До 2017 года налоговики почти не занимались принудительной ликвидацией компаний, деятельность которых не велась длительное время. Но в 2016 г. в законодательство об ООО и госрегистрации компаний и ИП были внесены изменения, после чего началась “чистка” ЕГРЮЛ.
Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией
Налоговики могут в принудительном порядке ликвидировать компанию, если она в течение 12-ти месяцев не представляла отчетность и по ее расчетным счетам нет никакого движения. Как именно принудительная ликвидация отразится на учредителях и директоре компании, если ее исключат из ЕГРЮЛ?
Как правило, к основным причинам ликвидации компании не относятся неудачи в бизнесе, поскольку организация – это инструмент для ведения предпринимательской деятельности. И если собственник решил ликвидировать свой бизнес, значит, в нем отпала необходимость. Соответственно, нет смысла нести расходы по его содержанию, которые могут быть значительными, даже если фактически деятельность не ведется.
Владельцы компании в такой ситуации принимают решение просто забыть о фирме, не заниматься ею. Также они, как правило, не желают вести процесс ликвидации самостоятельно, поскольку он требует достаточно весомых затрат и проводится в течение длительного периода времени.
В такой ситуации ликвидацией компании занимается налоговая инспекция, причем проводит ее в принудительном порядке. Каковы последствия такого действия для собственников и директора?
В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ
Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:
- не представляло отчетности по налогам и сборам;
- не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.
С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).
- При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
- При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.
Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла – ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).
Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.
Добровольная ликвидация
Подходит фирмам с оборотом 15–30 млн рублей, а также тем, кто не работал в последнее время, но регулярно сдавал нулевую отчетность. Важно, чтобы у вас не было непогашенных кредитов и начатых судебных разбирательств.
В среднем процесс добровольной ликвидации длится от 6 до 12 месяцев.
Общее собрание участников принимает решение о прекращении деятельности компании и создаёт ликвидационную комиссию (выбирает ликвидатора). Далее все дела ведёт ликвидатор. Он уведомляет кредиторов и регистрирующий орган, составляет промежуточные и ликвидационные балансы, увольняет персонал и разбирается с имуществом.
Налоговая может назначить выездную проверку компании за последние три года (п. 11 ст. 89 НК РФ). Но если ресурсов у фирмы нет, то проверку могут и не назначить.
Оплатить задолженность по налогам
Перед приостановкой работы компания должна погасить долги по налогам. Иначе налоговая будет начислять штрафы и пени.
Чтобы узнать сумму налогов, нужно запросить у налоговой справку о состоянии расчетов по налогам. Для этого есть три способа:
- пойти в налоговую. Это может сделать директор или любой сотрудник с нотариальной доверенностью;
- через сайт налоговой. Если есть электронная подпись, справку можно запросить в личном кабинете на сайте налоговой;
- через системы отправки отчетности. Например, через Контур-экстерн или СБИС. Ответ придет на электронную почту.
Справка выглядит так:
В справке — информация по всем налогам, которые компания платила или должна была платить. В первом столбце — название налога. В остальных — информация о самом налоге, начисленных пенях и штрафах.
Сумма с минусом — задолженность по налогу.
Сумма с плюсом — переплата. Переплата не всегда означает, что компания переплатила налоги. Если компания платит авансовые платежи по налогам, до подачи декларации в сверке будет переплата. Если компания правда заплатила больше, чем нужно, переплату можно зачесть в счет других налогов.
Если в сверке есть задолженность, ее нужно погасить. А после этого заказать новую справку и убедиться, что долгов нет.
Как вернуть деньги из налоговой, если заплатили лишнее
Процедура ликвидации
При ликвидации налоговики должны соблюсти процедуру ликвидации компании, предусмотренную в п.3 и п.4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.
