащим, совершившим нетяжкие преступления, продолжать военную службу (особенно когда речь идет о назначении наказания высококвалифицированным специалистам в той или иной области военного дела)». Цели исправления таких военнослужащих и предупреждения совершения ими новых преступлений достигаются применением указанного наказания в сочетании с военной службой. (149, с. 381).

Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока:

а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов;

б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании;

в) срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Иные ограничения (понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.

Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил, но из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Согласно ст. 144 УИК РФ, удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

В отличие от исправительных работ, минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому, по смыслу закона, он может составлять и менее пяти процентов. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями (ст.

Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, с учетом, однако, пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.

Читайте также:
Нет света в подъезде куда звонить

Впрочем, в теории была высказана и противоположная точка зрения. (См.: 222, с. 339).

Однако мы не можем разделить эту точку зрения по следующим основаниям. Во-первых, как известно, при отсутствии указания о минимальном пределе того или иного вида наказания в санкции статьи Особенной части УК, суд должен руководствоваться указаниями Общей части о пределах данного вида наказания (ст. 60 УК, тот же принцип заложен и в ч. 4 ст. 69 и ч. 2 ст. 70 УК). В отношении ограничения по военной службе минимальный срок установлен в три месяца, следовательно, руководствоваться надлежит этим сроком. Во-вторых, фактически осужденному назначаются не исправительные работы, а ограничение по военной службе, именно этот вид наказания законодатель и вслед за ним суд признают способным с наибольшим эффектом реализовать цели наказания в отношении данной категории осужденных, но одновременно законодатель полагает, что срок этого наказания не может быть менее трех месяцев, иначе цели наказания не будут достигнуты.

Срок наказания в виде ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок отбывания данного вида наказания из расчета один день содержания под стражей за три дня ограничения по военной службе (ст.

Военнослужащий, которому назначено ограничение по военной службе, может быть условно-досрочно освобожден от отбывания наказания (ст. 79 УК).

Однако закон не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного от него уклонения другим, более суровым наказанием.

Ограничение по военной службе непосредственно содержится в качестве основного наказания в 20 санкциях (3,7% всех санкций) за воинские преступления небольшой и средней степени тяжести. Во всех случаях оно установлено в альтернативе с иными видами наказания – содержанием в дисциплинарной воинской части, арестом, штрафом. …….

В соответствии с ч.1 ст. 51 УК, этот вид наказания может назначаться во всех случаях, когда в санкции установлено наказание в виде исправительных работ – т.е. еще за 95 составов преступлений.

Кроме того, наказание в виде ограничения по военной службе может быть назначено на основании ст. ст. 64 и 65 – при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким – на основании ст. 80 УК.

Порядок и условия исполнения ограничения по военной службе регулируются нормами главы 18 (ст. ст. 143-148) УИК РФ. Исполнение рассматриваемого наказания возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.

Согласно ст. 143 УИК, командир воинской части не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении издает приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается размер удержаний из денежного содержания осужденного. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. В трехдневный срок командир воинской части извещает об этом суд, вынесший приговор, направляя в суд копию приказа.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в занимаемой должности, связанной с руководством подчиненными, он перемещается командиром части на другую должность как в пределах воинской части, так и с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145 УИК).

С осужденным военнослужащим командир воинской части проводит воспитательную работу (ст. 146 УИК), а не позднее чем за три дня до истечения срока наказания издает приказ об этом и направляет копию приказа в суд, вынесший приговор (ст. 147 УИК).

Если до истечения срока наказания осужденный военнослужащий будет уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, командир воинской части направляет представление в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148 УИК).

Ограничение по военной службе является новым видом наказания в уголовном законодательстве Российской Федерации. Данный вид наказания был включён в УК с целью дать возможность военнослужащим, которые совершили преступления небольшой тяжести, продолжить нести военную службу (что целесообразно, например, если они являются высококвалифицированными специалистами в своей области военного дела); исправление при этом достигается за счёт лишения осуждённого благ материального и нематериального характера, связанных с прохождением службы [1] .

Ссылка на основную публикацию