1 шаг. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (например, в журнале «Вестник государственной регистрации»). Срок публикации — в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Отметим, что в законодательстве не установлена обязанность налоговиков направлять компании уведомления о предстоящем исключении, а также уведомлять ее участников, кредиторов и иных лиц (если их интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из ЕГРЮЛ). Вместе с тем данную информацию заинтересованные участники могут найти в открытом доступе на сайте ФНС РФ.
Для этого в поисковые строки нужно ввести ОГРН или ИНН компании.
2 шаг. Одновременно с решением должны быть опубликованы (в этом же журнале) сведения о порядке и сроках направления заявлений от всех заинтересованных лиц (самой компанией и ее кредиторов, а также иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются). В журнале публикуется адрес, по которому могут быть направлены такие заявления. Срок направления заявления — не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении компании.
И если такое заявление в трехмесячный срок не направлено, то налоговая инспекция исключает недействующую компанию из ЕГРЮЛ (п.4 ст.21.1, п.7, п.8 ст.22 Закона № 129-ФЗ).
Если в установленный законом трехмесячный срок какие-либо заявления о невозможности исключения компании из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступили, то суды подтверждают правомерность принятия решения налогового органа о прекращении деятельности юридического лица (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А32-18881/2015, Центрального округа от 06.05.2016 г. №А62-6758/2015, Уральского округа от 19.04.2016 г. №А60-30019/2015).
Исключение организации из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами (если их интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из ЕГРЮЛ). Срок обжалования — в течение года со дня, когда заинтересованные лица узнали либо должны были узнать о нарушении своих прав.
Путей обжалования два (ст.22, и ст.25.2 Закона № 129-ФЗ, письмо ФНС РФ от 28.03.2018 г. № СА-4-9/5832):
Когда ООО закрывают автоматически
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлено, что компания, которая в последние двенадцать месяцев не представляла отчетность по налогам и страховым взносам и не проводила операций хотя бы по одному своему банковскому счету, считается прекратившей деятельность. Такие организации называют недействующими, в связи с чем их могут просто убрать из реестра. Правом по своей инициативе исключать эти фирмы из ЕГРЮЛ законодатель наделил ФНС.
Если ООО соответствует сразу всем признакам недействующего юрлица, то регистрирующий орган принимает решение о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ. Фактически это означает принудительное закрытие фирмы.
Отметим, что в Информационном письме от 17.01.2006 № 100 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснял, как устанавливаются признаки недействующего юрлица. В частности, если на организацию открыто несколько банковских счетов, то в целях признания ее недействующей и принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ операции не должны производиться ни по одному из них.
Также налоговая вправе закрыть ООО автоматически при наличии двух других оснований:
- проведение ликвидации невозможно из-за отсутствия денег на такую процедуру при условии, что соответствующие расходы нельзя возложить на учредителей;
- в ЕГРЮЛ более 6 месяцев присутствует запись о недостоверности. В отношении данного основания судебная практика говорит о том, что компанию с записью о недостоверности сведений нельзя убрать из реестра, если в реальности она не прекратила своей деятельности и выходит на связь (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.02.2022 № Ф02-701/2020).
Об этом же говорит и другой суд. В Постановлении от 02.03.2022 № Ф03-326/2022 Арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что при исключении компании из реестра по инициативе регистрирующего органа ФНС не может руководствоваться только лишь формальными основаниями, если фактически организация своей деятельности не завершала.
В то же время препятствием для вычеркивания фирмы из реестра не может стать наличие недоимок. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 отмечается, что автоматическое исключение недействующего ООО из ЕГРЮЛ возможно даже при наличии долгов по налогам и сборам.
Вместе с тем следует учитывать, что автоматическая ликвидация недействующей фирмы — это право, а не обязанность регистрирующего органа. Как разъясняла ФНС в письме от 09.04.2022 № КВ-4-14/6053@, наличие признаков недействующей компании не является безусловной причиной для исключения из реестра ООО. Применение этого права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе в виде уклонения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Вместе с условиями, при соответствии которым ООО могут убрать из реестра автоматически, ст. 21.1 закона № 129-ФЗ устанавливает и условия, когда вычеркивать фирмы не допускается. Если ФНС известно, что в отношении компании возбуждено производство по делу о банкротстве или проводятся процедуры, применяемые при банкротстве, то она не вправе закрыть такое общество.
Процедура исключения ООО из ЕГРЮЛ по инициативе ФНС описана в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ. Анализ приведенных норм позволяет выделить три основных этапа автоматического закрытия общества:
- принятие решения об исключении недействующей компании из реестра;
- публикация решения о предстоящем исключении в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения должны быть размещены в течение трех дней с даты принятия решения о предстоящем исключении. Вместе с решением публикуется информация о сроках, порядке и адресе для подачи заявлений кредиторами и другими лицами, чьи права может нарушить исключение ООО из ЕГРЮЛ. На представление заявлений с возражениями заинтересованным лицам отводится три месяца со дня публикации сведений;
- принятие решения об автоматическом исключении общества и занесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Данный этап возможен только при непоступлении в установленный срок от заинтересованных лиц заявлений с возражениями.
Если по какой-то причине кредитор пропустил срок подачи возражения, то на обжалование решения ФНС, которым произведена автоматическая ликвидация должника, у него есть один год с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ).
В письме от 09.07.2018 № ГД-4-14/13083 ФНС привела позицию суда о возможности повторного возобновления процедуры исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе ФНС после того, как от кредиторов поступили возражения. В этом споре суд пришел к выводу, что при направлении кредитором заявления повторная процедура исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована на этом же основании до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 № Ф07-1810/2018).
Автоматическое исключение неработающего ООО из реестра будет иметь последствия, если организация накопила долги перед государством и кредиторами.
Статьей 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ определено, что исключение недействующей компании из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства. Иначе говоря, руководству компании будет грозить субсидиарная ответственность.
Поскольку недействующее ООО уже не в состоянии исполнить свои обязательства, требования могут предъявить:
- к директору, руководителю или другому единоличному исполнительному органу;
- к членам коллегиальных органов юридического лица;
- к участникам;
- к другим лицам, которые могли влиять на принятие решений в компании или давать указания.
При этом в статье четко прописано, в каком случае указанных лиц могут обязать платить долги неработающей организации. Субсидиарная ответственность вменяется исключительно в том случае, если их решения и действия имели недобросовестный и неразумный характер.
Автоматическое исключение ООО из реестра может иметь и другие негативные последствия для контролирующих его лиц. Они не смогут участвовать в других организациях.
В статье 23 закона № 129-ФЗ перечислены причины, по которым ФНС вынесет отказ в госрегистрации. В частности, отказ будет получен, если в налоговый орган подано заявление о включении в реестр сведений об учредителе, который:
- на дату исключения неработающей фирмы из реестра по инициативе ФНС владел половиной голосов, у компании имелись долги перед государством, или такие долги были признаны безнадежными. Ограничение применяется только в том случае, если документы на госрегистрацию подаются раньше, чем закончился трехлетний срок со дня вычеркивания неработающего ООО из ЕГРЮЛ;
- на день автоматического закрытия ООО был уполномочен действовать от имени общества без доверенности, а у ООО имелись долги перед бюджетом или такие недоимки признали безнадежными к взысканию. В этом случае ограничение тоже действует в течение трехлетнего периода после исключения недействующей фирмы из ЕГРЮЛ.
Узнать об открытии в отношении организации процедуры исключения из реестра можно с помощью специального сервиса, функционирующего на портале налоговой службы. Заинтересованному лицу нужно зайти на сайт ФНС, перейти в раздел «Сервисы и госуслуги», выбрать подраздел «Риски бизнеса» и в нем вкладку «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Сервис позволяет получать актуальную информацию из реестров компаний и предпринимателей, в том числе и о процедуре закрытия юрлица и удаления его из ЕГРЮЛ. При этом в сервисе представлены и сведения, размещенные в издании «Вестник государственной регистрации», относительно принятых налоговиками решениях о предстоящих исключениях из реестра.
Для получения данных заинтересованным лицам необходимо обладать минимальной информацией. В специальной графе требуется заполнить только ИНН, ОГРН или наименование предприятия, а также выбрать регион.
Все сведения, представленные в сервисе ««Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», систематически обновляются.
Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии
Любое предприятие можно ликвидировать в добровольном или принудительном порядке. Также закон позволяет использовать различные формы скрытой ликвидации, при котором первоначальные собственники ООО передают свои доли третьим лицам. Принудительный же процесс закрытия проходит в судебном порядке, либо путем банкротства.
Учредители общества могут в любой момент принять решение о добровольной ликвидации. На этом этапе нужно учитывать следующие нюансы:
- решение о прекращении деятельности ООО принимается единогласно — каждый из участников должен проголосовать за ликвидацию (если у компании только один собственник, ему предстоит вынести единоличное решение);
- ликвидационный процесс должен учитывать интересы потенциальных кредиторов — с этой целью следует заранее выявить кредиторскую задолженность и рассчитаться по долгам. В противном случае процесс рискует затянуться, либо предстоит инициировать банкротное дело;
- для ведения дел утверждается ликвидатор общества или создается ликвидационная комиссия.
При добровольной ликвидации учредители ООО не отвечают по долгам собственным имуществом, такая ответственность может возникнуть только при банкротстве.
На первой стадии закрытия компании следует выполнить 3 шага:
- подготовиться к проведению общего собрания участников ООО — оформить проект решений, сформировать повестку дня, уведомить собственников о месте и времени собрания;
- провести общее собрание — единогласно утвердить решение о прекращении деятельности, кандидатуру ликвидатора или состав ликвидационной комиссии;
- оформить бланк уведомления в инспекцию ФНС о начале ликвидационной процедуры.
Хотя уведомление в налоговый орган составляется от имени ООО, заявителем будет выступать ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. О принятом решении инспекция ФНС должна быть уведомлена в трехдневный срок.
Подача налоговой декларации
Процесс будет продолжаться несколько месяцев, а налоговая вправе назначить камеральную или выездную проверку. Поэтому на момент принятия решения о прекращении деятельности ООО необходимо своевременно представить в адрес ИФНС декларационные бланки, соответствующие режиму налогообложения компании.
При наличии задолженности по налогам и сборам, а также по штрафным санкциям за несвоевременную сдачу деклараций, в регистрации заявления о ликвидации будет отказано.
Если сумма задолженности по налогам и штрафам превысит 100 тыс. рублей, может быть инициирована процедура банкротства. Также на протяжении всей процедуры общество обязано сдавать текущую налоговую отчетность, даже если фиксируются нулевые результаты хозяйственной деятельности.
Ликвидация юридического лица по решению собственников
Оформите решение о ликвидации ООО
Решение о ликвидации ООО должны единогласно принять его участники. По итогам собрания следует оформить протокол. Если собственник один, то он должен оформить решение единственного участника о ликвидации.
Установленной формы протокола (решения) нет. В документе необходимо однозначно выразить желание собственников добровольно ликвидировать свою компанию. В протоколе, кроме того, нужно отметить, что решение принято единогласно.
Выберите ликвидационную комиссию или ликвидатора
Одновременно с принятием решения о ликвидации нужно выбрать ликвидационную комиссию или ликвидатора. Обычно оба решения оформляют в одном документе.
С этого момента комиссия или ликвидатор управляет юридическим лицом. Далее под «ликвидатором» будем иметь в виду и председателя ликвидационной комиссии.
Часто функции по ликвидации компании берет на себя действующий директор или один из учредителей. Но это не обязательно — можно пригласить и стороннего специалиста.
Проинформируйте налоговиков о начале ликвидации ООО
После принятия решения о ликвидации необходимо в течение 3 дней сообщить об этом в ИФНС по месту нахождения организации. Нужно использовать специальную форму — уведомление Р15001. В документе укажите сведения о юридическом лице (раздел 1), о ликвидаторе (лист А) и о заявителе (лист Б). Также проставьте отметки в п. 2.1 и 2.2 и заполните дату принятия решения о ликвидации. Уведомление должен подписать один из участников ООО или ликвидатор.
К форме Р15001 нужно приложить протокол собрания или решение единственного участника о ликвидации.
Документ можно составить на бумаге и сдать в ИФНС лично, передать через МФЦ или направить заказным письмом. Если заявление готовится в бумажном формате, то подпись ответственного лица нужно заверить у нотариуса.
Если у заявителя есть усиленная квалифицированная электронная подпись, он может направить налоговикам информацию через сервис на сайте ФНС.
Документы в электронном виде можно передать через нотариуса. В этом случае заявитель может не иметь электронной подписи — нотариус сам заверит отправляемые файлы.
В течение пяти рабочих дней налоговики должны внести сведения в госреестр и выдать подтверждающий документ — лист записи ЕГРЮЛ с отметкой о начале ликвидации.
Госпошлину за подачу уведомления о начале ликвидации платить не нужно. Заверение подписи у нотариуса стоит в среднем от 1 000 до 1 500 рублей, а пересылка в электронном формате — от 3 000 до 5 000 рублей.
После получения уведомления о ликвидации налоговики могут назначить выездную проверку. Но так бывает далеко не всегда. Здесь многое зависит от той информации о компании, которая есть у инспекторов. Если за последние три года у фирмы не было сомнительных операций, возмещения НДС, сдачи убыточных деклараций, контрагентов с признаками «однодневок» – вероятность проверки будет минимальной.
Сообщите контрагентам о предстоящей ликвидации
Когда запись о ликвидации внесут в госреестр, нужно уведомить контрагентов о предстоящем закрытии компании.
Во-первых, необходимо опубликовать информацию о начале ликвидации ООО в «Вестнике государственной регистрации». На сайте издания есть специальная форма, через которую удобно заказать публикацию. В объявлении следует указать срок для предъявления претензий, который не может быть меньше двух месяцев.
Помимо этого, каждого кредитора нужно отдельно уведомить о предстоящей ликвидации в письменном виде. Лучше всего сделать это так, чтобы в дальнейшем можно было доказать, что контрагент получил документ. Это может быть заказное письмо с уведомлением о вручении или подпись ответственного лица кредитора при курьерской доставке.
Предупредите сотрудников и службу занятости о предстоящих увольнениях
Если компания ликвидируется, это означает, что все сотрудники потеряют работу. Их нужно письменно предупредить о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца.
Также нужно сообщить о будущем увольнении по инициативе работодателя в службу занятости по форме, утвержденной постановлением Правительства от 05.02.1993 № 99. Срок здесь тоже составляет два месяца, а при массовых увольнениях — три.
Общие правила, по которым нужно определять массовость, установлены тем же постановлением № 99. При ликвидации массовым считается увольнение более 15 сотрудников. Но региональными законами или отраслевыми соглашениями могут быть установлены и другие критерии.
Составьте промежуточный ликвидационный баланс
После того, как все требования были предъявлены и налоговая проверка (если она была) завершена, можно составлять промежуточный ликвидационный баланс.
Он включает в себя активы компании и все признанные ликвидатором требования кредиторов. Этот документ обычно составляют по стандартной форме бухгалтерского баланса с пометкой «ликвидационный».
Промежуточный ликвидационный баланс нужно сдать в ИФНС вместе с формой Р15001 и протоколом об его утверждении. Необходимо поставить отметку в п. 2.3 формы. Лист А в данном случае заполнять не нужно, ведь сведения о ликвидаторе у налоговиков уже есть.
Иногда промежуточных ликвидационных балансов может быть два или даже больше. Такая ситуация возникает, если после сдачи первого баланса появились новые требования, которые ликвидатор обязан признать, например – основанные на решении суда.
Способ второй: «альтернативные методы»
Данный способ объединяет в себе несколько вариантов, которые активно использовались до 2015 года. После этого они резко пошли на спад.
Как правило, основная модель выглядела так:
- В компании менялся директор и участники. Вместо директора ставилась управляющая компания, опционально это мог быть нерезидент или оффшорная компания.
- Сама компания «переезжала» в другой регион. Как правило, на другой конец страны.
- После этого компания присоединялась к другой компании. Таких присоединений одновременно могло быть несколько (так называемая «ромашка»).
- И в результате, компанию-правопреемника ликвидировали.
Иногда использовалась схема целиком, иногда только какие-то ее компоненты. Так, смена действующих лиц на нерезидентов объяснялась тем, что «их никто искать не будет». То же самое с оффшорными компаниями.
Однако полное вступление в силу положений 67-ФЗ, а также ряда приказов ФНС, дало налоговикам инструменты по противодействию таким вот «альтернативным» методам. Так, процедура приостановки регистрации с последующим вызовом «на разговор» в инспекцию ее действующих лиц в итоге превратило процедуру реорганизации в то, для чего ее изначально задумал законодатель.
Получите бесплатно разбор вашей ситуации с конкретными
рекомендациями ликвидации фирмы
Также активно используется такой инструмент, как «проверка сведений, вносимых в ЕГРЮЛ на предмет их достоверности». Это позволяет приостанавливать процедуру регистрации изменений на достаточный срок, чтобы выяснить все «проблемные места».
После 2015 года «альтернативные» способы избавления от компаний еще иногда имеют место быть. Но их использование чревато проблемами. Начиная от отметок о недостоверности в ЕГРЮл и «черных списков» для действующих лиц, заканчивая статьями в УК (173.1 и 173.2, в частности).
Как происходит принудительное закрытие по инициативе налогового органа?
Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исключение компании из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков возможно, если складывающиеся обстоятельства соответствуют одновременно двум условиям:
- организация не предоставляет отчетность в инспекцию более 12 месяцев;
- по банковскому (расчетному) счету предприятия не осуществляются операции.
Инспекторы признают такое ООО недействующим юрлицом и имеют право исключить его из госреестра.
Однако данная норма вызвала неоднозначную реакцию со стороны юридической общественности, в том числе Конституционного суда. Так, согласно Постановлению КС от 18 мая 2015 г. № 10-П, право налоговиков исключать компании из ЕГРЮЛ признано не соответствующим Конституции РФ. Свое решение суд объяснил тем, что «законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе кредиторов». А указанная статья на тот момент разрешала налоговикам ликвидировать предприятия, в отношении которых по заявлениям кредиторов судом введена процедура банкротства.
В связи с этим пункт 2 ст. 21.1 дополнили вторым абзацем, согласно которому, инспекторы не могут исключать предприятие из ЕГРЮЛ по указанным признакам, если у них есть сведения о том, что в отношении этого ООО возбуждено производство по банкротству.
Справедливости ради, нужно сказать, что заявители, объясняя свое несогласие с применением инспекторами статьи 21.1 ФЗ № 129, говорили, что данные нормы противоречат ст. 46 ГК РФ, где говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе, если решения и действия государственных органов кажутся им несправедливыми. А это уже принципиально другой уровень несогласия налогоплательщиков с правами, которыми налоговики наделены законодательно.
Что на это отвечал суд? В Постановлении от 6 декабря 2011 года № 26-П и в определениях от 17 января 2012 года № 143-О-О, например, говорится, что подобное правовое регулирование направлено на «обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота».
Плюсом статьи 21.1 ФЗ № 129 для ликвидируемых организаций являются положения пункта 5. Согласно им, инспекторы могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ на следующих основаниях:
- у компании нет средств на расходы, необходимые для ликвидации;
- в ЕГРЮЛ более шести месяцев была внесена запись о недостоверности юрлица.
Исходя из судебной практики по принудительной ликвидации компании налоговиками, также напрашивается вывод, что суд наверняка встанет на сторону ФНС, если связь с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможна (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики применения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»). Однако, согласно ст. 158 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд может отложить разбирательство и предложить организации представить в регистрирующий орган достоверные сведения.
Ликвидация предприятия с долгами – сложный процесс, в котором разнообразные законодательные нормы сочетаются с непредсказуемым человеческим фактором. Оценивая обстоятельства, в которых упраздняется компания, инспекторы ориентируются в том числе на личный опыт в этом вопросе.
Мы точно знаем, какие данные будут сопоставлять инспекторы при изучении компании, заявившей о ликвидации, и принимая решение о необходимости выездной проверки. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально формируют налоговую отчетность, ориентируясь на риски конкретного бизнеса. Благодаря командной работе наших бухгалтеров и юристов ликвидация любой организации проходит без материальных и моральных потерь.
Если у компании, исключенной из реестра, нет долга перед бюджетом, то указанные ограничения для ее владельцев или директора не применяются. Однако на практике такая ситуация встречается достаточно редко, и в основном у налогоплательщика обязательно есть задолженность перед бюджетом. Если компания не сдает отчетность, налоговики назначают ей штраф за несдачу. Кроме того, вполне возможно начисление пеней за просрочки.
Ликвидация ООО с долгами перед налоговой: все способы
Добровольное закрытие фирмы
Чтобы закрыть ООО с долгами, выгодней добровольно рассчитаться с кредиторами организации за счет ее имущества, чем прибегать, например, к процедуре банкротства и переводить свою собственность в статус конкурсной массы.
Преимущество данного способа прекращения деятельности бесспорно, если организация уверена в своей бухгалтерии и отчетности за последние три года. Деятельность компании именно за этот период, согласно п. 11 ст. 89 НК РФ, может проконтролировать налоговая в ходе выездной проверки ликвидируемого предприятия.
Тем не менее визит инспекторов в организацию – их право, а не обязанность, поэтому его вполне возможно избежать, если готовиться к закрытию фирмы заранее, а именно:
- Провести ревизию долгов и исключить задолженность перед бюджетом.
- Навести порядок в бухгалтерской и кадровой документации, рассчитаться с сотрудниками.
Специалисты 1С-WiseAdvice точно знают, на чем именно будут акцентировать внимание сотрудники ФНС в отчетности организации, заявившей о ликвидации – поэтому мы изначально ведем налоговый учет с осознанием всех возможных рисков и последствий.
Словом, у налоговиков должно сложиться мнение, что ликвидация ООО для собственника – неприятный и независящий от его попыток «удержаться на плаву» исход дел, а не осознанная попытка не рассчитываться с долгами или заплатить меньше, чем предусмотрено обязательствами.
Порядок действий при добровольной ликвидации компании, установленный законодательством, включает следующие этапы:
- Общее собрание участников ООО и назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
- Уведомление налоговой.
- Публикация объявления о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
- Информирование службы занятости о предстоящем расторжении трудовых договоров с сотрудниками – не позднее, чем за два месяца до начала процедуры упразднения организации (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
- Извещение кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих требований у них должно быть не меньше двух месяцев.
- Сверка расчетов с ФНС – в том числе, по страховым взносам (пп. 11 п.1 ст. 32 НК). На этом этапе инспекторы могут провести выездную проверку, если сочтут нужным.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса. В реестр непогашенных задолженностей включаются недоимки, штрафы и пени, выявленные в ходе выездной налоговой проверки.
- Расчеты с кредиторами. Порядок очередности обозначен в ст. 64 ГК: на первом месте граждане, жизни и здоровью которых нанесен вред в процессе производства (если таковые имеются) и сотрудники.
- Предоставление в ИФНС налоговой отчетности.
Банкротство предприятия
Основания и процессуальный порядок банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.07.2019).